Судьба православной церкви на Украине может решиться во вторник — Российская газета. Это соблазн власти

«Епископ» Григорий (в миру Вадим Миронович Лурье) родился в 1962 г. в Ленинграде. В 1984 г. окончил химический факультет Ленинградского государственного университета. Кроме того, в 1978-1979 гг. занимался на филологическом факультете стиховедением, изучал греческий, сирийский, арабский и древний эфиопский языки.

В 1982 г. Вадим Миронович сознательно принял Православие. При крещении был наречен Василием. В 1984 г. вступил в брак со Светланой Владимировной Смирновой. Вскоре у Вадима и Светланы Лурье родилась дочь. Однако этот брак этот оказался недолговечным и в 1994 г. он был расторгнут.

На протяжении многих лет Вадим Миронович Лурье являлся членом Санкт-Петербургского прихода в честь святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, возглавлявшегося протоиереем Александром Жарковым. В 1997 г. этот перешел из юрисдикции Московского Патриархата в Русскую Православную Церковь Заграницей . Вместе с большинством прихожан перешел в РПЦЗ и В.М. Лурье.

Летом 1999 г. приход святой преподобномученицы Елисаветы вошел в состав «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ), а в сентябре этого же года Вадим Миронович был рукоположен во «священника». Сразу же после своей хиротонии он возглавил приход преподобномученицы Елисаветы, прежний настоятель которого погиб незадолго до этого.

В первой половине 2000 г. «иерей» Василий (Григорий) Лурье принял монашеский постриг с наречением имени Григорий. Впоследствии онбыл наделен титулом "игумена".

К середине 2005 г. в «Российской Православной Автономной Церкви» возникло большое смущение, связанное с обвинениями «игумена» Григория (Лурье) в «ереси имябожия». Причиной тому послужил исследовательский интерес Григория (Лурье) к проблеме «имяславия» и его участие в интернет-дискуссиях на эту тему. 20 июля 2005 г. Первоиерарх РПАЦ «митрополит Суздальский и Владимирский» Валентин (Русанцов) запретил «игумена» Григория (Лурье) в священнослужении, признав последнего виновным в распространении "ереси имябожия".

На заседании Архиерейского Синода РПАЦ, проходившем 5 сентября 2005 г., было подтверждена справедливость наложения прещений на «игумена» Григория (Лурье). В частности, на этом собрании «митрополит» Валентин (Русанцов) напомнил присутствующим, что еще в 2001 г. Архиерейский Синод РПАЦ запретил все дискуссии на тему «имяславия». Затем Первоиерарх РПАЦ заострил внимание на научном интересе к этой теме со стороны «игумена» Григория (Лурье): «Своими навязчивыми публикациями о. Григорий и иже с ним дестабилизировали нормальный ритм внутрицерковной жизни. (...) Создаётся впечатление, что вопрос об "имябожии" и "имяславии" намеренно используется небольшой группой, дабы посеять смуту в умах чад нашей Церкви. Российская Православная Церковь пребывала в мире и молитвенном единении более 10-лет. С приходом в нашу Церковь вышеуказанной группы людей в церковных рядах начались споры, разногласия и конфликты. Архиерейский Синод призывал к миру и братской любви, просил оставить противостояние и бесовскую гордыню, напоминая, что спорящие стороны ставят себя вне Российской Православной Автономной Церкви и подвергаются каноническому прещению». Решением этого заседания Архиерейского Синода РПАЦ стало извержение «иегумена» Григория из священного сана.

Не признав законности своего осуждения, «игумен» Григорий (Лурье) продолжил совершение богослужений в Санкт-Петербургском храме св. прпмч. Елисаветы.

В 2007 г. "игумен" Григорий вошел в состав "Временного Церковного Совета Российской Православной Автономной Церкви" , основанного отделившимся от РПАЦ "епископом Челябинским" Севастианом (Жатковым).

5 ноября 2008 г. в «Российской Православной Автономной Церкви» произошел окончательный раскол, в результате которого «епископ Челябинский» Севастиан (Жатков) и «епископ Хабаровский» Амвросий (Епифанов) преобразовали "Временный Церковный Совет Российской Православной Автономной Церкви" в новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» . На следующий день после этого, 6 ноября 2008 г., «игумен» Григорий (Лурье) был рукоположен вышеназванными «иерархами» во «епископа Петроградского и Гдовского». Сразу же после этой хиротонии состоялось второе заседание «Архиерейского Совещания», на котором «епископ» Григорий (Лурье) был избран Председателем «Архиерейского Совещания РПАЦ».

«Епископ» Григорий (Лурье) является кандидатом философских наук, сотрудником института Всемирной истории Российской академии наук (РАН), главным редактором международного журнала по патрологии, критической агиографии и церковной истории "Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique", членом международного авторского коллектива "Эфиопской энциклопедии" (Encyclopaedia Aethiopica (Гамбург)), членом международного общества Society of Biblical Literature (США), член международного обещства EnochSeminar, членом редколлегии журнала "Христианский восток", издающегося РАН совместно с Государственным Эрмитажем. Отличается широкой разносторонностью научных интересов. Владея несколькими иностранными языками, он профессионально занимается историческим богословием, патрологией, исторической литургикой, аскетикой, философией и др. Кроме того, Лурье известен еще и своими нестандартными миссионерскими подходами в общении с представителями современной рок-культуры и лицами, имеющими суицидальные наклонности.

Библиография научных работ "епископа" Григория (В.М. Лурье)

