Третье миссионерское путешествие апостола павла карта. Какими были различные миссионерские путешествия Павла

48. Обзор миссионерских путешествий апостола Павла

После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов.

Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами - руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:

Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).

Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма», куда Павла призвал Варнава.

«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в христианство «эллинов» (греков, сирийцев, римлян). Возникновение смешанной еврейско-эллинской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить».

Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны - те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).

Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме - спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех - и иудеев, и язычников.

«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спасающую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принадлежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос окончательно решен не был. Он просто потерял свою актуальность, когда иудейская община окончательно отвергла христианство, а христиане-евреи постепенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)».

Различают три миссионерских путешествия ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.

Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.

В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел - как правило, в субботу - именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.

Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)

В свое первое миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:

И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).

И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.

Апостольский собор

Вопрос о необходимости соблюдения всех норм иудейского Закона язычниками, принимавшими христианство, был первым вопросом, который Церковь решила путем соборного обсуждения. Апостолы собрались в Иерусалиме в 49-м году под председательством первого Иерусалимского епископа - ап. Иакова Праведного. Здесь были и другие столпы Церкви, такие, как Петр. В их числе был и Павел. Решение собора было изложено в форме послания к антиохийской церкви, потому что именно в ней - первой крупной языко-христианской общине - вопрос возник в наиболее острой форме. Собор освободил христиан из язычников от соблюдения иудейских обрядов, предписав лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). Такое решение стало церковной санкцией, которой Павел руководствовался в своей дальнейшей проповеди (см. Гал. 2, 1-10).

2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)

География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель) и Тимофей.

Апостол пересек пролив и ступил на европейскую землю. В Македонии и Греции - в Филиппах, Фессалонике и Коринфе - были основаны новые общины. В них вошли в основном бывшие язычники, хотя в Коринфе, например, крестился сам начальник синагоги. В Афинах Павел выступал не только в синагоге, но в Ареопаге, существенно скорректировав и свою проповедь. Он говорил об Иисусе не как о Мессии, а как о Муже, которого воскресил Бог-Творец, сотворивший небо и землю и «от одной крови произведший весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (см. Деян. 17, 22-31). Правда, проповедь в Афинах тогда не возымела особого успеха (см. Деян. 17, 32-34).

С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. ), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).

3-е миссионерское путешествие (53–58-й годы)

3-е миссионерское путешествие по своей географии было во многом повторением 2-го: ап. Павел главным образом посещал уже основанные им общины или, если не имел возможности посетить их лично, писал послания. Именно таково происхождение весьма объемных и эмоциональных Посланий к Коринфянам (1 и 2 Кор. ). Павел писал коринфянам, находясь уже в Ефесе - крупном малоазийском центре, который стал вскоре и своеобразной «штаб-квартирой» христианской проповеди в округе.

Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал . и Рим . Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.

Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)

Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное - это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.

Последнее, что сообщается в Деян. - это то, что он ожидает суда Кесаря. Об исходе этого суда ничего достоверного не известно. По одним сведениям, имеющимся у Евсевия Кесарийского, Павел был осужден и казнен во время гонений при Нероне, которые длились с лета 64-го года до смерти Нерона в 68-м году. По другим, как утверждает св. Климент Римский, около 95-го года (1-е Послание св. Климента к Коринфянам, 5, 7), ап. Павел принял мученическую смерть (был обезглавлен мечом как римский гражданин), успев осуществить свой давний замысел: посетить Испанию (см. Рим. 15, 24). В Мураториевом фрагменте (около 180-го года) утверждается, что последняя часть Деян., где говорится о том, как «Павел покинул Рим и дошел до Испании», утрачен. Наиболее общепринятой датой смерти апостола считается 67-й год - в одно время с ап. Петром.

Находясь в узах, апостол написал целую группу посланий, называемых «посланиями из уз» («тюремными посланиями»): Флп ., Флм ., Кол . и Еф .

Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами - Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит .). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Обзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о

Из книги Библия автора Библия

Послания апостола Павла

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов - это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы

Из книги Апостол Павел автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:12 - 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по

Из книги Иисус. Надежда постмодернистского мира автора Райт Том

Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали..." - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: - Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Послания апостола Павла

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Послания апостола Павла

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Обзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:

Из книги автора

Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым

Из книги автора

Обзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,

После своего первого миссионерского путешествия апостол Павел, проведя некоторое время в Антиохии, предпринял новое путешествие - в Малую Азию.

Апостол Христов шёл ободрить и укрепить в вере христианские Церкви, основанные им ранее, а также проповедать святое Евангелие в других городах и странах. Если проследить по карте путь апостола по малоазийскому полуострову в Грецию, то невозможно не удивиться масштабу этого путешествия. Даже в наше время, когда всюду устроены хорошие дороги и существуют разные способы быстрого передвижения, такой поход занял бы много сил и времени.

