Торквемада. Испанская инквизиция

Сын священника и племянник еврея

Томас Токвемада родился в начале XV века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя кардинал Хуане Торквемада был потомком крещеных евреев.

Томас Торквемада

Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышленом и общительном ребенке. Юноша поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.

Дядя Торквемады был потомком крещеных евреев

В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всем: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.

Духовник Изабеллы Кастильской

Однажды в Санта Крус ла Реал прибыла с визитом Изабелла Португальская. Три года назад она потеряла мужа, и от тоски ударилась в религиозный фанатизм. Познакомившись с Томасом, она попросила монаха стать духовником ее дочери Изабеллы. Торквемада согласился, и принялся с двойным усердием воспитывать инфанту. Он был не просто духовником, но и учителем и ментором девочки.

Торквемада был воспитателем и духовником Изабеллы Кастильской

Неокрепший ум ребенка легко воспринимал фанатические воззрения Торквемады. Однако некоторые историки считают, что его влияние нельзя назвать отрицательным: к моменту замужества Изабелла обладала неплохим багажом знаний и была образованней своего жениха Фердинанда. Брак устроил сам Торквемада. Выдав замуж свою подопечную, он тем самым объединил Испанию.


Изабелла Кастильская

Он был суров, как повелитель ада, великий инквизитор Торквемада

К концу XV века власть Торквемады была почти безграничной. По просьбе Изабеллы и Фердинанда папа Сикст IV основал Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 назначил Томаса Торквемада великим инквизитором.

Торквемада — прототип великого инквизитора из «Братьев Карамазовых»

Своей главной задачей Торквемада считал укрепление положения католической церкви, а других средств, кроме инквизиции, он не видел. В Испании инквизицию учредил еще папа Григорий IX, но широкого распространения она не получила, а во второй половине XV века на территории Кастилии и вовсе не было ни одного инквизитора.


Аутодафе на площади Майор в Мадриде, 1650

При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создает инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчетам, при Торквемаде были сожжены заживо от двух до восьми тысяч человек, при этом иногда на костер кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тысяч человек были подвергнуты пыткам.

В 1483 Сикст IV назначил Торквемада великим инквизитором

Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осужденных присваивало государство. Все эти зверства приправлялись гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 серебряников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!» И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора.


Марлон Брандо в роли Торквемада в фильме «Христофор Колумб: завоевание Америки», 1992

Ничего удивительного, что за 78 лет Торквемада нажил себе немало врагов. Он и в молодости был одинок, а в преклонные годы и вовсе отгородился от людей и окружил себя охраной. 250 человек день и ночь следовали за великим инквизитором, который страшно боялся ножа в спину или подсыпанного в напиток яда. Великий инквизитор умер на исходе XV века, ненавидимый целой страной.

27 сентября 1480 года Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции Римского Папы Сикста IV учредили Испанскую инквизицию. Упразднили ее лишь в 1834 году. За несколько веков тысячи людей были преданы смерти, чьим ликам мы ужасаемся по сей день.

Порядки Торквемады

Через три года после учреждения Инквизиции, в 1483 году, первым Великим инквизитором стал Томас де Торквемада . За время его правления было сожжено на кострах около десяти тысяч человек, порядка тридцати тысяч были подвергнуты пыткам. Именно он добился изгнания из Испании около миллиона евреев.

Торквемада быстро организовал работу инквизиционных трибуналов. Инквизиторы прибывали в некую местность для изучения настроений местных жителей. Им объявлялось, что пришло время покаяться во всех грехах, и предлагалось донести на того, кто не желал раскаяться. Не донесшего подвергали преследованиям, потому недостатка в показаниях жителей друг на друга у церкви не было.

Далее начиналось расследование, которому помогали пытки и истязания. Если человек не признавался в грехе, его объявляли еретиком и сжигали на костре. Если признавал свою вину, то его сначала душили, а потом все равно сжигали.

«Сжечь — не значит, опровергнуть!»

