Святые отцы об одиноких и бездетных женщинах. Об одиночестве плохом и хорошем

Одиночество не сладко всякому человеку. Но особенно печально переживается оно женщиной. Ее призвание — жить для кого--то. В этом смысл ее бытия и путь спасения. Она сотворена, как помощник, как второе лицо. И каково ей, когда нет объекта заботы? Женщина рождается с потребностью любить. Природа любви необычайно сильна даже в самой эгоистичной и себялюбивой женщине. Беспокоен и неуравновешен душевный мир женщины с таким характером. Оттого, что живет она в несогласии со своим естеством.
Говоря о христианском браке, Апостол обращается к мужьям: Мужья, любите своих жен (Еф. 5, 25). И далее он неоднократно повторяет это. Женам наказ о любви Апостол не адресует ни разу. Мужчина в какой-то мере понуждает себя к любви, его любовь более осознанна. В женской любви больше природного. Ей, как говорит русский философ, предназначено «быть живым источником любви».

В браке проще и естественнее реализуется женское призвание. Однако не всем дается счастливое замужество. Как же быть тем, кто не нашел жениха или пережил развод, потерял супруга? Не воспринимать свою ситуацию, как абсолютное несчастье, жизненную неудачу, крах всех надежд и стремлений. Вспомнить, что в мире нет ничего случайного. Во всем, что происходит с нами — благая воля Божия. Любое наше житейское несчастье, и одиночество в том числе, скорее не наказание, а призыв. И, возможно, любовь одинокой девушки или женщины способна на большее, чем семья. Объектом ее любви и попечения может быть Сам Господь. В Евангелии рассказывается о женщине, которая купила за большую цену сосуд с благовонным миром и, разбив его, возлила миро на Иисуса. Некто стал роптать на такую, по его мнению, нерациональную трату денег, которые можно было бы раздать нищим. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. … Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14, 6-9). И почти два тысячелетия христиане всего мира назидаются ее поступком. Теперь мы не можем послужить Христу непосредственно, как это сделала та женщина, но мы можем послужить Его Церкви. И если взять женское служение Церкви, то оно всегда было и есть. Одиноким, конечно же, проще. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, …а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Находится дело и простым и премудрым. Трудно представить жизнь православного прихода без активного участия женщин. Уборка храма, починка или шитье облачения, готовка, а приходские столы порой бывают очень многочисленны. Потом — цветники, раздача вещей и продуктов нуждающимся, стенгазета и приходской листок, бухгалтерия. Клирос тоже большей частью женский. Просфоры, преподавание в воскресных школах. Кто любит Христа, приходят и трудятся. А труд в храме, даже самый простой, всегда творческий, потому что — ради Христа и перед Христом. Это и общая молитва, и общее дело, и то, что «как бы мы ни были слабы и худы порознь, но так радостно чувствовать, что для всех нас — одно самое главное» — Христос.

Женщине вверено рождение. Это тоже ее призвание — отдавать себя другому существу. И для большинства женщин невозможность иметь детей — трагедия. И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову…, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю (Быт. 30, 1). Но и здесь можно подняться над житейской ситуацией к высшей цели. Женщина может иметь детей и не родив их по плоти. Добрые дела, дела милосердия, любви к Богу и людям — тоже ее дети. Мне приходит на память история одной женщины. Она была замужем, очень любила мужа, хотела детей. Но семейного счастья не получилось. Сначала не-удачная беременность навсегда закрыла детскую тему. Потом болезнь. В довершение всего муж ушел к другой. Развод и одиночество. Страдала она необыкновенно, тем более, что часто видела бывшего мужа и его жену, знала, что у них родился ребенок. А была она учительницей и всю любовь, которой не дано было излиться в своей семье, она отдала чужим детям. Потом она стала ходить в церковь. Сначала из любопытства. А потом, когда воцерковилась, ей нашлось дело и на приходе. Не оставила она и своих школьников, особенно ребят из неблагополучных семей, возила их на церковную службу. Удивительно было видеть, как эти, мало воспитанные, собственно, брошенные родителями дети, слушались ее. Не шумели, терпеливо стояли на месте. И это в свой законный выходной! Такой авторитет дает только любовь. А потом — много лет преподавания в приходской воскресной школе. Вначале, когда не было никаких методик, всякий урок нужно было придумывать и строить самой. Затем — курсы катехизаторов. Да еще она «родила» приходской театр. Разве хватило бы на это времени и сил у семейной женщины? Она одна, но не одинока, к ней особенно подходят слова Апостола: у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа (Гал. 4, 27).

Одиночество — это испытание. Не всем удается его правильно пройти. Сколько людских трагедий стоит за воспитанной безбожным миром самоуверенностью: «Я тоже имею право на свое женское счастье!» Сколько женщин всеми способами отстаивают «право» на мужчину. Когда случается указать на греховность встреч с женатым человеком, или блудного сожительства, чаще всего слышишь именно эти слова о праве на женское счастье. Нередко позиция — во что бы то ни стало получить свое «женское счастье» — оправдывает разрушение чужой семьи, лишение детей отца, обращение к колдунам и магии. И все это делается «во имя любви»! Волшебное слово, оправдывающее преступление и глупость. И не имеющее никакого отношения к любви истинной! Как-то одна знакомая привела ко мне молодого мужчину, сказала, что они собираются вступить в брак. Попросила благословить и повенчать. Конечно, проникнуть в будущее трудно, но их союз показался таким неразумным, таким нелепым, а решение было слишком скорым, что я попросил их отложить событие на пару месяцев. Тогда невеста сказала: «А я прошу благословить. Потому что, если вы не благословите, мы все равно сделаем по-своему. Без благословения». Вскорости, после брака пришли обещанные Апостолом скорби по плоти (1 Кор. 7, 28). И супруги, как люди, почти не имевшие ничего общего и почти не знающие друг друга, не смогли противостоять искушениям. А «женское счастье» бывшей супруги воплотилось в горьком болезненном опыте, который возможно (дай-то Бог) остановит ее в дальнейшем.