Христианский Восток
  1. 1. L"attitude de S.Marc d"Ephese aux debats sur la procession du Saint-Esprit a Florence. Ses fondements dans la theologie post-palamite // Annuarium Historiae Conciliorum. 1989 . 21. 317-333.
  2. Молитвенное пение в аскетическом и богословском предании Православной Церкви // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. 19-22.
  3. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после св.Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. СПб. 1992 (Труды Высшей религиозно-философской школы, 1). 1-19
  4. "Повествование отцов Иоанна и Софрония" (BHG 1438w) как литургический источник // Византийский временник. 1993. 54. 62-74.
  5. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма // Византийский временник. 1994. 55 (80). 232-236.
  6. Иже во святых Отца нашего святаго Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека / Перевод В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. Прим., послесловие В. М. Лурье. СПб.: Axioma, 1995. 174 с. (готовится переиздание) {Главы 2 и 3 послесловия}.
  7. Priere de Jesus au cours de filiation des sectes monophysites et une fausse attribution a Chenoute // Acts, XVIIIth International Congress of Byzantine Studies, Selected Papers: Main and Communications, Moscow, 1991 / Editors-in-Chief: I. Sevc enko, G. G. Litavrin; Corresponding Editor: W. K. Hanak. Vol. II: History, Archaeology, Religion, Theology. Shepherdstown, WV: Byzantine Studies Press, Inc., 1996 . (Byzantine Studies / Etudes byzantines. New Ser., Supplementum 2). 367-374.
  8. Из истории чинопоследований псалмопения: полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.) // Византийский временник. 1995 . 56 (81). 228-237; 1997 . 58 (83). 76-83.
  9. Около Солунской легенды. Из истории миссионерства в период монофелитской унии // Славяне и их соседи. 1996. Вып. 6. 23-52.
  10. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа и ее производные // Византинороссика. 1995. 1. 149-200.
  11. Славянское "Сказание о Псалтири" и его историко-литургическое значение // Byzantinoslavica. 1996. 57. 140-155.
  12. Славянское "Сказание о 12 снах Шахаиши". Сирийский оригинал, пехлевийский прототип (в связи с проблемой ранних сирийско-славянских контактов) // Средневековое православие. От прихода до патриархата. Сб. научных статей / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: Издательство Волгоградского университета, 1997. 5-45.
  13. Un autre monothelisme: le cas de Constantin d"Apamee au VIe Concile Oecumenique // E. Livingstone, ed. Studia Patristica. Louvain 1997. Vol. XXIX. 290-303.
  14. Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб.: Византинороссика, 1997 (Subsidia byzantinorossica, т. 2) [редактирование, комментарии, послесловие]
  15. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян, 1-2 // Византийский временник. 1997. 57 (82). 309-317; то же, 3 // Византинороссика. 1998. 2 (в печати).
  16. Иоанн Никиусский CXX: опыт реинтерпретации и прочтения // Etudes balkaniques (1994, a paraitre)
  17. Святой Кирилл перед мощами святого Климента // Festschrift проф. Василка Тъпкова-Заимова. София (1995, в печати)
  18. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 317-358
  19. Богословие "египтствующих умом": монофизитская триадология между тритеизмом и дамианизмом // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 479-489
  20. Рец. на: G. Lusini. Studi sul monachesimo eustaziano (secoli XIV-XV). Napoli 1993 (Studi Africanistici. Serie Etiopica, 3) // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 489-499; тожевангл. пер.: Saint-Petersburg Journal of African Studies. 1999 (в печати)
  21. Рец. на: S. P. Brock. Studies in Syriac Christianity. History, Literature and Theology. Hampshire-Brookfield: VARIORUM, 1992. (Collected Studies Series CS 357) // ХристианскийВосток. 1999. 1 (7). 455-463.
  22. Рец. на: В. М. Платонов. Эфиопские рукописи в собраниях Санкт-Петербурга. Каталог. Санкт-Петербург, Издательство Российской Национальной Библиотеки, 1996, 112 с. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 11. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1997. 404-408; тожевангл. пер.: Saint-Petersburg Journal of African Studies. 1998 (впечати).
  23. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine // Studia Patristica / E.J. Yarnold, ed. Studia Patristica. 2000. Vol. XXXIV. 145-169.
  24. Роберт Ф. Тафт. Византийский церковный обряд / Пер. с англ. А. А. Чекаловой; редакция рус. перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2000 (Византийская библиотека. Исследования). С. 105-110: Послесловие редактора русского перевода.
  25. Св. Киприан Карфагенский и экклисиологические проблемы III-IV вв. // Церковность. 2000. № 1. 22-26.
  26. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000 (Богословская и церковно-историческая библиотека). 243 c.
  27. Три Иерусалима Лалибелы. Интерпретация комплекса церквей Лалибелы в свете данных его Жития // Warszawskie Studia Teologiczne XIII (2000) (= Miscellanea Aethiopica Reverendissimo Domino Stanislao Kur septuagenario professori illustrissimo, viro amplissimo ac doctissimo oblata) 117-140.
  28. Из Иерусалима в Аксум через Храм Соломона: архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 137-207.
  29. Еще раз о Кириаке Бахнесском и "Силондисе" - а также об Иуде-Кириаке и Сионе. Замечания по поводу новой книги: V. Bцll, "Unsere Herrin Maria". Die traditionelle athiopische Exegese der Marienanaphora des Cyriacus von Behnesa (Wiesbaden, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 309-316.
  30. Рец. на: Kevin A. Brook, The Jews of Khazaria (Northvale-New Jersey-Jerusalem, 1999) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 436-441
  31. Chrysostomica. [Рец. на:] 1. Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI-XVI веков. Каталог гомилий / Сост. Е. Э. Гранстрем и др. (СПб., 1998); 2. Delio V. Proverbio, La recensione etiopica dell"omelia pseudocrisostomica de ficu exarato ed il suo trefonds orientale (Wiesbaden, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 442-445.
  32. Рец. на: Oecumenii Commentarius in Apocalypsin / Editus a Marc De Groote (Lovanii, 1999) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 489-491
  33. ПоследнийтрудмонсеньераАльбертаВанРуя // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 499-502.
  34. Рец. на: Studies in Honor of Vladimir A. Lifshits / Ed. by Carol A. Bromberg, Prods O. Skj?rvo (Bloomfield Hills, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 503-506.
  35. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания / Пер. Г. М. Прохорова под ред. иером. Григория (В. М.) Лурье. СПб.: Алетейя, 2001 (Византийская библиотека. Источники).
  36. Видение св. Григория Просветителя: сошествие Небесной Скинии на Новый Сион // Армения и Христианский Восток. Международная научная конференция. 27-30 июня 2001 г. Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2001. 29-32.
  37. Послание святейшего патриарха Константинопольского Михаила Кирулария блаженнейшему патриарху Антиохийскому Петру (1054 г.). Пер. Л. А. Герд под редакцией и с комментариями В. М. Лурье (иеромонаха Григория) // Вертоградъ. 2001. № 2 (71). 62-72.
  38. Что означал "Новый Завет" в христианской Империи? Ответ раннего монашества и его екклисиологические импликации // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России / Отв. ред. О. Э. Душин, И. И. Евлампиев. Изд. 2-е, дополненное. СПб., 2001 (Verbum. Вып. 3). 511-524.
  39. An Aristotelian Ontology around the Proclean Henad: the Theology of Barlaam of Calabria and its Byzantine Background // Аристотельисредневековаяметафизика / Отв. ред. О. Э. Душин. СПб., 2002 (Verbum. Вып. 6). 137-144.2.

Происхождение христианства

  1. Чаша Соломона - Чаша Ездры. Элементы раннехристианского благочестия в Житии святого равноапостольного Кирилла, Учителя Словенского, и их значение для истории текста // Славяне и их соседи. 1994. 5. 9-25.
  2. Три типа раннехристианского календаря и одно разночтение в тексте Epistula Apostolorum // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции / Под ред. Д. Е. Афиногенова и А. М. Муравьева. М., Индрик, 1996. 256-320.
  3. [Статья и комментарий к переизданию статьи В. Вейдле "Крещальная мистерия и раннехристианское искусство" в кн.:] В. В. Вейдле. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Аxioma, 1996 (Классика искусствознания). 319-329.
  4. Чаша Соломона и Скиния в Сионе // Византинороссика. 1998. 3 и 4 (в печати).
  5. Святая Чаша в раннехристианских чинопоследованиях домашнего причащения (с замечанием о коптском чине Исполнения Чаши) // Средневековое православие. От прихода до патриархата. Сборник научных статей. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 1998. 4-29.
  6. К истории появления заметки Б. А. Тураева ["Евангелие Детства Христа в эфиопской письменности"] // Христианский восток. 1999. 1 (7). 448-450.
  7. Рец. на: Don K. Preston, Who is this Babylon? (Ardmore, 1999) // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 497-499.
Православное богословие в Новое и Новейшее время
  1. Христианский идеал Достоевского и христианская святость // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на "Старорусских чтениях". Новгород, 1989. 65-66.
  2. "Братья Карамазовы". "Дневник писателя". Дополнения к комментарию. 1. "Прилог по Дамаскину". 2. "Церковь - весь народ" // Достоевский. Материалы и исследования. 1991. Т. 9. 246-249.
  3. Рец. на: G. Podskalsky. Griechische Theologie in der Zeit der Turkenherrschaft (1453-1821). Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. Munchen 1988 // Византийский временник. 1992. 53. 182-185.
  4. А. С. Хомяков. Сочинения в двух томах. Т. 2. Работы по богословию / Сост. В. А. Кошелев. М. 1994 (Приложение к журналу "Вопросы философии"). [Подготовка текста переводов с французского, комментарий к богословским сочинениям, написанных на французском и английском, богословский комментарий к "Церковь одна"].
  5. Догматические представления А. С. Хомякова // Славянофильство и современность. Сб. статей / Отв. редакторы Б. Ф. Егоров, В. А. Котельников, Ю. В. Стенник. СПб.: Наука, 1994. 158-176.
  6. Диакон Андрей Кураев, В. М. Лурье. На пороге Унии. Станем ли мы монофизитами? М., 1994.
  7. Догматика "религии любви". Догматические представления позднего Достоевского // Христианство и русская литература. Сб. 2 / Отв. ред. В. А. Котельников. СПб.: Наука, 1996. 290-309.
  8. Некоторые замечания по поводу Шамбезийских документов 1993 года // Христианство: вехи истории. Материалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия / Отв. ред. архиеп. Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1996. 5-8.
  9. "...non autem procedit ita..." Еще раз о триадологической заметке Хомякова // Хомяковский сборник. Т. I / Отв. ред. Н. В. Серебренников. Томск: Водолей, 1998. 299-302.
  10. Грядущая уния "православных" экуменистов с монофизитами и сопротивление ей в Греции. Обзор греческой печати // Вертоградъ-информ. 1998. № 6 (39). 28-33.
  11. Новооткрытые тексты преподобного Исаака Сирина. Их перевод и исследование // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). 30-34.
  12. Екклисиология отступающей армии // Вертоградъ-информ. 1998. № 10 (43). 21-28; отд. изд.: Париж, 1998; тожевангл. пер.: The Ecclesiology of a Retreating Army // Vertograd-inform. 1999. No. 3. January. 10-15, 24-30.
  13. Решение Синода официальной церкви Грузии и "третий путь" между экуменизмом и Православием // Вертоградъ-информ. 1998. № 10 (43). 7-8; переизд. в: Вопросы екклисиологии. Сб. Статей. № 2. Париж: Мера..., 1999. 22-26; тожевангл. пер.: Synodal decision of the official Georgian Church and "the third way" between ecumenism and Orthodoxy // Vertograd-inform. 1999. No. 3. January. 5-6; тожевгруз. пер.: saqartvelos oficialuri sapaTriarqos sinodis ganSineba da "mesame gza" ekumenizmsa da gartlmadideblobas xoris // saqartvelos sinodis ganSineba anu "mesame gza" ekumenizmsa da gartlmadideblobas xoris. "ortodoqsi", . 3-7 gv.
  14. Раскол в Истинно-православной Церкви Греции // Вертоградъ-информ. 1998. № 12 (45). 6-8; англ. вариант (с отличиями от рус.).
  15. Пятидесятилетие архиерейского служения Архиепископа Афинского и Всея Греции Андрея // Вертоградъ-Информ. 1999. № 1 (56). 4-5.
  16. [Редакционная статья, в соавторстве с А. В. Солдатовым и Е. С. Холмогоровым] Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита // Вертоградъ-информ. 1999. № 2 (47). страницы; переизд.: Вопросы екклисиологии. Сб. Статей. № 1. Париж: Мера..., 1999. 2-15, 28-30; англ. пер.: Two Churches: Perplexing questions of Russian Church life and the Replies of St. Theodore the Studite, by the Vertograd-Inform editorial staff // Vertograd-Inform. 1999. No. 8. 6-18.
  17. Правило 15 собора Двукратного. Ответ читателю // Вертоградъ-информ. 1999. № 5 (50). 39-48.
  18. [Рец. на:] Архиепископ Феофан Полтавский. Доклад об учении Митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. М.: Православное действие, 1998 (О новых ересях, № 5). 90 с. // Вертоградъ-информ. 1999. № 6 (51). 26-30.
  19. Протрезвление от славянофильской утопии: К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и их выбор между Православием и Россией // Феномен российской интеллигенции. История и психология. Материалы международной научной конференции 24-25 мая 2000 г., Санкт-Петербург / Под ред. С. Н. Полтарака, Е. Г. Соколова, Л. Б. Борисковской, Т. В. Партаненко. СПб.: Нестор, 2000. 56-68.
  20. "Правда всегда одна", но она не здесь, или Что видно из "Наутилуса" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. научных трудов [Вып.] 4 / Под ред. Ю. В. Доманского, Т. Г. Ивлевой. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. 114-125.
  21. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после Великого Раскола // Мир Православия. Сб. научных статей. Вып. 3 / Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 150-178.
  22. англ. пер.: The upshot of the October 2000 Council of the ROCA // Vertograd-Inform. 2001. January, No. 21-22. 30-32 (рус. оригинал неиздан).
  23. От составителя серии: немного о книге и ее авторе // В. Мосс. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). С.-Петербург: Алетейя, 2001 (Богословская и церковно-историческая библиотека). С. VI-IX.
  24. В поисках утраченной Византии // Русский Журнал. Ежегодник. 2000/2001. Хроника демократического кризиса / Гл. ред. Г. Павловский. М.: Три Квадрата, 2001. 169-186
  25. "Историческое назначение особого характера": из истории эсхатологических представлений в новейший период российской истории // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000 [изд. 2001]. Сер. 6, вып. 4 (№ 30). 31-39.

