Скульптурный декор Дмитриевского собора (г. Владимир)

Феодальная раздробленность, характерная для молодых государственных образований, коей и была Киевская Русь XII века, породила четыре крупных осколка-княжества.

Владимиро-Суздальское княжество, спрятанное в лесах от неприятелей, было подчинено единоличной власти владыки. Под надежной рукой оно стало крупным центром зодчества. Церкви и соборы из белого камня по велению князя вырастали словно из-под земли.

Если Владимиру Мономаху приходилось строить оборонительные сооружения, защищаясь от волжский болгар и печенегов, то его внуку — Андрею Боголюбскому досталась более приятная доля — он возводил прекрасные церкви и княжеские дворы.

Город Владимир, заложенный Мономахом на берегу реки Клязьмы, стал центром русских земель, поэтому было важно, чтобы новая столица затмила красотой и статью старую.

Успенский собор - архитектура 12 века

Город, обнесенный стенами и валами, имел Золотые ворота, которые сохранились и поныне. Путники, въезжая в величественный город, видели пятикупольный Успенский собор. Владимирские резчики по камню, которые превосходно владели техникой обработки, создали привычный нам образ древнерусского города, который органично вписался в ландшафт.

На строительство Успенского собора пошла десятая часть доходов князя Андрея. Задумав превзойти Киевскую Софию, князь повелел, чтобы высота здания превышала 30 метров. Трехнефный храм под одним куполом, построенный Боголюбским, сильно пострадал от пожара, поэтому Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея, увеличил количество нефов и куполов до пяти. Изменился облик и крепостных стен, и интерьер храма. Успенский Собор со временем превратился в усыпальницу великих князей, став памятником их величия.

Дмитриевский собор - искусство 12 века

Дмитриевский собор, одноглавый крестово-купольных храм с четырьмя опорными столбами, еще один достойный представитель владимиро-суздальского зодчества. Его построили по приказу князя Всеволода, причем строительством и резьбой по камню занимались уже русские мастера. Дмитриевский собор — это уникальное сооружение, которое не имеет европейских прототипов. Стены собора украшены великолепной резьбой. Высеченные из камня святые, животные, птицы, растения превращают стену в каменную летопись. Народная фантазия переплетается с византийскими преданиями, отчего собор становится сосредоточием русско-византийской мифологии. На стенах храма можно встретить и Александра Великого, и царя Давида, и даже грифона из европейского бестиария. На фантастическое зверьё ведут охоту люди, преследующие своих жертв по бесконечным полям с роскошными цветами.

Резчики наносили изображения на камень отдельно, но лишь все вместе фигуры рассказывали поучительные истории.

Белокаменный дворец князя Андрея Боголюбского

Дворец князя Андрея Боголюбского, что лежит в 10 км от Владимиро-Суздальской столицы, охраняется крепостными стенами и башнями. Княжеский двор был настоящей средневековой крепостью с дворцом, каменными переходами и храмами. Собор Рождества Богородицы — был центром данной архитектурной композиции. Резчики по камню и во дворце князя Боголюбского превзошли самих себя, фигуры, выступающие с плоскости камня, смотрятся живыми.

Достойны упоминания и храм Покрова на Нерли, и Геогриевский собор в Юрьеве-Польском. К сожалению, последний из них не сохранил своей былой мощи и красоты.

В годы, когда Русь сотрясалась от внутренних раздоров и разваливалась под напором врага, русские мастера вели тихую работу созидания. Архитектура была призвана скрепить народ, поднимая знамя веры и единства происхождения. Общенациональные идеи нашли отражение в декоре соборов, которые был пропитаны светлыми, красочными мотивами простой и мирной крестьянской жизни. Современные художники черпают свое вдохновение в разных источниках. А художник Василий Афанасьевич Лесков , восхищенной непосредственностью, чистотой и выразительностью древнерусского зодчества, в своих картинах обращается к истокам, чтобы мы не забывали, откуда мы родом. Его картины можно приобрести, воспользовавшись телефонами, указанными на его сайте. Большая редкость, когда художник не забывает о своих корнях, польстившись на великолепие европейского дома.

Дмитриевский собор XII века выделяется среди других древних владимирских храмов своей великолепной резьбой. Рельефы Дмитриевского собора уникальны по площади и разнообразию. Над « расшифровкой» сюжетов и отдельных композиций спорят поколения ученых. Вглядимся в рельефы и мы, прежде всего, в их общий замысел. Оказывается, что на стенах собора изображена символическая картина духовного мира, прославляющая власть владимирского князя. А стиль этой резьбы говорит о древних связях Владимира с Европой.

Дмитриевский собор уникален среди владимирских храмов, прежде всего, своей наружной резьбой. Ее площадь и разнообразие сюжетов беспрецедентно в древнерусской архитектуре. Над символикой и расшифровкой этих каменных изображений спорят поколения ученых. Что же там изображено и для чего? Попробуем разобраться. И начнем с понимания общего замысла, главной идеи всего этого великолепного резного декора.

Что это вообще за храм - Дмитриевский собор? А это дворцовый храм великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Собор, посвященный святому, в честь которого крестили великого князя Всеволода, — св. Дмитрию Солунскому. То есть, храм рассказывает о самом князе - заказчике этого великолепия Всеволоде, причем, в период расцвета его могущества - в 90-е годы XII века.

Резьба, которая делает храм таким красивым снаружи, — это не только красиво, но и символично. Рассматривать ее в самом начале князю было гораздо удобнее - ведь собор был окружен галереями и обставлен лестничными башнями. То есть Всеволоду, его семье и приближенным не надо было задирать голову, как нам, чтобы рассмотреть рельефы.

