Святая александра дивеевская. Житие преподобной александры дивеевской

Сергий Радонежский - один из самых известных русских святых, духовный покровитель Русской земли и основатель первого в России Троицкого храма (ныне - ). Преподобный Сергий возродил на Руси традиции строгого монашества и сам стал символом русского монашества.

Варфломей (так звали преподобного до монашеского пострига) родился в благочестивой семье ростовских бояр. Позже семья переселилась в селение Радонеж (существует и поныне). Мальчик с детства любил молиться. Он жил в тяжелую для Руси эпоху татаро-монгольского ига. Окружающая обстановка укрепила его в желании оставить мирскую суету. После смерти родителей Варфоломей поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа, на холме Маковец, и построил там церковь во имя святой Троицы. Теперь на этом месте стоит Троице-Сергиева лавра. В 23 года Варфоломей постригся в монахи с именем Сергий. Постепенно вокруг Сергия стали собираться другие монахи, его пустынь стала Троицким монастырем, а Сергий стал его игуменом.

Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам делал одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь.

Сергий сыграл большую роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, благословив войско князя на Куликовскую битву. Уже тогда его духовный авторитет был очень высок: он мирил враждовавших русских князей и способствовал сплочению русских земель. Сергий Радонежский оказал огромное влияние на русское монашество и на русскую культуру. Для верующих он является образцом твердости и духовной силы.

Почитание преподобного Сергия Радонежского началось сразу после его кончины. Его ученик Епифаний Премудрый в 1412 году написал «Похвальное слово Сергию Радонежскому», а в 1418-м - развернутое житие святого. В 1422 году мощи святого были обретены нетленными и поставлены в Троице-Сергиева монастыря. В 1449 или 1450 году установил его общецерковное почитание. Через 10 лет после этого в Новгороде появилась первая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского.

ВИДЕО НА сайт

    В детстве отроку Варфломею тяжело давалась учеба. Он много молился Богу о помощи и получил ее: однажды ему явился ангел в образе старца, и в тот же день мальчик овладел грамотой. Поэтому Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе. Этот сюжет изображен на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфломею».

    По сюжету жития преподобного Сергия великий русский художник Михаил Нестеров написал ряд картин: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия».

    Преподобный Сергий обладал дарами пророчества и чудотворения. Среди совершенных им чудес - воскрешение умершего подростка. Во время молитв он неоднократно удостаивался откровений и божественных явлений. Так, однажды Сергий сподобился явления Пресвятой Богородицы. Она ответила на его переживания по поводу судьбы монастыря и его монахов, сказав что обитель будет процветать, и Она, Богородица, будет об этом заботиться. В честь этого события в Троице-Сергиевом монастыре 6 сентября (24 августа по старому стилю), на второй день отдания , совершается особая служба в честь Пресвятой Богородицы.

    У преподобного было два брата - старший, Стефан и младший Петр. Старший также стал монахом, о Петре же почти ничего не известно.

    Родители Сергия - Кирилл и Мария - в старости приняли монашество. В 1992 году их причислили к лику святых. Мощи находятся в Хотьковском Покровском монастыре.

    Преподобный Сергий основал не только Троицкий монастырь, но и еще несколько обителей: на Киржаче, Старо-Голутвин под Коломной, Высоцкий монастырь в Серпухове, Ростовский Борисоглебский монастырь, Свято-Георгиевский скит на Клязьме. Ученики же Сергия основали более 40 монастырей.

    Среди учеников Сергия Радонежского множество прославленных святых. Среди них преподобные , .

    Во время войны 1812 года, когда русские войска покинули Москву, мощи преподобного Сергия вывезли из Троице-Сергиевой лавры в . Вернулись обратно они только после войны. Это была не напрасная предосторожность: солдаты Наполеона разорили множество московских церквей и уничтожили ряд древних святынь.

    Во время антирелигиозной кампании 1919-1920 годов мощи преподобного были вскрыты и превращены в экспонат музея, расположившегося на территории Троице-Сергиевой лавры. В 1941 году их эвакуировали вместе с остальными экспонатами, а вернули в 1946-м.

    Дожив до глубокой старости, Сергий Радонежский за полгода предрек свою кончину. Накануне смерти преподобный Сергий созвал братию, завещав иметь «страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную» - главные принципы "высокого жития".

