Собор Архистратига Михаила. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Л уч-ше быть уче-ни-ком уче-ни-ка, не-же-ли жить по сво-ей во-ле. Об этом и в оте-чес-ких пи-са-ни-ях ска-за-но. Пос-лу-шать-ся со-ве-та сво-е-го от-ца ду-хов-но-го не стыд-но, но ду-шес-па-си-тель-но и не-об-хо-ди-мо; и кто не слу-ша-ет доб-ро-го со-ве-та, тот бы-ва-ет на-ка-зан.

все поучения →

Расписание Богослужений

апрель ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
8 9 10 11 12 13
15 16 17 18 19 20
22 23 24 25 26 27
29 30

Последний фотоальбом

Открытая лекция наместника Оптиной пустыни

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

С вятые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил — огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил — возвышение к Богу.

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всём своём блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так в мире невидимом Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Самого Источник Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. И как для нашего внешнего благосостояния необходимо, чтобы одни были руководителями других, чтобы мудрые вразумляли неразумных, так и для устроения нашего внутреннего состояния необходимо, чтобы Ангелы облегчали наше шествие к Богу, ограждали нас от нападений духов злобы.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.

Собор св. архистратига Миха ила и прочих сил безплотных установлен в начале IV в. на Лаодикийском соборе. Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое почитание ангелов как творцов и правителей Вселенной и утвердил православное их почитание.

Совершается празднество в ноябре – девятом месяце от марта, с которого тогда начинался год – в соответствии с числом 9-ти чинов ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил небесных в день Страшнаго Суда Божия, который свв. отцы называют “днем восьмым”, когда “приидет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).

Всех чинов архангельских – девять , по указанию св. Дионисия Ареопагита: херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.


Изображение херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.


Изображение херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.


Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Исусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

Архангел Михаил-Покровитель земли Русской

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород “”.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона “Благословенно воинство Небесного Царя” – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.


Благословенно воинство Небесного Царя, Государственная Третьяковская Галерея

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Архангел Гавриил – крепость Божия и благовестник таин Божиих.
Архангел Рафаил – врач болезней и путеводитель.
Архангел Уриил – возбудитель на молитву и просветитель потемненных.
Архангел Иегудиил – заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Архангел Варахиил – податель и ходатай Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела.
Архангел Салафиил – врач от трясавичныя болезни и молитель Бога о людях.
Архангел Гефаил – возжигатель любви к Богу.
Архангел Тахиил – помощник и защититель от бед и напастей.
(Смотри: Пролог 8 ноября; Откр. 12, 7-8; 3 Езд. 4, 1; Тов. 3, 16-17 и др.).


Собор Арх.Михаила_ предположительно 18в., реставрация 2010г., находится в частном собрании. http://pravicon.com/image-22046

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Молитва архистратигу Михаилу из старинного молитвенника:


Она же, набранная Константином Спекторовым


Молитва архангелу Михаилу, набранная Константином Спекторовым с указанной выше древней рукописи http://spektorov.narod.ru/slav/Mikhail.pdf

Текст молитвы в PDF:

Немного другой вариант молитвы, которая была написана при входе в соборный храм Чуда св. архистратига Михаила, построенный в начале XVI века в Чудове монастыре в Московском Кремле, у Спасской башни.

МОЛИТВА АРХИСТРАТИГУ МИХАИЛУ

Аще человек прочтет сию молитву, того дне не прикоснется к нему диявол ни зол человек.

Господи Боже великий, Царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила, на помощь мне грешному рабу своему имярек, избави мя Господи от враг моих видимых и невидимых, и запрети всем врагом моим, борющимся со мною, сотвори их, яко овца, и соруши их, яко прах пред лицем ветра, господи, господи, великий Михаиле архангеле, первый княже и воевода небесных сил безплотных, херувим и серафим шестокрылатых, и всех ангел и архангел, чюдный и страшный, и честный, архангеле Михаиле, буди мне помощник рабу своему имярек, в бедах и скорбех и в печалех, и в пустынях и в тесных местах, на рати и на реках, и на распутиях, у царей и у князей и у боляр, и у вельмож, и всякия власти и от всякия прелести вражия избави мя, господи, господи, великий архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего имярек, молящагося к тебе, и призывающа на помощь имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою, великий архангеле Михаиле, и победи вся противляющаяся мне, силою Пресвятаго Духа и молитвами пречистыя Богородицы, и святых святителей и исповедник, и безмездник, и святых мученик и мучениц, и преподобных отец и всех святых молитвами.
Великий Михаиле архангеле, помози мне грешному рабу своему имярек, избави мя от труса и потопа, и от огня и меча и мора, и от напрасныя смерти, и от смертоносныя язвы, и всякаго гада и врага льстиваго, и бури наносимыя соблюди, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

В статье использованы иллюстрации и материал с форума «Староверы »

Ссылки по теме

Одной строкой:материал от о.Александра Панкратова (Великий Новгород)

Для повышения кругозора дорогих читателей приводим дополнительную информацию, на протяжении нескольких лет собиравшихся по теме уважаемым старообрядческим священником и плодовитым интернет-обозревателем о.Александром Панкратовым .