Рельефы образуют различные композиции и образы, из которых и собрана вся многосюжетная скульптурная картина. Резьба покрывает фасады стены Дмитриевского собора на две трети их высоты, идет по барабану купола и украшает порталы при входах. И у всего этого резного узора явно есть общий замысел, общая идея.

Правда, к первоначальным рельефам позже добавили фрагменты более поздние, реставрированные или перенесенные с разобранных галерей и пристроек. Но в целом первоначальный образ сохранился. На стенах собора можно увидеть изображения Господа, Богоматери, ангелов, библейских царей, святых, воинов, исторических деятелей, животных и растений. Они складываются в отдельные композиции, смысл которых расшифровать непросто.

Резьба Дмитриевского собора заметно отличается от рельефов церкви Рождества Богоматери в Боголюбове и церкви Покрова на Нерли, возведенных Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода. Были ли резчики Дмитриевского собора местными или для украшения храма Всеволод выписал команду скульпторов из-за границы? Точных указаний нет. Насчет строителей вроде бы летописец сообщает, что Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Но вот резчики (а они работали отдельными творческими артелями) похоже, все-таки были, если не все, то в большинстве своем приглашены из-за рубежа.

В резьбе Дмитриевского собора исследователи видят смешение стилей византийского и западноевропейского искусства. Похожую резьбу можно встретить на храмах того времени в Северной Италии, Франции, Германии. Есть сходные рельефы на стенах храмов Балкан и Закавказья. Найти бы в европейских архивах документ о том, что кто-то из властителей отправил другу Всеволоду во Владимир своих резчиков! И все стало бы ясно. Но пока такой грамоты не нашли.

Но и без того ясно, что резьба Дмитриевского собора — большое окно в Европу, которое было открыто прямо из Владимира еще в XII веке. В результате по качеству резьба и храм Всеволода в целом сравнимы с лучшими европейскими образцами, которые выполнялись по заказам европейских императоров, королей и епископов.

Резьба развивает и усиливает заложенную в самой архитектуре собора идею величия власти великого Всеволода и силы его Владимирской земли. В декоре Дмитриевского храма выражена византийская идея богоизбранности правителя, праведного и мудрого правления.

Эта идея прямо отображена в образах царей Давида, Соломона, Александра Македонского. Предполагается, что изображен на рельефе и сам Всеволод с сыновьями. Часть ученых считала, что весь декор в целом — это большая «иллюстрация» к псалму Давида «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Резчики XII века не оставили пояснительных текстов к своим рельефам, кроме кратких подписей к отдельным «портретам» царя Давида, святых Петра и Павла. Однако вся резьба на соборе и сделана по принципу текста, который по рядам изображений, как по строчкам, может «прочитать» тот, кто понимает.

О композициях с «участием» различных персонажей резьбы Дмитриевского собора, о диковинных животных и растениях мы поговорим еще отдельно. Версии и символика этих рельефных «посланий» из древности очень интересны.

Он такой один - волшебный, удивительный, так и не разгаданный. Идут века, бегут года, мелькают минуты, а он стоит во всем своем могучем великолепии и будет стоять всегда. Очень хочу в это верить.
Он такой разный - в пасмурную погоду задумчивый, в солнечную - сияющий, но всегда магически притягательный какой-то особой силой.

Вокруг него проложена дорожка, по которой, наматывая круги, ходят люди, завороженно глядя на каменное кружево - древний ребус, составленный для нас предками, в надежде найти ключ к разгадке тайных знаков. Хожу и я. Уже не первый день. Когда расстояние начинает тяготить, я схожу с дорожки и по траве иду к нему на расстояние вытянутой руки. И никто не одернет, никто не зашипит. К этому здесь привыкли. Так он действует на многих - очаровывает.
Одна экскурсионная группа сменяет другую. Равнодушных здесь я не видела. Как хорошо, что я не с экскурсией, а сама по себе. В свободном плавании. Как бы я смогла оторваться от него? Пробежать с группой вокруг в течение 20 минут и идти дальше по программе? Даже мои уже ушли в , а я тут. Я заворожена.

Как трудно говорить об этом совершенстве. Легко даются только банальности. Но не хочется их произносить. Он этого не заслуживает...
Он - это его высочество Георгиевский собор - главная драгоценность не только Юрьева-Польского, но и всей Владимиро-Суздальской земли, "лебединая песня" белокаменного древнерусского зодчества. Да, на славу удалась идея его создателя построить храм, которого не видели доселе.



Георгиевский собор - один из немногих сохранившихся памятников домонгольской Руси и единственная домонгольская постройка, у которой известно имя зодчего. Храм был построен в 1230-1234 годах святым князем Святославом Всеволодовичем. Причем не в переносном, а прямом смысле слова - князь лично возглавлял все этапы и направления строительства, в том числе был и его архитектором. Это доказано документально.
Главное украшение собора - белокаменная резьба. Сюжеты и само создание рельефных композиций собора являются величайшей загадкой древнерусского искусства, которую пытаются разгадать многие поколения исследователей и не могут.
Создание каменных рисунков проходило в два этапа: изготовление блоков с горельефами и дальнейшая установка их в стену, а также завершение работ уже на готовых стенах, так называемая "ковровая" резьба, которая и сделала собор таким нарядным. Именно эта резьба считается особо трудной. Есть мнение, что декоративные работы не были завершены одновременно с постройкой храма и затянулись вплоть до 1238 года - года прихода на Русь войска Батыя.

Резьба Георгиевского собора

Георгиевский собор считается самым совершенным белокаменным храмом России. Почему именно он? Почему не или , также богато украшенные каменной резьбой и божественно красивые? Ответ прост: резьба Георгиевского собора уникальна по своей красоте, тонкости, разнообразию. И неразгаданности.

