Традиции и правила петрова поста. Петров пост: летнее таинство очищения

Петров пост, или Апостольский, является одним из четырех великих церковных постов. Это единственный постный отрезок времени, который изменяется в продолжительности в зависимости от Пасхи. Колебание составляет от 8 до 42 дней. Если Пасха ранняя, то время Петрова поста соответственно увеличивается, если поздняя – уменьшается.

Пределы Апостольского поста следующие: понедельник, который следует за Неделей Всех святых (празднование данной Недели подвижно, так как зависит от Пасхи), и неподвижное 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.) – день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в который оканчивается вышеупомянутый пост.

В эортологии (богословская наука о праздниках) известны два этапа в истории Петрова поста, несколько отличающиеся своим конкретно-историческим событийным содержанием. Данный пост после Пятидесятницы известен почти с апостольских времен. Повод к его установлению можно усмотреть в следующих словах Спасителя, сказанных Им ученикам святого Иоанна Крестителя: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Здесь жених – соответственно Христос, сыны чертога брачного – святые апостолы. Время, когда жених находится с сынами чертога, – земная жизнь Спасителя. Отнятие жениха – соответственно Крестная смерть Христова. В богослужебном же литургическом значении можно увидеть следующую параллель. Время от Пасхи до Вознесения Господнего – это время, когда Господь наш Иисус Христос пребывал на земле среди апостолов. Еще до Пятидесятницы пасхальные торжества продолжаются – это время Триоди Цветной, время сошествия Святого Духа. И после того как жених был отнят (Христос вознесся на небеса, низводя оттуда Святого Духа), наступает время поститься. Образно выражаясь, время, когда младенчик отнимается от маминой груди и постепенно вырастает в отрока, который должен научиться разговаривать, ходить, принимать решения самостоятельно. Пятидесятница состоялась, Господь создал свою Церковь. Ее и врата ада не одолеют. Теперь пришло время ученикам Христовым стать зрелыми мужами-апостолами и своими трудами, молитвами, постом благовествовать слово Божие по всей вселенной.

Господь Петровым постом будто бы нам говорит: «Я потрудился ради вас. Я наклонил само небо, воскресил и вознес вашу природу к Престолу Божию. На вас изливаются щедрые дары Святого Духа. Теперь же и вы потрудитесь, попоститесь ради Меня, чтобы приблизиться ко Мне».

Исторические конкретно-событийные смыслы Петрова поста

Но вернемся к двум историческим конкретно-событийным смыслам Петрова поста. Как уже говорилось выше, он был известен с древнейших времен новозаветной Церкви. Одно из первых упоминаний о нем можно встретить в сочинении «Апостольское предание» священномученика Ипполита Римского (III век). А святитель Лев Великий, Папа Римский, писал о Петровом посте во второй половине IV века: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Уже в XII веке Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Но в первые века христианства значение поста после Пятидесятницы было компенсаторным. То есть те, кто по каким-то причинам не могли поститься в Великий пост, постились по окончании периода Триоди Цветной, когда пост не положен.

Позже, во времена правления святого равоапостольного императора Константина Великого, в Константинополе был построен и освящен великолепный храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковное предание гласит, что освящение состоялось как раз 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.). Отсюда и пошла традиция почитать память святых апостолов Петра и Павла в этот день. И пост после Пятидесятницы органически соединился с днем первоверховных учеников Господа. Отсюда и название Апостольского, или Петрова поста.

Церковь призывает нас к тому, чтобы мы следовали по стопам апостолов, которые в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия. Так же и мы в посте и молитве должны готовить свою душу к Богообщению.

Интересным фактом является то, что пост не всегда заканчивается 12 июля. Бывает такое, что день святых первоверховных апостолов Петра и Павла припадает на постный день – среду или пятницу. Тогда из-за благоговения к Страстям Христовым мы постимся еще и в этот день.

В пищевом же отношении Петров пост не является строгим. Он проходит следующим образом…

Устав говорит о том, что еженедельно по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни – только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Но, по сложившейся практике, мирянин воздерживается от рыбы по средам и пятницам, в остальное же время рыба вкушается.

Дорогие братья и сестры, у каждого человека своя мера и глубина поста. Их желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому доверяешь. Один может понести бремя Устава в мере, приближенной к идеалу, для другого достаточно воздержания от рыбы только по средам и пятницам. В этом тоже нет ничего предосудительного.

Но, конечно же, кульминацией каждого из четырех длительных годичных постов является участие христианина в богослужении и особенно в Таинствах Исповеди и Причастия. То есть в посте важно сердечно и душевно отделиться от мира, поразмышлять над Крестными Страданиями Спасителя, понесенными Им ради грешного человечества, подвигом святых апостолов, их житиями, почитать духовную святоотеческую литературу, углубить молитвенный подвиг, постараться чаще переступать порог храма и главное – очистить свое сердце в Таинстве Исповеди и соединиться с Богом в Таинстве Причастия.

