Усадьба воронцовых дашковых в быково как доехать. Из научных источников: парк усадьбы Быково

Владимирская церковь и усадьба в Быково January 28th, 2014

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.


Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.

В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени - Василия Баженова.

Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.

Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.

Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

November 18th, 2015

Село Быково находится примерно в 15 км от Москвы рядом с городом Жуковский. Здесь в полузаброшенном состоянии располагается уникальная усадьба, настоящий кусок Европы в Подмосковье.



Раньше это место носило название Марьино, а одним из первых его владельцев был князь Дмитрий Донской. Именно его перед Куликовской битвой он завещал своим сыновьям.

Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В середине 18-го века село перешло во владение Михаила Измайлова, который был представителем старого дворянского рода, а также был камергером при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Кроме этого Измайлов был председателем Кремлёвской экспедиции дворцовых строений, где под его наблюдением возводились здания Судебной палаты и Окружного суда в Москве. Среди его подчиненных был знаменитый архитектор Баженов.

В 1775 году императрица Екатерины II, заехав в гости к Измайлову, она отметила, что его имение выглядит как-то бледновато и мало чем отличается от посещенных ей ранее подмосковных усадеб. Такое замечание сильно задело Измайлова, и он задумал превратить село Быково в роскошную усадьбу. Тут-то помогло его давнее знакомство с Баженовым, который создал уникальный архитектурно-парковый ансамбль.

План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г:

1. Главные ворота и кордегардия, 2. Людские, 3. Кузница, 4. Хозяйственный корпус, 5. Верховые конюшни, 6. Гостевой дом, 7. Кухня, 8. Ледник, 9. Дворец, 10. Пристань, 11. Устройства гимнастические, 12. Пристань, 13. Пристань, 14. Эрмитаж, 15. Большая оранжерея, 16. Обелиск, 17. Грот, 18. Пристань, 19. Беседка «Трех философов», 20. Мраморная колонна, 21. Водослив, 22. Оранжерея ананасов, 23. Устройство для вишен, 24. Русские бани, 25. Дом доктора, 26. Госпиталь, 27. Владимирская церковь и дом причта, 28. Мост, 29. Святой колодец, 30. Источники, 31. Мост, 32. Пристань, 33. Грот (погреб), 34. Швейцарская ферма, 35. Людская, 36. Плотина, 37. Роща

Главный дом представляет собой величественный двухэтажный дворец на искусственном холме:

Старые фотографии:

В начале 19-го века Быкова переходит во владение к Воронцовым. В 1855 году граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени (об интерьерах можно почитать у deadokey , которому удалось посетить главный дом, и ).

Панорама усадьбы Быково, сделана сразу после реконструкции, произведенной Воронцовыми-Дашковыми по проекту Бернара Симона. Художник Д.Э. Хаген, 1853. Раменский историко-художественный музей.

Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых и был Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (про усадьбу фон Мекка я ) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых его усадьбу.

Ильины были владельцами усадьбы в Быково до революции 1917 года. Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе находилась школа подрывников:

Позже в усадьбе расположился туберкулезный санаторий, вывеска которого и встречает нас сейчас:

От входа идет аллея в сторону дворца:

По бокам полуразрушенные вазоны:

Санаторий построил на территории усадьбы несколько зданий для своих нужд:

На них до сих пор вист аншлаги с нумерацией корпусов:

Объявлений нет:

Здание дворца вырастает из зарослей:

Настоящая махина с трехуровневой башней с одной стороны:

Немного ближе:

К главному входу тянутся симметричные пандусы:

С другой стороны:

Над главным входом сооружена крыша:

Лечебный корпус "Дворец":

Чуть в стороне другая табличка:

Еще один общий вид на дворец:

Старая фотография с похожим ракурсом:

В зарослях попадаются вазоны:

Вид на главный дом со стороны прудов:

На башню ведет лестница и установлена какая-то антенна:

Здесь когда-то были балюстрады по всей террасе:

Сейчас это все, что осталось:

Хотя всего 20 лет назад их еще можно было наблюдать:

С торцевой стороны ситуация немного лучше, если тут уместно это слово:

Когда-то лестницы были украшены статуями:

Со временем все это утеряно и продолжает разрушаться:

Удивительно, что да наших дней дожили кариатиды:

Они здесь все разные:

Освещение на фасаде:

Обломки декора возле здания:

Теперь прогуляемся немного по территории. Спуск от дома к прудам:

В парке множество разнообразных деревьев:

Один из прудов облюбовали рыбаки:

Ротонда на острове в одном из прудов, которая была построена в 18 веке Баженовым.