"Ковровая" резьба. Растительный и животный орнамент

Изначально Георгиевский собор был покрыт рисунком от земли до купола. Со временем часть резных камней была утрачена, т.к. в первой половине XV века храм разрушился. Сам. Главная версия исследователей - храм разрушился потому, что его строил непрофессиональный архитектор, пытавшийся привносить в его создание непроверенные новшества. Сначала упала глава, потом разошлись столпы. Стены пострадали уже со временем, потому что восстановление началось не сразу, и дожди продолжили разрушительное дело.
Каким был Георгиевский собор до разрушения? На эту тему ломают голову исследователи многих поколений и у каждого своя версия. Для примера, представляю реконструкции трех исследователей - Н.Н.Воронина, Г.К.Вагнера и С.В. Заграевского соответственно.

Реконструкции Георгиевского собора

Одно мы знаем точно - собор был высокий, стройный, пропорциональный, устремленный вверх, полностью украшенный резьбой, которая, как ковер с единым узором, его покрывала.
Человеком, который в течение 1471 года вместе со своей артелью восстановил собор был московский купец Василий Ермолин. Воссоздать храм в первоначальном виде было уже невозможно. Часть камней была безвозвратно утеряна. Но мастер сделал всё, что мог. И даже в таком новом виде собор поражает своей мощью и красотой.
Внутри собор достаточно просторен. Невероятно хороша его внутренняя отделка, росписи. К сожалению, в храме достаточно темно и фотографии не передают всех красок.

Роспись Георгиевского собора

Роспись и интерьер Георгиевского собора

Софи в Георгиевском соборе. А "колкольчики-то" звенят!

Георгиевский собор не напрасно называют "лебединой песней" древнерусского белокаменного зодчества. Этот храм - его вершина, ни до, ни после не было создано ничего более совершенного. И остается только сожалеть, что эта песня была прервана двухвековым татаро-монгольским нашествием, лишившим возможности дальнейшего развития и процветания все древнерусское зодчество в целом и школу гениальных владимирских мастеров в частности. Тем более горько осознавать невосполнимую потерю, зная, что в доордынский период (конец ХII - первая половина XIII в.) русское зодчество находилось на пике своего развития, вступило в новый этап, выбрав новое направление. Георгиевский собор был тому ярчайшим примером.

Дмитриевский собор - белокаменный памятник Владимира, внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. В настоящее время внутри памятника XII века действует небольшой музей. Снаружи церковь выглядит интересно и необычно, благодаря каменной резьбе, которая украшает фасады. О том, стоит ли заходить внутрь я расскажу в своем отзыве.

Каждый турист, побывавший в славном городе Владимире не прошел мимо прекрасного Дмитриевского собора, расположенного в самом сердце города. Можно долго стоять и разглядывать белокаменную резьбу, украшающую собор. Экскурсоводу обычно говорят, что внутри смотреть нечего, кроме голых стен. Однако, они ошибаются, пытаясь сократить время экскурсии по городу. Внутри храма находятся небольшие фрагменты росписей XII века, которых в России осталось совсем мало, реликвариум Дмитрия Солунского, подлинный крест собора и много чего еще интересного.


Начнем, пожалуй, с истории. Дмитриевский собор был построен в 1190 годах в качестве дворцового храма владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Внешне здание поражает красотой своих линий и изяществом белокаменной резьбы, где зашифрованы послания из библии. Но к резьбе мы вернемся чуть позже. Собор был построен из белого камня-известняка местными умельцами. Внешне не скажешь, но раньше (до второй половины XIX века) собор выглядел несколько иначе. Его окружали одноярусные галереи, которые соединяли Собор с княжеским дворцом (ныне не сохранился). С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах. Однако, наибольший урон нанес храму визит Николая I в 1834 во Владимир, когда он приказал привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни (их датировали XVI веком). После разбора башен резные камни использовали для заделки утрат на фасадах собора.


При ремонте здания в 1840-1847 годах были обнаружены древние фрески под хорами. Собор расписали заново, сохранив фрагменты старинной росписи. После 1917 года Дмитриевский собор уже числился как памятник древнерусского искусства. В 1919 году собор был передан Владимирскому Музею. На протяжении всего XX велись работы по реконструкции и сохранению памятника.

Касса музея находится непосредственно в самом храме. Купив билеты, мы отправились на осмотр небольшой экспозиции, установленной по периметру. Самым главным экспонатом выставки является, конечно же, здание самого собора. Гостей встречает аудио-программа, вещающая на весь объем музея об истории и значении этого Собора.


В Соборе хранятся реликвии - икона Святого Дмитрия Солунского и ковчег с мощами, привезенные в собор в 1197 году. Затем они попали в Москву, для того чтобы вновь вернуться на свое место (в копиях). Несложно догадаться, что Князь Всеволод большое гнездо посвятил Княжеский собор Дмитрию Солунскому, который погиб в 306 году. Корни этого поступка как всегда уходят в детство. Когда Вселоводу было 8 лет он вместе с матерью и братьями был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Поехало семейство в Константинополь, ведь мать Всеволода была Византийской принцессой. При дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий почитался в качестве покровителя императорской семьи. Всеволод пробыл в изгнании более 7 лет. По возвращению он занял прочное положение на Владимирском столе, восстановил Успенский собор после пожара и построил Дмитриевский собор. Также надо отметить, что Всеволода Большое гнездо крестили под именем «Дмитрий».


В центре собора, где обычно стоит иконостас, расположен подлинный крест, в высоту достигающий 4-х метров. Крест был снят с главы собора в 2002 году и заменен новым.


