Спасо каменный монастырь. Спасо-каменный монастырь на острове каменный в кубенском озере открыт решением священного синода

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере . Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона . У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе . Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция . Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году . Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор . Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В 1991 году объект был включен в план реставрации . Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин , инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина , решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием «Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом» . Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» , а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557). - 16 января.


Плюсануть

Историческая справка

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере.

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском . Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Дорога на Спас-Каменный

Чем больше читал в Интернете () разнообразные, но отрывочные сведения об этом удивительном острове, да ещё и расположенного очень недалеко от моего города (от Череповца до Вологды около 130 км, да за Вологду до Кубенского озера - рукой подать!...), тем больше крепло желание - даже потребность! - побывать там.

С чего я начал? А начал я еще в феврале или марте 2009 года выяснять, как найти средства передвижения, которые бы позволили попасть на остров: большинство описаний в Интернете сводятся в поиску местного жителя с лодкой, который бы доставил на остров (если это не зима - зимой используют либо "Бураны", либо своим ходом на лыжах). С этого же (поиска местного жителя) начал и я... Через знакомых, которые прямо или косвенно связаны с Устьем (Усть-Кубенским), я нашёл координаты нескольких человек, которые, однако, не особо горели желанием везти гостей из города на остров. Либо поездка оговаривалось кучей условностей, которые могли свести на нет саму возможность поездки в запланированный и удобный мне день, либо стоимость проезда... И тому есть причины: редкое лето обходится на Кубенском озере без трагедий, когда резко изменившаяся погода ломает судьбы и жизни порой целых семей - настолько коварные волны на этом большом, но мелком озере. Тем более, в марте-апреле, когда проходили переговоры, озеро стояло ещё подо льдом и срок начала навигации был весьма неопределённым. К слову, даже на Первомайские праздники акватория озера ещё не освободилась ото льда...

Тогда я попробовал найти пути для "диких туристов" с другой стороны - через администрацию Устьинского сельского поселения. И вот там мне посоветовали связаться либо с МЧС, либо с местным музеем. Что я и сделал. На всякий случай привожу координаты, которые были мной собраны:

(817-53) 2-17-29 секретарь администрации (Наталья Николаевна)
(817-53) 2-16-18 МЧС Зеленин Николай Александрович
(817-53) 2-16-59 Музей

ООО "Спас-Камень" находится в Вологде по адресам - Ленинградская, 81, 2 эт. (пн.-пт. 10.00-18.00) и Набережная 6 Армии,117,2 эт. (чт., сб. 9.00-17.00).

Очень удачным оказался звонок в Устьинский музей. Оказывается, есть туристические фирмы, которые регулярно привозят небольшие группы туристов в Устье, проводят с помощью местного музея экскурсию по достопримечательностям села, а затем на небольшом теплоходике совершают поездку на остров Спас-Каменный, где их принимают как желанных гостей, рассказывают об острове и даже угощают чаем! Так я стал обладателем контактного телефона Елены Николаевны Чебукиной, директора и хозяйки небольшого семейного турбюро "Александр_и_Я" (да, именно так, в три слова - Александр, муж Елены её помощник и водитель, и "Я" - Елена, так она мне объяснила название).

С Еленой Николаевной мы договорились, что в одну из их поездок (а ездят они в Устье довольно часто, практически каждую неделю; иногда даже два раза в неделю!) присоединимся к их микроавтобусу по дороге от Вологды в Устье. За всё экскурсионное обслуживание, поездку на теплоходе и гостеприимство - всего-то по 500 рублей с человека (напомню, транспорт до Устья и обратно у меня был собственный). Кроме того, бонусом мы получали экскурсию по храмам в селе Архангельское - самостоятельно бы мы такой красоты не увидели!