Семейное счастье не может быть уделом каждой. Одинокие женщины были всегда. Войны, несчастные случаи, болезни гораздо чаще уносят мужские жизни, чем женские. Отсюда и нехватка женихов и нередкое вдовство. И всегда были мудрые жены и девицы, которые в своем одиночестве умели увидеть не обделенность, а призвание. «Когда человек находит в себе силы согласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни». Правильно распорядиться состоянием одиночества — значит стараться уподобиться в своей человеческой любви — любви Божией. Бескорыстно изливая ее на всех, кто в ней нуждается. Такое одиночество способно поднять человека на новый уровень общения с Богом. И Господь Сам приблизит его к Себе, ибо Бог одиноких вводит в дом (Пс. 67, 7).

Статья из журнала "Славянка" №4 (46) за 2013 год

Наше время многие психологи называют «эрой одиночества». Как быть женщинам, у которых не получается создать семью «вовремя», по общепринятым меркам - до тридцати лет. Своим видением данной проблемы делятся священники.

Иеромонах Иов:

Самое главное - не воспринимайте нынешнее ваше одиночество как несчастье или жизненную неудачу. Возможность построить семью еще не ушла. Доверяйте во всем Богу.

Может быть, Господь удерживает вас от скорбей и горьких переживаний, которых так много в наше время у людей, живущих семейно. Как велико число разводов! Сколько семей, в которых муж и жена живут под одной крышей как совершенно чужие люди. Вместо тепла и радостей - холод и тоска. А сколько родителей проливают слезы за своих непослушных детей, которых мир уловил в гибельные сети наркомании, половой распущенности и преступности.

Примите совет, который вам поможет: не мучайте себя мыслями об одиночестве. Господь лучше нас знает, что нам необходимо. Верующим людям легче: Бог дал им драгоценнейший дар - веру, без которой ни один человек не может иметь подлинное счастье.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Цель жизни одинокой женщины не в том, чтобы иметь детей без мужа. Если так получилось, что она одна, то это время надо использовать для покаяния, для спасения. Пусть женщина живет чистой, благочестивой жизнью. Делает добрые дела, милосердствует, помогает ближним, молится. Молиться ведь это тоже труд, и труд великий.

Иерей Виктор Дунаев:

Одиноким девушкам и женщинам надо жить той жизнью, которая дана вам сейчас. Иначе, ища другую жизнь - замужество, и эту упустишь, и той не найдешь. А будете жить сейчас без лишних мечтаний - и без мужа ничего не потеряете. И с мужем, если Господь даст, не разочаруетесь. Главное, искать волю Божию.

Протоиерей Павел Гумеров:

Многие женщины мечтают выйти замуж. И это понятно: стремление к замужеству и материнству заложено в женское естество от природы. Но очень опасно стремиться к этому любой ценой. Можно на всю жизнь сделаться несчастной. Некоторые девушки, особенно ближе к 30, считают, что жизнь будет прожита зря, если сейчас, срочно не выйти замуж. И неважно даже за кого: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное - выйти. Протоиерей Аркадий Шатов сказал как-то очень мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо.

Священник Сергий Круглов:

С вопросами в храм приходит много одиноких женщин. И лейтмотив их жалоб примерно один: хочу иметь мужа! Но такие мужики, которые встречаются, мне не подходят - один инфантилен, другой любит выпить, с третьим нет душевной близости. Что делать? Если отставить в сторону слёзы и жалобы, то реальных пути - два.

Либо не размениваться и упорно ждать своего желанного. Такого, какой рисуется в мечтах. Но тогда нужно трезво сказать себе: я готова ждать и терпеть годами, возможно, всю жизнь, но без настоящей любви жить не согласна. Господи, помоги мне!

Либо второй путь. Вспомнить, что Бог завещал любить реальных, а не придуманных ближних. И что главный способ получить любовь - начать любить самому. И выйти замуж за того, кто есть. Кто реально встретился по жизни, пусть он и не идеал. И сказать себе трезво: я готова делать все, что любящий делает для любимого, родить ему детей, быть ему верной. Не судить и не отторгать его от себя за его грехи. Готова помочь ему от них избавиться, не ожидая при этом, пока вместе с делами любви придут и чувства. Господи, помоги мне!

Но и тот, и другой путь - это крест.

Я могу засвидетельствовать, что встречал и тех, кто в терпении дождался-таки своей любви. И тех, кто в буднях, день за днем, вырастил ее из того, что было под рукой.

Протоиерей Андрей Ткачев:

Одиноким считает себя человек-рецептор, человек-потребитель, слышащий «на» и не слышащий «дай». Только не умея любить, можно чувствовать себя одиноким. У тебя есть руки, и в то же время их нет у тысяч таких, как ты. У тебя есть деньги, и в то же время их нет у тысяч таких, как ты. У тебя есть мысли, песни, одежда, еда, кровь в жилах. А некоторые люди на каждом шагу лишены этого.

Если бы ты имела любовь, то тебя покрыли бы благословения согретых тобою людей так плотно, как рыбу покрывает чешуя…

Протоиерей Алексий Потокин:

Если человек найдет себе супруга в 90 лет и станет счастливым - и это не поздно. Потому что счастливыми становятся для вечности. И если у вас будет пять минут счастливых в жизни - я вам поклонюсь в ноги. А чаще всего в браке этих пяти минут люди ждут годами. Это путь друг к другу, и нечего тут бояться.

Мне кажется, если человек не хотел вступать в брак - это беда. А если хотел, но этого не произошло - то я кланяюсь этому человеку. Если он всю жизнь ждал, думаете, он не может быть счастлив? Неправда! Посмотрите на историю Церкви: Христа сколько поколений ждали - что, они зря прожили? Ждать другого человека - это великое дело. Послушайте, а сколько Бог нас всех ждет? А почему мы не должны?.. Это ожидание на языке духовном называется надежда. Встреча с другим - это очень непросто. Иногда к этой встрече идешь, Бог знает сколько.

Но человек, который по-настоящему ждал, никогда об этом не пожалеет!

