Смерть матроны. Матрона московская

День рождения Матроны Московской - знаменательный день, когда на свет появилась святая, помощница и заступница, женщина с удивительной судьбой и силы воли. Миссия Матроны на земле стала понятна семье и окружающим людям еще при рождении и крещении младенца.

В статье:

День рождения Матроны Московской

Матрона появилась на свет в девятнадцатом веке, в Тульской губернии, селе Себино, что находится в Епифанском уезде . Точный год и дата рождения святой не ясны: в разных источниках указываются и 1885-й и 1881-й, и годы между ними. Одни называют как дату рождения Матроны Московской 22 ноября 1881 года. Хотя тогда велась перепись населения, а при крещении записывали имя и год человека, но все утеряно.

К 132 дню рождения святой Матроны Московской на родине открыли музей.

Святая родилась слепой. Незрячей рожденная уже в следующем столетии и Изначально родители хотели сдать младенца в приют, но матери, богобоязненной и глубоко верующей женщине по имени Наталья, дочь во сне пришла в облике необыкновенно красивой белой птицы с лицом человека, но глаза закрыты. Наталья сочла подобное божьим знамением и пересказала сон мужу, столь же верующему и благочестивому Дмитрию. Совместно они решили не отдавать девочку, хоть и жили небогато.

При крещении, когда священник Василий (он почитался прихожанами как человек просвещенный, обладающий немалой верой) опустил Матрону в купель, над ней поднялся столб легчайшего благоуханного дыма с запахом церковного ладана. Тогда Василий сказал, что дитя ждет необыкновенная участь, и чтобы при необходимости или нужде у девочки родители шли к нему. Сам удивился такому повороту событий.

Матрона и впрямь избранница Бога: с младенчества соблюдала пост. Не пила молоко из материной груди по средам и пятницам, спала двадцать четыре часа в сутки, добудиться ее невозможно. По свидетельствам современников, родилась с отметиной на теле в форме крестика. Когда мать ругала за то, что Матрона снимала нательный крест, отвечала, что есть собственный. И Наталья решила, что неправильно ругать дочку за это и сочла подобное явление очередным знаком божьим.

Детские годы Матроны

Дом в селе Себино Тульской области, где родилась блаженная Матронушка. Фото 6 октября 2001 г.

Божьих знаков оказалось немало - начиная от физических особенностей девочки и заканчивая способностями, и их иначе как чудотворными назвать нельзя. Матрона не имела глаз: глазницы прикрыты веками, что не размыкались. Она имела иное, духовное зрение, невероятные слух, осязание и обоняние.

С детства она много времени проводила в красном углу перед иконами, в молитвах и мыслях о Боге. Деревенские детишки измывались над ней, дразнили и всячески мучали, Матрона нашла товарищей и друзей среди икон святых. Помимо природной тяги ко всему небесному, сама жизнь укрепила Матрону в мысли, что спасение есть в вере.

Способности к исцелению проявились лет с семи или восьми - девочка лечила больных, избавляла страждущих от недугов телесных и душевных. В этом возрасте удивила мать, сказав, что скоро у ее дочери будет свадьба. Мать позвала священника и причастила девочку. Вскоре к дому Натальи и Дмитрия подошла процессия, многие люди спрашивали Матрону. Здесь и проявился чудесный дар исцеления: просившие благословения уходили домой здоровыми, хотя многие имели неизлечимые болезни или увечья.

С ранних лет будущая Матрона Московская отмечена талантами, даром предвидения. Духовного состояния, он помогал прозревать будущее. Ощущала, когда приближается опасность, предсказывала общественные или стихийные бедствия. Имела духовную и телесную чистоту, потому ее молитвы огромной силы – исцеляли от хворей, утешали в скорби, избавляли от нужды.

К чудотворице потянулись просящие со всей России. Из местных деревень и селений, из дальних краев люди приезжали, поверив слуху о необыкновенной целительнице. Привозили больных, не встававших самостоятельно, безнадежных. В благодарность за спасение они оставляли семье подарки, порой щедрые. Слепая девочка превратилась в главную кормилицу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской

Детские годы Матроны прошли в храме - близ дома Никоновых располагалась церковь Успения Божьей Матери. Как сказано выше, родители Матроны хранили в душах глубокую веру в Христа и посещали богослужения, старались не пропускать ни одного. Поэтому дочь спервоначала ходила в храм с родителями, а после - сама, она запомнила дорогу до деталей и не нуждалась в проводнике. У нее было свое привычное место: за входной дверью, слева, где она недвижимо стояла при службе. Там ее и находила мать, когда не докричалась дочери.

С самого детства будущая святая знала молитвы, соблюдала пост. Годы жизни Матроны Московской наполнены трудностями и препятствиями, но Бог оставался внутри души. Матрона приняла судьбу со смирением, как подобает истинно православному человеку.