Итак, в субботу 27 июня 2009 года мы с женой выезжаем из Череповца в 6:35 утра (от дома) с тем, чтобы встретиться с экскурсионным микроавтобусом уже в селе Архангельское около 9 часов утра. Дорога на Вологду "наезженная" и никаких сюрпризов не принесла. На трассу М8 проехали по новой объездной, не заезжая в Вологду (на объездную въехали в 8:10; проехали 130 км за 1:35 со средней скоростью 85 км/ч). Далее - через Сокол дорога на Усть-Кубенское. Очень не понравились дороги в Соколе (до Сокола 43 км проехали за 35 минут со средней скоростью 72 км/ч) - яма на яме... Поэтому по Соколу и дальше до села Архангельское ехали небыстро - 13 км проехали примерно за 25 минут (средняя скорость 33 км/ч). Организованная группа на микроавтобусе подъехала чуть позже нас, в 9:15, и вместе вы въехали в село Архангельское, лежащее чуть в стороне (около 600 метров) от основной дороги.

Первый объект для остановки и экскурсии - Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь (1770 год).




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престолы: Архангела Михаила, Святителя Николая Мирликийского, местных святых - прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (закрыт).

Это было для нас совершенно невероятно: увидеть такую красивую и большую церковь в таком небольшом селе! Фактически, здесь находятся одновременно два храма: тёплая церковь на первом этаже (престол Святителя Николая Мирликийского) и холодная - на втором этаже (престол Архангела Михаила). Многопрестольная церковь означает, что в каждом из престолов службы проводил свой священник. К зданию церкви вплотную построена колокольня, из которой и можно попасть непосредственно в верхний и нижний храмы. Ранее, с 15 века, здесь стояла деревянная церковь, построенная в Бохтюжском княжестве при князе Георгии.

С 1934 года здание церкви использовалось под склад зерна. В 1982 году случился крупный пожар, в котором выгорели практически все деревянные элементы. Начиная с 1989 года здание восстанавливается; с 1991 года в селе открыта православная община, два раза в году в нижнем храме служат молебен - в праздник Михаила Архангела и в сентябре (точную дату, к сожалению, забыл).

Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу , выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.




Надпись на камне: "Село Архангельское малая родина великого русского художника Тюрина Платона Семёновича 1816 - 1882 г.г."

После лет Советской власти и пожара 1982 года значительная часть их (фресок) оказалась утраченной. Однако, даже от того, что осталось и в настоящее время реставрируется просто дух захватывает - настолько необычен стиль этих практически черно-белых росписей.



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.

На первом этаже роспись была совершенно "неискусная", от неё ничего не сохранилось.




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).

Зато здесь хранится и выставлен для обозрения "святой крест каменный", приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца. С этим крестом связана легенда: "Сон снится - в реке лежал крест... все видели крест, а власти не видели и не дали уничтожить в войну". Первоначально крест находился в соседнем храме Святого Духа, после того как перенесли в церковь Михаила Архангела, он "просветлел".



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.

Второй храм в этом селе - храм Святого Духа (1850 год), первоначально это кладбищенская церковь. В настоящее время основное место богослужений местной православной общины.




с. Архангельское. Свято - Духовская Богтюжская церковь (1850 год).

От села Архангельское до села Устье (другие допустимые наименования - Усть-Кубенское или Устье Кубенское) около 22 километров, которые проехал примерно за 20 минут со средней скоростью 62 км/ч. В самом Устье, поставив автомобиль на площадке около здания МЧС прямо на берегу реки Кубена, мы пошли пешком к зданию краеведческого музея на встречу с основной группой, где попали под опеку местного экскурсовода. Пересказать все факты и интересные детали из её рассказа не представляется никакой возможности, однако, по окончании экскурсий по музею и селу мы буквально влюбились в Устье и прониклись некоторой гордостью за такую богатую историю села и его жителей. Многое здесь связано с рекой Кубеной и Кубенским озером: чего стоит мастерство строительства лодок, которое нашло отражение в ежегодном праздновании "Дня лодки", известного, пожалуй, не только по всей Вологодской области, но и за её пределами.

