В.Библейское учение о происхождении человека. Библейское учение о первобытной религии

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего - добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий - земледелия, пророк Илья - дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетическаго изследования. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография, 1901. , VIII, LX, 457, II с. 21,2 х 15,1 см. Магистерская диссертация, экземпляр с автографом автора. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титульном листе автограф автора: «Глубокоуважаемому Петру Ивановичу Казанскому от автора 19 17/XII 00»; владельческие штампы библиотеки П.И.Казанскаго.

Александр Иванович Покровский (1873-1940) – ученый-религиовед, профессор библейской истории Московской духовной академии, приват-доцент кафедры церковной истории Московского университета. Редактировал «Богословский Вестник»; был автором статей в «Православной богословской энциклопедии», написал комментарии к 1-25 главам книги Бытия и ко 2-й части книги Исход. Вскоре после защиты магистерской диссертации был вынужден покинуть академию. В 1920-х годах примкнул к церковному движению «обновленцев». А.И.Покровский отстаивал значение востоковедения в библеистике, его метод заключался в текстологическом и языковом сопоставлении священных текстов и их переводов, критиковал исторический эволюционизм.

Магистерская диссертация А.И.Покровского «Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования» была защищена в 1900 г. и опубликована отдельным изданием в 1901 г. В ней А.И.Покровский спорит с современными ему позитивистскими концепциями эволюционного развития религий от первобытных политеистических верований к монотеистическим религиям и замене религии научным знанием. Богослов доказывает существование прамонотеизма, то есть того, что первые люди до язычества верили в единого бога, стремились к духовному общению с ним, и лишь впоследствии уклонились в язычество. Таким образом, по мнению исследователя, первоначальный библейский иудаизм с его набором моральных норм и культом, был религиозной основой для всех первобытных культур.

Автор стремится опровергнуть ключевые идем позитивизма и, прежде всего, теорию прогресса, как не достаточно подтвержденную фактами. Он приводит убедительные исторические примеры вырождения некоторых восточных и американских культур. В своем исследовании А.И.Покровский использует в качестве источника тексты Библии, предлагая собственную интерпретацию первых глав книги Бытия. Для подкрепления выдвинутой теории, богослов пользуется и данными современных гуманитарных и естественных наук. Основной пафос работы в утверждении тесных связей и гармоничного взаимодействия между знанием и верой, а также происхождения Библии в результате божественного откровения.

По мнению автора, Библия является единственным вполне достоверным источником о древнейших верованиях, поскольку данные «точных» наук, как то, археологии, палеонтологии, антропологии и др., не надежны и могут быть интерпретированы по-разному. Исследователь внес положительный вклад в библеистику, поскольку всесторонне изучил проблему отражения сведений о первобытных религиях в библейских источниках и предложил интересную культурологическую теорию развития религий. В своем исследовании автор использует различные переводы Библии, в том числе, древний еврейский подлинник, греческие и славянские переводы, устанавливая сравнительным методом более точные смысловые значения текста. Эта филологическая работа с переводами заслуживает наибольшего внимания.

Петр Иванович Казанский (1838 - 1913) преподаватель Московской духовной академии, магистр библейской истории, писатель. Преподавал в академии нравственное богословие совместно с педагогикой, а затем историю философии. Старший коллега А.И.Покровского.

Христианская концепция изложена в первых книгах Бытия, где утверждается, что религиозность есть естественное состояние человека. До грехопадения человек жил в раю, и знание о Боге для него было естественным: Адам и Ева могли разговаривать с Богом, и поэтому существование Бога для них было очевидным. Затем в результате грехопадения человек был изгнан из рая, и непосредственное общение с Богом прекратилось. Но знание о существовании некоего божественного мира в человеке постоянно сохранялось, во-первых, потому что душа есть образ и подобие Божие и человек видит этот образ, видит Бога в своей душе, а, во-вторых, потому что предания о давних временах, когда люди жили в раю, естественно, передавались потомкам. Это истинное знание об истинном Боге все больше искажалось, но попытки получить это знание в человеке не прекращались. И поэтому человек, пытаясь найти Бога, стал принимать за Бога различные естественные явления и поклоняться им. Поэтому происхождение религии связано с тем, что, как пишет апостол Павел, люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим 1:25).