Зрелые годы святой Матроны

Необыкновенный дар целительства сделал Матрону известной. Но девочка не гордилась: она начинала путь к истинной святости. В четырнадцать лет с помощью благочестивой девицы Лидии Яньковой , дочери зажиточного помещика, отправилась в паломничество по святым местам, посетила духовные столпы – Киево-Печерская лавру, Троице-Сергиеву лавру. Побывала в Санкт-Петербурге, а также других крупных и малых городах, священных местах России.

Отец Иоанн Кронштадский отметил Матрону, когда та пришла в Адреевский собор на служение. Подозвал девушку к себе, назвал преемницей. Со свойственной прозорливостью отец Иоанн предугадал особое служение Матроны во время грядущих гонений на православную церковь и годах большевистско-коммунистического террора.

Размеренная и обустроенная жизнь Матроны Московской закончилась в семнадцать лет - у целительницы отнялись ноги. Для многих подобный поворот судьбы – повод укорить Бога и усомниться в Его воле и провидении, но не для Матроны. Девушка наперед знала, что встретит женщину, и она лишит дара передвижения. Матрона не роптала на судьбу. До скончания дней, еще полвека, она смиренно несла этот крест по жизни, помогала страждущим и ничего не просила для себя.

Икона написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре.

Всю жизнь Матрону окружали иконы. В той комнате, где она провела годы, – целых три красных угла. Иконы висели на стенах до потолка. Поспособствовала святая и созданию одной из них: с ее помощью собрали средства на создание иконы «Взыскание погибших ». Образ Богоматери имел чудодейственную силу, на долгие годы стал объектом паломничества. Во время жестокой засухи икону выносили на луг, служили молебен. И начинался дождь, поивший землю живительной влагой. Такова сила Божьей Матери.

Искавшие спасения во Христе, исцеления руками Матроны потоки людей не ослабевали с годами. Она помогала больным и скорбящим, просила за них, молилась за людей, какое бы зло они ни чинили. Молитва Матроны над водой давала особые силы: пившие исцелялись. Не обладая никаким церковным саном, Матрона не дерзала освящать воду, это право священника или монахини, она творила чудеса, скромно о них умалчивая. А, как мы знаем, скромность - украшение добродетели.

Годы жизни при большевиках

Во время семнадцатого года, когда к власти пришли большевики, братья Матроны стали убежденными коммунистами и активистами села. Присутствие в доме православной сестры, к которой ходили люди со скорбями, было для них как бельмо на глазу. Братья боялись, что подобное родство опасно для них и их семей – в те годы набирала обороты антирелигиозная и антиправославная, направленная на искоренение веры в Христа кампания.

Не держа зла на своих заблудших братьев, матушка покинула родное село и переехала в столицу России, где жила до конца своих дней. Многие считают, что это событие - точка отсчета, поворот судьбы, где исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. Путь оказался нелегким: жизнь Матроны в Москве сопровождали тяготы, лишения и опасности. Приходилось скитаться по квартирам, перебиваться с хлеба на воду, опасаться прихода милиции – могла нагрянуть по доносу соседей приютивших хозяев. Чудесный дар помогал святой предсказывать приход милиции. Он спасал саму и ограждал владельцев квартиры от ареста.

Со слепой провидицей происходили жуткие вещи: в одном из домов, где жила, было так холодно, что волосы женщины примерзли к стене. В другой раз, зная о грядущем приходе милиции, Матрона намеренно осталась в квартире. Милиционеру сказала, что не убежит, потому что слепая, но ему нужно поторопиться домой. Тот послушался матушку и спас жену, которая могла сгореть при пожаре. После этого милиционер наотрез отказался арестовывать Матрону.

Матрона продолжала принимать людей днем, слушать просьбы. Ночью молилась. Не спала, подобно подвижникам древности. Дремала на жесткой лежанке. Молитвы спасли многих от заблуждений и погибели, от утраты души.

Предсказала Матрона и грядущие мировые войны. Утешила: Россия не падет, но будет страдать до избавления от захватчиков. Сказала, что в Тулу враги не войдут. Все подтвердились.

Помощь ее также действенна. Не отказывала матушка никому, кроме людей лукавых, со злым умыслом. Во всякой заблудшей душе она видела свет, но человек сам не искал спасения, приходил лечиться. Тех, кого могла, спасала, несмотря на давление коммунистической власти.

Второго мая 1952 года Матрона Московская отошла в мир иной. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долго ходили люди. И сегодня место погребения Матронушки привлекает тысячи паломников из России и заграницы. Смерть стала началом канонизации и прославления как святой и посланницы Божьей .

Праздник святой Матроны Московской

Очередь к иконе с мощами блаженной Матроны Московской

Отмечается он 9 апреля - или 2 мая по новому стилю . В этот день в Покровском ставропигиальном женском монастыре очереди к становятся в два раза длиннее. У неугасимой лампады около мощей множество золотых и серебряных украшений, они пожертвованы благодарными людьми за творимые матушкой чудеса.