    С самого рождения младенец Варфоломей демонстрировал стремление к постничеству, отказываясь от молока матери по средам и пятницам, а также в дни, когда мать употребляла мясо.

    Сергий Радонежский первым в России переосмыслил идею Святой Троицы как к христианский пример Любви и Единства. Эту идею воплотил в иконе «Троица» , современник и духовный ученик преподобного Сергия.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Жития святых
  • Молитва Преподобному Сергию Радонежскому, Всея России чудотворцу
  • Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца.

    Сергий Радонежский. Галерея икон Щигры .

    Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове , от благоверных родителей Кирилла и Марии. Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым»,- в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы.

    храме Живоначальной Троицы в Листах города Москвы.

    Когда же ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но плохо учился, отличаясь плохой памятью. И хотя прилежно обучали его учителя, он мало успевал. Это же происходило по смотрению Божию, чтобы потом от Духа Божия, а не от людей, дано было отроку разумение книжное. Возлюбив от юности безмолвие, как-то бродил он в дубраве в безлюдных местах. Увидел же некоего инока, или, точнее, ангела в образе иноческом, от Бога посланного. Стоял он в дубраве и молился. Отрок приблизился к нему и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Инок же спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отвечал же отрок: «Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Но молю твою честную святыню, помолись ко Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами».



    Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской », написанная священником Сергеем Симаковым в XX в.

    Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». С этого времени блаженный отрок, подобно плодоносной земле, напоенной дождем, приняв благословение от святого того инока, но скорее всего от ангела, изучал книжные премудрости без труда. Бог отверз ему разум, чтобы познать Писание. И рос отрок, возрастая разумом и добродетелями: любил пост и воздержание, от детских обычных игр уклонялся, прилежал же чтению Божественных книг, учась той премудрости, начало которой страх Господень. И так, от силы в силу возрастая, вырос мужем совершенным.

    Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.

    Родители его переселились из прежденареченного города Ростова в место, называемое Радонеж, не то чтобы место это было славно или знаменито, но так Бог благоизволил-да прославит угодника Своего на этом месте, о нем же расскажу вам. Переселились туда родители блаженного, а вскоре переселились и от жизни этой в места светлые и прохладные, оставив все наследство свое наследнику Варфоломею. Он же, смерть родителей своих видя, размышлял, так говоря: «И я человек смертный, и всякий умрет, как умерли родители мои». Так благоразумный отрок, рассудив о краткой нашей жизни, раздал оставшееся после родителей наследство, не оставив себе даже на пропитание, поскольку уповал на Бога, дающего пищу алчущим. После этого ушел в пустыню и срубил там хижину и пребывал в ней, подвизаясь и молясь Богу непрестанно. Спустя некоторое время пришел к нему некий священноинок, по имени Митрофан, и от него блаженный Варфоломей принял иноческий постриг. Исполнилось ему тогда двадцать три года, и было наречено имя ему Сергий.


    Николо-Пешношский монастырь. Икона преп. Сергия Радонежского.

    Пробыл же тот священноинок с Сергием несколько дней, а уходя, сказал: «Чадо, я ухожу, тебя же предаю в руки Божий». И прорек: Распространит Бог на месте этом обитель заликую и преславную!» Помолившись же, упгел, а святой Сергий остался на этом месте. И трудился, плоть свою умерщвляя бдением, постом и многоразличными трудами. Во время зимнее расседалась земля от мороза, он же только в легкой одежде переносил холода, слозно бесплотный. Не потерпели же бесы таких его подвигов, пытались согнать с этого места, представая перед ним иногда в виде зверей, иногда в виде змей. Пугали святого, устремлясь на него со свирепостью. Он же молитвою, словно оружием, прогонял их и страхования ах, словно паутину, раздирал своим великодушием.


    Икона «Русские святые преподобный Антоний Печерский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский , святитель Стефан Великопермский, святитель Петр, митрополит Московский». Художник В.М. Васнецов. Роспись в алтаре Владимирского собора г.Киева.

