Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Философия.

Понятие мировоззрения, его структура и функции.

Мировоззрение - это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес­ких, эстетических и т.д. Второй - задан предметной направленнос­тью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой и т.д.). Для мировоззрения характерны следующие черты: активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека; целостность, увязывающая три базовых элемента: человек - мир - отношения между ними; всеобщность - у любого человека в процессе его жизнеде­ятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под вли­янием повседневного мира и общекультурного материала (прессы, религиозной проповеди, художественной литературы, научной ин­формации и т.п.).

ос­новные функции: 1) аксиологической (ценностной) - задает в сис­теме деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели пре­следуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентационной - определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь.
2. Исторические типы мировоззрения, их содержательные и функциональные особенности.
Термин "мировоззрение" появился в философии в конце XVIII в., а широкое распространение получил лишь в XIX в. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. - мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);



- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание – источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Генезис философии.

Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),

гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления - материализм и идеализм),

мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

Речь, разумеется, идет не о формировании самостоятельной научной дисциплины - социальной философии, а только о ее генезисе. Вообще наука изначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т. д., не говоря уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность явлений было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире, в том числе и социально-философские представления. Наука и философия были до того слитны, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний, в том числе обществоведческих.

Специфика и основные типы философского мировоззрения.

Личностное начало в философии. Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения. Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования , подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы. В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия.

Соотношение мифологии, религии и философии.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание.Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

Философия как социокультурный феномен. Статус и роль философии в современной культуре.

Если верить Диогену Лаэрцию, первым, кто назвал себя философом, был Пи­фагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь чело­веком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом фи­лософа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возник­новение философии в социокультурном пространстве древней Греции было связано с формированием убеждения, что муд­рость есть высший идеал знания и поведения. Отсюда и этимо­логия самого термина «философия», что в переводе с древнегре­ческого означает любовь к мудрости (phileo - люблю, Sophia - мудрость). Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и ми­ровоззренческих ориентиров, который осуществляется в различ­ных областях человеческой культуры - в науке, искусстве, рели­гии. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть филосо­фия, поскольку речь идет об изменениях в сфере глубинных осно­ваний человеческого бытия, о новых идеалах и ценностях разви­тия, которые призваны обеспечить стратегию выживания челове­чества и дальнейшего его самосовершенствования. В современной философии разрабатываются принципиально но­вые интерпретации природного и социального мира, обосновывают­ся новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, раз­рабатываются новые перспективы самого человека.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13: Ставрополь, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:05-9/236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Принятое в классической традиции рассмотрение философии как социально значимого интеллектуального феномена сегодня все больше уступает место представлениям философии как феномена культуры. В связи с этим встает вопрос об экспликации культурных функций философии и их отделения от социальных функций, нахождении их сходства и различия. Во многом это обусловлено тем, что культурные изменения в целом оказались достаточно автономными от социальных, иногда опережая последние, а иногда и отставая от них.

Сегодня человечество переживает особый этап в развитии культуры, связанный с коренными преобразованиями ее глубинных основ. Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, информатизации, сопровождающимися радикальной перестройкой основ человеческой жизнедеятельности, ломкой существующих традиций и всеобщей переоценкой ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль, являясь «самосознанием культуры», позволяющим культуре познавать себя, получая информацию о самой себе, рассматриваемой как бы со стороны, в законах своего строения, функционирования и развития. Философия выступает способом самоописания культуры в целом, обоснованием образа мира и человека, создаваемого в той или иной культуре, а также способом самооценки и оценки своего положения среди других культурных миров.

Философия не только сохраняет свое место в системе культуры, ее значимость возрастает на современном этапе культурного развития в условиях духовного кризиса, поразившего все сферы культуры и являющегося во многом следствием научно-технического прогресса, дискредитировавшего себя воплощением собственных достижений. Он не только показал несостоятельность научного разума раскрыть все тайны мироздания, но и породил ряд проблем, вставших перед человечеством, - расколотое мировоззрение, преобладание сциентизма и техницизма, дегуманизация, бездуховность, дискредитация человеческих ценностей, - которые нельзя разрешить только средствами одной науки. Кризисные явления в современной культуре связаны с практическим использованием научных достижений, с распространением антинаучных интересов. Понятие кризиса современной науки означает понимание того, что наука не может заменить собой всю культуру и иные социальные структуры. Поэтому особое

СПсирб

РОС. НАЦИОНАЛЬНА.» I
БИБЛИОТЕКА
"

значение в познавательном континууме культуры приобретает философское знание как способ познания всеобщего, необходимый для преодоления разрыва между различными формами культуры.

