Троица-Чижи, урочище. Церковь Троицы Живоначальной

На древней Вохонской земле, в 15 километрах к югу от подмосковного Павловского Посада, посреди заболоченного леса близ реки Дрезна раскинулась широкая поляна. Это живописное место называется необычно - Троица-Чижи. Первая часть названия связана со старинной Троицкой церковью, а происхождение второй части окутано тайной. Корреспондент Павлово-Посадского информагентства побывала в Троица-Чижах и узнала, как здесь появились храм и целебный источник, и почему эти места притягивают уфологов и любителей паранормальных явлений.

Святое место

История Троицкой церкви начинается с чуда. По преданию, давным-давно у реки заночевали торговцы, во сне им явился яркий свет и голос, который произнес: «Место сие свято есть». Проснувшись, путники увидели на берегу реки икону святой Троицы, а прямо под ней - источник. Они унесли ее с собой, но на следующий день она оказалась на прежнем месте.

Впоследствии здесь построили часовню, в которой поместили икону. Упоминание о сооружении осталось в названии близлежащей деревни - Часовня. Икона святой Троицы находилась в церкви до 1937 года, после закрытия храма ее перевезли в село Казанское, а в 1995 году она, к сожалению, была похищена.

Троицкая церковь в Троица-Чижах под Павловским Посадом очень древняя – первое упоминание о ней содержится в расходной книге Казенного приказа, датируемой 1628 годом.

«Церковь святой Троицы деревянная, построенная исстари на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости», - говорится в историческом документе.

Это значит, что Троице-Чижам намного больше, чем 400 лет. Но местные жители ведут отсчет от первого упоминания, поэтому в 2016 году они отметили 388-летие поселка.

В 1739 году обветшавшую за два века деревянную церковь заменили на кирпичную, в 1789 году к трапезной пристроили колокольню. К концу XIX века в связи с увеличением числа прихожан к Троицкой церкви возвели придел, который освятили во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1937 году «за антисоветскую пропаганду» арестовали и расстреляли настоятеля храма - священника Николая Архангельского. В августе 2000 года Архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских, приход свято хранит память о нем.

После ареста настоятеля в 1937 году храм закрыли, а церковная утварь, иконы и книги «разошлись» по прихожанам и другим церквям.

В послевоенное время Троицкую церковь частично разобрали, используя кирпич для хозяйственных нужд. Практически нетронутой осталась лишь колокольня, которая простояла до 2007 года, никем не оберегаемая и разрушающаяся от ветров, непогоды и отсутствия хозяйской руки.

В погоне за НЛО

Окрестности деревни Часовня в Павлово-Посадском районе Московской области давно пользуются особой любовью среди уфологов, разного рода искателей «мест силы», а также копателей, вооруженных металлодетекторами.

В 1990-е и 2000-е годы, когда о разрушенном храме уже никто не помнил, разные энтузиасты организовали несколько десятков экспедиций в эти места. Люди бродили по округе и надеялись, что станут очевидцами необъяснимых явлений, парящих огней, НЛО и прочей фантастики. Многие в своих поисках приходили на поляну, где видели остов колокольни и руины Троицкого храма.

«Поехал как-то в Часовню вместе с увлеченными ребятами за компанию. Две ночи мы дежурили в лесу, но никаких аномалий не заметили, на утро третьего дня я пошел грибы собирать. Сам не заметил, как вышел на поляну. Открывшаяся картина меня взволновала: высокая трава, посреди нее - будто из последних сил держащая свой святой пост кирпичная колокольня, а сзади - шлейф из кирпичной россыпи: остатки храма», - рассказывает участник одной из экспедиций Виталий Канавин.

«Тогда я подумал: «Аномалии, аномалии! Вот истинное «место силы» – святое, оттого сюда людей и тянет!» – Виталий Канавин.

«Вернулся в лагерь, рассказал о своей находке ребятам, сходили к руинам вместе, кто-то из атеистов наших даже помолился. Наши «поиски непознанного» как-то быстро свернулись. Позже я снова был в Троице-Чижах, когда деревянную церковь уже отстроили. Хорошо, что такой далекий храм не забросили. А ведь, по правде сказать, я был уверен, что все тут безнадежно», - признается Канавин.

Дорога к храму

В 2007 году Троица-Чижи ожили: настоятелем Троицкой церкви был назначен иерей Дионисий Тонков, который взялся за восстановление храма и прихода. «Безнадежное» место обрело надежду на новую жизнь.

Раньше до Троица-Чижей можно было добраться только по лесной тропе из деревни Власово или по старинной заболоченной дороге из Часовни, поэтому желающих посетить Троицкий храм были единицы: куда проще сесть на машину или автобус и доехать до более доступной церкви по благоустроенной дороге, закатанной в асфальт.

Отдаленные храмы медленнее всего восстанавливаются: иногда приход настолько мал, что делать что-то «всем миром» прихожанам бывает не по силам.

