Свято успенский космин яхромский монастырь. Юрьев-Польский Свято-Успенский Космин мужской монастырь

Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г, преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине. В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка. В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино. В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой. "Наш край - информационно-развлекательный портал".

Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом сохранившемся историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года – игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда еще жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.

В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.

В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.

По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.

В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.

В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.

В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.

Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.

Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).

Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра - полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов - час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.

По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.

В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.

Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.

При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.

Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.

Село Небылое

Небылое - село в Владимирской области России.
Село Небылое находится у истоков реки Яхромы, что в переводе с мерянского означает "вода".
Село Небылое до нач. XVII в. составляло самостоятельный приход, и в нем была церковь в честь Воскресения Христова. Но в это время церковь была разорена литовцами и приход был нарушен, крестьяне были причислены к Лыковскому приходу, в котором оставались до последнего распределения штатов и приходов в 1874 г., когда были приписаны к .

В 1889 г. при Кузьмине монастыре были утверждены ярмарки: в 9-ю и 10-ю пятницы по Св. Пасхе, в день Успения Божией Матери (28 августа по н. ст.) и 14 октября – в день памяти Св. Козьмы Яхромского.
В 1891 году закрыты: винная лавка в доме Павла Сазанова крестьянина села Небылое Павла Яковлева Игнатьева; трактирное заведение в селе Небылое крестьянина Павла Дмитриева Сазанова.
В 1896 году закрыты: мелочная лавка Игнатьева Павла; мелочная лавка Мокеева Ефима Алексеевича; ветряная мельница Рунова Василия Матвеевича; мелочная лавка Безерина Александра Максимовича.

До Октябрьской революции на Яхроме в районе Небылого было две мельницы. Одна находилась на расстоянии нескольких верст от села по течению реки. Следы другой - бесхозные жернова - рядом с монастырем. У этой мельницы некогда стоял старинный монастырский дом из литого «неразбиваемого» кирпича. Стены дома достигали метровой толщины. Сразу после Великой Отечественной войны в нем находилась лесопилка, затем местная электростанция, освещающая село с 19 до 24 часов, а в 1960-х годах жили несколько семей.

Георгий Вицин

23 апреля 1917 г. в семье уроженца с. Небылое Михаила Егоровича Вицина родился сын Георгий, в будущем известный отечественный актёр. Умер в 2001 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

К 1913 г. Владимирский уезд делился на 22 волости: Андреевская волость - с. Небылое…
В 1918 г. в сёлах Небылое, Андреевское, Лыково и некоторых других организуются ячейки партии большевиков.
25 января 1935 года из части территории Юрьевского района выделен Небыловский район.
«Руководители Небыловского района щедры на обещания, но скупы на дело. Давно миновали сроки, к которым они обязались выполнить годовой план хлебозаготовок, выполнили же только на 57 процентов. Причина в том, что не выполняется ежедневный график обмолота и вывозки зерна. Из 29 сложных молотилок работают лишь 8. Колхоз «Трудовик» - один из отстающих в районе. Из 2423 центнеров хлеба сдал государству всего 229. Не обмолочен хлеб с площади более 100 гектаров… Многие работники по-прежнему отсиживаются в районном центре. Днем они ежедневно заседают, а вечером секретарь РК ВКП(б) Конушкин, председатель райсполкома Калинин, уполномоченный Наркомлага Сыров, зав. Отделом пропаганды и агитации РК ВКП(б) Рогунов и другие до глубокой ночи просиживают за игрой в домино. Хлебный долг стране Небыловского района большой – свыше 200 тысяч пудов. Чтобы ликвидировать отставание, руководители района обязаны обратить серьезное внимание на отстающие колхозы, четче руководить ими, оказывать помощь, а главное – требовать и не примиряться с теми, кто забывает интересы государства» (газета «Призыв» № 239, Воскресенье 2 декабря).
В феврале 1963 года в состав Юрьев-Польского района вошла большая часть территории упраздненного Небыловского района.
Администрация МО Небыловское Юрьев-Польского района действует с 29 декабря 2000 г., Глава администрации Анисимов Сергей Борисович. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица, д. 2.


Первомайская улица, д. 2. Администрация муниципального образования Небыловское.

МУЗ "Небыловская Участковая Больница" действует с 21 июня 1999 г. Главный врач Павлова Ольга Павловна. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НЕБЫЛОВСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА" реорганизована 15 июня 2006 г. Правопреемник - ГБУЗ ВО "Юрьев-Польская ЦРБ".
ОГСУ "Небыловский Дом Милосердия" зарегистрирована 22 августа 2005 г. Директор Павлова Фаина Вячеславовна. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица, 48. Организация ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "НЕБЫЛОВСКИЙ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ" ликвидирована 26 ноября 2008 г.

ООО "Великан" зарегистрирована 17 апреля 2012 г. Директор Закаблукова Елена Олеговна. Юридический адрес: село Небылое, Октябрьская улица, 28. Основным видом деятельности является «Разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах». СППССК "Селько" зарегистрирована 2 августа 2018 г. Председатель Закаблукова Елена Олеговна. Юридический адрес: Школьная улица, дом 111, комната 34. Основным видом деятельности является «Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы».
ООО "Версус" зарегистрирована 10 мая 2006 г. Директор Ситников Виктор Валентинович. Юридический адрес: село Небылое, Новая улица, 1б. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».
ООО "Богатырь" зарегистрирована 25 октября 2005 г. Генеральный директор Кузьмин Валерий Викторович. Юридический адрес: село Небылое, Октябрьская улица, 22. Основным видом деятельности является «Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БОГАТЫРЬ" ликвидирована 2 декабря 2014 г.
ООО "Рыбный Дом Дельфин" зарегистрирована 5 марта 2011 г. Генеральный директор Солонников Сергей Александрович. Юридический адрес: село Небылое, Школьная улица, 6. Основным видом деятельности является «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов».