Эта концепция получила название прамонотеизма , т.е. первоначального монотеизма. Вначале человечество было монотеистическим, верило в одного Бога, затем же оно потеряло истинную веру и придумало себе различных богов,обожествив явления природы. Люди приняли за Бога или за богов (они уже не знают, сколько богов в мире) некоторые естественные силы и явления. Но что значит обожествить? Обожествить – значит наделить что-то божественными чертами. А для того, чтобы наделить нечто божественными чертами, нужно иметь какое-то знание о Боге.

Итак, истинная религия возникает в результате откровения Бога людям. Но далеко не все могут удержаться на этой высоте открывшейся человеку божественной истины. Тогда человек начинает приспосабливать к своему уровню понимания данное богооткровенное знание, упрощает его, создавая, таким образом, разнообразные религии.

Современная наука о происхождении религии

Наукой установлено, что никогда не существовало безрелигиозных народов. Оказывается, «нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума, что она сопровождала человека на всем его историческом пути. Вот почему человек современного типа – Человек разумный, Homo sapiens, может быть с полным основанием назван Человеком религиозным, Homo religiosus» , - пишет Э.Эванс-Причард.

В отличие от XVIIIиXIXвв. вопросом возникновения религии занимается наука этнография, которая появляется вXIXвеке. Этнографы стали изучать древние, так называемые архаические племена, живущие в Южной Америке, Африке, Австралии. Изучая эти народы, этнограф как бы совершает путешествие в прошлое, реконструируя жизнь первобытного человека. И этнографы приходят к выводу, что все и современные племена, и те, исторические свидетельства о которых доступны археологам и историкам, религиозны. Нет ни одного факта, который бы говорил о существовании безрелигиозных народов. Более того, эти народы находятся примерно на том же уровне интеллектуального развития, что и современный цивилизованный человек. Те представления о древних народах, которые можно найти в книгахXIXвека, совершенно не соответствуют действительности. Первобытность – не синоним духовного убожества, а явление стадиальное, для которого характерна своя, богатая и сложная духовная культура, соответствующая этой стадии развития. Никакой эволюции в умственном развитии за эти десятки тысяч лет не произошло. Человек остался на том же самом интеллектуальном уровне; разум его не изменился - изменилась культура, изменились социальные отношения, орудия труда, но мышление осталось точно таким же.

Далее этнографы приходят к выводу, что религия первична, она определяет всю жизнь человека, в том числе и его хозяйственную деятельность. Современный человек, даже религиозный, ориентирован на мирское. Для древнего же человека сфера священного и сфера профанного, мирского, являются двумя очевидными сферами бытия, и человек четко представлял, где порог каждой из сфер. Живя в сфере профанного, мирского, человек выполняет необходимые функции по сохранению своей жизни: охотится, собирает, пашет, сеет. Но когда человек переходит в сферу священного, то он кардинально меняется и ведет себя совсем по-другому. Человек становится собственно человеком – существом культурным. Ведь ритуальная наскальная живопись, шаманские пляски и т.п. – это то древнее искусство, которое впоследствии породит великую человеческую культуру. С культа начинается собственно культура. Действительно, и современные этнографы подтверждают, что культурный человек возникает из культа, вне культа он простой охотник, собиратель, он не создатель живописи, музыки, танцев и всего остального.

Но кроме понятия священного во всех народах присутствует понятие единого Бога. Знание о всеобщей таинственной могущественной силе присутствует во всех племенах. «Одним из наиболее первичных, элементарных, универсальных понятий, созданных первобытным сознанием, является понятие о всеобщей таинственной, могущественной силе, которую меланезийцы называли «манна» , ирокезы –«оренда» , индейцы сиу –«ваконда» , алгонкины –«маниту », малайцы –«крамат », аборигены аранда – «арунгкильта» (В. Кабо). Наука просто подтверждает справедливостьпрамонотеизма – концепции, утверждающей, что до языческого политеизма существовал период монотеизма. Впервые эту концепцию предложилВильгельм Шмидт (1868-1954) - католический священник, миссионер, этнолог и лингвист, создатель Венской этнологической школы. Он посвятил обоснованию концепции первобытного монотеизма свой двенадцатитомный труд «Происхождение идеи Бога ». Именно он и предложил сам термин Urmonotheismus (прамонотеизм). Подтверждал положения Шмидта и историк религийМирча Элиаде (1907-1986) :«Не вызывает никаких сомнений, - пишет он, - практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое сотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предвидения и мудрости. Оно установило моральные законы».