Однако в Троица-Чижах нашлись настойчивые и упорные прихожане, которые ездили на службы в кузове старого ЗИЛа. А когда в 2009 году добрые люди помогли засыпать дорогу к храму каменной крошкой и всяким строительным мусором, приходская жизнь и вовсе закипела.

Новая жизнь Троица-Чижей

Сегодня Троица-Чижи - это очень живописное место. На зеленом лугу, со всех сторон окруженном лесом, стоит деревянная церковь, выстроенная в 2008 году и освященная в честь Сергия Радонежского. Главная святыня церкви - икона преподобного с частицей мощей. День его памяти - второй в Троица-Чижах главный престольный праздник после дня Святой Троицы.

Местные жители тепло отзываются о церкви в честь Сергия Радонежского – «приветливая, чем-то похожая на шкатулку с сокровищами».

Шушмор — название довольно большого участка в районе Мещеры: леса, болота, церкви, погосты, деревни и т. д. и т. п, чего хватает в любом краю. Этим местам, по некоторым сведениям аномальным, посвящена масса статей, есть сайт с одноименным названием.

Каждый идет в Шушмор со своей целью, туда направлялись и мы.

Самая распространенная легенда о Шушморе — это наличие где-то в дремучем лесу аналога стоунхенджа, а именно белой каменной сферы без окон и дверей с каменными столбами вокруг (собственно это и называют Шушмором), назначение сооружения неизвестно. То там, то тут появляются люди говорящие о том, что знакомые знакомых нашли Шушмор, но ни точных координат, ни фото предоставлено так и не было. Лично я очень сильно сомневаюсь в реальности такой конструкции, тем более, что места энтузиастами исхожены, а гуглом засняты и изучены.

Не меньше говорят и о блудных местах в тех краях — когда люди начинают ходить чуть ли не по кругу, а компасы показывают что хотят. До наших времен дошли рассказы о пропавших в тех местах людях, повозках. Не так давно читала отчет о том, как 2 машины, ехавшие друг другу навстречу по единственной дороге не встретились, народ долго и упорно тупил, был вынужден вернуться на исходные позиции и только после этого они нашли друг друга, хотя ни один шофер не изменил маршрута.

Старинные церкви и погосты в Шушморе имеют дурацкую привычку прятаться от простых обывателей, идя точно по карте с компасом или GPSом народ умудрялся церкви не находить или находить после долгих скитаний с 3-4 раза.

Не меньшую известность имеют треугольные и квадратные березы, растущие в тех местах (вот их-то фоток как раз в инете хватает, да и мы наблюдали одну такую, правда уже поваленную).

Все без исключения организации связанные с поиском аномальщины причисляют Шушмор к аномальной зоне, кто-то ловит там НЛО, кто-то ищет переходы в потусторонние миры, кто-то места силы для зарядки энергией (в зависимости от направленности).

Вот в этот самый Шушмор мы и направились воскресным деньком в самом начале марта. Шли мы не в поисках стоунхенджа местного значения, а к вполне конкретному месту под названием Троица-Чижи.

По случаю великолепной теплой и солнечной погоды, мы решили двинуться к цели не коротким путем, а круголями, что бы погулять по лесу после долгой зимы, ну и половить на себе аномалии Шушмора — а вдруг

Практически любой весенний поход проходит под четыремя лозунгами.

Лозунг первый: ОСТОРОЖНО, НЕ ЗАМОЧИТЕ НОГИ, ЗДЕСЬ МОКРО!

Лозунг второй: НОГ НЕ ЖАЛКО, ЖАЛКО ПРОМОЧИТЬ БОТИНКИ! ЗАКОЛЯЕМСЯ ТОВАРИЩИ!

Вот и мне с больным горлом и полным носом соплей, пришлось в срочном порядке приводить организм в чувства.

После этого ораганизму оставалось или смириться с хреновыми условиями и выздоровить, или сдохнуть! Мой организм, уже в который раз, решил, что надо жить, и чувствовала я себя в лесу прекрасно:).

На нашем пути встречалось множество мест, где в больших количествах наблюдались деревья вырванные с корнем. Что это? Последствия локальных ураганов? Тогда не хотелось бы нарваться на такую стихию! Спишем на аномалию Шушмора?

Вырванные с корнем деревья.

Другое место с вырванными с корнем деревьями. По фотке не очень понятно, но высота вывернутых шматов земли по 3-4 метра.

Дошли до места, где до революции было лесничество.

Остатки дома лесника.

Сейчас здесь заимка охотников.

Лозунг третий: А МНЕ ВСЕ ПОФИГУ!!! Это когда 2 предыдущих не помогли и народ прется по колено в воде уже в обуви.

Еще последствия локального урагана — уже в третьем месте.

И вот мы приближаемся к цели. Первое, что замечаем — оригинальное дерево — середина не випилина и не сгорела, просто вот так сгнила и дерево оказалось полым.