    Однажды ночью полк бесовский напал на него, словно некое воинство, и с великою яростью вопили: «Уходи отсюда, уходи, да не умрешь злою смертью!» И когда кричали, сильное пламя исходило из их уст. Он же, молитвою вооружившись, прогнал бесовское полчище и пребывал без боязни, поя и славя Бога. Слава о нем начала распространяться повсюду, и стекались к нему ради спасения люди из окрестных городов. Иные хотели жить рядом с ним, чтобы наставлял их на путь спасения. Он же любезно принимал приходящих к нему. И выстроил сначала небольшую перковь, которая повелением архиерея Феогноста была освящена во имя Святой Троицы. Также и монастырь честной воздвиг, который и доныне стоит благодатию Христовой. Будучи умоляем братиею, принял он священство от епископа Афанасия и хорошо пас вверенное ему словесное стадо, наставляя его на пажитях духовных, волков же мысленных молитвою прогоняя.


    Икона преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. XVI век. Изображение со страницы Основатель обители - святитель Феодор, архиепископ Ростовский книги Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.

    Прошло немного времени, и восстал диавол, не терпя тех обид, которые приходилось ему переносить от святого. Превратившись в змею, вполз в келью его, и наполнилась келия змеями. Святой же быстро встал на молитву, и все бесы с мечтаниями своими исчезли, словно дым. С того времени даровал ему Бог власть над нечистыми духами, а они не дерзали даже приблизиться к нему. Распространялась же слава о нем повсюду, и многие со всех сторон приходили к нему. Пришел же архимандрит Симон из Смоленска и принес многие богатства и отдал их в руки святого, чтобы воздвигнуть большую церковь, сам же себя отдал в полное подчинение святому.


    Чтимый образ прп. Сергия Радонежского. Икона написана на крышке раки от его мощей. Покровский храм Высоцкого монастыря. Из книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

    И с помощью Божией преподобный Сергий вскоре на те деньги большую церковь построил и монастырь расширил. И жили они, словно ангелы на небе, с братиями, днем и ночью прославляя Бога. Случилось же как-то в монастыре оскудение запасов пищи, и пребывали братья в скорби великой, не вкушая ничего в течение трех дней. Устав же преподобного гласил: да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят все необходимое. Но тогда еще не был введен общежительный устав в монастыре.


    Мозаичная икона преподобного Сергия Радонежского. Данилов монастырь в Москве.

    Братья же, страдая от голода, начали роптать на святого, говоря: «Доколе будешь возбранять нам ходить в мир и просить подаяние? Потерпим еще эту ночь, а завтра уйдем отсюда, чтобы не умереть нам с голода». Святой же утешал их, рассказывая о жизни святых отцов. О том, как они многие скорби, голод, и жажду, и наготу ради Господа претерпевали. А напомнил им слова Христа: «Посмотрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, ни в житницы не собирают, но Отец Небесный питает их. Если же Он птиц питает, неужели нас не может прокормить? и Необходимо потерпеть, а мы нетерпеливы. Не хотим претерпеть небольшого искушения, приключившегося с нами. Если бы с благодарностью приняли его, то великую пользу принесло оно вам. Ведь золото обязательно огнем испытывается».


    Сергий Радонежский и Никон Радонежский . Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

    Только не изнемогайте, но молитесь с верою. Если Он людям непокорным источил воду из камня в пустыне, то конечно же вас, трудящихся ради Него, не презрит». После этого, тайно взяв одного брата, пошел в чащу, что близ монастыря-не было же никогда в этой чаще ручья - как свидетельствовали старые люди. Святой же, найдя во рву немного дождевой воды, приклонил колени и помолился прилежно Богу. И внезапно великий источник пробился, который и доныне всем известен. И черпают из него воду на всякую монастырскую потребу. Многие же исцеления случаются от этой воды с теми, кто с верою ее почерпывает.

    Творил же преподобный отец наш Сергий и иные различные чудеса: такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мертвого воскресил. У некоего человека, преданного обители, был сын единородный, одержимый болезнью. И он принес его к преподобному, чтобы тот его исцелил. Отрок же по пути умер, и рыдал безутешно отец над ним. Преподобный же Сергий, видя рыдания этого человека, умилосердствовался и помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу. И возвратился человек с радостию в дом свой с живым и здоровым сыном. Приходили же к нему одержимые духом нечистым, но, еще не доходя до святого, бывали изгоняемы из них нечистые духи. И прокаженные очищались и слепые прозревали.