Раньше к ней шел мост, который не сохранился, и попасть туда можно только с наступлением зимы.

Она же на старой фотографии:

Кроме этого возле одного из прудов раньше находился Эрмитаж, который до нас не дошел:

Также здесь был грот:

На территории усадьбы находится святой источник, возле которого раньше существовала часовня:

Зато до наших дней сохранилось еще одно уникальное, с точки зрения архитектуры, строение, выполнено в псевдоготическом стиле - церковь Владимирской иконы Божией Матери:

Но о ней подробнее в

От некогда прекрасной усадьбы Быково до наших дней сохранились лишь заброшенный дворец, запущенный парк с прудами, а также потрясающая Владимирская церковь. Сама усадьба прежде называлась усадьба Марьино. Основал её во второй половине XVIII века генерал-губернатор Москвы и фаворит Екатерины II М.М. Измайлов, а спроектировал один из самых популярных архитекторов того времени - Василий Баженов. Но баженовское здание дворца было перестроено в середине XIX века при новом владельце - графе И.И. Воронцове-Дашкове.

Дворец И.И.Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Дворец Воронцовых-Дашковых в Быково

Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков — один из богатейших людей России, владелец знаменитого Воронцовского дворца в Алупке. Для перестройки усадьбы он пригласил швейцарского архитектора, получившего образование в России, Бернар де Симона. Под руководством последнего были также возведены оранжереи, скотный двор, въезд в усадьбу и прочие хозяйственные постройки. От баженовского дворца сохранились только подвалы, въездные пандусы у главного входа и баллюстрада.

Пандус двореца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Холм, на котором стоит дворец, был насыпан вручную крестьянами за счет земли с выкопанных в усадьбе трех прудов. Парк, окружающий главный дом усадьбы, был разбит уступами в речной долине и не подступал столь близко к дому, как сейчас

Вид на подъездной пандус от главного крыльца дворца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Планировка дворца выдает деление на мужскую и женскую половины. Из женской открывался вид на парк и Владимирскую церковь, на мужской стороне располагалась башня с часами, а поблизости от неё — хозяйственные постройки.

Такое выражение средствами архитектуры роли хозяев, их предназначения и занятий в жизни было характерно для того времени. Вот так выглядит восточный фасад дворца, относящийся к женской половине (фотографировать с более удаленного расстояния невозможно: деревья расположены близко от здания)

Дворец по форме не строго прямоугольный. Вот сбоку, на женской половине, есть такая уютная одноэтажная пристроечка, крыша которой служит балконом для второго этажа. На сохранившемся поэтажном плане здания это помещение помечено как будуар

Будуар имеет три окна. Одно выходило на небольшую террасу, обнесенную баллюстрадой. Сейчас мало что осталось от террасы, а от ограждения — вообще ничего

Выход на террасу осуществлялся из основной части дома через эту дверь

Вот такими мощными волютами (завитками) оформлен этот выход

Второе окно будуара выходит в парк. Раньше из него открывался вид на парк и храм вдалеке. Сейчас деревья подступили вплотную и получается вот такой вид

А третье окно будуара смотрит уже с главного фасада здания и выходит на большую террасу, которая простирается во всю длину главного фасада

Терраса сложной, ломаной формы, просторная, вымощена белым камнем. Баллюстрада по её периметру почти полностью утрачена

Сохранился только небольшой участок баллюстрады. Судя по старым фотографиям, повороты и окончания перил были украшены вазонами из того же белого камня, что и баллюстрада. В вазонах росли декоративные растения и цветы.