Полое дерево.

И вот мы на месте.

Погост Троица Чижи расположен в дремучем лесу между деревнями Власово и Часовня, окружен болотами и труднодосягаем. В настоящее время это — поляна среди леса с развалинами церкви и кладбищем.

Церковь, освященная в честь Троицы Живоначальной, впервые упоминается в летописях, датированных 1628 годом. Когда же было начато ее строительство, доподлинно не известно, но материальные свидетельства прошлого говорят нам, что деревянная церковь уже стояла на берегу речки Дрезна в XV столетии.

Руины, дошедшие до нашего времени — каменная церковь построенная в 1739 г. и колокольня возведенная в 1789 г. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви которая была снесена.

В начале XIX века Троица-Чижи именовали селом, а со второй половины уже погостом.

На момент прихода Советской власти в храме на погосте Троице-Чижи служил священник Архангельский Николай Александрович. В 1937 году он был арестован и менее чем через месяц расстрелян, а спустя 51 год реабилитирован.

В 1937 году церковь закрыли, всю утварь вывезли в разные места. Колокола, большой частью, были отправлены на переплавку. Приход распался. На картах того времени Троица-Чижи было просто урочищем.

Откуда взялось такое странное название? Ведь слово «кижи» есть и в названии всем известного Спасско Кижского погоста, что в Карелии.

Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает «остров игрищ». «Игрищами» русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. Православные христиане нарочно сооружали храмы в священных местах язычников, чтобы подчеркнуть этим могущество христианского бога перед языческими богами, «погасить» своим присутствием капище. Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень.

Очевидно, что мы имеем дело с одним из таких мест: церковь, возведена на ритуальном месте, здесь когда-то находилось языческое капище древнего угро-финского народа Меря, населявшего московский край до прихода славян. Со временем, финно-угорское слово «кижи» трансформировалось в более привычное для русской речи «чижи», потом в разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским Погостом, Троицким Погостом “что в Чижах”.

Нынче церковь решено восстанавливать, хотя совершенно не понятно кто ее будет посещать — места труднодоступны, дорог нет. Единственное что пришло в голову, это то, что вокруг церкви можно расширить кладбище и хоронить народ, у кого нет денег на что-то более приличное. Хотя и это странно т. к. в Подмосковье очень много церквей в лучшем состоянии.

Лес расступился и мы видим…. сортир! Сортир закрытий на замок! Сортир по серелдине леса с добротным навесным замком! Я, конечно, понимаю, что рабочим на кладбище гадить непригоже, но то, что сортир первое сооружение, при восстановлении церкви, да еще и запирать его надо — это ново:).

ур. Троица Чижи. Церковь Троицы Живоначальной, построена в 1739 г., колокольня — в 1789 г.

При спилке деревьев народ не парился — все кладбище завалили.

Там же у нас состоялся перекус на скорую руку.

Остается сказать, что прошли мы очень приличное расстояние по пересеченной местности (вобще проходимость была хреновая), старыми мокрыми кроссовками я стерла в кровь все ноги и теперь еле передвигаюсь.

Четвертый и заключительный лозунг весеннего похода: А ТЕПЕРЬ КУПАТЬСЯ! Мы не оправдали (правда обычно он осуществляется в конце апреля-начале мая). Ну и самые интересные моменты прохождения через болото не засняли — не до того было:).

На нужный нам автобус мы опоздали, потом электричка не пришла, короче домой мы еле попали во втором часу ночи очень уставшие и очень довольные:).

P.S. В 2007 году настоятелем Троицкой церкви стал иерей Дионисий Тонков. Начиная с этого года по настоящее время ведутся восстановительные работы в Троица Чижах: отстроили деревянную церковь, воздвигли часвню на месте старой деревянной церкви, выкопали заброшенный чудотворный колодец, провели дорогу, восстановили колокольню, правда каменный храм 1739 года постройки зачем-то снесли.

Мы были неправы: Троица Чижи снова становится посещаемым и почитаемым местом.

По преданию Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Кижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что уж лучше построить что-либо ему не придется. И действительно, деревянные храмы острова Кижа-саари памятник архитектуры мирового значения.

Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает “ остров игрищ”.”Игрищами” русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. В числе таких мест следует полагать и Троицкий погост, расположенный в нашем районе близ деревни Часовня.

В разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским Погостом, Троицким Погостом “что в Чижах”. Название, несомненно, связано не с обилием чижей в данной местности. “Чижи” – руссифицированное финноязычное “кижи”. То, что мы имеем дело с одним из ритуальных мест, подтверждается и наличием в нем церкви; православные христиане нарочно сооружали храмы в “священных” местах язычников, дабы подчеркнуть этим могущество христианского Бога перед языческими божками. “Смотрите, — как бы заявляли они, — вот мы построили свою церковь в вашем святилище и ничего, ваши боги не испепелили нас молниями, и земля не разверзлась под нами!”. Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень.

