Спасо евфимиев монастырь время посещения. Монастырские постройки: Спасо-Преображенский собор

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.



Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.


Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница


Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.


Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.


Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки, нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.



Монастырские башни

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.

  • Как добраться

    Спасо-Евфимиевский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на майские в Россию
    • Горящие туры по всему миру

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Спасо-Евфимиевский монастырь был возведен в Суздале в середине 14 века как оборонительное сооружение. Крепкие стены обители сохранились и до наших дней, а вместе с ними и целый комплекс сооружений, которые заинтересуют любого туриста. Начнем со Спасо-Преображенского собора, относящегося, по мнению историков, к 16 веку. Храм, несмотря на минувшие столетия, в хорошем состоянии, в частности, нетронутым временем остались его знаменитые фрески и росписи стен.

    Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном на благо туристам как музейный комплекс.

    Недалеко от собора можно увидеть еще три храма, которые также входят в ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля. Это Благовещенская надвратная церковь, Никольский храм и Успенская трапезная церковь. Их можно осмотреть наравне со Спасо-Преображенским собором.

    Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном на благо туристам как музейный комплекс. Тем не менее каждый час посетители обители могут услышать перезвон, издаваемый звонарями колокольни. К слову, на башне установлены и старинные часы.

    При желании в Спасо-Евфимиевском монастыре можно посетить и тюремный замок. В этом остроге содержались сначала неугодные Екатерине II арестанты, а при советской власти - политзаключенные и немецкие военнопленные.

    В ходе экскурсии по Спасо-Евфимиевскому монастырю не пропустите склеп князя Михаила Пожарского, действительно покоящегося здесь. А посетить обитель можно каждый день с 10:00 до 18:00, за исключением понедельника и последнего четверга месяца. Кстати, вход на территорию Спасо-Евфимиевского монастыря платный.

    Адрес: Суздаль, ул.3-я Интернационала

    Цены на странице указаны на август 2018 г.

    Добавить отзыв

    Следить

    Другие достопримечательности рядом

    • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно во Владимире , как вариант - в Суздале . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Владимирской области .
    • Что посмотреть: Карачарово - родину Ильи Муромца, а также близлежащий Муром с его чудесными монастырями и храмами. Стоит увидеть Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенную неподалеку стройную церковь Покрова на Нерли. Город мастеров Мстёру , мощные стены монастыря в Юрьев-Польском , старинный и миниатюрный Александров и его слободу, город-игрушку и гордость Золотого кольца -

    В прошлый раз я начала рассказ о Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале с , знакомства с его стенами, башнями, окружающими его достопримечательностями и просторами. Сегодня приглашаю вас на прогулку по территории обители.
    Как я уже говорила, Спасо-Евфимиев монастырь - это крупный архитектурно-музейный комплекс, который требует времени и вдохновения на его изучение. Вот и показать его одним махом не получается. Значит, будем двигаться постепенно - территория монастыря и его архитектура, Спасо-Преображенский собор, тюрьма, Золотая кладовая, экспозиция "История Суздальских монастырей". Никаких глубоких исторических экскурсов я вам не обещаю. Слава Богу, этого хватает в интернете. Моя задача - показать наглядно все, что увидела и чем прониклась здесь сама. Поэтому сегодня вас ждет прогулка по Спасо-Евфимиеву монастырю .

    Реклама — поддержка клуба

    Впрочем, совсем без цифр мы не обойдемся. Ознакомьтесь, пожалуйста.

    Главные исторические вехи обители:

    • 1352 г. - основание монастыря суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем,
    • 1352 - 1404 - годы, когда настоятелем был Евфимий,
    • XVI - XIX - формирование архитектурного ансамбля монастыря,
    • 1923 г. - закрытие обители, передача его ОГПУ,
    • 1939 - 1946 гг. - в монастыре находятся: тракторная школа, лагерь для военнопленных, детская колония и т.д.,
    • 1967 г. - реставрация и открытие на территории монастыря Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

    В целом судьба монастыря понятна и близка к судьбам тысяч русских обителей - создание в XIV веке, первый настоятель - единомышленник Сергия Радонежского, долгие годы существование монастыря в качестве крепости-защитницы города, закрытие в первые годы Советской власти, переход из рук в руки - то тюрьме, то детской колонии. И, наконец, заслуженное восстановление и создание музея-заповедника. Это ли не лучшее состояние для стен, ставших живой историей?