С террасы можно было спуститься по двум таким лестницам, расположенным симметрично

Дворец стоит на холме, его главный фасад и терраса перед ним обращены к югу и от них открывался вид на протекающую внизу реку Быковку. Внизу располагалась пристань, где спуск к воде был оформлен такой же лестницей с вазонами, как терраса. Сейчас склон речной долины зарос деревьями и с террасы вашему взору открывается следующий вид

При моём посещении осенью 2017 года дворец был не доступен для посещения. Заглянуть внутрь невозможно: изнутри окна закрыты ветхими шторами, картоном и фанерой. Дворец производил впечатление запущенного здания, находящегося в угрожающем состоянии. Но ведь по степени сохранности интерьеров усадьба Быково считалась одной из лучших усадеб Московской области. При подготовке этого материала я нашла отличные фотографии великолепных интерьеров дворца Воронцовых-Дашковых, сделанных относительно недавно, 2-3 года назад. Вот, например, так выглядел будуар изнутри

В советский период в этом дворце размещались поочередно детская колония, школа подрывников, туберкулезный санаторий. Возможно из-за последнего и возникли проблемы с определением дальнейшей судьбы всего комплекса усадьбы – пугают, что палочка Коха живет 25 лет. Мы же вернемся к главному фасаду дворца и рассмотрим его. К будуару примыкает парадная спальня графини. Вот на первом этаже венецианское сдвоенное окно – это окно спальни хозяйки, а на втором этаже над ним – гостевая спальня

Вот потолок спальни графини, интерьеров там, судя по всему, не сохранилось

В глубине дома, за спальней хозяйки располагалась ванная комната без окон. Вот её потолок

Если двигаться далее по фасаду, за окном спальни идет окно кабинета графини. Над ним на втором этаже комната, предназначавшаяся для гостей. Большой, во всю глубину здания, кабинет графини имел два камина, не дошедших до наших дней. Помещение оформлено великолепной резьбой, которая неплохо сохранилась

К кабинету примыкает музыкальный салон или голубая гостиная, которая расположена по центру здания и объединяет женскую и мужскую части дома. Роспись стен гостиной имитирует шелковые штофные обои. По центру – белый мраморный камин с резными цветами и ветвями

Великолепен лепной потолок

На главном фасаде салону соответствует портик с кариатидами. Сохранились все четыре фигуры, хотя следы времени на них заметны

Крыша портика служит балконом, выход на который осуществляется из кабинета графа, расположенного на втором этаже прямо по центру здания. Вот как в наши дни выглядит этот выход на балкон из кабинета графа

На стенах графского кабинета росписи, изображающие уютные места усадебного парка

Над балконом главного фасада изображен герб Воронцовых-Дашковых

Вернемся к первому этажу дворца. С мужской половины дома к центральной голубой гостиной примыкает бильярдная, объединенная с библиотекой. Судя по плану, это было большое помещение, условно разделенное двойным (на две стороны) камином в центре. Окно бильярдной выходит на главный фасад дворца, окно библиотеки – на противоположный, парковый, фасад. На втором этаже над библиотекой располагалась спальня графа

В библиотеке сохранились резные деревянные потолок и книжные шкафы высотой до потолка. На фото современная мебель позволяет определить масштабность помещения: смотрите, как колоссально выглядят книжные шкафы по сравнению с обычным офисным стулом

Столовая большая, с камином – он не дошел до наших дней. В советское время помещение столовой отдали под кинозал. Сохранилось резное оформление потолка и стенных панелей

Башня использовалась в том числе для астрономических наблюдений, там находился телескоп. На ней были не просто часы, а куранты – то есть часы с колоколами, механически, без участия человека, играющими мелодию

Из башни есть выход на большую террасу перед главным фасадом дворца. Оформлен этот выход, как и на боковую террасу на женской половине, завитками-волютами

Если обойти башню, то за ней будет небольшая терраса

Эта терраса показалась мне гораздо уютнее, чем первая, на женской половине – может быть потому, что здесь сохранились перила, ограждение и вазоны в углах – такие же вазоны стояли раньше и на перилах главной террасы. Выход на террасу мужской части дома ведет из столовой.

Вид на башню с западного фасада дворца

На северном фасаде дворца расположено главное подъездное крыльцо с пандусами. Вот как оно выглядит сейчас из парка

Вот нынешний вид в противоположную сторону, от крыльца на парк

Подступы к крыльцу перекрыты, ни подойти близко, ни взобраться на него невозможно. При максимально доступном приближении сбоку крыльцо выглядит вот так. Обратите внимание: на крыше крыльца так же расположен балкон, а над ним вверху – герб Воронцовых-Дашковых

С этого крыльца посетители попадали в главный вестибюль с парадной лестницей, овальной в плане

Потолок вестибюля просто потрясает: объемная лепнина витиеватого рисунка, тонкая работа, сложные геометрические формы

С лестничной площадки между этажами можно было выйти на балкон над крыльцом и полюбоваться парком усадьбы. А по лестнице посетители поднимались на второй этаж, к комнатам гостей и кабинету хозяина

