Троице сканов монастырь и пещерный комплекс. Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, Пензенская область

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Троице-Сканов монастырь славится чудотворной иконой Божией Матери и величественными пещерами.

Монастырь на Мокше

Никто не знает, почему Наровчатский Троице-Сканов монастырь носит такое загадочное имя. Речки с названием Сканов поблизости монастыря нет. Говорят, впрочем, что местность, на которой в незапамятные времена был основан монастырь, принадлежала неким боярам Исканским. Но и это в точности никому не ведомо. Да ведь и расположенный не слишком далеко от этих мест, на берегу той же реки Мокши Санаксарский монастырь также неизвестно отчего имеет такое имя. И прославленная Оптина пустынь - тоже… А когда нет фактов, открывается простор для легенд и вымыслов… То появится легенда про раскаявшегося разбойника Опту, то про бояр со странными, почти мифическими именами…
По преданию, монастырь начался в двух километрах отсюда. Пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи вырыли в горе подземные пещеры 570 метров длиной (Киево-Печерские пещеры чуть меньше - 510 метров). Сегодня пещеры являются главной достопримечательностью монастыря, во многом благодаря им сюда стали заворачивать с основных «паломнических магистралей» автобусы с паломниками. Но монастырь пока еще тих и уютен. И паломникам здесь действительно рады. Возглавляет обитель игумения Евстолия, немолодая женщина с удивительно добрым лицом. По всему видно, что она из тех редких «администраторов», которые стараются все вопросы решать любовью. А о духовнике обители игумене Германе идет молва как о сильном молитвеннике. Многие приезжают к нему за духовным советом.
Точно не известно, когда был основан монастырь. Но известно, что в 1676 году этот монастырь подвергся пожару, и значит, его история началась гораздо раньше этой даты. Таким почтенным возрастом не все даже и прославленные обители могут похвастаться.
В советские годы монастырь был закрыт. В одном из его храмов - во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи - разместился клуб и в нем много лет проходили «танцульки», где юные саломеи, словно на пиру у Ирода, извивались и корчились на святом месте, требуя «усекнуть» честную главу святого…
А новая история Наровчатского Троице-Сканова монастыря началась в 1989 году. Тогда на территории бывшего монастыря находились реставрационные мастерские. И вот одного из руководителей товарищи по «цеху» решили уволить. И он, чтобы насолить своим бывшим сослуживцам, стал добиваться, чтобы не ему и не им досталась эта территория, а… Церкви! И в этом, с Божьей помощью, преуспел. Так человеческие слабости послужили Божьему Промыслу. Открылся женский монастырь одним из первых в перестроечные годы. А через десять лет, 3 октября 1999 года, обитель эту посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел восстановленные храмы, корпуса, отслужил молебен у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, и, завершая визит в Троице-Сканов монастырь, сказал, что это - жемчужина всего Пензенского края…

Трубчевская икона Божией Матери

Одна из великих святынь России. Эта икона, хранящаяся в обители, вошла в список чудотворных икон Русской Церкви. Празднество ее совершается 3 октября - и не случайно именно в этот день посетил обитель Святейший Патриарх Алексий II. Икона эта написана в г. Трубчевске ныне Брянской области в 1765 году монахом Евфимием из Челнского монастыря, как значится в надписи на иконе. Нет сведений о том, как и когда оказалась икона в Троице-Скановом монастыре. Но зато в летопись монастыря занесены известия о том, как во время эпидемий холеры, уносивших множество жизней, монахи крестным ходом выносили чудотворную икону из обители и проходили с ней вокруг Наровчата. После этого эпидемии прекращались. В знак особого почитания иконы жители города в 1853 году неподалеку от монастыря построили кладбищенскую церковь во имя Трубчевской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря эта икона долгое время хранилась в местном краеведческом музее. Во время очередной описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» появилась надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости» Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. На этом чудотворном образе лежали другие музейные экспонаты. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворящей силы. Совсем недавно, перед Новым годом, в обитель из Саранска приехала больная туберкулезом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе за чудесное исцеление…

