Темный бог смерти. Смотреть что такое "Бог смерти" в других словарях

Обязательно есть представители темного мира. Смерть как нечто неизбежное для всего живого волновала человечество с незапамятных времен. Именно поэтому люди привыкли объяснять уход из жизни близких проявлением божественной воли. Какая же она, богиня смерти, на самом деле?

Смерть - женского пола?

Практически во всех культурах среди злых и темных богов есть представители обоих полов. Однако смертью и продолжительностью жизни людей чаще всего распоряжаются именно богини. Исследователи объясняют данную тенденцию по-разному. С одной стороны, божество по сути своей не может быть плохим или хорошим. Все, кроме верховного бога, лишь исполняют свои обязанности, контролируя жизнь людей в той или иной сфере. Соответственно, и богиня смерти не стремится истребить все живое, а просто забирает с собой души людей в назначенный час. Но не стоит забывать и о том, что богам не чужды чувства и эмоции. А это значит, что лишний раз вводить их в гнев не стоит.

Боги смерти в культуре разных народов

Античность характеризуется большим количеством богов и богинь. Древние греки и римляне верили в то, что все явления природы и сферы деятельности человека контролируются высшими силами. Царством мертвых в античной культуре правил бог смерти Аид и его супруга Персефона (Прозерпина) - повелительница темных созданий и душ умерших людей. Славяне в древности называли свою богиню смерти и темных сил Мара, или Морана. В Древнем Египте царством мертвых управляли сразу Анубис, Меритсекерт, Селкет и некоторые другие божества. Своя богиня смерти имеется и в индуизме. Ее имя Кали, она считается одной из ипостасей Великой богини матери-Деви.

Божество смерти у древних славян

Богиня смерти в славянской мифологии имеет несколько имен.

Вот наиболее часто употребляемые из них: Морена, Марена, Мара, Мора, Маара, Моровая Дева. Простым смертным божество являлось в разных обличьях: то молодая и красивая девушка с черными волосами, то женщина в саване, то страшная старуха с косой. А некоторые утверждали, что можно увидеть Мару и в образе скелета с обнаженными костями. Богиня смерти властвует в загробном царстве, но иногда приходит и в мир людей. Наибольшая вероятность встретить ее - в темных пещерах, сырых гротах и иных мрачных местах. Славянская богиня смерти иногда являлась к людям, чтобы предупредить о грядущих событиях. Но специально искать встречи с ней не стоило, так как, подобно свирепому охотнику, владеет темная дева различными видами оружия и не всегда она готова отпустить людей, увидевших ее в том или ином обличье.

Какими силами наделена Мара - богиня смерти?

Славяне верили, что самая зловещая богиня способна управлять ходом времени. По своему желанию Мара может замедлить его или вовсе остановить. Любопытно, что это божество способно оказывать влияние на время локально и глобально. Большую часть своего времени Мара проводит в Нави - мире теней, однако, в отличие от своего соратника Чернобога, она может в любой момент попасть и в человеческое царство. Славянская богиня смерти управляет жизнь и смертью. Она способна умертвить любого, в том числе и бессмертное существо. Но при этом своей волей Мара может даровать вечную жизнь или воскресить. Существуют у этой богини и свои приспешники. Существ, выполняющих поручения владычицы царства мертвых, смертные чаще всего видят в облике красивых молодых девушек с темными волосами.

Особенности культа Мары

В честь богини смерти на Руси не строили храмы или алтари. Почести Маре можно было воздавать в любом месте. Для этого изображение божества вырезали из дерева или изготавливали из соломы, после чего выбранное для ритуала место обкладывали камнями, а перед идолом устанавливали один крупный камень, служивший алтарем. После завершения обрядов идола сжигали или скидывали в реку, а все ритуальные принадлежности убирали. Самым главным праздником богини Мары считалось 15 февраля. Иногда также жертвы божеству приносились при сильных эпидемиях. Любопытен тот факт, что отголоски древнего культа дошли и до наших дней. В современной России все еще отмечается Масленица - день начала весны. Но не все знают, что сжигаемое чучело на этом празднике символизирует вовсе не отступающую зиму, а Мару. Существует мнение, что обряд со сжиганием соломенной куклы заимствован из ритуала человеческого жертвоприношения богине смерти. По версии некоторых историков, на Руси сооружали огромные чучела, полые внутри. И перед разведением костра внутрь заходили люди, решившие по своей воли принести себя в жертву или приговоренные к смертной казни преступники. После чего чучело поджигали, и оно сгорало вместе со всеми, кто находился внутри.