Комнаты второго этажа на фотографиях я атрибутировала по расположению окон и смежным помещениям. Получилось, что вот это гостевая спальня, расположенная над спальней графини

Вот это другая комната для гостей, смежная с предыдущей

Так же мало что осталось от спальни графа. Обратите внимание на узкий коридор, видимый через дверь, — он отделял комнаты второго этажа, выходящие на разные стороны дома

А это смежная со спальней графа комната наследника. Похоже, что и здесь роспись стен имитирует шелковый штоф. Судя по плану, комната была не такая просторная: от окна и до стены было выгорожено небольшое помещение под гардеробную или туалет

Башня на изнутри на втором этаже

Обойдя весь дворец кругом, вы возвращаетесь к первоначальной точке, откуда начали обход

Можно ещё погулять по огромному (я нашла цифру 60 гектар!) парку усадьбы. Конечно, по сравнению с эпохой графов Воронцовых, он запущен и нуждается в расчистке. Не сохранилось ничего от аллеи черных роз, которые покупались во Франции за золото. Но до сих пор в усадебном парке очень разнообразен состав деревьев — более 60 пород, в том числе немало иноземных и экзотических растений.

Заметны следы продуманной декоративной посадки парковых растений, вот, например, еловая аллея

В парке ещё сохранился пруд, правда, тоже требующий ухода

От дворца через парк пройдем ещё к одной достопримечательности – церкви Владимирской иконы Божьей матери

Дата постройки храма – 1789 год. Доска на самой церкви приписывает авторство архитектору В.Баженову, но в разных источниках называются и иные фамилии, например, М.Ф. Казакова и А.Н. Бокарева. Кто бы то он ни был, поблагодарим создателя этого чудесного псевдоготического храма, похожего на сказочный замок

Неповторимость этого храма в том, что это единственная в русской архитектуре двухэтажная церковь овальной формы (прямоугольная трапезная с парными колокольнями была пристроена позже)

Вид на Владимирскую церковь в Быково с алтарной части

Также не имеет аналогов в храмовой архитектуре России лестница, ведущая к верхнему храму и словно крыльями обнимающая главный вход в церковь первого этажа. Именно её гармоничные пропорции, изящество и лаконичность выдают руку талантливейшего мастера

По бокам западного фасада храма стоят две симметричные колокольни, увенчанные шпилями

Обойдем этот волшебный замок, чтобы поподробнее рассмотреть его. Пространство храмовых стен заполнено стрельчатыми окнами и арками, полуколоннами и барельефно выполненными портретами. Сначала я восприняла их как изображения святых, но мере того, как я обходила здание, они всё больше напоминали мне портреты великих людей. Вот лицо справа очень похоже на Коперника, а слева – на Достоевского

Не знаю, как выглядели Сократ, Аристотель, Платон и остальные гиганты мысли, но мне они мерещились в каждом старце, изображенном на стене

Вот алтарная часть храма

С двух сторон от алтарной части располагается по крыльцу

Крыльцо южного фасада Владимирской церкви в Быково

Крыльцо северного фасада Владимирской церкви в Быково

Верхняя часть храма с боковых фасадов украшена парными балкончиками с высоко вознесенной крышей, поддерживаемой тонкими колонками и увенчанной обелисками. На этом фото хорошо заметна овальная форма церкви

Растущий в ограде шиповник словно бы подчеркивает волшебно-романтический облик этого замка

Белый шиповник, страсти виновник,

Разум отнять готов.

Разве не знаешь, графский садовник

Против чужих цветов.

Рядом с Владимирским храмом в 1830-х годах была выстроена колокольня в том же стиле.

Вид на храм от колокольни:

Сейчас проход по лестнице перекрыт. На территории храма идут некрупные ремонтные работы, но лестница вроде как завершена. Верхний храм закрыт для посещений. Через главное крыльцо зайдем в нижний храм

Проход к двери храма получается длинным и по бокам открываются необычные виды

Нижний храм, который сейчас доступен, освящен в честь Рождество Христова, поэтому над дверями церкви такое изображение