Село Небылое, Октябрьская улица, 1, 2. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Небыловский».
СПК (Колхоз) "Небыловский" действует с 17 сентября 1998 г. Председатель Липатов Владимир Владимирович. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».


Село Небылое, Первомайская ул., д. 21. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. НЕБЫЛОЕ".
МОУДОД "ДШИ с. Небылое" действует с 28 августа 1997 г. Директор - Рыскаль Элина Валерьевна. Организация реорганизована 4 октября 2010 г. Правопреемник - МБУ ДО "Юрьев-Польская ДШИ".

"Избушка на курьих ножках". Бочаров Артем, Магеррамов Рашид. с. Небылое. Дерево, объемная резьба, 33х28х43


Село Небылое, Школьная улица, д. 3. Школа села Небылое.
МБОУ "Небыловская СШ" действует с 15 ноября 1994 г. Директор Ковредов Алексей Капитонович.


Село Небылое, Первомайская улица, 75, 5. Детский сад.
ДОУ "Детский Сад № 14" действует с 20 декабря 1996 г. Заведующая Кокорева Татьяна Владимировна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 14" реорганизована 9 марта 2007 г. Правопреемник - МБОУ "Андреевская ОШ".
ДОУ № 11 действует с 20 декабря 1996 г. Заместитель начальника управления Бабнеева Ирина Владимировна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 11" ликвидирована 14 ноября 2006 г.


Почта в селе Небылое


Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Памятник Ленину


Село Небылое, Первомайская улица, д. 4. Здание бывшего ДК
Небыловский СДК действует с 23 декабря 1998 г. Директор Зайцева Ольга Васильевна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОНА "НЕБЫЛОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ" ликвидирована 17 января 2006 г.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь


Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с северо-востока


Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с востока


Святые ворота монастыря. Вид снаружи.


Святые Ворота монастыря

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Космин Яхромской монастырь) - православный мужской монастырь, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области.

Основан монастырь между 1483 и 1494 гг. преподобным Космой (Яхромской), уроженцем селения Зернова, близ села Рожнова, Суздальского уезда,- на том месте, где он, еще в детстве обрел на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поставил эту икону.

Косма Яхромский


Косма Яхромский

Прп. Косма Яхромский. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Из Космина Яхромского монастыря.

Имя преподобного Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Родился Косма в селении Зерново, близ села Рожнова, Суздальского уезда. В отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике в Яхроме; здесь больной, утомленный долгой дорогой, заснул. В это время отрок внезапно увидел свет, осиявший все то место, и услышал таинственный голос: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!»
Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил ее к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился от сна совершенно здоровым, как бы никогда не страдавшим своим тяжелым недугом.
Позже тот же самый таинственный голос воззвал его оставить мир, чтобы жить и работать для Господа. Вняв небесному внушению и взяв с собою икону Богоматери, преподобный оставил дом своего господина, намереваясь посвятить все свое служение Господу в какой-либо иноческой обители. Руководимый и охраняемый Промыслом Божиим, преподобный Косма вскоре пришел в знаменитую Киево-Печерскую обитель, где находился подлинник явленной ему иконы. Отдав святую икону в лавру преподобных Антония и Феодосия, блаженный отрок просил настоятеля облечь его в иноческий сан. Игумен несколько колебался, видя его юный возраст и не думая, чтобы в таких годах отрок Косма был бы способен переносить все трудности и тягости жития подвижнического; однако по причине настойчивого желания отрока игумен исполнил его просьбу.
В Печерском монастыре отрок изумил всю братию подвигами своей равноангельской жизни; даже старцы обители, наиболее опытные в трудах иноческого жития, дивились подвигам юного инока: непрестанна была молитва его к Богу, как непрестанны были и постнические труды его.
После многих лет дивного подвижничества, когда преподобный уже отчасти достиг в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, благоволил Господь избрать праведного Своего на особое служение Своей Пречистой Матери. В новом чудном видении явился преподобному Косме светоносный юноша и от имени Божия повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, преподобный оставил обитель Киево-Печерскую и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы.
Едва только преподобный пришел к месту обретения честной иконы Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший все то место. Преподобный решил непременно запечатлеть в памяти грядущих родов то место, где произошло обретение честной иконы Богоматери. С этою целью в 1482 или 1483 г. преподобный построил небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы , послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к преподобному стали приходить монахи, желавших подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом монастыря, установил порядок иноческого жития.
Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался проповедническими беседами с мирянами.
По официальной версии, скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители.
Исследователи до сих пор спорят о хронологии жизни Космы Яхромского, данные о которой весьма противоречивы. Официальным годом кончины преподобного назван 1492 год, но во всех первых источниках, упоминающих имя Космы, в том числе в «Житии», эта дата не обозначена. По другим данным он скончался между 1464 и 1473 гг., либо около 1430 г.
Один из историков предположил, что реальная дата смерти святого - двадцатые годы или сер. XV в.