Протоиерей Артемий Владимиров:

Семейное счастье должно быть вымолено. И пусть ни у кого не будет и малейшего сомнения, что молитва постоянная, совершаемая с терпением и верою, будет услышана. Господь всегда исполняет наше прошение, только бы мы не ограничивали Божие всемогущество своим маловерием, нетерпением и ропотом: «Вот я молилась месяц, и ничего не вышло. Значит, Бог не слышит меня, не хочет исполнить мое прошение». Святые не допускали никогда подобных мыслей, но знали: бесконечно Премудр, Благ и Силен Тот, Которого просим, - а значит, Он исполнит наше прошение тогда и так, как это будет Ему угодно и полезнее всего для нас.

Священник Михаил Немнонов:

Молитва изменяет молящегося. Если девушка начинает молиться о даровании хорошего мужа и просит у Бога мудрости сделать его счастливым - она уже сделала шаг к тому, чтобы стать хорошей женой. И если юноша, вместо того, чтобы пугаться ответственности, просит у Бога сил и разума стать хорошим мужем, он тоже сделал свой первый шаг к семейной жизни. А подобное, как известно, стремится к подобному.

Архимандрит Андрей (Конанос):

Хочешь создать семью и молишься Богу: «Боже, пошли мне этот дар!» Да, но достоин ли ты того, чтобы Господь сделал тебе этот подарок? Какой характер имеешь? Есть ли у тебя что-то хорошее, что можешь подарить девушке или юноше, которых пошлет тебе Господь?

Ну, давай просто пойдем и создадим семью. И что? Какой фундамент положишь в своем доме? Поэтому Господь медлит и говорит тебе: подожди, нужно тебе еще смириться, нужно еще помолиться. Необходимо тебе исправиться. Потому что, если ты создашь семью с тем жизненным опытом, что у тебя есть сейчас, твои проблемы лишь умножатся. И Я, любящий тебя и провидящий твое будущее, говорю тебе: подожди, ты не видишь поворота на твоем жизненном пути. А ты Мне отвечаешь: «Я все отлично вижу». А Я тебе говорю: если ты выйдешь замуж или женишься, то через пять лет твой жизненный опыт приведет к разводу. Так что лучше тебе подождать еще три года, а затем будешь жить счастливо 70 лет. Вряд ли тебе нужно трехмесячное счастье, которое ты быстро разрушишь.

Священник Владимир Стрельников:

Желающим вступить в брак нужно много потрудиться, разобраться в себе. В этом очень помогает исповедь. Нужно научиться понимать, что такое эгоизм, лень. Все эти пороки обволакивают и умаляют способность любить другого человека. Пока не восстановишь в себе хоть немного образ Божий, лучше не спешить с супружеством. Любовь - дар Божий. А человек - сосуд, который может любовь принять. Но может и, по нечистоте своей, отторгнуть.

Священник Андрей Лоргус:

Надо искать свою встречу, свою, посланную Богом половину. Это длиннющее путешествие, иногда длиною в жизнь! Подбирают себе только партнера. А вот жену или мужа - нет. Это посылается Господом. Надо дождаться этой встречи. Это поиск, но это не подбор. Нельзя выбрать. Муж или жена - это не вещь. Это личность. С которой может быть только встреча: личности с личностью.

Когда мы встречаем человека по одежке, по статусу, по богатству, по машине, по фирме, которая напечатана на штанах или на очках - это не Встреча.

Для людей, встреча которых может стать провиденциальной, не имеют значения какие-то внешние особые признаки. Это то самое узнавание сердцем. Только человек сам может сказать: «Вот он!»

Архимандрит Рафаил (Карелин):

Вы разочаровались во многих, но, к сожалению, не разочаровались в себе самой. Уверены ли вы, что оцените достойного мужа, а не сделаете его несчастным? То есть промысел Божий бережет вашего потенциального супруга от вас. Уверены ли вы, что выдержите мужа с тяжелым характером? Возможно, что нет. Поэтому промысел Божий охраняет вас от него. В семье надо больше давать, чем требовать.

Поэтому, прежде чем искать хорошего мужа, приобретите качества примерной жены для будущего брака. Умейте уважать мужа как главу семьи. Не упрекать его в тяжелых жизненных ситуациях или недостатках характера, присущих всем нам. Умейте молчать и слушать больше, чем говорить. Подумайте, какая должна быть жена-христианка!? Приблизьтесь к этому идеалу! И тогда появится тот человек, который будет вам другом жизни.

Ольга БЫЧКОВСКАЯ

Мне давно хотелось написать эту статью. Поговорить об этом. О том, что сегодня касается многих женщин - о женском одиночестве. О неустроенности личной жизни. О той боли, которые испытывают незамужние молодые женщины, которые - по каким-то причинам - еще не встретили свою настоящую любовь, своего мужа.

Возможно, если Вы не замужем, Вы можете подумать "да, ей легко рассуждать, муж любит, ребенок растет, разве она может понять, что такое одиночество?". Я уверена, что в полной мере я понять этого не могу, но я ведь тоже не сразу вышла замуж, и потом, я могу попробовать представить.

Например, мне 26-27 лет, как сейчас, но я не замужем. Я работаю на хорошей работе, у меня есть деньги, квартира, семья родителей. У меня есть друзья. Есть свои любимые хобби и интересы - я покупаю много книг, платьев, посещаю выставки. Путешествую, фотографирую.

Большая часть моих друзей уже создали семьи, и вот я приглашена сначала на их свадьбы, потом на празднования дней рождения их детей.

Вот я сейчас пишу все это, и мне на душе прямо нехорошо. Слава Богу, у меня есть сейчас семья. А как трудно, наверное, приходится девушкам, если не то что мужа - жениха на горизонте нет? Не лежит сердце ни к кому, не отзывается.

Давайте попробуем проанализировать,почему личная жизнь женщины может складываться нелегко, и как с этим справляться, и быть счастливой - несмотря ни на что.

Предлагаю вместе посмотреть, что говорят о женском одиночестве и о создании семьи Святые Отцы и священники православной Церкви.