Приносимые к мощам цветы обретают силу. Из них заваривают чай, помогут исцелиться от тяжелых недугов. И подобное происходило с людьми. С верующими, поскольку божья помощь легче доходит до них.

В день этой святой проводятся богослужения. Считается, что причастие в праздник Святой Матроны имеет большую силу. Оттого люди так спешат прикоснуться к мощам и испить освященного кагора.

Матрона никого не оставляет без внимания и помощи. Беды в жизни людей, потому что грешат. И на земле будут люди вроде этой святой старицы - бескорыстные, близкие Богу, молящиеся за людской род. Почитаемая дата рождения Матроны Московской, день празднования святости, отмечаемый многими людьми, и то, что мы не забываем место, где родилась Матрона Московская, - все указывает, что русская земля рождала и будет рождать необыкновенных богоугодных людей. А мы должны хранить веру в сердцах, на радость Матронушке.

– одна из самых известных и почитаемых православных святых.

Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у её дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Также учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен , идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют её люди – приходят семьями с детьми, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили её очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на её долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Ещё перед смертью Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие

Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952) - святая Русской Православной Церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать её: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трем доползёт». Он полз эти четыре километра, а от неё пошел на своих ногах, исцелённый.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка, «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную .

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.

Памятные даты

2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); День канонизации;
22 ноября — День Тезоименитства (День Ангела). День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта — Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.

* — 7 марта в високосный год или 8 марта в невисокосные годы (Православный календарь)
— 8 марта установлен как дополнительный день памяти святой Матроны Московской Решением Священного Синода РПЦ от 16 июля 2013 г. (Журнал № 81).

Р одилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцения больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург и другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия».

До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Для церкви Успения Божией Матери в селе Себино по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной». С этой иконой святая Матрона не расставалась всю жизнь, а для храма она заказала другую икону (эта икона сейчас находится в Усенском мужском монастыре г. Новомосковска Тульской области).

В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу.» Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».

В начале 1941 года блаженная предсказывала: «Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби.

До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» - «Боюсь».

2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: «Все, все Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Вечером 8 марта 1998 года в неделю Торжества Православия по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве бали обретены честные останки блаженной старицы Матроны. Теперь мощи святой находятся в Покровском женском монастыре, что у Абельмановской заставы.

Никонова Матрена Дмитриевна – так в миру звали Матрону Московскую – блаженную святую, помогающую людям и при жизни, и после своей кончины. Родилась она 22 (по старому стилю – 9) ноября 1881 года (согласно некоторым источникам – в 1885 году), в Тульской губернии (село Себино). Матрона была в семье четвертым, поздним, ребенком. Боясь не справиться с воспитанием девочки, родители Матроны решили отдать ее в приют еще до ее рождения. Увидев, что ребенок родился слепым (у Матроны не было глаз) и физически слабым, мать решила сама воспитывать девочку. Существует поверье, что Наталье (матери Матроны) незадолго до родов во сне пришла белая птица, у которой было человеческое лицо, а глаза закрыты. Решив, что это знамение от Бога, женщина и решила оставить новорожденную в семье.

Детство Мартоны Московской

С самого рождения было понятно, что ребенок отмечен Богом – у Матроны на груди была выпуклость, имеющая форму креста. От ношения рукотворного креста девочка отказывалась с самого детства, говоря, что Бог дал ей его от рождения.

Еще с детства у девочки проявился дар предвидения и исцеления. В дом Матроны приходили болящие, которым она дарила выздоровление, люди с различными проблемами, просьбами, вопросами, которым она давала советы. Не имеющая возможности видеть глазами, Матрона видела окружающую действительность другим зрением. Она имела четкое представление о мире вокруг нее.

Первые предсказания Матроны Блаженной

В возрасте 17-ти лет Матрона была лишена возможности ходить – у нее отказали ноги. Блаженная знала заблаговременно, что это случится — таково испытание Бога — поэтому не сетовала и не огорчалась.

От Господа и служения Ему она не отказывалась никогда. После революции ее братья, ставшие членами партии, отказывались делить с ней одну крышу над головой. В 1925 году Матрона стала бездомной, подавшись в скитания в Москву. Этот город Матрона очень любила, считая его святым. Очень многие здесь знали блаженную, старались обогреть и приютить, но из-за преследований милиции она вынуждена была постоянно менять место своего укрытия. Святая Матрона никогда не жаловалась, не обращая внимания на неудобства.

Предсказав страшную, кровопролитную войну, она говорила, что до Москвы и до ее родной Тулы враг не доберется. Так и случилось. В военное время вместе со всеми она молилась об окончании войны, рассказывала близким о судьбах солдат, ушедших на фронт, продолжала исцелять болезни, даже очень тяжелые. Взамен на помощь Господа она просила только одно – верить Ему.

Смерть Матронушки Московской. Где могила Матроны?

