В чем суть марксистско ленинской теории. Классическая марксистско-ленинская доктрина


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
ВЕЛИКИЙ ПОЧИН (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников») 14
ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи) 2 октября 1920 г. 37
О ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ 55
Проект резолюции 55
СОЦИАЛИЗМ II РЕЛИГИЯ 57
ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ 62
КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ 73
Примечания 82

Марксизм-ленинизм учит, что из всех социальных революций пролетарская несет с собой самые глубокие преобразования, она охватывает все стороны общественной жизни и занимает целый исторический период. В политической области социалистическая революция уничтожает господство эксплуататоров и устанавливает власть рабочего класса - диктатуру пролетариата; в области экономической она ликвидирует частную собственность на орудия и средства производства, создает социалистический способ производства, уничтожает эксплуатацию человека человеком; в идеологической области ее великой созидательной задачей является формирование социалистической культуры и воспитание трудящихся в коммунистическом духе. Как отмечается в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957), осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры и создание многочисленной интеллигенции, преданной рабочему классу, трудовому народу, делу социализма является одной из
общих закономерностей перехода от капитализма к социализму.
В публикуемых статьях В. И. Ленина содержатся глубокие теоретические положения научного социализма, касающиеся различных сторон общественной жизни. Важнейшее место в них занимают вопросы организации я проведения культурной революции и коммунистического воспитания трудящихся. Поэтому перечисленные статьи и объединены под общим названием «О социалистической идеологии и культуре».
В работе «Великий почин» Ленин указывает, что в борьбе за социализм пролетариат должен решить двоякую задачу: во-первых, увлечь своим беззаветным героизмом революционной борьбы против капитала всю массу трудящихся и эксплуатируемых, организовать ее, руководить ею для свержения буржуазии и полного подавления всякого с ее стороны сопротивления; во-вторых, повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых, а также все мелкобуржуазные слои на путь нового хозяйственного строительства, на путь создания новой общественной связи, новой трудовой дисциплины, новой организации труда.
Вторая задача труднее и более сложная, чем первая. Новый общественный строй, социализм, не сможет победить капитализм в мирном соревновании, если не докажет своих преимуществ в экономической области. Он должен создать более высокую организацию общественного производства, более высокую производительность труда. «Коммунизм, - пишет Ленин, - есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих... Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя»
Чтобы решить грандиозные задачи строительства нового общества, создать более высокую, чем при капитализме, производительность труда, необходимо воспитать новую социалистическую дисциплину. А это требует в свою очередь решения задач коммунистического воспитания советского народа, проведения революции в области культуры. Крепостная организация общественного труда, говорит Ленин, держалась на дисциплине палки, капиталистическая - на дисциплине голода. Иначе не могло и быть, так как в эксплуататорском обществе массы трудящихся являются рабами имущих классов, их труд носит подневольный характер. Новое, социалистическое общество не может строиться ни на той, ни на другой основе. «Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»
В. И. Ленин призывал к тому, чтобы партийная пропаганда больше уделяла внимания вопросам марксистской теории, разъяснению политики Коммунистической партии и Советского правительства, воспитывала трудящихся в коммунистическом духе на простых, но живых, жизнью проверенных фактах строительства нового общества, подмечала ростки коммунизма и поддерживала их. В условиях голода, разрухи и продолжавшейся гражданской войны первыми ростками коммунизма были коммунистические субботники, развернувшиеся по почину железнодорожных рабочих Московско-Казанской железной дороги. Ленин высоко оценивает коммунистические субботники, называет их великим почином. Усталые, измученные, истощенные недоеданием рабочие трудились на этих субботниках сверхурочно без всякой платы и достигали значительного повышения производительности труда.
Коммунистические субботники, отмечал В. И. Ленин, именно потому имеют громадное историческое значение, что они показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни. Ленин называл коммунистические субботники фактическим началом коммунизма. «Коммунизм, - писал Ленин, - начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом...»
Эти идеи В. И. Ленина получили замечательное подтверждении в период строительства социалистического общества в нашей стране, они вдохновляют трудящихся на новые подвиги и в настоящее время. Величественная программа строительства коммунистического общества в СССР, принятая XXI съездом КПСС, вызвала могучий подъем трудовой и политической активности советского народа. Творческая инициатива трудящихся, широко развернувшаяся еще в предсъездовский период, породила новую, более высокую форму социалистического соревнования - бригады коммунистического труда, которые являются живым воплощением ленинских идей о коммунистическом отношении советских людей к труду, о повышении его производительности. Воодушевляемые историческими решениями XXI съезда партии, участники бригад коммунистического труда борются за победу коммунизма под лозунгом: учиться, работать и жить по-коммунистически, оправдывать делом высокое звание активного строителя нового общества.
Вопросам коммунистического воспитания трудящихся большое внимание уделяется также в работе «Задачи союзов молодежи». Как отмечал В. И. Ленин, победивший пролетариат в союзе со всеми трудящимися под руководством Коммунистической партии должен воплотить теорию научного коммунизма в жизнь, претворить коммунизм из теоретических положений и программ в действительность. Для этого необходимо, чтобы строители нового общества глубоко прониклись идеями коммунизма, чтобы их отношение к этому обществу строилось на основе коммунистической нравственности. Эксплуататорское общество, говорит Ленин, основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. Понятно, что воспитанные в этом обществе люди с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, - словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.
Коммунистическая нравственность противоположна нравственности эксплуататорского общества. В основе коммунистической морали лежит борьба за коммунизм. «...Нравственность, - пишет Ленин. - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.
Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества»
Задача состоит в том, указывает В. И. Ленин, чтобы коммунистическое воспитание молодежи и всех трудящихся способствовало выработке коммунистической морали. Новую мораль необходимо прививать в труде, в повседневной практике строительства коммунистического общества, в практике классовой борьбы пролетариата. Идеологическая работа партии должна помогать воспитанию советских людей с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, чтобы каждый советский гражданин активно участвовал в строительстве коммунистического общества и гордился тем, что он является членом великой армии свободного труда.