Одним из факторов, обусловивших актуальность рассмотрения места и роли философии в культуре, является тезис о «конце» философии, о ее «смерти», выдвигаемый сегодня представителями постмодернизма. Согласно их заявлениям, философия утратила всякий смысл и современная культура больше в ней не нуждается, поэтому философия должна либо исчезнуть, либо трансформироваться во что-то иное, либо быть вытесненной литературной критикой, или наукой, или культурологией. Однако проблемы, встающие перед современным человеком, показывают необоснованность выводов об исчерпанности философии. Другие формы культуры, так называемые «конкуренты» философии (религия, наука, политика), не способны заменить философию в культурной системе, так как, являясь новыми способами теоретического мышления, в то же время считаются областью философских исследований. Специфика философии заключается в том, что она дает средства для рефлексии не только над основаниями культуры, но и по поводу всякого знания в культуре, самой культурной жизни.

Вопросы и проблемы, связанные с определением дальнейшей судьбы философии в культуре, являются предметом постоянных дискуссий и обсуждений. В связи с этим назрела необходимость в коррекции прежних дефиниций роли и места философии в культуре, но уже в новых культурных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема места и роли философии в культуре тесно связана с вопросом о сущности философии и ее предназначении. Каждый философ в своем творчестве прямо или косвенно пытается ответить на вопрос о том, чем для него является философия и какова ее роль в жизни человека и культуры в целом.

Долгое время в отечественной науке господствовало сциентистское определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, которое зачастую исключало из области философского знания формы философствования, не соответствующие критерию научного знания. В духе марксистского учения в советской науке был разработан подход, в соответствии с которым философию рассматривали как одну из форм общественного сознания и выделяли ее функции в обществе.

Существует иной подход, восходящий к Г В Ф. Гегелю, который соотносит философию с культурой и ставит вопрос о функциях философии в

культуре. Среди отечественных философов, разрабатывающих данное направление, можно назвать М.К. Мамардашвили, B.C. Лекторского, B.C. Степина.

Проблеме функционирования философии в современной культуре посвящен «круглый стол», в котором приняли участие В.А. Лекторский, B.C. Степин, И.Т. Касавин, А.А. Гусейнов, В.М. Межуев, В.Н. Порус, А.Ф. Зотов.

Функции философии в научном познании исследовали В.П. Кохановский, А.К. Астафьев, А.А. Корольков, В.П. Бранский, Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков.

Об исключительной роли рациональности и философии в генезисе западноевропейской культуры писали в своих работах X. Ортега-и-Гассет, Э. Гуссерль, Б. Рассел, М. Вебер, К. Поппер, Г. Зиммель, Э. Кассирер, Р. Кронер.

Проблема становления нового «постиндустриального», информационного типа общества на Западе рассматривается в трудах западных мыслителей Д. Белла, Д. Рисмена, Р. Арона, О. Тоффлера, С. Хантингтона, Г. Маркузе. Анализу современного состояния культуры посвящены работы и публикации как зарубежных философов Ж.-Ф. Лиотара, П. Козловски, 3. Баумана, Ю. Хабермаса, так и отечественных мыслителей И.П. Ильина, Д.И. Дубровсюго, В.А. Кутырева, Л.Г Ионина, В.Л. Иноземцева, Н.С. Автономовой, И.А. Гобозо-ва, А.Е. Чучина-Русова, С.А. Ушакина, Н.А. Терещенко, Т.М. Шатуновой.

Важное значение для прояснения проблемы изменения роли философии в современной культуре, а также признания равноценности иных способов и форм философствования имели работы Л. Витгенштейна, М. Хай-деггера, Д. Дьюи, Р. Рорти, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ф. Гваттари.

Проблеме историко-культурной эволюции философских идей в русской культуре посвящены работы ГГ. Шпета, М.Н. Громова, Н.С. Козлова, А.Ф. Замалеева, Л.В. Полякова.

Специфические особенности русской философии выделяют и анализируют в своих трудах С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев. Большое значение для прояснения проблемы места и роли философии в русской культуре имели работы Н.А. Бердяева, П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина.

Объектом исследования является философия как функциональный феномен культуры.

В качестве предмета исследования выступает процесс трансформации функций философии в контексте современной культурной динамики.

