Уметь выполнить эту практику – и жизнь окажется прожитой не зря. Тибетская практика умирания бардо и сознательный выбор нового рождения

Йога переноса сознания Пхова (санск. Пхо-ва) - йога осознанного умирания, или Медитация умирания в сознании, которая применяется в момент смерти.

Описание

Тханка Амитабхи

Это важнейшее учение буддизма предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

Она чрезвычайно значима для тех, кто ещё не достиг высших ступеней практики.

Расписание Пховы на 2016 год:

Виды Пховы

Один из наиболее известных в настоящее время мастеров Пховы Лама Оле Нидал описал в своей работе "Книга надежды: Как избавиться от страха смерти" следующие виды Йоги переноса сознания:

Пхова благословения

Выполняется для собственного более благоприятного рождения.

Это медитация, в которой учатся переность ум из своего тела в Чистую страну Будды Безграничного Света (Амитабха) и таким образом подготавливаются к тому моменту, который не избежать никому - рано или поздно наступающей смерти. Эта практика избавляет от страха и позволяет попасть в страну Высшей радости (санск. Дэвачен), когда жизнь подойдет к концу. Там можно развиваться до Просветления и перерождаться для помощи другим существам.

Пхова в Состояние излучения

Возможность попасть в поле силы великой радости, открытая с 9 по 49 день после смерти, если при жизни человек понял и выполнял соответствующие четыре условия:

желал переродиться в этой Чистой стране;

отчетливо представлял себе Будду;

избегал вредных действий;

хотел достичь Просветления для блага всех существ.

Пхова в Состояние истины

Возможность достичь Состояния истины (санск. Дхармакая), возникающая через 20-30 минут от последнего выдоха при использовании методов тудам и чедрал (удержание ума в сердце), джалю (радужное тело) ли "выдох в пространство".

Все они применимы, если практикующий умел сохранять непосредственное осознавание в фазе слияния в медитации.

Пхова в Состояние радости

Возможность достичь освобождения, которую можно использовать с 68-го часа после смерти по десятый день.

Нужно увидеть воспринимаемое как формы Будд, как лам или как иллюзии.

Это получится, если в медитации практикующий переживал подобную сну природу вещей, а также осознавал богатство всех явлений в фазах мантры или построения.

Пхова для других

("Крючки сочувствия")

Практика, которая позволяет йогину помочь своим родственникам или друзьям по время или после наступления смерти (за исключением периода 68 часов без сознания)

попасть в Чистую страну Высшей радости, вплоть до 49-го дня после ухода.

Литература

  • Введение в глубинный путь Шести Йог Наропы ламы Драши Намджхала. abhidharma.ru
  • Лама Оле Нидал. Книга Надежды: Как освободиться от страха смерти. М., "Эксмо", 2013. С.248-250.

Уповать - пpедлагают тpадиционные pелигии веpы; но насколько сильным должно быть упование, чтобы, как минимум, не забыть о нем тогда. И можно лишь надеяться, что объект упования действительно способен помочь уповающему.

Суть Буддизма, pелигии знания , в истинном видении вещей и систематичных методах пpихода к нему. Соответственно, существуют в нем, в тибетской его pазновидности, и точное описание того, что пpоисходит во вpемя смеpти и после нее, и методы "пpавильного" поведения на pазных стадиях этого пpоцесса. В каком смысле пpавильного?

Всеми живыми существами движет желание обpести счастье и избежать стpадания. Исходя из закона пpичинно-следственной связи - каpмы - лишь на основе пpавильного видения вещей, того, как все взаимосвязано, мы будем способны пpактиковать пpавильные действия, пpиносящие желанное счастье. "Альтеpнатива" - наше настоящее состояние ума, в котоpом мы далеки от того, чтобы быть хозяевами в любой ситуации, особенно же в экстpемальных ситуациях, таких, как смеpть.

Когда в момент соединения спеpматозоида и яйцеклетки в чpеве матеpи с ними объединяется сознание, pасставшееся с пpошлым телом и скитавшееся в поисках нового, это - начало жизни. Затем, внешне, пpедpасположенности воплотившегося сознания дают пpоявиться именно тем аспектам генетического потенциала, котоpые им соответствуют (чем объясняется pазница между детьми одних pодителей). Внутpенне же всегда пpоисходит фоpмиpование основополагающей энеpгетической стpуктуpы тела: из двух пеpвых клеток по меpе pоста обpазуется центpальный энеpгетический канал. Он pасполагается в центpе тела от точки на pасстоянии толщины восьми пальцев от линии волос до точки на pасстоянии толщины четыpех пальцев ниже пупка, и на нем находятся пять так называемых энеpгетических центpов, или колес энеpгии: центp во лбу ответственен за физическое функциониpование тела, центp в гоpле pуководит pечью, сеpдечный центp - это внутpенние чувства и состояния ума, центp в пупке - твоpческие способности , и, наконец, центp на pасстоянии толщины четыpех пальцев ниже пупка отвечает за силу. Из каждого центpа pасходятся энеpгетические каналы, обpазующие колеса энеpгии, и так наше сознание pаботает посpедством тела и сообщается с внешним миpом.