Когда мог возникнуть погост? Очевидно, не позднее XIV века, ибо в эти времена на территории Подмосковья зафиксированы последние языческие курганы. И с того времени здесь все хоронят людей.

В разные времена, очень далекие от нас, и не столь, этот погост то был обитаем, то безлюдным оставался, согласно документам. На погосте – церковь Св. Троицы Живоначальныя.

Но обратимся к документам. “Церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна; за 1635 год дани 26 алт. с деньгою, заезда гривна” (Патриар. Прик. Кн. 2, л. 185; кн. 196, л. 4).

По писцовым книгам 139–141 (1631–1633 годов) : к церкви Живоначальныя Троицы “пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж”. (Патр. прик. кн. дозорн. 141, л.360-361).

В 1646 г. при Троицкой церкви “во дворе поп Семен”. (Переписн. кн.9809, л.74).

В 1710 г. погост Троицкий, бывший селом, пожалован из дворцового ведомства Алексею Александровичу Курбатову; в 1726 г. погост по-прежнему причислен к дворцовым волостям и в 1727 г. пожалован Петру Васильевичу Чичерину (Вотч. Колл., по гор. Москве, ст.л.кн. 84, № дела 2).

По клировой ведомости 1785 г. село Троицкое принадлежало вдовствующей генеральше Екатерине Александровне Леонтьевой.

“При Троицкой церкви были священники: Антип Никитин 1680 г., Лукьян Агапов 1726–1754 г.г., дьякон Павел Лукьянов 1752 г., дьячки: Федор Евдокимов 1680 г., Потап Агапов 1726–1754 г.г., Петр Агапов 1754 г.” (Патр. Прик. дозорн. кн.141, л.204-205 и кн.I ревизии 1726 г. л.213).

К этой церкви были приписаны окрестные деревни Часовня, Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново.

В 1795 году при V ревизии было зафиксировано, что у священно и церковнослужителей церкви Св. Троицы, что на Троицечижском погосте, земли под усадьбой - 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом - 26 дес. 290 саж., под лесом - 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего - 221 дес. 2166 саж. земли.“Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый”.

Отмечено, что церковь деревянная, во имя Животворныя Троицы, на правом берегу речки Дрозны.

А в 1859 году (в «Списке населенных мест…») про погост Троицечижский говорится, что он “при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта”, и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 – женского.

В 1865 году при храме было трое священно- и церковнослужителей: священник, дъяк и пономарь. Первый окончил духовное училище в Перерве, а второй – в Коломне. Сам священник, как сказано в церковной прописи “обучались в Московской духовной семинарии наукам: богословским, философским, математическим, историческим, словесным. Языкам: латинскому, греческому, французскому, немецкому”.

В сведениях 1890 и 1911 годов в графе “число душ” по Троицкому погосту (Чижи) стоят прочерки.

В материалах Всесоюзной переписи 1926 года в посел. Троице-Чижи Малыгинского сельского совета числятся 3 хозяйства (не крестьянских, а ”прочих”) с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 – жен.)

В 1915 году была освящена Троицкая церковь в деревне Аверкиево, построенная А.Д. Самариным, племянником писателя Ю.Ф. Самарина, внуком Ф.В. Самарина.

Сам приход Аверкиев был открыт в феврале 1915 года и состоял из 3-ех деревень: Аверкиево, Бразуново и Дергаево, т.е. деревни Аверкиево и Бразуново отошли из прихода храма Троицы Живоначальныя, что на погосте Чижи.

В то время священником храма Троицы был иерей отец Н. Фелицын.

Служил в храме на погосте Троице-Чижи священник Архангельский Николай Александрович (год рождения его – 1876).

7 октября 1937 года он был арестован, менее чем через месяц, по приговору, был расстрелян (5 ноября 1937 года).

Исходя из метрических сведений, каменная церковь построена в 1739 г., колокольня же возведена в 1789 г. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви которая была снесена. Добывали они глину здесь же, в окрестностях, сами кирпич изготавливали, в строительстве участвовали. В 1885 г. была поновлена роспись стен церкви.

С разрешения Московской духовной консистории Троицкая церковь продала часть своих лесных угодий, и в 1887 г. на вырученные от этой сделки деньги к северному фасаду церкви был пристроен придел во имя Преподобного Сергия (в связи с этим северные фасады четверика и трапезной переделывались: были пробиты новые проемы и заложены окна второго света в четверике), а в окружающих Чижи деревнях введен второй престольный праздник…

Новая история храма начинается с 2007 года, когда настоятелем Троицкой церкви стал иерей Дионисий Тонков. Летом и осенью 2007 года проводятся активные субботники по уборке территории и приведении ее в надлежащий вид для дальнейших работ. В планах восстановление каменной Троицкой церкви и возрождение Троица-Чижей. Первоначально все службы велись под сводом колокольни старого храма. Четверик был в очень плачевном состоянии, с сильно изрытым внутренним фундаментом, поэтому вести службы там не представлялось возможным.