Эти слова приписывают Джордано Бруно , возможно, самой известной жертве Святой Инквизиции. Его схватили в 1592 году по доносу аристократа, пригласившего Бруно к себе в гости, чтобы тот помог ему овладеть «искусством памяти». Довольно быстро Джордано рассорился с хозяином, и тот целых три дня строчил на своего гостя доносы. Бруно обвинялся не только в еретической трактовке устройства мира, но также в богохульных толкованиях Священного писания. Джордано Бруно, по заявлению аристократа, уверял, что не существует никакого возмездия за грехи, что души переселяются, и что сам Иисус не собирался погибать, до последнего стараясь избежать смерти.

Расследование дела Бруно шло более семи лет. За все эти годы он не отрекся от своих мировоззрений. Сама церковь приговор в исполнение не приводила, жертва передавалась светской власти. Узник был передан властям с упоминанием о «бескровном наказании», что означало аутодафе. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре.

Орудия пыток

Когда знакомишься с орудиями пыток инквизиции, понимаешь, что смерть на костре — ужасная и мучительная, многим жертвам могла представляться быстрым и желанным избавлением от страданий.

Широко распространены были испытания водой. Жертву привязывали к креслу, которое с помощью длинной жерди опускали в реку. Какое-то время держали под водой, а затем поднимали. Пытка могла продолжаться сутками. Холодной осенью она приобретала новые краски, поскольку поднимаемая из воды жертва быстро покрывалась коркой льда.

Похожим образом использовали металлическую клетку, в которую помещали еретика. Иногда так же погружали в воду, иногда — оставляли жариться на солнце. Надо ли говорить, что в таком случае жертву не поили и не кормили.

Пытка водой начиналась с того, что несчастного привязывали к специальному столу, выступ которого упирался жертве в спину. Нос затыкали и лили воду в рот, через специальную воронку. От невозможности глотать воду и дышать у истязаемого часто лопались сосуды. Когда тело переполнялось водой, но сознаваться ни в чем жертва не желала, палач прыгал ей на живот.

Железные крюки всевозможных модификаций использовались для раздирания спины. Жертву подвешивали на столбе и начинали «чесать». Иногда вместе с кусками мяса крюками выдирали ребра.

Дыба могла быть вертикальной, когда жертву подвешивали за руки, и горизонтальной, когда ее вытягивали с помощью специальных приспособлений. При вертикальной дыбе к ногам истязаемого привязывали груз.

Четвертование с помощью лошадей могло не задаться. Кони подчас не могли разодрать жертву на куски, тогда палач делал надрезы на конечностях несчастного…

Металлическая груша вставлялась, скажем так, не в рот. Рукоятка крутилась, груша внутри человеческого тела расширялась и… трудно было не признаться даже в самых страшных преступлениях.

«Колыбелью Иуды» называлась большая табуретка, сверху напоминающая по форме пирамиду. На острие сажали жертву. Когда от невыносимой боли она теряла сознание, ее снимали, приводили в чувство и снова сажали.

«Железная дева» представляла собой саркофаг в виде женской фигуры. В помешенного в саркофаг человека вонзались шипы и лезвия. Сделаны они были таким образом, чтобы убить жертву не сразу, а дать ей медленно истечь кровью.

А были еще пресс для черепа, испанский сапог, кресло для пыток с торчащими из него металлическими шипами. А иногда жертву, держа ее вниз головой, просто распиливали пилой. В таком положении несчастный до последнего находился в сознании…

Охота на ведьм

Считается, что во время охоты на ведьм в Средневековой Европе погибло около сорока тысяч женщин. По другим данным, жертв было более ста тысяч. Как бы то ни было, население ряда местностей существенно сократилось после активного поиска ведьм.

Если инквизиция положила глаз на какую-либо женщину, быть не признанной ведьмой шансов у нее практически не было. Первым признаком, по которому определяли ведьму, было наличие у нее домашнего животного. Кошки или собаки для обвинения в колдовстве было вполне достаточно. Не находили кота, годился жук с навозной кучи. Не было жука, в качестве доказательства использовали моль. Инквизиторы не брезговали даже тараканами.