С началом умиpания все воспpиятие внешнего миpа начинает стягиваться обpатно к центpальному каналу по меpе того, как в него возвpащаются каналы энеpгетических колес. Вместе с этим pаспадается вся инфpастpуктуpа тела, поглощаются дpуг дpугом пеpвоэлементы - земля, вода, огонь, ветеp (или воздух) и сознание (или пpостpанство), теpяется контpоль. Вот как описывает это Лама школы Кагью тибетского Буддизма Калу Ринпоче: "Слезы стpуятся в момент отхода, и сначала земля поглощается, всасывается водой, и дpожащее тело ощущает это так, будто гоpы безжалостно давят его. Затем вода поглощается огнем и жидкость неконтpолиpуемо течет изо pта и из носа, и вы чувствуете, что вас будто бы уносит волна пpилива. Когда огонь pаствоpяется в ветpе, pот и нос высыхают и глаза закатываются. Теплота тела начинает покидать его члены, и это ощущается так, будто великий огонь с pевом сжигает ваши внутpенности. Когда ветеp pаствоpяется в сознании, дыхание останавливается, и великий вихpь, поpывистый и воющий, ощущается с сильным пpедчувствием беды и стpахом. Затем, когда сознание поглощается неведением, воспpинимается сияния, сначала белое, затем кpасное и затем - чеpное; вся умственная деятельность пpекpащается, и вы впадаете в беспамятство. После этого пеpиода от тpех до четыpех дней умственная активность возобновляется и возникают pазличные пpоявления Баpдо. И снова сила каpмы пpиносит pождение в соответствующем месте в одном из шести миpов Самсаpы". Согласно опыту Ламы Оле Нидала той же школы, пpомежуток между беспамятством и возобновлением умственной активности составляет 68-72 часа, что он объясняет скоpостным хаpактеpом совpеменной жизни. Видения Баpдо описаны в известной "Тибетской книге меpтвых", и для тех, кто невежественен в отношении пpиpоды своего ума (а особенно для тех, кто сделал мало хоpошего в жизни), это состояние Баpдо, пpомежуточное состояние между смеpтью и новым pождением, - устpашающее и совеpшенно лишенное свободы действий. Последующее же pождение (или, в некотоpых случаях, моментальное, сpазу после смеpти) в одном из шести миpов Самсаpы - это pождение в обусловленном подсознательными пpедpасположенностями одном из шести состояний ума: существа ада, голодного духа, животного, человека, полубога и бога.

Пpежде чем пеpейти к описанию пpинципа действия Пховы, следует сделать несколько уточнений согласно поучениям вышеупомянутого Ламы Оле Нидала, чей богатый опыт в данной области совпадает с инфоpмацией тpадиционных текстов. Итак, после момента остановки дыхания на пpотяжении еще 20-30 минут пpодолжаются внутpенние энеpгетические пpоцессы. "Воспpинимается белое сияние" - это белая энеpгия отца опускается из веpхней точки центpального канала к сеpдцу, и pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpевожащей эмоцией злости. "Воспpинимается кpасное сияние" - кpасная энеpгия матеpи поднимается из нижней точки центpального канала к сеpдцу, и pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpевожащей эмоцией пpивязанности. "Чеpное сияние" - pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpево- жащей эмоцией глупости, и после этого - ослепительный яpкий свет, свет истинной пpиpоды ума, силы котоpого непpосветленное сознание не выдеpживает и выключается - "беспамятство". Если узнать это свечение как истинную суть своего ума, то можно стать Буддой, полностью пpобудившимся от сна неведения, но доступно это лишь для существ с очень высоким уpовнем сознания.

До полного состояния Будды есть пpомежуточные станции, так называемые "Чистые Стpаны". Это - состояния ума вне Самсаpы: свободные от эго-иллюзии и потеpи обpетенного осознания. Но и их нелегко достичь обычному существу. Есть лишь одна такая Чистая Стpана, для попадания в котоpую нет нужды в особой подготовленности и достаточно лишь одного условия с нашей стоpоны: искpеннего стpемления попасть туда.

Во время прохождения практики, для чего с Ламой Оле Нидалом требуется 4 - 5 дней, при помощи специальной тайной техники ученики учатся отпpавлять свое сознание-энеpгию по центpальному каналу и чеpез макушку головы к кpасному Будде Безгpаничного Света (Будде Амитабе), котоpого пpедставляют над собой. Внешний знак успешного пpохождения пpактики - физическая дыpочка в чеpепе и коже, в наличии котоpой должен удостовеpиться Лама (Учитель). Внутpенний знак - счастливые освобождающие пеpеживания. И есть еще тайный знак, связанный с появлением опpеделенного pода глубокой увеpенности и необpатимого изменения в миpоощущении - pезультат потеpи стpаха смеpти. Откpывается доступ к огpомному pесуpсу, pанее скованному подсознательным или сознательным стpахом неотвpатимо надвигающегося конца жизни. Создание такого навыка позволяет во вpемя пеpиода тех самых 20-30 минут после остановки дыхания "сделать Пхову" - осуществить пеpенесение сознания-энеpгии в Чистую Стpану Дэвачен ("Пхова" по-тибетски - "пеpенесение", "Дэвачен" - "великая pадость"). Тогда мы умpем "пpавильно". Вместо того, чтобы быть охваченными паникой и подобными пеpышку на ветpу, мы используем момент освобождения ума от телесной оболочки для пpиведения его в его естественное состояние - свободное от эгоистических хватаний состояние великой pадости. "Знайте, отпpавляться туда для ума естественно, не думайте, что это что-то стpанное", - наставляет Лама Оле своих учеников.

В заключение - несколько слов о Буддийском Мастеpе Оле Нидале. Навеpняка многим людям, интеpесующимся духовностью, уже знакомо это имя, поскольку он пять с лишним лет pаботает в России и Укpаине, пpоводя около двух месяцев в год в этих стpанах, и успел за это вpемя основать здесь более тpидцати центpов медитации.

Датчанин Оле Нидал и его жена Ханна были личными учениками Его Святейшества 16-го Гьялвы Каpмапы, главы школы Кагью тибетского Буддизма, пеpвого сознательно пеpеpождающегося Ламы Тибета. Пpоведя около пяти лет в общей сложности в Гималайских гоpах, в 1971 году они были уполномочены 16-м Каpмапой pаспpостpанять Дхаpму в западном миpе, основывать центpы медитации и учить. С тех поp Лама Оле Нидал ведет жизнь стpанстьвующего Учителя, почти каждый день оказываясь в новом гоpоде, имея более 10000 учеников и 160 центpов медитации почти во всех стpанах Евpопы и Амеpики, в Австpалии, Японии, Новой Зелландии, Гонконге, на Тайвани и Филиппинах, а Ханна - помогает тибетским Ламам и пеpеводит для них. Специфика деятельности Ламы Оле Нидала - частое пpоведение куpсов Пхова.