    Итак, заходим в Спасо-Евфимиев монастырь через Главную проездную башню ансамбля (конец XVII в.).

    Около входа стоят информационные стенды. Первый сообщает о том, что можно посмотреть и сделать в монастыре . 10 музеев мы вряд ли посетим, а вот послушать колокольные звоны, церковные песнопения, насладиться уникальной росписью, посмотреть некоторые экспозиции - с удовольствием. Но вы берите себе на заметку весь списочек. Закладывайте реальное время на знакомство с монастырем. Я так думаю, что если делать все вдумчиво и без спешки, то 1 день однозначно нужен.

    Второй стенд содержит информацию об архитектурном ансамбле монастыря. Удивительна сохранность церквей и гражданских построек обители. Практически все дошло до наших дней.

    Над входом в башню висят две иконы - одна из них Святой Евфимий.



    Войдя в дверь, попадаем в помещение, где располагается касса. Информация на стенде.

    Стоимость единых входных билетов (других нет): 400 руб./взрослый, 200 руб./льготный, дети до 18 лет - бесплатно. Из перечисленных ниже выставок и экспозиций в результате мы посетили половину. Думаю, что брать со всех одну обобщенную сумму неправильно. Для людей с детьми, людей в возрасте обойти все за раз очень трудно. А здесь таких граждан очень много, половина - точно.

    У кассы всегда стоит очередь.


    Покупаем билеты,

    заходим на территорию.

    Сразу при входе справа и слева - кафе "Привратницкая" и

    "Блинная".

    Справа за белой оградой имеется детская игровая площадка, откуда мы быстро уводим Соню. Не кататься же сюда пришли. Да и время ограничено, столько еще надо посмотреть в Суздале , только успевай передвигаться.

    Схема Спасо-Евфимиева монастыря выглядит так (см. фото ниже). На ней отмечены 13 архитектурных памятников + стены и 12 башен. Идем знакомиться со всем этим великолепием лично.

    Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1628 г.).

    Через нее мы идем к главному собору монастыря.







    Архимандритский корпус (1628-1660 гг.).



    Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1525 г.) - самый древний храм монастыря.

    Рядом с собором располагается Звонница (1530 - 1691 гг.) .

    Эта звонница - весьма примечательное строение, уникальный архитектурный памятник, включающий сра зу два объекта - церковь Иоанна Предтечи и колокольню. На колокольне размещается 17 колоколов.

    Берите на заметку - на звонницу Спасо-Евфимиева монастыря можно подняться - посмотреть, как звонит мастер колокольного звона, позвонить самому. При покупке входного билета в кассе сразу уточняйте информацию об экскурсии на звонницу, чтоб потом не возвращаться. Экскурсии проводятся по выходным в 13.30.

    Колокольные звоны. Видео 1

    Колокольные звоны. Видео 2

    После посещения Спасо-Преображенского собора и прослушивания звонов идем гулять по территории монастыря дальше.


    Движемся в сторону Мемориала Пожарского . Он включает в себя: часовню-усыпальницу, плиту на месте захоронения, памятный крест.

    Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (воссоздана). Оригинал был разрушен в 1933 году.




    От настоящего мавзолея Пожарских остался лишь вот этот кусочек стены...



    На месте родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских установлен крест. В этой усыпальнице в апреле 1642 года был похоронен защитник земель русских Дмитрий Михайлович Пожарский. Меня всегда коробит, когда я наблюдаю, как люди фотографируются на могилах, на чужих костях... У меня так и не получилось снять крест нормально, потому что стояла очередь, чтоб засняться на его фоне.