Ленин выдвигал в качестве одной из важнейших задач соединение обучения, образования и воспитания молодежи с производительным трудом. Главную задачу школы он видел в том, чтобы она готовила подрастающее поколение к жизни, к полезному труду, воспитывала молодежь в духе коммунистической нравственности, вооружала ее прочными знаниями. В соответствии с этой задачей наша партия проявляет постоянную заботу о воспитании подрастающего поколения в духе коммунизма. После всенародного обсуждения тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» Верховный Совет СССР в декабре 1958 г. принял закон, которым предусмотрены крупные меры по укреплению связи школы с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства.
Ленин настойчиво разъяснял, что «в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя» что задачи строительства коммунизма настоятельно требуют не только ликвидации неграмотности, которая составляла около 80 процентов, но и проведения целой культурной революции. При этом Ленин предупреждал, что задачи культурной революции не могут быть решены так быстро, как задачи политические и военные. «Политически победить можно в эпоху обострения кризиса в несколько недель. На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому более длинному сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность. Без этих качеств даже и приступать к политическому просвещению нельзя» Выступая на III съезде комсомола, В. И. Ленин поставил перед молодежью задачу учиться овладеть достижениями общечеловеческой культуры.
Серьезной помехой на пути проведения культурной революции были различные немарксистские взгляды на социалистическую культуру, например, пролеткультовщина. Пролеткультовцы отрицали всю старую культуру, ратовали за создание пролетарской культуры на голом месте, без использования передовой, прогрессивной культуры прошлого. Отстаивая эту реакционную идею, они в практической деятельности скатывались к отрыву культурно-просветительных учреждений от системы диктатуры пролетариата и от партийного руководства.
Борясь против проявлений пролеткультовщины, В. И. Ленин в проекте резолюции «О пролетарской культуре» и в речи «Задачи союзов молодежи» сформулировал важнейшие принципы развития социалистической культуры. Эти принципы сводятся, во-первых, к тому, чтобы вся постановка дела просвещения как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, была проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком. Этим принципом Ленин подчеркивает партийность социалистической культуры. Во-вторых, методологической основой развития новой культуры может быть только мировоззрение марксизма, которое является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата. И в-третьих, без преемственности, без глубокого знания и критической переработки культуры, созданной всем человечеством, нельзя строить пролетарскую культуру. «Коммунистом, - говорит Ленин, - стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» Ленин самым решительным образом отвергал всякие попытки выдумать свою особую культуру как теоретически неверные и практически вредные.
Одной из задач революции в области идеологии и культуры является преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Пути решения этой задачи освещаются в произведениях В. И. Ленина «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии» и «Классы и партии в их отношении к религии и церкви». В этих замечательных работах показана противоположность марксистского и религиозного мировоззрений, рассматриваются социальные корни религии и ее социальное назначение, отношение марксистской и буржуазных партий к религии и церкви, вопросы борьбы с религией и пути ее окончательного преодоления.
Ленин указывает, что в классово-антагонистическом обществе религия является одним из видов духовного гнета. В интересах эксплуататоров церковь учит трудящихся смирению и терпению в земной жизни, обещая им взамен надежду на небесную награду. Научное, марксистское мировоззрение непримиримо с религией, враждебно ей. Религия есть опиум народа таков краеугольный камень миросозерцания марксизма в отношении к религии.
В отношении государства, говорит В. И. Ленин, религия является частным делом, в отношении же марксистской партии она не есть частное дело. Как союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса, партия не может безразлично относиться к бессознательности, темноте, мракобесию в виде религиозных верований, она должна бороться с религией. Программа партии в этом отношении - полное отделение церкви от государства, борьба с религиозным дурманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Эта борьба не есть частное, а общепартийное, общепролетарское дело. Отставание сознания от общественного бытия ведет к тому, что религия некоторое время сохраняется и в условиях социалистического общества. Но она является здесь пережитком идеологии старого, эксплуататорского строя. В проведении научно-атеистической пропаганды партия добивается того, чтобы трудящиеся освободились от религиозного дурмана, отдали небо в распоряжение попов и строили себе лучшую жизнь на Земле.
Руководствуясь указаниями великого Ленина, советский народ под водительством Коммунистической партии совершил революцию в области идеологии и культуры. В результате этой революции марксистско-ленинская идеология стала господствующей. Произошел переворот в правах, обычаях, психологии советских людей, в их отношении к труду и к социалистической собственности. В советском обществе утвердились отношения коллективизма и взаимопомощи между людьми, дружба народов СССР, идеи советского патриотизма, пролетарского интернационализма, атеизма. Впервые в истории создана подлинно народная национальная по форме, социалистическая по содержанию культура народов СССР, идейной основой которой является марксизм-ленинизм. Навеки ушли в прошлое темнота и невежество людей труда, полностью ликвидирована неграмотность, создана многомиллионная армия советской интеллигенции, преданная делу социализма. Небывалое развитие получили многонациональная литература, искусство, советская наука, которая идет ныне в авангарде мировой науки. Все это достигнуто благодаря огромной организаторской и идейно-воспитательной работе нашей партии и советского государства.
Как указал XXI съезд КПСС, идеологическая работа приобретает исключительно важное значение в период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране. Для перехода к коммунизму необходима не только развитая материально-техническая база, но и высокий уровень сознательности всех граждан советского общества. Поэтому Коммунистическая партия воспитывает советских людей в духе коллективизма и трудолюбия, социалистического интернационализма и патриотизма, высоких принципов морали нового общества, в духе марксизма-ленинизма. Главной задачей в области идеологической на предстоящее семилетие, говорил товарищ Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС, является «усиление идейно-воспитательной работы партии, повышение коммунистической сознательности трудящихся и прежде всего подрастающего поколения, воспитание их в духе коммунистического отношения к труду, советского патриотизма и интернационализма, преодоление пережитков капитализма в сознании людей, борьба с буржуазной идеологией». Партия развивает у советских людей коммунистическую нравственность, в основе которой лежат преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка.
Теоретические положения, содержащиеся в работах В. И. Ленина, публикуемых в настоящем выпуске, имеют программное значение. Они широко используются Коммунистической партией Советского Союза и всеми другими марксистскими партиями в их благородной борьбе за торжество коммунизма.
В. Глаголев
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ


Марксизм ленинизм - «наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества». Возникновение марксистского учения явилось результатом величайшей революции в истории развития общественной мысли. Марксистское учение дало ответы на те вопросы, которые передовая мысль человечества поставила, но не могла решить. Марксизм возник как прямое выражение коренных интересов самого революционного класса капиталистического общества - пролетариата. Основными составными частями марксизма являются марксистская философия, марксистская политическая экономия и теория научного коммунизма.

Диалектический и исторический материализм - теоретический фундамент марксизма. Коренное отличие марксистской философии от всех предшествующих ей философских систем выражено в «Тезисах о Фейербахе», написанных Марксом: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Диалектический и исторический материализм и есть могущественное теоретическое оружие борьбы за революционное преобразование общества. Использовав всё ценное и передовое, что было в старой философии, Маркс и Энгельс создали единственно научное мировоззрение. Душой марксизма является материалистическая диалектика. С помощью материалистической диалектики основоположники марксизма переработали философский материализм, преодолели ограниченность старого, метафизического и механистического материализма и создали высшую форму материализма- (см.). Углубляя и развивая философский материализм, Маркс и Энгельс довели его до конца, распространили его положения на познание человеческого общества и тем самым создали (см.).

В противовес идеалистическим теориям, признающим основой развития общества идеи, разум, Маркс и Энгельс доказали, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая и идеологическая надстройка, что движущей силой развития в обществах, разделённых на антагонистические классы, является классовая борьба.

Применив диалектический и исторический материализм к экономической науке, Маркс совершил переворот в воззрениях на экономическую жизнь общества, создав единственно научную политическую экономию. Главный труд Маркса «Капитал» посвящен изучению экономического строя капиталистического общества. Там, где старые экономисты видели отношения вещей (обмен товара на товар), Маркс вскрыл и показал общественные отношения между людьми. В своей теории прибавочной стоимости Маркс обнажил источник прибыли, богатства класса капиталистов. «Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса». Исследовав законы развития капиталистического способа производства, Маркс обосновал закономерность гибели капитализма и победы коммунизма.

Капитализм, явившийся на смену феодальному строю, не уничтожил эксплуатацию человека человеком, а лишь заменил одну форму эксплуатации и угнетения трудящихся другой. Как отражение протеста эксплуатируемых против капиталистического гнёта стали возникать различные социалистические учения. Первоначальный социализм был ненаучным, утопическим (см. ). Социалисты-утописты резко критиковали и осуждали капиталистические порядки, мечтали о лучшем строе, где не будет эксплуатации, но настоящего выхода из капиталистического рабства указать не могли. Маркс и Энгельс впервые превратили социализм из мечты в науку. Они выяснили всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма, как созидателя коммунистического общества. Главное в марксизме - учение о диктатуре пролетариата. Маркс писал, что между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе, что государство этого периода будет государством диктатуры пролетариата. Марксизм вооружил рабочий класс в его борьбе против буржуазии революционной теорией, дал рабочему движению, до этого стихийно развивавшемуся, социалистическое направление.

Как только обнаружилось влияние марксистских идей на массы, все силы старой Европы объединились для травли коммунизма. Буржуазия боролась и борется с марксизмом не только насилием. «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами. Внутренне сгнивший либерализм пробует оживить себя в виде социалистического оппортунизма». При этом оппортунизм не всегда означает прямое отрицание марксистской теории или её отдельных положений и выводов. Оппортунизм проявляется иногда в попытках догматически уцепиться за отдельные положения марксизма, являющиеся уже устаревшими, чтобы задержать тем самым дальнейшее развитие марксизма, следовательно, задержать также развитие революционного движения пролетариата. Марксизм вырос, оформился и окреп в беспощадной борьбе с оппортунизмом - этим злейшим врагом рабочего класса.

Марксизм - наука творческая. Основоположники марксизма всегда рассматривали свою теорию как теорию развивающуюся, как руководство к действию. После смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина.- Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, не только беспощадно разоблачавшими оппортунистов всех мастей и отстоявшими марксизм от извращения, но и двинувшими вперёд марксистскую теорию, обогатившими её новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата. Марксизм-ленинизм есть единая, научная, цельная идеология рабочего класса. Маркс к Энгельс шили и работали в период домонополистического капитализма, капитализма, развивавшегося ещё но восходящей линии, в период подготовки пролетариата к революции. Ленин и Сталин, гениальные ученики и продолжатели учения Маркса и Энгельса, выступили в период империализма, т. е. загнивающего и умирающего капитализма, в период прямого штурма капитализма, в период пролетарских революций, в период, когда пролетарская революция уже победила в одной стране и открыла эру Советов, эру строительства социализма.

Обобщая опыт борьбы Коммунистической партии за социалистическую революцию, за построение социализма в СССР, Ленин и Сталин и их соратники и ученики творчески применили марксизм к новым условиям. Ленинизм является дальнейшим развитием марксизма. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. Ленин не отменял и не «прибавлял» каких-либо новых принципов к марксизму. Целиком и полностью опираясь на принципы марксизма, Ленин развил все стороны марксизма применительно к новым
условиям классовой борьбы пролетариата, к новой, империалистической фазе капитализма.

Разоблачая ревизионизм Богданова, Юшкевича, Базарова, Валентинова и их философских учителей - Авенариуса и Маха, пытавшихся в своих произведениях преподнести утончённый и приглашенный идеализм в противовес марксистскому материализму, Ленин решительно защитил теоретические основы марксизма и в книге « » (см.) дал гениальное обобщение всего существенного из того, что приобретено наукой и прежде всего естествознанием за целый исторический период после смерти Энгельса. Обобщая всемирно-исторический опыт борьбы, международного рабочего класса, Ленин развил дальше теоретические основы марксистской партии - диалектический и исторический материализм, положив начало новому, ленинскому этапу в развитии марксистской философии.

Ленин разработал вопрос об империализме как новой, высшей и последней стадии капитализма. Ленин показал, что империализм является кануном социалистической революции. На базе этого анализа Ленин совершил величайшее открытие, доказав, что в. новых условиях, в условиях неравномерного, скачкообразного развития капитализма победа социализма возможна первоначально в одной, отдельно взятой, капиталистической стране и невозможна одновременная победа социализма во всех странах.

Маркс и Энгельс дали основные наброски идеи гегемонии пролетариата в революции. Ленин развил их дальше и создал стройное учение о гегемонии пролетариата, о руководстве пролетариата трудящимися массами города и деревни не только в деле свержения царизма и капитализма, но и в деле социалистического строительства после победы диктатуры пролетариата. Опираясь на идеи Маркса по национально-колониальному вопросу, Ленин развил их применительно к новой эпохе, собрал воедино и дал стройную систему взглядов на национально-колониальные революции в эпоху империализма. Ленин показал, что разрешение национально-колониального вопроса неразрывно связано со свержением империализма, что этот вопрос является частью общего вопроса о социалистической революции.

В. И. Ленин развил марксову идею о диктатуре пролетариата, открыв Советскую власть как лучшую государственную форму диктатуры пролетариата, определил диктатуру пролетариата как особую форму классового союза пролетариата с эксплуатируемыми массами непролетарских и полупролетарских классов (крестьянства и др.), указал па союз рабочего класса с крестьянством, как на высший принцип диктатуры пролетариата. Ленин показал, что пролетарская диктатура есть высший тип демократии, форма пролетарской демократии, выражающая интересы большинства (эксплуатируемых), в противовес демократии капиталистической, выражающей интересы меньшинства (эксплуататоров). Главное в ленинизме - это учение о диктатуре пролетариата; «...ленинизм является интернациональным учением пролетариев всех стран, пригодным и обязательным для всех без исключения стран, в том числе и для капиталистически развитых». Ленин разработал вопрос о формах и способах успешного строительства социализма в стране, окружённой

капиталистическими государствами. Маркс и Энгельс дали гениальные наброски о партии. Величайшая историческая заслуга Ленина состоит в том, что он первый в истории марксизма в борьбе с международным оппортунизмом и центризмом разработал и дал русскому рабочему классу и рабочему классу всего мира стройное учение о партии как руководящей организации пролетариата, как основном оружии в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за социализм. В. И.Ленин в беспощадной борьбе с врагами марксизма-ленинизма разработал идеологические, организационные, тактические и теоретические основы партии - партии нового типа, коренным образом отличающейся от партий II Интернационала, давно ставших главной социальной опорой буржуазии.