Как бы там ни было, языческие божества в наш век забыты, среди них и Мара - богиня смерти. Фото же с прекрасного и веселого праздника Масленицы наверняка найдется в альбоме каждой российской семьи. Из всего этого можно сделать вывод, что историю знать полезно, но жить надо в соответствии с традициями и обычаями своего времени. Не отказывайте себе в удовольствие полакомиться блинами и сжечь чучело на Масленицу. И не бойтесь гнева древней богини смерти.

Эрешкигаль

Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем — Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль — осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью.


Оркус и Плутон

У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.

Санта Муэрте

Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства.


Барон Самди

Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.

В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» — это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах.

  • Absinthe - абсент. (Объяснять, что это за мрачное бухло, думаю, не нужно.)
  • Ague - так в Средние века называлась малярия.
  • Ahriman - дух-разрушитель, олицетворение злого начала в зороастризме.
  • Alcina - волшебница из итальянских легенд.
  • Amanita - повелительница отравленных грибов.
  • Amarantha - мифологический неувядающий цветок из греческих мифов.
  • Amaranthus - цветок амарант, также известный как «love lies bleeding.» В древности использовался для остановки кровотечения.
  • Amethyst - аметист. С этим камнем связывают способность спасать от пьянства, а также от безбрачия. А астрологии считается символом божественного понимания.
  • Annabel Lee - героиня трагичного стихотворения Эдгара Аллана По.
  • Artemisia - персонаж греческой мифологии, а также разновидность полыни, используемая для приготовления абсента.
  • Ash - пепел.
  • Asmodeus - одно из имен Сатаны.
  • Astaroth - христианский демон.
  • Asura - «демон» в индуизме.
  • Asya - говорят, на суахили значит «рожденная во время печали».
  • Atropine - вид яда.
  • Avalon - место, куда отправился Король Артур после смерти.
  • Avarice - алчность. Один из семи смертных грехов.
  • Aveira - «грех» на иврите.
  • Avon - на иврите - импульсивный грех сладострастия.
  • Azazel - библейский демон в виде козла.
  • Azrael (Esdras) - Ангел Смерти согласно Корану.
  • Beelzebub - еврейская версия Сатаны.
  • Belial - еще один Сатан.
  • Belinda - один из спутников планеты Уран. Предположительно, в основе этимологии этого слова древнее обозначение змеи.
  • Belladonna - ядовитое растение с пурпурными цветами.
  • Blood - а что, отличное имя!..
  • Bran/Branwen - кельтское обозначение ворона.
  • Briar - колючка, шип.
  • Chalice - специальная чаша для святой крови.
  • Chaos - Хаос. В изначальном значении: состояние, в котором пребывала Вселенная до воцарения греческих богов.
  • Chimera/Chimaera - Химера. В греческой мифологии - гибридное чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом змеи.
  • Chrysanthemum - хризантема. Цветок, считающийся символом смерти в Японии и некоторых европейских странах.
  • Cinder - еще одно название пепла.
  • Corvus/Cornix - «ворон» на латыни.
  • Dark/Darque/Darkling и т.д. - несколько версия тьмы…
  • Demon/Daemon/Demona - несколько вариация на тему демонов.
  • Dies Irae - день гнева, судный день.
  • Digitalis - дигиталис, еще один ядовитый цветок.
  • Diti - мать демона в индуизме.
  • Dolores - «печали» на испанском.
  • Draconia - от «draconian», что означает «суровый» или «крайне серьезный».
  • Dystopia - противоположность Утопии. Фантастическое место, где все очень плохо.
  • Elysium - в греческой мифологии туда отправляются погибшие герои.
  • Ember - затухающие угольки.
  • Esmeree - по легенде, дочь уэльского короля, обращенная в змею усилиями колдунов. В человеческий облик вернулась благодаря поцелую прекрасного молодого человека.
  • Eurydice - Эвридика, трагический женский персонаж греческой мифологии.
  • Evilyn - красивое женское имя с корнем «evil». Вроде бы пришло из старого мультика.
  • Felony - звучит почти как распространенное Мелани, но при этом означает «тяжкое уголовное преступление».
  • Gefjun/Gefion - нордическая богиня, принимавшая под свою опеку умерших девственниц.
  • Gehenna - название Ада в Новом Завете.
  • Golgotha - на иврите «череп». Холм в форме черепа, на котором распяи Христа.
  • Grendel - чудовище в «Беовульфе».
  • Griffin/Gryphon - мифологический чудовищный гибрид: тело льва, крыля и голова орла.
  • Grigori - падшие ангелы в Библии.
  • Grimoire - гримуар. Книга, описывающая магические ритуалы и заклинания, содержащая магические рецепты.