- "Женщине мужчина больше нужен, чем женщина мужчине, это факт. Мужчина нужен женщине сущностно, она влечется к нему не для удовольствия, а для жизни. Иначе она просто жить не может.
А мужчина влечется к женщине для удовольствия. Сущностно он без нее, хоть и со скрипом, но может.
Поэтому на женщине, соответственно, греха меньше - в силу своего неизбежного влечения к мужчине. Как птица хочет в небо, так и женщина хочет замуж или под крыло. Ее и обвинять в этом смысле не за что" (Протоирей Андрей Ткачев)

- "Вы разочаровались во многих, но, к сожалению, не разочаровались в себе самой. Уверены ли вы, что оцените достойного мужа, а не сделаете его несчастным? То есть промысл Божий бережет вашего потенциального супруга от вас. Уверены ли вы, что выдержите мужа с тяжелым характером? Возможно, что нет. Поэтому промысл Божий охраняет вас от него. В семье надо больше давать, чем требовать.
Поэтому, прежде чем искать хорошего мужа, приобретите качества примерной жены для будущего брака: умейте уважать мужа как главу семьи, не упрекать его в тяжелых жизненных ситуациях или недостатках характера, присущим всем нам; умейте молчать и слушать больше, чем говорить. Подумайте, какая должна быть жена-христианка, приблизьтесь к этому идеалу, и тогда появится тот человек, который будет вам другом жизни". (Архимандрит Рафаил (Карелин))

- ""До брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность." (Свящ. Александр Ельчанинов)

- «Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать». (Преподобный Анатолий Оптинский)

- "Только глазами любви мы можем видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться. Так относится к нам Бог." (Митр. Антоний Сурожский)

- ""Радость моя! Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съесть". (Преподобный Серафим Саровский)

- "С кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает... Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон".(Архимандрит Иоанн Крестьянкин)

- "Родившись женщиной, не присваивай себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждой, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем". (Свт. Иоанн Златоуст)

- "Что случится не по вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет." (Преподобный Антоний Оптинский)

- ""Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще". (Преподобный Амвросий Оптинский)

- "В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения". (Святая Царица Александра)

- "Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей." (Святитель Иоанн Златоуст)

Что мы видим в этих высказываниях? Непостижимую для нас мудрость, безусловную любовь, и так часто говорят нам, женщинам, о смирении, о послушании, о семейной иерархии.

На мой взгляд, есть несколько моментов, на которые можно обратить внимание незамужней девушке, если ей тяжело переносить одиночество, и она мечтает о семье.

С чем приходиться сталкиваться незамужней девушке, и как с этим можно научиться справляться?

Часто девушки впадают в уныние - годы идут, семьи создать не получается, кому я такая нужна, и так далее.
Давайте посмотрим с другой стороны - годы идут, девушка становится мудрее, больше узнает о психологии, больше проходит своих духовных уроков, учиться следить за собой и лучше выглядеть, развивается интеллектуально, уже на примере друзей и родных видит, как развивается та или иная семья. То есть девушка уже становится такой "готовой женой", и, когда она встретит своего избранника, ей будет проще вести быт, занимать свое место помощницы в семье, вкусно готовить, заботиться о домашних.

Лучшее средство от уныния, которое Преподобный Серафим Саровский называл самым страшным грехом, это радость и благодарность.

Посмотрите на себя, на свою жизнь как будто со стороны. Вы молоды и привлекательны, а главное - скорее всего, относительно здоровы (руки-ноги-голова-умеете ходить-говорить-писать-слышать). Вы живете в какой-то квартире (комнате, общежитии, снимаете жилье, в общем - не на вокзале). У вас есть (или были в жизни, а сейчас у Господа) родители - Вы ездите к ним в гости по выходным, или у Вас есть теплые воспоминания о них. Вы работаете на (скорее всего) интересной работе, можете позволить себе хорошую еду, одежду, книги. Я думаю, Вам есть за что благодарить Бога и родителей. Будьте благодарны за все, что имеете, за все, что с вами происходит, во всем есть некий высший смысл, для нашего понимания недоступный. Благодарность открывает сердце, согревает его, учит доверять. Не унывайте и не падайте духом!

Также я думаю, что незамужним девушкам важно отслеживать в себе зависть , и искоренять ее, вырывать с корнем, у всех нас есть это качество в той или иной степени, давайте будем с ним бороться.
Я не представляю, насколько это сложно. Но давайте учиться. Учиться радоваться вместе с семейными друзьями, замужними подругами, радоваться их счастью, быть настоящим другом и в беде, и в радости. Просто у них семья случилась чуть раньше. Они же в этом не виноваты, верно? Каждому Богом определен какой-то путь. Это огромный урок терпения и смирения, но ведь и награда может быть непостижимо высока.

Незамужним девушкам, как и всем женщинам вообще, важно быть женственными . Если у девушки на протяжении долгого времени не складывается личная жизнь, самый простой путь - это надеть броню и латы, и вперед, к мужикам. Деловой костюм, портфель с ноутбуком, закрытость в общении, самостоятельность. Так можно подать миру обратную информацию - "мне никто не нужен". Но на самом деле-то нужен, правда? Да, открывать душу намного сложнее, чем прятать ее под внешним железным характером. Но зато со временем это поможет стать мягче, теплее, нежнее, женственнее. Нужно стараться одеваться женственно, красиво, заботится о себе, ухаживайте за собой. Будьте женщиной в любых обстоятельствах - позволяйте открывать Вам дверь, уступать место, подать пальто, пригласить в театр.

Часто девушкам трудно общаться с родительской семьей . Постоянно слышать вопросы "ну когда?", "а где ты была", "а с кем познакомилась?"
Чтобы всем было легче, можно поговорить один раз на эту тему доверительно и искренне, сказать, что и рады бы, но пока не получается, как встретиться надежный, подходящий, добрый, отзывчивый, свой родной мужчина - сразу расскажу, поделюсь. И тему закрыть.

Временно нужно учиться принимать ситуацию как есть, и смиряться. Смиряться, смиряться, и снова смиряться. Однажды это поможет стать счастливее. Это учит доверять Богу. Если сейчас не дана семья, значит, у Него есть на это какой-то ответ. Может быть, у Вас другое предназначение. Может быть, просто сейчас не лучшее время, нужно еще поработать над своим характером или наладить здоровье. Может быть Ваш суженый - тот самый - еще не готов, не встретился Вам.