Поразила хорошо сохранившаяся деревянная и каменная архитектура села - бывшие купеческие дома, трактиры, ну и, конечно, церкви. Количество и размеры церквей никак не стыкуются с небольшим, по нынешним меркам, размерам села, которое, кстати, исторически имеет разные "районы" со своими укладами, социальным устройством и, естественно, своими церквями. Что удивительно (нам сегодняшним), жители одного района не ходили в церковь другого района...



с. Устье. Дом купца Никуличева.


с. Устье. Бывший трактир "Париж" (1763 год) с гостиничными номерами; первоначально - 2-х этажный. Сейчас - здание местной администрации.


с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова


с. Устье. Дом с мезонином. Справа - купеческий дом с лавкой на первом этаже.


с. Устье. Дом с мезонином.


с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.


с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.


с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.



с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.


с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)

И наконец - посадка на "самое комфортабельное судно на побережье Кубенского озера" - "Бриз" и отбытие в сторону острова Спас-Каменный.




Самое комфортабельное судно на побережье - "Бриз"

Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.




с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)


Выход из реки Кубена в Кубенское озеро

В собственно устье реки Кубены при впадении её в Кубенское озеро на встречном курсе нам встретилось ещё одно интересное судно здешней акватории - "Сомик". Как рассказала нам экскурсовод Елена Николаевна, буквально за два дня до этого ей с предыдущей группой повстречался этот "Сомик", во время шторма на Кубенском озере возвращавшийся с владыкой архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом с острова Спас-Каменный. Волны буквально перекатывались через низкую палубу "Сомика", а владыка смело стоял на верхней палубе-смотровой площадке - и это было весьма впечатляющее зрелище.




"Сомик" - еще одно судно на котором можно добраться до острова Спас-Каменный

Уже из устья реки Кубены можно вдалеке увидеть остров Спас-Каменный (а весь путь по воде до острова от села Устье у нас занял около 50 минут, расстояние по gps - 10 километров 700 метров), и этот крошечный островок всё увеличивается по мере приближения к нему.




Вдали показался остров Спас-Каменный


Спас-Каменный в прямой видимости


остров Спас-Каменный


остров Спас-Каменный

Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.




Высадка на остров Спас-Каменный

На берегу нас встречает хранительница здешних мест, в настоящее время директор музея, Надежда Александровна Плигина, попавшая много лет назад на этот остров со своим мужем, подлинным энтузиастом и подвижником - Александром Николаевичем Плигиным, да так и задержавшаяся здесь на всю свою жизнь. Многие годы история и душа этого острова сохранялась только благодаря энергии и стараниям этих двух человек.



Надежда Александровна Плигина

А сам остров встретил нас каменными развалинами, памятником человеческому безрассудству и глупости, жадности и бездушия - руинами взорванного храма... А также рукописной табличкой "Ты привёз камень?". Еще Александр Плигин завёл традицию, что все прибывающие на остров привозят с собой камень, кирпич, землю.


Небольшая историческая справка (по материалам "Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. сост. В.В.Дементьев, Н.А.Плигин, А.К.Сальников. Вологда, 2008г."):

Спасо-Каменный монастырь, расположенный на острове в Кубенском озере Вологодской области в XIII веке (1260 год, за 137 лет до Кириллово-Белозерского монастыря!) и в 2010 году ему исполняется 750 лет. В богоборческие годы обитель закрыли, а потом разрушили храмы, в том числе и жемчужину древнерусской архитектуры - Преображенский собор. Осталась лишь колокольня, она служила маяком и очень помогала рыбакам, плавающим по бурному озеру. В восьмидесятые - девяностые годы XX века началось возрождение прославленной обители. Сейчас здесь идут восстановительные работы.

Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.

