Свобода личности: как понять, что вы свободная личность? Проблема свободы личности.

Наряду с явными, противоправными формами унижения чувства собственного достоинства в жизни имеется много таких форм, в борьбе с которыми далеко не всегда эффективны правовые средства. Это грубость, хамство, цинизм, высокомерие, которые нередко проявляются в отношении руководителей к подчиненным, родителей к детям, мужа к жене или наоборот, преподавателя к студентам, старшего к младшему или младшего к старшему по возрасту, званию и т.п.

В развитие понимания достоинства личности и его охраны государством в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ записано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". В этой норме отражены крайние, грубые формы ущемления достоинства личности. И для борьбы с ними у государства есть правовые средства. К сожалению, они часто не используются. Взять, к примеру, меры физического воздействия, применяемые некоторыми сотрудниками правоохранительных органов к задержанным, подозреваемым и подследственным. Они приобрели массовый характер, но должного реагирования со стороны работников прокурорского надзора нет.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода и личная неприкосновенность означают, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

В ст. 22 Конституции РФ записано:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Понятие неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь - специальность, поступать или не поступать на работу, вступать в брак, выбирать друзей и т.д. и т.п. Никто не вправе с использованием физической силы или психологического воздействия принуждать другого к тем или иным действиям, подвергать его обыску , истязанию, или наносить какой-либо иной вред здоровью. Ограничения этой свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и в законных формах. Все меры принуждения со стороны правоохранительных органов должны находиться под прокурорским надзором и судебным контролем.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация применения ареста , заключения под стражу и содержания под стражей. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) соответствующие ограничения свободы возможны только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяется при наличии данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицом, производящим дознание, следователем (с санкции прокурора) либо самим прокурором или судом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Конституционное право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну производно от древнейших нравственных воззрений, согласно которым все, что связано с кровными узами и супружеством, свято и неприкосновенно. Бесцеремонное вторжение чужого в эту легко ранимую область всегда считалось делом бесстыдным и бесчеловечным.

В юридической литературе нет ясности, что следует понимать под частной жизнью человека . Так, М.В. Баглай считает, что "частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием: других". Более полно понятие частной жизни раскрывает Б.Т. Безлепкин. Он считает, что "частная жизнь - это та область жизни человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему, касается только его, а не общества и государства, и поэтому, по общему правилу, не подлежит контролю с их стороны. Другими словами, это сфера личных, неслужебных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, зоной наиболее деликатных и интимных сторон существования личности, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и глубоко безнравственным делом, противоречащим самому человеческому естеству и отношениям, сложившимся между людьми издревле и существующим испокон веков. Личную тайну (и одновременно - врачебную), в частности, составляют сведения о состоянии здоровья (если, конечно, речь не идет о здоровье высших должностных лиц государства, от которых зависят "политическое здоровье" и благополучие всего общества). Глубина этой тайны зависит от характера болезни, т.е. от того, насколько "дурной" она является. Личную тайну составляют также и сведения о любовных связях, особенно тогда, когда они сопряжены с супружеской изменой (адюльтер), о пристрастиях, склонностях и привычках, врожденных и приобретенных пороках, физических и психических недостатках, сексуальной ориентации и сексуальных наклонностях, материальном положении, времяпрепровождении и т.д.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи, а семья - это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), а также принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой".

И, наконец, некоторые авторы определяют частную жизнь как поведение и деятельность в свободное от работы время (поведение в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы). Сразу возникают вопросы: можно ли отнести к частной жизни такую "деятельность в свободное от работы время", как участие в политической жизни, поведение в общественных местах, дружеские контакты лиц, занимающих высокие посты в органах государственной власти, с аморальными или преступными элементами, жизнь "не по средствам" чиновника во время отпуска и т.д.?

С учетом изложенного, под частной (личной) жизнью человека следует понимать ту часть жизни человека, которая не связана с его служебной или общественной деятельностью и не может отрицательно повлиять на эту деятельность.