Умерла Матрона 2 мая (по старому стилю – 19 апреля) 1952 г., похоронили ее на Даниловском кладбище – это была ее просьба. О ее скромной могилке сначала знали немногие, но потом молва о месте захоронения блаженной, оставшейся в памяти многих монахов и мирян Божьим человеком, узнавали все больше людей. Как и завещала Матрона, тропа к ней не зарастает и после ее смерти, по настоящее время. При жизни она говорила, что пройдет время, и люди о ней узнают, приходя за помощью, которую через нее ниспошлет Господь всем просящим и верующим.

Как просить помощи у Матроны Московской, как молиться Святой Матрене, как добраться до мощей святой и когда отмечают день памяти Матроны читай в

Полное фамилия, имя, отчество святой праведной блаженной Матроны Московской — Матрона Димитриевна Никонова. Родилась она 22 ноября 1882 года в селе Себино Епифановского уезда Тульской губернии. Ныне это Кимовский район Тульской области. С 1942 по 1958 год принадлежал Московской области. Население района на сегодняшний день составляет около 43 тысяч человек. В XIX веке это были сельскохозяйственные угодья, дающие хлеб Москве и близлежащим городам.

Родителей Матроны Московской звали Димитрий и Наталия. Были они людьми честными, благочестивыми и занимались тяжёлым крестьянским трудом. Родила Наталия четверых детей. Двух мальчиков — Ивана и Михаила, и двух девочек — Марию и Матрону. Матрона по возрасту была самой младшей. Когда она появилась на свет, родителям было уже за 30. Возраст этот в то время считался далеко немолодым.

Большого достатка в семье не было, поэтому четвёртый ребёнок мог стать лишним ртом. Абортов в крестьянских семьях не делали. Рассматривалось это как богопротивное деяние. Для нежеланных детей существовали специальные приюты. В них малыши содержались за казённый счёт и на денежные средства благотворителей.

Наталия решила передать будущего ребёнка в приют, находящийся в соседней деревне Бучалки. Создан он был князем Голицыным, и дети содержались в нём в сытости и достатке. Но незадолго до родов мать увидела вещий сон. К ней явилась ещё не родившаяся дочь. Имела она вид белой птицы с человеческим лицом. Глаза у божьей твари были закрыты. Села она ну руку женщины и печально склонила голову набок.

Будучи человеком глубоко верующим, Наталия приняла сон за знамение. Она отказалась от мысли расстаться с ещё не родившимся ребёнком. Девочка родилась слепой, но мать любила её больше других детей и всегда окружала любовью и лаской.

В Священном Писании сказано, что Бог иногда предъизбирает себе верных служителей ещё до их появления на свет. Так, Господь обращается к святому пророку Иеремии: «Прежде чем я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Также Создатель избрал и Матрону для особого служения. Он с самого начала возложил на неё тяжелейший крест. Его она с покорностью и терпением несла всю свою жизнь.

Родившуюся слепую девочку при крещении назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской (392-492). Это греческая подвижница V века, прожившая на земле сто лет. Память о ней празднуется 9 (22) ноября.

О том, что Господь избрал девочку для служения себе, свидетельствует тот факт, что когда дитя опустили в купель, над ним поднялось облако благоухающего дыма. Крестил ребёнка отец Василий. Прихожане почитали его как праведного и благочестивого человека. Он несказанно удивился видению и сказал: «Крестил я много, но такое вижу впервые. Этот младенец будет свят». Затем отец Василий обернулся к Наталии и произнёс: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обращайтесь прямо ко мне. Идите и говорите, что вам нужно».

Священник также добавил, что Матрона предскажет его кончину и встанет на его место. Так и случилось впоследствии. Однажды поздно вечером Матрона вдруг заявила, что отец Василий умер. Родители тут же побежали в дом священника и обнаружили, что он действительно только что скончался.

У девочки был внешний телесный знак, подчёркивающий, что она избрана Богом. Это выпуклость на груди в форме креста. Поэтому Матронушка могла не носить нательный крестик, так как он присутствовал на её теле от рождения.

В младенчестве Матрона Московская не брала грудь у матери по средам и пятницам. В эти дни она спала, а разбудить её не представлялось возможным. Девочка была не просто слепая. Глазные яблоки у неё отсутствовали. На их месте находились впадины, которые плотно закрывались веками.

Но вместо глаз она получила духовное зрение. В раннем детстве её любимым занятием было пробраться ночью в святой угол, снять иконы, разложить их на столе и играть с ними. Лики святых заменяли ей кукол. В ночной тишине ребёнок общался с теми, вровень с которыми должен был встать.

Над слепой девочкой очень часто издевались дети. Они дразнили её, стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто над ней измывается. Мальчишки сажали её в яму, а потом с любопытством наблюдали, как малышка на ощупь выбиралась из неё и медленно брела домой. В результате этого девочка очень рано перестала играть с детьми, и всё время проводила в стенах родительского дома.