Полагали, что у всякой ведьмы на теле есть отметина, некая область, которая не чувствительна к боли. Жертву кололи где только можно. Если не находили отметины на теле, считали, что таковая есть внутри. И тогда начинали изучать женщину более проникновенно. Но даже когда не обнаруживалось ничего подозрительного внутри, про жертву говорили, что сатана дал ей слишком безупречное тело. И ее все равно объявляли ведьмой.

Снимок в открытие статьи: «камера инквизиции» с орудиями пыток. XVI век. Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР. Ленинград/ Фото: РИА Новости/ Балабанов

100 знаменитых тиранов Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

(ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)

Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по отношению ко всем, кто не был католиком или подозревался в этом.

Существует предание о том, что дьявол решил какое-то время провести среди людей и долгое время искал человека, чтобы вселиться в него. Наконец он выбрал Торквемаду и несколько десятилетий сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно в тот момент, когда монах был назначен Великим инквизитором.

И действительно, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Кажется, что в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что Гитлера.

Томас Торквемада был сыном небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, возможно, была толика еврейской крови. Будущий глава испанской инквизиции родился около 1420 г. в Вальядолиде (по другим источникам – в Сеговии). Его дядя, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее очевидно предопределило судьбу Томаса. Еще в юные годы он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему начали стекаться окрестные жители, желавшие исповедаться.

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Только в 1452 г. он согласился принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно здесь он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, представляют угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Прослышав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла пожелала сделать его своим духовником. Это событие на многие десятилетия предопределило будущую политику испанского двора. Но сначала будущему инквизитору пришлось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего в то время короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под этим предлогом духовенство, не любившее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а король всячески препятствовал этому. В борьбе претендентов на престол горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся с ее помощью реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он не раз обращался, оставался глух к его предложениям.

Именно Торквемада убедил Изабеллу отказаться от брака с королем Португалии и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 г. принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании присутствовал и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, но после его смерти в 1475 г. знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. В результате оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская семья находилась под сильным влиянием духовника королевы. Недаром Торквемаду часто называли «монархом королей». Он сумел убедить королевскую чету в том, что в стране процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан отрицательно влияет соседство с евреями и маврами. Торквемада предложил план борьбы с этими явлениями, используя инквизицию.

В 1483 г. Торквемада был назначен Великим инквизитором Испании. Он сам разработал структуру органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название которого было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял собой совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы находились отдельные трибуналы во всех регионах страны, которые вели расследования и выносили приговоры. С помощью Супремы Торквемада развязал кровавый террор в стране. Уникальная система преследований и уничтожения инакомыслия, а в конечном итоге собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считалось все: свободная мысль, занятая поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали всю страну, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тыс. доминиканцев и 20 тыс. фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Арманд ад ы, которая подчинялась королю и Великому инквизитору. Перу Великого инквизитора принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он подробно расписал, как именно следует искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. п. У жертвы практически не было шансов оправдаться. Ведь Торквемада благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, которые использовались в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была фактически направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже мертвые: прах заподозренных в ереси извлекали из могил и тоже сжигали.

Задолго до Гитлера Великий инквизитор стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

31 марта 1492 г. евреям повелели креститься или оставить страну. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…» Услышав о золоте, Фердинанд заколебался, но Торквемада пришел к королю и королеве с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но более всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, поступавших в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Поэтому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались практически нищими.

В 1492 г. Испанию покинули 160–170 тысяч евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги были превращены в церкви. Тех же, кто крестился, стали называть маранами. Инквизиция продолжала их преследование. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 г., ставшем роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Торквемада, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Великий инквизитор пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне сознательно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а затем всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Особую ненависть Торквемады вызывали книги. Он велел уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Торквемады вызвали острую критику даже в Ватикане. Видимо, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Великим инквизитором. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье Торквемады, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Таким образом папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Это, однако, ничуть не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он знал об этом и боялся покушения, поэтому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночью его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не смог подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома Торквемада постоянно держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

К концу 1494 г. слабое здоровье заставило Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он продолжал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и умер 16 сентября 1498 г.