Пришёл МихАйлов день, точнее, Собор святаго Архистратига МихАила и прочих святых Небесных Сил безплотных, – один из крупных, знАчимых и заметных дней в Святцах Церкви Христовой … поздравляю всех!

Разумеется, вчера вечером и сегодня утром в нашем храме была полная уставная служба. Теперь, к вечеру, сел за монитор и подумал: а о чём расскажу своим читателям – зрителям?
Ведь, казалось бы, почти все аспекты дня сего уже освещал …

Напомню, ещё в 2010-м 21.11 описал наши приходские будни, как технически совершается служба в условиях скромной, небольшой общИны, почти без глаголемых “помощников батюшки”.

Далее, в феврале 2011-го поведал, с большим кол-вом картинок, о древней обители св. Арх. Михаила, что “на Сковородке” , в окрестностях Новгорода, тесно связанной также с основателем нашего храма св. архиепискпом Моисеем, и о её, увы, разрушенных войной чудесных (возможно, лучших из новгородских) фресках XIV столетия. А также о том, что наши реставраторы теперь их потихоньку, буквально по крупицам, собирают и восстанавливают .

В том же 2011-м на Собор безплотных разместил неплохой фильм о новг. храме св. Арх. Михаила на Прусской ул., переделанном теперь в обл. библиотеку для незрячих.

В прошлом 2012-м в этот день поздравлял наших дорогих именинников, трёх священников, отцов МихАилов (было и видео с их служб, из Нижнего Новгорода , ещё

Известно, что над ангелами небесными главенствуют более могущественные силы. Имя им – архангелы. Представители высших ангельских чинов точно также открыты для молитв христианских, как и прочие угодники Божии. Однако по скорости подаваемой помощи они все-таки лидируют. 21 ноября – день, который Церковь торжественно в свое время постановила считать днем чествования всего сонма ангельских созданий, пребывающих в Царстве Божьем. Он так и называется: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил.


Историческая справка

Праздник сей последователи Иисусова учения стали отмечать на старте IV-го столетия н.э. Это религиозное торжество было учреждено и внесено в христианский календарь участниками одного из Соборов – Лаодикийского. В рамках указанного религиозного мероприятия поклонение людей ангельским силам как создателям земного и небесного миров, а также царям Вселенной подверглось резкой критики и осуждению. По сути, духовенство расценило его как разновидность ереси. В результате появился интересующий нас праздник, призванный расставить все по местам в упомянутом выше вопросе. Отныне православные христиане должны были почитать небесные силы и воспринимать их в качестве главных помощников Бога, но не равных Творцу.


Для празднования новой религиозной даты не зря выбрали именно ноябрь месяц. Тому есть, по крайней мере, два вразумительных объяснения. Во-первых, последний осенний месяц являлся девятым месяцем в году, ведь в древности каждый 365-дневный цикл начинал свой отсчет с марта. А во-вторых, число 9 указывало на количество ангельских чинов в небесном мире. По старому летоисчислению, главенствующему в описываемую эпоху, праздник выпадал, согласно распоряжению участников Лаодикийского Собора, на 8 ноября. Это – прямая указка на грядущий День Страшного Суда, когда Собор всех Сил Небесных состоится в реальности, согласно текстам священных книг, в том числе Апокалипсиса. Ангелы и начальствующие над ними силы будут в «день осмый» сопровождать Спасителя, который во второй раз придет на Землю, дабы сразится воочию со злом, творимым дьяволом.

Ангельская иерархическая лестница

Существует классификация ангельских чинов. Она описана во многих священных текстах, имеющих весьма почтенный возраст. Исходя из них, следует говорить о трехступенчатой ангельской иерархии: Высшей, Средней и Низшей. На каждой ступени располагаются три чина.

К Высшей Ангельской иерархии относятся, прежде всего, шестокрылые Серафимы. Иначе их называют Огненными или Пламенеющими. В сердцах их ангельских действительно горит безграничная любовь к Творцу, которую Серафимы стремятся всеми силами разбудить в душах человеческих. Данные чины находятся ближе всех к Господу Богу.

Вторыми после Серафимов являются Херувимы, что значит «Просвещение». Функция данных ангельских чинов заключается, собственно, в ниспослании верующему человеку мудрости для познания Бога.

Последние на данной ступени иерархической ангельской лестницы – Престолы. Они выполняют роль судей Господних и являются Богоносными.

Перейдем к Средней Ангельской иерархии. Ее представителями являются в первую очередь Господства. Из названия данного ангельского чина понятно, что относящиеся к нему небесные создания начальствуют над всеми нижеследующими бесплотными силами. Кроме того, в их обязанность входит наставлять на путь истинный наместников Бога на Земле. Главное, чем учат своих подопечных Господства, - это борьба с соблазнами, плотскими желаниями, владение собой.