  • Hades - греческий бог загробного мира.
  • Hecate - древнегреческое божество лунного света, могущественная волшебница.
  • Hellebore - морозник. Цветок, расцветающий в снегу посреди зимы. Согласно средневековому поверью, спасает от проказы и безумия.
  • Hemlock - цикута. Сильный яд. Им был отравлен, например, Сократ.
  • Inclementia - «жестокость» на латыни.
  • Innominata - название средства для бальзамирования.
  • Isolde - кельтское имя, означающее «красавица», «та, на которую взирают». Обрело известность благодаря средневековому рыцарскому роману XII века, «Тристан и Изольда».
  • Israfil/Rafael/Israfel - ангел, долженствующий прорубить начало Судного дня.
  • Kalma - древняя финская богиня смерти. Ее имя означает «трупное зловоние».
  • Lachrimae - «слезы» на латинском.
  • Lamia - «ведьма», «колдунья» на латинском.
  • Lanius - «палач» на латинском.
  • Leila - «ночь» на арабском.
  • Lenore - героиня поэзии Эдгара Аллана По.
  • Lethe - Лета. Река забвения в загробном мире в греческой мифологии.
  • Lilith - пресловутая первая жена Адама. Весьма зловещая.
  • Lily - лилия. Традиционный похоронный цветок.
  • Lucifer - падший ангел, часто ассоциируется с Дьяволом.
  • Luna - «луна», латынь.
  • Malady - практически Мелодия, но нет. Слово означает «болезнь».
  • Malice - нехорошие намерения.
  • Malik - ангел, повелевающий Адом согласно Корану.
  • Mara - в скандинавской мифологии демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны (кош-мар). Греки знали этого демона под именем эфиальта, а римляне называли инкубона. У славян эту роль играет кикимора. На иврите «mara» означает «горький».
  • Melancholia - очень готик-думовое имя для девочки. Или мальчика…
  • Melania/Melanie - «черный» на греческом.
  • Melanthe - «черный цветок» на греческом.
  • Merula - «черная птица» на латыни.
  • Mephistopheles/Mephisto - в эпоху Ренессанса так назвали Дьявола.
  • Minax - «угроза» на латыни.
  • Misericordia - «сострадающее сердце» на латыни.
  • Mitternacht - «полночь» на немецком.
  • Miyuki - «тишина глубокого снега» на японском.
  • Moon, Moonless, Moonlight - все, что касается Луны. Кстати, Луна - древний символ плодородия.
  • Moirai - Мойры. Греческие богини судьбы.
  • Monstrance - пустой крест, внутри которого «запечатан» святой дух.
  • Morrigan - кельтская богиня войны и плодородия.
  • Mort(e) - «смерть», «мертвый» на француском.
  • Mortifer/Mortifera - латинские эквиваленты слов «летальный», «фатальный», «смертельный».
  • Mortis - одна из форм латинского слова «смерть».
  • Mortualia - могильная яма.
  • Natrix - «водяная змея» на латинском.
  • Nephilim - нефилим. Представитель расы гигантов, сыновей падших ангелов.
  • Nocturne - ноктюрн. Романтический «ночной» жанр музыки.
  • Obsidian - обсидиан. Черный камень, образующийся в результате извержений вулканов. Используется в хирургии, т.к. является острее стали.
  • Oleander - олеандр. Красивый ядовитый цветок.
  • Omega - последняя буква греческого алфавита, символизирующая конец, финал.
  • Orchid - орхидея. Экзотический редкий цветок. Часто используется в качестве декорации в гламурных западных готик-клубах.
  • Osiris - египетский владыка подземного мира.
  • Penance - покаяние, епитимья.
  • Perdita -отлично звучит на русском!!! Это имя придумал Шекспир, на латыни означает «потерянный».
  • Pestilentia - латинский термин, означающий «чумной», «нездоровая атмосфера».
  • Reaper - он же Great Reaper, Grim Reaper. Английский - мужской - вариант костлявой старухи с косой.
  • Sabine/Sabina - Сабины или сабииняне. Народ италийской группы. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Примерно через год армия сабинов подошла к Риму, чтобы освободить пленниц, но те вышли на поле боя с младенцами от новых мужей на руках и добились примирения сторон.
  • Sabrina/Sabre/Sabrenn - богиня реки Северн у кельтов.
  • Salem - популярное место расправы над «ведьмами» в Массачусетсе.
  • Samael - Ангел Смерти согласно Талмуду.
  • Samhain - аналог Хэллоуина.
  • Sanctuary - святилище.
  • Serpent - «змей». Символ зла во многих культурах.
  • Shadow - «тень». Кстати, распространенная кличка черных котов.
  • Tansy - пижма. По поверью, ее семена провоцируют выкидыши.
  • Tartarus - греческий аналог Ада.
  • Tenebrae - «тьма» на латыни.
  • Thorn(e) - шип.
  • Tristesse/Tristessa - «печаль» на французском и итальянском.
  • Umbra - еще одно слово, означающее «тьма».
  • Vespers - утренние молитвы в в католицизме.
  • Willow - ива. «Плачущее дерево», символ смертельной печали.
  • Wolf(e) - как же без волка…
  • Xenobia - «чужак» на греческом.
  • Yama/Yamaraja - повелитель смерти в индуизме.