Православная церковь поминает его также 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Житие преподобного Космы написано Григорием, иноком суздальского , в первой пол. XVI в. Существует несколько списков этого летописного памятника: Духовной Академии Санкт-Петербурга, Погодинский, Уваровский и Волынский, все из которых относятся к семнадцатому веку и отстоят на несколько десятилетий от написания оригинального текста.
Мощи святого были положены под спудом в монастырском Успенском храме, в основанной им обители. Существуют письменные свидетельства двух исцелений от мощей.
«Один из жителей деревни Зернево сильно страдал помрачением ума; иногда он доходил до такого исступления, что не мог узнать своих близких родных. Болезнь его развивалась все более и более; ему начали даже являться нечистые духи в разных страшных видах. В таком тяжком положении несчастный находился довольно долгое время и уже был близок к смерти. Тогда родные его и решили обратиться за помощью к прп. Косме и с этою целью привели его к мощам угодника Божия. Четыре дня они воссылали горячие молитвы к нему об исцелении несчастного страдальца. Усердная молитва их была услышана. На пятый день пребывания при гробнице преподобного больной совершенно исцелился от болезни и возвратился в дом свой совершенно здоровым.
В другой раз случилось, что отрок Стефан, сын работника, жившего при монастыре, впал в расслабление и так долго лежал на одре без движения, что приготовился уже к смерти. Родители больного, твердо веруя в силу молитвенного заступления преподобного Космы, принесли сына своего к его мощам. После усердной молитвы отрок здесь получил совершенное исцеление от своего недуга».
Год прославления преп. Космы неизвестен, но не позднее 1688 г., ибо во вкладной книге он нарицается уже чудотворцем. Православная церковь поминает его 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.

Яхромская Богоматерь

Явление иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г.
До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи Умиление. Младенец Христос изображен справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающимся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развернута к зрителю.
В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской.
В XVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен...». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII-XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения - и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII в. вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
День празднования: 14 октября/27 октября .


Икона Божией Матери Яхромская

В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Космой.

В XV-XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.
В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.
В 1688 г. из Владимирского прибыл Сергий, ставший игуменом монастыря.

Кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы начал строиться в 1657 г. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб. и 100 пуд. железа.
В 1833 г. в главном алтаре, в южной части его, устроен придел во имя прп. Космы.
Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – каменная о пяти главах. Настоящая церковь по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарем и трапезой длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 ½ саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решетками. Стены и своды в настоящей, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки.
Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, с шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный.



Алтарная апсида Успенского собора




Успенский собор

26 февраля 1868 г. исправляющий должность казначея Козмина монастыря Иеромонах Никодим награжден набедренником за особенный труд на пользу обители.

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«Древние иконы:
Чудотворная икона Успения Божией Матери, длиной 9 верш., шириной 6 верш., XVI в.; вложена в икону с изображениями свят. Митрофана и препод. Космы Яхромского. Икона Успения Божией Матери в серебряно-вызолоченном окладе.
Икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном, без пробы, плоском ковчежце, длина 2 ¾ верш., ширина 2 верш., с мощами разных святых, XVI в., ковчежец вкладывается в икону, длина 6 ½ верш., ширина 5 верш., с сетчатой филигранной ризой, с изображением разных святых на иконе.
Икона Владимирской Божией Матери, венец и оклад басемные, длина 5 ¾ верш., ширина 4 ¾ верш. XVII века.
Икона Смоленской Божией Матери – большого размера, венец на иконе с простыми камнями. XVIII века.
Икона на гробнице преподобного Космы, письма старинного, в рост, длина 2 арш. 4 верш., ширина 12 верш., под ризой, шитой золотом; сама гробница и сень новые. XVI века.
Шитый шелком образ препод. Космы Яхромского; не позднее XVII в.
Шестнадцать иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображения Господских, Богородичных и недельных по триоди праздников; писан искусным Строгановской школы письмом, в киоте старинной работы, серебропозолоченном. XVII века.
Икона свят. Николая Чудотворца в медном окладе. XVIII века. Эта икона, а равно шитый шелком образ пр. Космы и святцы на холсте хранятся в ».


В 1665 г. по просьбе братии, митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумена Космина монастыря инок Золотниковской пустыни, Владимирской губернии, Суздальского уезда, Митрофан (впоследствии - ). За девять лет его игуменства (1666 – 1675 гг.) Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр.

В одно время любители старины искали точные указания об исчезнувшем богатом иконостасе Всехсвятской церкви Переславского Горицкого монастыря. Только в XIX веке, при разборке Переславского Архива Духовного Правления найдены были дела, в которых с достаточной ясностью указано, когда и куда именно был отправлен иконостас этой церкви. В деле Переславского Духовного Правления за 1796 г. № 13 прописан именной Преосвященного Виктора указ, которым предписывалось разобрать иконостас Всехсвятской Церкви и переправить его в Суздальский кафедральный собор. Повеление это мотивировалось тем, что „дом архиерейский, при котором находится оная церковь, приходит в ветхость, так что и потолки прогнили и штукатурная работа отстала, а иконостас, по неимению присмотра, приходит в тусклость и потемнение; церковное стенное писание также потускло, а в алтаре совсем отстало". Не смотря на этот указ, разборка иконостаса почему-то тянулась очень долго, и только 17 Марта следующего 1797 года Духовное Правление доносило, что иконостас разобран и отправлен в Суздаль. Однако интересующиеся иконостасом Всехсвятской церкви не найдут его и в Суздальском соборе.
О дальнейшей судьбе этого иконостаса имеются указания в найденном архивном деле 1809 года за № 28930 на 1 листе. Вот что в этом деле говорится об иконостасе. „В оной (Всехсвятской церкви), с нарушения епархии Переславской, службы не бывает; ибо прошлаго 1796 г., по указу февраля 28 дня Преосвященный Виктор, Епископ бывший Суздальский и Владимирский, из той церкви иконостас, по завидной его новой фигуре, чистой отделке и драгоценности, со всеми дверьми и лампадами взял в Суздальскую домовую свою церковь, а по несовместимости продал в Кузьминский монастырь". Итак, только благодаря указаниям, сохранившимся в архиве, исчезнувший из Всехсвятской церкви иконостас найден в Кузьмине монастыре.