Целью исследования является анализ специфики функционирования философского знания в современной культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

рассмотреть философию как функциональный феномен культуры;

проследить эволюцию культурных функций философии на различных этапах развития европейской истории;

определить специфику функционального значения философии в различных культурах и культурно-исторических типах;

выявить основные факторы, обусловившие функциональную специфику русской философии;

выявить взаимосвязь и взаимообусловленность развития философии и культуры на современном этапе;

проанализировать трансформацию системы функций философии в ситуации постмодерна и в период кризисного состояния культуры.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет культу-роцентристский подход, который указывает на самодостаточность культурных систем и их первичность по отношению к социальным и позволяет выявить отличительные особенности различных культурных образований, тогда как социоцентризм делает культурные явления вторичными и производными от общества.

В ходе проведения научного исследования были использованы возможности формационного и цивилизационного подходов для выявления функциональной специфики философии в западной и восточной культур*х. С этой целью для решения основных задач привлекаются методы сравнительно-исторического и культурно-исторического анализа, позволяющего установить сходства и различия специфики функционирования философии на различных исторических этапах развития культуры и в различных культурных типах.

Особое значение приобретает системный подход, обусловивший рассмотрение философии в целостном контексте культурной деятельности как способную в свою очередь играть культуросозидающую роль по отношению к культуре в целом. Применение структурно-функционального метода позволило выделить систему универсальных функций философии и определить особенности функционирования философии в пространстве культуры. В работе сочетаются принципы конкретности и всесторонности рассмотрения философии как культурного феномена, принцип историзма и объективности.

В работе широко используются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу современного состояния культуры, ее динамики, характерных особенностей, специфики функционирования фило-

софии в системе культуры, изменения роли и места философии в период глобальных культурных трансформаций. Кроме того, нашли отражение результаты научных исследований в области истории философии, философии культуры, философской антропологии, философии истории, социологии культуры и культурологии.

Центральное место в методологии отводится герменевтико-феномено-логическому методу, позволяющему определять смысловую основу функциональных трансформаций.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

на основе рассмотрения философии как функционального феномена культуры обоснована продуктивность перехода от социоцентризма к культуроцентризму;

прослежена эволюция культурных функций философии в различные периоды европейского исторического развития и выявлена основная тенденция культурно-функциональной динамики, проявляющаяся в усилении ее теоретического начала в ущерб практическому;

в контексте культуроцентризма выявлены механизмы формирования культурной самоидентификации западной и восточной культур и показана роль философии в формировании культурно-типической идентичности;

доказано, что специфика взаимоотношений философии и культуры в России характеризуется функциональной нечеткостью;

установлено, что философия в современном динамично развивающемся культурном мире все больше обнаруживает свой практический смысл, превращаясь из поставщика теорий и отстраненного наблюдателя в активного участника культуротворчества;

проанализирована трансформация системы функций философии в ситуации постмодерна; эксплицированы причины, обусловившие доминирование критической функции философии в современной культуре.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В развитии гуманитарных и социальных наук социально-философская парадигма более не является доминирующей, но дополняется культур-философским анализом социальных проблем, согласно которому культура признается одной из важных и самодостаточных детерминант социальных изменений. В связи с этим целесообразно рассматривать философию не в качестве формы общественного сознания, как принято в социально-философской традиции, а как феномен культуры. В рамках культу-роцентристской парадигмы философия как феномен культуры обретает

новые функции (герменевтическую, коммуникативную, культурообразу-ющую), что говорит о состоятельности данного подхода в исследовании современной культуры.

2 В разные периоды европейской истории роль и место философии в культуре существенно менялись: в эпоху античности философия функционирует как «жизненный проект», начиная со средневековья, а особенно в Новое время, философия распадается на теоретическую (философский дискурс) и практическую (правильная жизнь). В эпоху модерна теоретическая составляющая начинает восприниматься как вся философия, что приводит к превалированию в истории культуры одних функций философии над другими, а также выражается в отчуждении части культурных полномочий философии другим отраслям культуры.

    Европейская культура во многом обязана своим существованием именно философии, которая сыграла основополагающую культурную роль, являясь при этом оформителем духовного облика Европы. Философские идеи в европейской культуре, как ни в одной другой, оказали влияние на религию, искусство, право, мораль. Философия выступает органом культурного самосознания европейского человека, так как только ему свойственно идентифицировать себя не только по вере, но и по идее, то есть посредством не столько мифологического или религиозного, сколько философского сознания.