Страх перед непродолжительностью бытия или утраченные нами ныне знания тому причиной, но абсолютное большинство народов, населяющих планету, свято верят в то, что жизнь вовсе не заканчивается со смертью, а продолжается в иных, загробных мирах. В каждой языческой религии царство мёртвых описывают по-своему, но в чём-то эти описания поразительно схожи.

Боги смерти

Во владениях Чёрной Погибели

Известный всем сказочный Кощей Бессмертный, оказывается, вовсе не был холостяком. Его законной супругой числилась владычица смерти и зимы, царица ночи, грозная славянская богиня Морана (она же Марена, Мара, Моржана, Тёмная Богородица, Чёрная Погибель). В преданиях она описывается по-разному: то черноволосой молодой красавицей в расшитом драгоценными камнями платье, то уродливой старухой в нищенских отрепьях. Наружность Мораны напрямую зависела от времени года. Когда богиня только вступала в мир людей, ведя за собой зиму, она была ещё в полной силе, а на исходе тёмного времени года дряхлела и не могла противостоять могучему Солнцу - Яриле, вместе с которым к людям приходила весна. Символами Тёмной Богородицы традиционно считались черепа, серп и ворон. Птица возвещала приближение своей госпожи, черепа напоминали о том, что все живое когда-нибудь обратится в прах, а серпом Морана собирала смертную жатву - перерезала нити жизни тех, кому приходило время умирать. Владения богини простирались от берега речки Смородины. Чтобы попасть гуда, следовало перейти Калинов мост, соединяющий Явь (мир живых) и Навь (царство мёртвых).
Постоянных капищ в честь Мораны не возводили, поскольку считалось, что лучше всего оказывать ей почести поблизости от мест, где человеческие души отправлялись в царство мёртвых, - возле крады (погребального костра) или рядом с поминальными курганами. В дар Чёрной Погибели несли цветы, солому, фрукты и овощи. Лишь иногда, в случае крайней нужды обрести её благосклонность, в жертву приносили животных, забивая их прямо у алтаря. По окончании требы полагалось разобрать капище Мораны, а её идола сжечь либо выбросить в реку, чтобы вода или огонь очистили округу от присутствия смерти. Прибегали к помощи богини и в случае эпидемий среди домашних животных или членов общины, а также при угрозе нападения врагов или начала войны. Тогда с идолом хозяйки Нави обходили селение, прося у неё защиты от болезней.
Хотя Морана и числилась самым мрачным и опасным для человека божеством, ей воздавали должное как участнице непрерывного круга бытия. Наши предки верили, что без увядания и смерти не может быть ни обретения свободы в ином мире, ни перехода к новой жизни, ведь за ледяной зимой всегда приходит весна, возрождающая все живое.