Частную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим индивидом и в значительной степени свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного интимного характера. Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Как юридическая категория право на неприкосновенность частной жизни состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.

В современном мире право на неприкосновенность частной жизни включено в каталог прав человека, то есть отнесено к числу тех важнейших прав, без которых индивид не может существовать как человеческое существо.

Личная и семейная тайны являются составными частями личной жизни человека, относительно обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон его жизни, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и вредоносным, пагубным с нравственной точки зрения.

Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья, особенно в тех случаях, когда человек страдает такими болезнями, которые считаются постыдными с позиции общественной морали; любовные связи, особенно когда они сопряжены с супружеской изменой; дурные привычки, склонности, пристрастия, врожденные, наследственные и приобретенные, пороки, граничащие порой с нервно-психическими аномалиями, скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, снятая или погашенная судимость), а также порочащие человека деловые и дружеские связи.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза семьей, под которой в социальном аспекте понимается союз лиц, основанный на браке, родстве или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а в юридическом смысле понимается круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семейная тайна может касаться всех членов данной семьи (например, причины бездетности), но может быть связана лишь с одним из них (например, происхождение детей в результате искусственного оплодотворения; тайна усыновления).

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения:

  1. о фактах биографии лица;
  2. о состоянии его здоровья;
  3. об имущественном положении;
  4. о роде занятий и совершенных поступках;
  5. о взглядах, оценках, убеждениях;
  6. об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Основываясь на нормах действующего законодательства, можно выделить следующие виды профессиональных тайн: адвокатская, врачебная, тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, усыновления, нотариальных действий, редакционная, следствия, депутатская, банковская.

Конституция РФ, закрепляя право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена государством от внимания и влияния внешнего мира. С этой целью Конституция РФ устанавливает институт "личной и семейной тайны" (ч. 1 ст. 23). Однако суть этого института, к сожалению, не раскрывается, что дает возможность произвольно, весьма субъективно его трактовать, а, следовательно, и безнаказанно нарушать эту тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений права на частную жизнь. Право на охрану жилища есть не только у собственника этого жилья, но и у тех, кто его законно арендует или проживает по договору найма. При этом под жилищем понимается не только квартира или отдельный дом, но и место временного проживания (гостиница, пансионат, общежитие).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, законами "О полиции", "О федеральных органах государственной безопасности" и др.

Нормы действующего законодательства разрешают проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

    1. при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин квартиры (дома) умер и в других подобных случаях);
    2. при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной деятельности; пресечении преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговора и других судебных решений).

При отсутствии должной регламентации и документального оформления проникновения в жилище без ведома лиц, в нем проживающих, а также при отсутствии строжайшего контроля со стороны судебных и прокурорских органов право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, может быть сведено на нет.

Свобода передвижения и места жительства

Каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Это право закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Подробно вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения:

    • в пограничной полосе;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободного выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в страну. Это право закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и подробно регламентировано Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.). Согласно этому закону каждый человек, в том числе и иностранец, имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане России имеют безусловное право въезда-выезда. Что же касается иностранцев, то основанием для их въезда является въездная виза, а для граждан ряда стран (например, членов СНГ, кроме Грузии) установлен безвизовый режим посещения России.

Выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Граждане России пользуются своими правами и за рубежом. Они находятся под дипломатической защитой РФ.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен , если он:

  • призван на военную или альтернативную службу;
  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязанностей, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторонами;
  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  • допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне;
  • заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями, составляющими государственную тайну - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором, или в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию". Этим законом установлено, что срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет со дня прежнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Отказ гражданину в праве на въезд и выезд из России может быть обжалован в суд.

Право определять и указывать национальную принадлежность

Конституция РФ 1993 г. установила, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция РФ (ч. 2 ст. 26) закрепляет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Конституция РФ провозглашает государственным языком в России русский язык. А это значит, что на русском языке:

    • ведется работа федеральных органов государственной власти;
    • издаются официальные печатные издания;
    • ведется работа радио и телевидения;
    • ведется делопроизводство;
    • осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в РФ.