Мелкие рецензии, относящиеся к современному православному богословию

  1. Молись, борись, спасайся! Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери. М.: "Лодья", 1998 // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). С. 37.
  2. Публикация архива владыки Феофана Полтавского. Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб.: Об-во свят. Василия Великого, 1997 // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). С. 38.
  3. Иподиак. Николай Савченко, В. М. Лурье. Митрополит Оропосский и Филийский Киприан [Куцумбас], Председатель Священного Синода Противостоящих. Православие и экуменизм. Межхристианское и межрелигиозное движение, как екклизиологическая ересь. Том I. Фили, Аттика: Св. Монастырь Киприана и Иустины, 1998 // Вертоградъ-информ. 1998. № 8 (41). С. 19-20; то же в англ. пер.: Vertograd-Inform. 1998. № 1, November. 23-24.
  4. Автобиография Глданской епархии. gldanis martlmadidebeli eparUia. marTlmadidebloba an sikvdili. tbilisi, 1998 [Глданская православная епархия. Православие или смерть. Тбилиси, 1998] // Вертоградъ-Информ. 1999. № 3 (48). 28.
  5. На горах Кавказа // Вертоградъ-Информ. 1999. № 4 (49). 35-36.

«Взирая на его непосильные каждодневные труды, можно было видеть его твердую надежду, веру в великое будущее нашей Святой Церкви. И когда во многих эта вера ослабевала, своими титаническими усилиями и личным примером этот великий архипастырь окрылял людей».

Этот человек внес огромный вклад в развитие нашей Православной Церкви, его светлое имя прочно вписано в церковную историю.

Множество воспоминаний, связанных с владыкой Никодимом, встают в моей памяти, множество ярких картин сменяют друг друга перед моим мысленным взором. С неизменной теплотой вспоминаю я почившего архипастыря: он был открыт для всех, всех вмещало его любящее сердце и окрыляла его теплая молитва к Богу.

Несмотря на то, что я не был в числе людей, наиболее близких владыке, непосредственно знавших его, разделявших с ним тяготы церковного служения, владыка Никодим сыграл определяющую роль в моей жизни. Господь судил так, что важнейшие жизненные этапы для меня были связаны с именем этого великого архипастыря: в 1973 году им был совершен мой монашеский постриг, а затем еще дважды он возлагал на меня свою святительскую десницу при посвящении в диаконский и иерейский сан. Первая моя встреча с владыкой Никодимом состоялась в 1969 году, когда я поступил в Ленинградскую Духовную семинарию.

Сильнейшее впечатление, я бы сказал, даже потрясение от этой встречи я до сих пор расцениваю как чудодейственное. Величие личности, растворенное мягкостью характера, простота в общении и проницательность ума, наконец, огромное личное обаяние владыки поразили меня. Должен заметить, что владыка митрополит Никодим оказался первым из архиереев, которого я встретил в своей жизни. Родившись в далекой Вятской глубинке, где не было благоустроенных дорог и транспорта, а до ближайшего действующего храма было около семидесяти километров, я не имел возможности видеть архипастырей Церкви - тем сильнее и ярче запечатлелся в моем сердце светлый образ незабвенного владыки Никодима. Встреча с владыкой оказалась каким-то совершенно новым, чудесным для меня событием.

Обучаясь в Ленинградской семинарии, я неоднократно замечал, как владыка Никодим интересуется успехами студентов; он помнил всех нас, знал наклонности и возможности людей и старался выявить способных для несения того или иного церковного служения.

Мне вспоминается случай, как однажды после окончания учебного года в семинарии я долго не мог уехать на каникулы. Однако события сложились промыслительно: совершенно случайно я попался на глаза владыке, который, как всегда, спешил - он торопился на московский поезд. Взяв меня за пуговицу кителя, он сказал: «Ты подожди меня недельку, я вернусь, и у нас будет разговор. А чтобы тебе было на что жить, вот тебе деньги», - и он положил в нагрудный карман моего кителя сторублевую бумажку.

Вернувшись в Ленинград через неделю, владыка призвал меня и благословил на лето проходить послушание чтеца в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Это послушание явилось для меня превосходнейшей школой, о которой я с благодарностью вспоминаю до сих пор.

С доброй улыбкой вспоминается мне мой монашеский постриг, совершенный рукою незабвенного архипастыря. Сразу после пострига поздно вечером по неотложным делам владыка Никодим отбыл в Москву, и, как удалось выяснить, он намеревался пробыть в столице не менее недели.

Я находился в это время в академическом храме. Непривычный клобук был для меня тесноват, и уже на второй день уши болели так, что казалось - вот-вот из них брызнет кровь. Из-за этой «ушной болезни» ни в одну из ночей я ни к чему не мог приклонить головы.

Когда же, наконец, владыка приехал в Ленинград, он первым делом послал за мной. В Крестовом храме, прочтя молитву на снятие клобука, он сказал мне: «Ты меня прости. Я в Москве совершенно забыл про тебя. Но хорошо хоть вернулся через трое суток, а не через неделю, как намеревался».

С большой теплотой вспоминаю я сегодня те счастливые минуты, когда мне доводилось служить в присутствии Высокопреосвященнейшего владыки. Несколько раз в свою череду мне посчастливилось совершить Божественную литургию в Крестовой церкви митрополичьих покоев в здании Ленинградской Духовной Академии, за которой владыка молился и неопустительно причащался. После окончания службы он имел обычай приглашать служившего иеромонаха к себе на завтрак. Непостижимо, что груз важнейшего архипастырского служения и забот не мешал владыке находить время на общение с рядовыми служителями Церкви. Удивительная проницательность и внимательность к собеседнику, с которой этот замечательный архипастырь вел общение, навсегда запечатлелись в моей памяти.