    Слава Богу мой ребенок выбирает другие места для фотосъемки. Софи в своих солнцезащитных очках чувствует себя просто неотразимой. :) И не важно, есть солнце при этом или нет.

    Усыпальница - вид сбоку.





    Мартовский кот греется на солнышке.

    Напротив тюрьмы, в здании Никольской церкви, располагается музей "Золотая кладовая" . Его мы также посетили. Фотографии вы увидите позже. Здание с красной крышей - Больничные покои при Никольской церкви (1669 г.).

    Пока наш папа знакомился с сокровищами Золотой кладовой, мы с Софи устроили небольшую фотосессию. Впрочем, не мы одни. Вот на таких мощных пеньках фотографировались многие.





    "Сплетение судеб", "Побеждая время" (Музей реставрации).



    Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале - великолепный архитектурный комплекс на окраине города, объект, внесенный в список всемирного наследия Юнеско. Отдыхая в Суздале на январских каникулах, мы не могли не посетить это место, о чем я хочу рассказать в своем отзыве.

    На январских каникулах мы жили в Суздале пять дней. За это время мы несколько раз проходили около Спасо-Евфимиева монастыря и успели полюбоваться им со всех сторон. С погодой нам чрезвычайно повезло, было морозно и солнечно, поэтому монастырский комплекс показывался нам во всей красе. Самый красивый вид на монастырь открывается со стороны Покровского монастыря, его я тоже рекомендую посетить.


    Спас-Евфимиев монастырь расположился на высоком берегу реки Каменка, раньше он играл стратегическое значение, так как выступал в виде форпоста, защитника границ города. Те, кто не в курсе, вполне могут принять его за городской Кремль.


    Датой основания обители принято считать 1352 год, когда Нижегородско-суздальским князь Борисом Константиновичем был основан Спасо-Преображенский монастырь. Первым Игуменом монастыря был Евфимий, впоследствии канонизированный. Евфимий много сделал для Суздальского монастыря. в XVI веке он был канонизирован, а монастырь был назван в его честь.

    Первоначально постройки были деревянными, но были уничтожены огнем в XVII веке. Монастырь пользовался благосклонностью и щедрыми пожертвованиями монархов: Василия III, Ивана IV Грозного, что позволило восстановить монастырь и построить великолепные каменные стены протяженностью больше 1 км и 12 башен (1664 год).
    Это был один из крупнейших монастырей России в XVII веке, он владел 10300 душами крепостных, селами, землями. Екатерина II в 18 веке устраивает здесь тюрьму для душевнобольных.
    В 1923 году монастырь был упразднен и до 1939 года здесь была тюрьма для политзаключенных. В!940-1941 годах здесь жили интернированные чехи, а с 1943 по 1946 - здесь были размещены военнопленные иностранцы. До 1946 года в здании монастыря была трудовая колония.

    Сегодня Спасо-Евфимиев монастырь - не действующий, здесь находится музей, можно посетить разнообразные экспозиции. Мы решили выделить на посещение музея пол дня, но за это время не смогли обойти все экспозиции.

    Экспозиции на территории Спасо-Евфимева монастыря:

    1. «Д.М. Пожарский - национальный герой России» (Благовещенская надвратная церковь). Знамена ополчения Минина и Пожарского, пушки, пищали.
    2. «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь). Здесь можно увидеть великолепную коллекцию золотых и серебряных украшений, окладов икон, золотое шитье, эмаль.
    3. «Книжные сокровища шести столетий» (Архимандритский корпус, 2-й этаж). Редкие книжные издания, Синопсис, грамоты, Евангелие.
    4. «Русские иконы XVIII - начала XX века» (Архимандритский корпус, 1-й этаж)
    5. «История суздальских монастырей» (Братский корпус). На этой экспозиции можно узнать о настоятелях суздальских монастырей, увидеть келью монаха.
    6. «Побеждая время», экспозиция, посвященная процессу реставрации (Братский корпус)
    7. «Сплетение судеб». Экспозиция, посвященная творчеству Андрея Тарковского в Суздале.
    8. «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории»
    9. Музей наивного искусства (Монастырская трапезная).
    Мы наметили для себя, что хотим посетить Спасо-Преображенский собор с фресками Никиты Гуриева, послушать колокольный звон, посетить музей наивного искусства, золотую кладовую, выставку «книжные сокровища» и «Иконы».