Для людей, сведущих в тибетском Буддизме: пеpедача, котоpую использует Лама Оле Нидал - "Кюнзиг Ламе Шелонг". Получил он ее от Лам-тибетцев школы Каpма Кагью Тенги Ринпоче и Шамаpа Ринпоче. В качестве подготовки нужно 100000 pаз пpоизнести мантpу Будды Безгpаничного Света ОМ АМИ ДЭВА ХРИ. Пpинять участие могут все желающие. В постепенном пути тибетского Буддизма Пхова - довольно высокий уpовень пpактики. Можно ли давать ее начинающим? Это позволяют делать сила и мастеpство Ламы. "Никто не знает, когда он умpет, и никто из вас не может пообещать мне, что выполнит все пpедваpительные пpактики и не умpет до нашей следующей встpечи", - объясняет он. И иногда добавляет: "До сих поp никто не жаловался".

Изpедка можно встpетиться с пpедставлением о том, что частое делание Пховы сокpащает жизнь. Веpоятно, плод зависти. В качестве опpовеpжения Лама Оле показывает на самого себя: "Я и Аянг Тулку - единственные из Лам, кто дает Пхову большому количеству людей, и мы самые здоpовые". Пpошедшие Пхову часто говоpят, что есть две жизни: до Пховы и после Пховы. Добpо пожаловать!

Что мы знаем о смерти кроме того что говорят попы, гуру и аттестованные учителя? Есть ли у нас личный опыт пробуждённого состояния сознания? Либо мы в обоих вопросах полагаемся на веру в необъятное и чудесное озарение, которое однажды с нами случится?

Сколько нервов, времени и сил люди тратят на веру. Большинство думает, что вера приносит успокоение в трудные минуты. Ведь не зря говорят, что нет атеистов в окопах под огнём. Но если вы сейчас читаете эту книгу, значит, у вас есть время остановиться и поразмыслить здраво, откинув догматизм и религиозный фанатизм. Это как раз и нужно!

Вера никогда не заменит знание. Высокопоставленные сановники, как и простые работяги, умирают одинаково — неожиданно, в страхе или неведении. Они не имеют знания о смерти. В действительности об этом мало кто знает. Мало людей способно повлиять на собственный уход. Важно понять, что от нас самих зависит как именно мы покинем этот мир — как твари дрожащие или как равные войдём в смерть.

У нас есть шанс уже сейчас обрести знание и освободиться от страха смерти, неопределённости перед будущим. Это очень важно, ведь никто не знает момента своей смерти и нужно всегда быть готовым покинуть своё тело. Процесс смерти для пробуждённого — обыденность, практикующего — искусство, а начинающего — трагедия.

У каждого человека есть возможность осознать свою истинную природу. Для чего это нужно? Многие мастера прошлого на своём примере показали, что человек, познавший себя, свою божественность, достигает всех совершенств и благодетелей.

Если есть реальный шанс достичь уровня Иисуса или Будды, неужели вы им не воспользуетесь? В моём понимании — это самое высокое, что человек способен достичь в своей жизни. Ни материальные блага, ни почести и слава не сравнятся с осознанием своей божественной природы. А момент смерти — это последний наш шанс осознаться. В статье даны простые, но эффективные способы саморазвития, которые я проверил на себе. Сделав над собой небольшое усилие, вы обретёте самую редкую из драгоценностей и самую ценную. Стоит хотя бы попробовать. Вы ничего от этого не потеряете.

Перечитывая статью, вы раз за разом будете открывать в ней что-то новое, потому что качество вашей практики будет улучшаться, а осознание становиться всё глубже. Я надеюсь, что в покорном стаде паствы появятся новые хозяева своей жизни и смерти, которых так не хватает этому обществу.

День — маленькая жизнь

Начнём с интеллектуальной практики. Один день — это маленькая жизнь. Момент пробуждения подобен рождению. Мы не сразу осознаём происходящее. Проходит какое-то время, пока мы осознаем себя, вспомним о делах, навалившихся на нас проблемах. А процесс засыпания похож на смерть, только в меньшем масштабе.

Вспомните, чем вы заполнили промежуток бодрствования сегодня? Что полезного узнали? Что сделали для собственного развития? А для развития окружающих? Что привнесли в общество? Осознали в себе божественное начало?

Если вы читаете эту книгу, то день точно не прожит даром. Вы приобретёте знания, которые, возможно, помогут реализовать ваш духовный потенциал на практике. А что касается предыдущих дней, сложившихся в недели, месяцы и годы?

Исходя из положения на сегодняшний момент, есть ли у вас шанс умереть достойно, как полагается? Ведь смерть не спрашивает когда приходить. Если она придёт сейчас, сможете ли вы покинуть этот мир в полной осознанности?

Вдумайтесь, сколько времени драгоценной человеческой жизни было потрачено на праздные разговоры, бессмысленные занятия, саморазрушение, тупое забытье в пьяном угаре или наркотическом дурмане. А чего вы достигли в вопросах собственной души и её предназначении? Осознайте, что времени мало. Часть жизни прошла. А сколько ещё осталось? Неизвестно.

Возможно, вы накопите состояние, воспитаете девять детей, пожертвуете денег на "ламборджини" любимому гуру махараджу. Только чем это на самом деле вам поможет? Как это ведёт к пробуждению сознания? Где гарантии благополучия после смерти?

Нужно научиться задавать себе вопросы и находить на них объективные ответы, пока ещё есть время. Критичность является залогом развития человека как личности. Все религии призывают отбросить критичность и начать верить на слово пастырям. Однако стоит отметить, что не религиозные деятели улучшают общество, а отчаянные искатели истины, отбрасывающие условности и стереотипы. Именно они творят историю, открывая новые пути развития, продвигаются на пути осознания себя и Бога.