Дом семьи Никоновых находился недалеко от церкви Успения Божьей Матери. Это был большой и красивый храм — один на восемь окрестных деревень. Родители девочки регулярно посещали божью обитель. С ними постоянно находилась и Матронушка. Практически девочка выросла при храме. Она посещала все службы. Вначале с матерью, а затем, когда подросла, стала приходить в храм одна.

Наталия, ища дочку, всегда могла найти её в церкви. У той было любимое место. Находилось оно слева за входной дверью. Там девочка неподвижно стояла во время службы. Она очень хорошо знала церковные песнопения и постоянно подпевала певчим.

Мать иногда жалела свою убогую дочку и говорила: «Дитя ты моё несчастное!» На что девочка всегда удивлённо отвечала: «Это я-то несчастная!? У тебя Ваня несчастный да Миша». Ребёнок понимал, что ему дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Дар предсказания, прозорливости и исцеления больных открылся у Матронушки в 7-летнем возрасте. Именно в это время близкие стали замечать, что девочке ведомы человеческие грехи, преступления, а также мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные бедствия и общественные смуты. Помолившись, Матрона давала людям исцеление от болезней и душевное утешение в скорби.

К удивительному ребёнку потянулись люди. К девочке ехали из окрестных деревень, из других уездов и губерний. Привозили больных, которые не могли не то что ходить, но даже вставать. Девочка молилась. После этого человек вставал на ноги и шёл. Люди старались всячески отблагодарить наделённое божественным даром юное создание. Они оставляли родителям продукты и подарки. Так, вместо того, чтобы стать обузой для семьи и лишним ртом, Матронушка сделалась главной её кормилицей.

Родители Матроны всегда ходили в церковь вместе. Однажды в праздник Димитрий в церковь не пошёл, осталась дома и Матрона. Отец с дочерью читали молитвы и пели. Мать ушла в божий храм одна и всё думала о муже: «Надо же, не пошёл со мной на богослужение». Когда литургия закончилась, и женщина вернулась, дочь ей говорит: «Мама, ты не была в храме». На эти слова мать удивлённо воскликнула: «Как это не была? Я только что оттуда». Но дочь покачала головой и сказала: «Нет, тебя там не было. Вот отец был в храме». Своим духовным зрением Матронушка увидела, что мать находилась в церкви только телесно.

В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. В длительную поездку взяла её с собой дочь местного помещика Лидия Янькова. Побывали они в Киево-Печёрской лавре, Троице-Сергиевой лавре, Петербурге, а также в других городах и святых местах необъятной Российской империи.

В Кронштадте Матронушке довелось встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Тот, по окончанию службы в Андреевском соборе, попросил присутствующих расступиться и пропустить к нему 14-летнюю слепую девушку. Обращаясь к народу, он сказал: «Матронушка, иди ко мне. Посмотрите, люди, — это моя смена, восьмой столп России».

Значение этих слов осталось для окружающих неясным. Но можно догадаться, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны многострадальному русскому народу во время гонений на Церковь.

В 16 лет у девушки отнялись ноги, и она лишилась возможности ходить. Сама Матронушка указывала, что болезнь имеет духовную причину. Шла она по храму после причастия и знала, что сейчас к ней подойдёт неизвестная женщина. Именно она навсегда лишит её возможности ступать ногами по земле. Так и произошло. «Я не противилась этому. Такова была божья воля», — поясняла впоследствии святая Матрона Московская.

Всю свою оставшуюся жизнь эта удивительная женщина оставалась в сидячем положении. Сидела она в разных домах и квартирах, где люди давали ей приют. Продолжалось это 50 лет, но матушка никогда не роптала. Она смиренно несла тяжкий крест, данный ей от Бога.

В 17 лет девушка предсказала революцию в России. Она говорила, что будут убивать, грабить, разрушать храмы. Начнут делить землю, хватать с жадностью огромные наделы, а затем бросят их и побегут в города. Земля никому не станет нужна. Провидица советовала помещику Янькову всё продать и уехать за границу. К сожалению, мужчина не послушал блаженную. В жуткие годы красного террора он был убит, а его праведная и благочестивая дочь закончила жизнь в нищете.

Для церкви в Себино по настоянию Матроны была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Произошло это сразу после начала Первой мировой войны. Матушка Матронушка попросила свою мать сходить к священнику и сказать ему, что в церковной библиотеке на такой-то полке, в таком-то ряду стоит книга, в которой находится изображение иконы «Взыскание погибших».

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших»

Священник, услышав подобное, очень удивился. Он ушёл в библиотеку и вскоре вернулся с нужной книгой, на одной из страниц которой находилось соответствующее изображение. Матрона осталась очень довольной и сказала, что хочет заказать такую икону. Она благословила женщин собирать деньги на этот заказ по деревням. Люди жертвовали с разной охотой. Один человек дал рубль и плюнул с досады, что расстался с деньгами. Его брат пожертвовал копейку на смех.