Был построен новый теплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного его Образа (взамен ветхого деревянного), который был снабжён всей необходимой церковной утварью, игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. Был построен нижний этаж корпуса, в котором разместились настоятельские и братские келии.
В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – теплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол во имя Нерукотворенного образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света, числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный; 2 печи – из простого изразца и железная.
Закрыта в 1920-х гг., в 1930-1950-х гг. занята райисполкомом Небыловского района. В 1980-х гг. отреставрирована, использовалась вместе с кельями как музыкальная школа. В 1990-х гг. возвращена верующим.

В Козьмине монастыре хранилось напрестольное Евангелие с следующей собственноручно сделанной надписью Святителя Митрофана: «Лета 7174 (1666) году Марта 25-го дня выменено сие Евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и Преподобнаго отца нашего Козьмы Яхринского Чудотворца при Игумене Митрофане, что взятъ изъ Золотниковские пустыни, а выменилъ на казенные денги». Евангелие это печатаное при Царе Алексие Михайловиче в 1663 году, обложено красным бархатом. На верхней доске в середине изображен Иисус Христос сидящий на престоле, по углам Евангелисты; все они медные чеканной работы, вызолоченные.


Справа Никольская церковь, слева Спасская, в центре Святые Ворота монастыря


Спасская трапезная церковь с келейным корпусом

Спасская трапезная церковь

Алтарная апсида Спасской церкви

Икона «Иисус Христос» над входом в Спасскую церковь


Справа Спасская церковь, слева Успенский собор

В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

Следствие о приездах царицы в патриарший приписной Кузмин монастырь

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину, именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль для проведения .
Казначей Иоасаф Федотов показал, что о приездах царицы ничего не знает и не слыхал, так как он в монастыре недавно, «а игумен того Кузмина монастыря Григорий живет в том монастыре года с четыре, и поехал в нынешнем 720 году в сентябре месяце в Москву для монастырских своих нужд». Это же подтвердили и остальные монахи, прибавив, что с игуменом же уехал в Москву и иеродиакон Серафим. Из монахов 4-ро (игуменский отец Маркел Феофанов, иеродиакон Сергей Никитин, будильщик Киприян Михайлов, житенный Феодосий Тимофеев) показали, что они живут в монастыре недавно и о приездах царицы ничего не знают и не слыхали.
Остальные монахи, именно: иеромонах Иосиф Федоров, иеромонах Митрофан Михайлов, уставщик Модест Васильев, клиросный Яков Игнатьев, гробовой Сосипатр Иванов, пономарь Артемий Степанов, конюший Рафаил Иванов, Моисей Иванов, Иларион Моисеев, Кирилл Тимофеев, Антоний Иванов, Яков Киприянов, Лаврентий Кирилов, подкеларщик Геронтий Мартынов, чашник Пафнутий Васильев, Исаия Онуфриев, Кирилл Онуфриев, Игнатий Степанов, Иов Прокофьев, показали:
Царица приезжала в монастырь дважды, погодно летним временем; в первый раз была при бывшем игумене Симоне, тому лет 6, а в другой раз при нынешнем игумене Григории Максимове, тому года с 3; по приезде останавливалась в первый раз в братских монашеских деревянных кельях, которые близ соборной церкви, а в другой раз в игуменских каменных кельях, а игумен на это время переходил в келью казначея Лаврентия, который ныне в том монастыре простым монахом; ночевала царица по одной ночи и бывала в соборной церкви, «а что в той церкви отправляла, и какое действо чинила, того они не ведают, потому что они монахи в то время в церкви не были, и из келий им выходить не велели, а оные-де игумены как бывший, так и нынешний в то время в соборной церкви не были-ж, а были в кельях своих, только де в то число они бывали с теми игуменами у литургии в особой церкви, и по совершении той литургии расходились в свои кельи». В соборной церкви службу отправлял при царице приезжий с нею поп Гаврило Федоров. С царицею были старицы и служители, имен их, число и чинов не знают. В оба приезда царица кормила монахов в трапезе, «а кормили их служители ея», при чем игумены оставались в своих кельях и в трапезе не бывали; а после обеда, при выходе из трапезной кормившие монахов служители приказывали им кланяться царице «против келий» по трижды в землю, и они ей кланялись, а в лицо царицу не видали; при отъездах ее, оба раза, игумены с монахами выходили из своих келий и провожали ее за монастырь и сзади кареты кланялись ей по трижды в землю и затем возвращались в монастырь, «а провожали ее спроста, а не в такую силу, чтоб ее почитать сущею царицею». Подаяния от царицы в монастырь никакого не было, а давали только вместо милостыни по гривне на брата.
«И по отъезде-де ее бывшей царицы на эктениях и на молитвах царицею не поминали, и приказа от нее такого, чтоб ее поминать царицею не было, а что она была пострижена, того они не ведают, и ни от кого не слыхали».
Опять пришлось Палехину писать в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, о сыске игумена Григория и о держании его под караулом до указа «чтоб он куда не скрылся».
«В тех местах подходили к ней бывшей царице Кузьмина монастыря бывший игумен Симеон в другой приезд с хлебом, и был перед нею бывшею царицею, и отпущен он из той кельи вскоре, а в первый приезд перед нею бывшею царицею он игумен не был. Да того ж монастыря игумен Григорий к ней бывшей царице подходил же с хлебом и с рыбою, о чем показал Покровского монастыря слуга Григорий Стахеев, и перед нею бывшею царицею был, а у руки ее не был; и тогож часу из келий отошел; и того монастыря монахов за трапезою кармливали, и деньгами делили, и после обеда к кельям и на отъезд ее из монастыря перед каретою кланялись ей по трижды в землю».

Кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца построена в 1694 г. над северными воротами монастыря и позже перестраивавшаяся. Одноглавый четверик с декором в духе барокко, с алтарем и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение.
С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.




Церковь Николая Чудотворца



Икона «Богоматерь Владимирская» в нише южной стены Никольской церкви

Икона «Сергий Радонежский» над входом в Никольскую церковь

Храмовая мозаичная икона на апсиде Никольской церкви

На берегу реки Яхромы, где били родники, в свое время был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни, часть дна засыпали песком. Монахи разрешали купаться в нем и селянам, и паломникам. От монастыря к чистому пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос.

С разрешения Владимирского Епархиального Начальства 23 декабря 1864 года открыто в Козьмине монастыре училище , для распространения грамотности между молодым крестьянским поколением.
1870 г. «В настоящее время, по своим угодьям и доходам, Космин монастырь надобно причислить к бедным обителям Владимирской епархии. Память о нем, в не очень давнее время, исчезла было даже у окрестных жителей, которые, как передавал нам нынешний Игумен монастыря о. Наум, стали величать его монастыркой, и только благодаря стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям о. Игумена Наума монастырь в последнее время обстроился и благоукрасился. Самое же лучшее украшение монастыря, которое мы в нем встретили – это училище в монастыре для окрестных, крестьянских мальчиков. Училище заведено при монастыре в 1863 году настоящим Игуменом о. Наумом, и с тех пор по настоящее время, в нем обучается закону Божию, грамоте, письму и арифметике до 40 мальчиков, исключая летнего времени, на которое в училище остается до 15 учеников, а остальные, хотя и малолетки, по местному окрестных жителей промыслу пастушескому, расходятся с отцами, братьями и дядями на свой промысел. В училище есть очень порядочная библиотека, основание которой в 1864 году положено состоящим пи Императорском Вольном Экономическом Обществе Комитетом Грамотности, приславшем в монастырское училище 160 учебных книг разного содержания. В 1864 году училище при бедном Космине монастыре сделалось официальным, а к 1870-му году имело 49 учеников, умеющих читать по-русски и по-славянски, писать, знающих цифры и некоторые действия из арифметики и св. историю.
Кто не скажет за это «спасибо» Космину монастырю, и кто не пожелает, чтобы и другие наши монастыри, особенно не бедные, позаботились завести у себя училища, тем более, что, как мы слышали во Владимире, к этому давно уже побуждает их Епархиальное Начальство. С этим желанием мы уехали из Космина монастыря.
С-кий» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть. № 5, 1 марта, 1870 г.).

После революции, в 1918 г., часть послушников покинула монастырь.
В 1923 г. монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был закрыт не позже 1930-х гг., использовался как клуб, столовая.

После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.
В 1996 г. храмы и здания бывшего монастыря были возвращены Церкви.
Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем.
Религиозная Организация "Свято-Успенский Космин Мужской Монастырь села Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
Была выстроена новая колокольня.


Колокольня Успенского собора

В 2004 - 2005 гг. были произведены основные восстановительные работы.


Монастырский колодец


Монастырская ограда монастыря


Вид на монастырь с плотины на реке Яхрома

Монастырское начальство: игумен Серафим (Котенев Борис Валериевич).
Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Святыни монастыря :
- иконы XVII - XVIII вв.,
- частицы мощей свт. Митрофана Воронежского,
- частицы мощей 12 Оптинских старцев,
- прп. Алексия, Зосимовского чудотворца,
- прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.
В XVII-XX вв. в храме хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Богоматери и мощи прп. Космы Яхромского (+1513).

Праздники :
14/27 окт. - Яхромской иконы Божией Матери;
18 февр./З марта - прп. Космы Яхромского (18 февр./2 марта - в високосный год).

К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Родник «Источник преподобного Косьмы Яхромского»


Купальня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое


Надкладезная часовня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое

Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря


Богородице-Рождественский Храм

Подворье организовано при Богородице-Рождественском Храме села Федосьино Юрьев-Польского района силами братии Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря во главе с настоятелем игуменом Серафимом (Котеневым). Наместником Подворья назначен иеромонах Арсений (Железнов).
См. .
.
.



С. Новое.
с. Турабьево.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

"Молитвенно просим вас, братия и сестры,
оказать посильную финансовую или материальную помощь
в восстановлении поруганной некогда святыни
- Свято-Успенского Космина мужского монастыря ".

Настоятель игумен Серафим с братией

Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. Древняя монашеская обитель малочисленна и малоизвестна: от Золотого туристического Кольца осталась в стороне и в популярные паломнические путеводители не попала.

Хотя здесь есть что посмотреть и чему поклониться. Живописнейший природный уголок на берегу реки Яхрень, согласно житийной литературе, был в разные века местом жительства двух почитаемых в православии святых: преподобного Космы Яхренского (конец XIV века) - основателя монастыря, и чудотворца Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского (XVII - начало XVIII века). При участии этих божьих угодников на монастырской земле были возведены красивейшие православные храмы.