Телесные ограничения, воздержание ума и сердца нужны нам для того, чтобы стать более внимательными к собственной душе, чтобы в тишине и сосредоточенности поста и молитвы расслышать те животворящие и неизреченные глаголы, которыми с душой каждого из нас разговаривает Бог. И пусть святые апостолы нам в этом помогут.

Святые славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Из этой статьи вы узнаете:

Традиционно Петров пост - один из четырёх постов, установленных Русской Православной Церковью. Однако это особый пост, отличающийся от остальных своей длительностью: он может продолжаться от 1 до 6 недель. Самое время вспомнить не только о своей грешной душе, но и тело привести в порядок. Пост соблюдается и духовно, и физически, так что не поленись и поработай над собой, чтобы по окончании Апостольского поста, как его ещё называют, предаться вполне заслуженному отдыху.

История Петрова поста

Каждый из четырёх православных постов имеет свою особую историю, своё назначение, свой сакральный смысл. Есть своя история и у Петрова поста, которая начинается как раз с того момента, когда на Учеников Христовых снизошёл Дух Святой.

Святые Апостолы после этого знаменательного события решили набраться сил душевных и телесных перед тем, как выполнить благословение своего Учителя - проповедовать Евангелие по всему миру. А готовились они к этому как раз в посте и молитве. Именно пост придавал им крепость духа и ясность мысли, которые были им так нужны в службе Христовой. И все верующие должны последовать примеру Святых Апостолов в этом благом деле. После Пятидесятницы нужно торжествовать и радоваться сошествию Святого Духа, а по прошествии этой недели предаться посту и молитве, подобно Апостолам. Но почему из всех Апостолов выделяются именно Пётр и Павел? Они считаются Первоверховными, и Русская Православная Церковь особо чтит Петрову твёрдость и Павлов разум.

Установление Апостольского поста происходило постепенно:

  • самое раннее указание на соблюдение поста имеется уже в III веке в Апостольском предании святого Ипполита Римского;
  • затем пост Петра и Павла упоминается в Апостольских постановлениях святого Климента Римского (380 год);
  • официальным пост был признан, когда в Константинополе произошло освящение храма Петра и Павла, произошедшее 12 июля - в день памяти Апостолов;
  • в IV веке об Апостольском посте упоминают святые Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский;
  • в V веке о нём пишут Феодорит Кирский и Лев Великий.

Вот так был установлен этот летний пост, который предлагает тебе вспомнить о своей душе и привести мысли и тело в порядок. Ты можешь встретить и другие названия Петрова поста :

  • пост Петра и Павла;
  • Апостольский пост;
  • пост Пятидесятницы;
  • Петровки (народное название);
  • Петрово говение.

Такова история Петрова поста, которая раскрывает его сущность и значение для всех тех, кто решил попоститься в эти дни. А чтобы сделать это грамотно, а не спустя рукава, нужно знать особенности этого поста.

Петров пост: особенности, традиции и обычаи

Всегда выпадающий на начало лето, Петров пост имеет свои особенности, традиции и обычаи, которые отличают его от остальных четырёх постов Русской Православной Церкви.

  • Продолжительность Петрова поста

Апостольский пост необычен тем, что его протяжённость каждый год будет разной: начало Петрова поста всегда зависит от дня празднования Пасхи. Началом считается следующий за Духовым днём понедельник, то есть ровно через неделю после Троицы. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, празднуемый в Русской Православной Церкви 12 июля. Таким образом, Апостольский пост максимально может длиться 6 недель, минимально - 1 неделю и 1 день. Петров пост в 2015 году продлится с 8 июня по 11 июля.

  • Петров пост: ограничения в пище

Апостольский пост всё-таки не такой строгий, как Великий, да и выпадает он на лето, когда уже есть ягоды и овощи, которые не дадут голодать. Русская Православная Церковь устанавливает следующие ограничения в пище во время Петрова поста:

* понедельник, среда, пятница : сухоядение, причём только 1 раз в день и то только после 17 часов;
* вторник, четверг : варёная пища, но без добавления масла (2 раза в день);
* суббота, воскресение : варёная пища с добавлением растительного масла, разрешена рыба (2 раза в день).

Естественно, что количество приёмов пищи указывается для сугубо постящихся. Тебе можно сохранить три основных приёма пищи с двумя дополнительными, согласно принципам правильного питания, но ограничить себя в мясных, жареных и молочных продуктах: они запрещены в пост.