Подняв голову, можно увидеть те самые фрагменты росписей XII века. Надо отметить, что росписи вновь предстали перед зрителями, они были закрыты 30 лет. Это, конечно, не Собор Мирожского монастыря Пскова, где сохранилась гораздо большая площадь фресок этого времени, но и эти фрески конечно же достойны внимания. Росписи эти были найдены в 1843 году и входят в композицию «Страшный суд». Фрески Дмитриевского собора - вариант классического византийского стиля XII века. Есть предположение, что живописцы прибыли во Владимир из города Фесалоники, откуда родом священные реликвии Дмитрия Солунского.
Где искать росписи:
Центральный свод под хорами - фигуры 12 апостолов-судей и ангелы за ними.
Малый свод под хорами - Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр; богоматерь на престоле, «Лоно Авраамово».





Также в Дмитриевском соборе есть еще один необычный экспонат - это надгробие графа Р.И Воронцова, первого владимирского губернатора. Оно было поставлено его сыновьями в 1804 году. Памятник интересен тем, что фигуры из мрамора (Плакальщица над урной и мальчик с пеликаном) были изготовлены в Англии, где служил министром Александр Романович Воронцов.


В соборе установлен интересный стенд, который проливает свет на резное внешнее убранство собора. Оказывается, что стены собора покрывают около 1000 резных камней. Подлинные можно увидеть на западном фасаде, на апсидах, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов. Часть рельефов была вырезана в XIX веке. Как вам такая игра: найди подлинник? Резные камни подчиняются одной теме - теме власти. На фасаде можно найти изображения Царя Давида, Александра Македонского, также и про себя князь не забыл - изображение Всеволода Большое Гнездо с сыном также здесь имеется. Фасад испещрен символами власти: можно увидеть геральдических львов, орлов, барсов. Нельзя не заметить и изображения святых из Нового завета. Различные растения с птицами и зверьми олицетворяют рай. В общем, все было очень символично.


Дмитриевский Собор

Дмитриевский Собор

Внутри храма также представлены фрагменты из белого камня.



Фух, в общем, казалось бы, небольшой музей, а столько интересного можно здесь узнать. Да и согласитесь, не каждый день удается побывать внутри храма, которому почти тысяча лет! Однозначно рекомендую к посещению.

Цены и отзывы на отели во Владимире

Цены и отзывы на отели в Суздале

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ


Реферат

Скульптурный декор Дмитриевского собора (г. Владимир).

Семантика образов


Выполнил:

Студентка гр. 3РП101

Кутдусова Аида

Азатовна

Принял: Ст. преподаватель каф. АК

Зилянева О.Е.


Казань 2013


Введение

Рельефы Дмитриевского собора. Семантика скульптурных образов

2.Царь Давид как главная тема скульптурного декора Дмитриевского собора. Семантика данного образа

Заключение

Использованная литература

Приложение


Введение


Дмитриевский собор города Владимира (или как часто встречающееся в литературе - «Дмитровский») является придворным храмом, возведённым Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённым в честь великомученика Димитрия Солунского. История Дмитриевского собора весьма интригующая. Интрига начинается с самого начала истории Дмитриевского собора во Владимире. Ведь точное время его создания доподлинно неизвестно. Существуют следующие версии даты создания собора: по словам владимирского летописца, описывающего жизнь Всеволода III, во Владимире была построена "прекрасная церковь" в честь мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Возводили его русские мастера - летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин считает, что собор был построен в 1194-1197 годы. Но это только одна из версий. По другим летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы историком архитектуры и краеведом Татьяной Петровной Тимофеевой, собор был построен в 1191 году.

Дмитриевский собор - один из самых ярких, выразительных и, наверное, известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры «домонгольского» периода. Однако в 13 веке Дмитриевский собор во Владимире разделил судьбу своего отечества. Он был разграблен татарским игом, горел и рушился. Современный вид собора значительно отличается от первоначального: он пережил разрушительные пожары в 1536, затем в 1719 и в 1760-е годы. Известно, что еще в XV веке велись ремонтные работы, инициаторами которых были московские князья. В начале XVI века собор еще числился великокняжеским, но позже это значение потерял.

По мнению некоторых исследователей самый большой урон был причинен зданию в XIX веке и отнюдь не пожаром. Гораздо позже, в 1834 году, во время посещения Владимира император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность храма и пожелал привести собор в «первобытный вид». Он велел русским зодчим, которых он назвал "знатоками русского стиля", восстановить его и придать первоначальный вид. Но судя по всему, зодчие не оказались хорошими знатоками российской истории. Строители разобрали в 1837-1839 годах окружавшую собор с юга, запада и севера галерею, подведенную под уровень аркатурно-колончатого пояса, а также примыкавшие с севера и юга башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры. Эти невосполнимые потери не только исказили облик храма, но и сильно ослабили его конструкцию. В 1840-1847 годах состоялся ремонт и внутри здания: стены были заново расписаны, при этом погибли древние фрески, пол опущен, устроен новый иконостас, винтовая лестница на хоры. В 1883 году появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Вид Дмитриевского собора изменился до неузнаваемости, а качество строительства было ужасающим. Собор стал разрушаться вновь. И только последующим более добросовестным строителям отчасти удалось вернуть собору былой первозданный облик. А также при расчистке стен были обнаружены фрагменты старинной фресковой росписи. На ней изображена композиция "Страшный суд". Реставраторы и не ожидали увидеть такую находку, ведь при "восстановлении" собора при Николае I, «знатоки русского стиля» уничтожили фрески и покрыли Дмитриевский собор масляными красками.