Теория Маркса - Энгельса - Ленина получила дальнейшее творческое развитие в трудах И. В. Сталина.

На основе обобщения гигантского опыта развития революционного движения пролетариата, особенно опыта последних десятилетий, опыта строительства социализма в СССР, а также на основе обобщения последних достижений науки И. В. Сталин по ряду вопросов обогатил марксистскую философию- диалектический и исторический материализм. Большое значение для дальнейшего творческого развития марксистской философии имеет разработка И. В. Сталиным вопроса о том, как по-повому проявляются и действуют общие диалектические закономерности развития в социалистическом обществе. Сталин развил идею Ленина об огромной роли (см.) в строительстве социализма и коммунизма как новой формы борьбы между отживающим и нарождающимся. Он показал, что при социализме переход от старого качественного состояния к новому осуществляется не в форме революционных взрывов, а путём постепенных переходов.

И. В. Сталин развил дальше марксистскую политическую экономию. Продолжая творческую разработку ленинской теории империализма, И. В.Сталин открыл (см.), показав все особенности развития современного буржуазного общества, все противоречия я «швы капитализма. Труд И. В. Сталина « » (см.) является прямым продолжением и развитием «Капитала Маркса и работы Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Этот труд дал глубокую разработку законов политической экономии социализма. В этом труде теоретически обоснован (см.), показано, что при социализме в противовес капиталистическому закону анархии производства и конкуренции действует закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.), освещен вопрос об особенностях товарного производства при социализме как товарного производства особого рода, показана ограниченность сферы действия вагона стоимости при социализме и т. д.

И. В. Сталин развил и обосновал ленинское учение о возможности победы социализма в одной стране, о путях, средствах и методах строительства социализма. Он всесторонне развил главный вопрос марксизма, вопрос о диктатуре пролетариата, раскрыл основные функции и фазы развития Советского государства и указал на необходимость дальнейшего сохранения и укрепления государства также и в условиях полного коммунизма, если ещё остаётся капиталистическое окружение.

В трудах И. В. Сталина, особенно в «Экономических проблемах социализма в СССР», намечена программа постепенного перехода от социализма к коммунизму в СССР.

Со времени возникновения марксизма прошло более 100 лет. За это время десятки и сотни буржуазных правительств, проникнутых ненавистью к марксизму, пытались «уничтожить» марксизм. Но буржуазные правительства приходили и уходили, а марксизм оставался. Чем это объясняется? Это объясняется тем, что марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. Как невозможно уничтожить рабочий класс, так невозможно уничтожить и марксизм. Марксизм стал господствующей идеологией уже в ряде стран Европы и Азии и глубоко проник в умы и сердца сотен миллионов людей труда капиталистических стран. Успехи рабочего класса, успехи коммунистических партий объясняются тем, что они руководствуются всепобеждающим учением марксизма-ленинизма.

Коммунистические партии мира стали несокрушимой мировой силой потому, что они возникли на гранитной основе теории марксизма-ленинизма, закалились в непримиримой борьбе за чистоту идей марксизма-ленинизма и постоянно руководствуются в своей деятельности бессмертными идеями Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Величайшим образцом партии, основывающей свою деятельность на гранитном фундаменте марксизма-ленинизма, является Коммунистическая партия Советского Союза, созданная и воспитанная Лениным. Вся её полувековая история есть марксизм-ленинизм в действии. Опыт её деятельности неимоверно обогатил и ныне обогащает марксизм-ленинизм. Коммунистическая партия есть мозг и душа, вдохновитель и организатор всего поступательного движения советского общества к коммунизму. Руководство партии является залогом и гарантией того, что коммунизм в нашей стране будет построен.

Одним из важнейших звеньев в цепи исторических задач в период социализма, в период перехода от социализма к коммунизму в СССР является задача овладения марксистско-ленинской теорией. Овладеть марксизмом-ленинизмом значит усвоить его существо, научиться пользоваться им в различных исторических условиях, уметь обогащать, развивать и двигать его вперёд в соответствии с новой исторической обстановкой и новыми задачами. Марксизм-ленинизм на протяжении всего своего существования рос и развивался в борьбе против буржуазной идеологии, против реформизма и оппортунизма, против анархистов, каутскианцев, меньшевиков, троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и прочих врагов пролетариата. В этой борьбе он закалялся и поднимался на новые, более высокие ступени. И в настоящее время условием дальнейшего развития марксистско-ленинского учения является беспощадная и последовательная борьба против всех и всяческих проявлений буржуазной и реформистской идеологии.

Марксизм-ленинизм

Культурный и общеобразовательный уровень Ленина ниже, чем у К. Маркса. О его научном уровне я и не говорю. Он даже не в состоянии был понять, что такое рынок в плане саморегулирования в обществе. Заметив тенденцию к концентрации и монополизации капитала, он не сумел провести простейший анализ, позволяющий понять, насколько это разрушительно для экономики, и решил ускоренно провести эту концентрацию в масштабах всей страны, посчитав, что за этой тенденцией будущее. То, от чего весь капиталистический мир усиленно уходит путем создания антимонопольного законодательства для сохранения возможности саморегулирования, вождь мирового пролетариата, в силу полной экономической некомпетентности и общей низкой культуры, считал фактором повышения производительности труда.

Его философская социальная позиция, это вульгарный прагматизм. Весь научный философский ленинизм может быть сведен к простой формуле: смотри кому это выгодно. Если это выгодно ему, то все здорово, если нет, он начинал браниться. Поэтому большая часть его работ это злое брызганье слюной в адрес оппонентов. И это совсем не удивительно. Высшее образование у него заочное, юридическое, т. е. основной способ мышления догматический, с элементами игрового, в чем он как раз совершенно не преуспел. Особой склонности к анализу и самоанализу никогда не наблюдалось, зато потрясающе сильная воля маньяка-шизофреника, сумевшего всю свою жизнь посвятить одной цели и подчинять гипнабельных людей, увлекая их за собой. Ленинская естественнонаучная философия тоже предельно проста, и является прямым продолжением его социальной философии. Это полное оголтелое отрицание всего, что лежит за пределами самых очевидных бесспорных экспериментальных данных. Т. е. сложные психические явления, магия, религия, а отсюда и нравственность, гуманизм и прочие общечеловеческие ценности по Ленину это поповщина и мракобесие. Т. е. ленинизм – это философия неграмотных, голодных, и потому злых, тех, у кого основная забота как прокормиться, кому по жизни не до философствования. Отсюда и уровень ленинской философии.