В 1446 году старец Паисий, постриженник Спасо-Каменной обители, мог познакомиться с великим князем Василием Тёмным (внуком Дмитрия Донского), когда осенью великий князь, недавно ослеплённый Шемякой, побывал на Каменном острове. Именно сюда Василий Тёмный прибыл после освобождения в свои Вологодские вотчины из Углического заточения для пострижения в монахи. И именно на Каменном острове состоялись переговоры "верных людей" со свергнутым великим князем, которые и привели к снятию кирилловским игуменом Трифоном с Василия Тёмного клятвы крестного целования, к которой его принудил Шемяка. Духовное очищение, прежитое им на Каменном острове, глубокий душевный перелом, случившийся в ту сентябрьскую ночь на Кубенском озере, благословоение Макария Желтоводского и Унжеского и напутствие Трифона, сказанные от лица Православной Церкви и, таким образом, снявшие с его исстрадавшейся души неимоверной тяжести грехи, даже преступные деяния, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, которые уже не покидали "берегов" его души до конца жизни. А дни великого княжения московского самозванца,галического князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены...

Зимой 1528 года сын Ивана III Василий Иоаннович (Василий III) вместе со второй своей супругой Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырёх лет неплодия княгини. Они посетили Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиево-Комельский, Павло-Обнорский и Кириллово-Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни. Богомольная поездка в декабрьские холодные дни 1528 года сыграла свою благодатную роль и привела к тому, что 25 августа 1530 года у них родился долгожданный наследник - будущий царь Иоанн Грозный...

В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось...

...Петр I спрыгнул на берег, подивился про себя малости острова и древности церквей, которая была видна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. "...Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой." Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях...

...Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём "дышит" в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах в развалинах собора, не замерзает даже в сильные морозы!...

Не могу не процитировать замечательное стихотворение-притчу выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова , опубликованное уже после его неожиданной кончины. Юрий Кузнецов рассказал с какой-то мистической удалью, свойственной только ему, легенду, связанную со Спас-Камнем, не будучи там никогда, более того, не зная ничего конкретного об этом монастыре. Притча и не предполагает в своей художественном обобщении фактологическую точность.

Юрий Кузнецов.

МОЛИТВА

На голом острове растёт
чертополох
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Их много было на челне...
По воле волн
Прибило к берегу не всех -
разбился челн.

Спросил один чрез много лет:
- А сколько нас?
- А сколько б ни было, все тут, -
был общий глас.

Их было трое, видит Бог.
Всё видит Бог.
Но не умел из них никто
считать до трёх.

Молились Богу просто так
сквозь дождь и снег:

помилуй всех!

Но дни летели, годы шли,
и на тот свет
Сошли два сивых старика -
простыл и след.

Один остался дотлевать,
сухой, как трут:
- Они со мной. Они в земле.
Они все тут.

Себя забыл он самого.
Всё ох да ох.
Всё выдул ветер из него -
остался вздох.

Свой вздох он Богу возносил
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Мир во гресех послал корабль
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Насела буря на него -
не продохнуть.
И он дал течь, и он дал крен,
и стал тонуть.

Но увидала пара глаз
на корабле:
Не то костёр, не то звезда
зажглась во мгле.

Солёный волк взревел:
- Иду валить норд-ост!
Бывали знаки мудреней,
но этот прост.

Пройдя, как смерть,
водоворот меж тесных скал,
Прибился к берегу корабль
и в бухте стал.

И буря стихла.
Поутру шёл дождь и снег,
Морские ухари сошли
на голый брег.

Они на гору взобрались -
а там сидел
Один оборванный старик
и вдаль глядел.

- Ты что здесь делаешь, глупой? -
- Молюсь за всех. -
И произнёс трикрат свой стих
сквозь дождь и снег.

- Не знаешь ты святых молитв, -
сказали так.
- Молюсь, как ведаю, -
вздохнул глупой простак.

Они молитву "Отче наш"
прочли трикрат.
Старик запомнил наизусть.
Старик был рад.

Они пошли на корабле
в морскую даль.
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Но увидали все,
кто был на корабле:
Бежит отшельник по воде,
как по земле.

- Остановитесь! - им кричит, -
Помилуй Бог,
Молитву вашу я забыл.
Совсем стал плох.