Весной 2008 года в Троица-Чижи перевозят в разобранном состоянии деревянный сруб церкви, которую в последствии нарекут в честь преподобного Сергия Радонежского, из д.Бывалино. К лету приводится в порядок территория каменного храма к празднику 380-летия Троица-Чижей.

В 2009 году освящают старый колодец, водой из которого по преданию излечилась одна девочка. В этом же году окончены работы по строительству деревянного храма, установке на него купола и освящения.

В 2010 году начинаются работы по восстановлению каменного храма. Полностью отреставрирована колокольня. В деревянном храме появляется новый резной иконостас (работа мастера В.Розанцева).

К 2011 году от д.Часовня до Троица-Чижей провели грунтовую дорогу, обеспечив таким образом беспрепятственное сообщение с «большой землей». Изначально до храма можно было добраться только по старой заезженной дороге, идущей через болотистые участки на машине ЗИЛ. На территории храма возводят каменную часовенку тщением церковного старосты А.С.Купленова на месте, где когда стояла деревянная Троицкая церковь.

На месте чудотворного явления иконы Троицы Живоначальной устанавливают большой деревянный крест (работа мастера В.Розанцева). На восстановленную колокольню вешают колокола.

19 августа 2011 года наш храм обрел икону Преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Преподобный Сергий является одним из самых почитаемых русских святых. История сохранила память о пределе Троицкого храма, который был освящен в честь великого русского святого в 1887 году. На северном фасаде предела даже была икона с ликом Сергия Радонежского. Икону в Чижи привезли к часу дня из храма Вознесения Господня на Городке. На молебен приехали настоятель Тихвинского храма г.Ногинска архимандрит Сергий (Шагаев), настоятель храма Вознесения Господня на Городке г.Павловского Посада иерей Марк Ермолаев с иереем Димитрием Шмаровым и дьяконом Илией Елисеенко. К стоящей в самом центре храма иконе в конце молебна смогли приложиться прихожане.

27 ноября 2012 года, в день памяти апостола Филиппа, в Троица-Чижах освящали и устанавливали купол на водосвятную часовню. На освящении присутствовали настоятель Троицкого храма отец Дионисий Тонков, настоятель Вознесенского храма иерей отец Марк Ермолаев с клириком отцом Димитриев Шмаровым. Заложенная и выстроенная месяцами ранее водосвятная часовня прямо напротив строящегося каменного Троицкого храма до сего дня оставалась без венчающей ее главы. За полтора месяца нашим прихожанином, мастером Виталием Михайловичем Розанцевым, был изготовлен купол-маковка с православным крестом. Купол выполнен по технологии кровельного покрытия. На металлический каркас снаружи накладывались кровельные сегменты при особой технике скрепления их между собой. Благодаря этой технологии маковку купола удалось сделать идеально круглой в сечении без возможной многогранности. Выполненный из сегментом небесного и солнечного цветов, он своей непохожестью на традиционные золотые православные купола идеально сочетает в себе эти два оттенка. Вспомнить хотя бы купола собора Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве. Теперь здесь, в Троица-Чижах, можно увидеть что-то похожее по стилю выполнения. Осуществлению проекта поспособствовали директор Юрий Николаевич Авакян и заведующий гаражом Алексей Вячеславович Соколов открытого акционерного общества «Экситон» г.Павловский Посад. Работы по монтажу конструкции купола выполнялись с помощью подъемного крана. За работами следил староста Троицкого храма Анатолий Степанович Купленов. Водруженная на часовню глава была окончательно смонтирована и закреплена при участии ее главного создателя и мастера Виталия Михайловича.

24 февраля 2013 года, в рамках мероприятий, посвященных празднованию Православного дня молодежи, на территории Троицкого храма возле дер.Часовня прошли традиционные зимние гуляния для молодежи, организованные Павлово-Посадского благочинием, приходами храма Воскресения Христова и храма Живоначальной Троицы, а также Управлением по культуре Павлово-Посадского района.
Это мероприятие собирает вместе молодежь с приходов и учащихся профессиональных училищ, техникумов района. Зимние гуляния начались с молебна, который возглавил благочинный Павлово-Посадских церквей протоиерей Александр Хомяк. С приветственным словом к собравшимся командам обратились организаторы мероприятия – ответственный по работе с молодежью в благочинии священник Александр Кувшинников и И.А. Шлыкова – начальник отдела по работе с молодежью Управления по культуре Павлово-Посадского района. Зимние гулянья уже традиционно проходят, как спортивные командные конкурсы и соревнования. Все 8 команд были распределены на пары. Им были предложены четыре конкурсных задания: «Веселые старты», «Царь горы», «Конный бой» и «Ручной мяч». Были оборудованы места для обогрева, отдыха и трапезы. На улице – горячий чай с конфетами, в помещении летней трапезной – вкусная греча с мясом. Костер, лес, приятное зимнее солнце и прекрасное настроение помогали ребятам с энтузиазмом проходить все предложенные состязания. В конце соревнований гостям был предложен внекомандный конкурс «Перетягивание каната» для разрядки и скрепления дружественных уз. Всем участникам были вручены памятные грамоты, сладкие подарки и миссионерская литература.