После победы большевиков, когда у них появилась возможность привлечь к работе над марксистско-ленинской философией действительно умных и грамотных людей, создалась реальная возможность спасти учение, сделать его жизнеспособным, сохранив при этом догмы. Однако после победы 1917 года марксизм-ленинизм поднимается в виде революционного знамени над головой и доступ к нему тщательно охраняется придворной околонаучной братией, опирающейся на государственный репрессивный аппарат. Поскольку это знамя являлось существенным элементом политики, то нормальная научная критика по отношению к нему была невозможна, по крайней мере опасна для жизни, и все штатные придворные должности, дающие доступ к этому знамени, распределены между революционерами – недоучками. Поэтому изначально слабое учение застывает в виде догмы, остающимся таким и по сей день.

И для простых людей, и правящей верхушки это догматическое учение превращается в критерий проверки «свой-чужой». Если говоришь «правильными» лозунгами и штампами, то ты свой, а если не скрываешь своего отрицательного или хотя бы критического отношения к учению, то ты явный враг народа. Таким образом Марксизм-ленинизм становится не просто учением, а превращается в принцип этнического деления на «свой-чужой». По этому принципу идет отбор, физически уничтожаются «неверные». Реально что-то делать в соответствии с этим учением было невозможно, а транслировать его лозунги и штампы становится атрибутом лояльности к системе, поэтому в государстве начинает работать двойной стандарт.

Марксизм ко всем религиям относился отрицательно, но без особой неприязни и агрессивности, просто, как многие научные системы своего времени к догматическим. Ленинизм же в своей неприязни переходит в неприкрытую ненависть. Причин для этого было много. Во-первых, гуманистические Христианские заповеди – преграда на пути революции и террора, во-вторых, религия такой элемент надстройки, который всегда заботится о стабилизации общества, и поддерживает практически любую власть, в третьих, это идеологический противник, который влияет на умы именно простого малограмотного народа и т. д. Поэтому марксизм-ленинизм всегда был в конфронтации со всеми религиозными системами, активно борясь с ними. Но любая религия содержит в себе существенный социальный элемент это морально-этические нормы. Отвергнув все религии, марксизм-ленинизм вынужден был нравственный вакуум заполнить своей системой, позаимствованной в Христианстве, которую назвали Моральным кодексом строителя коммунизма.

Весь разобранный выше спектр свойств марксизма-ленинизма позволяет в социальном плане поставить его в один ряд с религиями. Господствующий принцип мышления – догматический. Подобно любой религии он включил в себя морально-этические нормы. Как и любая религия он стал важным критерием этнического деления по принципу «свой-чужой». Как и большинство религий мира он фанатично агрессивен по отношению к иным религиям. Каждая религия заботится о создании возможности для паствы отправлять свой культ. Коммунистическая религия в этом плане тоже ни чем не отличается, кроме более тоталитарного подхода. Вместо постройки молельных домов, она вынесла отправление своих культов на производство, куда заблаговременно загнала всех потенциальных прихожан, а надзирать за ними приставила производственные партийные организации. Коммунистическая религия вмешивалась во все, преобладала над экономикой, политикой, культурой, литературой и искусством, наукой, личной жизнью людей и т. д. После победы Октябрьской революции Россия фактически перестала быть светским и стала религиозным государством. Именно такой противник оказался не по зубам нацистской Германии. Высокая национал социалистическая нравственность столкнулась с еще более высокой нравственностью религиозного государства.

Однако у марксизма-ленинизма есть принципиальное отличие от религий. Основным элементом всех религий является духовность. В силу своего атеизма марксизм-ленинизм отверг эту сторону дела, признав таким образом свою бездуховность. Кроме этого атеизм не может дать в нравственном плане никаких иных ориентиров, кроме эгоизма, что привело в результате к двойному стандарту в коммунистическом обществе, «Христианские заповеди» для масс, и ничем не сдерживаемый эгоизм, жидовство для избранных. А это, в итоге, обеспечило очень короткую жизнь коммунистического этноса. Если ближайший его аналог, Ислам, в возрасте пятисот лет остается этнически действенной системой, то марксизм-ленинизм безнадежно состарился всего за семьдесят лет. Отсутствие для руководства страны нравственных, духовных, культурных и национальных ориентиров привело к чрезмерной концентрации жидов в правящем сословье, и разрушению страны, начиная с инерционной этнической фазы (Брежнев), небывалыми темпами, что во-первых, подорвало ее экономический потенциал, а во-вторых, полностью отвратило массы от господствующего учения и лживого руководства, с его двойной моралью.

Из книги Идеология партии будущего автора Зиновьев Александр Александрович

МАРКСИЗМ Марксизм - феномен гигантского масштаба. Я не претендую хотя бы на мало-мальски полную его характеристику. Коснусь лишь некоторых его аспектов, непосредственно относящихся к теме этой работы.Марксизм является самой грандиозной идеологией в истории

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Марксизм В человеческой культуре и истории есть учение, которое по последствиям для мирового сообщества соизмеримо с мировыми религиями, а если говорить о новейшей истории, то, вероятно, превосходит их. Марксизм теоретически предсказывал неизбежность гибели

Из книги Истоки и смысл русского коммунизма автора Бердяев Николай

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

МАРКСИЗМ МАРКСИЗМ - идейное течение модернистского типа второй половины 19-20 в., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ Надо различать отношение марксизма как социологической доктрины к социальному явлению религии, с одной стороны, и отношение марксизма как боевого миросозерцания и тактики пролетарского класса к религии, как к другому миросозерцанию и своеобразной

Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

6.1.2. Марксизм Марксизм - это стройное учение, в основе которого лежит творчески переработанный гегелевский диалектический метод (материалистическая диалектика). Значительным вкладом, внесенным классиками марксизма в философскую теорию, следует признать вычленение,

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

Из книги Анализ мировых систем и ситуация в современном мире автора Валлерстайн Иммануэль

МАРКС, МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОСИСТЕМЕ Маркс и его идеи процветают, они стоят на ногах крепче, чем идеи любого другого аналитика XIX в., и обещают оставаться в центре социальной жизни в миросистеме XXI в. Марксизм-ленинизм как

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

Глава 16 Ленин и ленинизм: взгляд из XXI века «Русская революция универсалистична по своим принципам, как и всякая большая революция, она свершалась под символикой интернационала, но она и глубоко национальна и национализируется все более и более по своим результатам.