Игумения Евстолия
родом из Саранска. Там она принимала постриг, там молилась при храме, в котором в те давние годы сторожем был ставший впоследствии известным на всю Россию старец схиигумен Иероним (2001 г.). В 1989 году Пензенский Архиепископ Серафим пригласил ее в только что переданный епархии Троице-Сканов монастырь. Конечно, было не просто оставить родной город и ехать в неблагоустроенную обитель. Но она свой выбор сделала. Первые монахини монастыря жили в очень трудных условиях - в холоде, в сырости. Иподиаконы говорили Владыке Серафиму, что монахини не выдержат трудностей и вот-вот уедут из монастыря… Тогда он приехал в монастырь, собрал их вокруг себя и строго сказал: «Этот монастырь после долгого поругания возвратили Церкви. Если вы уедете отсюда, нам придется отдать его обратно государству… » Ни одна монахиня тогда из монастыря не уехала… А в 1994 году благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители.
И вот мы разговариваем с ней в благоустроенном, уютном игуменском корпусе, где из окна открывается вид на прекрасный, недавно отреставрированный Соборный храм с престолами во имя Святой Троицы и во имя Успения Божией Матери.
- Многое сделано за эти годы, - рассказывает игумения Евстолия . - Но еще не восстановлен храм во имя Трубчевской иконы Божией Матери. Не восстановлен храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Пещеры нуждаются в срочной реставрации, это же ведь и святыня, и памятник культуры для всей России! Люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков. Монахи-пещерники жили в таких условиях, в каких мы не можем и помыслить жить… Но денег на реставрацию пещер у нас нет. Государство на восстановление пещерного храма денег не выделяет… Предложили мне отказаться от пещер, отдать их под музей - но ведь пещеры и монастырь всегда были едины. К тому же, есть планы возле пещер построить для светских туристов… ресторан. Ну нет, этого мы никогда не допустим и от пещер не откажемся…
Несколько лет назад городские власти «келейно» спросили у игумении Евстолии, будет ли она возражать против восстановления в Наровчате местной церкви. Корректно объяснили ей, что если храм в городе будет действовать, то все местные жители пойдут в него и монастырь останется без средств к существованию. Игумения не раздумывая ответила: «Страшный грех - препятствовать восстановлению храма!» Вскоре храм в городе стал действующим и люди пошли в него. Но в тихую эту обитель почему-то как раз в это время стали «заворачивать» многочисленные автобусы с паломниками из Самарской области и из других регионов страны. С монастыря, таким образом, не убавилось. Но это уже «высшая математика», которая только истинным христианам понятна!

Игумен Герман

Еще мирянином двенадцать лет назад приехал в этот монастырь паломником. И остался здесь навсегда - приняв монашеский постриг и священнический сан. Раньше он был в Перми конструктором. Сейчас окормляет не только шестьдесят насельниц монастыря, но и многочисленных паломников. Говорят, строгий он. Не знаю, так ли это - сам я этого не заметил. Но вот и в нашем автобусе большую часть женщин отлучил он на неделю от Причастия - а ведь многим так хотелось причаститься именно в паломничестве! Я спросил об этом у отца Германа.
- В паломничество едут в основном люди пожилые или средних лет, - ответил он. - Чаще всего едут женщины. Люди искренне хотят примириться с Богом, начать новую жизнь. Но это невозможно, если не осознают они, какой это страшный грех - аборт! А ведь очень многие из них этот грех совершали. Я не накладываю строгих епитимий, но не благословляю причащаться неделю. Делаю это для того, чтобы люди осознали всю тяжесть этого греха. Вспомнили о Боге и раскаялись.
После долгой ночной исповеди отец Герман остался поговорить с паломниками из Самары, и мы услышали много интересного. Приведу лишь один эпизод.
- Многие из вас - пенсионного возраста, - говорит паломницам игумен Герман. - И все равно вы стараетесь работать. Ведь так? («Так», - слышны нестройные голоса). Помогаете детям, внукам… А я вам советую уйти с работы. Вы свое уже отработали. Сейчас надо встать вам всем на молитву. Но уже на настоящую молитву. По пять часов в день молиться за своих детей и внуков. Будете молиться - и жизнь у них наладится. И уже не вы им, а они вам деньги понесут… Вот мне известен случай. Приехала в монастырь заплаканная женщина, сказала, муж сильно пьет. Я посоветовал ей в день прочитывать всю Псалтирь за мужа… Она уехала - и вскоре вернулась, уже счастливая. Подействовало, он теперь совсем не пьет… У другой женщины сын никак не мог найти работу. Стала она за него молиться по четыре часа в день, со слезами. Он сразу устроился на хорошую работу. Молитва все меняет, молитвой все можно получить…