Холод девятого мира

Доблестные скандинавские воины, с честью павшие в бою, попадали в чертоги Вальхаллы, где их ждали нескончаемые пиры и новые подвиги в битвах. А что же происходило с прочими усопшими? Они отправлялись в самый нижний из девяти миров - Хельхейм, царство мрачной Хель, дочери хитроумного Локи и великанши Ангрбоды. Какое занятие предначертано их дочурке, родители узнали рано: однажды в детстве будущая хозяйка мёртвых предстала им в виде разлагающегося трупа. Родители сочли это знаком её судьбы.
Впоследствии Хель являлась людям либо в образе огромной бледнокожей красавицы с очень светлыми голубыми глазами, либо в виде полутрупа (одна её половина оставалась все так же прекрасна, а другая выглядела как скелет с клочьями сгнившей плоти). Скандинавы полагали, что её наружность зависит от того, как относился к смерти человек, которому она явилась. Если он считал смерть ужасной, не верил в потустороннюю жизнь, Хель оборачивалась к нему той стороной, что представляла собой скелет. Но если человек воспринимал смерть как часть естественного хода жизни, она показывала умирающему свой прекрасный облик.
Отношение к смерти как к логическому продолжению земного существования считалось в Скандинавских странах более правильным, ведь всё равно рано или поздно каждому придётся встретиться с ней лицом к лицу, так пусть же это лицо окажется прекрасным. Впрочем, в последний из девяти миров, как гласит легенда, Хель забирала умерших младенцев, а также тех, кто скончался «от хворей и старости», погибших в бою без славы и чести.

Знаете ли вы что…

В 1907 году некий доктор из Массачусетса взвесил человека до и после смерти. После смерти тело потеряло в весе 21 грамм. Считается, что именно столько весит человеческая душа, уходящая из мёртвого тела.

В отличие от некоторых других загробных царств, во владениях северной богини не было ни адского огня, ни вечных мук. Ведь на севере смерть отождествлялась с холодом, и оказавшиеся в Хельхейме страдали от вечной тьмы и стужи. Попасть в нижний мир без приглашения хозяйки не могли не только смертные, но даже могущественные боги. Когда в Хельхейм попал бог весны и света прекрасный Бальдр, его великий отец - глава скандинавского пантеона Один - не смог вызволить юношу.
Согласно поверью, обращаться к Хель за советом и помощью людям следовало лишь в самом крайнем случае, если не оставалось другого выхода. Советы «матери мертвецов» часто были жёсткими, хотя и вели к благу вопрошающего, выполнять их следовало в точности, иначе ослушнику грозило наказание.
Летописи сообщают, что иногда Хель являлась к людям и начинала страшную жатву. Во время средневековой эпидемии чумы она бродила по селениям в чёрном плаще, с метлой и граблями в руках. Там, где она пускала в ход грабли, кое-кто оставался в живых, но в тех местах, где Хель пользовалась метлой, вымирали целые общины от мала до велика.