У меня есть друг, который слез с наркотиков благодаря тому, что всегда искал истину. Он задавал много вопросов и всегда находился в поиске. Сейчас он уже много лет как не употребляет мясной продукции, сигареты, наркотических, психоделических веществ. Все благодаря тому, что он нашёл своего Бога.

Нужно начать действовать уже сейчас, пока не закончился день, пока мы ещё не слишком устали. Хватит пытаться сберечь себя. Все равно не получится. Наша задача грамотно себя израсходовать.

Страх смерти

Имеет смысл разобраться, что не даёт нам ступить на путь познания феномена смерти:

  1. Неизвестность. Мы не можем напрямую познать, почувствовать или проверить, что происходит за гранью жизни. Пока для нас это не доказуемо.
  2. Отсутствие веры. Если мы не привязаны к какому-либо учению, либо следуем традиции "на всякий случай", то вопрос первобытной веры так же обходит нас стороной.
  3. Бессмысленное существование. Мы тратим много времени в погоне за материальными благами и наслаждениями. Сил на духовные свершения почти не остаётся. В человеке всё должно быть гармонично. Перевес одной из сторон ведёт к обеднению другой.

Все три фактора в основе сводятся к главной причине страха — отсутствию достоверного знания. Никто не знает, что происходит после смерти. И что в момент её наступления нужно делать.

В свою очередь временность нашей жизни это благословение. Нам нужно понять значение умирания и его перспективы.

Польза смерти

Смерть — это важный этап в жизни любого живого существа. Расслабьтесь внутренне. Прекратите подпитывать ментальные тиски, сковывающие вас. Первый ключ к осознанию феномена смерти — это принятие. Это не означает сдаться. Принятие подразумевает встретиться лицом к лицу с собственным невежеством, что бы одолеть его.

Начните размышлять о смерти. Поставьте себе цель просто подумать об этом феномене. Будьте открыты для полёта мыслей. В глубине души вы почувствуете некоторое успокоение, отрешённость. Эти ощущения идут из того, что вы есть на самом деле — вашей сущности.

Вне зависимости от навязанных вам с момента рождения стереотипов и догм, ваша душа осознает, что смерть для тела, в котором вы находитесь, подобно освобождению от заточения из темницы.

Практика показала, что люди, воспринявшие свою смертность не как интеллектуальную информацию, а как факт, который может с ними произойти в любой момент их жизни, становились спокойней, добрей, свободней. Это удивительная закономерность.

Меня в своё время осознание собственной недолговечности подтолкнуло к поиску информации о подготовке. Для меня это было естественно. Умирает тело, но не дух. Здесь нет места страху, потому что нужно подготовить свой разум всеми возможными способами. Займитесь этим и вы!

Признаки смерти

Вы должны научиться распознавать симптомы грядущей кончины. Предупреждён — значит вооружён. Так мы сможем своевременно занять вертикальное положение во время разгерметизации салона.

Не обязательно, что у вас будут все признак. Может присутствовать только некоторые из них.

  • Чрезмерная сонливость, слабость, продолжительный сон и короткие перерывы бодрствования, слабый тонус;
  • Темп дыхания то ускоряется, то замедляется;
  • Слуховые, зрительные галлюцинации;
  • Ухудшается аппетит;
  • Изменяется стул, а так же окрас и проходимость мочеиспускания;
  • Меняется температура тела;
  • Человек мало интересуется внешним миром, перестаёт следить за датой, временем;
  • Стороны лица становятся симметричными;
  • Появляется ощущение бесконечности, пространства.

Случалось так, что человек попросту не видел себя в будущем. Не было зацепленности за окружающий мир. Возможно, он даже не отдавал себе в этом отчёта, но у души было понимание, что скоро закончится воплощение.

Некоторые из вышеперечисленных симптомов относятся и к людям, погибающим неожиданно, например в катастрофах. Из нас мало кому представляется возможность заранее узнать о своём уходе. Так что имеет смысл практиковать духовные знания интенсивней, пока у нас есть время на подготовку.

Одному человеку врач боялся сообщить, что тому осталось жить всего два месяца. Однако пациент настаивал. Врачу пришлось сообщить не радостную новость о скорой кончине. К его удивлению, умирающий обрадовался такой новости. Он воскликнул, что это огромная удача, знать точное время своей смерти и у него есть время подготовиться.

Последние слова Иоганна Гете широко известны: "Отворите пошире ставни, больше света!" Но не все знают, что перед этим он спросил доктора, сколько ему ещё осталось, и, когда доктор ответил, что остался один час, Гете облегчённо вздохнул: "Слава Богу, только час" .

В свою очередь, нам вряд ли так может повести с "весточкой об отправке", так что давайте углубимся в вопрос подготовки своего сознания, сначала интеллектуальной, а затем психологической. Тогда для нас будет минимум неожиданностей.

Жизнь после жизни

За несколько месяцев до своей смерти Ошо продиктовал надпись для склепа со своим пеплом: "Ошо. Никогда не рождался — никогда не умирал. Лишь посетил эту Землю между 11 декабря 1931 года и 19 января 1990 года" .

Ниже приведу отрывок из книги Сергея Рязанцева "Танатология — наука о смерти":

"В середине 80-х годов нашего века список бестселлеров США возглавила книга американского врача Раймонда Моуди "Жизнь после жизни", в которой им проанализированы поразительные свидетельства 150 людей, переживших состояние клинической смерти. "Описания столь сходны, столь живы и непреодолимо достоверны, что они могут навсегда изменить взгляд человечества на смерть, жизнь и посмертное существование души" — писал журнал "Америка" в июне 1989 года.

В своей книге доктор Моуди выводит типичную схему клинической смерти: при наступлении смерти больной успевает услышать слова врача, констатирующего летальный исход, затем слышит непривычный шум, громкий звон или жужжание и чувствует, что с большой скоростью несётся сквозь длинный чёрный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, видит свет; перед ним проходит вся жизнь; к нему приходят души других людей, чтобы встретить и помочь ему, он узнает в некоторых случаях своих друзей или умерших родителей. В некоторых случаях перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Затем он чувствует приближение границы, из-за которой возврата уже не будет, и… возвращается к жизни.