Именем «Ева » (Наvvа - евр., ῾Ευα , Ζωἡ - греч.) называлась жена первого человека - Адама, праматерь всего человечества. Такое имя она получила от своего мужа и, что особенно важно, не с самого начала, а значительно позднее, после грехопадения первых людей и даже после божественного суда над ними. Выслушав строгий божественный приговор о всеобщности и неизбежности смерти, Адам, по словам бытописателя, «нарек имя жене своей Ева, потому что она мать всех живущих» (Быт. 3, 20).

В приведенной библейской глоссе дан ключ к пониманию имени «Ева». Действительно, слово «Наvvа» происходит от евр. глагола hajja - «жить» и означает «жизнь» (χωἡ - греч.) или, точнее, «источник жизни» «производительница жизни» (Ζωογὁνος - Симмаха), как это прекрасно и раскрывается в словах библ. текста: «потому что она мать всех живущих» (kol-hajja - собственно «всего живущего»). Среди всеобщего разрушения, которое верховный Судия провозгласил последним и физическим уделом всех людей, одна жена являлась как бы некоторым исключением; правда, лично и она разделяла общую участь, но благодаря акту чадорождения она как бы продолжала жить в своем потомстве. Да и само по себе это чадорождение, первовиновницей которого была Ева, являлось как бы протестом против господства смерти и символом непрестанно возрождающейся жизни. Отсюда становится вполне понятным смысл названия первой жены именем «Евы», т. е. «источника жизни», в переносном смысле - самой «жизнью».

Но библейский текст дает нам даже еще больше. По точному смыслу еврейского подлинника, Ева есть «мать всего сущего» (3, 20), т. е. источник всей и всякой вообще жизни, представляющий в этом отношении Прямую противоположность навлеченной грехом смерти. Это обстоятельство, по мнению святых отцов и лучших экзегетов, заставляет нас имя Евы поставить в связь с первообетованием о Семени жены. Смотря, с точки зрения первоевангелия, очами веры на свою жену, Адам пророчески видел в ней производительницу потомства, деятельно противоборствующего диаволу и в частности - праматерь Того великого Потомка, Который поразит змия и тем самым освободит человечество от тяготеющего над ним ига греха и его оброка - смерти. Таким образом, в факте наречения своей жене имени Евы Адам выразил горячую и твердую веру в непреложность божественного обетования о Семени жены. Примерами этого рода полна и вся последующая история наших прародителей, поскольку это открывается из анализа других первобытных имен. Так, первого же своего сына Ева называет Каином, т. е. «приобретением», ибо, как разъясняется дальше, она думала, что «приобрела человека от Бога», т. е. в лице своего первенца получила того самого потомка, о котором возвещало первоевангелие. Всю горечь своего разочарования в такой поспешной надежде Ева излила в имени второго своего сына - «Авеля», что значит «плач». Наконец, пробуждение новой надежды с рождением третьего сына, на место безвременно погибшего Авеля, она выразила в его имени «Сиф», что значит «заместитель, поддержка». Отсюда ясно, что все патриархальные имена (сифитов) и имя Евы, прежде всего, стояли в самом ближайшем отношении к первообетованию о Семени, которое было главным жизненным нервом всей ветхозаветной религии, религии падшего, но еще не возрожденного человечества.

Но если первая жена получила имя Евы лишь после грехопадения, в связи с идеей первообетования, то как же называлась она раньше, до этого факта? Обращаясь за разрешением данного вопроса к библейскому тексту, мы видим, что раньше у неё не было собственного, личного имени, а называлась она общим, родовым определением - иша , что значит «жена, женщина» вообще. Филологический анализ этого слова раскрывает нам не менее важные и глубокие истины, непосредственно отсылая нас к истории творения первой жены.