    В русской культуре наблюдается глубокая потребность в философской рефлексии, в то время как в российской истории сложились неблагоприятные условия для классических форм философского дискурса Философские идеи находили воплощение в религиозном опыте, искусстве, литературе, публицистике, а такие важные функции, как мировоззренческая и познавательная, выполняла литература, философия же обретала несвойственные ей функции, например, идеологическую. Таким образом, для русской философии характерны такие эффекты как функциональная нечеткость и функциональное замещение. В связи с этим постмодернистский отказ от логоцентризма означает для российской культуры возврат к опыту русского литературоцентричного философствования.

    Особенности постмодернистского типа философствования вызвали изменения в функционировании философии в современной культуре. Мировоззренческая функция философии заменяется герменевтической, заключающейся в интерпретации культурных смыслов, интегративная функция трансформируется в коммуникативную, обеспечивающую воз-

можность внутриклльтурной и межкультурной коммуникации. В ситуации постмодерна философия обретает ранее не свойственную ей «игровую» функцию, выраженную в игровом отношении к слову и мысли.

6. Наряду с ослаблением мировоззренческой функции философии возрастает роль ее критической функции в современной культуре. Философия не только высшее проявление критической способности человека, но и осознанная этическая позиция индивида. Критическая функция философии претерпела историческую эволюцию: если в античности данная функция была личностно ориентирована, то есть направлена на самосовершенствование, то в современной культуре она становится социально ориентированной.

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в придании научного статуса проблеме культуротворческой роли современной философии;

    в разведении понятий социальные и культурные функции философии;

    в углубленном анализе функций философии в культуре, фиксировании их изменений в истории человеческой культуры; 4) в исследовании динамики и специфики функционирования философии на современном этапе развития культуры.

Отсюда вытекает практическая значимость исследования: материалы диссертации и полученные результаты указывают на необходимость преобразования вузовского курса философии с целью придания ей практического смысла, требуют отражения процесса трансформации функций философии в курсе истории философии.

Материалы исследования также могут быть использованы в процессе изучения учебного курса философии, философии культуры, а также выступать в качестве теоретической основы специальных курсов и программ. Глубокое и всестороннее знание о многофункциональном влиянии философии на культуру позволит прояснить вопрос о дальнейшей судьбе философии, усовершенствовать структуру философского образования и решить проблемы преподавания философии в вузах.

Апробация диссертации осуществлена в форме выступлений на методологических семинарах на кафедре философии СГУ, а также при участии в следующих конференциях и научно-методических семинарах: 47,48,49 конференциях СГУ «Университетская наука - региону» (апрель 2002г., 2003г. 2004п).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть пар

Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная (правда, в особенном ракурсе, о чем, к примеру, писал немецкий экзистенциалист Карл Ясперс).

О возможности философии, быть утехой человеческого духа писали и в средние века - Боэций (V в. н. е., трактат "Утешение философией"), и в Новое время - Маркс (1842 год: "занятия философией успокаивают"), и в ХХ в. Но философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор. (А по отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания, метатеории).

Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они выражены на философском языке в категориях - интеллектуальных или ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в другом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока. Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именно философией.

Во-вторых, философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта. Она является их теоретическим выражением на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.

Третья функция философии также связанная с особенностью философского освоения мира - с ее рефлективной природой: философия освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую функцию, поддавая все сомнению, требуя аргументации и отсека положения, которые не выдержали проверки критической рефлексией.

Будучи своеобразным мировоззренческим ситом, философия таким образом выступает аккумулятором мировоззренческого опыта и формой его трансляции - это четвертая функция философии в культуре.

Поэтому современному человеку не обязательно каждый раз снова изобретать велосипед в осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой картины мира - особенный индивидуальный творческий процесс), - можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания, человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, на этом основании некоторые варианты были признаны ошибочными, в итоге, представление об Истине, Добре, Красоте является современными. Чтобы общественная жизнь была сбалансирована, целостна (большое искушение сказать "гармонична"!), необходимо, чтобы, культура находила способы согласования всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного. Таким способом, который позволяет осмыслить и, следовательно, сопоставить одно с другим, согласовать в какое-то качественное обозначение, которое называют социальным организмом, все формы человеческого опыта, является философия - самосознание культурной эпохи, теоретический уровень мировоззрения, мышления, направленного на самого себя. То есть философии свойственна интегративная функция, и, возможно, сама она является наиболее значимой среди функций в культуре.