Незамужним девушкам сложно определиться, если они влюбчивы - они мечутся из стороны в сторону, тратят много нервов, сил и энергии, чтобы уделить внимание всем потенциальным женихам.

Мне кажется, стоит в этом вопросе быть спокойнее. Принимать знаки внимания - потому что Вы их достойны. Наблюдать, анализировать, слушать свое сердце.

Важно знать, какого мужчину Вы бы хотели видеть своим мужем. Ответственность, доброта, забота, способность любить, внутренняя сила, любовь к детям - вот, наверное, главные качества мужа и отца. Я не о том, что нужно снижать свои какие-то планки -ожидания, и выходить замуж "лишь бы выйти", нет. Я о том, что не всегда самый лучший будущий муж - это тот мужчина, от вида которого Вас трясет, и теряются мысли.

"Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха" ,

прекрасно сказала А.А.Ахматова.

Настоящее чувство либо не переживает этой бури вовсе, либо "перерастает" ее. Становится более спокойным, радостным, ровным состоянием любви и готовности к самопожертвованию, к служению ближнему.

А пока давайте учиться быть счастливой. Самой по себе. Радоваться природе, родителям, друзьям, хорошему фильму,красивой музыке, успехам на работе.
Потому что муж не обязан сделать женщину счастливой.
Если женщина несчастна,то в браке она станет еще несчастнее.
Она может поменяться только сама, разумеется, с Божьей помощью.
Примите решение изучить свои желания и потребности, вспомните о своих мечтах, реализуйте их, и будьте счастливыми, согревайте окружающих, будьте "солнышками на Земле", будьте красивыми, добрыми, нежными, полными жизни и любви!

Не закрывайтесь дома. Работа-дома-работа-дом - это точно не полезно незамужней девушке. Выходите в свет, на выставки, в театры, на концерты, на литературные чтения, прогулки в парке - все, что Вам нравится. Не с целью "познакомиться", а с целью напитаться знаниями, эмоциями, впечатлениями.

Давайте учиться отдавать. Чем больше мы отдаем - любви, заботы, доброты - тем счастливее мы становимся. У женщины вообще огромный потенциал служения и отдачи, и если нет семьи, отдавать некому вроде как и некуда. И мы замыкаемся и унываем. Оглянитесь вокруг - угостить пирогами можно и коллег, погулять с коляской можно и подруге помочь,можно с волонтерами собрать деньги кому-то на лечение - помочь участием в акции, и так далее.

И еще, очень важное, и, наверное, самое сложное - уважайте и цените себя. Не соглашайтесь на временные отношения, берегите себя, если Вы встретили Вашего будущего мужа, он Вас дождется и до брака, несмотря ни на что. В наше время это похоже на некий "подвиг", но зато какая крепкая и здоровая семья может быть создана на таком удивительном и чистом фундаменте. Да, и после "гражданских" браков женятся, и мы с мужем также имели опыт совместной жизни до брака, и я все равно считаю, что если есть возможность - лучше этого избежать.

Отдельно хочется сказать о молитве. Ни в какие пункты ее не вместить, это и не нужно. Молитесь искренне о даровании супруга, о семейном счастье, но лучше со словами "если на то будет воля Твоя". Я искренне надеюсь, что у Вас обязательно будет семья, и дети, и внуки, и семейное счастье. Бог всех любит, и обо всех помнит.

Я несколько раз в жизни сталкивалась с примерами "позднего" замужества, первого замужества в 30 и далее, один случай меня особенно вдохновил - я познакомилась с женщиной, которая встретила своего мужа в 30 лет, их дочке было уже 7 лет, младшему малышу менее полугода, и муж очень хотел третьего ребенка. Гармоничная, счастливая семья.

Я уверена, что и в Вашей жизни много таких примеров, приглядитесь к ним, такие истории вдохновляют, и согревают в моменты грусти.

О браке доступным, простым духовным языком - Павел Гумеров "Один раз и на всю жизнь"

О браке, любви, семье, с множеством примеров из жизни - Старец Паисий Святогорец "Том 4, Семейная жизнь" (из собрания сочинений из 5 книг)

Письма-ответы прихожанам, Старец Амвросий Оптинский. О жизни, семье, смирении - искренне, просто очищает слезами и любовью.

- "Женское одиночество - может ли оно быть трагичным?" Марина Кравцова

Послушать - лекции Монахини Нины (Крыгиной), в миру - кандидата психологических наук, все простым языком, очень информативно и полезно, от сердца к сердцу.

Ну и куда без него - Джон Грей, "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" - о различиях мужской и женской природы, особенностях восприятия, ценно, полезно и с юмором.

Я желаю каждой девушке терпения, духовных сил, и настоящего женского семейного счастья!
Будьте счастливы, любите и будьте любимы!

Старая как мир, такая простая истина: люби других - и не будешь одинок. Как полюбить? Начать с себя. Как любить себя, такую грешную? Любить себя – значит проносить через всю жизнь Пасхальную радость. Сознавая свою ценность как человеческого существа, любить жизнь и радоваться жизни. Радоваться, что относительно каждого из нас у Господа есть Свой замысел.

Предлагаем нашим читателям отрывок из замечательной книги М.Кравцовой «Женское одиночество. Может ли оно не быть трагичным?»

Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз

ПОЧЕМУ мы не интересны сами себе? Потому что не понимаем, какой огромный мир заложен внутри нас.

Наши слабости и ошибки – путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Каяться в грехах – совсем не то, что постоянно казнить себя за них, забыв о чистой радости сердца, какая бывает после исповеди.

Если постоянно говорить себе, что мы мерзкие и гадкие, то точно так же постепенно приучатся воспринимать нас окружающие. Святые отшельники плакали о своих грехах – это были люди, изначально удаленные от мира, и что такое был их святой покаянный плач, мы своими малоочищенными сердцами вряд ли поймем. Но совершенно точно: это не были надоедливые и нескромные сетования перед каждым встречным-поперечным: «Ах, какой я плохой».