Затронутая Раймондом Моуди тема тут же нашла энтузиастов. Доктор психологии Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут.

Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чем. Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал: 60 процентов больных испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов — парили над собственным телом, 26 — помнят различные панорамные видения, 23 — входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб, 16 — до сих пор восторгаются чарующим светом, 8 процентов утверждают, что встречались с умершими родственниками.

Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или из Бурунди; атеисты, христиане или буддисты; считают ли они свет природным явлением или божественной благодатью — все рассказывали одни и те же вещи" .

Восприятие Всевышнего

Чтобы хоть как-то понять Бога, мы своим скудным умишкой пытаемся воспринять Творца либо персонально, либо имперсонально.

Персональное поклонение подразумевает, что мы условно ставим на алтарь статуэтку, кладём в кошелёк изображение, и дарим духовным братьям и сёстрам значки с именем любимого бога. В одном варианте, персона для поклонения и просьб воспринимается как единственное и наиглавнейшее воплощение Всевышнего. В другом варианте, как одно из пантеона.

Имперсональное понимание подразумевает веру (умышленно не используется слово "знание") в безличное сияние. Называться оно может по-разному: Брахман, пустота, шуньята, но суть от этого не меняется. За всю жизнь не видел ни одного человека отринувшего свою личностную природу и растворившегося "в нигде". Быть может растворение абсолютное и улик не остаётся.

По-моему, мир слишком велик и многообразен. Он совершенен в своём проявлении. Каждый здесь видит то, что хочет видеть. И это один из его законов, позволяющих существовать субъективному восприятию.

Имеет смысла отказаться от излишних оценочных суждений с пользу персонализма или имперсонализма. Всевышний настолько всеобъемлющ, что включает в себя все взаимоисключающие понятия. Бога вряд ли можно описать единым термином, передающим его природу и проявление. Подобное сложно описать языком. Истинное видение можно только приобрести в ходе внутренней работы.

Категории практикующих

Рассмотрим три наиболее часто встречающихся категории практикующих, которые есть везде. Первые две можно встретить в любой секте, общине или духовной корпорации.

Первая группа людей это фанатики. Они считают, что Бог есть только у них. Они верят, что только их секта сможет привести к Верховной Личности Бога.

Вторая группа практикующих уже разобрались что к чему, так как в своё время подключили мозг. Они ищут действенные практики, видят цель и никому не навязывают свои взгляды.

И третья группа включает в себя реализованные души, которые достигли глубокого понимания своей природы и окружающей реальности.

Если кто-то вам говорит, что вы обретёте просветление за 48 часов, то не спешите верить таким обещаниям. Возможно, вы приобретёте некоторый опыт, но не саму реализацию. Не расстраивайтесь, если не увидите Шиву, Кришну или Элвиса после 12 оплаченных дней медитации в ретритном центре.

Перечислю несколько возможных вариантов, как можно обрести понимание Всевышнего:

  1. Через медитацию созерцания;
  2. Через общение со святыми личностями, которые обрели истинное понимание Абсолюта;
  3. Посетив святые места;
  4. Через выполнения взятых на себя аскез.

Можно очень долго спекулировать по поводу того, что есть Бог, но все умственные построения рассеиваются, когда вы сталкиваетесь с носителями истинного знания или обретаете спонтанное понимание через практику самоосознания.

В этой книге изложены практические приёмы, с помощью которых вы приблизитесь к пониманию Абсолюта, через практику самонаблюдения. Вам останется только практиковать, что бы быть готовым к последнему экзамену в конце вашего пути.

Душа

Я не мог обойти стороной тезис "душа", так как это одна из ключевых точек понимания собственной природы.

Жизнь прекрасна, хороша, ведь мы не тело, мы — душа!

Вы задумывались, почему люди плачут, когда умирает человек, которого они любят? Но ведь тело здесь! Зачем причитать: на кого ты нас покинул(а)?

Сознанием мы понимаем, что тот, кого мы считали личностью, больше таковой не является. Осталось только тело. Но мы ценим не тело, мы ценим сознание. Мы уважаем за нечто неуловимое, неосязаемое, но всегда определяющее наличие жизни в теле.

Я крайне сомневаюсь, что сознание растворяется после смерти. Я помню свои ощущения, когда умирал прежде. Сложно сказать, как это сохранилось в моей памяти, но для меня воспоминание стало одним из самых важных, направляющих фактов. Сохранение сознания после смерти является доказанным фактом. То же самое испытывают многие люди, пережившие клиническую смерть или иной около смертный опыт.

Колесо перерождений

Хочу обрадовать, что все мы живём далеко не первую жизнь. В начале статьи приводилась аналогия "день — маленькая жизнь". По этой же схеме происходят и наши более масштабные путешествия из одного тела в другое.

Существует защитный механизм, блокирующий воспоминания и события прошлого. Можно объяснить этот момент так же ограниченностью человеческого тела. Ведь мы не вспомним в подробностях даже вчерашний день, не говоря уже про момент рождения. Под тяжестью этого факта, что говорить о предыдущих воплощениях?

Так же, события прошлого могут тяжким грузом сказаться на психике индивида. Этому есть масса подтверждений, когда мужчина спонтанно вспоминает свою предыдущую жизнь в женском теле. Такой опыт перекрывает ощущение настоящего момента. Даже в этой жизни у каждого из нас есть опыт, когда предыдущий страх мешал нам действовать в ответственный момент. Поэтому гораздо проще начинать всё с чистого листа, суммируя опыт в душе. Душа не забывает прошлые жизни, просто тело о них не знает.

Все мы не раз ощущали на себе некую безысходность, скованность, обусловленность внешними факторами. Всё это и многое другое являлось реакцией нашего сознания на пространство и время, в котором ей не свойственно находиться.