Спутниками святого Павла были апостолы Сила и Тимофей.

Пройдя Фригию и Галатию, служители Христовы намеревались идти с проповедью слова Божия на север, в сторону Чёрного моря, однако, как повествует Книга Деяний апостольских, они не были допущены туда Духом Святым.

Миновав Мисию, апостолы пришли в Троаду. Здесь, в Троаде, святому Павлу было видение. Ему явился некий муж македонянин и сказал: “Приди в Македонию и помоги нам”. Служители Христовы растолковали это видение как повеление Божие идти с проповедью в Македонские страны. Немедленно сев на корабль, апостолы отправились в Неаполь, а затем в Филиппы. Здесь, в Филиппах, служители Христовы пробыли несколько дней.

Обычно, приходя в какой либо город, святой апостол Павел шёл проповедовать в местную синагогу. В Филиппах из-за малочисленности еврейского населения синагоги не было.

Поэтому, как повествуется в Книге Деяний, в день субботний апостолы “вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами” (Деян.16:13). Среди собеседниц был одна женщина, по имени Лидия. Слушая благовестие апостола Павла, она пожелала креститься. Вместе с ней крестились и все её домашние.

Лидия имела в Филиппах свой дом и упросила Павла и его спутников остановиться у неё. Живя здесь, служители Христовы проповедовали Слово Божие в Филиппах и его окрестностях.

Как-то раз, когда апостолы направлялись в молитвенный дом, на пути им встретилась одна служанка, “одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим” (Деян.16:16).

Спасения”.

Одержимая делала это много дней до тех пор, пока апостол Павел не повелел именем Иисуса Христа злому духу выйти из неё. “И дух вышел в тот же час”, - гласит Книга Деяний.

Тогда господа этой служанки, увидев, что она перестала предсказывать и этим лишила их источника постоянного дохода, пришли в невероятный гнев. Набросившись на Павла, они повлекли его к начальникам города, а те, не разобрав в чём дело и даже не выслушав апостолов, сорвали с них одежды, жестоко избили палками и, заковав в цепи, бросили в темницу.

Ноги апостолов забили в колоду. И днём и ночью темницу охраняли стражники. Положение казалось безнадёжным, но Павел и Сила не падали духом, а молились Богу, прося укрепить их в испытаниях. Вдруг около полуночи произошло великое землетрясение, от которого сотряслось всё основание темницы. Тотчас отворились все двери, и цепи арестованных ослабли.

Стражник, пробудившись от сна и увидев, что двери темницы открыты, извлёк меч и хотел умертвить себя, думая, что узники бежали. Но Павел громко крикнул ему: “Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь”.

Тогда страж, в трепете припав к Павлу и Силе, сказал: “Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?” - Они же ответили ему: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой”.

Стражник вывел узников из темницы и привёл к себе в дом. В ту ночь он и все его родные приняли святое крещение. На следующий день воеводы, очевидно, остерегаясь последствий своих беззаконных действий, послали городских служителей освободить апостолов из темницы.

Когда те пришли, чтобы тайно освободить узников, апостол Павел воспротивился: “Нас, Римских граждан, - сказал апостол, - без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас” (Деян.16:37).

Услышав, что узники - римские граждане, воеводы, испугавшись наказания за свой поступок, пришли лично извиниться перед апостолами и попросили их удалиться из города.

Пробыв ещё некоторое время в доме Лидии, служители Христовы покинули город Филиппы и отправились с проповедью Евангелия в другие города Македонии.

После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов 329 .

Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами – руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:

Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).

Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма» 330 , куда Павла призвал Варнава.

«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в хри­стианство «эллинов» (греков, сирийцев, рим­лян). Возникновение смешанной еврейско-эл­линской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить» 331 .

Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны – те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).

Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме – спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех – и иудеев, и язычников.

«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спаса­ющую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принад­лежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос оконча­тельно решен не был. Он просто потерял свою ак­туальность, когда иудейская община окончатель­но отвергла христианство, а христиане-евреи по­степенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)» 332 .

Различают три миссионерских путешествия 333 ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.

Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.

В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел – как правило, в субботу – именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.

45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).

Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.

45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.

46 год – Антиохия Писидийская, Икония.

47 год – Листра, Дервия.

48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.

49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.

События первого путешествия : Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе . Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской . Исцеление хромого в Листре , обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.

49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.

49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).

Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.

49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.

50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.

50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год) .

52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.

События второго путешествия : Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках . Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфе с Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.

52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.

53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).

53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.

54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).

57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год) .

58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.

События третьего путешествия : Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите . Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии .

58 год – арест в Иерусалиме.


58–60 годы – узы в Кесарии.

60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла . (Деян. 27, 1–28, 16).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.

61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.

События четвертого путешествия : Кораблекрушение у берегов Мальты , исцеление отца начальника острова Публия.

61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).

Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).

63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.

Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).

66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).

67 год – мученическая кончина апостола Павла в Риме.

Распространение христианства до ап. Павла Слово о Христе было на устах у членов Церкви, которые бежали от гонения (Деян. VIII, 1 4) Филипп, один из Семи, благовествовал в Самарии (VIII, 5 25) и крестил ефиопского евнуха. В лице Самарян и евнуха, в Церковь вошли первые не иудеи. Чудеса ап. Петра в Лидде (Деян. IX, 32 35: исцеление Энея) и Иоппии (IX, 36 48: воскрешение Тавифы) обращение Кесарийского сотника Корнилия (X, 1 - XI, 18). Из отдельных указаний Деян. вытекает, что распространение благовестия в течение второго периода Апостольского Века продолжалось безостановочно. Намерение Савла перенести гонение в Дамаск показывало, что ученики были и там (Деян. IX, 1 2). В Деян. XI, 19 говорится о распространении благовестия до Финикии, Кипра и Антиохии. В Антиохии Церковь пополнилась новыми членами из язычников. В Антиохии ученики стали впервые именоваться христианами (Деян. XI, ст. 26). Варнава (Деян 11, 20), а затем он, Савл и Марк возвращаются в Антиохию (12: 24- 25)

Святой апостол Павел 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. (1 Кор. 15: 9 10) Андрей Рублев. Павел Апостол Павел (Андреа Ванни, 1390 год)

Первое миссионерское путешествие (45 -49?) Проповедь на Кипре, обращение проконсула Сергия Павла и ослепление Елимы (13: 1- 12) В Писидии (13: 13- 52) и Ликаонии: в Иконии (14: 1- 5), Листре (14: 6- 19) и Дервии (14: 20- 28) В течение своего первого путешествия (Деян. XIII-XIV) ап. Павел благовествовал на Кипре и в Малой Азии, точнее говоря, в Писидии, Ликаонии и Памфилии. Павел был вместе с Варнавою. Со провождавший их Иоанн Марк отделился от них в Пергии (Деян. XIII. 13). От Иудеев к язычникам, шло благовестие ап. Павла. На всем протяжении Деян. , до встречи апостола с римскими Иудея ми включительно (XXVIII, 17 и слл.), его первое слово было всегда к Иудеям. Отвергнутый Иудеями, он обращался к язычникам. На естественное откровение Павел ссылался, в дни своего первого путешествия, в своей проповеди в Листре (Деян. XIV, 15 17), а позже в своей речи в Афинском ареопаге (Деян. XVII). На этой же теме он останавливался в начале Римл. (I, 19 25). Так или иначе, он был убежден, что язычники способны уразуметь хри стианскую истину.

Иудейская проблема в Церкви встала в дни первого путешествия ал. Павла, тогда, когда с Иудейской стороны было заявлено требование обязать язычников, обращающихся ко Христу, подчиниться предписаниям закона Моисеева. (Деян. XV, 1) Иудеи, вошед шие в Церковь, не порывали связи со своими братьями по плоти вне Церкви. Пробудившееся религиозно национальное сознание Иудеев, заявляло о своих правах. Решению Иудейской проблемы был посвящен Иерусалимский собор (~49 51 ?). О соборе повествует дееписатель в гл. XV. Параллельное свидетельство дошло до нас от ап. Павла в послании к Галатам (II, 1 10). 28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян. 15: 2829, предложение Деян. 15: 19 -20) Этого вопроса касался и ап. Павел в I Кор. (VIII- X). Он знал, что вкушение идоложертвенного было участием в языческой религиозной тра пезе, иначе говоря, таило в себе опасность идолослужения (ср. X, 14 22). Но на этой стороне вопроса он подолгу не останавливался. Главную опасность он видел в соблазне немощного брата (ср. VIII - IX, X, 23 33).