Республики в составе РФ наделены правом иметь свои государственные языки наряду с русским . В случае, если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами. Каждый гражданин имеет право пользоваться своим родным языком, осуществлять творчество (например, писать художественные произведения) на своем языке.

Свобода совести и свобода вероисповедания

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом.

Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения (секты), деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова - свобода, без которой невозможны нормальная жизнедеятельность как отдельных людей, так и общества в целом.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.

Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением своего отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего.

Как отмечают многие авторы, мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Вот почему в Конституции РФ (ч. 1 ст. 29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.

Чем же можно гарантировать свободу мысли? Прежде всего, наличием демократического режима в стране, исключающего целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека, недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека. Кроме того, свобода мысли должна гарантироваться строгой регламентацией технических средств (например, детектор лжи) или иных способов (например, гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.

Под свободой слова понимается возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию.

Свобода слова предоставляет возможность выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей разных социальных слоев населения, разных по возрасту, убеждениям, способностям. Содержание свободы слова весьма широкое, оно охватывает право открыто выражать свои мысли, убеждения, идеи как устно, так и печатая, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке

Но свобода слова не может быть безгранична. Интересы сохранения мира, безопасности, культуры выработали ряд ограничений при пользовании правом на свободу слова. В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование свободой слова может быть ограничено для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, для охраны прав и репутации других лиц. Исходя из этих соображений Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) и законы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Положения Конституции РФ нашли свое развитие в административном, уголовном и гражданском законодательстве. Так, ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в нормах Гражданского кодекса РФ и закона РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.), которые предусматривают, что моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, либо причиненный ему иной неимущественный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом, а кроме того в этом средстве массовой информации публикуется опровержение.

Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иным способом по своему выбору.

Это конституционное право (ч. 4 ст. 29) реализуется, прежде всего, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.), которые в настоящее время являются наиболее эффективным способом поиска, получения и распространения информации.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу информации, цензура запрещается. Что же касается сведений, составляющих государственную тайну, которые не могут свободно оглашаться, то их перечень приведен в Законе "О государственной тайне" (1993 г.). В ст. 5 этого закона дается подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в частности это сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нет сомнений, что закрепленные в Конституции РФ свобода слова и свобода информации важные демократические институты. Но, как уже говорилось выше, эти свободы не могут быть использованы во вред охраняемых Конституцией РФ и другими законами прав других граждан, во вред здоровью и нравственности населения.

Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами. Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования.

Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство. Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их.

Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге "Бегство от свободы" , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно с последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия.

Личностная свобода не является конечной целью, это всего лишь возможность, чтобы добиться своих целей и желаний, разными путями, но как многим она тяжело дается, многие и не задумываются об этом. А многим и не нужная личностная свобода. так как они не знают, что с ней делать, с самого рождения за них часто решали, что есть, что одеть, куда пойти в садик, затем в школу, у многих в институт. Всегда находился рядом тот, кто подсказывал, с кем общаться, на что обращать внимание, из-за этого человек и привыкает жить по "указке", а если указывать ему на это, он как правило прикрывается нормами морали, общественными шаблонами и т.д. Но есть и другой крайне выраженный случай, когда человек свою безответственность, трусость, подлость, может объяснять тем, что он работает с личностной свободой, пытаясь таким образом ее раскрепостить.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, что свободу стесняет не родители. не государство, не другие люди, а наши страхи, наше беспокойство и тревога.