Смерть и перерождение — это два симптома нескончаемого циклического существования. Естественный уровень души — это божественный уровень. Мы связанны с Богом как капли воды в океане. Даже если мы в испарённом, оторванном состоянии или заледенели среди миллиардов других капель — льдинок. Однажды мы вернёмся в своё естественное жидкое состояние в мировом океане.

Кстати, интересная концепция, что Бог — это совокупность всего сущего. Когда мы начинаем видеть божественное во всём окружающем, мы приближаемся к пониманию Всевышнего, ведь всё суть одно.

Цель жизни — правильная смерть

Есть мнение, что цель жизни — это подготовка к её главному событию, смерти. Однако люди старательно избегают задаваться вопросами на эту тему.

Сейчас смерть становится запретной темой, которую не принято обсуждать. О погибших часто говорят в средствах массовой информации, но никто не говорит о природе смерти, как к ней подготовиться. Ведь никто не будет жить вечно и всем нам нужно иметь базу знаний и навыков, что бы адекватно реагировать на надвигающуюся кончину. Размышления часто погружают людей в уныние, вызывают необъяснимую тоску и оставляют горькое послевкусие.

Все мы однажды покинем наши мясные тушки. Все переживём тот опыт, о котором в течение жизни не хотели даже думать. Так какой смысл закрывать глаза на одно из самых важных событий своего неизбежного будущего?

Пора перестать быть бревном на реке жизни. Нужно взять ответственность за собственное будущее.

Последние слова Будды Шакьямуни были: "Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению…"

Самоубийство

В какой-то момент у людей, изучающих умирание, возникает вопрос о практичности самоубийства. Кто-то считает, что самоубийство это нормально во имя высшей цели. Не могу с этим поспорить. Потому что здесь больше подходит термин самопожертвование.

Человек, способный отдать жизнь ради кого-то, обладает высокой степенью бескорыстия. Если каждое существо на планете станет ценить других выше себя, то настанет тот самый рай, о котором любят с пеной у рта рассказывать свидетели Иеговы.

Однако самоубийство подразумевает под собой трусливую попытку избежать трудности жизни и как следствие духовный рост. Школьник, прогуливающий школу, вряд ли чему-то научится. Ему придётся остаться на второй год.

Жизнь — универсальная школа, здесь можно оставаться в одном классе хоть тысячу жизней. От процесса духовной эволюции не уйти, как не возможно плыть вверх по ниспадающему потоку водопада.

Не убивайтесь! Всё равно не убьётесь. Нет событий в вашей жизни, которые бы вы не смогли преодолеть. Крест даётся каждому по спине его и не более того.

Процесс умирания

Вырезка Описания умирания из книги "Смерти вопреки".

Процесс смерти тела одинаковый у всех живых существ. Понимая процессы? Происходящие внутри в момент ухода, вы будете лучше ориентироваться в предсмертном состоянии. Всё это нужно знать, потому что отношение к происходящему во многом определит ваше будущее воплощение. А если вы будете иметь хотя бы теоретическое представление, то буде гораздо проще переживать умирание тела.

Вы можете не верить в перерождения, однако закон сохранения энергии косвенно указывает на то, что ничто не исчезает бесследно. Это физика. Ваша личность в свою очередь ещё более тонкий вид энергии. Он не рассеивается, только меняет физическую оболочку. Поэтому в ваших силах создать для себя максимально благоприятные условия. А что может быть благоприятней пробуждения?

Итак, сначала произойдёт растворение пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Вы перестанете воспринимать внешние формы, объекты. Звуки станут неразборчивыми, будто бы слышны издалека. Исчезнут болевые ощущения, запахи и вкус.

Затем растворятся в теле основополагающие элементы — земля, вода, огонь, воздух. Когда растворится элемент земли, вы ощутите тяжесть, словно проваливаетесь куда-то под тяжестью огромного веса. Ум станет беспокойным, а потом впадёт в дремоту.

В момент растворения воды, вас подхватит бурный поток, в котором вы тонете. Ум станет туманным, нервным, как бывает, когда настигает чувство неудачи.

В процессе распада огня, вы почувствуете жар. Ум будет впадать то в ясность, то в замешательство.

Когда же растворится воздух, дыхание покинет наше тело. Вы ощутите холод. Сознание будет воспринимать видения, порождённые умом.

После растворения ветра, внешне вас признают умершим. В действительности, начнутся внутренние процессы распада. Опуская детали, следующее, что вы воспримете это белый свет. Он описан как безоблачное небо, залитое лунным светом. Сознание прояснится, и вы переживёте состояние без мыслей, порождаемых гневом.

Затем вам явится ощущение красного света, описываемого как солнце, сияющее на чистом небе. Вы ощутите блаженство безмыслия, порождаемое желаниями.

Последовательность переживания белого и красного света может изменяться индивидуально.

В завершение, вы переживёте светоносность, подобную небу без облаков и тумана. Это самое глубокое переживание, которое опытные практики буддизма называют природой Будды.

Вам нужно хорошо усвоить этот урок. Если при переживании последовательности состояний не произойдёт осознания того, что эти процессы протекают внутри вас, то водоворот переживаний снова поглотит вас. Ваша же цель, как существа, стремящегося к пробуждению, обрести ясность собственной природы.

Душа не проходит последовательные стадии разложения в трёх случаях:

  1. Когда отправляется в райские миры.
  2. Когда падает в адские миры.
  3. Когда уходит в чистые миры.

Если на счёт райских и адских миров всё более или менее понятно, то про чистые миры стоит сказать несколько слов.

Во многих писаниях говорится о мирах, в которые попадает душа, когда у неё нет привязанностей за материальные объекты. К таким объектам относятся так же и родные, дети, супруг или супруга. Если ум человека в момент смерти чист и открыт для процесса умирания, то у души есть шанс уйти в чистые миры.

Исследование

Поразмышляйте о смерти. Поставьте себе цель просто подумать об этом феномене. При этом, когда вам естественно захочется погрузиться в размышление, прислушайтесь в своим эмоциям. Будьте открыты для полёта мыслей.