Аид, «гостеприимный и щедрый»

Самым известным из богов смерти, безусловно, следует считать Аида, или Гадеса, которому поклонялись обитатели Древней Эллады (Греции). После победы над титанами молодые боги Олимпа разделили между собой сферы влияния: Зевсу досталась земля, Посейдону - морская пучина, а Аид получил подземные чертоги царства мёртвых, названного по его имени. С той поры именно владыка загробного мира решал, обретёт покой душа усопшего или будет мучиться целую вечность. Изображали хозяина царства мёртвых обычно в облике зрелого мужчины, холодного и бесстрастного, словно сама смерть. Среди атрибутов Аида чаще всего упоминаются волшебный шлем, дарующий своему владельцу способность становиться невидимым, и рог изобилия, наполненный либо разными плодами, либо самоцветами и драгоценными металлами. Последнее неудивительно, ведь древнеримское имя Аида - Плутон (с латыни - «богатство», «изобилие»). Так что помимо страха обитатели Древнего мира испытывали к богу мёртвых почтение и даже любовь за его способность наградить богатством того, кого он считал достойным.
Подземное царство Аида находилось, по преданию, на крайнем западе, на самом берегу Океана. Чтобы попасть в него, следовало заплатить Харону, перевозящему души мёртвых через реку Стикс, из-за которой не было возврата к жизни. Вход в Аид охранял трёхголовый пёс Цербер, бдительно следящий, чтобы мимо него не пробрался ни один живой человек. Некоторым, однако, это удавалось. Мифы повествуют об отважном певце Орфее, отправившемся в загробные чертоги за своей возлюбленной Эв-ридикой. А царь Итаки Одиссей навещал Аид ради того, чтобы находившийся там прорицатель Тиресий указал ему дорогу на родной остров.
Самый же известный из мифов об Аиде повествует о том, как он влюбился в Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, похитил девушку и унёс под землю, чтобы сделать своей женой. Де-метра так горевала по дочери, что земля перестала плодоносить, людям угрожала голодная смерть. Тогда Зевс договорился с Аидом, что тот станет отпускать супругу на две трети года наверх, к родителям, и лишь треть года будет проводить вместе с ней в подземном мире. В Древней Греции считали, что из-за этого и чередуются времена года.

Вечно живой хранитель Миктлана

Высадившиеся на берега Америки христианские миссионеры, услышав о девяти кругах смертного пути ацтеков, были совершенно убеждены, что речь идёт о языческом аде. Возможно, отчасти они были правы, но индейцы не боялись путешествия в царство мёртвых, поскольку знали, что для большинства из них оно неизбежно (ведь туда попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, скончавшихся в тяжёлых родах). Путь в главный загробный мир ацтеков - Миктлан - был необыкновенно труден и тернист. Он располагался под землёй где-то далеко на севере, а чтобы попасть туда, нужно было одолеть целых девять кругов испытаний - от горы, усеянной острыми, словно бритва, камнями, до ягуара, пожиравшего сердца тех, кто навсегда покинул мир живых. Путь в Миктлан длился целых четыре года, и за это время усопшие полностью забывали, что когда-то были людьми.
Хозяин Миктлана - бог Миктлантекутли - представал обычно в виде залитого кровью скелета, украшенного повязкой из совиных перьев и ожерельем из человеческих глаз. На рисунках его иногда можно увидеть с разинутым ртом: индейцы верили, что днём он пожирает звезды и луну, а затем возвращает их обратно на небосклон. Супруга Миктлантекутли - Миктлансиуатль - выглядела как скелет, облачённый в дорогие украшения и юбку из ядовитых змей. Сопровождали мрачную чету их посланницы совы, чей крик над домом означал неминуемую смерть кого-то из семьи.
Боги смерти у ацтеков были жестокими и требовали обильных кровавых жертв. Частью ритуала для хозяев Миктлана был даже каннибализм. Лучших пленников убивали на их алтарях и разделывали, затем часть мяса отдавали богам, а остальное раздавали в пищу самым уважаемым членам общины. Кости тоже шли в дело: из черепов в честь Миктлантекутли и его жены возводили целые стены и пирамиды.

Практически в каждой мировой культуре есть своё олицетворение смерти. Греческий бог Аид, владыка царства мёртвых, известен, пожалуй, всем. Мы же собрали 10-ку устрашающих ликов смерти, о которых мало кто слышал.