Подземный монастырь

У подножия горы Плодской бьет из земли источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверное, источник этот вымоленный. Когда здесь стали копать пещеры монахи, пробился из земли этот целебный источник, чтобы хоть чуточку облегчить их труды…
В пещеру ведет довольно узкий проход . Но тот, кто решился идти туда - непременно пролезет. Из нашей группы отважилось после дождя, по грязи пронырнуть в подземный мир почему-то именно двенадцать человек. Я уже много слышал об этих пещерах, что они в три этажа, что самые длинные в России, и даже то, что их исследовали специалисты и пришли к однозначному выводу - эти пещеры рукотворные… Но лучше все же один раз увидеть. И потому иду вниз, в числе двенадцати.
Я в юности лазил по знаменитым пещерам Братьев Грей у берега Волги, невдалеке от Самары. Там было страшно, веяло преисподней. Все время казалось, что вот-вот что-то может случиться, и уже никогда не вылезешь из этого мрачного лабиринта. Спустя годы там произошла трагедия - в пещерах на первомайские праздники задохнулось трое туристов, а потом еще и несколько спасателей. Позднее я ходил по величественным Римским катакомбам. Там были совсем иные ощущения, и из них главное - победа над смертью. И вот я в русском подземном монастыре.

… Пробираемся глубже и глубже. Темные узкие коридоры, кельи с небольшими углублениями для икон. Вот сидит, нахохлившись, летучая мышь . Проходим мимо нее с опаской. Со стен капает, хотя и не сильно. Изо рта идет пар - температура здесь в любое время года, в зависимости от яруса, от 6 до 12 градусов. Идем, растянувшись длинной колонной, чтобы замыкающий всегда мог указать путь к отступлению. Здесь ведь и заблудиться можно, идем без проводника. В одном месте вижу кирпичную кладку, видимо, монахи тут укрепляли стену. Сколько же сил потребовалось, чтобы киркой и лопатой продолбить во «чреве земли» эти затейливые анфилады, эти кельи и лазы! А сколько сил требовалось на то, чтобы здесь жить и молиться! История почти не сохранила имен создателей этих пещер. Только в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1877 год есть строчка: «Над ископанием их (пещер) первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели вполне обитаемый вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещеры были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была совсем молодая, - рассказывала монахиням жительница села Сканово, - работала я в монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Кельи показывал. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Нам уже трудно понять строителей этого подземного монастыря. Зачем они лезли сюда на молитву, когда рядом, на вершине горы, открывается такой чудный вид на вечно радостную природу. Разве не лучше возносить молитву «о всех и за вся», глядя на первозданную красоту Божьего мира? Оказывается, не лучше. Ведь и Господь Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере…
Чтобы духом вознестись Горе, считали наши предки, надо заживо похоронить себя под землей. Чтобы уже никаких земных упований не оставалось. Мир - великий обманщик, красота имеет свою обратную сторону и часто бывает причиной соблазнов. Монах - это ведь заживо погребенный, которому уже ничто не страшно и которого ничем не взять… И если в иных великих творениях человеческого гения - будь то китайская стена, египетские пирамиды или даже город на воде - величественная и прекрасная Венеция, - чудится некая гениальная безсмысленность, некий величественный абсурд, то как раз тут, в этом подземном городе, вдруг открывается смысл. Да такой великий, что его очень трудно вместить. Не случайно русское монашество началось именно с Киевских пещер. Пещерами оно и закончится - во времена последних гонений на веру. Тогда этот смысл оживет и предстанет воочию - как единственно верный, реальный путь… И тогда мы вспомним о наших предках, и не будем гадать о том, почему они так стремились оказаться не поверх Плодской горы, а в ее утробе…
Вылезаем на Божий свет, а наши товарищи там, наверху, строго отсчитывают вновь прибывших. Один, два… восемь… двенадцать. Чтобы кто-то из нас невзначай не остался там, запутавшись в подземных коридорах - с летучими мышами, но и с Владимирской иконой Царицы Небесной , которую обнаружил в пещере один из паломников.
Пока не время…