Дмитриевский собор - шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают уникальным Дмитриевский храм. Собор великолепен. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали и особенно деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Хотя авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, по одной из версий работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова - болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе. В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики св. Дмитрия в греческом городе Фессалоники (Солунь) были привезены главные реликвии - «доска гробная» - большая икона, изображающая святого в полный рост, и серебряный чеканный ковчежец, где находилась «сорочка» - частица одежды, пропитанная кровью мученика. Летописец сообщает: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика тут же положи». Каким образом эти реликвии попали в Дмитриевский собор - еще одна загадка. Историки полагают, что создание реликвария могло быть задумано Всеволодом Большое Гнездо задолго до того, как он стал владимирским князем. В возрасте восьми лет малолетний Всеволод вынужден был покинуть Русь в 1162 году вместе с матерью и братьями - под давлением старшего брата, «самовластца» Андрея Боголюбского. Мать Всеволода - византийская принцесса - поселилась в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи. Через 7 лет, которые Всеволод провел в изгнании, он вернулся на родину и вскоре занял прочное положение на Владимирском столе, и получил возможность впоследствии осуществить свой замысел - построить дворцовый Дмитриевской собор.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

После 1917 года Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в нем работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. Именно в это время под хорами были обнаружены фресковые росписи XII века, изображающие эпизоды их сцены «Страшного суда», что стало важным культурным событием. Однако уже в 1919 году собор был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Здание собора было в плачевном состоянии, требовавшем экстренного возобновления ремонтных работ, которые были начаты только в 1937 году. Несмотря на военные действия Великой Отечественной Войны, архитектор А.В. Столетов сумел провести работы по укреплению конструкции собора в 1941 году. К проблеме сохранения белого камня архитекторы обратились только в 1974-1980-е годы, а окончательный этап восстановительных работ был осуществлен совсем недавно - в 1999-2004 годах: белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик. Ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи, он не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Именно таким и задумывали его древние зодчие. И внутренне убранство навевает мысль о том, что именно таким и должен быть Дом Молитвы.

«Красивый и загадочный храм. Пожалуй, единственное место во Владимире, где остался след времени, достойное восхищения и поломать голову над смыслом и временем..»

«Строгость, простота, законченность облика в совокупности с тонкой, мастерской резьбой - это настоящий шедевр!..» - это одни из многих отзывов наших современников, посетивших храм, о нем,- величайшем достоянии и памятнике древнерусской архитектуры.


1. Рельефы Дмитриевского собора. Семантика скульптурных образов

дмитриевский собор резьба

На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Подлинные рельефы сохранились на западном фасаде, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с разобранных башен. Немало рельефов пришлось выполнить заново. Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада, остальные колонки и фигуры святых вырезаны в XIX веке. Исключение составляют снятые с башен 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде. Кроме того, с башен сняты также и каменные блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых.

Самый состав рельефов очень интересен - из 566 резных камней трех фасадов (кроме пояса) только 46 изображений христианского характера. Они тонут во множестве фантастических и сказочных образов: основную массу рельефов (470) составляют изображения растений, птиц и зверей. Есть несколько сцен борьбы зверей и грифонов, охоты и пр. Поэтому смысл резного убора храма не может быть полностью разъяснен, исходя из церковных песнопений и текстов.

В этом плане высказывалось много гипотез. Предполагали, что рельефы иллюстрируют текст псалма Давида «всякое дыхание да хвалит господа», но среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития, далеких от идиллического характера псалма. Другие ученые считали, что рельефы представляют «собор всей твари» и передают образы зверей, как они «задуманы» богом, но среди них кишат чудища, едва ли делающие честь замыслам божества. Третьи разгадывали каменный ребус Димитриевского собора как отражение космогонических представлений типа «Голубиной книги» или «Беседы трех святителей» - книг, отвергнутых господствующей церковью; но на стенах княжеского собора эта вольность была едва ли допустима.

Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба. Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических животных или растений. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса.

Можно предположить, что в первоначальном замысле скульптурного оформления собора ведущей является тема власти. Южный фасад украшен большой по размеру композицией «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, который современному наблюдателю кажется весьма необычным для украшения православного храма, в средние века был необычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. По мнению академика Б.А. Рыбакова «Вознесение Александра» в церковной скульптуре второй половины XII века было равноправно важнейшим христианским изображениям. Александр изображен в плетеном коробе, который несут на крыльях два грифона. Он держит в руках маленьких львят, выступающих в качестве «приманки» для грифонов. Летающие чудища тянутся к приманке, забирая тем самым царя ввысь. Этот сюжет был очень распространен во владимиро-суздальском искусстве: он украшал и первоначальный Успенский собор во Владимире, и церковь Покрова на Нерли, и символизировал божественное покровительство княжеской власти, ее апофеоз и хорошо отвечала общей идее образа дворцового собора Всеволода III.

На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».

Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла. По одной версии, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне.