Миктлантекутли (ацтеки)


Ацтекский правитель подземного мира, правящий самой нижней его частью - девятой преисподней - изображался как залитый кровью скелет с ожерельем из человеческих глазных яблок или же в виде человека с оскаленным черепом вместо головы. На службе у Миктлантекутли , такое имя было у этого бога, были пауки, совы и летучие мыши.

Супай (инки)


Супай был богом смерти и правителем загробного царства (Уку Пача) инков. . Хотя он ассоциировался со смертью, в мифологии инков преисподняя не обязательно рассматривалась как негативный аспект смерти. Считается, что подземные источники являются необходимым аспектом для поддержания жизни живых и мертвых. Поэтому инки хоть и очень боялись Супая, но безмерно почитали преисподнюю и ее бога. В честь Супая проводили различные ритуалы и торжества.

Танатос (Греция)


Танатос – гречекий бог ненасильственной смерти. Он изображался, как юноша с крыльями и мечом. Утверждали, что Танатос ненавиди и людей, и бессмертных богов Олимпа. При этом он был единственным из греческих богов, который не переносил подношения.

Донн (Ирландия)


Донн - ирландский властитель одиночества и смерти, который, по преданию, обитает на острове у юго-западного побережья Ирландии. Ирландцы верят, что Донн вызывает бури и топит корабли, чтобы заполучить больше душ в свое царство. Считается, что Донн не всегда был богом – раньше он был смертным человеком. Он сын Милесиуса, который был убит в бою, когда вместе со своими братьями сражался за Ирландию. Изображали Донна чаще, как фигуру в чёрном балахоне с капюшоном.

Мэн По (Китай)


В китайской мифологии у смерти женское лицо. Мэн По - госпожа забвения, которая служит в китайском царстве мертвых Ди Юй. Когда душа готова к перевоплощению, именно Мэн По отвечает за то, чтобы душа забыла свою прежнюю жизнь и отправилась в Ди Юй. Чтобы помочь людям забыть о прошлой жизни, она варит специальный чай «Пять ароматов чая забвения». Считалось, что после того, как душа проходит очищение от грехов, она воскресает в новом воплощении.

Седна (эскимосы)


В мифологии эскимосов Седна является хозяйкой подземного мира Адливуна и богиней моря. Седна когда-то была красивой смертной женщиной, которая жила на побережье со своим отцом. Её мать умерла, когда Седна была еще совсем маленькой. Из-за ее красоты мужчины со всего света пытались добиться ее признательности, но никому этого не удавалось. По легенде, Седна погибла от рук своего отца и с тех пор мстит всем живым.

Анку (кельты)



Бретонцы, жившие на северо-западе Франции, считали, что Анку является олицетворением смерти. Его изображали, как высокого худого мужчину с белыми волосами или как скелет в сопровождении двух призраков. В некоторых культурах считалось, что Анку - первый сын Адама и Евы. Другие же утверждали, что человек, умерший в поселении последним в году, становится Анку. Анку означает «жнец мертвых». Когда опускается темнота, Анку на своей похоронной телеге, запряженной скелетами лошадей, ездит по сельской местности и собирает души умирающих. После того, как его тележка заполняется, Анку доставляет свой груз Анаону - царю подземного мира.

Гильтине (Литва)


Гильтине – богиня смерти и чумы - была молодой привлекательной женщиной, которую погребли заживо. Когда через 7 лет ей удалось выбраться из могилы, она стала страшной старухой с длинным синим носом и ядовитым языком, которым она облизывала обречённых на смерть. Гильтине часто изображают как скелет с косой, а ещё она может превращаться в змею. Гильтине бродит по кладбищам, облачённая в саван, и облизывает трупы, чтобы извлечь яд, которым она будет убивать живых.

Масау (индейцы хопи)


В мифологии хопи Масау больше известен как скелет-человек, который является лучшим другом людей и стражем их загробной жизни. Именно Масау, по мнению хопи, научил людей сельскому хозяйству, а также неоднократно предупреждал их о различных надвигающихся опасностях.

Айта (этруски)


Этрусскую смерть называли Айта, это был демон с головой волка. Он проводит души живых вниз, в подземный мир и охраняет их там. На погребальных урнах Айта изображался в виде бородатого мужчины в меховой шапке, сделанной из волчьей шкуры.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...