По словопроизводству с еврейского, слово иша представляет собой женскую форму от слова иш , что значите «муж», и, следовательно, буквально должно быть передано словом «мужняя» (ἁνδρις от ἁνἡρ ). Смысл такого наименования прекрасно раскрывается в предшествующем ему библейском повествовании о создании первой жены из ребра мужа, дающем полное основание считать жену частью самого, мужа. Более же частные детали данного повествования еще ближе определяют как саму природу жены, так и сущность их взаимных отношений с мужем. Так, прежде всего, останавливает на себе внимание уже сам мотив к созданию жены: для человека же не нашлось помощника, подобного ему из среды всех сотворенных Богом и приведенных к Адаму живых существ (2, 20). Следовательно, жена, созданная для восполнения этого пробела, трактуется здесь в качестве ближайшей помощницы и сотрудницы мужа, во всем ему подобной, со стороны своих физических, умственных и нравственных качеств; однако, только подобной, а не тождественной с ним, чем устанавливается индивидуальность половых различий, отражающаяся на каждой из трех вышеуказанных областей. Равным образом жена называется здесь только помощницей, а не начальницей и даже не равноправным товарищем, чем ясно определяется ее зависимое от мужа положение, которое еще резче выступает после грехопадения (3, 16).

Но особенно знаменателен сам факт создания жены из ребра мужа, служащий основой для целого ряда важных и великих истин. На нем, как на втором своем основании (первое - творение Адама), утверждается, прежде всего, истина единства человеческого рода: жена, созданная из существа первого человека, была первым наглядным примером того, что все люди произошли от одного человека. Во-вторых, создание жены из ребра мужа указывало на физиологическое и вместе духовно-нравственное основание для их теснейшего союза, в частности для того взаимного тяготения двух полов друг к другу, которое обыкновенно называется любовью. Наконец, заключительный акт создания первой жены - приведение ее Богом к Адаму и исповедание последнего по этому поводу являются главнейшим библейским базисом для таинства брака, на который впоследствии указал и сам Христос Спаситель (Мф. 19, 4-6). Подробнее см. Брак.

Из последующей истории Евы Библия отмечает еще два важных факта: это нарушение первоначально ею райской заповеди и склонение к тому же мужа и божественный приговор над падшей женою, возвестивший ей муки чадорождения. Но о них у нас уже была речь в своем месте (см. Грихопадение прародителей).

Образ исторической Евы, по примеру большинства ветхозаветных личностей, в Новом Завете получил еще и преобразовательное значение. Так, напр., сам процесс создания Евы из ребра Адама дал повод для святоотеческой аналогии, изображающей рождение церкви из прободеннаго ребра Спасителя (Иоан. 19, 34). Но все это нисколько не отрицает исторического характера за самими фактами библейской первоистории, которые всегда понимались и толковались в прямом и буквальном их смысле (1 Кор. 11-9; Еф. 5,23; 1 Тим. 2, 12-13; Кол. 3, 18-19 и др.).

Отсюда все попытки как древних (Ориген, гностики), так и в особенности новых богословов (Реусс, Вельгаузен и пр. рационалисты) перетолковать библейский рассказ в смысле поэтической аллегории, или в смысле первобытного мифа - несостоятельны уже в самом исходном своем пункте: они насилуют прямой, положительный смысл текста, разрывают всякую связь предыдущего с последующим, открывают дверь полному произволу во взгляде на то, что должно стоять твердо и непоколебимо, словом - отрицают разумный смысл у всей ветхозаветной истории, вытекающей из данных фактов.

Что касается, наконец, несомненного и нередко довольно близкого родства библейского повествования с аналогичными мифами древности, то в этом мы видим доказательство за , а не проти в Библии. Все эти фантастические сказания, варьирующиеся около одной и той же темы, самим фактом своего существования наглядно доказывают, что они возникли на одной и той же исторической канве, на которой индивидуальная фантазия каждого народа плела лишь свои субъективные узоры; но внутренняя сущность всех их одна и та же, именно та самая, которую в неповрежденном и чистом виде сохранило нам Откровение.