Обозначенные функции философии позволяют подойти к философскому осмыслению мира, бытия, человека как к важной и необходимой составной духовной жизни общества и человека; но обычное сознание нелегко признает эту важность и необходимость"... Наше общество связывает со словом философия и философ часто сильно невыгодное представление...

Пусть будут специалисты-философы, но для чего ставить философию среди предметов, которые имеют всеобщее значение? Дело в том, что философия, и только она одна, вносит смысл и человеческое значение всюду, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек должен осознавать каждое свое слово, свое мнение, чувства действия, настолько он обязан философствовать. Не уважение философии есть перекручивание в себе человеческой сущности.

Потребность в осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии... Требование от человека осознания и развития является моральной аксиомой, которую доказать нельзя, если ее кто-то отрицает. А есть люди, которые отрицают это начало, есть люди, которые готовы сказать: сознание, развитие, размышления являются злом для человека. Против подобных оппонентов полемизировать невозможно, потому что они имеют иное обоснование, разговаривают на другом языке. Убеждать их тщетно, потому что сам процесс убеждения им не доступен. Они не нуждаются в философии, потому, что не нуждаются в мнении. Их идеал - сон без сновидений. Оставляя их в стороне, мы должны взять себе за аксиому - человек обязанный осознавать каждое свое слово, каждое мнение, каждое чувство и действие. При этом мы должны сознавать то, какое значение имеет философский элемент в людской деятельности...

Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

  • 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Эта картина мира заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.
  • 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
  • 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  • 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
  • 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе - эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.
  • 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
  • 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Специалисты в области науки, изучающие всевозможные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций , родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение , интеграция , синтез всевозможных знаний , открытие наиболее общих закономерностей , связей , взаимодействий основных подсистем бытия , теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза , формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую , т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

Конструктивно-ценностную;

Интерпретаторскую;

Критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную , которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии. Данную функцию можно конкретизировать, показав, что она пред­стает в виде гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной и отражательно-информационной подфункций.

1) Гуманистическая подфункция философии состоит в том, что все решаемые в ней проблемы так или иначе связаны с проблемой человека. Предмет философии за­дает подобную направленность всему философскому знанию, придавая приори­тетную значимость проблематике человека.

Философия предлагает варианты от­ветов на вопросы о том, в чем сущность и назначение человека, каково его место в мире, в чем смысл его жизни и смерти, тем самым открывая каждой личности возможность мировоззренческого выбора (но насколько реальна эта возможность и как она воплощается в действительности, зависит от многих причин, прежде все­го, социокультурного характера). Например, одни философы усматривали смысл жизни человека в земных наслаждениях (гедонизм); другие - в ограничении по­требностей, в исполнении строгих моральных предписаний (стоицизм); третьи - в служении Богу (религиозная философия); четвертые вообще провозглашали бес­смысленность и абсурдность любой жизнедеятельности (экзистенциализм).

2) Наряду с названной гуманистической подфункцией, существует и другая -

Социально-аксиологическая . В свою очередь она представлена в конструктивно-ценно­стном, интерпретационном и критическом аспектах.

А) Конструктивно-ценностный аспект связан с выделением в философском позна­нии различных представлений о ценностях. «Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир», - утверждал Ницше.

Для ценностного мышления предметом анализа становится уже не мир в собствен­ной логике развития, а значение этого мира для людей . Философия, будучи формой ценностного мышления, стремится ответить на вопрос: «Зачем существует этот мир?»

В философии рационально раскрываются все стороны ценностных ориентации человека. Среди них выделяются - социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Спра­ведливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здо­ровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые и общечеловеческие. Как видно из перечисленного, разрабатываемые и осмысливаемые ценностные ориентации касаются как отдельной личности, так и общества в целом (общественный идеал).

Б) С конструктивно-ценностным аспектом тесно связан интерпретационный аспект - (со­стоящий в оценке социальной действительности с точки зрения присущих ей цен­ностных ориентации) и


В) критический аспект - (выясняющий расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности).

3) Еще одной подфункцией философии как мировоззрения являетсякультурно-воспитательная . Изучая философские произведения мыслителей прошлого и на­стоящего, человек приобщается не только к философской культуре , но, посколь­ку философия - квинтэссенция своего времени, и к культуре вообще. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на самого себя по-иному, с позиции их всеобщности.