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Вади А. - Стань свободным человеком - Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право. Но всегда ли мы чувствуем себя свободными? Разве всегда мы делаем то, что хотим? Свободе личности мешает то и это, и мы мечтаем о том, что бы мы сделали, если бы… Бывает и наоборот – человек ощущает себя свободным. Что хочет, может купить, куда угодно поехать. Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

Грачева Л.Д. - Тренинг внутренней свободы - Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от "брони характера" и т.д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

Леонтьев Д.А. - Стратегия свободы - Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск пу­тей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограниче­ний, которые выходят за рамки естественной необходимости самосо­хранения общества, является значительным завоеванием философии разума. Однако сегодня появились серьезные сомнения относительно эмансипирующих возможностей разума вследствие неэффективности просвенцения и критики “масс медиа”, манипулирующих сознанием, а точнее - поведением, на основе искусственно создаваемых мифоло­гем. Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рацио­нальное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, бо­лее либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных меха­низмов власти. Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаим­ной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлени­ем разнообразными нормами жизнедеятельности людей.

Фромм Э. - Бегство от свободы - Одна из основополагающих работ Эриха Фромма - "Бегство от свободы" - посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости. "Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода - заветная цель, а для других - угроза?". "Не существует ли - кроме врожденного стремления к свободе - и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?

Психотехники по направлению


Моя ответственность.
Цели: Как повысить самооценку Самопознание Свобода личности
Аннотация: 52 шаг из тренига "Развитие уверенности".
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Нина Рубштейн
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (701)

Воскресный вечер.
Цели: Манипуляция людьми Развитие активности Свобода личности
Аннотация: Упражнение на личностную свободу.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: индивидуально
Используемый подход: арт-терапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (280)

Свобода, согласно В. П. Тугаринову, является характерной чертой личности. В современной научной литературе понятие «свобода личности» интерпретируется неоднозначно. По В. П. Тугаринову свобода – это возможность для человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле, отождествляя понятие «свобода» и «воля». Известный итальянский философ Н. А. Аббаньяно утверждает, что свобода означает фундаментальный выбор, самораскрытие человека, полное освобождение от обязательств наряду со столь же полным принятием обязательств. Американский профессор Кемпбел Джеймс полагает, что свобода означает состояние человека, способного делать и поступать на основе выбора во всех важных делах, а его права – это индивидуальные элементы свободы, например, право избирать или право потреблять алкогольные напитки, которые социально запрещены в данное время.

Шведский мыслитель Ульф Экман, анализируя свободу, подчеркивает: «Свободу ставили превыше всего, воспевали и стремились к ней во все времена. Она есть нечто фундаментальное, заложенное глубоко в сознании и подсознании каждого человека, без чего жизнь становится невыносимой... Для одних свобода означает пребывание в покое, для других – возможность общения с другими людьми. Для многих она означает свободу выбора или же неуправляемость сверху, отсутствие тирании».

Античные мыслители, в частности Платон, исходили из того, что залог свободы каждого гражданина коренится в главном предназначении права – обеспечении справедливости с учетом индивидуальных различий от природы и по социальному положению. Согласно Аристотелю право применяется только к людям свободным и равным. Законы же могут быть или справедливы, или несправедливы, или хороши, или дурны. С точки зрения Аристотеля, свобода – это равная возможность гражданина быть управляемым и править самому. По Флорентину свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

По Августину и Аквинскому свобода – это право членов общины быть управляемыми в их собственных интересах.

Сторонники естественной школы права, в частности Вольтер, полагал, что свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов; Монтескье – делать все, что дозволено законами; Локк – следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной воли другого человека. При этом все сторонники школы естественного права под юридическим законом имели в виду не любое предписание законодателя, а лишь разумное, такое, которое соответствует интересам человека и коренится в его природе, которая непосредственно обусловливает естественное право. И. Кант исходил из того, что государственный строй должен основываться на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных. Он отграничивал свободную волю, определяемую только чувственными побуждениями, животную, патологическую (arbitrium brutum) от свободной воли независимой от чувственных побуждений, представляемую только разумом (arbitrium liberium). Свобода, считал И. Кант, неразрывно связана с равенством, и вместе они формируют достоинство человека, саму его личность; внешняя свобода личности проявляется в праве, а внутренняя – в нравственности.