Владыка обладал необычной памятью - он помнил всех, с кем ему доводилось работать или служить, и за всех молился. А как пламенно он молился, как торжественны были богослужения, совершаемые им! Скольких Патриархов и архипастырей Поместных Православных Церквей, не говоря уже о целых сонмах архиереев нашей Святой Церкви, видели мы, учащиеся Ленинградских Духовных школ, за его богослужениями!

Не забыть, как любил Высокопреосвященнейший владыка праздники ставшего родным для нас храма Академии, посвященного памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Дважды в год Святая Церковь чтит этого великого святого, и практически всегда наш архипастырь участвовал в этом празднике, совершая торжественные богослужения.

Не забыть, как общался владыка с воспитанниками и студентами Ленинградской семинарии и Академии, как внимателен был к нуждам дорогих его сердцу Духовных школ, как для каждого из нас были открыты двери его кабинета, хотя и дожидаться иной раз приходилось весьма долго, так как прием он вел до глубокой ночи.

Владыка был внимателен к нуждам своих соратников по церковному служению, феноменальная память и удивительный дар организатора помогали ему точно выявлять людей для несения ответственных церковных послушаний.

Не говоря о том, что многие архипастыри нашей Святой Церкви обязаны своим избранием владыке Никодиму, он и среди студентов постоянно искал, выявлял, а затем и продвигал кандидатов на различные виды служения Церкви.

Работа с людьми, воспитание кадров, межличностное общение было родной стихией приснопамятного архипастыря. Имея к этому несомненную природную способность, подкрепленную большим личным обаянием, владыка развил в себе дар прекрасного собеседника. Проницательность ума и большой такт неизменно сопутствовали ему, однако прежде всего в беседе его отличала простота общения. Особенно меня поразило это качество владыки, когда мне довелось сопутствовать ему в его поездке на Валаам. Помню, тогда это небольшое путешествие на теплоходе разделил с нами отец Авель, в настоящее время наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии, вернувшийся тогда со Святой Горы Афон, где он нес нелегкое послушание настоятеля Русского Пантелеимонова монастыря.

Владыка Никодим в эту поездку был не совсем здоров, после очередного инфаркта он как-то по особенному был предрасположен к созерцанию окружающих красот, к неспешной задушевной беседе, к заветным размышлениям о тех трудных испытаниях, через которые пришлось пройти нашей Святой Церкви в XX веке.

Особенно запомнилась мне встреча и беседа с владыкой Никодимом летом 1975 года после возвращения студенческой делегации, в числе которой был и я, из Финляндии: перед самым подписанием в Хельсинки «Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе» несколько студентов Ленинградской Духовной Академии были направлены в Финляндию. По прибытии на Родину мы были приглашены к владыке и он, лежа в постели после очередного тяжелого сердечного приступа, с интересом расспрашивал нас о наших впечатлениях от этой поездки, делился собственными наблюдениями и переживаниями.

Очень яркими были встречи с владыкой в актовом зале Ленинградской Духовной Академии, которые он часто проводил после своего возвращения из очередной зарубежной поездки. Удивительно непринужденно общался он со своими слушателями. Его рассказы были доходчивы, давали массу необычной и полезной информации. В них было и много наблюдений чисто этнографического характера, подчас исполненных неподражаемого юмора. Весь актовый зал буквально сотрясался от взрывов дружного смеха, причем сам владыка Никодим смеялся заразительнее всех.

Глубина проникновения в специфику жизни различных народов, острота деталей в рассказах Владыки выдавали в нем четкость мышления и пытливость ума. Два этих прекрасных качества помогли владыке получить прекрасное энциклопедическое образование, во главу которого была поставлена, конечно, богословская наука.

Познания приснопамятного архипастыря в этой области были феноменальны. Так, однажды во время защиты докторской диссертации на Ученом совете Академии, как это часто случается, из-за какого-то неясного вопроса разгорелся нешуточный спор. И вот, процитировав наизусть на древнееврейском языке применительно к данному случаю большой фрагмент текста из Ветхого Завета, владыка сразу поставил точку в дискуссии. Некоторые из преподавателей рассказывали позднее, как буквально потряс всех участников заседания этот удивительный эпизод.

Глубокая образованность и простота, любовь к богослужению и исключительное трудолюбие отличали незабвенного владыку. В заботах и молитве проходила жизнь почившего митрополита. Взирая на его непосильные каждодневные труды, можно было видеть его твердую надежду, веру в великое будущее нашей Святой Церкви. И когда во многих эта вера ослабевала, своими титаническими усилиями и личным примером этот великий архипастырь окрылял людей. Было видно, что в нем эта вера живет и он знает, ради чего нельзя опускать рук и нужно продолжать самоотверженно работать.

ГРИГОРИЙ,
Архиепископ Можайский, викарий Московской Епархии
1997 год


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Хотя Лурье и ригорист "православный", а от того лицемер конфессиональный, все же чел он умный и в данной украинской теме говорит по делу. Ящитаю..

Как объединить УПЦ МП и УПЦ КП в два счета: длинная преамбула и краткий рецепт

Итак, выстрелил стартовый пистолет, начался забег. 13 августа митрополита Онуфрия (Березовского) выбрали главой УПЦ МП . Все заинтересованные лица уже стояли на низком старте. Если бы выбрали не-Онуфрия, это было бы так же неожиданно, как если бы стартовый пистолет не выстрелил, а, допустим, испустил струю.

Итак, все побежали, а мы не побежим, а прокатимся на автомобиле посмотреть трассу забега. Забег предполагается по пересеченной местности. Поэтому мы обсудим, какие там будут препятствия, и как их можно преодолевать.

Черная метка

На церковной церемонии возведения митрополита Онуфрия на Киевский престол, которая состоялась 17 августа, отсутствовал президент Порошенко. Это черная метка. Оттого, что президент Порошенко сам является прихожанином именно УПЦ МП, а не Киевского патриархата, это черная метка вдвойне.

Президент сейчас «очень занят», все понятно. Но ведь он «очень занят» АТО. Если бы он верил в то, что — не какая-нибудь, а его собственная — церковь обладает миротворческим потенциалом, то он просто обязан бы был присутствовать, да еще и что-то сказать. Именно потому, что это было бы важнейшим делом для завершения войны и достижения мира. Если же президента на церемонии не было, то это означает, что он не только не видит миротворческого потенциала у той церкви, к которой принадлежит сам, но считает нужным это продемонстрировать. Президент Украины перешел на язык церковного ритуала (своим отказом участвовать в этом ритуале), чтобы сказать, чтó он думает о руководстве своей церкви. Фактически, это обвинение в пособничестве терроризму, хотя и предъявленное обвиняемым только по каналу клерикальной спецсвязи.

Конечно, такое поведение президента отвечало ситуации, которая сложилась задолго до 17 августа. Но между 13 августа (избранием Онуфрия) и 17 августа был шанс если не изменить ее, то хотя бы продемонстрировать — со стороны УПЦ МП — добрую волю к изменению ее в будущем. Например, митрополит Онуфрий, будучи избранным, мог сделать какие-то шаги навстречу правительству Украины в публичном или непубличном пространстве. Но — нет, молчит митрополит Онуфрий, не дает ответа. И, как все эксперты предупреждали, так же он будет и впредь: либо молчать, либо отзываться надтреснутым звоном синодального канцелярита при ударе по корпусу…

Хрюкнуть вовремя

Впрочем, у митрополита Онуфрия есть начальство в Москве. Оно как раз очень разговорчивое. Оно-то не упустило краткий промежуток времени между 13-м и 17-м августа. 14 августа на официальных и неофициальных сайтах Московского патриархата появилось послание Московского патриарха Кирилла (Гундяева) , формально адресованное Вселенскому патриарху Варфоломею в Константинополь. Гвоздем этого послания стало неожиданное объяснение проводимой правительством Украины антитеррористической операции: «…униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви».

Неожиданность тут не в новизне, которой как раз и нет. Интерпретация АТО как религиозной войны против православия нам как раз хорошо знакома по заявлениям всевозможных «Русских православных армий» и прочих столь же любезных комментаторов, работающих на месте событий. Неожиданность в том, что, условно говоря, «Русская православная армия» столь удачно обрела нового спикера — без всяких там неблагозвучных для православного уха позывных типа «Леший» и «Бес», а с самым что ни на есть благозвучным титулом «Патриарх».