В тяжелые для церкви советские времена монастырь был закрыт, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни разрушены и поруганы.

"В Никольском храме устроили госбанк, сберкассу, отделение милиции, КПЗ. В Спасском - райисполком. В Успенском - склад. Монастырская трапезная превратилась в кабак. Колокола с колокольни были сброшены и разбиты", - описывает те темные дни в своем письме-обращении к православному миру нынешний настоятель Свято-Успенского монастыря, отец Серафим.

После возвращения в 1992 году монастырских земель и храмов РПЦ началось постепенное восстановление и реконструкция уникальных исторических памятников зодчества и культуры.

Путешествие в Небылое

Лай собак, узенькие улицы, покосившиеся заборы, неказистые домики, хмурые лица. Трудятся небыловцы в СПК "Небыловский" (другой возможности для заработка просто нет), в центре светской жизни - пивной ларек и сельский клуб.

Из именитых земляков - Георгий Вицин. По местному преданию, после Отечественной войны с Наполеоном в Небылом появился пленный солдат. Национальности он был неясной - то ли поляк, то ли француз. Звали его вроде бы Вицен, а может Винсент. Чужестранец женился на небыловской красавице. Спустя положенное время у него родились два сына - Егор и Иван. Потом и у Егора появились два сына - Кузьма и Михаил. Михаил Егорович Вицин как раз и есть родитель артиста Георгия Вицина. Насколько достоверна легенда - местные краеведы спорят до сих пор.

А то, что у села Небылово весьма солидный возраст, - это факт научно подтвержденный.

Первое официальное упоминание Небылова в сохранившихся исторических документах относится к концу ХIV века и прочно связано с именем великого московского князья Ивана Васильевича.

«Между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа "его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку», - по памяти цитирует летопись ведущий научный сотрудник музеев Московского Кремля Галина Щенникова.

В благообразной пожилой селянке, спешащей на праздничную службу в храм, довольно сложно угадать столичного музейного работника.

С Галиной Щенниковой мы еще накануне договорились встретиться в Свято-Успенском Космином мужском монастыре.

Ее готовность ради интервью поехать почти за 200 километров вначале показалось странной. (Галине предлагали выбрать время и место для встречи в Москве - отказалась). Как выяснилось, приехать в монастырь сама рада: небыловская глушь - ее родина, а с игуменом Серафимом связывает давняя дружба.

"Батюшка Серафим звал, вся братия монастырская долго готовилась к сегодняшней службе. По традиции на престольный праздник иконы святой Богородицы Яхромской в монастырь прибудет Владыка Еволгий, архиепископ Владимирский и Суздальский", - Галина объясняет, как нам всем повезло оказаться здесь именно сегодня.

По ходу интересуется, есть ли у меня платок: "В Космин монастырь редко туристы-паломники заезжают, поэтому уже обычного для крупных храмов "сервиса" здесь нет - платки "напрокат" не дают. Да и к женщинам в этой мужской обители строгое отношение".

Хотя без женщин даже в мужском монастыре, как выяснилось, - никуда. Прихожанки (в основном это жительницы села Небылое) на территории монастыря только ночевать не могут оставаться, а в остальное время с благословления батюшки Серафима кашеварят в трапезной, поддерживают чистоту в храмах и кельях, выращивают цветы на монастырском дворе и овощи на монастырском огороде.

Один из жителей Косминой обители, иерей Антоний объясняет присутствие слабого пола в стенах мужского монастыря так: " Исторически так сложилось. Еще две тысячи лет назад, при жизни Господа нашего Иисуса Христа, были дьяконисы, они имели особый сан посвящения, обеспечивали трапезу апостолам, раздавали еду нуждающимся".

Мужская обитель и ее обитатели

У ворот монастыря нас встречает настоятель игумен Серафим (Котенев). Заботливый хозяин гостей сначала ведет в трапезную, "откушать чем бог послал". После молитвы садимся за хлебосольный стол. Чего здесь только нет: и рыбка, и грибочки, и соления-варения и мед - все свое. "Монастырь, - объясняет отец Серафим, - как и много веков назад в основном живет натуральным хозяйством. Угодья небольшие: огородик, курятник, пасека, но монахам и трудникам (так иначе называют послушников), чтобы прожить, хватает".

За едой никто не разговаривает, за исключением пожеланий "здравствовать" вновь пришедшим к столу.

После обеда просим разрешения поснимать в трапезной фото и видео. Отец Серафим - против. Настоятель запретил снимать и келейный дом (место, где живут монахи).

"Что в этом может быть интересного?" Сказал - как отрезал.

Вообще, при всей внешней мягкости и спокойствии (напевный негромкий голос, добрый взгляд) чувствуется, что игумен Серафим - человек жесткий и волевой. Все огромное монастырское хозяйство и приписные к монастырю храмы держит под своим неусыпным контролем.

Труднику Евгению (в храме Евгений еще и на клиросе поет), проходя мимо, заметил, что двор не чисто подметен. У послушника Артемия строго спросил, готовы ли к службе просфоры. (Артемий, готовясь принять постриг, получил благословление на то, чтобы печь церковные хлебцы). Иерея Антония отчитал за то, что тот неподобающе одет: "Мирской наряд в келье оставлять надо, а то непонятно, кто ты - трудник или сан имеешь".