Сторонник солидаризма Эмиль Дюркгейм утверждал: «Свобода (мы имеем в виду настоящую свободу, уважение к которой общество обязано обеспечить) сама есть продукт регламентации. Я могу быть свободным только в той мере, в какой другой удерживается от того, чтобы воспользоваться своим физическим, экономическим или каким-либо иным превосходством для порабощения моей свободы, и только социальный образец может воспрепятствовать этому злоупотреблению силой».

Пожалуй, наиболее емко сформулировал понятие свободы Г. Гегель, определивший ее как познанную объективную необходимость, как способность принимать соответствующие решения со знанием дела. Такой же позиции придерживается и марксизм. Гегель утверждал, что исходным пунктом права является «воля, которая свободна, так что свобода составляет его субстанцию и определение, и система права есть царство реализованной свободы». Право согласно Гегелю есть мера свободы, и свобода имеет место там, где господствует закон, а не произвол. Под законом Гегель имел в виду такую ступень в развитии идеи права, когда оно благодаря закону получает форму всеобщности и подлинной определенности как выражение воли всего народа, как правовые законы, идущие от людей. Да и некоторые современные правоведы, в частности В. С. Нерсе­сянц, в праве усматривают объективно обусловленную форму свободы, меру этой свободы, форму бытия свободы, фактическую свободу.

Когда речь идет о свободе личности в праве, под личностью имеется в виду понятие «личность» в узком смысле слова, т. е. подразумевается не любой человек, а уже осознавший себя существом и биологическим и социальным, т. е. членом общества. Свобода личности в праве не может интерпретироваться как право выбора в духе принципа «что хочу, то и ворочу».

Личность не свободна в том смысле, желает она того или не желает, но неизбежно связана действием: во-первых, законов природы; во-вторых, закономерностей общества, всех его, регулируемых правом, сфер; в-третьих, объективных законов самого права как общесоциального регулятора, его предписаниями; в-четвертых, устоев неправовых социальных регуляторов (морали, религии, обычаев, традиций и др.).

На формирование личности как активного члена общества воздействуют как объективные, так и субъективные факторы. К числу наиболее важных объективных факторов следует отнести силы природы, географическую среду (климат, почву и др.), уровень технического и технологического развития, состояние экономики, науки, культуры общей, политической, особенно правовой, реальный уровень жизни конкретного человека. Субъективные факторы – это эффективность сознательного воздействия образования, идеологии, политики, религии, морали и т. д., выражающаяся в целенаправленной деятельности соответствующих государственных органов и общественных формирований, а также семьи, школы и других функционирующих структур в русле воспитания правопослушного человека. Еще древнегреческий мыслитель Демокрит утверждал, что хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. Огромное значение воспитанию личности уделяли Платон, Аристотель и другие выдающиеся мыслители, особенно просветители.

В праве личность свободна в русле сущности права, т. е. общесоциальной справедливости, формулируемой законами, выражающими волю народа.

Реально общесоциальная справедливость может формироваться только политически, т. е. посредством государства – народом непосредственно (референдумом) или его представителями – парламентариями.

Наиболее характерно общесоциальная политическая справедливость выражается в принципах права, конкретизируется в соответствующих им законах и основанных на них иных правовых актах. Свобода личности находит свое закрепление именно в правовых законах.

В конечном итоге свобода личности сводится к тому, что человек может делать все, что не наносит вреда другому, все, что не запрещено правовым законом.

Ныне действующие конституции демократических государств и определяют свободу личности в таком ракурсе. В частности, ст. 4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., вошедшая составной частью действующей в настоящее время Конституции Франции, гласит: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользоваться теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Согласно ст. 5 Декларации: «Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Конституция Соединенных Штатов Америки, как утверждается об этом в ее преамбуле, устанавливает такой строй, который призван служить обеспечению благ свободы. Согласно ст. 2 Конституции Швеции: «Государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству отдельного человека». Свобода развития личности предусмотрена ст. 2 Конституции Федеративной Республики Германии. Аналогичные положения закреплены в той или иной формулировке во всех конституциях, провозглашающих правовое государство.