Вы же собираетесь строить жизнь в миру, с любимым человеком. Истинное смирение молчаливо, покаяние отдается Богу. А для людей, которые рядом, женщину ничто так не красит, как ясное, доброе и светлое восприятие жизни. Радость меняет наш внешний облик, уверенность в Божьей любви дает уверенность в собственной нужности для этого мира. На исповеди душе дается освобождение.

Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз. Главное, иметь духовную силу и желание вовремя подняться.

Самый большой наш жизненный крест – это мы сами

Один умный человек сказал мне слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Не надо считать, что все люди смотрят только на тебя и думают только о тебе».

Да, действительно, у людей много других забот, чтобы только и делать, что выискивать в нас недостатки. Но мы сами можем постоянно о них напоминать, изводя близких и коллег своей самокритикой. Но повторим: истинное смирение молчаливо.

Нужно избегать мнительности. Бывает ведь, что нам все время кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного не было.

Помню, однажды мой друг довольно резко и односложно сказал мне, что занят, когда я позвонила ему. Я целый час переживала из-за этого. Но, перезвонив через час, услышала такое сердечное обращение, что весь вечер потом у меня было очень хорошее настроение от искренних добрых слов.

Надо помнить, что иногда негативное отношение человека направлено вовсе не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку.

Прощайте и смиряйтесь: мы все не святые. Самый большой наш жизненный крест – это мы сами, и если мы не становимся мгновенно хорошими, то и это надо понести без раздражения и ненависти к себе.

Итак, что же делать?

ПРЕДПОЛОЖИМ, вы правильно восприняли все вышесказанное и решили изменить отношение к жизни. Итак, что же делать?

Первое: успокоиться. По-христиански - смириться. Перестать стесняться одиночества. Слова о том, что «женщина не будет до конца счастлива, если не создаст семью», научитесь воспринимать с улыбкой. Найдя подобные высказывания в какой-либо книге, сразу же откладывайте ее, особенно если книга религиозного содержания: уж кому-кому, а верующим стыдно не знать, что, в конце концов, живем мы не для земного счастья, а для Царствия Божия. А оно «внутрь нас есть» и вряд ли зависит от непременного наличия мужчины в вашей жизни.

Не стесняйтесь без спутника посещать гостей, выставки, просто гулять по любимым местам.

Не разрешайте людям слишком долго распространяться на тему вашей личной жизни, если вам это неприятно. Всегда можно ответить вежливо, с улыбкой, но при этом так, что ответ ваш отобьет охоту у бесцеремонных людей портить вам настроение.

Главное, сами не портите его никому: ни себе, ни людям. Самое важное сейчас для вас – избавиться от ложного чувства стыда. Стыд «за то, что меня никто не любит», может даже стать серьезным препятствием в религиозной жизни. Конечно, краснея из-за того, что «все уже, а я никак», вы можете просто не заметить в себе то, из-за чего действительно надо бы краснеть. Не заметите, как развиваются неприятные черты характера, какие-то важные грехи так и останутся неисповеданными.

В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного

Стыдиться одиночества перед людьми – грех, поскольку суетному мирскому мнению мы придаем до неприличия большое значение. Оборотная сторона такого стыда – греховное самолюбие.

Раньше общественное мнение подспудно давило на незамужнюю девушку или женщину. Стоило ей на какое-то время выпасть из поля зрения знакомых, как те при встрече спрашивали: «Ну как, замуж-то еще не вышла?» В самом вопросе, в интонациях собеседника, а особенно собеседниц проскальзывало снисходительное отношение и даже злорадство – мол, вековать тебе, голубушка, одной, с твоими-то запросами. Приятельницы, делясь подробностями семейной жизни, взирали на незамужнюю подругу с оттенком превосходства, дескать, что ты знаешь о настоящей жизни?

На женщин подспудно давило и сознание, что нужно вовремя заводить детей. Гинекологи стращали нас, что в 25 лет роженица уже считается старородящей.

Ну и что? Не обращайте внимания на злословие! Но и не действуйте по принципу «зелен виноград». Это производит болезненное впечатление на окружающих. В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного – иногда и такие простые вещи женщинам надо втолковывать. Но если женщине стыдно из-за того, что она одна, если она переживает из-за неустроенной личной жизни, то порой бывает склонна скрывать свои переживания...

Вы нужны Божьему миру такая, какая вы есть!

Оторвитесь от переживаний и обратите внимание: вокруг вас – Божий мир! Он очень разный.

Он святой и грешный. Он прекрасный и отвратительный. Он счастливый и печальный. А вы – его часть.

И вы ему непременно для чего-то нужны такой, какая вы есть. Недаром Господь вызвал вас из небытия. Подумайте, зачем вы нужны миру, не бойтесь искать, этот интереснейший поиск избавит вас от уныния и иллюзии одиночества.

Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, в плохом настроении

«Всегда радуйтесь!» – наставлял христиан апостол. Правда, при этом прибавлял: «Непрестанно молитесь». По многим толкованиям, непрестанная молитва – это постоянное памятование о Боге. А когда человек помнит о Боге, в его сердце загорается надежда. Если же вы постоянно грустны, скучны и сами записали себя в неудачники, надежда меркнет, и смысл жизни искажается. Полюбуйтесь, как выглядят пессимисты со стороны.

В будущее они смотрят без надежды. Это люди с постоянно пониженным настроением. Они все воспринимают в мрачных, серых тонах и не ждут от будущего ничего хорошего, постоянно обдумывают свои прошлые ошибки, как правило, незначительные, но ими преувеличенные, склонны к угрызениям совести по любому пустяку. В общении они сдержанны и немногословны. Это прирожденные пессимисты с заниженной самооценкой, они склонны к самообвинению и самоуничижению при ничтожном поводе.

Таким женщинам очень сложно строить отношения с мужчинами. Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, которые всегда в плохом настроении, тем более, если для печали нет никаких оснований, и это лишь черта характера.

Если вы узнали себя в этом портрете, что делать?

ГРУСТНАЯ картина, не правда ли? А если вы узнали себя в этом портрете, что делать? Мы имеем идеал, к которому надо стремиться. Но смешно было бы начать подражать какой-либо известной личности, теряя свою индивидуальность и обезличивая себя.