Результаты безраздельного правления Великого инквизитора, добившегося огромной политической власти в Испании, были чудовищны. На основе документов, сохранившихся до наших дней, установлено, что в десятилетний период правления Торквемады было сожжено живыми свыше 16 тысяч человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тысяч человек, брошены в темницу 100 тысяч человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании того времени проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность Торквемады способствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате открытия в 1492 г. Америки спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 г. в Валенсии.

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Томас Торквемада (“Великий Инквизитор”). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции автора Барро Михаил

Глава III. Торквемада, мавры и евреи Торквемада – объединитель Испании. – Мавры и их культура. – Влияние их на испанцев. – Начало освобождения испанцев и нетерпимость. – Торквемада как представитель своей эпохи. – Евреи в Испании. – Начало преследований евреев. –

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

46. Сэр Томас Мор?- жене (1535 г.) Мне ведомо, как пламя очага Приветливый уют струит по дому, Как тень скользит по потолку ночному, Как мне улыбка близких дорога. И знаю я, как холодны снега, Как ветер треплет рощу, что солому, Как заметает путь и верховому И пешему жестокая

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Манн Слово о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, которым был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком,

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги автора

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой

Tomás de Torquemada
Великий инквизитор Испании
21 февраля - 16 сентября
Монарх Изабелла Кастильская
Фердинанд II Арагонский
Предшественник должность учреждена
Преемник Диего де Деса
Вероисповедание католицизм
Рождение 14 октября (1420-10-14 )
Вальядолид (Кастилия)
Смерть 16 сентября (1498-09-16 ) (77 лет)
Авила
Место погребения
  • Авила
Образование
  • Университет Саламанки
Томас Торквемада на Викискладе

Биография

Томас де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде (исп.) русск. , который был потомком крещённых евреев . Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар (исп.) русск. пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращённых в нашу святую католическую веру». Отец Томaca Торквемады - также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе .

Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден , в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал , одного из основных монастырей в Сеговии , а потом - духовником кастильской инфанты Изабеллы . Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским , на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу . В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции , а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором .

Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции . В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона , а в 1486 году - Валенсии и Каталонии . Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды » Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика.

Видео по теме

Оценки деятельности

Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа - соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции . Чтобы предотвратить пропаганду ереси, Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте , первый историк Инквизиции, утверждает, что за всё время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Льоренте считал эти цифры заниженными).

Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки . По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию.

После 15 лет службы на посту великого инквизитора Торквемада умер в монастыре святого Фомы Аквинского в городе Авила в 1498 году.

Упоминания в искусстве

В литературе

  • «Торквемада » - пьеса Виктора Гюго .
  • «Торквемада » - роман американского писателя Говарда Фаста ;
  • «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, -) - роман польского писателя Ежи Анджеевского ;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы »;
  • «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды »;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в книге «Демоны в Ватикане » Александра Рудазова (используется итальянская транскрипция имени - Томмазо);
  • «Торквемада и испанская инквизиция» - историческая хроника Рафаэля Сабатини ;
  • Торквемада - персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
  • Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны ». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
  • Торквемада упоминается как один из фантомов - неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
  • Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
  • Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
  • Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым ; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691».

В кино и на телеэкране

  • Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «

Ни одно имя не связано с историей испанской инквизиции столь тесно, как имя Томаса Торквемады , и мало кто не слышал о нем. Кажется странным, что этот человек, до пятидесяти лет мало кому известный, в следующие двадцать лет своей жизни оставил такой заметный след в истории.
Характерно, что одни относились и относятся к этому человеку со страхом или ненавистью, у других же он вызывает восхищение. Торквемаду называли палачом, но также светом Испании и «славойордена доминиканцев».