Из книги Инстинкт и социальное поведение автора Фет Абрам Ильич

16.1. Еще раз о Ленине и ленинизме. Три источника ленинизма и его структура. Что есть ленинизм? Ленин и ленинизм – явление одновременно и русское, неотъемлемое от логики развертывания Эпохи Великого Русского Возрождения , и всечеловеческое, всемирно-историческое.

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

16.2. Ленинизм как научная основа перехода человечества к социализму в эпоху империализма 16.2.1. Ленинизм как "знанье, сила и оружие" социалистической революции в эпоху империализмаЛенинская теория империализма – ядро теоретической системы ленинизма, "как новой теории

Из книги Сочинения [сборник] автора Бердяев Николай

16.3. Ленинизм как явление русское и российско-цивилизационное во всемирной истории человечества 16.3.1. Антикоммунизм и антиленинизм как форма войны против памяти русского народа и народов России об их социалистическом прорывеПоявление социализма в России – СССР и вместе

Из книги автора

Глава 18 Ленин, ленинизм и ноосферный прорыв России и человечества в XXI веке (вместо послесловия) «Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает

Из книги автора

3. Маркс и марксизм Карл Маркс был философ, ученый и политический деятель, с темпераментом и властью над людьми, свойственными пророкам, и со всеми недостатками, присущими этому редкому типу личности. Он и был пророком: он создал последнюю ересь христианства, и в то же время

Из книги автора

5. Марксизм С марксизмом у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация. И разрешить это противоречие предстоит тем, кто претендует называть себя марксистом.В чем же парадокс?Противоречие возникает в понимании того, кого считать марксистом. С одной стороны, марксист

Из книги автора

Глава V. Классический марксизм и марксизм русский

Коммунизм

Основные понятия

Марксистско-ленинская философия
Социализм
Интернационализм
Коллективизм
Классовая борьба
Плановая экономика

Идеология

Утопический социализм
Марксизм

Троцкизм
Титоизм
Маоизм
Анархо-коммунизм
Еврокоммунизм

Томас Мор
Анри де Сен-Симон
Шарль Фурье
Роберт Оуэн
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Роза Люксембург
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Иосиф Сталин
Мао Цзэдун

Символика

Символы коммунистического движения

Родственные статьи

Анархизм
Антикапитализм
Антикоммунизм
Военный коммунизм
Демократический централизм
Диктатура пролетариата
Первобытный коммунизм
Социализм
Сталинизм

Философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной , то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Возникновение и применение термина

Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов ведётся, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Троцкий. Появление последнего в рядах большевиков (избран в ЦК летом 1917 года) и последовавшие за этим внутрипартийные конфликты вызвали к активной жизни термин «троцкизм». Однако поскольку Троцкому как лидеру различных платформ и оппозиций В. И. Ленин противостоял не лично, а совместно с другими руководителями партии большевиков, «зеркальное» понятие ленинизма в партийных документах не использовалось; троцкизм противопоставлялся не ленинизму, а большевизму.

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов. Так, например, на XII съезде РКП(б) (17-25 апреля 1923 г.) Н. И. Бухарин говорит:

После смерти Ленина (январь 1924 года) одним из первых деятелей международного коммунистического движения, кто попытался дать научную формулу ленинизма, был венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач. В брошюре «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей » (Вена, февраль 1924 года) Лукач уже ставит вопрос «о ленинизме как новой фазе в развитии материалистической диалектики». Обрисовав эволюцию марксизма и напомнив про «вульгарный марксизм», Лукач в этой же работе отзеркаливает последнюю дефиницию (применительно к венгерским коммунистам) в термине «вульгарный ленинизм». Дополнив картину эволюции марксизма фактами его ревизии, Лукач формулирует лемму:

которая затем кладётся в основу последующих определений ленинизма. Примерно в то же время «конспективное изложение основ ленинизма» пишет и И. В. Сталин, и в марте 1924 года оно выходит в виде брошюры «Об основах ленинизма ». Позже Г. Е. Зиновьев как председатель ИККИ озвучивает своё понимание ленинизма с международной трибуны Коминтерна, на его V Конгрессе (июнь - июль 1924 года). В написанных им и принятых на V (расширенном) пленуме ИККИ (апрель 1925) «Тезисах о большевизации партий Коминтерна » Зиновьев также упоминает «принципы ленинизма», используя связку последнего с большевизмом : «Большевизация есть умение применить общие принципы ленинизма к данной конкретной обстановке в той или другой стране». Персонификация названия учения, использование в его наименовании имени того или иного основоположника (смитианство, картезианство, марксизм, ленинизм, сталинизм и пр.) иногда приводит к коллизиям между сторонниками учения после смерти его эпонима. Каждая из сторон развёртывает свою систему аргументов в защиту «истинности» своего видения, каким это учение должно быть. На XIV съезде ВКП(б) эти противоречия достигли такой остроты, что вдова Ленина, Н. К. Крупская, взяв слово, сказала: «Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или иное - это истинный ленинизм», после чего по памяти сослалась на слова Ленина:

В истории были случаи, что учения великих революционеров искажались после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, представляя их имени почёт, притупляли революционное острие их учения

после чего призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма». Ретроспективные поиски истины в этих спорных вопросах требуют глубокого понимания исторического материала, и предполагают тщательный анализ общественных сил, стоящих за течениями и лицами, либо принимающими самоназвание ленинцев (марксистов, большевиков и т. п.), либо тех, кого называют ленинцами или считают таковыми со стороны.

Ленинизм и марксизм

Распространённое в литературе определение

подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма), безусловно существенен, но далеко не исчерпывает вопрос о соотношении марксизма и ленинизма, тем более, что относится он лишь к практической, доктринальной части обоих учений.

В части же философской, теоретической оба учения тождественны в силу общности их базиса - диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: «Материализм и эмпириокритицизм», «О значении воинствующего материализма». В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм, требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук.

Основные положения

  • Империализм - высшая и последняя стадия капитализма.
  • Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.
  • Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.
  • Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Наши читатели нередко спрашивают нас, а что такое марксизм-ленинизм? Нельзя ли о нем рассказать кратко, пусть не в одной статье, но хотя бы в двух-трех, чтобы иметь об этой науке общее представление.

Редакция «Рабочего Пути» решила подготовить такой материал, размером с небольшую брошюру, поскольку буржуазных и оппортунистических спекуляций на эту тему не счесть, и нашему молодому поколению бывает сложно понять, где правда, а где ложь. При подготовке материала были использованы источники того периода СССР, когда марксизм-ленинизм не был просто красивой оберткой для партийного чиновничества, а действительно являлся руководством к действию, благодаря чему и был построен Великий СССР.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

Марксизм-ленинизм - наука о законах развития природы и общества, о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества. Творцами марксизма-ленинизма являются великие вожди и учители пролетариата всего мира К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин.