Наш идеал не человек, а Богочеловек. Именно стремление подражать Христу обладает чудесным свойством: с искренним приближением к Нему человек не обезличивается, но, освобождаясь от наносного и ненужного в своем характере, познает себя как создание Божие. Для окружающих в этом человеке проявляется все лучшее, люди начинают тянуться к христианину. При этом человек начинает видеть свои грехи, но ощущение собственной грешности не бросает христианина в пропасть отчаяния, напротив, рождает стремление искоренять пороки в себе и мудрость не осуждать их в других.

Увы, так не всегда получается, хотя должно быть именно так. Но если вы подвержены печали, унынию и неуверенности, отнеситесь к этим малоприятным качествам вашего характера как к злейшим врагам и начните с ними беспощадную войну.

Это одно из важнейших умений – умение искренне улыбаться людям.

Сейчас, когда так много негатива наваливается на нас отовсюду и мощнейшим прессом давит на психику, улыбаться – просто наша обязанность. Заставляя себя улыбаться, вы уже не сможете огрызнуться на того, кто толкнул вас в автобусе. У вас и тон изменится. Улыбка поможет успокоиться в любой ситуации, грозящей нервотрепкой, спокойствие поможет внимательней и сердечней отнестись к человеку. Со временем внимание и сердечность станет доброй привычкой. Изменится и отношение окружающих к вам.

Вспомним самых известных русских святых XIX–ХХ веков. Во времена, когда уже ощущалось приближение великих несчастий, святые, служившие Богу, одним своим видом вселяли в людей надежду и радость.

Вспомним батюшку Серафима Саровского с его знаменитым на всю Россию приветствием: «Радость моя!» Однажды один монах Саровского монастыря впал в глубокое уныние и просил другого монаха прогуляться с ним, чтобы хоть как-то развеяться. По пути иноки встретили батюшку Серафима. Святой старец прозрел, какое мучительное чувство точит душу бедного монаха и воскликнул: «Радость моя, нет нам дороги унывать!» От слов старца Серафима, от одного его вида, источающего радость и любовь, унывающий монах взбодрился, и печаль оставила его.

Все, что делается, - к лучшему

НЕСЧАСТЬЯ могут содержать в себе скрытое счастье. Ведь недаром говорят, что все, что делается, - к лучшему. Что настоящее и будущее часто соотносятся, как фотография и ее негатив. И то, что сейчас, в настоящем, на негативе отобразилось как черное, на фотографии будет выглядеть как белое. Ищите преимущества вашего положения, и вы обязательно найдете их!..

Твое счастье зависит только от тебя. Потому что оно внутри тебя. И нет его ни под столом, ни под стулом. Если ты будешь ждать, что кто-то составит твое счастье, то рискуешь прождать всю жизнь.

Никто ничего не может сделать за тебя в практике духовной работы. Либо ты учишься нести ответственность за свою жизнь и топаешь в правильном направлении прямиком к счастью, т. е. гармонии души, либо у тебя все время кто-то виноват в том, что тебе плохо.

В оформлении статьи использованы фотографии, вошедшие в

«И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 18, 22–24).

Что ищет женщина?

Основа одиночества - ложное самоопределение. Спасительной "соломинкой" является любовь к Богу. Одиночество – очень серьёзное испытание для любого человека, а для женщины – вдвойне. Бог создал мужчину первым, и тот какое-то время пребывал в одиночестве. Но женщина – другое дело, её сердце постоянно требует, буквально с малых лет, быть любящим, приносить радость, жертвовать собой ради мужа, детей...

Когда-то, будучи одинокой женщиной, мне казалось, что я несправедливо обделена, что Господь любит других больше чем меня. Я словно находилась в чёрной комнате одиночества, и не видела даже маленького лучика надежды... Тогда я стала искать выход.

По мере продвижения вперёд, в поисках выхода, я стала понимать, что не обладаю тем, что необходимо для осуществления моей мечты. Я не хотела, чтобы мои дети оказались в той же чёрной комнате...

В казалось бы безвыходных ситуациях я всегда вспоминаю Евангельский отрывок: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6, 33).

Посмотрим, как толкует эти слова Свт. Иоанн Златоуст:

Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники, которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он ине повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.

Конечно, мы все так устроены, что желаем счастья здесь и сейчас, казалось бы - простого человеческого счастья. Но сколько раз мне приходилось сталкиваться с обратной стороной вопроса, когда человек буквально выпрашивал у Господа, как капризный ребёнок, это «земное счастье», и оно вдруг превращалось в непрекращающийся земной кошмар. Примеров тому, к сожалению, очень много. Самая распространённая беда – это не готовность принять бремя семьи.

Чем мы себя обманываем?

Я размышляла о том, может ли женщина в полной мере воспитать ребёнка в любви, дать ему ту внутреннюю направленность, которой сама она не обладает? Впоследствии дети из таких казалось бы воцерковлённых семей наотрез отказываются посещать храм, говорить о Боге, думать о спасении. Потому что не было основы, той глубины и того стержня, на который нанизывалось бы по крупицам духовное воспитание.

Вот что сказал об этом великий русский философ Иван Ильин:

«Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души...»

Женщина-мать должна напитать своих детей любовью, той необъятной глубиной, в которой растворяется детская душа, пребывая в счастье и гармонии. И эта глубина должна быть в Боге, иначе всё будет лишь казаться, оставаясь всего лишь внешним благочестием.

Я знаю женщин, которые родили «для себя», отчаявшись обрести нормальную семейную жизнь. Все эти истории «родивших для себя», увы, не благоухают счастьем. Дети так или иначе страдают: либо определёнными заболеваниями, либо отклоняющимся поведением, либо вообще отторжением самой матерью. Да, да! Именно это встречается очень часто: женщина, которая так хотела ребёнка, сама же впоследствии начинала считать его обузой и препятствием для того чтобы устроить свою личную жизнь. Ведь полноты семейного счастья так и не получилось, потому что в мечтах она представляла себе всё совершенно иначе. В этом и заключается чудовищный обман мечты.