10 марта настоятель Троицкого храма отец Дионисий был приглашен в администрацию поселка Алферово, где собрались настоятели всех ближайших приходских храмов. Из церкви Троицы Живоначальной деревни Аверкиево — отец Алексий Попков; из деревни Новозагарье — протоиерей Димитрий Босов, настоятель Никольского храма.
Собором отслужили молебен на освящение здания и поздравили Гаврилова Владимира Викторовича с вступлением в должность главы сельского поселения.

В настоящее время приход живет очень активно. Регулярно проводятся службы и различного рода мероприятия по большим праздникам.

Преданья старины глубокой

История Троицкой церкви начинается с чуда. По преданию, давным-давно во сне заночевавшим у реки торговцам явился яркий свет и голос, произнесший: «Место сие свято есть». Проснувшись, путники увидели на берегу реки икону Святой Троицы, а прямо под ней - источник. Впоследствии здесь поставили часовню, а икону поместили внутри. Упоминание о сооружении осталось в названии близлежащей деревни - Часовня.

Первое известное упоминание о Троицкой церкви содержится в расходной книге Казённого приказа, датируемой 1628 годом: «Церковь святой Троицы деревянная, построенная исстари на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости». А это значит, что Троице-Чижам намного больше 400 лет, хотя местные ведут отсчёт как раз от первого упоминания (в 2016 году отметили 388-летие). История храма могла бы завершиться после ареста настоятеля в 1937 священника Николая Архангельского (причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских): церковь закрыли, а в послевоенное время Троицкую церковь частично разобрали, используя кирпич для хозяйственных нужд. Практически нетронутой осталась лишь одна колокольня. Так она и простояла до 2007 года, никем не оберегаемая, разрушающаяся от ветров, непогоды и отсутствия хозяйской руки….

В охоте за НЛО приходят к святилищу…

Окрестности деревни Часовня давно пользуются особой любовью уфологов, разного рода искателей «мест силы», а ещё копателей, вооружённых металлодетекторами: поговаривают, что здесь и «тарелки» приземляются, и огни по лесу бродят, и вода вверх течёт против всех законов физики, и вообще, здесь «мощный геопатогенный узел»… В 1990-е и 2000-е разными энтузиастами было организовано несколько десятков экспедиций в здешние места. Люди бродили по округе в ожидании стать очевидцами необъяснимых явлений, парящих огней, НЛО и прочей фантастики. Многие в своих поисках набредали на поляну, где видели остов колокольни и руины Троицкого храма…

Участник одной из таких экспедиций Виталий Канавин рассказывает: «Поехал как-то в Часовню вместе с увлечёнными ребятами за компанию, две ночи мы дежурили в лесу, но никаких аномалий не заметили, на утро третьего дня я плюнул на всё да пошёл грибы собирать. Сам не заметил, как вышел на поляну. Открывшаяся картина меня взволновала: высокая трава и посреди неё будто из последних сил держащая свой святой пост кирпичная колокольня, а сзади - шлейф из кирпичной россыпи: остатки храма… Деревья высокие вокруг не шелохнутся. Тишина. И так спокойно, не страшно совсем. Тогда я подумал: «Аномалии-аномалии! Вот истинное «место силы» - святое, оттого сюда людей и тянет!». Вернулся в лагерь, рассказал о своей находке ребятам, сходили к руинам вместе, кто-то из атеистов наших даже помолился. Наши «поиски непознанного» как-то быстро свернулись. Я был в Троице-Чижах много позже, когда уже деревянную церковь отстроили. Хорошо, что такой далёкий храм не забросили. А ведь, по правде сказать, я был уверен, что всё тут безнадёжно».

Дорога к храму: возрождение

В 2007 году место Троица-Чижи ожило: настоятелем Троицкой церкви был назначен иерей Дионисий Тонков, который взялся за восстановление храма и прихода, «безнадёжное» место обрело надежду на новую жизнь.

Раньше до Троица-Чижей можно было добраться только по лесной тропе из д. Власово или по старинной заболоченной дороге из Часовни, поэтому охочих посетить Троицкий храм были единицы: куда проще сесть на машину или автобус и доехать до более доступной церкви, по благоустроенной дороге, закатанной в асфальт. От этого отдалённые храмы медленнее всего восстанавливаются: приход настолько мал, что творить дела «всем миром» прихожанам не по силам. Но нашлись люди настойчивые, упорные, ездили на службы в кузове старого ЗИЛа-157. А когда в 2009 году добрые люди помогли отсыпать дорогу к храму каменной крошкой и всяким строительным мусором, приходская жизнь и вовсе закипела.