Марксизм-ленинизм - стройное, цельное, последовательное научное мировоззрение коммунистических и рабочих партий, рабочего класса всех стран. Основными составными частями марксизма-ленинизма, органически связанными между собой, являются диалектический и исторический материализм, экономическое учение и теория научного коммунизма. Попытки расчленить марксизм-ленинизм, признать лишь какую-нибудь часть и отрицать другие всегда приводили к извращению марксистско-ленинского учения. Главное в марксизме-ленинизме - учение о диктатуре пролетариата , без установления которой невозможно построить коммунистическое общество.

Марксизм как идеология освободительного движения пролетариата, научное выражение его коренных интересов возник в 40-х гг. XIX в., когда в странах Западной Европы сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом и пролетариат выступил на арену политической борьбы как самостоятельная сила. В 30-х и 40-х гг. XIX в. происходят первые крупные выступления пролетарских масс: восстания лионских ткачей во Франции, массовое политическое движение рабочих в Англии - чартизм, и восстание силезских ткачей в Германии. Несмотря на героизм, проявленный рабочими в этих выступлениях, пролетариат, как класс, еще не осознал тогда своей великой исторической роли, не понимал ясно своих коренных целей и задач, не знал, какими средствами их осуществить. Его выступления в этот период носили преимущественно стихийный, разрозненный характер.

Создатели систем утопического социализма Р. Оуэн в Англии, А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и другие не могли дать пролетариату идейного оружия для борьбы против капитализма. Социалисты-утописты не понимали законов развития общества, стояли на позициях идеализма в объяснении общественных явлений, не могли указать путей освобождения трудящихся от эксплуатации. Социалисты-утописты видели в пролетариате только наиболее обездоленный и страдающий класс, не понимая его революционной и преобразующей роли. Социалисты-утописты пытались убедить господствующие, эксплуататорские классы в безнравственности эксплуатации; они не понимали необходимости революционной борьбы пролетариата в целях свержения власти капиталистов и создания нового общественного строя. До возникновения научного коммунизма освободительное движение трудящихся и социалистические системы развивались оторванно друг от друга, что обусловливало их обоюдную слабость.

Пролетариату, вступившему на арену освободительной борьбы, нужна была строго научная социалистическая идеология. Его последовательная, революционная, организованная борьба была невозможна без революционной теории. Такую теорию можно было создать только на основе обобщения опыта революционной борьбы, в результате огромной научной работы, которую проделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состояла в том, что они научно обосновали всемирно-историческую роль пролетариата как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс указали пролетариям всех стран их задачу, их призвание: подняться первыми на борьбу против капитализма, объединить вокруг себя в этой борьбе всех эксплуатируемых и довести эту борьбу до полной победы над буржуазией, до создания государства диктатуры пролетариата и построения коммунизма. Они явились творцами подлинно научного, революционного мировоззрения, выработали программу и тактику научного коммунизма.

Родиной марксизма явилась Германия, куда в 40-е гг. XIX в. переместился центр революционного движения. В Германии тогда назревала буржуазная революция, которая должна была произойти в исторической обстановке, отличной от той обстановки, в условиях которой совершались буржуазные революции в Англии и Франции (XVII- XVIII вв.) Германский пролетариат являлся единственной революционной силой, способной вести последовательную борьбу против господствовавшего в Германии монархического строя. Поэтому буржуазная революция в Германии могла явиться, как это считали К. Маркс и Ф Энгельс, непосредственным прологом пролетарской революции. Марксизм был создан на основе обобщения опыта пролетарского движения всех стран и стал идеологией мирового пролетариата.

Возникновение марксизма было великим революционным переворотом в философии, в экономической и исторической науке и других областях общественных наук. К. Маркс и Ф. Энгельс критически переработали и использовали всё то лучшее, что создала человеческая мысль до них.

«…Вся гениальность Маркса состоит именно в том, - писал В. И. Ленин в статье «Три источника и три составных части марксизма»,- что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. - Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». (Соч., 4 изд. т.19, стр.3-4).

Являясь по своему существу творческим учением и будучи неразрывно связанным с жизнью, с революционной практикой, марксизм непрерывно развивается, обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, новых данных в развитии наук.

Первым программным документом марксизма явился «Манифест Коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г. В этом произведении с исключительной глубиной и силой были изложены основные положения марксизма, дано научное обоснование неизбежной гибели капиталистического строя и замены его социалистическим строем, обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капитализма и создателя коммунистического общества, провозглашена идея социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. На протяжении полувека К. Маркс и Ф. Энгельс развивали и всесторонне разрабатывали марксистскую науку, обогащая марксизм новым опытом классовой борьбы рабочего класса и всех трудящихся, давали ответы на вопросы, которые ставила практика революционной борьбы, теоретически обобщали достижения естествознания. В результате громадной теоретической работы К. Маркс и Ф. Энгельс создали гениальные произведения, являющиеся великим источником познания объективных законов развития человеческого общества и природы: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии», «Капитал», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы» и др., написанные К. Марксом; «Развитие социализма от утопии к науке», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и др., написанные Ф. Энгельсом.

К. Маркс и Ф. Энгельс неразрывно связывали революционную теорию с революционной практикой. «Доктрина Маркса ,- писал В. И. Ленин,- связала в одно неразрывное целое теорию и практику классовой борьбы» (Соч.,4 изд., т. 12,стр.86). Марксизм выше всего ставит то, указывал В. И. Ленин, что рабочий класс геройски, самоотверженно, инициативно творит мировую историю.

К. Маркс и Ф. Энгельс явились организаторами первых международных коммунистических организаций пролетариата: Союза коммунистов и Международного товарищества рабочих - 1-го Интернационала, десятилетия руководили рабочим движением всех стран. К. Маркс и Ф. Энгельс с восторгом приветствовали революционную инициативу рабочих и трудящихся Парижа в 1871 г., впервые в мире захвативших власть в свои руки, создавших Парижскую Коммуну .

Во 2-й половине XIX в. марксизм получил широкое распространение в рабочем классе, одержал победу над мелкобуржуазными течениями в рабочем движении, над всеми направлениями донаучного социализма. Медленно, но неуклонно шёл процесс собирания сил пролетариата, подготовки его к грядущим революционным битвам.