Следующий ангельский чин Средней Небесной иерархии нарекли Силами. Последние являются исполнителями Господней воли. Именно через них праведники и подвижники получают дар исцеления болезней, дар прозорливости и прочие сверхъестественные способности, обусловленные снисхождением Святого Духа. Силы дают людям терпение, смелость, мужество, нужный душевный настрой.

Замыкают список представителей Средних ангельских чинов Власти. Им Богом дарована сила защищать верующих от нападений бесовских и искушений, помогать в борьбе с негативными мыслями, укрощать сатану.

Какие ангельские чины входят в Низшую Ангельскую иерархию? Это Начала, Архангелы и Ангелы. Первые являются силами, господствующими над более низшими ангелами. Они контролируют выполнение небесными созданиями воли Божьей в отношении земных людей, учат властителей мудро управлять человечеством для пользы своих подчиненных.

Призвание Архангелов – возвещать о воле Божьей православным христианам, о грядущих событиях, пророчествовать, поддерживать и возрождать в людях веру в Господа.

Последние на низшей ступени ангельской иерархии – Ангелы. В их компетентности находится наставление православных в вере, способствование развитию ими в себе добродетелей. Главная же роль – это роль хранителей человеческих: хранителей от нечаянной и внезапной смерти, опасности и т.д.

Сведения об архангелах



Из названия праздника 21 ноября видно, что Архангел Михаил - самый главный среди представителей соответствующего ангельского клана. Так оно и есть. Важную роль в Царствии Божьем Архистратига подтверждает его имя, которое переводится следующим образом: «кто как Бог». Это Михаил низверг с Неба ангела, возомнившего себя лучше и важнее Творца – падшего Ангела с его падшей свитой. Он упоминается в Ветхом Завете, где показан участником многих событий прошлого. Архистратиг неоднократно спасал праведников и даже обычных людей от смерти. В свое время он защитил русский город Великий Новгород от агарян. В те моменты, когда свое заступничество нашим православным предкам являла Царица Небесная, с нею всегда рядом находился Архангел Михаил. Вообще на Руси главный Архангел всегда почитался особо. Множество храмов освящено и воздвигнуто было в его честь на наших землях. Они и поныне стоят в Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Смоленске, Свияжске и, конечно, в бывшей столице Руси – Киеве.

Всего архангелов восемь. У любого из них имеются свои функции.


Михаил – борец со злом, с дьяволом. По этой причине архистратиг изображается с огненным мечом либо копьем в правой руке. В левой кисти он держит зеленую пальмовую ветвь.

Гавриил – вестник Божий. Он возвестил Пречистой Деве Марии о скором рождении у нее Божественного сына от Духа Святого. В правой своей руке он обычной держит горящий фонарь либо ветвь райскую, в левой сжимает зеркало.

Рафаил – исцеляет недуги телесные и душевные. Потому его изображают держащим в левой руке емкость, наполненную целебным снадобьем.

Архангела Уриила пишут с мечом и огнем, Селафиила – молящегося, опустившего взгляд вниз. Иегудиила на фресках и иконах можно распознать по золотому венцу. Архангел Варахиил одет в наряд, украшенный большим количеством цветов розового оттенка. Наконец, в руке Иеремиила видны весы.

21 ноября – это день, когда можно обращаться к Архистратигу Михаилу и другим архангелам, а также иным ангельским чинам со своими сокровенными просьбами, надеясь быть услышанными очень скоро. Просите, и дано вам будет!

Архангел Михаил
и прочие Небесные Силы бесплотные —
Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил

21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник — главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Собор — соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами — пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.

Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И мы должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Нужно помнить, что его охраняющий меч будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем, с кем борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, настолько утвердились в добре, что грех для них стал невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят этого делать, не хотят грешить. Обратите внимание на эти слова. Не хотят грешить! Как это назидательно для нас! Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его ангелы. Служить Ему, исполняя Его повеления.

Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи, потому что они возвещают людям волю Божию. Ангелы обитают везде, но, преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. Вот ангелы и являются этими посредниками, без которых мы никогда бы не смогли ощутить и воспринять, даже в малой степени, Божественный свет. Ангелы посылаются на землю для служения людям.

По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (IV век), на котором было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября — по новому).

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь — это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре — 9-м месяце — установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах — праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда.

Число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав Ангельскую иерархию. Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью.

У каждого чина Ангелов есть свое предназначение.

Ближе всего к людям стоят Ангелы и Архангелы. Архангелов всего семь:

Архангел Михаил (его имя означает «Кто яко Бог»)

Архангел Гавриил («Сила Божия»)

Архангел Рафаил («Помощь, исцеление Божие»)

Архангел Уриил («Огонь и свет Божий»)

Архангел Салафиил («Молитва к Богу»)

Архангел Иегудиил («Хвала Богу»)

Архангел Варахиил («Благословение Божие»).

Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает

Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” ().

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства () владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы () исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (; ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала () начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы () благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы () наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик , Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий ).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие ).

Библии

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский , – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу ).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия ).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия , ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий ).

Упоминается в неканонической книге: .

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие . Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. ). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...