Литература. Hummelauer - «Genesis», Parisiis 1859. Vigouroux «La Bible et les decouvertes modenes» II, II. Palis in «Dictionnaire de la Bible » Vigouroux XV, 1899. A. B. Покровский «Библейское учение о первобытной религии», 1901.

* Покровский Александр Иванович,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 5, столб. 164. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г.

Франк С. Л. Душа человека. М., 1917; 2-е изд. Париж: YMCA, 1964.

Его же. О природе душевной жизни. - В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972.

Шилтов А. О бессмертии души. М., 1898 (авт. - русск. медик и религ. писатель) .

Эрдминн Б. Научные гипотезы о душе и теле/Пер. с нем. М., 1911.

Ямпольский С. (Б. С. Бакулин). Эсхатология. 1972 (машинопись).

6. ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2.

Бугров А. Православное учение о первородном грехе. Киев, 1904 (авт. правосл. писатель).

Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897.

Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Пос., 1901 (авт. правосл. библеист и богослов).

Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885

(авт. - правосл. богослов).

Волжский А. С. (Глинка). Проблема зла у Вл. Соловьева - "Вопросы религии", В. 1. 1906 (авт. - религ. публицист).

Вышеславцев В. Миф о грехопадении. - "Путь". Париж, 1932. Ном. 36.

Гутверлет К. Свобода воли и ее противники/Пер. с нем. М., 1906.

Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонийского. СПб., 1902.

Левицкий С. А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне, 1958.

Лейбниц Г. В. Теодицея/Пер. с нем. - В кн.: Вера и Разум. 1887-1888.

Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA, 1928.

Навиль Э. Проблема зла/Пер. с фр. СПб., 1868.

Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Серг. Пос., 1901 (авт. - правосл. богослов, библеист и историк Церкви).

Соловьев И., прот. Учение православной Церкви о грехе, его сущности и происхождении. М., 1910.

7. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912.

Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб., 1904-1912.

Радлов Э. Философский словарь. М., 1913.

Философская энциклопедия. Т. 1-5, М., 1960-1970.

ПРИМЕЧАНИЕ: Библиография по первобытной религии дана в Томе 2 - "Магизм и Единобожие".

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Антиномия - парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики.

Антропогенез - происхождение человека. В узком смысле слова возникновение Homo Sapiens (человека разумного).

Антропоиды - человекообразные обезьяны.

Апофатическое богословие - учение о Боге, определяющее, что Он не есть.

Биосфера - мир живых существ, населяющих Землю.

Генофонд - набор генов - материальных носителей наследственности.

Гносеология - наука о познании, его путях, возможностях и границах.

Демиург - буквально: мастер, создатель; в греч. философии - обозначение Божества, которое созидает мир из предвечной Материи.

Детерминизм - причинная обусловленность явлений.

Дискурсивное познание - рассудочный путь познания.

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота, главный компонент генов.

Информация - мера организованности.

Конвергенция - схождение, объединение, сближение.

Креационизм - учение о творении каждого вида Богом.

Логос - греческий термин, означающий слово, мысль, космический Разум и Закон. В христианском богословии - Лик Триединого Бога, обращенный к миру, к творению.

Монизм - учение о единстве всего сущего.

Ноосфера - синоним человечества, введенный В. И. Вернадским.

Онтогенез - индивидуальное биологическое развитие индивида.

Реликт - остаток, пережиток.

Сингулярное состояние материи - состояние материи, сконцентрированной некогда в единой точке, по теории "расширяющейся Вселенной".

Телеология - учение о предустановленной целесообразности.

Трансформизм - учение об изменениях организмов.

Трансцендентное - запредельное бытию. Божественное.

Филогенез - происхождение видов.

Харизма - вдохновение свыше.

Хилиазм - учение о Тысячелетнем Царстве Божием на Земле в конце истории.

Язычество - (от слав. "языки", "народы", эквивалента евр. "гоим") религии внебиблейского мира. Одной, из главных форм язычества (но не единственной) был политеизм, или многобожие. Ислам, как выросший на почве "веры Авраама", к язычеству не относится.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...