Сложно не отметить, что при всем этом большая часть рельефов посвящена нецерковным сюжетам. По мнению некоторых исследователей, звериный мир рельефов Дмитриевского собора по сути является «аристократическим» звериным миром, приобретавшим значение геральдических эмблем знати. И действительно, княжеские гербы XII-XIII веков часто содержали изображения барсов, пардусов и других геральдических существ. Поэтому существует предположение, что самый мир звериных образов или странных чудищ - полусобак-полуптиц, двухголовых зверей и пр., - вызывавший, несомненно, интерес горожан, был особенно знаком и понятен феодальной знати, В древнерусской литературе феодальные герои-князья часто сравнивались со львом или барсом, крокодилом или орлом; в сокровищницах храмов и княжеском быте изобиловали украшенные фантастическим зверьем драгоценные изделия русских и зарубежных мастеров, парадные одежды из византийских и восточных тканей со звериной орнаментикой. Собор выглядел как могущественный феодальный владыка в пышной одежде, затканной невиданными чудищами. Торжественный ритм архитектуры собора отличен от высотной устремленности Успенского собора 1158- 1160 годов. Здесь это величавое «восхождение»; видимо, так спокойно и властно двигался «великий Всеволод», поднимаясь в тяжелых драгоценных облачениях по «степеням» своего «стола» во время дворцовых церемоний. Эту аналогию усиливал резной убор храма. Он разрешал главным образом эту идейно-декоративную задачу. В нем отразились прежде всего вкусы феодальной знати, причудливо сплавленные с элементами церковной символики. Весьма вероятно, что именно потому, что в уборе княжеского храма с такой силой проявилось светское начало и роскошная резьба резко отличала его от строгого епископского Успенского собора, - летописец-церковник и обошел молчанием постройку дворцового собора Всеволода III.

Только в резьбе колончатого пояса церковная тема прозвучала в полную силу. Здесь меж колонок была размещена целая галерея изображений святых. Но большинство этих фигур заменено позднейшими рельефами. Подлинные скульптуры сохранились полностью лишь в западном членении северного фасада. Они отличаются прекрасным стилем, их головы имеют характерный «параболический» профиль, строга и единообразна разделка одежд и деталей. Среди этих фигур представлены и первые русские святые-феодалы - князья Борис и Глеб. Весьма вероятно, что фигуры пояса образовали грандиозный деисусный чин, в котором видное место занимали русские «небожители» и святые патроны владимирской династии.

В пластике Дмитриевского собора с еще большей силой сказывается различие двух манер резьбы, начало которых мы видели в Успенском соборе 1158-1160 годов.

Часть резных камней, исполненных в высоком рельефе, отличается большой пластичностью и обнаруживает в их авторах мастеров, хорошо овладевших резьбой по камню, понимающих его пластические возможности. Другая часть камней (их особенно много в западном членении южного фасада) исполнена в чрезвычайно плоском рельефе с обилием деталей орнаментального характера; их резчики явно работают в камне, как в дереве, - они как бы боятся «прорвать» резцом плоскость доски и пользуются почти графической моделировкой формы. Эта последняя манера русских мастеров накладывает свой отпечаток на всю резьбу собора. Она носит в целом ясно выраженный орнаментальный характер. Ее мотивы русские мастера черпали с изделий художественного ремесла из церковных и княжеских сокровищниц. Они могли по-своему понять и переосмыслить эти мотивы, так как мир зверей и чудищ был знаком и русской народной мифологии и сказке. Поэтому сотканный владимирскими резчиками резной убор собора был проникнут большим поэтическим чувством и подлинным вдохновением, приобретая сказочный характер. Благодаря орнаментальности резного убора образы зверей и чудищ теряли свой грозный, устрашающий характер, превращаясь в занимательные и замысловатые мотивы «каменной ткани». Строчное «рядоположение» резных камней очень напоминает принцип народного искусства, где в вышивках, тканях, резных досках крестьянских изб мы встречаемся с той же системой строчного расположения фигур и орнаментов. В то же время эта «строчность» подчеркивала ряды белокаменной кладки, отнюдь не маскируя ее, выявляя грозную «весомость» княжеского собора.

Тесная связь резьбы собора с его архитектурой, ее строчная упорядоченность и орнаментальность являются своеобразной чертой декоративной системы Димитриевского собора, резко отличающей ее от романской скульптуры, где преобладает объемная резьба, обычно размещенная без особой системы на стенах храма, где образы зверей жестоки и чудовищны. Отдельные стилистические черты владимирских рельефов свидетельствуют о том, что их «образцы» глубоко переосмысливались владимирскими резчиками, создавшими неповторимо своеобразную и прекрасную русскую систему скульптурного убора здания. Он развивал и усиливал заложенную в самой архитектуре собора идею апофеоза власти «великого» Всеволода и силы его Владимирской земли.


Царь Давид как главная тема скульптурного декора Дмитриевского собора. Семантика данного образа


Образ царя Давида в скульптурном ансамбле Дмитриевского собора является главной и, пожалуй, самой загадочной темой декора храма. Рельеф, сидящего на троне царя Давида, трижды повторяется в центральных закомарах, но на каждом фасаде имеет разное окружение. Это указывает на разные смысловые значения одной темы. Понимание окружающих Давида рельефов может привести к уточнению всего замысла резного декора собора.

В первую очередь, это относится к двум рельефам с изображением победы героя надо львом. Расположены они у нижней границы центральной закомары западного фасада, в центре которого находится рельеф с фигурой царя Давида. В научной литературе рельеф с героем, разрывающим пасть льву, истолковывается как изображение Самсона со львом, а рельеф героя с булавой, схватившего льва за голову, определен как борьба Геракла с немейским львом. И эта близость иконографии сцен борьбы со львом Самсона, Геракла и Давида и общая символика таких изображений создает помехи в том, чтобы верно и быстро распознать изображенного героя, так как рядом с ними отсутствуют надписи. Это относится и к рельефам Дмитриевского собора.

На первом рельефе собора молодой человек представлен сидящим на льве. Обхватив руками львиную голову, он разрывает зверю пасть. Отметим, что волосы героя коротки. Следовательно, на рельефах не может быть изображен Самсон, который всем известен своими длинными волосами. Также учитывая распространенность иллюстраций с изображением подвига Давида, естественно предположить, что и на Дмитриевском соборе изображена победа Давида надо львом, тем более что рельеф находится в непосредственной близости от центрального образа царя Давида.