    Для того, чтобы пройти на территорию музея, надо войти в ворота Проездной башни, высота ее достигает 22 метров. Здесь же находятся кассы музея. Мы приобрели единый билет (350 руб. взрослый и 150 руб.- льготный) на все экспозиции, кстати, варианта купить отдельные билеты на экспозиции, я не заметила.


    Войдя на территорию музея-заповедника, первым делом видишь эту довольно странную ассиметричную церковь. Если приглядеться, то можно заметить, что все окна разной формы.

    Есть версия, что до постройки новых крепостных стен в XVII веке, эта церковь играла роль въездных ворот. Первое упоминание о ней относится к 1628 году, но строение явно старше. Сейчас здесь расположена экспозиция, посвященная Дмитрию Пожарскому. Мы решили пропустить эту экспозицию, так как впереди нас ждали более интересные выставки.


    В центре монастыря стоит звонница, единственная в Суздале. Звонница интересна тем, что построена из двух частей, сооруженных в разное время. Так столпообразная восьмигранная часть была построена в 1530 году, а в XVI-XVII веках к ней пристроили галерею. Также надо обратить внимание на необычный циферблат (такой же можно увидеть и в Суздальском кремле).


    Каждый час двор монастыря наполняется чудесными звуками колокольного звона, все замирают и слушают. Какоказалось позднее, можно было приобрести отдельный билет на звонницу, куда входит небольшая экскурсия. Но так как на январских народу в монастыре было очень много, мы туда попасть не смогли.

    Рядом со звонницей мы увидели указатель к музею наивного искусства, но на двери музея висел огромный замок. Как сказал нам проходящий мимо служащий, в музее сегодня выходной. Мы немного опешили, так как об этом информации нигде не было, да и на дворе стоял не понедельник.


    К началу нового часа мы поспешили в Спасо-Преображенский собор. Каменный собор был построен на месте сгоревшей деревянной церкви (годы постройки 1582-1594). Известен он прежде всего тем, что внутри сохранилась фресковая живопись, выполненная Гурием Никитиным в 1689 году.



    Примечателен он также и тем, что каждый час в интерьере собора выступает мужской православный хор. Так случилось и в этот раз. Людей внутри собора было огромное количество.
    Трое молодых мужчин вышли на сцену и красиво спели короткую песню длительностью не больше двух минут, при этом снимать было запрещено. Я была уже в Суздале, мне казалось, что это выступление длилось несколько дольше. Сейчас же это выглядит как реклама к покупке дисков.

    После посещения Собора, мы отправились на осмотр выставок в Архимандритский корпус.

    Архимандритский корпус

    Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.


    Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
    На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

    На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!


    На территории монастыря.


    Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо - то куда мы стремились.


    Золотая кладовая

    Здесь и украшения XI-XIII веков, и красивая посуда, золотое шитье. Выставку мы пробежали очень быстро, так как к этому моменту уже успели изрядно устать и насытится культурой.


    Между тем, в Суздале наступили сумерки, мы засобирались к выходу.


    Практически у выхода из музея, мы заметили открытые ворота. Ну а раз запретительной таблички нет, мы решили проверить, что находится за воротами. Оказывается, там скрывалось самое интересное - лестница на крепостную стену. Внутри башни

    Внутри башни


    Очень мы обрадовались, когда обнаружили небольшую лестницу прямо внутри башни, и всей толпой решили по ней спуститься. Света там не было, поэтому пришлось идти в полной темноте. Внизу нас ждал сюрприз - дверка на улицу была закрыта на замок, поэтому пришлось подниматься наверх, но это было весело.