Когда собранную сумму принесли к провидице, та перебрала все купюры и монеты. Рубль и копейку она отложила в сторону со словами: «Отнесите эти деньги назад: они всё портят». При этом матушка назвала имена тех людей, кому необходимо вернуть пожертвования.

Икону заказали художнику из Епифани. Тот приехал к святой Матроне, и та спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Человек сказал, что дело это для него привычное и никакой сложности не представляет. Тогда женщина велела сходить ему в церковь, исповедоваться, причаститься и покаяться в грехах. После того как душа художника очистилась, провидица опять задала ему тот же вопрос. Тот заверил матушку, что сделает всё в лучшем виде.

Прошло много времени, и художник появился у Матронушки. Он сказал, что не может написать икону. Не получается у него ничего. На это ему был дан ответ: «Иди и раскайся в своих грехах, которые ты не исповедовал». Человек был потрясён до глубины души. Он прямиком направился в церковь, причастился, покаялся и вернулся к матушке. Та кивнула головой и удовлетворённо сказала: «Вот теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

По инициативе провидицы была заказана в Богородицке ещё одна аналогичная икона. Первая икона увидела свет в 1915 году. Всю жизнь матушка хранила её при себе. В настоящее время икона находится в женском Покровском монастыре. Вторая икона принадлежит Свято-Успенскому монастырю тульской епархии и хранится в городе Новомосковске.

Много людей приходило к матушке Матронушке со своими болезнями и скорбями. Никому она не отказывала. Но помощь её не имела ничего общего с ворожбой, заговорами, магией. Она базировалась на абсолютно иной основе. Женщина молилась и испрашивала у Бога чудесную помощь больным душой и телом.

Святая Матрона Московская читала молитвы над водой, а затем давала её нуждающимся. Выпив воду и окропившись ей, человек избавлялся от болезней и напастей.

После того как в России повсеместно установилась советская власть, братья провидицы вступили в партию. Понятно, что блаженной, которая целыми днями принимала народ и призывала хранить православную веру, места в доме уже не было. Всё это могло плохо кончиться и для стариков родителей, и для братьев. Чтобы обезопасить родных, матушка Матронушка в 1925 году переехала в Москву. В стольном городе она прожила до конца своих дней.

Это был абсолютно новый период в жизни удивительной женщины. Она стала бездомной странницей. Жить приходилось в разных местах. Иногда матушку окружали люди, враждебно к ней настроенные. Ухаживали за святой послушницы. Они везде сопровождали Матронушку и заботились о ней.

До войны жила матушка на Ульяновской улице у священника Василия. Это был муж её послушницы Пелагеи. Вскоре, однако, его посадили. После этого женщина переехала на Пятницкую улицу в Сокольники. Здесь её устроили в фанерном домике. Пережила в нём матушка суровую зиму.

Одна из женщин вспоминала, как приехала к матушке глубокой холодной осенью. Зашла в дом, который скорее можно было назвать сараем, и увидела, что маленькая комнатка вся заполнена сырым промозглым паром. В углу топится железная печка буржуйка, а матушка лежит на кровати лицом к стене. Гостья её окликнула, а та и повернуться не может, так как волосы примёрзли к подушке. Еле их отодрали.

Пришедшая говорит: «Матушка, да как же так. Вы же знаете, что я живу вдвоём с мамой. У нас две комнаты в тёплом доме, отдельный вход. Почему вы ничего не сказали и не попросились к нам». На это блаженная вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

После Сокольников переехала Матрона Московская в Вишняковский переулок. Здесь она прожила какое-то время в квартире племянницы. Жила также у Никитских ворот и в Загорске. С 1942 по 1949 год жила на Арбате в Староконюшенном переулке. Поселили её в старинном деревянном особняке в просторной комнате. Три угла в ней сверху донизу матушка заставила иконами.

Староконюшенный переулок в наши дни

Жила святая Матрона Московская в столице без прописки. Для неё это могло кончиться чревато. Уж из Москвы бы точно выслали и сослали за 100 километр в лучшем случае. Но женщина удивительно чувствовала опасность. Она всегда покидала очередное место жительства за день до прихода милиции. Тем самым она спасала и себя, и тех, кто давал ей кров.

Однажды, правда, она знала, что должен придти милиционер, но никуда не уехала. Когда служитель закона появился и велел окружающим собрать провидицу, чтобы увезти её с собой, та сказала: «Иди скорее, несчастье у тебя в доме. А я то куда денусь слепая да не ходячая».

Милиционер послушался матушку, поехал домой. А там жена на полу лежит, помирает. Пользовалась она керогазом, что-то сделала не так и обгорела вся. Мужчина жену на руки схватил, выбежал из дома да в больницу отвёз. Еле-еле успели её врачи спасти.

На следующий день пришёл милиционер на работу, а его и спрашивают: «Ну что, арестовал слепую?» А он отвечает: «Слепую я никогда арестовывать не буду. Если бы не она, то потерял бы я жену. А так успел до больницы довезти, и жизнь она себе сохранила».