Даже давний монастырский знакомец настоятеля отец Андрей при игумене робеет. Так, например, наотрез отказался давать видеоинтервью: "Пусть настоятель говорит". Агентскому же фотографу на просьбу сделать снимок, подмигнув, сказал: "Если сможешь меня обмануть, так чтоб я не видел, снимай". Батюшка Андрей в Космином монастыре живет более восьми лет. Как он сам говорит, "без фамилии и "пачпорта". На все руки мастер - и красит, и штукатурит, и службы служит. Недавно самостоятельно освоил звонарское искусство: "Хотел, было, съездить, поучиться, да настоятель не отпускает. Здесь дел много".

Про себя и свою жизнь настоятель молчит. По рассказам же монастырской братии игумен Серафим - принципиальный, человеколюбивый и деятельный. Когда в конце девяностых годов отец Серафим пришел настоятелем в Свято-Успенский Космин монастырь, здесь был полный упадок.

"В храмах навалены груды мусора и птичий помет. Большинства икон не было. В верхнем пределе Спасского храма пол настолько прогнил, что нельзя было проводить там службы", - вспоминает то время настоятель.

Монашеские кельи в буквальном смысле соседствовали с учебными классами музыкальной школы, находящейся в одном из зданий монастыря. А службы в Спасском храме проводили, когда уйдут сельские библиотекари и посетители сельской читальни.

Постоянно в Свято-Успенском мужском монастыре живут не больше десяти монахов и около десяти трудников. Игумен Серафим говорит, что так было испокон веков. Космин монастырь малобратский.

Начинается день с утренних молитв и богослужения, ежедневно монахи трудятся по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших, а заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения.

"Монастырская молитва - она самая верная. Сразу на небеса доходит, - замечает Галина Щенникова. - Это главная работа в монастыре - молиться".

Косминские чудеса

Первая чудесная история связана напрямую с образованием монастыря и его создателем - иноком Космой (его мирское имя неизвестно).

Житие этого святого угодника было составлено суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранилось в нескольких поздних списках XVI-XVIII веков.

Согласно житийной литературе, Косма в отрочестве жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте.

Однажды этот боярин заболел и отправился в путешествие, ища спасения от болезни. Косма стал его сопровождающим.

Во время переездов они остановились у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь.

Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.

Спустя некоторое время Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (по другим сведениям — 1578 г.).

Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздаля Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившаяся преподобному Косме на реке Яхроме.

Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитается в монастыре в двух Ее иконах - Успение и "Яхромская". Правда, исконных древних чудотворных икон Богородицы в монастыре не сохранилось. Здесь стоят уже поздние списки с этих образов.

"Настоятель Серафим рассказал и о недавнем чуде - возвращении в стены монастыря иконы святых угодников Космы и Митрофана. Образ был выполнен мастерами 19 века и подарен монастырю.

Когда во времена советской власти монастырь закрыли, икона была перенесена в Покровский храм села Лыково, где службы не прекращались.

"После открытия монастыря мы долго просили у настоятеля покровского храма, отца Андрея, чтоб он нам эту икону вернул. Но он всегда находил причины для отказа", - рассказывает отец Серафим.

Буквально за неделю до перевода настоятеля Покровского храма в Нижегородскую епархию храм в Лыково обокрали. Среди нескольких икон грабители забирают и эту, с изображением святых угодников Космы и Митрофана.

"Все это случилось три года назад. Мы уже считали эту икону безвозвратно потерянной. А неделю назад случилось настоящее чудо", - говорит настоятель монастыря.

В Свято-Успенский монастырь позвонил человек, который где-то далеко за рубежом эту икону купил на аукционе. Не зная ни о монастыре, ни о святых, что изображены на иконе, зарубежный благодетель отыскал телефон настоятеля и вернул икону.

"Вот эта икона дивным образом опять вернулась на место своего исторического пребывания. Сама вернулась! Святые они сами уходят и сами возвращаются, в утешение наше", - заканчивает свой рассказ отец Серафим.

Большинство икон, украшающих монастырские храмы - дарственные, или возвращенные из музейных запасников Владимирско-Суздальской золотой кладовой.

Образ святой старицы Матроны попал в Космин монастырь из белгородской тюрьмы, его написал и украсил заключенный. С благословления отца Евгения Боровских, который курирует во Владимирской епархии все тюремные учреждения области.

"Помощь и сострадание всем нуждающимся, а люди, которые преступили закон, без сомнения нуждаются в божьем слове. Это важная задача любого из нас", - говорит игумен Серафим.

У настоятеля Космина монастыря давно есть идея организовать при одном из приписных храмов Православный Центр Социальной Реабилитации для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Это начинание благословил и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Но пока реализовать задуманное не получается из-за отсутствия у монастыря средств. Настоятель Серафим надеется на поддержку неравнодушных людей и ждет любой помощи.

"Для этого нужны немалые средства. В первую очередь нужно восстановить и реставрировать приписанные к монастырю храмы. Большая работа уже проделана. В двух из трех наших храмов, находящихся на территории Владимирской области, с помощью Божьей и при поддержке добрых людей уже сделан ремонт и проводятся службы", - рассказывает игумен Серафим.

Сейчас начаты работы по восстановлению храма Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в селе Большое Лучинское.

Каменная постройка середины 19 века требует ремонта. Нужны средства на роспись стен и написание иконостаса.

Много незавершенных реставрационных работ, дел по благоустройству есть и на территории древней монастырской обители.

Отец Серафим скромно говорит об уже проделанной огромной части восстановительных работ.

"С Божьей помощью побелен и покрашен древний Успенский собор, восстанавливается потихоньку интерьер надвратной Никольской церкви. Обустроены кельи и трапезная", - рассказывает настоятель.