    И прямо скажу: все, кто различными недугами одержимы бывали и с верою к святому приходили, не только телесное здоровье, но и пользу душевную обретали. И с двойным исцелением в дома свои возвращались. И все почитали и славили преподобного Сергия. И многие, желая увидеть честное лицо его и желая насладиться сладкой беседою его, из различных городов и стран стекались к нему. И многие иноки оставляли монастыри свои и к нему приходили, желая жить вместе с ним и получать наставления от него. Князья же и бояре и простые люди с усердием стремились к блаженному отцу: все его весьма почитали, словно одного из древних отцов или как одного из пророков.

    Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны, услышав о святом Сергии, пожелал увидеть его. И пришел в обитель преподобного и расспрашивал, как увидеть его. Случилось же тогда преподобному копать землю на огороде.

    Сказали об этом поселянину. Пошел поселянин к огороду и, увидев святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю, решил, что пославшие решили над ним посмеяться. Он надеялся увидеть святого в великой славе. И, возвратившись в монастырь, снова начал расспрашивать: «Где святой Сергий? Покажите мне его, ведь я издалека пришел, чтобы повидать его». Они же отвечали: «Воистину тот самый, кого ты хотел увидеть». Вскоре подошел святой, но увидел его поселянин и возгнушался, отвернулся и не хотел даже взглянуть на блаженного. Сам же в себе поносил его: «Сколько трудов предпринял я впустую! Пришел, чтобы увидеть великого пророка, о котором столько слышал. Надеялся увидеть его в великой чести и славе, и вот вижу какого-то нищего и нечестного старца».

    Святой же, уразумев эти помышления, стал благодарить его, ибо как гордый о похвалах и почитании, так смиренномудрый о бесчестии и уничижении своем радуется. И, пригласив поселянина с собою, поставил перед ним еду и стал угощать его. И сказал ему: «Не скорби, а того, кого хочешь, вскоре увидишь». Только он эти слова произнес, как примчался вестник, возвещая о прибытии в монастырь великого князя. И встав, святой отправился навстречу князю, который приехал со множеством своих слуг. Увидев же святого, князь поспешил к нему и, поклонившись до земли, попросил благословения у преподобного. Он же благословил его и ввел в обитель с подобающей честью. И сев, оба, и князь и старец, беседовали, остальные же все стояли. А этот поселянин слугами был отогнан подальше, и старца, которым гнушался, старался издалека, приникнув, увидеть и не мог. Спросил же шепотом одного из предстоящих: «Господин, кто этот старец, который сидит с князем?» И ответил ему тот: «Святой Сергий».

    Начал же поселянин поносить и укорять сам себя: «Как это я ослеп и не поверил тем, кто указывал мне отца святого? Как не воздал ему достойных почестей? Заслуженно называют нас поселянами и невеждами! Как явлюсь теперь стыдом одержимый перед лицом святого?» Когда же покинул князь обитель, поселянин прибежал к преподобному и, стыдясь взглянуть на него, припал к ногам, прося прощения, поскольку от неразумия согрешил. Святой же любезно утешал его, говоря: «Не скорби, чадо, только ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного. Прочие же все соблазнились, называя меня великим». Из этого случая явно, насколько смиренным был преподобный отец Сергий, поскольку гнушающегося им земледельца больше возлюбил, нежели ту честь, которая оказана была ему князем.

    Как-то блаженный, по обычаю, глубоким вечером стоял на молитве и прилежно о учениках своих Богу молился и вдруг услышал голос: «Сергий!» Он же удивился тому, что кто-то ночью зовет его. Прочел молитву и отворил оконце келий, надеясь увидеть того, кто позвал его. И увидел свет великий, сияющий с небес, так что ночь стала ярче светлого дня. Услышал же он голос вторично, зовущий: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих-услышано моление твое! Посмотри же, сколько иноков во имя Святой Троицы собирается в твою обитель». Святой же посмотрел и увидел множество прекрасных птиц, не только в монастыре, но и вокруг монастыря сидящих и поющих песни ангельские, несказанной сладости.

    И вновь услышал голос: «Так же, как ты видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих, и после твоей смерти обитель не оскудеет. И так чудесно и различно будут они украшены добродетелями, во всем желая следовать тебе». Святой же удивлялся чудесному тому видению. Желая же иметь общника и свидетеля этого видения, позвал прежде упомянутого Симона, а тот находился неподалеку. Симон же, удивившись необычному призыву старца, быстро прибежал к нему, но не сподобился всего видеть. Только часть того небесного света узрел. Рассказал же ему святой все, что видел и слышал, и радовались, вместе прославляя Бога.