Второе миссионерское путешествие (50 -53?) Варнава с Марком отплывает на Кипр, а Павел с Силой в Малую Азию (15: 35- 41) Путешествие через Малую Азию (16: 1- 8) Павел и Сила основывают первую европейскую общину в Филиппах в Македонии (16: 9- 40) Проповедь в Фессалониках (17: 1- 9), Верии (17: 10- 14) и Афинах (17: 15- 34) Павел остаётся в Коринфе на полтора года (18: 1- 17) Через Ефес и Иерусалим Павел возвращается в Антиохию (18: 18- 22) Второе путешествие ап. Павла, которому посвящен отрывок Деян. XV, 36 - XVIII, 22, началось с размолвки между Павлом и Варнавою из за Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, а Павел, по опыту первого путешествия, считал непригодным для благовестнических трудов. Спутниками Павла были Сила и Тимофей. Цель: посещение ранее образованных Церквей и дальнейшее распространение благовестия. они оказались вынуждены изме нить свои человеческие предположения под влиянием нарочитых ука заний Св. Духа (Деян. XVI, 6, 7). В том, что Дух Святый не допустил Апостолов проповедовать в Асии, историк первохристианства не мо жет не видеть глубокого смысла. Жатва в Асии была столь велика, что Павел там неизбежно задержался бы. Это доказывается опытом его третьего путешествия, когда его работа была почти исключитель но сосредоточена в Асии.

Третье миссионерское путешествие (53 -57?) Аполлос проповедует в Ефесе (18: 23- 28) Павел прибывает в Ефес и живёт там два года (19: 1- 20)Мятеж против Павла серебряника Димитрия (19: 21- 40)Павел в Македонии (20: 1- 6), Троаде (20: 7- 12) и Милите (20: 13- 17)Прощальная речь Павла в Милите (20: 18- 38)Павел идёт в Иерусалим через Тир и Кесарию (21: 1- 16) Лука не говорит, кто сопровождал ап. Павла, когда он двинулся в путь из Антиохии (Деян. XVIII, 23). Пройдя Малую Азию с Востока на Запад, Павел посетил основанные им Церкви и пришел в Ефес сухим путем. (Деян. XIX, 1). В Ефесе и была сосредоточена деятельность ап. Павла в течение двух лет (ср. Деян. XIX, 10), и даже, вероятно, более продолжительного срока (ср. Деян. ХХ, 31) Павел возможно посетил Коринф и эта поездка поставила Апостола перед горестным фактом отпадения от него основанной им Церкви (ср. II Кор. II, 1). Не знаем мы, сколько времени провел Апостол в Ефесе, возвратившись туда из Ахаии. Он был подавлен скорбью (ср. II Кор. 1, 8), и даже успех в Троаде (ср. II Кор. II, 12), куда он направился из Ефеса, не принес ему утешения. Он успокоился только в Македонии (ст. 13, VII, 5), когда Тит, которого он посылал в Коринф, возвратился в нему с добрыми вестями. Пребывание Павла в Македонии отмечено в Деян. XX, 1 2.

Павел в узах (58 -59?) Павел приходит к Иакову Праведному (21: 17- 25) Иудеи схватили Павла в храме (21: 26- 40) Защитная речь перед народом (22: 1- 23) Допрос тысяченачальника (22: 24- 30) Павел перед синедрионом (23: 1- 11) Заговор иудеев (23: 12- 23) Павел отправлен в Кесарию на суд правителя Феликса (23: 24- 35) Павел перед судом Феликса (24: 1- 27) Преемник Феликса Фест выслушивает Павла и решает отправить его в Рим на суд кесаря (25: 1- 12) Фест и царь Агриппа II (25: 13- 27) Павел перед Агриппой (26: 1- 32)

Путешествие в Рим (60? . . .) Прибытие в Миры Ликийские (27: 1- 5)Отплытие в Италию. Буря (27: 6- 26)Кораблекрушение (27: 27- 44)На острове Мелит (28: 1- 10)Прибытие в Рим (28: 11- 16)Жизнь в Риме (28: 17- 31) Повествование Деян. не доведено до смерти ап. Павла. Оно кончается (XXVIII, 30 31) на двух годах его проповеди в римских узах. По истечении этих двух лет, в его судьбе наступила какая то перемена. Мы имеем все основания по нимать ее, как освобождение. У древнейшего римского писателя, Св. Климента Римского (девяностые годы I го века), сохранилось сведение, что ап. Павел дошел до пределов Запада (I Послание V, 17). Для римского писателя пределом Запада не мог быть Рим. Он, не сомненно, имел в виду Испанию. О путешествии ап. Павла в Испа нию говорили и позднейшие отцы. Их слова могут казаться отзвуком того, что сам Павел писал о своих планах в Римл. XV. Из данных НЗ вытекает, что он был на Крите (ср. Тит. I, 5), в Никополе (Тит. III, 12), Ефесе и Македонии (I Тим. I, 3), может быть, и в других ме стах. Как в свое время будет показано, из Евр. XIII, 19 23 вытекает желание Павла посетить в это время и Иерусалим. Это предположение Апостола, по всем данным, осталось неисполненным. Но упоминание Троады и Милета в II Тим. (ср. IV, 13, 20) никак не может отно ситься к третьему путешествию ап. Павла. А в Галатии II Тим. IV, 10 некоторые толкователи видели еще в древности Галлию.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...