- Святой! - вскричали все,
кто был на корабле. -
Ходить он может по воде,
как по земле.

Его молитва, как звезда,
в ту ночь зажглась...
- Молись, как прежде! -
был таков их общий глас.

Они ушли на корабле
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

На голом острове растёт
чертополох.
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Как прежде молится сей вздох
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Радушный приём, обзорная экскурсия по острову и лекция в маленьком музее в бывшей монастырской гостинице, а ныне единственном жилом здании на острове, купание в озере, чаепитие и задушевная беседа на летней кухне с хозяйкой - и 2,5 часа пролетели как одно мгновение...



Мы уплываем, а Надежда Александровна остаётся на острове одна... Надо сказать, что живёт на острове Надежда Александровна практически круглогодично, но в последнее время надолго одну её не оставляют: есть и добровольные помощники, и работающие в рамках федеральной программы реставраторы и архитекторы. Вот и в этот раз мы увозили на большую землю несколько человек архитекторов и реставраторов, в их числе удивительная девушка - Анна (ниже фотографии Анны из интернет-форума ; очень советую почитать её заметки об острове на этом форуме):


Благодаря её стараниям все гости острова могут увезти с cобой на память кусочек Спаса-Каменного - миниатюры с изображением острова на камушках



А мы попрощались с островом, но кусочек сердца оставили здесь. Сейчас, по прошествии почти года после поездки, могу сказать, что тянуть на этот остров меня не перестаёт... Дорога проложена - теперь можно повторить, но уже несколько с другими мыслями, с другим отношением.




Надежда Александровна остается на острове совсем одна...


Спас-Каменный остров позади...

Фотографии из поездки

Поездка на остров Спас-Каменный 27 июня 2009 года

На водной глади огромного Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоят развалины Спасо-Каменного монастыря - одного из самых древних на Русском Севере.

Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова. По преданию, в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову - маленькому клочку суши размером 120х70 м.
Находясь под покровительством белозерских князей, монастырь расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным. После пожара, почти стершего деревянный монастырь с лица земли, в 1478 г. здесь началось строительство первого на Русском Севере каменного храма - Спасо-Преображенского собора. Через два столетия после основания, молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного.
Устав монастыря был довольно строгим. Женщины на остров не допускались даже как паломники, монастырские бани были построены на песчаных островах поодаль. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали "передового старообрядца" Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история монастыря была борьбой с суровыми природными условиями. Летом на Кубенском озере нередки штормы - недаром была в ходу поговорка «Кубенское озеро - не море, но плавать по нему - горе». В период разрушения ледового покрова остров на две-три недели оказывается отрезанным от Большой земли, а подвижки льдов, вызванные сильными северо-западными ветрами, сопровождаются катастрофическими явлениями. Нередко льды сносили деревянные строения на острове, повреждали каменные. Однажды на крышу келий был поднят и заброшен валун весом более 500 пудов, а в 1915 году торосы разрушили стоящую на том же здании башенку маяка.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция, а на острове установлено два маяка. Открывшаяся станция спасения на водах работала в период навигации, с апреля по ноябрь. Надзор за порядком принял на себя игумен, а спасательными работами руководил атаман или старшина, как правило, профессиональный моряк в отставке. Для езды на вельботе нанимали гребцов-матросов. Главное правление снабдило станцию необходимым оборудованием и снаряжением. На зиму на станции оставался лишь атаман, и тогда обслуживание маяка, провешивание зимней дороги по озеру, спасение заблудившихся путников, провалившихся под лед повозок, принимала на себя немногочисленная монастырская братия.

В 1925 году вологодские власти закрыли монастырь, милиция изгнала с острова всю братию. В зданиях разместилась колония для малолетних преступников, в которой вскоре произошел разрушительный пожар. В 1937 г. Спасо-Преображенский собор был взорван ради получения кирпича для строительства нового Дома культуры в Устье-Кубенском. Однако прочность кладки оказалась таковой, что собор разрушился на несколько десятков крупных блоков, которые не смогли разбить на кирпичи, и от этой идеи быстро отказались.
В середине 60-х годов прошла еще одна волна разорения монастыря. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве других объектов. В 70-е годы никем не охраняемое здание гостиницы сожгли. Рыбаки, охотники, отдыхающие, разводили на руинах храма костры, оставляли горы мусора, оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.