Троице-Сканов монастырь, разрушенный за долгие годы, в настоящее время находится в трудных условиях периода реставрации монастырских построек и восстановления монастырского хозяйства. В срочной реставрации нуждаются древние пещеры. Мы обращаемся с просьбой оказать нашему монастырю посильную помощь. Коленопреклоненно просим не оставить наше прошение без внимания. Мы будем молиться о здравии всех жертвователей.
Наши реквизиты:
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.
ИНН 5824000880
Расчетный счет 40703810348290108002
В Наровчатском офисе Нижнеломовского ОСБ 4291 Поволжского банка СБ РФ
БИК 045655635
Кор. счет 30101810000000000635
Наш адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь, игумении Тавифе (Бакулиной).

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. Из патриарших грамот, данных в 7184 г. (1676г.) на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии» т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Испанским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться Исканская пустынь, а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии времени.

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось.

Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу неопустительно.

Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою - в больничной, а летом - в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время - в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.

На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу - акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы.

Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два - вокруг монастыря в храмовые праздник Святой Троицы и праздник Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один - в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября).

Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 г.

С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трёх святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием.

29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В с. Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем - каменная часовня в честь свт. Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный.

При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, в настоящее время сохранилась.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.

Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь - в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затоплены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь, библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна кощунственно был организован клуб. В других зданиях располагались: магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

В 1990 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

12 марта 1990 года из Рижского монастыря приехала монахиня Митрофания (Перетягана), назначенная настоятельницей Свято-Троицкого Сканова женского монастыря. С ней прибыли семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.

Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, в богадельне. Летом сестры ухаживают за цветниками, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.

В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь - совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер - это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь - это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Жемчужиной православной культуры и одним из красивейший историко-архитектурных памятников в Пензенской области назвал Алексий II Троице-Скановский монастырь, который расположен в селе Сканово Наровчатского района.

В пяти километрах от Наровчата в селе Сканово находится Свято-Троицкий монастырь. Это одно из красивейших мест в Пензенской области.

Монастырь возник здесь где-то в начале XVII века. Точную дату возникновения обители установить невозможно, потому что пожар, произошедший в 1676 году уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его историю. После пожара отстроили деревянную церковь и

колокольню, но в 1795 году их заменили на каменные строения с белым фасадом и наружной росписью. По преданиям старожилов, эта обитель существует более 250-ти лет.

Первые настоятели

Монастырь вначале был мужским. За многовековую историю у него было несколько настоятелей. Арсений I начал обустройство обители. Построил колокольню, которая до сих пор восхищает своей красотой и стройностью, приобрел колокол, возвел до окон двухэтажный собор. Скорая смерть не позволила ему достроить его.

Настоятель Корнилий тоже приложил много трудов. Он закончил строительство собора, построил больничную церковь с кельями, при нем стены церкви покрыли росписью. Окружающие очень любили настоятеля. После смерти старца люди чтили его останки.

Арсений II настоятелем обители пробыл недолго. По своему желанию он переселился в пещеры, которые находились недалеко от монастыря, в них и трудился. Устроил в них несколько келий, место для церкви. Скончался Арсений II в монастыре и был погребен возле собора.

Филарет I постриженец Сканова монастыря. Будучи настоятелем Филарет отстроил кладбищенскую церковь, приобрел серебряные оклады для образов и многие другие монастырские вещи.