    На фото лестницу освещает вспышка фотоаппарата.


    В общем-то, на этом культурная часть программы на этот день была выполнена.
    В целом, Спасо-Евфимиев монастырь - это то место, куда обязательно стоит зайти в Суздале. По-хорошему, на осмотр всех экспозиций может не хватить и 5 часов.

    Всего 50 фото

    Суздаль - совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны - солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…

    Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский - первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI - XVII веках. Далее под катом - мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.

    Первое, что сразу сильно впечатляет - это огромные высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны - здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
    02.

    Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании - две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и выше кирпичные наличники, карнизы, пояски - элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.

    Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.

    Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.



    03.

    Народу у Проездной башни достаточно много, стоят очереди за билетами на вход... И вот - мы на территории монастыря.

    Прямо перед нами - старая Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция" Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
    04.

    Монастырь просто необъятный по своей занимаемой площади. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем. Свято-Евфимьевский монастырь - не действующий.
    05.


    06.

    Далее через святые врата мы проходим уже на землю старого древнего Спасо-Евфимьева монастыря.
    07.


    08.

    09.

    Первое, что привлекает внимание - это необычная монастырская звонница.

    Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.
    10.

    В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.

    Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного тогда в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…

    Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят - скоро 12-30 - со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.
    11.

    Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро, что захватывало дух. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже - колокольные звуки рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово - не сказать ничего. Одно отмечу точно - никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы - колокола везде одинаковые, звонари - живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую частичку моего тела… С собой у меня был маленький диктофон - и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи - сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….
    12.

    Выступление закончилось также неожиданно, как и началось - время теряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…
    13.


    14.

    Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.
    15.

    С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
    16.

    Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века - архимандритский корпус - возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.
    17.

    На этом фото часть архимандритского корпуса - справа.
    18.

    И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря - Собору Спаса Преображения.
    19.

    Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.

    Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя - святого Евфимия. Она и есть - древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.
    20.

    В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.

    4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.
    21..



    Пока не будем заходить в собор, поскольку мне пришлось выделить для этого . На две части мое повествование было разделено из-за того, что ЖЖ закапризничал и не принял один цельный пост из-за большого объема. Также в этом втором посте будет изложена любопытная история мавзолея князя Пожарского.

    Собор просто огромный и на фото его масштабы не так впечатляют как в реальности. Обойдем же его со всех сторон.
    23.


    24.

    Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря за невысоким каменным забором.
    25.

    Эта дорожка от собора ведет к Больничной Никольской церкви.
    26.


    27.

    Далее, северо-восточнее от собора, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.
    28.

    Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
    29.

    Сейчас здесь находится «Золотая кладовая Суздаля» - это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.
    30.

    Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.

    В 1905 году она была упразднена, но не надолго - с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем - лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны - фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.

    Это и есть тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.
    31.


    32.


    33.

    Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.
    36.

    Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
    37.

    Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» - сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан. На фото ниже - а птекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря .
    38.


    42.

    Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон, песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.
    43.

    Церковь Смоленской Иконы Божией Матери...

    И последний наш взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.
    50.

    Вот мы и закончили осмотр Спасо-Евфимиевского монастыря. Поскольку из-за ограничения объема в ЖЖ мне к сожалению пришлось разделить пост об этом монастыре на две части - приглашаю Вас посетить со мной Спасо-Преображенский собор, получить там необычайные откровения и узнать любопытную историю мавзолея Дмитрия Пожарского. Поэтому все выводы и, впечатления и ощущения будут в конце этого второго поста.

    Источники и дополнительная информация:

    Братия Сретенского монастыря о Спасо-Евфимиевом монастыре
    Подробно и интересно о Спасо-Евфимиевом монастыре
    vidania.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
    sobory.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...