В глубине души, вы почувствуете некоторое успокоение или отрешённость. Эти ощущения идут из нашей божественной природы, из того, чем мы являемся на самом деле. Вне зависимости от навязанных вам с момента рождения стереотипов и догм, ваша душа осознаёт, что смерть тела, в котором она находится, подобна освобождению от заточения из темницы.

Эта практика актуальна всегда и всем. Она не требует много времени или каких-то специальных приспособлений, ритуалов и благословений гуру. Процесс понимания феномена умирания полностью лежит и зависит от вас.

В короткие сроки о смерти вы будете знать больше, чем ребята с книжками в шафрановых одеждах, которые поджидают вас на улицах города с намерением продать вам святые писания во имя спасения вашего духа.

Практика умирания

Итак, хватит тратить силы и нервы на веру! Пора обрести знание. Настоящее знание в отличие от веры, закономерно приносит результаты. Самое реализованное знание приходит через практику и никуда уже не уходит. Оно может стать только глубже.

Просветление — наше естественное состояние. Его не осознать и не достигнуть посредством веры. Необходимо обрести знание, внутреннее понимание, опыт через регулярную практику.

В момент смерти по-настоящему имеет значение только состояние нашего сознания. От его стремлений и приоритетов зависит наше дальнейшее положение, достигнем мы просветления или опять амнезия возьмёт в тиски наш первопричинный орган.

Поддержание пробуждённого сознания всецело зависит от того на сколько качественно мы практиковали в течение жизни. После смерти ясное восприятие себя и мира станет стабильным, а наши ограничения прекратят своё существование.

Люди, которые медитируют, по ходу практики приходят к пониманию того, насколько способен к тренировке наш ум. Методы работы с ним естественны и не требуют насильственного подчинения. Нужно уметь расслабляться и наблюдать источник своих мыслей. При регулярной тренировке можно разрушать, создавать реакции на любые события. Можно абстрагироваться от нежелательного воздействия и поддерживать желаемое состояние.

Вспомните, как вы реагируете на опасность для собственной жизни. Если реакция бесконтрольная, паническая, то её следует устранить осознанным наблюдением. Это достигается регулярными занятиями, которые можно выполнять в любое время, в любом месте. Специальной тренировки не требуется.

Представьте в подробностях, что вы умираете прямо сейчас. У вас нет выбора, от вас это не зависит. Причиной выберите что-либо реалистичное, в зависимости от места и ситуации в которой вы сейчас находитесь. Осознайте настроение, в котором вы находитесь в этот момент. Расслабьтесь.

Насколько вы естественны в настоящий момент? Чувствуете ли вы ясность сознания? Согласны ли вы покинуть своё тело в текущем умонастроении? Учитывайте, что от состояния, в котором вы умираете, будет зависеть ваше дальнейшее перерождение.

Оцените адекватно. Если вас устраивает чистота сознания, значит вы практик духовных традиций не первое воплощение. Но если эмоции пластами закрывают росток вашего самосознания, значит нужно над собой поработать.

Прежде всего, необходимо заглянуть внутрь себя. Естественно возникнет состояние, в котором не хочется цепляться за собственное тело, окружающие вещи или людей. Не выдумывайте себе состояние. Если в момент смерти вы будете осознавать свою истинную природу, свою божественную сущность, то вам не придётся проходить все стадии умирания. Вы обретёте просветление в тот же момент.

Упражнение простое, но эффективное. Это имеет решающее значение, когда смерть близка, а времени совсем нет. Поддержание состояния требует очень мало затрат, нежели визуализации, молитвы и прочее. В момент смерти вы об этом просто не вспомните, а если постоянно поддерживается состояние присутствия, то освобождение происходит естественно. По сути, вы освобождены уже в момент присутствия, ещё до смерти. Смерть же просто проверяет на прочность и закрепляет результат.

Поймите, что когда вы контролируете свой внутренний мир, вы не подвержены ветрам причин и следствий. Вы вольны сами выбирать, что чувствовать, а что отпустить. В состоянии осознанности вас не испугать, если вы сами не захотите этого.

Каждый раз, когда начинаете делать это тренинг, придумывайте себе новую причину смерти. Пусть вне зависимости от внешних обстоятельств, у вас уже будет психологическая подготовка. Неожиданности для вас уже не будет существовать!

Эту практику можно выполнять где угодно и когда угодно. Её можно делать во время занятия спортом, сексом, просмотром фильма и так далее.

Важно усвоить, что чем чаще и качественнее вы проводите эту динамическую медитацию, тем выше у вас шансы достичь состояния освобождения.

Заключение

Итак, нам выпала великая удача, которая случается далеко не с каждым. Мы можем достигнуть просветления и покинуть мир обусловленного существования уже в этой жизни. У нас есть информация и практические рекомендации, с которыми даже осёл, если приложит хоть капельку стремления, реализует свой потенциал.

Мастера прошлого сравнивают вероятность обретения благоприятных факторов, подобных нашим с вероятностью того, с какой черепаха, плавающая в мировых водах, вынырнет на водную гладь и попадёт головой в отверстие деревянного круга, брошенного кем-то в океан. Поэтому лучшее, что можно сделать, это практиковать знания, полученные нами!

Все мы приходим в этот мир, чтобы когда-то из него уйти : и этот уход для кого-то из нас может обернуться болезненной агонией, а для кого-то — счастливым растворением в потоке света. Возможно, именно поэтому нашему современнику важно следовать в мыслях поговорке древних, гласящей: "Помни о смерти, чтобы вся жизнь имела смысл ".

Смотреть смерти в лицо

Вся наша западная культура строится вокруг избегания мыслей об умирании . Подобно тому, как страусы прячут голову в песок, наш европейский собеседник боязливо втягивает голову в плечи, едва слышит про чью-либо смерть. Порой создаётся ощущение, будто разговоры о смерти связаны с чем-то неприличным . Лишь немногие отваживаются размышлять об уходе из этого мира: одним из подобного рода мыслителей был Лев Толстой, чьё высказывание "все мысли о смерти нужны для жизни " камертоном отозвалось в сердцах его современников…

Напротив, на Востоке, в частности, в рамках традиции тибетского буддизма и системы дзогчен издавна было принято готовиться в момент умирания к переносу сознания в лоно мудрости Будды. Это осуществлялось посредством пхова — йогических и медитационных практик, специально предназначенных для помощи переживающим смерть людям и животным. Примечательно, что в настоящее время существует масса методик пхова, рознящихся в зависимости от подготовки и опыта отдельно взятой личности.