И уже совсем настоятель замалчивает о монастырских нуждах и проблемах.

За батюшку слово берет научный сотрудник Галина Щенникова: " Здесь еще работы невпроворот".

Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава).

Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, - нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.

Описание окружающей местности

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Косьмой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику". Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление, отрок ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах - Успение и "Яхромская (Шахматица)".

В XV – XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. Во время польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали, а монастырь, скорее всего, также был разорен. В 1624 монастырю было пожаловано сельцо Небылое, и здания монастыря были отстроены вновь, но каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия, когда в качестве вознаграждения за взятые в Москву высоко ценимые святыни (в Благовещенском соборе Московского Кремля хранится предполагаемый древний оригинал образа Богоматери «Яхренской») царь Алексей Михайлович в 1657 году пожаловал монастырю 300 рублей денег и 100 пудов железа на сооружение кирпичной соборной церкви Успения. Согласно Описи 1666 года, у южных дверей Успенской церкви помещалась гробница Космы чудотворца с его святыми мощами.

Возведенный в середине XVII века Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. К сожалению, его внешний облик сильно искажен утратой четырех глав и колокольни (в настоящее время колокольня восстановлена в несколько упрощенном виде и в другом материале). Собор типичен для своего времени: он имеет большой алтарь с тройной апсидой, двусветный четверик храма и трапезную. Основным элементом его декоративного убранства является широкий орнаментальный карниз, состоящий из поребрика, вынесенных вперед прямоугольных профилей и ряда квадратных ниш с ромбическими впадинами внутри (возможно, от утраченных изразцов). С северной и южной сторон карниз разрывают два декоративно обработанных киота, в которых помещались настенные иконы. Над карнизом располагается ряд утопленных в стену килевидных кокошников с профильным обрамлением. Окна церкви украшены наличниками с килевидным завершением, а окна трапезной – наличниками с прогнутым фронтоном. Южный и северный входы в храм сделаны в виде полукруглых перспективных порталов. С северной, обращенной к монастырю стороны, портал, наличники окон и обрамления киота имеют более сложный рисунок. Успенская церковь была возведена местными, вероятно, суздальскими мастерами, старавшимися построить храм, подобный московским церквам того времени. Поэтому Успенская церковь в целом похожа на московские, а также на некоторые суздаьские храмы этого типа, но отличается от них упрощенностью, приземистостью и несколько огрубленным декором.

Возвращаясь к истории монастыря, нужно особо отметить 1665 год, когда по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. До революции 1917 года здесь хранилось Евангелие с собственноручной записью святого Митрофана, в которой сообщалось, что "выполнено сие Евангелие... при игумене Митрофане, что взят из Золотниковской пустыни... на казенные деньги".

Построенная игуменом Митрофаном церковь Спаса Нерукотворного Образа в течение последующих столетий неоднократно ремонтировалась, но основные ее части сохранились без существенных изменений. В период реставрации 1980-х годов она была восстановлена в своем первоначальном виде. Это относительно небольшая одноглавая церковь возведена на высоком подклете (нижнем этаже), использовавшемся для хозяйственных нужд. Декор ее простой и безыскусный: плоскостной орнаментальный карниз, состоящий из ряда вертикальных прямоугольных ниш, поребрика и нескольких прямоугольных профилей. Над карнизами – ряд плоскостных кокошников. Окна обрамлены простыми наличниками с треугольными фронтонами. При строительстве мастера взяли за образец монастырскую церковь Успения, но существенно упростили ее архитектуру.

В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой.
Никольская церковь неоднократно перестраивалась в XVIII – XIX веках, сильнее других построек она пострадала и в советское время. Ее современный облик почти полностью воссоздан реставраторами в 1980-х годах. Надвратный Никольский храм небольшой, по композиции такой же, как церковь Нерукотворного Образа, но вместо высокого подклета под ним устроены два проездных арочных проема, являвшиеся главным входом в монастырь. Декор этой церкви небогат, выделяются лишь широкие «барочные» наличники на окнах.

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. В 1711-1712 годах обитель дважды тайно посетила инокиня Елена - бывшая царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра Великого, сосланная им в суздальский Покровский монастырь. За "оказание чести" опальной царице игумену Симону было учинено "следственное дело". В 1726 году Успенский Космин монастырь как "малобратственный" был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.

В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы Яхренского (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа); над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж; почти полностью был перестроен Никольский надвратный храм (поэтому в изданиях начала XX столетия он датирован XIX веком).

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители как будто мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. Часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, а в 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее - хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.

К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. В 1996 году монастырь был возвращен Церкви, а в 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Возвышенная холмистая местность, на которой расположена обитель, изобиловала родниками чистейшей прозрачной воды. На одном из этих ключей, вверх по течению реки Яхрени, в полукилометре от монастыря, находился святой колодец под сенью, по преданию, изначально устроенный преподобным Космой; ныне колодец возобновлен.

Окрестности этой древней тихой обители очень живописны, особенно красивы дали, открывающиеся от святого колодца. Взор будет очарован чудными видами поднимающихся по холмам дубрав и еловых рощ, цветущих лугов и нежно зеленеющих полей на другом берегу искусственного озера, заменившего собой речку Яхрень, где более пяти веков тому назад явилась в образе Своей иконы Божия Матерь.

Описание тайника

Содержимое тайника

"Лягушка-путешественница" 019, CD с картами для OZI (в том числе "километровкой" Нижегородской области), CD MP3 System of a Down, паззл, магнит-открывашка, колода карт, батарейки.

Блокнот тайника, ручка, карандаш.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...