Но диалектика истории такова, указывал В.И. Ленин, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами . Внутренне сгнивший буржуазный либерализм проявился в виде оппортунизма в социалистических партиях. Период подготовки сил для великих битв оппортунисты стали истолковывать в смысле отказа от этих битв. В рабочем движении Европы и Америки после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса наступает целая полоса фактического господства оппортунизма II-го Интернационала, лидеры которого на словах признавали марксизм, а на деле опошляли и извращали его. Оппортунисты проповедовали «социальный мир», отрекались от классовой борьбы пролетариата против буржуазии, от социалистической революции и диктатуры пролетариата, извращали экономическое и философское учение марксизма. Социал-демократические партии Западной Европы и Америки из партий социальной революции превратились в партии социальных реформ, стали придатком и обслуживающим аппаратом своих парламентских фракций. (Современный аналог в России — КПРФ. — прим. ред. РП)

Знамя революционного марксизма высоко поднял и понёс дальше вождь российского и международного пролетариата В. И. Ленин - величайший теоретик марксизма, продолжатель дела учения К. Маркса и Ф. Энгельса, основатель Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства.

В. И. Ленин раскрыл социальные корни оппортунизма, подверг его беспощадной критике, показал его вредоносность для рабочего движения. В. И. Ленин изобличил лидеров партий II-го Интернационала как агентов буржуазии в рабочем классе, как соучастников зверств и преступлений империалистической буржуазии. (Точно так же можно характеризовать российских левых и «коммунистов», активно помогающих российской империалистической, буржуазии на Юго-востоке Украины. — прим. ред.РП).

Непримиримая борьба В. И. Ленина и его сторонников против оппортунизма имела громадное международное значение. Разоблачение В.И. Лениным враждебных марксизму идейных и организационных установок оппортунистов всех мастей имело неоценимое значение для развития революционного движения во всех странах.

К. Маркс и Ф. Энгельс руководили борьбой пролетариата и разрабатывали революционную теорию в период домонополистического капитализма, когда пролетарская революция не являлась еще прямой практической неизбежностью. Деятельность В. И. Ленина протекала в период империализма, когда противоречия капитализма дошли до крайних пределов, а пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики.

С наступлением эпохи империализма центр мирового революционного движения переместился в Россию. Россия стала родиной ленинизма, а его творец и вождь русского рабочего класса В. И. Ленин - вождём и учителем международного пролетариата.

В своих выдающихся произведениях «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал- демократов?», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь „левизны» в коммунизме» и многих других В. И. Ленин развил и поднял на новую, высшую ступень марксистскую революционную теорию, показав рабочему классу, трудящимся России и всего мира путь победоносной борьбы за свое освобождение.

Величайшая историческая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он, в совершенстве владея диалектическим методом, отстоял и защитил марксизм от всех извращений ревизионистов, гениально, развил марксистское учение, обогатил его новыми выводами и положениями. В. И. Ленин постоянно, при каждом новом повороте истории связывал марксизм с определёнными практическими задачами эпохи, показывая своим творческим подходом к теории К. Маркса и Ф. Энгельса, что марксизм не мёртвая догма, а живое руководство к действию. В. И. Ленин развил все составные части марксизма: диалектический и исторический материализм, экономическое учение, научный коммунизм.

К.Маркс и Ф. Энгельс, изучая доимпериалистический капитализм, пришли к выводу, что социалистическая революция не может победить в одной, отдельно взятой, стране, что она может победить лишь одновременно во всех или в большинстве цивилизованных стран. Этот вывод был правилен в условиях середины XIX в.

В. И. Ленин, дав глубокий марксистский анализ империализма как последней стадии капитализма и опираясь на открытый им закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, сделал великое научное открытие: сформулировал и обосновал гениальный вывод о возможности прорыва цепи мирового империализма в её наиболее слабом звене, вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране, разработал новую теорию социалистической революции. Эта новая, ленинская теория социалистической революции блестящее подтвердилась в Великой Октябрьской социалистической революции, в победе социализма в СССР. В знаменитых Апрельских тезисах (1917) В. И. Ленин сделал еще одно важное открытие, обогатившее марксистскую теорию — он разглядел в революционном творчестве пролетарских масс наилучшую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов.

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции, эпохи победы социализма в СССР и строительства социализма в странах народной демократии, теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. Ленинизм является интернациональным учением пролетариев всех стран, обобщением опыта мирового революционного движения. Основы теории и тактики ленинизма пригодны и обязательны для коммунистических и рабочих партий всех стран.

В непримиримой борьбе с оппортунизмом внутри российского и международного рабочего движения, на гранитной основе марксизма, В. И. Ленин создал партию нового типа - Коммунистическую партию Советского Союза - непримиримую в отношении оппортунизма, революционную в отношении буржуазии, сплочённую и монолитную партию социальной революции. КПСС до 1953 года была ведущей, руководящей и направляющей силой советского общества, строящего коммунизм.

Обобщая богатейший опыт социалистического строительства в СССР и опыт международного освободительного движения, И В. Сталин в своих трудах «Об основах ленинизма», «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», «К вопросам ленинизма», «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии», «Международный характер Октябрьской революции», «Национальный вопрос и ленинизм», «К вопросам аграрной политики в СССР», «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма в СССР» и др. творчески развил марксистско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов значительно обогатил революционную теорию новыми положениями. И. В. Сталин внёс ценный вклад в разработку таких разделов марксистской теории, как учение о партии, о классовой борьбе пролетарской революции, о диктатуре пролетариата, о национальном вопросе, о закономерностях развития социализма и коммунизма, об экономических законах современного капитализма.

Руководствуясь марксистско-ленинской теорией и опираясь на знание объективных экономических законов, КПСС проводила до 1953 г. научно и практически проверенную политику, отражающую потребности развития материальной жизни общества, коренные интересы народа, добилась превращения СССР в мощную социалистическую державу. Она выступала как «Ударная бригада» международного рабочего и революционного движения.

Победа социализма в СССР имела решающее влияние на ход мировой истории. На опыте КПСС, на примере советского народа коммунистические и рабочие партии, трудящиеся всех стран учились претворять в жизнь великие идеи марксизма-ленинизма. Теперь, после гибели СССР они учатся на ошибках КПСС, воочию убедившись к каким трагическим последствиям может привести отступление от марксизма-ленинизма и замена его ревизионизмом.

Сила и жизненность марксизма, опасность отступления от него подтверждены всем ходом исторического развития. Все попытки реакционных сил уничтожить марксизм потерпели полный крах, ибо марксизм является идеологией пролетариата и его нельзя уничтожить, как нельзя уничтожить рабочий класс. Каждый новый период в мировой истории будет приносить марксизму-ленинизму новые победы. Марксизм-ленинизм является могучим идейным оружием, непобедимым знаменем трудящихся всего мира в их борьбе за мир, демократию и социализм.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...