    Как-то пришли греки из Константинополя, присланные ко святому от святейшего патриарха Филофея. Принесли от патриарха благословение и дары: крест, параман, и схиму, и послание. В нем же было начертано: «Милостию Божией архиепископ Константина града, вселенский патриарх Кир-Филофей, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию. Благодать, мир и наше благословение да будет с вами. Слышали о весьма добродетельном житии вашем в Боге, и похвалы вознесли и прославили Бога. Однако вершина еще не достигнута - поскольку нет у вас общежития. Но знаешь, преподобный, что и сам Богоотец, пророк Давид, который все познал, ничего так не хвалил: «То, что добро, то, что прекрасно, так это жить братиям вместе». Поэтому и мы совет благой даем вам, чтобы вы ввели общежитие, и милость Бога и наше благословение да будет с вами».

    Это патриаршее послание преподобный принял и отправился к преосвященному всея России блаженному митрополиту Алексию и, показав ему послание, спросил: «Как ты повелеваешь, святой владыко?» Митрополит же отвечал старцу: «Ты, преподобный, стольких благ сподобился, ибо прославляет Бог прославляющих Его, что даже до дальних стран достиг слух о тебе и о житии твоем. Поскольку так великий вселенский патриарх советует тебе, то и мы советуем это же и хвалим».

    И с этого времени преподобный Сергий ввел общежительный устав в своей обители, повелев твердо соблюдать его. Ничего для себя не собирать, не называть ничего своим, но все иметь только общее, по заповедям святых отцов. После установления общежительного устава, захотел он убежать от славы человеческой и в незнакомых поселиться местах, чтобы безмолвно наедине трудиться для Бога. И однажды, никому ничего не сказав, ушел тайно из своей обители и направился в пустыню. Пройдя же около сорока поприщ, нашел благоугодное место близ реки Киржач и там поселился. Братия же, увидев себя оставленной, пребывали в великой скорби и смущении, словно овцы без пастыря, и прилежно искали его повсюду.

    По прошествии же некоторого времени разведали, где он живет, и пришли к нему. И умоляли святого со слезами, чтобы возвратился в обитель, но он не захотел, возлюбив безмолвие и уединение. Из-за этого многие его ученики оставили лавру и с ним в пустыни той поселились. И вскоре монастырь и церковь во имя Пресвятой Богородицы воздвигли. Но братия великой лавры не мыслила жизни без отца и умоляли его, чтобы он возвратился к ним. А когда он отказался, пошли к преосвященному митрополиту Алексию, чтобы он послал к преподобному и повелел ему возвратиться. Блаженный же Алексий послал к нему двух архимандритов, моля его, чтобы он послушался и утешил братию возвращением своим, чтобы отяготившись без него, не разошлись и чтобы не опустело место святое. Преподобный же Сергий не мог ослушаться и возвратился в лавру на прежнее место. И утешилась братия.

    Епископ Пермский, святой Стефан, великую любовь испытывал к преподобному. Как-то шел он из своей епископии в Москву по дороге, которая отстоит от Сергиева монастыря на пять поприщ или чуть больше. Поскольку он спешил попасть в город, то решил не заходить в обитель святого, но зайти к нему на обратном пути. Находясь же напротив монастыря, встал на колени и прочел молитвы: «Достойно есть» и обычную молитву. Поклонился преподобному Сергию и сказал: «Мир тебе, духовный брат». В этот момент преподобный Сергий находился на общей трапезе.

    Уразумев духом поклонение епископа, тотчас же встал из-за стола и, немного постояв и молитву сотворив, поклонился также епископу, вдалеке от обители отстоявшему, и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою». Братья же чрезвычайно удивились и решили некоторые, что преподобный увидел видение. По окончании же трапезы спросили его, а он рассказал им: «В тот час епископ Стефан, идущий ко граду Москве , встал напротив нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас грешных благословил». Позже некоторым из его учеников стало известно, что именно так и было. И дивились дару прозорливости их отца, данному ему от Бога.

