Скачать презентация основные проблемы философской антропологии. Презентация "Философская антропология" по философии – проект, доклад

Философская антропология Выполнила: студентка группы 2201 Чеченова С. Х.

План 1. 1. Философская антропология. Представления о человеке в философской мысли. 2. 2. Проблема сущности человека. 3. 3. Происхождение человека.

Философская антропология — это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувиански й человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в 1490 -92 гг.

Специфика философской антропологии Философская антропология исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение

Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики

Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентриз м м Человек растворяется в природе, является её частью Средневеков ье ье Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него Возрождени е е Антропоцентриз м м Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

Философская антропология XX XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность » и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричност ь и неопределённос ть Арнольд Гелен – недостаточност ь и деятельность

Макс Шелер (1874 -1928) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» . М. Шелер. Положение человека в Космосе.

Гельмут Плеснер (1892 -1985) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т. е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний

Арнольд Гелен (1904 -1976) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо» . Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя

Основные теории антропогенеза Три основные теории антропогенеза Теологическая концепция (креационизм) Концепция биологической эволюции Концепция космической эволюции

Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер (1471 -1528) Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного» , Бог вдохнул душу.

Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин (1809 -1882) — основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора

Концепция космической эволюции человека Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы

Эволюционная теория Эволюционной теории придерживается большинство учёных Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и биологических данных

Факторы антропогенеза Биологические факторы прямохождение развитие руки большой мозг способность к членораздельной речи Формы деятельности труд коллективная деятельность мышление язык и общение нравственность




Литература: Бердяев Н.А. Проблема человека.Проблема человека Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Гельвеций. О человеке.О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М., Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.Феномен человека. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.




Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: Человек есть мера всех вещей (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: Человек – это общественное животное, наделенное разумом; деятельностная сущность человека


Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек есть образ и подобие Бога; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда


Человек в философии Возрождения и Нового времени Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс); антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт); механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)


Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); антропологический монизм (Л.Фейербах)


Основные концепции антропогенеза РазновидностьОсновная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человекаХристианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.


Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационно- генетические признаки эволюционные признаки




Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию». «Философия зоологии» Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: изменчивость - основа образования новых признаков в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет их; естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 год


Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза


Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н тыс.л.н.


Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; а потому можно говорить о ведущей социально- культурной эволюции человека; генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.


Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды


Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества:


Феномен человека ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «личность» - целостность социальных свойств Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Философская антропология как наука о человеке 2. Природа и сущность человека 3. Содержание понятия «личность» 4. Роль воспитания и образования в формировании личности.

Слайд 3

Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах.

Слайд 4: Кто такой человек?

Слайд 5

Религиозная Философская Социальная Культурная Антро пология

Слайд 6: Филосо́фская антрополо́гия

в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление в западноевропейской философии нач.XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке при помощи психологии, биологии, этологии, социологии.

Слайд 7: Философская антропология

Начало ФА связано с появлением сл. работ: 1.Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928), 2.Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), 3.Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), 4.А. Гелена «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Слайд 8

Слайд 9: МАКС ШЕЛЕР (1874-1928)

«Положение человека в Космосе» (1928): «предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира».

10

Слайд 10: Философская антропология

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества - это кризис человека, кризис личности.

11

Слайд 11: Философская антропология

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека - это главная проблема философии.

12

Слайд 12: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

13

Слайд 13: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Сущность человека, по Аристотелю, - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

14

Слайд 14: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

15

Слайд 15: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В философии Древнего Востока и античности человек – фрагмент природы, жизненный путь которого предопределен судьбой, а сущность – неким божеством. В Новое время тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение.

16

Слайд 16: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей. Структурализм рассматривает человека как элемент или функцию социальных структур (политических, идеологических и др.)

17

Слайд 17: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам бытия, или его естественные свойства, присущие всем людям.

18

Слайд 18: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ, а род человеческий – от сообществ других обитателей земли.

19

Слайд 19: ЧЕЛОВЕК

Большинство философских школ рассматривает человека в качестве уникальной, разумной единицы – частицы целостно-системного материального мира. Это особая социобиологическая сущность, фундаментальная социоприродная целостность.

20

Слайд 20: ЧЕЛОВЕК

Человек есть микрокосм, существо универсальное (универсально-природное, универсально-космическое). Человек – не просто еще одно существо среди множества других земных созданий, не просто частный фрагмент Вселенной. Он – воплощение всего Мироздания как целого.

21

Слайд 21: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

1) человек – существо духовное; 2) человек – существо разумное; 3) человек – существо культурное, деятельное. В первой позиции человек выступает как духовное существо, лишь временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии).

22

Слайд 22: ЧЕЛОВЕК

2. Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других. Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности.