Дата публикации письма была выбрана традиционным способом — «не подумав». Готовили-готовили это письмо, да и подготовили. А как подготовили, так и опубликовали. И только потом заметили, какой вышел конфуз: митрополиту Онуфрию надо приглашать украинские власти на инаугурацию, а тут его церковь обвинила эти самые власти в ведении против нее религиозной войны. Как выразилась в своей прекрасной статье по этому поводу киевская журналистка Екатерина Щеткина, патриарх Кирилл подложил митрополиту Онуфрию — в качестве подарка к инаугурации — свинью.

Дальше события развивались сначала опять традиционно, а потом инновационно. Сначала, традиционно, все сайты подчистили, письмо убрали. Оно исчезло даже с независимого портала «Православие и мир». — Это, тоже традиционно, вызвало оживление СМИ и такое массовое тиражирование «убиенного» послания, которого оно никогда бы не удостоилось «при жизни». Все встали вспоминать о патриаршем «брегете» — часах за 30 000 евро, которых у патриарха, как известно, нет, а есть только их отражение в полировке стола на пофотошопленной фотографии с официального сайта. И тут — инновационно — произошло чудо: письмо воскресло. Меньше чем через сутки оно появилось вновь сразу и на официальных сайтах, и на «никак с ними не связанном» портале «Православие и мир». Патриархии очень не захотелось повторения «брегета», и она нашла вдохновение в украинской пословице «нехай гірше, аби інше» («пусть хуже, но лишь бы иначе»).

Патриаршее послание стало главным развлечением в не очень-то радостной медиа-картине 14 и 15 августа — точно тех самых дней, когда Порошенко должен был определяться с участием-неучастием в инаугурации Онуфрия. «Свинья» знала, когда хрюкнуть.

Кстати, на этом история не закончилась. УПЦ МП надо было как-то нарушить неприятную паузу, наступившую в разговоре ее начальства с правительством собственной страны.Выступил пресс-секретарь, протоиерей Георгий Коваленко: «Как граждане Украины мы считаем так же, как и наше правительство и все мировое сообщество: Крым — это территория Украины и он должен быть возвращен». Это революционные для УПЦ МП слова, но сказанные так тихо, что их услышит только ее собственная паства. Для паствы это звучит как мнение ее церковного руководства. И, разумеется, паству это объективно удаляет еще на шаг от Москвы. При этом у нее возникают необоснованные надежды на последовательную проукраинскую политику своего киевского «священноначалия» — и в дальнейшем это чревато эффектом обманутого ожидания. Но для светских властей и просто для общества Украины это не звучит вообще. Они не знают и знать не хотят никаких протоиереев. Они знают только первое лицо, а оно своим молчанием поддерживает письмо своего московского шефа.

Кому война, а кому мать родна

Светской государственной пропаганде, на какую бы сторону конфликта она ни работала, трудно найти свою ноту в освещении войны на востоке Украины. Чувствуется, так сказать, определенная неловкость. Даже — и особенно — если она компенсируется подобающим озверением. Особенно трепетно в мировой политике относятся к присвоению тем или иным конфликтам статуса религиозных. Даже Россия старается до последнего отрицать наличие религиозных составляющих в конфликтах новейшего времени, не исключая и нынешний украинский. Для большой политики переведение конфликта в религиозную плоскость — это такое табу, которое мыслимо нарушать только под сильнейшим давлением фактов, и уж на котором точно себе дороже спекулировать. Но письмо патриарха Кирилла Гундяева — это как раз предложение сделать конфликт на востоке Украины религиозным. Ввести, так сказать, религиозную составляющую. Похоже, что настоящий адресат этого послания — вовсе не патриарх, а президент, и вовсе не Константинополя, а России.

Поскольку есть основания полагать, что идея священной войны за «каноническое православие» пока что не заинтересует президента России, мы лучше задумаемся о мотивах того, кто ее посоветовал.

Россия во главе крестового похода против растленного Запада — это уже не последний, а потусторонний и призрачный шанс для верхушки РПЦ МП вернуть себе место на кремлевском Олимпе. Сейчас (уже пару лет как) верхушка этой организации демонстративно отодвинута от больших государственных дел. Происходит огромное количество значимых для страны событий, а в телевизоре патриарха не спрашивают и даже не демонстрируют в качестве задника сцены. Но если бы начался крестовый поход, то патриарх бы вновь оказался одесную главы государства. Для этого достаточно лишь немного подкорректировать нынешний государственный курс.

А как корректировать? А так: методы у нас только дедовские, других никто не придумал. Больше, больше побитых священников Московского патриархата на Украине, больше насилия — и затем еще больше всего этого в СМИ. Для этого нужно подведомственное украинское духовенство побуждать к возможно более дикому поведению. Для начала, как мы уже наблюдали, можно вывешивать флаг соседнего государства на здании храма (этим развлекался один священник, которого народ едва не побил прямо во время службы). Авось, соберем побольше фактуры, и тогда уже и государство не побрезгует воспользоваться… а тогда и для нас откроется щель, чтобы влезть в основной для внутрироссийского потребления информационный поток. — Вот так, приблизительно, я бы реконструировал логику этого послания президента Гундяева патриарху Путину, где темы войны и мира так причудливо перепутаны.

Украинским священникам Московского патриархата есть повод задуматься, сколько именно из имущества своей семьи и собственного здоровья им не жалко отдать ради счастия часто видеть «великого господина и отца ихнего» по российскому телевидению.

Грека легко обидеть

Хочется уже перейти к прогнозам и обсуждению будущих действий, но никак не пропустить еще один уже состоявшийся эпизод. Он будет важен для понимания позиции Константинополя по Украине.

На самой воскресной службе 17 августа произошел скандал . Представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) облачился для служения во все положенные ему священные одежды. Это, кстати, целое дело, даже если при посторонней помощи. Пришел в алтарь, где уже были другие архиереи. Готовится занять положенное ему как представителю первого по чести православного патриархата первое место среди сослужащих архиереев. И тут (вспоминается интернет-мем «внезапно») ему говорят, что его место — третье. На первом — представитель патриарха Московского московский гость митрополит Иларион (Алфеев), а на втором — старший по времени рукоположения в епископы украинский архиерей Агафангел Одесский (тот самый, который главный в УПЦ МП борец за гундяевский «русский мир»). Митрополит Галльский разоблачается и не принимает участия в службе.

Всем понятно, что Константинополь это запомнит. Были бы между Константинополем и Москвой по-настоящему братские отношения — так и сложности бы никакой не возникло. Ну, послужил бы греческий епископ на первом месте...

Но тут ведь какая бы картинка получилась? Такая, что возведение в киевские митрополиты совершено как бы представителем Константинопольского патриарха. Возможно, присылая своего представителя в Киев, Константинопольский патриарх именно этого и добивался. Либо, в противном случае, — такого скандала, чтобы в отношении Константинопольского патриархата совершили демонстративную грубость. Теперь и Константинопольский патриарх будет иметь «моральное» право совершить какую-нибудь грубость в ответ. Ему это право пригодится.

Что будет с епископатом УПЦ МП?

Участие епископата УПЦ МП в процессе ее отделения от Москвы при новом митрополите будет активно-пассивным. Как люди, они будут пассивны. Зато с ними постоянно будут случаться разные истории: то греческого митрополита обидят, то очередная «свинья» из-под рясы хрюкнет…

Основная часть епископата в публичном пространстве так и останется испуганными елочными игрушками на подиуме (амвоне…). Но некоторые будут стараться договориться о чем-нибудь с новой властью сепаратно. Сейчас можно оценивать количество таких епископов в девять человек. Это, условно говоря, те, кто отдали голоса за кандидата президента Порошенко митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого), давнего друга семьи Порошенко. Однако время для реализации достигнутых таким способом договоренностей наступит нескоро. Это задел не на завтрашний день, а на послезавтрашний, когда будет нужно сформировать епископат, уже отделившийся от Москвы.

Что будет делать государственная власть Украины?

Это интересный вопрос, но ответ на него вряд ли знает даже сама государственная власть Украины. Еще раз и еще раз хотелось бы ее предостеречь от насилия. Когда некоторые депутаты Верховной Рады предлагают запретить УПЦ МП, это слишком. Это ровно то, чего бы хотелось московским хозяевам УПЦ МП. Уже и сам факт требований для них хорош, а если бы запретили — это был бы волшебный подарок. Гораздо более конструктивно — и потому уже оформлено в виде законопроекта, внесенного в Раду, — другое предложение тех же горячих голов: внести такие изменения в украинское законодательство о свободе совести, чтобы религиозные организации, имеющие центр за пределами Украины, не могли включать в свое название слово «украинский».