Живя в столице, матушка изредка приезжала в родную деревню. То какое-то дело у неё, то соскучится по дому и матери (умерла мать в 1945 году). В целом же жизнь её протекала однообразно. Днём она принимала людей, ночью молилась. Спала подобно древним подвижникам: дремала на боку, подсунув под голову кулак. В таком размеренном ритме проходили годы.

Ещё в 1939 году провидица предсказала страшную войну, которая принесёт много горя русской земле. Когда же немецкие войска пересекли советскую границу, матушка велела приносить ей ивовые ветки. Их она ломала и делала палочки одинаковой длины. Очищала их от коры и молилась. Она духовно присутствовала на фронтах и помогала воинам. Окружающим говорила, что немцы Москву не возьмут, поэтому из города уезжать не надо.

За день святая Матрона Московская принимала до 40 человек. Она никому не отказывала в помощи. Давала от ворот поворот лишь тем, кто обращался к ней с лукавыми намерениями. Многие смотрели на матушку как на народную целительницу. Они приходили за тем, чтобы снять порчу или сглаз. Но, пообщавшись с провидицей, эти люди осознавали, что перед ними божий человек, в совершенстве владеющий спасительными таинствами православной церкви. За свою помощь матушка у людей никогда ничего не брала.

Немало приходило людей с неизлечимыми болезнями. Многих беспокоила пропажа имущества. Просили помочь с несчастной любовью, с хорошей работой. Спрашивали, связывать ли себя узами брака с определённым человеком, менять ли место жительства. Эти были обычные житейские вопросы. На все из них у матушки был ответ.

Провидица боролась за каждую душу, обращающуюся к ней за помощью. Она всегда одерживала победу над чёрными силами. По-сути, матушка совершала ежедневно великий подвиг, сравниться с которым в обычной жизни не может ничто. Всё это конечно изматывало её физически и духовно. Но внешне она держалась молодцом.

Матрона всегда сидела на кровати или сундуке, скрестив ноги. У неё были пушистые волосы, расчёсанные на прямой пробор. От всей её фигуры веяло добротой и божьей благодатью. Говорила она ласковым голосом, молитвы читала громко. К человеческим слабостям проявляла терпение. Никогда не говорила категоричным назидательным тоном и не проповедовала. Совет всегда был конкретным, без общих слов и недомолвок. Встречу с каждым человеком заканчивала молитвой. На прощание осеняла крестным знамением.

Матушка никогда не отличалась многословием. На вопросы отвечала кратко и по существу. Всегда учила окружающих не осуждать ближних. При этом говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай чаще о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Какое тебе дело до чужих хвостиков ».

Матрона учила жить с молитвой, как можно чаще налагать на себя и окружающих крестное знамение, тем самым, ограждаясь от злой силы. Постоянно наставляла людей: «Защищайтесь крестом, молитвой, святой водой и частым причащением. Пусть у вас в доме всегда висят иконы, а перед ними горят лампады ».

Она учила любить, а самое главное прощать старых и немощных за то зло, которое они совершили в прошлом. Про сны говорила: «Не обращайте на них внимание. Сны бывают от лукавого. В их задачу входит расстроить человека, опутать мыслями ».

Часто любила повторять: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайтесь». Также предупреждала доверчивых людей: «Если идёте к кому-то за советом, то молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Матушка настоятельно учила терпению и утверждала, что истинно верующие люди никак не должны выделяться среди других и подчёркивать своё душевное стремление приобщиться к Богу. Во время молитвы она советовала ни на кого не смотреть, а закрыть глаза, или смотреть на святой образ, икону.

Блаженная неустанно напоминала: «Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас сидит на левом плече, а на правом — ангел. Держит каждый из них свою книгу. В одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаше креститесь. Крест — такой же замок, как на двери. Никогда не забывайте крестить еду. Спасайте себя силой животворящего креста ».

В дни демонстраций матушка просила близких не выходить на улицу, закрывать форточки, окна, двери. Она утверждала, что в воздухе находятся полчища демонов, разлагающих души.

Однажды провидицу спросили: «Как же так получилось, что Господь допустил разрушить столько храмов?» На это святая ответила: «На всё воля божья. А количество храмов сократилось, потому что верующих стало мало. Народ находится под гипнозом, сам не свой. Страшная сила овладела душами людей. Проникает она везде. Раньше сидела по болотам и дремучим лесам, потому что люди молились регулярно, а их дома были защищены святыми образами, лампадами и освещением. Бесы без оглядки пролетали мимо таких домов, боялись и на минуту возле них остановиться. А теперь в каждой квартире бесы сидят, и души людей ими заселяются, так как пропала вера в Бога».

Непрестанные молитвы помогали святой Матроне Московской нести крест служения людям. Это было настоящим подвигом. К концу каждого дня у святой уже не было сил говорить. Она лишь тихо стонала. Но, помогая другим, провидица так и не раскрыла никому свою подлинную духовную жизнь. Высшее же её достижение в том, что праведной жизни она учила не словами, а личным примером . Старалась приобщить людей к духовному зрению, ибо только в нём содержится путь к спасению души.