Новейшая история Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.
Н.А.Плигина пишет в своей статье: "...Случилось это в 1960 году. Плигин, тогда еще все его называли Шурик, и и два его друга отправились в путешествие Вологда - Кириллов на велосипедах. Шурик - 13 лет, остальным по 11-12. Причем один из друзей - на велосипеде «Школьник». Добрались они только до деревни Пески, и вернулись назад. Но остался в памяти далекий, загадочный силуэт монастыря посреди озера. Он сопровождал ребят по всему пути - от Кубенского до Песков и обратно. Дождавшись зимы, Шурик решил поближе рассмотреть и узнать, что это за чудо. В январе с приятелем они добрались до села Кубенское на автобусе, а там пешком. Зимой остров был еще прекраснее. Он как бы парил в туманном мареве над землей, казался видением, а не реальностью. Гостиница была еще цела. В ней жила бригада рыбаков, приехавших на лошадях. Мальчишки все облазили, осмотрели, переночевали и вернулись домой. Еще один раз до армии приезжал на остров зимой в 1969 году на мотоцикле. Отслужив в армии, стал бывать здесь часто. Непонятная сила тянула Плигина сюда. В 1972 году женился. Куда везти молодую жену в свадебное путешествие? Сомнений не было - на Спас. А в 1988 году приехали на остров всей семьей (Анюте двенадцать лет, Леше - девять, Ване - пять). Приключений было много - то лодка не заводилась, то непогода… Высадились на Спас в солнечный день. Дети лазили по зданиям, камням, кустам, дел у них было полно. Поставили палатку, насобирали сухих веток, развели костер. Вскоре дети утомленные жарой, купанием и комарами, уснули. Высокая трава, крапива, репейник, кусты дикой малины и смородины, стены колокольни исписаны «автографами» туристов, здание гостиницы без окон… Плигин не мог спать. Еще раз обошел остров, заглядывал внутрь строений, соображал, как бы это все можно отремонтировать…".

Когда в конце 1980-х годов появились планы реставрации комплекса, Плигин стал во главе этого проекта. Работы начались весной 1991 года - за несколько месяцев до развала страны. Поступление средств быстро прекратилось, не получавшие зарплату рабочие уехали, поломав и перетопив инструменты и инвентарь. Александр Николаевич остался на острове, став его Хранителем. В тяжелые 90-е годы, при помощи нескольких энтузиастов, фактически на собственные средства этих людей, велись реставрационные работы. Были разобраны завалы, частично приспособлено для жилья здание гостиницы, начат ремонт Успенской колокольни.
Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.
Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его сердце остановилось. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.

Добраться до монастыря не так просто - зимой пешком по льду, летом на лодке по лабиринту проток устья Кубены. Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал. Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

При написании текста были использованы отдельные материалы из статьи М.Котина «На необитаемом острове» // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557).

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня - одна из самых малых действующих обителей в России - находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто - ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто - ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто - ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию , единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться - что отдельному человеку, что обществу в целом.

Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный - он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10-15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига - из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много - это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников - Великих Антония, Пахомия, Макария - в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело - эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело - век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей - это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь - не для всех. Плюс множество соблазнов.

Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан - что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти - замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь - путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

- Каковы главные трудности северных обителей сегодня - духовные и материальные?

Мне думается, одна из главных трудностей - это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры - они, впрочем, продолжаются с давних времен - о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, - оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной - о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать - и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри - и большие, и маленькие.

Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, - это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

- Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо - это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски - всего сотворенного) - правильное устремление.

- Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

- Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

Из прославленных - святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...