    Процветала же обитель преподобного весьма добродетельными мужами, и многие из них из-за своих великих добродетелей были взяты в другие монастыри на игуменство, а иные даже на святительские престолы возведены. Все же они преуспели в добродетелях благодаря наставлениям и руководству совершенного учителя и искусного исполнителя заповедей Господних преподобного Сергия, который явился образцом для своего стада, равноангельское проходя житие. Еще живя во плоти, сподобился общению с бесплотными духами, ибо когда служил он Божественную литургию, ангел Господень сослужил ему, как свидетельствуют о том его ученики, Исаакий молчальник и Макарий, достоверные и в добродетелях совершенные мужи. Ибо они видели ангела Божия с преподобным Сергием в алтаре служащего, сияющего подобно солнцу, и ужасались, видя неизреченное величие его.

    Блаженный митрополит Алексий, изнемогая от старости, видя приближающийся конец, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв крест своей архиерейский, который на груди носил, золотом и каменьями драгоценными украшенный, подал преподобному. Он же, со смирением поклонившись, сказал: «Прости меня, владыко, ибо от юности не был златоносцем, в старости же еще более хочу в нищете пребывать». Архиерей же сказал: «Знаю, возлюбленный, что это так, но сотвори послушание и приими от нас подаваемое тебе благословение». И так своими руками крест на святого, словно некое обручение, возложил.

    И сказал: «Да будет известно тебе, блаженный, ради чего призвал тебя и что хочу устроить. Управлял я Богом врученной мне Российской митрополиею, как Он хотел, а ныне вижу себя приближающимся к концу. Так как не знаю дня смерти моей, то желаю еще при жизни моей обрести мужа, который мог бы после смерти моей пасти стадо Христово. Не нахожу же никого, кроме тебя одного. Знаю же, что и великодержавные князья, и все люди мирские и духовные, все, до последнего, любят тебя и никого, кроме тебя, на митрополичий престол не потребуют поставить, поскольку ты достоин его. Сегодня же, преподобный приими сан епископский, а после моей кончины и престол приимешь».

    Преподобный же, услышав эти слова, весьма оскорбился, поскольку считал себя недостойным такого сана. Но архиерею отвечал: «Прости меня, владыко, ибо выше моих сил хочешь возложить на меня бремя. Но этого не случится никогда. Кто я такой, грешный и худейший среди людей? Разве дерзну такого сана коснуться?» Блаженный же Алексий многократно убеждал святого, приводя примеры из Божественных Писаний, стараясь преклонить его волю, но любитель смирения не преклонился. Наконец отвечал: «Владыко святой, если не хочешь изгнать худость мою из этих пределов и от слуха твоего, никогда больше не говори мне об этом и не разрешай никому, да не постыдят меня такими словами, поскольку никто никогда не сможет обрести во мне на это изволения». Архиерей же, видя непреклонность святого, перестал говорить ему об этом, боясь, что устыдит преподобного, да не уйдет он в дальние страны и пустыни и да не лишится Москва такого светильника. Утешив же словами духовными, отпустил его с миром в монастырь.

    Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской. Святой же, словно твердый адамант, пребывал непреклонным. Взошел же на престол некий архимандрит, именем Михаил, и дерзнул прежде посвящения облечься в одежду святительскую и белый клобук возложить на себя. Начал же на святого Сергия и на обитель его вооружаться, возомнил, что Сергий хочет пресечь его дерзновение, ища себе митрополии. Блаженный же, услышав похвальбу Михаила, сказал ученикам своим: «Михаил похваляется относительно обители нашей и нашей худости, но не получит желаемого, поскольку гордостью побежден, и не увидит города царского». И сбылось пророчество святого: когда плыл на корабле Михаил к Царюграду, впал в недуг телесный и скончался, а на престол был возведен Киприан.

    В тот год попущением Божиим за грехи наши случилось нашествие нечестивого царя татарского Мамая на Российскую землю. И поэтому великого князя Димитрия, скорбящего, святой Сергий молитвою вооружил и о победе пророчествовал, сказав: «Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься». Великий же князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, пошел и, вступив в битву с татарами, победил их. Так что Мамай с малою дружиной едва убежал. Преподобный же, будучи прозорлив, видел то, что совершалось вдали. И, стоя с братиею на молитве в обители своей в то время, когда битва разразилась между христианами и татарами, возвестил, что в этот самый момент великий князь Дмитрий татар победил и тех христиан, которые во время битвы убиты были, по имени называл и приношение о них Богу приносил: все ему Богом открыто было. Князь же с торжеством с поля боя возвратившись, пришел в обитель к преподобному и благодарил святого, ибо он помог ему своими прилежными молитвами к Богу.