УПЦ МП официально зарегистрирована под названием «Украинская православная Церковь», без всяких дополнительных букв, как будто она одна на всю Украину. В свое время ей повезло воспользоваться принципом «кто первый встал (поближе к власти), того и тапки». Если законодательство будет изменено, ей придется менять название. Я недавно писал о естественности такой меры , но партия украинских националистов «Свобода» настаивает на ней еще с 2005 года. Сейчас она и внесла упомянутый законопроект.

Но это редкий случай, когда от государственной власти требуется прямое вмешательство. А вообще было бы хорошо, чтобы она оставалась как можно дальше от всяких церковных дел.

Что может сделать УПЦ КП

Духовенство УПЦ МП привыкло к комфортному и зажиточному существованию и никак не к маргинальному социальному статусу. Но было бы ошибкой думать, что сейчас обстановка такова, что они начнут переходить в УПЦ КП в промышленных масштабах. Да, их поток расширяется. Только в течение 2014 года из УПЦ МП в УПЦ КП уже перешел десяток приходов, и этот поток еще не достиг своего максимума. Но никакого обвала структур УПЦ МП на Украине нет и не предвидится. Значение этих переходов в Киевский патриархат не в их количестве, а в их качестве: это эффективная форма народной дипломатии. У переходящих клириков и мирян остается множество связей в УПЦ МП, и таким образом расширяется круг верующих этой церкви, симпатизирующих Киевскому патриархату.

Нужно найти такие пути для установления церковного единства между двумя главными украинскими церквами, которые не будут обладать разрушающим воздействием на структуры УПЦ МП.

Мне кажется, что стратегическая цель объединения патриархатов может быть достигнута в два тактических этапа. На обоих этапах нужна инициатива УПЦ КП.

План объединения УПЦ КП и УПЦ МП в два счета

Будем держаться обратного порядка — так будет понятней. Поэтому сначала «счет два», а потом «счет раз».

«Счет два»: на официальных переговорах между церквами надо временно отказаться от мысли о структурном объединении, а начать обсуждать другую проблему, более важную для людей. Это проблема взаимного признания — то есть официального разрешения мирянам причащаться в храмах друг у друга и клирикам вместе служить. Если эта проблема будет решена, то всякие вопросы административного слияния потеряют остроту, и их решение можно будет отложить сильно на потом.

Это даст и более выигрышную позицию на переговорах с Константинополем о будущем даровании «канонической автокефалии». Константинополь будет очень рад, что принципиальный шаг разрыва с Москвой будет сделан так, чтобы не возлагать на него никакой ответственности. Тогда можно думать, что Константинополь обеспечит этому шагу сильную неформальную поддержку со стороны прочих церквей.

«Счет раз»: не дожидаясь этой договоренности, поощрять причащение мирян и сослужение клириков УПЦ МП в храмах Киевского патриархата.

У Киевского патриархата нет никаких вероучительных претензий к патриархату Московскому. Для Киевского патриархата ничего бы не стоило издать в одностороннем порядке разрешение причащаться совместно (фактически это и без того практикуется). Можно начать усиленно приглашать мирян УПЦ МП к себе в гости, при этом никак не подразумевая желательности их перехода. Они как раз нужны у себя, в УПЦ МП. Это может быть довольно широкая кампания, и епископат УПЦ МП, боясь потерять паству, ничего с ней не сможет поделать. И довольно скоро уже для многих активных верующих УПЦ МП «киевский» епископат, обычно простой и доступный в общении, станет ближе своего собственного. Глядя на мирян, священники будут чаще решаться на сослужения с «киевскими» коллегами. А попытки их запрещать в служении будут чреваты для епископов социальными проблемами и возникающим из-за создания социальных проблем раздражением светской власти.

Еще недавно такая мера для УПЦ КП была бы слишком рискованной. Слишком многие воспринимали УПЦ МП как не менее украинскую церковь, чем Киевский патриархат. Но теперь Киевский патриархат уже может себе позволить принимать «гостей» из УПЦ МП — с тем, чтобы эти гости возвращались домой и меняли порядки у себя дома.

Важно преодолеть в сознании людей предрассудок о взаимоисключительности двух УПЦ. Пусть станет возможно быть прихожанином обеих церквей сразу. Для этого УПЦ КП не требуется вступать в переговоры, а нужно только начать самим.

Во вторник в Стамбуле начнет работу собор иерархов Константинопольского патриархата, результатом которого может стать решение об автокефалии - самоуправлении - единой поместной православной украинской церкви (ЕППУЦ): не существующей пока даже на бумаге общности еретиков, украинских националистов и стяжателей, объединенных в абстрактное целое президентом Украины Порошенко. И стоящим за ним "киевским патриархом" Филаретом - изгнанным почти тридцать лет назад из канонической православной церкви ересиархом Михаилом Денисенко, все годы после анафемы и отлучения от церкви пестовавшего ростки религиозной войны на Украине.

По мысли самозваного и никем в мировом православии не признаваемого, даже константинопольским патриархом Варфоломеем по состоянию на сегодня, Филарета, стамбульский синод обязательно выдаст ему так называемый "томос" - признание самостоятельности ЕППУЦ, после чего он соберет "объединительный синод". В нем должны будут участвовать архиереи, приближенные к самому Денисенко, представители "киевского патриархата", числом 41 человек. Еще 12 делегатов предоставит украинская автокефальная церковь (УАПЦ) - карликовая и также не признаваемая поместными православными церквями религиозная организация. Ее прихожане исчисляются сотнями, а средства на существование дает знаменитая Андреевская церковь на Подоле, переданная в пользование УАПЦ во времена Ющенко, куда по незнанию порою заходят и даже жертвуют истинные православные. Наконец, Филарет ожидает на "объединительном синоде" до десяти человек из почти десяти тысяч епископов - исчезающее малозначимое количество - представителей канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Именно это меньшинство, решившееся пойти против решения синода УПЦ МП и Блаженнейшего митрополита Онуфрия и готовое удариться в раскол, должно придать некое правдоподобие и законность планирующемуся шабашу.

Интересны личности православных иерархов, решивших стать пособниками преданного анафеме гражданина Денисенко. Так, еще до государственного переворота на Украине свою "партию" внутри УПЦ МП создал молодой на момент хиротонии, всего тридцать лет, митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). Бывший секретарь предыдущего киевского митрополита Владимира, как утверждают многие в церкви, пользовавшийся телесной немощью и преклонным возрастом Блаженнейшего, он стал главным проводником "экуменизма" в украинском православии и добровольным неуполномоченным переговорщиком с сектой Денисенко. Драбинко создал вокруг себя кружок таких же молодых епископов, отличающихся свободными нравами и активно отстаивающих "европейские ценности" в социальных сетях. Они не первый год соблазняют православных Украины идеей новой автокефалии, не упоминая о том, что УПЦ МП получила независимый и самоуправляемый статус от матери-церкви - РПЦ - еще в 1990 году, до инициированного Денисенко раскола. "Его деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих" - так еще в 2012 году характеризовал Драбинко Синод УПЦ МП. Однако тогда широкие связи во властных коридорах и неизбывное интриганство помогло молодому священнослужителю избежать наказания за свои деяния и греховный образ жизни.

В процессе восхождения к митрополичьей митре Драбинко становился фигурантом уголовного дела, связанного с похищением монахинь и воровством церковной казны. По воле светских властей, пришедших на крови в 2014 году, уголовное дело было закрыто, а грязная история как будто забыта. Теперь митрополит Драбинко намерен воссесть рядом с "духовно" близким Филаретом - развратником, стяжателем и расстригой - и учредить ЕППУЦ. "Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом. Ни к чему хорошему это не приводит. Этот сценарий на протяжении истории человечества сильные мира сего повторяли много раз, но каждый раз Божья правда побеждала. Верю, что так будет и теперь", - прокомментировал намерение десяти иерархов церкви принять участие в "объединительном" синоде митрополит Киевский Онуфрий, глава канонической церкви.

Власти Украины подсчитывают сколько храмов отобрать у истинной церкви

И действительно, пока Денисенко и Порошенко подсчитывают количество храмов, которые следует отобрать у истинной церкви, духовная жизнь на Украине продолжается. И открываются новые церкви: на минувшей неделе в селе Бутин Тернопольской области митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий освятил новый храм Феодосия Черниговского. Он был построен вместо захваченной четыре года назад раскольниками и пришедшей в запустение церкви. "Нам было страшно, но мы выстояли. У нас на глазах ломались двери, действительно было страшно. Но не было такого, чтобы мы без службы были. У нас храм отобрали, а в воскресенье мы уже служили богослужения в доме старосты", - рассказывали на открытии храма прихожане, не желающие по команде Порошенко менять веру и материнскую церковь.