Троица-Чижи: новое время

Троица-Чижи - место очень живописное: на зелёном лугу, окружённом со всех сторон лесом, разместились: деревянная церковь, выстроенная в 2008 году и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского, очень тёплая, приветливая, чем-то похожая на шкатулку с сокровищами. Главная святыня церкви - икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей (День памяти святого - второй в Троица-Чижах главный престольный праздник после дня Святой Троицы); Свято-Троицкая каменная часовня, установленная в 2009 году на месте древнего деревянного храма; восстановленная старинная колокольня Троицкого храма; отмеченный большим резным деревянным крестом целебный святой источник, где, по преданию, произошло явление иконы Пресвятой Троицы; водосвятная часовня и деревянные въездные ворота с куполами, выполненными из сегментов небесного и солнечного цветов, напоминающими по стилю купола собора Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве; живописный церковный пруд и большая детская площадка.

В настоящее время территория Троица-Чижей продолжает благоустраиваться, ведётся активное строительство каменной Троицкой церкви. Уже сейчас, когда входишь в недостроенный храм, ощущается благодать и сердце заходится от предчувствия: как здесь будет красиво и уютно.

09.10.10 - Троица-Чижи
(оригинальный текст тут --> http://www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=9013 )

В выходные решили поехать взять тайник геокешинга "Троица-Чижи" и немного копнуть.

Выехали в 9 утра, и попали в пробку. Как точно ехать в урочище Троица-Чижи мы не знали, по этому ехали тупо по GPS, как оказалось потом, он проложил нам правильную дорожку прямо до церкви.

С погодкой нам оч повезло!

Когда мы туда ехали, я думал что дорога там будет жесткая, но как оказалось потом, дорогу там отремонтировали, т.к. идет восстановление церкви. Точнее там отреставрировали только колокольню от старой церкви, и рядом построили новую, деревянную, т.к. старая кирпичная наверно реставрации не подлежит.

Вот так это место выглядело в 2007-08 годах.

А вот так это место выглядит сейчас.
Вокруг кипит работа.

Немного инфы по Троице-Чижскому погосту.