Второй рельеф Дмитриевского собора во Владимире передает другой вариант сцены - герой побеждает льва с помощью булавы.

Таким образом, два рассмотренных рельефа с изображением единоборства героя со львом, расположенные у нижней границы центральной закомары западного фасада собора, скорее всего, изображают победу Давида надо львом. Христианская символика победы Давида над львом на рельефах Дмитриевского собора вторит главному образу собора - изображению Давида как предшественника Христа.

Кроме названных композиций есть еще два рельефа, которые следует признать изображением царя Давида. Один из них вставлен в кладку на северном фасаде слева от верха западного окна. Он представляет, судя по следу от сбитой короны, сидящего на троне царя. Несмотря на то, что Дмитриевский собор изучается почти на 150 лет, этот интересный по иконографии рельеф второго яруса так и остался не разгаданным.

Еще раз этот же образ повторен в замковом камне наружной полки архивольта южного портала Дмитриевского собора, где царь изображен восседающим на львином троне, в связи с чем его интерпретировали как Соломона на львином троне, описанном в Библии. В искусстве Средних веков троны в виде львов стали широко распространенными признаками власти. Иногда на тронах с подлокотниками в виде голов львов изображены Христос и Богоматерь, евангелист Лука. Львиный трон здесь подчеркивает царское достоинство библейского царя. Атрибуция двух рельефов Дмитриевского собора как изображений царя Давида, с разной долей приближения повторяющих заглавный рельеф церкви Покрова на Нерли, свидетельствует, что идея пластики Покрова на Нерли, избранная Андреем Боголюбским, не теряет своего значения и в княжение Всеволода III.

Образ Давида-музыканта, окруженного зверями, принадлежит к одному из самых ранних и распространенных в средневековом искусстве. Особенностью рельефов владимирских соборов является благословляющий жест царя Давида и поза, аналогичная образам «Спаса на троне». Окружающие Давида львы и голуби могут быть связаны с идеей царства. Они же согласно средневековой символике могут быть поняты и как символы Бога. Соответственно Давид предстает как царь неба и земли и, следовательно, как прообраз Христа.

Наконец, тема власти, исходящей от Бога, в рельефах церкви Покрова на Нерли и аналогичных на Дмитриевском соборе имеет еще одно значение. В обоих памятниках на изображениях царя Давида четко обозначена лента, опоясывающая его и перекрещенная на груди. Г.К. Вагнер видел в ней напоминание об императорском лоре, российский ученый, историк искусств А.М. Лидов связывает ее с императорскими и литургическими одеяниями. К этому необходимо добавить еще одно наблюдение - лента на рельефах церкви Покрова и Дмитриевского собора в точности повторяет ленту дьяконского ораря, которым дьякон опоясывается перед причастием. Такое же препоясание известно в изображениях одежд Христа в композициях «Богоматерь с младенцем». Таким образом, в изображениях царя Давида совмещены темы царства и священства. Это соответствует сути обряда помазания на царство, в XII в. традиционного для Западной Европы.

Средоточием основных тем, связанных с образом царя Давида, является декорация центральной закомары западного фасада собора. Давид изображен здесь в окружении ангелов и святых, к его изголовью слетают орлы. Левый от зрителя ангел держит свернутый свиток, а слетающий сверху к изголовью Давида протягивает к нему правую руку с собранными в щепотку пальцами, словно он что-то в ней должен держать. Этот жест руки верхнего ангела, как и свиток в руке левого, может объяснять семантику данной группы изображений. В рельефах Дмитриевского собора, где каждое изображение второго яруса высечено на отдельном блоке, сохранился жест руки верхнего ангела, держащего корону. Сама же корона изображена уже на голове Давида на другом, расположенном под ангелом блоке. Благословляющий царя ангел со свитком также высечен на отдельном камне, слева от Давида. Таким образом, позы и атрибуты ангелов, окружающих Давида, позволяют, по мнению историков, говорить о развитии в резьбе центральной закомары западного фасада Дмитриевского собора, темы коронации царя. Слетающие к его изголовью орлы - традиционные символы царственности - усиливают достоверность предлагаемой атрибуции.

Возможен и другой вариант интерпретации фигур святых со свитками. Есть основания предпологать, что на рельефе Дмитриевского собора изображен хлеб. Эта деталь не встречается в каноничных композициях с изображением царя Давида. Евфимий Зигабен толковал «ангельский хлеб» псалма как хлеб обыкновенный, данный для поддержания жизни народа Израиля. Однако смысл рельефа, по мнению историков, более глубок. Ведь здесь ангел передает хлеб не обычному человеку, а святому. Аналогичный хлеб держит в руках Христос в одном из вариантов композиции «Причащение апостолов». И в том, и в другом случае - на хлебе и на просфоре - поставлен крест. Здесь важно, что и на рельефе Дмитриевского собора в центре хлеба тоже вырезан четырехконечный равноконечный крест. Можно утверждать, что изображенный на рельефе собора ангел подает святому принятый им от Давида евхаристический хлеб, а сцена на Дмитриевском соборе является прообразом Евхаристии.

Миниатюры рукописей, пластика Средневековья дают богатый и яркий материал для темы «Давид - прообраз Христа. Сама по себе мысль о том, что образ царя Давида в декорации Дмитриевского собора трактуется как прообраз Христа, не нова. Двойное препоясание одеяния Давида - на чреслах и под руками на груди в древности имели место в одежде иудеев. С ветхозаветного времени препоясания символически были связаны с образом Господа. Известно, что символику препоясания используют для объяснения наличия пояса на чреслах распятого Христа в знаменитом образе «Volto Santo» - святыне собора Св. Мартина в Лукке - и в его многочисленных повторениях.