23

Слайд 23: ЧЕЛОВЕК

3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» – культуру. К предметно-деятельной сущности человека относится также социальность.

24

Слайд 24

25

Слайд 25: ЧЕЛОВЕК

Под свободой понимается специфический способ бытия человека в мире, который состоит в возможности выбора, когда человек может выбирать, а может и отказаться от выбора. Отказ от свободы равноценен отказу от своего естественного права и назначения быть человеком.

26

Слайд 26: ЧЕЛОВЕК

Важнейшей характеристикой человека является его универсальность. Универсальность человека – это его способность к любым способностям, это возможность быть кем угодно и каким угодно. В отличие от животного, которое всегда ограничено тем или иным набором унаследованных функций, человек способен преодолевать всякие ограничения, всякие наличные рамки.

27

Слайд 27: ЧЕЛОВЕК

Креативность – способность к изменению и преобразованию. Человек всегда стремится переделывать все окружающее его «по себе», ассимилировать среду; а это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Креативность обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в непредсказуемости поведения отдельных людей.

28

Слайд 28: ЧЕЛОВЕК

Одной из основных характеристик человека является его целостность. Человек есть живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Феномен человека следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность.

29

Слайд 29: ЧЕЛОВЕК

Целостность человека раскрывается через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек - двойственное и противоречивое существо, «существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

30

Слайд 30: ЧЕЛОВЕК

Духовность это действительность нравственного закона внутри нас, абсолютная невредоносность в отношении всего окружающего, это способность и стремление человека жить во благо развития всего окружающего. Духовность проявляет себя в нравственности, сердечности, этическом начале и действии, растущем изнутри человеческой личности.

31

Слайд 31: ЛИЧНОСТЬ

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – есть порождение социокультурного контекста. Это совокупность качеств человека, приобретенных и развитых в социальной среде, совокупность знаний, навыков, духовно-нравственных ценностей, идеалов и целей.

32

Слайд 32: ЛИЧНОСТЬ

Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

33

Слайд 33: ЛИЧНОСТЬ

Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

34

Слайд 34: ИНДИВИД

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания отдельного человека как социального существа. Оба термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Cлайд 1

Cлайд 2

Философская антропология философское понимание природы и сущности человека; направление (школа) в западноевропейской философии XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.

Cлайд 3

Древняя Греция Человек является частью природы. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Софисты: поворот к антропологической проблематике. Протагор: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Сократ: Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит: Человек состоит из атомов, в том числе и душа - душа смертна. Цель жизни – счастье, заключающееся в хорошем расположении духа (эвтюмия). Важное условие счастья – соблюдение меры. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу». Платон: Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. Душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Аристотель: Человек - общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность - две основные характеристики, отличающие его от животного.

Cлайд 4

Средневековье Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существо, сотворенное по «образу и подобию Бога». В социальном плане человек - пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Августин Блаженный «О граде божием», «Исповедь» (христианский неоплатонизм): Человек - это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком. В «Исповеди» раскрывает противоречивый характер развития человеческой личности. Стал предшественником экзистенциализма. Фома Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (христианский аристотелизм): По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. Он представляет собой единство души и тела. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы - разум.

Cлайд 5

Возрождение Принципы: гуманизм и антропоцентризм. Человек – творец самого себя и окружающего мира. Пико делла Мирандоле («О достоинствах человека», «О сущем и едином») Человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Николай Кузанский Идея единства всех вещей: «всё успокаивается в каждом» и «все удовлетворяются всеми». Мир - прекрасное творение Бога, созданное наилучшим возможным образом. Главное общее свойство всех тварных элементов бытия -удовлетворенность своим положением в мироздании. Соответственно и человек должен ощущать совершенство и гармонию своего бытия.

Cлайд 6

Новое время Механистическое толкование природы и общества. Антропологический рационализм. Метафизическая картина мира: все явления природы трактуются как машины или системы машин. Функция бога – создание материи и сообщение ей первоначального толчка. Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов. Всеобщая причинная необходимость определяет всю человеческую деятельность. «Воля…лишь фикция» (Спиноза). Человек – машина, обладающая способностью мыслить. Способность мыслить – основное достоинство человека. Вера в безграничные возможности разума – неограниченный рационализм. Эгоистическая природа человека порождает необходимость «общественного договора» – установления государственной власти как соглашения между людьми. Философы Нового времени: Т. Гоббс, Ф. Бекона, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Декарта, Г.В. Лейбниц, Д. Беркли и Д. Юма. .