С юных лет Томас отличался благочестием и склонностью к аскетизму. Он был очень прилежным и способным студентом и очень рано получил степень доктора богословия и философии.
Однако, сделав блестящую ученую карьеру, юноша, помнивший о том, что считал своим призванием, объявил родителям о своем желании стать монахом-доминиканцем. Благодаря своему благочестию Торквемада приобрел известность, и Изабелла, в то время просто сестра короля, пригласила его в качестве своего духовника.

Рассказывают (хотя, возможно, эта история была сочинена впоследствии), что Торквемада, став духовником Изабеллы, добился от нее обещания, что она, если станет королевой, учредит в Испании инквизицию. Она и была учреждена, и Торквемада стал одним из людей, которые более всего способствовали усилению и учреждению этого ужасного института.

Судя по всему, Торквемада был искренним человеком. В отличие от многих слуг церкви он не стремился к богатству, а власть была ему нужна ради установления в стране единой католической веры.
Было у Торквемады и еще одно свойство, далекое от святости, — его ненависть к иудеям, более фанатичная, чем даже к протестантам и морискам (испанским мусульманам, обращенным в христианство). Почему Торквемада получил прозвище Бич Иудеев? Почему он преследовал их с особым фанатизмом, даже большим, чем других людей, не разделявших его веры?
Став Великим инквизитором, Торквемада сразу же начал реформировать существующие законы об инквизиции и создал «Указания» из двадцати восьми статей.
Начинал он с описания процедуры создания инквизиции в тех местах, где ее прежде не было. Все население при открытии следовало собрать в храмах в воскресный или праздничный день. После произнесения проповеди все верные христиане должны были присягнуть на кресте и Евангелии, что будут содействовать инквизиции и не чинить ей препятствий.
После этого устанавливался «период милости» на тридцать-сорок дней, В течение этого времени все еретики и отступники, в том числе тайно исповедовавшие иудаизм, должны были добровольно покаяться перед инквизиторами в своих грехах.

В этом случае, принимая по внимание искренность их раскаяния и то, что они рассказали не только о своих грехах, но и о грехах знакомых, с ними обходились милостиво.
Кроме того, от них могли потребовать за их проступок уплатить штраф в виде части своего имущества, чтобы употребить его на святые цели, например на войну короля и королевы против неверных в Гранаде. Наказания определялись местными инквизиторами на основе правил, разработанных Торквемадой.

Если же еретики не покаялись в течение этого «периода милости», а сделали это добровольно в дальнейшем, с ними все же могли еще поступить милосердно, то есть не применять смертную казнь.
В этом случае вся их собственность должна была конфисковаться инквизицией. Эти люди подлежали более суровым наказаниям, чем покаявшиеся ранее, вплоть до пожизненного заключения. Но искреннее раскаяние оз-начало сохранение их жизни.

Преследования еретиков достигли высшей точки к 1490 г., когда началось десятилетие, знаменательное для испанской истории. В 1492 г. Колумб открыл Америку, Торквемада изгнал иудеев из Испании, а Фердинанд и Изабелла изгнали мавров из Гранады, завершив тем самымРеконкисту в Испании.
Изгнание иудеев было важным событием в жизни Торквемады. Когда он видел эту жалкую армию беженцев, покидавших страну, которая была для них домом на протяжении веков, пытавшихся обрести новое жилье в неизвестных землях, не зная, как их там примут, то чувствовал, что дело его жизни завершено.
Пока Торквемада укреплял власть инквизиции, гражданские суды перешли под юрисдикцию церкви. Те судьи, которые не соглашались с Торквемадой, были осуждены за ересь и подвергнуты публичным, хоть и не очень суровым наказаниям.

Торквемада подверг иудеев изгнанию, но это не означало, что он перестал преследовать этот несчастный народ.
Несмотря на то что, вероятно, в его жилах текла еврейская кровь (через бабушку по отцу), он не оставил в покое даже окрестившихся иудеев.