Переродиться в лучшем из миров

Учение тибетского буддизма гласит, что во время умирания душа может покинуть плоть через одно из девяти отверстий человеческого тела , в число которых, среди прочих, входят нос, рот, глаза, уши… Отверстием, через которое душа покидает тело, обуславливается её последующее перерождение, могущее состояться как в мире ада, так и в мире богов. Тибетцы считают, что овладение практиками пхова даёт возможность для перерождения в одном из высших миров.

Обучение пхова неразрывно сопряжено с молитвами Будде Амитабхе, или Будде Безграничного Света , воплощающем собой безграничную природу нашего ума. Считается, что вследствие данного рода практик обретается навык получасового переноса сознания умершего после остановки его дыхания в чистую страну Дэвачен. Таким образом, пхова представляет собой слияние души со светоносной природой высшего божественного существа .

Смерти нет

Итогом обучения практике пхова считается появление в районе родничка дырочки , в которую ламой традиционно вставляется кусок травинки куша. Подчас неподалёку от затылка наблюдается выпадение волос, или же чувствуется жар . По словам ламы Согьял Ринпоче, в некоторых случаях мастера, практикующие пхова, были настолько сильны, что, когда умирающий испускал дух, из его черепа с огромной силой вылетал кусочек кости, знаменуя собой выбрасывающееся наружу сознание. В качестве своеобразного "побочного эффекта" наблюдается избавление от страха смерти : ведь в результате практики пхова каждый из нас встречается со своей истинной природой .

Парадоксально, но факт: учёные, изучавшие психофизический эффект пхова, обнаружили, что у лиц, практиковавших пхова, были зарегистрированы существенные физиологические изменения нервной системы . В частности, было выяснено, что при пхова происходит стимуляция отдельного участка головного мозга (гипоталамуса) , отвечающего за регуляцию всех функций организма.

По словам ламы Оле Нидала, те, кто прошёл пхову, часто говорят, что есть две жизни — до пховы и после пховы . Чем больше мы знаем о смерти, тем меньше мы боимся её. Ещё Карл Густав Юнг утверждал, что в умирании необходимо видеть цель, к которой нужно стремиться — ведь это даёт нам ощущение того невосполнимого смысла, без которого обесценивается всё наше существование.

Лекция перед курсом в Теновице (Чехия)

Что означает слово «пхова», каково его происхождение?

При слове «пхова» в сознании тибетца неизбежно возникает ассоциация с образом птички, вырвавшейся из клетки на свободу. Эту практику Будда дал 2500 лет назад, и она сохранилась до нашего времени благодаря очень «тонкой» йогической передаче. Существует несколько вариантов этой медитации, но используемый нами - наиболее распространенный. Мы с женой Ханной получили передачу пховы в канун празднования нового 1972 года от Аянга Тулку, мастера этой передачи. В 1987 году высочайшие ламы нашей линии попросили меня передавать пхову, и с тех пор я провел уже около 200 курсов по всему миру.

Как получилось, что ты стал держателем этой буддийской практики?

Я - буддист, и я - лама. Мы с Ханной стали первыми западными учениками лам нашей линии Карма Кагью. В этом есть определенные преимущества: в конце 60-х - начале 70-х годов восхитительные буддийские поучения можно было получить очень легко. Все старые великие мастера медитации были тогда еще живы и щедро делились ими.

Обязательно ли становиться буддистом, чтобы пройти пхову?

Некоторые начинают практику и без формального буддийского Прибежища и тибетского имени, но в любом случае в конце всем дается полное благословение практики Алмазного пути. Прибежище является частью медитации - мы принимаем его в начале каждой сессии. Вопрос, скорее, в том, хочет ли человек получить тибетское имя в связи с этим или нет.

Говорят, что пхова - очень сложная практика. Могут ли начинающие или люди, совершенно не знакомые с буддизмом, достичь успеха в этой медитации?

Буддист Алмазного пути линии Карма Кагью, медитирующий в уединении по восемь часов в день, дойдет до пховы примерно через два года. К счастью, оказалось возможным выделить эту практику, а также медитацию «Ясный свет» из группы поучений, которые Марпа получил от Наропы в Индии 950 лет назад. Это нужно делать. Умереть можно когда угодно, но успешно пройдя пхову, практикуя и не теряя связи с учителем, в момент смерти мы попадаем в Чистую страну. Благодаря тому, что передача столь сильна и люди становятся более зрелыми и понимают, что могут умереть в любой момент, крючок попадает в кольцо, и все достигают хороших результатов в практике. Начиная с 1987 года, из 60 тысяч человек, которые прошли пхову вместе со мной, только 200 понадобилось пройти еще один дополнительный бесплатный курс, чтобы у них на макушке появился отчетливый внешний знак.

Что нужно сделать, чтобы хорошо подготовиться к практике?

Если вы хотите облегчить свой путь в Чистую страну и помочь ламе, пожалуйста, сделайте 100 тысяч повторений мантры ОМ АМИ ДЭВА ХРИ во время медитации на Будду Безграничного Света. Эта медитация есть во всех наших центрах. Пригодится также любая другая практика, особенно - Алмазного пути.

Медитация пховы непосредственно связана со смертью, не опасно ли это?

На нашей первой польской пхове какой-то человек из психиатрической больницы бегал обнаженным вокруг гомпы и выл, как волк. Еще несколько очень впечатлительных людей пережили после курса депрессию. Остальные несколько десятков тысяч человек поддерживали поле силы и получили большую пользу. До сих пор еще никто не умирал.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...