Последним настоятелем Свято - Троицкой обители был архимандрит Филарет II (Игнашкин Игнатий Васильевич). Родился он в с.Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Еще молодым Филарет ушел в Сканов. Позднее стал настоятелем. В начале 30-х годов монастырь закрыли, настоятеля арестовал и осудили на 5 лет концлагерей. В 1938 г. Филарет был снова арестован и осужден на 6 лет. Дальнейший его путь и путь насельников неизвестны.

30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. В 1990 году по ходатайству жителя Е.В. Рябова и по требованию общественности обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь стал женским, потому что в это время верующими были в основном женщины. После 60-летнего запустения обитель снова обрела свое первоначальное назначение.

Патриаршее благословение

Осенью 1999 года Свято-Троицкий Сканов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Этого дня насельницы очень ждали и готовились к нему. Восстановление монастырских зданий произошло именно к этому событию.Патриарха торжественно встречали матушка Евстолия, сестры и большое количество паломников встречали Патриарха. Восстановленный из руин монастырь предстал пред взором Патриарха во всем своем величии. Алексий II благословил сестер монастыря, народ Божий и провел Божественную Литургию. Патриарх отслужил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой и назвал Свято-Троицкий монастырь жемчужиной Русской Православной Церкви.

Настоятельницы

12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря. Митрофания стала первой настоятельницей Скановой обители. Много сил приложила она для обустройства этого божьего места. Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игуменья Митрофания была переведена туда настоятельницей.

Игуменья Евстолия стала второй настоятельницей Скановой обители. В 1990г. игуменья была принята в число насельниц, исполняла послушание благочинной, а уже 1993г. монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. За усердное служение она была удостоена креста с украшениями. Земной путь игумений Евстолии завершился 7 января 2010 года.

Третьей настоятельницей Скановой обители является игуменья Тавифа. Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игуменьи Евстолии, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

Святыня Свято-Троицкого монастыря

В Свято-Троицком Скановом монастыре находится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

Пещерный комплекс

Недалеко от Сканова монастыря расположены пещеры, где раньше жили монахи-отшельники.

В горе Плодской, обрамленной лесом, расположены подземные ходы. Место здесь очень живописное. У самого подножия горы находится целебный источник в честь Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь находился вход в пещерный комплекс, стояла часовня. На вершине горы были часовня и несколько келий. В годы разорения пещерный храм был разрушен.

В 80-е годы пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция и установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение. На протяжении столетий своего существования подземные сооружения расширялись, перестраивались монахами. Московской экспедицией была определена протяженность подземных полостей, она составила 670 метров. Скановские пещеры по протяженности превосходят пещеры знаменитой Киево-Печерской Лавры. Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу на юго-западе Грузии. На месте пещерного комплекса возрождается мужской монастырь. Монахи совершают службы в подземном храме. Необъяснимая свежесть воздуха пещер отгоняет мысль, что находишься в подземелье. На душе мир и спокойствие.

Хочется невольно склонить голову перед памятью монахов-старцев, тружеников, перед памятью тех, кто молился за Православную веру, за нашу Русь.

Жизнь святой обители

Когда подъезжаешь или подходишь к монастырю, то взору предстает восстановленный из развалин Свято-Троицкий Сканов монастырь, который с каждым днем приобретает свой неповторимый вид, делающий монастырский ансамбль еще более стройным. Это самый красивый из исторических архитектурных памятников. Это — «жемчужина» Пензенского края. В настоящее время в обители около 70-ти насельниц из разных городов и сел России .

По монастырскому Уставу на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном колокола в пять часов утра в обители начинается новый день.Насельницы собираются в храме на утреннее моление. По окончании его получают благословение на послушания. Вечером трудовой день тоже заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает и всякое послушание. У монастыря очень большое хозяйство. Есть поле для картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор и птичник. Со всем этим хозяйством справляются сестры монастыря. Они умеют водить грузовые и легковые машины. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием. При монастыре действуют две воскресные школы для детей. Сестры монастыря проводят уроки Закона Божия в общеобразовательных школах района.

Возможно, вам так же будет интересно:

Литература:

  • Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
  • «Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
  • Пензенская епархия. Стр. 302.
  • Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
  • Православные русские обители. СПб., 1908.
  • Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...