Торквемада сделал инквизицию такой, какой она стала. Никто, даже очень могущественный, даже папа Александр VI, не мог его сместить. Он был более страшным и грозным ревнителем веры, чем Александр. Но к 1496 г. его здоровье стало таким слабым, что он больше не мог оставаться у власти.
За пять месяцев до кончины Торквемада вызвал главного инквизитора Авилы и передал ему ряд дальнейших инструкций, приготовленных для исполнения инквизицией.

Это был четвертый свод «Указаний», изданный Торквемадой; другие появились в 1484, 1485 и 1488 гг. Последний свод, от мая 1498 г., состоял из шестнадцати пунктов, главными из которых были первые девять.

  1. В каждом суде должно быть по два инквизитора, и один из них должен быть юристом, а другой богословом. Они должны действовать сообща при вынесении судебного приговора или при пытке; и они обязаны вместе оглашать имена свидетелей.
  2. Служащим инквизиции не позволяется применять орудия пытки там, где это запрещено.
  3. Никто не может быть арестован без обоснованного доказательства вины, а судебные разбирательства должны проводиться как можно скорее, а не затягиваться на длительные сроки (как в деле в Ла-Гардии).
  4. Дела в отношении умерших должны разрешаться быстро, поскольку задержки причиняют большие страдания детям этих людей, так как им запрещается вступать в брак до окончательного рассмотрения дел их родителей.
  5. Денежные взимания не зависят от состояния казны инквизиции. (В прошлом, когда средства инквизиции оскудевали, взимания возрастали.)
  6. Личные денежные взимания и тюремное заключение не могут искупляться уплатой штрафа; и только Великий инквизитор может дать разрешение на отмену «санбенито» и освобождать детей от бремени родительских грехов.
  7. Инквизиторы должны также заботиться о том, чтобы исповедовавшиеся в своих грехах после ареста искренне раскаивались. При этом следствие не должно быть слишком длительным, а грехи не должны быть явным непослушанием закону и должны арестованным ясно осознаваться.
  8. Инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей.
  9. В суде не должно быть людей, состоящих между собой в родственных или деловых отношениях.

Это были последние указания Торквемады, и можно подумать, что телесные страдания смягчили нрав Великого инквизитора. Но некоторая внешняя «демократизация» судебных разбирательств в отношении еретиков никак не касалась главных, основополагающих принципов работы инквизиции.

Он скончался 16 сентября 1498 г. и был похоронен в часовне построенного им монастыря.
Невозможно даже осознать степень воздействия, которое оказал этот человек на историю Испании. Он избавил Испанию от папского влияния и сыграл важнейшую роль в формировании великого независимого государства. Его называли спасителем Испании. Но несомненно и то, что колоссальные усилия, которые тратились Торквемадой на создание инквизиции, нанесли огромный ущерб этому государству.

Его жизнь была полна противоречий. Одни считали его светочем Испании, другие — самым жестоким из фанатиков, когда-либо живших на земле. В нем странным образом уживались противоположные качества.
Объединение Испании и временный рост ее могущества, что в значительной мере является заслугой Торквемады, сочетались с деятельностью инквизиции, созданной его волей и по его замыслу, которая сыграла значительную роль в разрушении могущества Испании.

Льоренте писал, что между 1483-м и 1498 г., когда Торквемада был у власти, 8800 человек были убиты и 96 504 человека пострадали от тяжелых наказаний. Некоторые историки приводят иную цифру — 10 000 сожженных.

Филипп II, обожавший Торквемаду, поскольку у них были сходные характеры, перевез останки Великого инквизитора из его скромной могилы и с почестями захоронил их в соборе.
Могила сохранялась до 1836 г., потом ее разграбили, и она разрушилась. Так Торквемада, заставивший стольких людей страдать, был посмертно ограблен; и ему, вытащившему многих из могил, надругавшемуся над их останками, суждена была такая же участь.

Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...