Новости о вмешательстве в церковную жизнь Православной Украины остаются одними из самых напряженных. О том, что скрывается за их остротой, наш разговор с редактором газеты "Православная Москва", настоятелем храма святителя Иннокентия Московского, протоиереем Михаилом Дудко.

Политические ловушки отправленного в Константинополь украинского госзапроса на автокефалию, полного противоречий и неканоничности, заставляют нас следить за новостями в этой теме, как за событиями вокруг тайфунов и катастроф. Что происходит? Идет борьба разных взглядов и позиций по поводу того, как должно быть устроено мировое православие? Испытываются канонические права на то или иное действие?

Протоиерей Михаил Дудко: Нам трудно осознать до конца то, что сейчас происходит. И не только потому, что иногда недостает информации, но и потому, что истинные причины тех или иных событий пока скрыты от нас и, возможно, прояснятся лишь впоследствии. Предположения же, которые мы можем строить на основании имеющихся у нас фактов, пока тревожны и неутешительны.

В привычном мире взаимоотношений православных церквей друг с другом сейчас многое меняется. И особо остро встает важный вопрос - равны ли мы все в мировом православии или есть кто-то, обладающий большими, чем другие, властными и правовыми полномочиями, одни "равнее" других. Мы видим, что Константинопольский патриарх претендует уже не на символическое "быть первым среди равных" и носить почетный титул, но на власть в мировом православии, превращающую его, по мнению многих, во "Второго Папу Римского" или "Восточного Папу". Тенденция таких толкований почетных исторических привилегий очень многих пугает и настораживает. Это уж точно будет другое Вселенское православие, не похожее на то, что мы знаем, уважаем и почитаем сквозь тысячелетия.

- Это соблазн власти?

Протоиерей Михаил Дудко: Да, это соблазн власти. Мы читаем в Евангелии, как сатана трижды искушал Спасителя. Второе искушение было искушением властью. Это очень сильное искушение, Иисус Христос его отверг, а люди, увы, до сих пор склонны признавать власть за одну из высочайших ценностей жизни. Но нам, верующим христианам, надо возвращаться к Евангелию и думать о том, что дух братской любви важнее властных полномочий.

Завершается научное издание всех документов по вопросам воссоединения Киевской митрополии с Русской православной церковью 1678-1686 годов. Это издание, готовящееся под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Флори, будет завершено в конце года. А пока портал "Седмица" церковно-научного центра "Православная энциклопедия" начал предварительную публикацию исторических документов. Конечно, вдохновляет высокая прозрачность этого проекта. А благодаря публикации документов на русском языке у нас у всех есть возможность заглянуть в глубину трех веков и лично познакомиться с грамотами королей, письмами архимандритов и гетманов, речами "на отпуске царского посла".

Протоиерей Михаил Дудко: Но при этом мы должны понимать, что сегодня нам надо тормозить свою склонность оценивать документы и ситуации предшествующих времен по критериям, принятым в современном мире. "А ну-ка предъявите ваш томос, бумаги и доказательства" нормально звучит в XXI веке, но смешно и странно по отношению к тем временам и обстоятельствам, когда многое решалось не потому, что предоставлены все документы и подписи, а потому что созрела явная и ясная необходимость в чем-то, ни у кого тогда не вызывавшая сомнений.

В истории Церкви не только каноны, но и догматы формулировались не потому что важно было создать формальный корпус законов для жизни Церкви, а потому что из-за ересей, расколов и нестроений возникала необходимость проговорить что-то, что ранее всем было ясно и без слов.

На том же портале "Седмица" есть очень интересная статья историка Владислава Петрушко "Флорентийская уния, Московский Собор 1441 года и начало автокефалии Русской церкви", в которой он, анализируя тогдашние тенденции поместных церквей приносить в жертву национально-политическим, "племенным" интересам интересы общецерковные, прямо говорит, что Русская церковь стала автокефальной не потому что стремилась к независимости по национально-племенному сценарию, а потому что, не обрети она эту автокефалию, она бы перестала быть православной церковью, потому что ее церковь-мать - с политическими целями - шла на унию, союз с Римом, отказываясь от православия. Верность православию, право остаться собой - вот что лежало в основе независимости Русской церкви.

Протоиерей Михаил Дудко: Это очень важный момент: у нашей независимости была серьезнейшая причина: Русская православная церковь была в то время хранительницей православной веры в отличие от Константинополя.

Но я лично смотрю на современную ситуацию как на конфликт в распадающейся семье. Люди предъявляют друг другу претензии, и все они справедливы и для постороннего наблюдателя убедительны. Но причина не в них, а в том, что из семьи ушло самое главное - любовь, которая единственная на самом деле дает возможности преодолевать противоречия - кажущиеся или явные. Всем сторонникам разворачивающихся перед нами процессов явно недостает этого "главного" - любви.

Мы же видим, как льется кровь и звучат обвинения другого в самых страшных грехах.

Украина и Россия - это семья, еще не забывшая, что она семья, а Константинополь - "третья сторона, посторонний наблюдатель", выслушивающий все на предмет одной лишь убедительности. Как священник, исповедовавший множество расходящихся, снова сходящихся, но когда-то точно любивших друг друга людей, я точно знаю, что в трагедию истощения или окончания любви нельзя влезать никакому "третьему".

- А если когда-то любившие друг к другу вернутся?

Протоиерей Михаил Дудко: Бог может сделать все. Но обращаться надо именно к Богу, а не к сидящему в Турции Патриарху.

Читая на "Седмице" историческую переписку конца XVII века, я наткнулась в письме патриарха Иерусалимского на цитируемые им слова св. Григория Богослова: "яко играют в неиграемое". Это не метафора для происходящего сейчас? Не идет ли "игра в неиграемое", не подлежащее игре?

Протоиерей Михаил Дудко: Там, где на кону жизни - даже одного человека, а уж тем более народов и Церквей, надо быть невероятно осторожным и аккуратным, а игра, да, недопустима. Надо быть в контексте совместной, многовековой жизни России и Украины и знать все ее нюансы - "со стороны" они никогда не видны, а в них все дело.

- В храмах давно звучит молитва об Украине, о примирении в ней.

Протоиерей Михаил Дудко: Перед нами разворачивается огромная трагедия, и единственно важное и нужное, что может сделать внутри этой трагедии каждый из нас, - обратиться к Богу. С самого начала конфликта на Украине все священники Русской православной церкви на каждой литургии читают особую молитву о мире на Украине. Эту очень искреннюю молитву очень искренне воспринимают люди. И верят, что Господь поможет.

Но сейчас зазвучала еще и вторая молитва. Когда в отношения канонически связанных Русской и Украинской церквей влезает "третья сила" с претензией не только на роль третейского судьи, но и вселенского арбитра, который якобы вправе указывать другим Церквам, как им жить, в Литургию по решению Синода была включена молитва о всем вселенском православии.

- Но труднее всего сейчас православным на Украине...

Протоиерей Михаил Дудко: Сложно даже представить, насколько трудно тем, кто молится вместе с нами, но не здесь, а ТАМ. Люди там молятся о добре, а их молитва воспринимается теми, кто привык считать религию инструментом политики, как зло.

Как бы ни относиться к идее независимости Украины, подчинять ей Церковь недопустимо. Церковь - живой организм, чье призвание никак не сводится к необходимости быть придатком политической силы, даже самой лучшей.

Церковь - это корабль, плывущий из земной жизни в Царство Божие. Мы все, независимо от того, где мы живем, идем одним путем. В Церкви "нет ни эллина, ни иудея", ни украинца, ни русского, потому что мы плывем туда, где нет этих различий. А те, кто старается построить Церковь как "национальный корабль", должны понимать, что он не доплывет туда, где "нет ни эллина, ни иудея". Да, строители могут приобрести какой-то политический инструмент, но точно потеряют основной смысл.

Священномученик Григорий родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 (24) ноября 1878 г. Отец его, Алексей Михайлович Лебедев (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и "дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец, который стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди" . Он брал мальчика с собой в монастырь, где тот находился весь день под присмотром монахинь, с радостью посещал продолжительные монастырские службы.

Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. "По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения. Выполнение этих обязанностей способствовало сближению Александра с благодатной силой богослужения, под влиянием которой вырастала его церковная настроенность".

Учащиеся семинарии относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьезным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами.