Cлайд 7

Немецкая классическая философия Самосознательность человека как модель организации индивидуального процесса жизни, общественного устройства и миропорядка. Кант «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» «Основа метафизики нравственности» и др.: «Что такое человек?» - основной вопрос философии. Нравственно-природный дуализм. Человек – автономное и независимое начало и законодатель своей деятельности. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Гегель «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.: Основное отличие человека от животного в мышлении. Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».

Cлайд 8

Современная философская антропология Выделение философской антропологии как отдельного учения о человеке, его природе и сущности. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Человек – центр мира.

Cлайд 9

Макс Шелер Задача философской антропологии – показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека. Философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека. Первичным в системе "человек-общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, выступает любовь (любящее бытие). Два атрибута составляют сущность человека: "порыв" - некое витальное ядро (влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух" как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание - все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения и давления органической жизни). Личность - это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Таким образом, основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

Cлайд 10

Арнольд Гелен Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропологии. Сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо, а в том, что он - существо биологическое, инстинктивное. Человечество - лишь этап в грандиозном эволюционном процессе. Конфликт между началом самоорганизации и базисным бессознательно-витальным началом. Арнольд Гелен: Человек -ущербное животное, плохо оснащенное биологическими инстинктами, вследствие чего не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Чтобы выжить, человек, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Ведущие инстинкты Этосы инстинкт заботы о потомстве идеология гуманизма инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей идеология потребительства инстинкт безопасности государство, этика "закона и порядка"

Cлайд 11

Хельмут Плеснер “Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928), “Единство чувств” (1923), “Смех и плач” (1941) Позициональность - общая базисная структура любого живого тела, включая человека - способность организма во взаимодействии с окружающей средой (”позициональным полем”) поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Растение – простое “вчленение” в среду. Животное –определенная самостоятельность по отношению к среде и способность отличать себя от “чужого”. Человек – «экс- центричность»: способен занять дистанцию по отношению к собственной жизненной среде, способен осознать себя как “тело”, как “я в теле” и как “я”. Три базисных антропологических закона: Закон «естественной искусственности» характеризует связь эксцентричности с витальной сферой человека. Закон «опосредованной непосредственности» раскрывает роль эксцентричности в познавательной и практической деятельности людей. Закон «утопического местоположения» показывает, что из-за эксцентричности человек нуждается в вере в трансцендентные идеи.

Cлайд 12

Эрнст Кассирер «Познание и действительность» (1922) Социокультурная ветвь философской антропологии Человек - существо, определяемое культурой, создатель культуры и ее создание. Человек живет в символическом мире. Культура, язык, мифы, искусство, религия -части символической Вселенной. Символ – посредник между человеком и миром. Человек - существо культурное, а культура есть совокупность символов. При этом символ - продукт человека. Человек созидает символы, символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта. Без символов жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Человек - это не столько Homo sapiens, - человек разумный, сколько Homo simbolicum - человек символический. Таким образом, человек и вся его общественная жизнь сводится к культуре. Культура выступает самодовлеющим основанием определения человека в теории Э. Кассирера.

Cлайд 13

Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Признаки техногенной цивилизации (по В.С. Степину): приоритет науки, техники и технологий; ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества; идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир; установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей; прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему; увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей. Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, от их решения зависит его будущее существование.

Cлайд 14

Классификация глобальных проблем по сферам их проявления: Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие между социальными общностями. Взаимодействие человека и общества. Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

Cлайд 15

Технократизм Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Представители: Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.

Cлайд 16

Теория постиндустриального общества Д. Белла "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976) Три основные стадии развития человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Основные черты постиндустриального общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей знания; переход от производства товаров к производству услуг; изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы; меритократия – власть лучших специалистов в своих областях; конец ограниченности благ; экономическая теория информации

Cлайд 17

Концепция Алена Турена "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия" (1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974), "После социализма" (1980) «Социетальный тип»: сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому. Основной социальный конфликт в программированном обществе: между механизмом производства и управления и самим потребителем. Постиндустриальное общество на управленческом уровне использует две главные формы: нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику и самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Cлайд 18

Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) Историческая эволюция осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. Три волны (стадии) развития цивилизации: Первая – переход от доаграрного общества к аграрному. Вторая – переход от аграрного общества к индустриальному. Третья – переход к «супериндустриальной» (постиндустриальной и информационной) цивилизации: знание становится определяющим фактором осуществления власти; система быстрых и медленных экономик; множество социальных групп с собственными ценностями и культурой. Концепция угнетения Геберта Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и др. Синтез марксизма (классовое угнетение) и фрейдизма (любовь и смерть, эрос и танатос) В современном обществе все люди подчиняются одним и тем же желаниям. Культ потребления стал формой общественного контроля. Единственный выход – Великий Отказ.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...