Золотой пояс одной из таких скульптур был подарен варягом Шимоном Киево-Печерскому монастырю. Как сообщает Киево-Печерский патерик, по велению Богоматери в меру этого пояса был построен Успенский собор Киево-Печерской Лавры. По преданию того же Киево-Печерского Патерика, впоследствии сын князя Всеволода Ярославича (будущий Владимир Мономах) исцелился от тяжелой болезни лишь после того, как его обернули этим поясом. В память об этом чуде Владимир Мономах заказал в меру пояса Шимона Успенский собор в Ростове, а его сын Юрий Долгорукий, отец будущего заказчика Дмитриевского собора, - собор в Суздале. Таким образом, препоясания Христа имели характер своего рода реликвии для династии владимирских князей и, естественно, могли оказать влияние на сложение иконографии одежд Давида - прообраза Христа в заглавном рельефе Дмитриевского собора во Владимире.

Рельефы центральной закомары северного фасада собора также представляют ряд тем, во многом тех же, что декорация закомары западного фасада. К Давиду здесь слетают символы царственности - орлы, к нему шествуют барсы и львы - геральдические звери владимирских князей домонгольского времени и владимирского княжества. В левой закомаре западного фасада собора представлены две фигуры с нимбами и в коронах. Они изображены идущими в сторону центрального прясла с молитвенно поднятыми руками. Значительная утрата другого рельефа не позволяет определить возраст царя. По мнению К. Вагнера, это - Давид и Соломон. С домонгольского времени в традиционных иконографических композициях, типа сцены «Сошествие во ад», Давида и Соломона изображали вместе. Не исключено, что Давид с Соломоном на Дмитриевском соборе предстоят Богу как получающие завет о закреплении царства за их родом.

Композиции Дмитриевского собора развивают несколько тем. Одна из них - тема сильной царской власти, исходящей от Бога, тема, давно названная в науке. Нет сомнения, что и Всеволод III, как ранее его брат Андрей Боголюбский, хотел видеть себя, подобно европейским правителям, Новым Давидом, Новым Соломоном.

Центральный образ царя Давида на Дмитриевском соборе дает свой индивидуальный иконографический вариант темы власти. Эта тема получила более конкретное выражение - в сцене коронации. Вместе с тем композиция центральной закомары Дмитриевского собора во Владимире дает интереснейший пример включения в скульптуру собора темы Евхаристии, в которой на месте Христа оказался Давид. Судя по выраженным в композициях с Давидом идеям, немалая роль в этом замысле принадлежала самому Всеволоду III. Избранный в качестве образца иконографический материал - скорее всего, миниатюры Толковых псалтирей - раскрывает совершенно оригинальный замысел создателей скульптуры собора.


Заключение


Дмитриевский собор - одно из лучших произведений владимиро-суздальского зодчества, занимающее наряду с церковью на Нерли выдающееся место в истории мирового искусства. А резные камни на фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Тесная связь резьбы собора с его архитектурой, ее строчная упорядоченность и орнаментальность являются своеобразной чертой декоративной системы Дмитриевского собора, резко отличающей ее от романской скульптуры. В них содержится величавое «восхождение»; так спокойно и властно двигался «великий Всеволод», поднимаясь в тяжелых драгоценных облачениях по «степеням» своего «стола» во время дворцовых церемоний. Эту аналогию и усиливал резной убор храма. Он разрешал главным образом эту идейно-декоративную задачу. В нем отразились прежде всего вкусы феодальной знати, причудливо сплавленные с элементами церковной символики. Весьма вероятно, что именно потому, что в уборе княжеского храма с такой силой проявилось светское начало и роскошная резьба. Центральной фигурой скульптурного декора Дмитриевского собора является образ царя Давида на трех фасадах, на каждом имеющий свое значение. Эти композиции с изображением библейского царя, псалмовца, прообраза Христа развивают несколько тем. Одна из них - тема сильной царской власти, исходящей от Бога, названная в науке. Нет сомнения, что и Всеволод III, как ранее его брат Андрей Боголюбский, хотел видеть себя, подобно европейским правителям, Новым Давидом, Новым Соломоном. И это стремление человека действительно с великой судьбой не только воплотилось, но и наверное отразилось в неповторимом, величественном резном убранстве Дмитриевского собора, по сей день остающейся не до конца разгаданной загадкой.

«Дмитриевский собор, - пишет русский журналист, писатель публицист Л.Д. Любимов, - один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Список использованной литературы


1.Низовский А.Ю. Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. - М.: Вече, 2006. - 576 с.

.МДС 31-9.2003. Православные храмы. Том 1. Идея и образ

.Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. С. 120-126; 138-141, 147-151, 157-159.

.Иоаннисян О.М. Основные этапы развития Галицкого зодчества // ДРИ: Художественная культура Х - первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-49.

.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. С. 40. Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. М., 1891 (Репр. изд.: Св. Троице-Сергиева Лавра, 1990. С. 527).

.Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000. Гл. 1:1, 3. С. 6-7.

.Новаковская-Бухман С.М. Реконструкция первоначального расположения рельефов Дмитриевского собора во Владимире // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. 5. С. 46.

.Г. К. Вагнер, 1969. С. 162; Лидов А.М. О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв. // ДРИ: Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997. С. 174 (далее - Лидов, 1997).

.Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. В кн.: Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб, 2002. С. 172-186

.#"justify">Приложение


Дмитриевский собор во Владимире


Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел

Вертикали пилястр ритмически членят фасады


Скульптурное убранство порталов


Царь Давид разрывает пасть льва. Фрагмент резьбы

Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...