Александр Лебедев любил уединенность. В свободное от богослужения и учебы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру, а из Коломны - в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии.

В 1898 г. он окончил Духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Рождественский Бобренев мужской монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.

Во время вступительных экзаменов в Московскую Духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 г., по первому разряду. Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую Духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.

С переездом в Москву продолжилась его педагогическая деятельность. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже - в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете.

Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана.

С переходом монаха Григория в Свято-Даниловский Московский монастырь, его наставником стал епископ (впоследствии - архиепископ) Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 г. Святейший Патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа.

В Слове при наречении во епископа будущий архипастырь выразил чувство глубокого благоговения перед предстоящим таинством и покорность Божественной воле: "задача моя одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом, без рассуждения. Без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершиться таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли моей, в настроении моем и на языке моем одно слово - слово молчания". Святейший Патриарх Тихон направил нового Владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской Митрополии. "В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при назначении нового викария: "Посылаю вам жемчужину". Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград". Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви - обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.

Как наместник Лавры Владыка Григорий прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители - иеромонахом Варнавой (Муравьевым); (впоследствии - Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых в августе 2000 г. на Архиерейском Соборе). "Епископ Григорий отличался глубоким молитвенным настроением. Во время богослужения лик его хранил неземное бесстрастие, и в то же время Владыка буквально пламенел в своей молитве восходя умом на непостижимую горнюю высоту… Духовное постигается только духовным. Вот почему со временем общение между епископом Григорием и отцом Варнавой (Муравьевым) переросло в настоящую духовную дружбу".

К этому периоду архипастырства относятся дошедшие до нас проповеди епископа Григория (1924-27гг.). Главные темы православно-церковной проповеднической традиции (христианская вера, любовь, духовно-молитвенная жизнь, борьба с грехом и покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, благоговейное отношение к святыням и др.) Владыка Григорий рассматривает с постоянным сознанием новых, весьма трудных и сложных, условий, в которых находятся верующие, к которым обращено назидание. Так в Слове в 14-ю Неделю по Пятидесятнице, раскрывая духовный смысл притчи о званных на брачный пир, архипастырь наставлял: "Может, и вы, пренебрегши возвышенным зовом, предпочтете ему зов тела и страстей? Не избрали ли вы участь остаться с земной добычей, пренебрегая нужным и ценнейшим?.. Тогда с омерзением осудите себя и вздохните о Божьих чертогах, о пире любви, о свете и радости, о чистоте и блаженстве. И вспомните, что зов любви идет и теперь, и теперь вас ждет милосердие Отца: идите, чертоги открыты и все уже готово, трапеза обильна и сладость ее неизменна. Вы поспешите на зов любви! Сделайте, наконец, выбор, достойный призывающего вас Бога и не постыдный для вас самих! Торопитесь делать выбор, пока еще говорит в вас совесть, и вы различаете свет и тьму, добро и зло. Торопитесь обеспечить себе место на вечере Бога! И когда настанет час, вы насладитесь сладостью блаженной вечности в единстве любящего и радующегося Отца, торжествующего Сына и всенаполняющего Духа Святого на бесконечные веки веков. Аминь".

Слова епископа Григория всегда возгреты сильным и искренним чувством, которое проповедник не пытается скрыть. Открывая духовно-нравственную глубину евангельской притчи о талантах, Владыка Григорий говорит: "Теперь обратимся к нашей грустной земле. Что делается здесь? Как раскрываются Божии дары и как преумножаются данные Богом таланты? Разве не один ответ на эти вопросы: "Горе нам… Горе нам… Горе нам!" Все извращено, все перетасовано до неузнаваемости, забыто и брошено Божие! Свои цели, свои пути… Кто помнит о Божиих талантах? Где взращивание их? Вместо торжества вечного идет жалкая гонка за пустым и обманным, и банкротством иллюзий кончается жизнь!"

Все проповеди будущего священномученика проникнуты упованием, надеждой на полную победу Божественной правды над злом: "Вы сейчас слышали, что было в Гадарине. Это - царство смерти, царство безжизненных троп и смердящих гробов, среди которых живет пленник зла (Мк. 5.5). И "сему надлежит быть". Но не бойтесь, не колеблитесь, воспитайте в себе к этому царству отвращение, ужас, а сами стойте твердо, не вступая на берег смерти. Божией силой вы поставлены на берег жизни, а сила эта всемогуща, зло перед ней бессильно. Берегите же в себе начаток этой силы, начаток Духа, и вы будете непобедимы... Пусть кругом бушует шквал разлившегося зла и всплески его даже тебя достигают, но будь тверд. Не шелохнись в сторону смерти! Если ты выдержишь этот напор зла и сохранишь в себе Божественное семя, то ты обессилишь зло... И в радости воскликните со святым апостолом Павлом: "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь" (2 Тим. 4.18)."

Согласно данным архива ФСБ епископ Григорий в Петрограде дважды арестовывался. Первый раз в декабре 1924 г. как наместник Лавры "за неуплату налогов" и "продажу лаврской ризницы". На суде держался мужественно. Получил небольшой срок и был освобожден 17 апреля 1925 г. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года по групповому делу Пастырского училища. По этому делу, прекращенному чекистами "за недостатком компрометирующего материала", Владыка обвинялся по ст. 58/10 в создании некоего кружка. "Ревнителей истинного Православия", члены которого якобы должны были организовывать протесты при закрытии властями церквей".

Владыка Григорий вышел на свободу 19 ноября 1927 г. во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг "Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 16 (29) июля 1927 г. Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, причисленного ныне Православной Церковью как священномученика к лику святых.

Владыка Григорий придерживался принципа не ориентироваться на личности. Поэтому он, разделяя в целом позицию Митрополита Иосифа (Петровых), не присоединялся к возглавляемой им группе епископов и священников. С митрополитом Сергием епископ Григорий стремился сохранять нормальные, непредвзятые отношения. Но принципиально несогласный с Декларацией и скорбя о тех разделениях, которые она внесла в жизнь Церкви, он написал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 28 февраля (ст.ст.) 1928 г. искреннее письмо, в котором запечатлелись его глубокие болезненные переживания:

"Обращаю к Вам свою сыновнюю просьбу... Мне очень тяжело, глубокочтимый Владыка, огорчить Вас отказом восприять Ваши советы. Наш вчерашний разговор был предметом моего тщательно продумывания, и я пришел к одному решению: настоящим я повергаю перед Вами просьбу освободить меня от несения обязанностей Вашего наместника по Св. Троицкой Алескандро-Невской Лавре и снять с меня руководство Шлиссельбургским и Детскосельким викариатством с увольнением на покой. Четыре с половиной года пребывания на служении здесь, четыре с половиной года почти сплошных страданий, выучили меня ходить и определяться только состоянием по совести перед Лицем Божиим. И теперь моя совесть спокойна. Пусть меня судит Господь... Я покидаю Лавру, которой отдал свою душу, где было пролито столько слез, пережито столько горя, но где вместе с тем осязалась невидимая милосердная рука Божия, где молитвы были от сердца, где обвевало веянием непрестающего единения и любви, и где я отдыхал душой, сливаясь в молитве с сердцами своей паствы, так любящей Лавру. Я покидаю горячо любимый мною клир, всегда воздававший мне не по заслугам - своею преданностью, любовью и послушанием... Пусть простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь".

Владыка Григорий уехал на родину, в Коломну, где много работал над богословскими трудами, среди которых центральное место занимает экзегетическое сочинение "Благовестие святого евангелиста Марка (Духовные размышления)". В одном из писем он называет эту работу "Евангельские образы". Епископ Григорий показывает, что все евангельские истины обращены к каждому человеку, но душа должна быть приготовлена к восприятию Христова благовестия. "И когда душа потянется к Нему, тогда она поймет, что это Тот, у Которого она недостойна развязать ремень обуви... Это - Бог. Только Бог может в корне изменить человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очестительно-творческой силы Святого Духа".

В течение нескольких месяцев 1932 г. и начала 1933 года Владыка Григорий провел в подмосковном поселке Жаворонки (Белорусская ж/д), но власти оказали давление на хозяйку дома, и ему было отказано в жилье.

Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормляет своих духовных чад, которые приезжали к нему. Из сохранившихся его писем видно каким духовно-чутким, любящим и мудрым наставником был он для них. Он стремился вести их путем христианского подвига, неизбежность которого для всех учеников Христовых, в те годы, связана была прежде всего с жестокими гонениями на Церковь: "Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой... Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения. Христианство - подвиг... Всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания... А потому полюби спасительную скорбь. Она - неизбежный путь к Богу, через нее очищение".

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...