    Стоял однажды блаженный отец ночью во время обычного своего правила перед иконою Пречистой Богоматери и, часто на икону взирая, говорил: «Пречистая Мать Христа моего, заступница и крепкая помощница рода человеческого, будь за нас недостойных ходатаицей, всегда моля Сына Своего и Бога нашего, да призрит Он на место святое, которое заложено в похвалу и честь Святого Имени Его во веки. Тебе, Мать Сладчайшего Христа, молитвеннице к Нему, как многое дерзновение стяжавшей, отдаем себя, рабы Твои, Ты всем нам спасение, упование и пристанище». Так молился и благодарственный канон, то есть акафист, Пречистой отпев, присел, чтобы немного отдохнуть. Ученику же своему Михею сказал: «Чадо, трезвись и бодрствуй, поскольку чудное и ужасное посещение в этот час должно произойти». Только святой промолвил это, как внезапно раздался голос: «Се Пречистая грядет!»

    Святой же, услышав голос, быстро вышел из келий в сени, и вот свет великий, ярче солнечного, осиял святого, и увидели они Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, блистающих неизреченною светлостью. И увидев их, святой упал ниц, не в силах видеть зари этой нестерпимой. Пречистая же Своими руками коснулась святого, сказав: «Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молился, и об обители твоей. Не скорби, ибо отныне она всем будет изобиловать. Не только при жизни твоей, но и по смерти твоей неотступно буду заботиться об обители, все необходимое подавая ей неоскудно и сохраняя ее и покрывая». Сказав это, стала невидимой.

    Святой же, словно в исступлении, был страхом великим и трепетом охвачен. И через некоторое время придя в чувство, нашел ученика своего лежащим от страха, словно мертвого, и поднял его. Он же, упав в ноги старцу, спросил: «Скажи мне, отче, ради Господа, что означает это чудесное видение? Поскольку дух мой едва не разлучился с плотью из-за этого блистающего видения». Святой же, радуясь душою, так что просияло лицо его от неизглаголанной той радости, не мог ничего другого сказать: «Потерпи, чадо, поскольку дух мой во мне трепещет от чудного видения». И стоял молча и дивился. Через некоторое же время сказал ученику своему: «Чадо, позови Исаакия и Симона». И когда они пришли, рассказал им по порядку, как видел Пречистую Богородицу с апостолами и что Она сказала ему. Услышав же это, исполнились они радости и веселия, и все вместе отпели молебен Богородице. Святой же всю ночь пребывал без сна, размышляя над милостивым посещением Пречистой Владычицы.

    Служил как-то преподобный Божественную литургию, а ученик его Симон, о нем же мы прежде упоминали, совершенный в житии, был экклесиархом. И видел он огонь, ходящий по жертвеннику, и окружающий алтарь и служащего Сергия. И стоял святой, объятый огнем с головы до ног. Когда же наступило время причащения, огонь этот Божественный свился, словно плащаница, и вошел в святую чашу и им причастился достойный служитель, святой Сергий.

    Всю свою долгую жизнь прожил преподобный в великом воздержании и трудах и много чудес сотворил и к глубокой старости подошел: исполнилось ему семьдесят восемь лет. Предуведав за полгода свое преставление к Богу, призвал братию и вручил старейшинство своему ученику Никону, который был еще довольно молод, но ум его сединою процвел, и всем своим житием подражал он учителю и наставнику своему Сергию. Этого Никона Сергий игуменом поставил, а сам начал безмолвствовать, в сентябре же впал в недуг телесный и, уразумев, что настало время окончательного к Богу отшествия, призвал и поучил братию. Благословение и прощение всем подал, а в самый час исхода причастился Святых Тайн. Так святую свою душу предал он в руки Божий.

    Было же лицо его светлым, не как у мертвеца, а как у спящего человека, а это известное знамение его душевной светлости и мздовоздаяния от Бога. И положено честное тело его в обители, в которой он добро подвизался. После прошествия тридцати лет были обретены мощи его целыми и нетленными, и к одеждам его не прикоснулось тление: благоухание же неизреченное исходило и многие исцеления болящим подавались. Но и доныне от честного его ковчега, словно от источника, истекают исцеления всем с верою притекающим. Как при жизни, так и после преставления, великий этот чудотворец великие и неисчетные творит чудеса во славу Христа нашего Бога, ему же честь и благодарение вовеки, аминь.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...