Свобода личности в праве – это сознательный выбор обусловленного в конечном счете объективными обстоятельствами варианта поведения в реализации определенного интереса, не противоречащего праву. Юридически она выражается в правовом статусе личности.

Каждый человек должен быть независим не только от окружающих его людей, но и от высших органов власти. Свобода личности обеспечивается действующей Конституцией, а также нормами других законодательных актов.

Конечно же, мы во многом зависим друг от друга и от того государства, в котором живем, однако, никто не может указывать нам, что делать и как поступать в тех или иных ситуациях. Наш выбор - это наш выбор. За нас его делать никто не должен.

Свобода человека - это то, чем нужно дорожить и охранять, несмотря на то, что творится вокруг. Почему? Да потому, что это основа благополучия. Свобода личности неоспорима. Мы сами выбираем то, к чему стремиться, чем заниматься, какие книги читать и так далее. Сегодня запрещено даже навязывание религиозных взглядов людям.

Свобода является продуктом общественного развития. Измерить ее, в принципе, невозможно, но сказать, есть ли она, все-таки можно. Она бывает не только внешней, но и внутренней. Последняя зависит не от законов и от того, как они соблюдаются, а от того, как человек относится к жизни, как он ощущает действительность.

Свобода личности - это не только мнимая, но и реальная неприкосновенность. Как уже было сказано выше, измерить ее просто-напросто невозможно. Человеку может длительное время казаться, что он живет совершенно независимо, но в один прекрасный миг он заметит, что ущемлен государством или другими людьми. Какая разница, что говорится в законах, если их нормы никто не выполняет?

Вообще же является неприкосновенным. Возможность обращаться в суд каждый раз, когда были нарушены те или иные наши права, на самом деле многого стоит. Мы вправе пользоваться принадлежащим нам имуществом по собственному усмотрению, исповедовать ту религию, которая нам нравится (можно и не исповедовать никакой вовсе), можно пользоваться всем тем, что полагается нам по праву. Что здесь важно? В первую очередь то, чтобы мы, реализуя свои права и свободы, никак не ущемляли права и свободы других людей. Великий мыслитель сказал, что свобода одного человека заканчивается в том самом месте, где начинается свобода другого.

Да, законы должны ограничивать нас во многом, так как без существующих запретов, за которые предусмотрены санкции, люди стали бы ущемлять права и интересы друг друга так, как только могут. Без запретов все вокруг быстро бы превратилось в хаос. Законы должны быть справедливыми и продуманными. Они должны создаваться для обеспечения выгодных условий всех людей, а не каких-то конкретных слоев или групп. Цели, которые лежат в их основе, должны быть гуманными.

Свобода личности позволяет человеку жить именно так, как он хочет. Каждый самостоятельно решает, стоит ли стремиться к высотам или просто спокойно существовать, не претендуя на что-то великое, значимое, большое. Навязывать свое мнение нельзя, да и стоит ли это делать вообще? Пусть каждый сам выбирает то, как ему жить. Да, вмешиваться в чужие дела не стоит.

Свобода личности в правовом государстве имеет непосредственную связь с возможностью выражения Можно ли говорить то, что считаешь правильным? Здесь все сложно. Люди, которые пытались выступать против действующего правительства, наверняка на себе ощутили то, что свобода слова в нашей стране не так ужи и соблюдается: она и есть, и ее нет одновременно. Нам любят закрывать рот, утаивать от нас информацию, пропагандировать то, что считают нужным. Люди, стоящие у власти в нашей стране, не так уж и часто задумываются о том, личности. Будет ли это когда-нибудь исправлено, изменено, уничтожено? Неизвестно. Слишком много вокруг мнимых свобод, которые современные люди, к сожалению, воспринимают как значимые.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...