Женские страхи

Страхи, как правило, основаны на недоверии Богу. Человек идёт по жизни, словно проваливаясь в трясину, ощущая ужас от неуверенности в будущем. Биологический возраст – это то, чем пугают женщину врачи, родственники, друзья: «Не успеешь родить, роди хотя бы для себя!» Таким образом, боясь вовремя не исполнить своё предназначение стать матерью, женщиной овладевает самопрогнозируемое пророчество. Из памяти словно по волшебству исчезают библейские примеры тех женщин, которые родили детей в почтенном возрасте. Но ведь и в обычной жизни такие примеры встречаются, вопреки любой человеческой логике, не вмещаясь ни в какие медицинские параметры.
Мне рассказала эту историю красивая восемнадцатилетняя девушка. Мать этой девушки, забеременнев в сорок шесть лет, поспешила к врачам и в ужасе просила их избавить её от неожиданного «сюрприза».. И только благодаря упорству мужа, который запер жену в доме и не пустил на аборт, этот чудесный ребёнок родился на свет. Всю беременность мать пребывала в депрессии, ведь врачи не оставляли шанса, что мать в таком «престарелом» возрасте сможет выносить и родить здорового малыша. Но Господь не выше ли человеческих предположений? Родилась красивая, одарённая девочка, и, думается мне, по молитвам отца, который безгранично любил своё чадо, находящееся в утробе матери. Любовь творит чудеса. Любовь к Богу, а значит – доверие Ему.

Раздвоение жизненного пространства.

Личностная направленность важная составляющая в жизни человека, именно она определяет основу его деятельности: то, к чему стремится человек, его самоопределение, ценностные ориентации и т. д. Таким образом, получается, что человек, переключившись на второстепенное – стремление создать семью, теряет главное – Бога в жизни. Личностная направленность не Христоцентрична, а значит, неизбежно происходит внутренний конфликт.

Если всё в жизни, как нам кажется, мы делаем правильно, или хотя бы стремимся делать правильно, то почему же тогда возникают странные желания: выпить, покончить с жизнью, забыться, уйти от реальности. Почему так тягостно на душе и порой хочется кричать от отчаяния? Ответ прост – одиночество без веры. То, о чём сказал святитель Николай Сербский:

«Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь духовного одиночества - одиночества без веры.»

Если до конца быть честным перед самим собой, то можем ли мы сказать, что верим и доверяем Богу? И нет ли в нашей жизни раздвоения: одна половина как будто принадлежит Богу, а другая половина – там, где Бога нет. Проверить очень просто, проанализировав собственные мысли: на что направлены, чем наполнены, в каких действиях проявляются. Если мысли женщины сконцентрированы только на том, что она одинока, то что же она видит вокруг? Куда обращён её взгляд? Все те мелочи, на которые она обращает внимание, полностью занимают всё внутреннее пространство: «у той жених появился», «у этой ребёнок родился», «другая с коляской глаза мозолит перед моим домом» и т. д. А в это время «духовное Я» требует другой пищи, ищет другой точки опоры, но «Наличное Я» упорно вытесняет этот внутренний голос, не желая слушать ни о чём. Жизнь превращается в самобичевание: «Я всё делаю по-правильному, но почему-то до сих пор одна. За что? Что во мне не так?»

Жертвенная любовь или жертва в "любви"?

Семья – это труд, это каждодневное отречение от своего «Я», это бесконечное жертвенное служение ближним. Представлять себе это легче, чем исполнить на деле.

Я вспоминаю одну молодую семейную пару, прихожан нашего храма в России. Она – красавица, стройная, с правильными чертами лица; он – настоящий русский богатырь, брюнет, с редкой проседью, с очень глубоким мудрым взглядом. Одна особенность – она возила его в храм на инвалидной коляске. Он неизменно был одет в камуфляж и было понятно, что инвалидность он получил в результате ранения на войне... Я всматривалась в лицо этой женщины, в её полные печали глаза... И думаю, что не только я, но и многие из наших прихожан замечали наряду с усталостью в глазах этой женщины какое-то внутреннее свечение, непередаваемое ощущение теплоты. Эта молодая жена несла свой крест, жертвенное служение. Знала ли она, что именно таким образом обернётся её семейная жизнь? Они даже не успели родить ребёнка...

А вот ещё один пример. Женщине Господь дал всё: дом –полная чаша, муж, дети. Трудности были, не без этого, но всё, о чём так долго она просила наконец вошло в её жизнь. И вдруг – непонятная тоска, отчаяние, вспышки гнева, алкоголь... Страдали все – и дети, и муж, и сама женщина...

Готовы ли мы к любым поворотам семейной жизни? Жертвенна ли наша любовь, о которой так много мечтается? Или быть может это только ловушка, и жертвой станем мы сами, оказавшись «прикованными» к семейному очагу.

Семейный очаг – кастрюли и сковородки?

Начнётся рутина, бесконечные однообразные дни семейного «счастья». Но что такое центр в семейной жизни? Неужели это – кастрюли и сковородки, готовка, стирка, уборка? Если только это – всё пропало. Центром семейной жизни опять же должен быть Бог. Всё в семье вращается вокруг главной цели – Бога. Но представьте, если до замужества Ваши мысли были целиком заняты только тем, как избавиться от одиночества и выйти замуж, то после замужества какие мечты займут это место? Образуется некая бесцельность существования – ведь всё уже есть, мечтать больше не о чем. Я встречала женщин, мысли которых занимала прямо противоположная идея – вернуть свободу и забыть семейную жизнь как страшный сон. Семейный очаг не мог возгореться в полную силу, потому что пламени в сердце женщины не было. Не зря ведь женщину зовут «хранительницей семейного очага». Хранительница – какое необыкновенное по силе и глубине предназначение!

Готовы ли мы принять этот священный огонь и бережно хранить его всю жизнь?

Выход всё же нашёлся.

Как женщина, которая прошла этот путь "от" и "до", для себя я увидела выход в апостольских словах: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, ибо такова о Вас воля Бога". Выбираясь из чёрной комнаты одиночества, я твердила себе:

Как смириться? – благодарить
Как не потярять надежду? – непрестанно молиться
Как не впасть в отчаяние? – радоваться даже мелочам
Как не обозлиться, не завидовать? – смотреть только в своё сердце.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...