Исцелений по молитвам матушки Матронушки было великое множество. Она несла людям добро. В то же время не имела своего угла и имущества. Жила лишь на приношения, которыми сама и распоряжаться-то не могла. Всё попадало к послушницам, а те раздавали продукты и подарки своим родственникам. Без ведома этих женщин матушка ни могла ни есть, ни пить.

В тяжёлые военные годы к блаженной валом шли люди, чтобы узнать судьбу своих отцов, сыновей, братьев, ушедших на фронт. Матрона в этих случаях никогда не ошибалась. Кому-то она говорила, что человек жив, а кому-то велела отпевать и поминать. Матушка всегда подбадривала людей в тяжёлой ситуации. Она говорила, что бояться не надо, как бы не было страшно. Господь сам сделает как нужно, так как всё в руках его.

Последним местом жительства святой Матроны Московской стала Сходня. Это микрорайон города Химок Московской области. Здесь блаженная жила по адресу улица Курганная, дом 23. Поселилась она у дальней родственницы, покинув Староконюшенный переулок на Арбате. Это был 1949 год.

Люди быстро узнали новое местожительство блаженной, и пошли непрерывным потоком. Здоровье матушки к этому времени ослабло. Всё-таки начал сказываться старческий возраст. Но она всё равно принимала несколько десятков человек в день. Лишь незадолго до кончины Матронушка ограничила приём, так как у неё уже просто не хватало сил.

Господь открыл ей дату смерти. О своём последнем часе на земле святая Матрона Московская узнала за три дня до того, как он наступил. Она попросила окружающих, чтобы отпели её в церкви Ризоположения на Донской улице. Матушка категорически не велела, чтобы, прощаясь с ней, люди приносили венки и искусственные цветы.

Всю свою праведную жизнь, отданную беззаветному служению Богу, провидица причащалась у приходящих к ней священников. Она, как и все люди, боялась смерти. Перед кончиной её исповедовал отец Димитрий. Он спросил у блаженной: «Да неужели и вы испытываете страх перед смертью?» На что получил ответ: «Да, я боюсь смерти. Всякая божья тварь её боится, потому как является она концом телесной жизни и началом иного существования. Страх неизвестности гложет каждого, а по-другому и быть не может».

Почила матушка Матронушка 2 мая 1952 года. А 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку, — взволнованно спросил мужчина, — разве матушка умерла?»

Мать с дочерью, приехавшие из Москвы, утвердительно кивнули. Они сказали, что сегодня вечером гроб с телом покойной будет установлен в церкви Ризоположения на Донской. Таким же образом и в других церквах необъятной России узнавали о смерти блаженной Матроны.

Отпевание покойной совершил отец Николай Голубцов. После этого все присутствующие подходили и прикладывались к руке святой. Погребение состоялось 4 мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа. По желанию матушки похоронили её на Даниловском кладбище.

Незадолго до смерти святая старица сказала: «После моей смерти на могилу немного будет ходить людей. Навещать будут только близкие, а когда они умрут, то запустеет могила. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами. И всякому я буду помогать и всех услышу».

Ещё она сказала: «Все приходите ко мне и рассказывайте о своих скорбях. Я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Все, кто доверит себя и жизнь свою моему ходатайству к Господу — спасутся. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти ».

В 80-е годы XX столетия могила матушки на Даниловском кладбище сделалась святым местом православной Москвы. На неё приходили и приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Шли они к Матронушке со своими бедами и болезнями, и никому матушка не отказывала, всем помогала.

В наши дни Матрону знают миллионы людей. Называют её ласково и нежно — Матронушка. Её чудодейственную помощь чувствуют все те, кто обращается к матушке, просит о заступничестве и ходатайстве перед Создателем. Ведь к Богу блаженная старица имеет великое дерзновение.

Обретение честных останков блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Комиссию по вскрытию захоронения возглавлял архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков принимали участие: епископ Орехово-Зуевский Алексий, архимандрит Алексий с братией, священник Александр Абрамов. Гроб старицы был доставлен в Данилов монастырь и помещён в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника.

Помимо представителей православной церкви в работе комиссии принимал участие судебно-медицинский эксперт профессор Звягин Виктор Николаевич, а также доктор исторических наук Танюкович Андрей Кириллович. Этими непредвзятыми людьми на груди старицы была обнаружена выпуклость в форме креста.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужила заупокойное всеношное бдение.

1 мая гроб с честными останками блаженной Матроны был препровождён в московский Покровский женский монастырь, находящийся у Абельмановской заставы. Там его при колокольном звоне встретила игумения Феофания и сёстры обители.

В настоящее время честные останки блаженной почивают в этом монастыре. К ним, за помощью, идёт нескончаемый поток людей.

Зимняя Вишня



Схема проезда к мощам Матроны Московской

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...