  • Соблюдение Петрова поста в плане духовном

Помни о том, что если ты будешь чётко соблюдать Петров пост в плане пищи, но при этом будешь на всех срываться, продолжать строить козни и плести интриги, считай, что Петров пост ты провалила. Для Господа гораздо важнее твои поступки, а не твоё бренное тело. Так что постарайся стать хоть немного лучше за эти 12 дней: не злословь, не делай другим пакости, не осуждай никого и просто будь хорошей девочкой - только в этом случае ты сможешь потом быть уверенной, что Петров пост ты соблюдала «от» и «до», что называется.

Соблюдение Петрова поста обязательно предполагает посещение храма. Посмотри, какие православные праздники в июле отмечает Русская Православная Церковь, и не поленись зайти в храм в эти дни, поставить свечку, помолиться, исповедаться и причаститься. Вот увидишь: тебе станет намного легче.

Блюда Петрова поста

А для всех хозяюшек, чьи семьи соблюдают Петров пост, важным вопросом становится меню в эти дни. Какие блюда испокон века готовили в эти дни русские люди? Что приготовить в Петров пост? Выбор летом достаточно велик:

  • овощные блюда из картофеля, капусты, свёклы, моркови, огурцов;
  • супы из перловки, гороха, гречи, рассольник, постные щи, тюря;
  • пироги с овощными начинками;
  • постные голубцы;
  • расстегаи;
  • каши на воде;
  • грибные блюда;
  • кулебяка;
  • струдели;
  • по субботам и воскресеньям - рыбные лакомства.

Теперь ты знаешь, когда начинается Петров пост в 2015 году и сможешь подготовиться к нему заранее и провести эти неполные две недели в посте и молитве. Это самым положительным образом скажется и на твоём эмоциональном настрое (освободишься от тёмных мыслей) и приведёт в порядок твою фигуру. Так что пост Петра и Павла - отличное начало для прекрасного отдыха. Не пора ли тебе собираться в отпуск?

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).

В 2016 году Петров пост начинается 27 июня и продлится до 12 июля. Как питаться в этот период? Почему Церковь столько внимания уделяет апостолам Петру и Павлу? О чем напоминает их апостольское служение? Какие главные задачи стоит поставить перед собой каждому верующему? Читайте в предлагаемой статье.

Длительность

Длительность Петрова поста имеет две особенности:

  • дата начала поста зависит от Пятидесятницы , так как особо воздерживаться в пище и упражняться в молитве православные начинают в понедельник, на Восьмой день после праздника Святой Троицы;
  • заканчивается пост всегда 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

Поэтому в зависимости от ранней или поздней Пасхи верующие постятся от восьми дней до шести недель. В 2016 году — 15 дней.

Название

На самом деле Петров пост посвящен двум первоверховным апостолам Петру и Павлу, сыгравшим важнейшую роль в проповеди Евангелия и жизни Церкви.

Но в названии «закрепился» только первый апостол.

Почему же так? Скорее всего из-за того, что слово «Петропавловский» намного длиннее: не так удобно писать и произносить вслух.

Кроме этого, есть и другие названия:

  • народное — Петровка;
  • более соответствующее — Апостольский пост.

Есть ли в Евангелии основания для Петрова поста?

В это время верующие вспоминают всех апостолов, после сошествия Святого Духа посвятившим себя проповеди христианства. Так как, по преданию, перед служением все ученики Иисуса готовились, соответственно постились и молились, то и христиане переняли эту традицию.

Непосредственно в Евангелии нет прямых указаний на установление этого поста и соблюдение его в среде учеников Спасителя. Но подтверждение можно найти в иных фрагментах Священного Писания.

  1. Когда в начале следования за Христом апостолы не смогли исцелить бесноватого, то Христос сказал, что демоны изгоняются постом и молитвой. После Пятидесятницы и проповеди по всему миру ученики Иисуса исцеляли многих больных, в том числе и от беснования, даже воскрешали мертвых.
  2. Во Втором послании к коринфянам апостол Павел рассказывает, что во время путешествий и проповеди он подвергался многим трудностям, а также проводил время в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:27).

Сам пост в истории Церкви утвердился тогда, когда начали освящать храмы в честь святых Петра и Павла. Это приблизительно 337 год, время правления Константина Великого.

Особенности меню

Соблюдать Петров пост намного легче, чем все иные, ведь он считается не строгим и, к тому же, выпадает в летний период.

Как и во все посты, запрещенными продуктами считаются мясные изделия, молочные (молоко, масло, творог, сыр), а также яйца.
Зато можно вкушать рыбу , правда, в определенные дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье, крупы и грибы, во все дни, кроме среды и пятницы.

Более строгими считаются понедельник, среда и пятница.