Взято с troitsa-chizhi.narod.ru
По преданию Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Кижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что уж лучше построить что-либо ему не придется. И действительно, деревянные храмы острова Кижа-саари памятник архитектуры мирового значения. Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает “ остров игрищ”.”Игрищами” русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. В числе таких мест следует полагать и Троицкий погост, расположенный в нашем районе близ деревни Часовня. В разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским Погостом, Троицким Погостом “что в Чижах”. Название, несомненно, связано не с обилием чижей в данной местности. “Чижи” – руссифицированное финноязычное “кижи”. То, что мы имеем дело с одним из ритуальных мест, подтверждается и наличием в нем церкви; православные христиане нарочно сооружали храмы в “священных” местах язычников, дабы подчеркнуть этим могущество христианского Бога перед языческими божками. “Смотрите, - как бы заявляли они, - вот мы построили свою церковь в вашем святилище и ничего, ваши боги не испепелили нас молниями, и земля не разверзлась под нами!”. Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень. Когда мог возникнуть погост? Очевидно, не позднее XIV века, ибо в эти времена на территории Подмосковья зафиксированы последние языческие курганы. И с того времени здесь все хоронят людей. В разные времена, очень далекие от нас, и не столь, этот погост то был обитаем, то безлюдным оставался, согласно документам. На погосте – церковь Св. Троицы Живоначальныя. Но обратимся к документам. “Церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна; за 1635 год дани 26 алт. с деньгою, заезда гривна”. (Патриар. Прик. Кн.2, л.185; кн.196, л.4). По писцовым книгам 139-141 (1631-1633 годов) : к церкви Живоначальныя Троицы “пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж”. (Патр. прик. кн. дозорн. 141, л.360-361). В 1646 г. при Троицкой церкви “во дворе поп Семен”. (Переписн. кн.9809, л.74). В 1710 г. погост Троицкий, бывший селом, пожалован из дворцового ведомства Алексею Александровичу Курбатову; в 1726 г. погост по-прежнему причислен к дворцовым волостям и в 1727 г. пожалован Петру Васильевичу Чичерину (Вотч. Колл., по гор. Москве, ст.л.кн. 84, № дела 2). По клировой ведомости 1785 г. село Троицкое принадлежало вдовствующей генеральше Екатерине Александровне Леонтьевой. “При Троицкой церкви были священники: Антип Никитин 1680 г., Лукьян Агапов 1726-1754 г.г., дьякон Павел Лукьянов 1752 г., дьячки: Федор Евдокимов 1680 г., Потап Агапов 1726-1754 г.г., Петр Агапов 1754 г.” (Патр. Прик. дозорн. кн.141, л.204-205 и кн.I ревизии 1726 г. л.213). К этой церкви были приписаны окрестные деревни Часовня, Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново. В 1795 году при V ревизии было зафиксировано, что у священно и церковнослужителей церкви Св. Троицы, что на Троицечижском погосте, земли под усадьбой – 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом – 26 дес. 290 саж., под лесом – 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего – 221 дес. 2166 саж. земли. “Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый”. Отмечено, что церковь деревянная, во имя Животворныя Троицы, на правом берегу речки Дрозны. А в 1859 году (в «Списке населенных мест…») про погост Троицечижский говорится, что он “при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта”, и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 – женского. В 1865 году при храме было трое священно- и церковнослужителей: священник, дъяк и пономарь. Первый окончил духовное училище в Перерве, а второй – в Коломне. Сам священник, как сказано в церковной прописи “обучались в Московской духовной семинарии наукам: богословским, философским, математическим, историческим, словесным. Языкам: латинскому, греческому, французскому, немецкому”. В сведениях 1890 и 1911 годов в графе “число душ” по Троицкому погосту (Чижи) стоят прочерки. В материалах Всесоюзной переписи 1926 года в посел. Троице-Чижи Малыгинского сельского совета числятся 3 хозяйства (не крестьянских, а ”прочих”) с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 – жен.) В 1915 году была освящена Троицкая церковь в деревне Аверкиево, построенная А.Д. Самариным, племянником писателя Ю.Ф. Самарина, внуком Ф.В. Самарина. Сам приход Аверкиев был открыт в феврале 1915 года и состоял из 3-ех деревень: Аверкиево, Бразуново и Дергаево, т.е. деревни Аверкиево и Бразуново отошли из прихода храма Троицы Живоначальныя, что на погосте Чижи. В то время священником храма Троицы был иерей отец Н. Фелицын. Служил в храме на погосте Троице-Чижи священник Архангельский Николай Александрович (год рождения его – 1876). 7 октября 1937 года он был арестован, менее чем через месяц, по приговору, был расстрелян (5 ноября 1937 года). Реабилитирован 16 января 1989 года (через 51 год после казни). Исходя из метрических сведений, каменная церковь построена в 1739 г., колокольня же возведена в 1789 г. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви которая была снесена. Добывали они глину здесь же, в окрестностях, сами кирпич изготавливали, в строительстве участвовали. В 1885 г. была поновлена роспись стен церкви. С разрешения Московской духовной консистории Троицкая церковь продала часть своих лесных угодий, и в 1887 г. на вырученные от этой сделки деньги к северному фасаду церкви был пристроен придел во имя Преподобного Сергия (в связи с этим северные фасады четверика и трапезной переделывались: были пробиты новые проемы и заложены окна второго света в четверике), а в окружающих Чижи деревнях введен второй престольный праздник… Любопытны документы, отражающие помесячный учет церковных доходов от прихожан за венчания, крестины, поминания, молебны за ниспослание дождя и молебны против пожаров, засухи и других напастей. Поступления эти в церковную казну неоднородны. Летом, в частности, поступало всего по 80-90 рублей. Праздники и крестные ходы дают наиболее значительную часть пожертвований церкви на Погосте. Крестный ход с иконой Иерусалимской Божьей Матери по всему приходу дал сбор в 100 рублей 40 копеек – почти с каждого дома по рублю, ибо во всех деревнях прихода насчитывалось всего 129 крестьянских дворов. На лиц, не пришедших в определенное время к священнику на исповедь и “отпущение грехов”, велся поименный учет, а в Пасху при обходе священником домов с них взимался штраф по гривеннику за пропуск причастия

Рядом находится кладбище

Новенькая, деревянная церковь.

Местный охранник

Потом мы пошли брать тайник.
Шли через очень гистой лес с кучей огромных, поваленныйх деревьев!

Потом вышли к болоту. Именно через него надо идти к тайнику.
Хорошо что погода была сухая, и мы прошли без проблем, но вот по весне или после дождя, мне кажется пройти там будет сложновато.

По пути встречали много кабаньих следов и мест их ночлега.

И наконец вот она, заветная коробочка =)

После по-быстрому перекусив, Русла и Ксю пошли бродить с МД, а я залег под машину выводить сапуны.
Если интересно, то вот что из этого получилось, смотрим - http://www.tusomans.ru/forums/showpost.php?p=20662&postcount=37

Побродив по лесным дорогам, ребята нашли только по 20 копеек.
Руслан 20 копеек 1955 года, Ксюха 20 копеек 1954 года.

После мы поехали в сторону Москвы. Попутно заехали еще на пару полей, но на них было тоже пусто и тоже лазил народ с МД.
Спрашивая у них, мол нашли что нить, все отвечали что ничего. Может, врут, палиться не хотят, а может и правда.

Потом был ужин =)

С поляны мы уехали, когда было уже совсем темно.

Огромное спасибо Руслану за отличную компанию и за то, что развлекал нас веселыми историями всю дорогу =)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...