В советское время храм был закрыт. Здесь располагалась швейная фабрика, а потом склад. В 1989 году храм был возвращен церкви, восстановлена роспись сводов. Видно, что самой почитаемой иконой в храме является Владимирская икона Божьей матери – у неё множество золотых и серебряных украшений в знак благодарности от верующих за помощь. Так же очень чтима икона Николая Чудотворца, которая была подарена семье Воронцовых-Дашковых императором Николаем I. Меня же поразили небольшие иконы, судя по размерам и простоте окладов, словно бы принесенные из дома, из деревенских деревянных изб. Размещены они небольшими группами. Вот на следующей фотографии внутреннего убранства храма видны такие иконы на столбе по центру снимка

Ещё на территории храма меня впечатлили стенды вдоль дорожки вот с такими плакатиками

Плакатов было несколько, я сфотографировала только два

За оградой храма, по дороге к дворцу Воронцовых-Дашковых моё внимание привлекло вот такое здание (в тени справа скрывается ещё одна подобная секция, формой похожая на замочную скважину)

Несоразмерность сложности постройки и провинциальности местоположения вкупе со старым красным кирпичом свидетельствуют за дореволюционное происхождение здания. А если посмотреть старый план всей усадьбы Быково, то примерно на этом месте располагались Большая оранжерея и Оранжерея ананасов. Может, необычное здание и есть перестроенные остатки оранжерей.

Как попасть в усадьбу Быково

Усадьба Быково относится к сельскому поселению Верейское Раменского района. Дворец Воронцовых-Дашковых находится в глубине обширного парка, ни увидеть его с дороги, ни подъехать к нему невозможно. Лучше ориентироваться на Владимирскую церковь – её шпили видны издалека, к ней ведет асфальтированная дорога, хотя и не подходит общественный транспорт. Остановка общественного тpaнcпopта расположена на Жуковском шоссе, она так и называется «Храм». Судя по Яндексу, автобусы и маршрутки идут сюда от метро Котельники.

Для автомобилистов также лучше подъехать к храму: здесь достаточно места оставить машину, хотя парковка и не обозначена. В навигаторе можно забить «Усадьба Быково» и он предложит храм Владимирской иконы Божией матери или можно задать адрес село Быково, ул.Колхозная, д.16/4. Только обратите внимание, что населенных пунктов с названием «Быково» в Московской области много, надо выбирать Раменский район.

Чтобы пройти от храма к дворцу, надо обойти ограду храма справа, т.е. идти по дороге между храмом и школьным двором, церковь остается слева. Асфальтированная дорога тут одна и она вас выведет к жилым домам, мимо которых надо идти так же по асфальту, как указывает стрелка на следующем фото

И уже сразу, повернув по стрелке, вы увидите за домом ограду парка вот с такой вертушкой – это и есть незатейливый вход в усадебный парк Быково

За калиткой не сворачивайте резко влево или вправо, идите вперед по средней тропе. На первой развилке вы выбираете левую тропу

Ориентиры – далее справа от вас остаётся котельная с горами угля под открытым небом, а слева за деревьями будет виден пруд. Пруд вы оставляете слева, обходя его на некотором расстоянии, и когда обогнете пруд, выйдете на следующее распутье, где надо выбрать уже правую тропу

Здесь уже смотрите внимательнее налево – вскоре за деревьями будет виден с угла дворец, а тропа перейдет в еловую аллею

И обратите внимание: в парке только грунтовые дороги, поэтому для прогулки выбирайте соответствующую обувь.

Также учтите следующее. Главный фасад дворца смотрит на юг и фотографировать его удобно. Храм же с южной стороны не доступен для съемки: там всё застроено и огорожено заборами – не подступиться. Хороший обзор на весь храмовый комплекс открывается с севера, но при этом может мешать солнце, невысокое в осенне-зимний период.

Удачной вам поездки в усадьбу Быково, пусть вам повезёт больше и удастся увидеть интерьеры дворца! Если же не получится – фотографии интерьеров можно посмотреть на

Владимирская церковь и усадьба в Быково January 8th, 2013

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.


Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.


Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский. Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.


Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.



В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.

Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.

Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.

Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

- Село Быково находится недалеко от Москвы рядом с городом Жуковский. Здесь в полузаброшенном состоянии располагается уникальная усадьба, настоящий кусок Европы в Подмосковье. Раньше это место носило название Марьино, а одним из первых его владельцев был князь Дмитрий Донской. Именно его перед Куликовской битвой он завещал своим сыновьям.

Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В середине 18-го века село перешло во владение Михаила Измайлова, который был представителем старого дворянского рода, а также был камергером при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Кроме этого Измайлов был председателем Кремлёвской экспедиции дворцовых строений, где под его наблюдением возводились здания Судебной палаты и Окружного суда в Москве. Среди его подчиненных был знаменитый архитектор Баженов.

В 1775 году императрица Екатерины II, заехав в гости к Измайлову, она отметила, что его имение выглядит как-то бледновато и мало чем отличается от посещенных ей ранее подмосковных усадеб. Такое замечание сильно задело Измайлова, и он задумал превратить село Быково в роскошную усадьбу. Тут-то помогло его давнее знакомство с Баженовым, который создал уникальный архитектурно-парковый ансамбль. План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г:

1. Главные ворота и кордегардия, 2. Людские, 3. Кузница, 4. Хозяйственный корпус, 5. Верховые конюшни, 6. Гостевой дом, 7. Кухня, 8. Ледник, 9. Дворец, 10. Пристань, 11. Устройства гимнастические, 12. Пристань, 13. Пристань, 14. Эрмитаж, 15. Большая оранжерея, 16. Обелиск, 17. Грот, 18. Пристань, 19. Беседка «Трех философов», 20. Мраморная колонна, 21. Водослив, 22. Оранжерея ананасов, 23. Устройство для вишен, 24. Русские бани, 25. Дом доктора, 26. Госпиталь, 27. Владимирская церковь и дом причта, 28. Мост, 29. Святой колодец, 30. Источники, 31. Мост, 32. Пристань, 33. Грот (погреб), 34. Швейцарская ферма, 35. Людская, 36. Плотина, 37. Роща

Главный дом представляет собой величественный двухэтажный дворец на искусственном холме:

Старые фотографии:


В начале 19-го века Быкова переходит во владение к Воронцовым. В 1855 году граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени. Попасть внутрь мне не удалось (хотя я писал письмо с просьбой), но в интернете можно посмотреть, насколько там все прекрасно:

Панорама усадьбы Быково, сделана сразу после реконструкции, произведенной Воронцовыми-Дашковыми по проекту Бернара Симона. Художник Д. Э. Хаген, 1853. Раменский историко-художественный музей.

Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых и был Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых его усадьбу. Ильины были владельцами усадьбы в Быково до революции 1917 года. Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе находилась школа подрывников:

Позже в усадьбе расположился туберкулезный санаторий, вывеска которого и встречает нас сейчас:

От входа идет аллея в сторону дворца:

По бокам полуразрушенные вазоны:

Санаторий построил на территории усадьбы несколько зданий для своих нужд:

На них до сих пор вист аншлаги с нумерацией корпусов:

Объявлений нет:

Здание дворца вырастает из зарослей:

Настоящая махина с трехуровневой башней с одной стороны:

Немного ближе:

К главному входу тянутся симметричные пандусы:

С другой стороны:

Над главным входом сооружена крыша:

Лечебный корпус «Дворец»:

Чуть в стороне другая табличка:

Еще один общий вид на дворец:

Старая фотография с похожим ракурсом:

В зарослях попадаются вазоны:

Вид на главный дом со стороны прудов:

На башню ведет лестница и установлена какая-то антенна:

Здесь когда-то были балюстрады по всей террасе:

Сейчас это все, что осталось:

Хотя всего 20 лет назад их еще можно было наблюдать:

С торцевой стороны ситуация немного лучше, если тут уместно это слово:

Когда-то лестницы были украшены статуями:

Со временем все это утеряно и продолжает разрушаться:

Удивительно, что да наших дней дожили кариатиды:

Они здесь все разные:

Освещение на фасаде:

Обломки декора возле здания:

Теперь прогуляемся немного по территории. Спуск от дома к прудам:

В парке множество разнообразных деревьев:

Один из прудов облюбовали рыбаки:

Ротонда на острове в одном из прудов, которая была построена в 18 веке Баженовым.

Раньше к ней шел мост, который не сохранился, и попасть туда можно только с наступлением зимы.

Она же на старой фотографии:

Кроме этого возле одного из прудов раньше находился Эрмитаж, который до нас не дошел:

Также здесь был грот:

На территории усадьбы находится святой источник, возле которого раньше существовала часовня:

Зато до наших дней сохранилось еще одно уникальное, с точки зрения архитектуры, строение, выполнено в псевдоготическом стиле — церковь Владимирской иконы Божией Матери:

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...