В понедельник, согласно уставу, разрешается вкушение вареной пищи, но без растительного масла. В среду и пятницу — сухоядение. Это значит, что в эти дни вкушают сырые овощи и фрукты, а также хлеб.

Сам пост можно назвать самым легким не только из-за отсутствия запрета на рыбное меню, а и потому, что в летнее время, особенно когда жарко, человеку свойственно питаться более легко. Да и не приходится, как зимой, тратить крупные суммы, чтобы купить овощи, фрукты или ягоды.

Если позволить себе более дорогую рыбу может не каждый, то приготовить салат из огурцов, помидоров и зелени или, например, рагу из кабачков будет по карману любому. Тем более, если за всем этим вам придется идти не в магазин, а на огород.

Но ограничения в пище — это лишь вершина айсберга. Прочной основой поста может быть только молитва. Именно с нее и начинали апостолы, идя на проповедь в разные уголки мира.

Также Петров пост напоминает еще об одном важном аспекте жизни каждого верующего — важности изучения Библии и современной проповеди Евангелия.

Верховные апостолы

Именно об апостолах Петре и Павле говорят в первую очередь, когда речь идет об Апостольском посте. Каждый из них имел свой особый путь служения Богу.

Апостол Петр

Родной брат Андрея Первозванного, он был обычным рыбаком из Галилеи, старшим сыном некоего Ионы. До встречи с Христом уже успел создать семью.

В обычной жизни звали его Симоном . Имя Петр (с древнегреческого — «скала, камень») этому ученику дал Сам Спаситель. Еще Христос сказал: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… (Мф. 16:18).

Есть разные версии понимания этого отрывка, но после Пятидесятницы просвещенный Святым Духом апостол Петр обращался к ученикам Христа и первым христианам с проповедью, преломлял хлеб. Считается, что он был одним из первых епископов, католики даже называют его Первым папой.

Можно сказать, что проповедь святого Петра была основанием для распространения веры Христовой.

Согласно библейскому тексту, апостол Петр отличался вспыльчивым нравом :

  • он шел по водам навстречу Спасителю, но по маловерию начал тонуть;
  • фактически первым открыто назвал Христа Сыном Божьим, когда другие апостолы еще не пришли к этой мысли;
  • клялся Христу в верности, но потом, не осознавая, трижды отрекся от Спасителя и до конца своих дней каялся в этом.

Для многих он служит примером того, как преображается человек, придя к вере. Он проделал путь от бедного необразованного рыбака до первоверховного апостола, от отрекшегося от Сына Божьего до преданного Ему ученика. Преданность Богу святой засвидетельствовал не только проповедью Благой Вести, но и мученической кончиной. А умер он на кресте . Вот только распят был не так, как Христос, а головой к земле.

Апостол Павел

Жизненный путь святого Павла кардинально отличался, но вел к одной и той же точке — проповеди христианства и Царству Божьему.

Будущий проповедник родился в эллинистическом городе Тарсе в зажиточной семье и был назван Савлом — в честь царя Саула. Был очень образованным человеком того времени, учеником уважаемого многими богослова Гамалиила. Как и отец, Савл принадлежал к фарисеям, которые, как известно, выше всего ставили букву Закона.

Вот поэтому он — сын знатных родителей, гражданин Рима и верный иудей — с самого начала не мог принять христианство и стал преследователем учеников Христовых.

Чтобы расправиться с христианами — «отступниками от Закона» — он направился в Дамаск. Но по пути ему явился Сам Христос и обратился: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9: 4). На три дня гонитель даже лишился зрения.

Но потом исцелился от христианина Анании и принял святое крещение. Согласно предположениям историков, это был 34 год. Всю оставшуюся жизнь, а это приблизительно до 68 года, апостол Павел посвятил проповеди и миссионерству. Он совершил три масштабных апостольских путешествия, посетил много стран и городов, о которых частично свидетельствуют 14 посланий , написанных в разное время и для разных людей.

Иерусалимские иудеи обвинили Павла в том, что он вводил язычников в Храм Соломона. Поэтому святой пережил много судов, за время ожидания решения посетив с проповедью новые города и написав несколько посланий.

Мученическую смерть он принял приблизительно в 68 году (по иным данным — в 64-м) во время правления Нерона. Его не распяли на кресте только потому, что ему, как гражданину Рима, не положено было умереть такой «позорной» смертью. Поэтому апостол Павел был обезглавлен.

Первоверховным апостолам, твердо стоявшим в вере и проповедующим в среде язычников, в наше время молятся многие христиане, в первую очередь просят их об укреплении в христианстве и просвещении отошедших от Церкви и заблудших в ереси.

Об особенностях Петрова поста смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...