Философия учит человека раз­мышлять, задумываться над теми сторонами бытия, которые он порой в суетнос­ти своей жизни просто не замечает.

Философия развивает такие качества мыш­ления человека, как саморефлексия, критичность, сомнение, и тем самым совер­шенствует его умение мыслить. Примеривая на себя ту или иную систему ценностных ориентации, человек идентифицирует себя как личность.

4) И, наконец, поскольку философия дает общее представление о мире, она выпол­няет и отражательно-информационную подфункцию. В данном случае роль философии идентична роли науки в ее стремлении получить как можно больше информации об окружающей нас действительности. «Одна из главных задач философии - разработ­ка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

В этой функции модифицвано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерно накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Итак, мировоззренческая функция философии раскрывается в 1гуманистической, 2социально-аксиологической (конструктивно-ценностной, интерпретациной и критической), 3культурно-воспитательной и 4отражательно-информациой подфункциях.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии.

Помимо этой базисной функции философия имеет и другую - 5 методологическую . Как правило, методологию определяют как систему принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Поскольку методологическую функцию может выполнять не только философия, различают специальную, общую и всеобщую методогии.

Но именно философия выступает и как теория метода, и как всеобщи} тод познания и практики. как теория метода , - философия исследует наиболее общие закономерности теоретической и практической деятельности, определяет понятие научного метода, раскрывает соотношение в нем всеобщих, общенаучных и специфических способов познания и т.д.

Как всеобщая методология , философия разрабатывает определенные методы (например, диалектический метод), принципы (восхождения от абстрактш конкретному, системности, историзма и т.д.), понятия («пространство», «время и пр.) Частные науки, выходя на уровень предельных обобщений, опирают" общефилософскую методологию.

Методологическая функция философии также раскрывается в ряде подфункций - 1эвристической, 2координирующей, 3логико-гносеологической и интегрирующей.

1) Эвристическая подфункция философии состоит в том, что она содействует росту новых знаний (в том числе и знаний научных). Философия пытается осмыслить мир во всеобщности - рефлексирует над предельными основаниями культуры, раскрывая определенные тенденции ее развития, тем самым служа эвристикой научного поиска.

Методологическая функция философии конкретизируется также в конструющей роли философских представлений , т.е. в том, как философские принципы и категории воздействуют на формирование и развитие частнонаучных теорий . Составной частью научной теории являются ее философские основани я -философские категории и принципы, которые используются для решения философких проблем в данной теории.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обосно­вание. Полученное новое научное знание нуждается в своеобразной состыковке с господствующим мировоззрением той или иной эпохи, с категориями ее культуры. И в этом огромная роль принадлежит философии.

2) Координирующая подфункция философии как методологии состоит в согласо­вании различных методов в процессе научного исследования . Специализация наук привела к известной разобщенности в общенаучной методологии.

В результате придаются забвению отдельные методы исследования, роль других сильно пре­увеличивается или, наоборот, недооценивается. Поэтому необходим интегральный подход к применяемой методологии, установлению логической связи между от­дельными группами методов (например, между общенаучными и философскими). В этом состоит задача философии.

3) С этой подфункцией тесно связана другая -логико-гносеологическая . Используе­мый логический аппарат, само логическое построение научной теории, а также изу­чение проблем, связанных с познанием вообще и имеющих место в той или иной науке, - такова логико-гносеологическая роль философии в научном познании.

4) И, наконец,интегрирующая подфункция философии связана с объединяющей ролью философского знания.

Именно философия способна породить подобную системность и выработать интегральный взгляд на все гуманитарное познание. Отдельные части философского знания служат связующими звеньями между раз­личными гуманитарными дисциплинами. Философия через онтологию и гносеологию связана с такими дисциплинами, как современные концепции естествознания и философия науки, что образует так называемый комплекс онтолого-гносеологических дисциплин. Антропология неразрывна с онтологией и гносеологией. Она дает возможность представить в виде единого комплекса следующие гуманитарные науки: психоло­гию и педагогику, логику и риторику. Далее, социальная философия через соответствующие философские конкретиза­ции связывает воедино социологию, политологию, экономическую теорию, культу­рологию. На пересечении ряда дисциплин: социологии, политологии формируется теория государства и права и как наиболее общий ее уровень - философия права. Социальная философия включает в себя и философию истории, которая, в свою очередь, обнаруживает единство с историей как наукой. И, наконец, аксиология, связанная с антропологией и социальной философией, представлена этикой, эстетикой и философией религии.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...