Вавилонская мифология. Древний Вавилон и вавилонские боги

План.

1. Понятие мифа и религии………………………………………..……3

2. «Древний Восток»………………………………………………..……3

2.1. Древний Шумер………………………………………………4

2.2. Вавилон…………………………………………………….….5

3. Религия и мифология Древней Месопотамии…………………….6

4. Месопотамские мифологические существа и божества………….7

5. Жречество………………………………………………………….….12

6. Демоны…………………………………………………………….…..13

7. Магия и мантика……………………………………………………..13

8. Достижения народов Древней Месопотамии………………..……14

9. Заключение………………………………………………………..…..15

10. Список литературы………………………………………………....17


1. Понятие мифа и религии.

Миф и религия - формы культуры, обнаружива­ющие в ходеистории глубинную взаимосвязь. Рели­гия, как таковая, предполагает наличиеопределенного мировоззре­ния и мироощущения, центрированных на вере в непо­стижимое,божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий емутип мироощущения первоначально складываются в грани­цах мифологическогосознания. Разные типы религии сопровож­даются несхожими между собоймифологическими системами.

Миф - первая форма рационального постижения мира, егообразно-символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в пред­писаниедействий. Миф превращает хаос в космос, со­здает возможность постижения миракак некоего орга­низованного целого, выражает его в простой и доступ­ной схеме,которая могла претворяться в магическое действие как средство покорениянепостижимого.

Мифологические образы понимаются как реальносуществующие. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продук­томсоединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф - средство снятиясоциокультурных противоре­чий, их преодоления. Мифологические представленияполучают статус религиозных не только через их ориен­тацию на непостижимое, нои благодаря их связи с об­рядами и индивидуальной жизнью верующих.

Религия – одна из форм общественного сознания, одна изформ идеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражениематериального бытия людей, экономической структуры общества. В этом отношениирелигия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическими формами, какфилософия, мораль, право, искусство и т.д.

И в первобытной общине, и в классовом обществе имеютсяобщие условия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилиечеловека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинном строе ибессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами в классовомобществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежным образом искаженныеотражения в сознании человека общественной и природной среды в виде тех илииных форм религиозных верований.

Т.о., религия есть не только отражение каких-либореальных явлений жизни, но и восполнение недостающих у человека сил.

2. «Древний Восток».

Термин «Древний Восток» состоит из двухслов, одно из которых является исторической характеристикой, второе -географической. Исторически термин «древний» относится в данномслучае к самым первым известным человечеству цивилизациям (начиная с IVтысячелетия до н.э.). Термин «Восток» в данном случае восходит кантичной традиции: так называют бывшие восточные провинции Римской империи иприлегающие к ним территории, то есть то, что было на востоке от Рима. То, чтомы называем Востоком сегодня: Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. впонятие «Древний Восток» не входит. В целом под восточными понимаютсякультуры народов, имеющих неантичные культурные корни.

В древности на территории Ближнего Востока расцвелимогучие цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. Всоциально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизацийбыла их принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степениприсущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма),персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то естьабсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие системперманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс.Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась в осуществленииирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), в контроле надвсеми сторонами жизни подданных, проведении внешних войн.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (междуЕвфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнемтечении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и кзападу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современногоИрака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном иТурцией.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мирецивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени созданияписьменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.

2.1. Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфратаначиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственныхобразований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известныхчеловечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетскойкультуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались иисчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстаетчрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельскоехозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этихгородов называют золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры- первый из обитавших натерритории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно,еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер)в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Ониосушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитиемторговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства,которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа сразвитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектуройи системой письма.

Шумерские государства были теократиями,каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителемкоторого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.

Города постоянно воевали между собой, иесли какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткийсрок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примернов середине III тысячелетия до н.э. семитские племена сАравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшиешумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу длянезависимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создалдержаву, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительнопосле 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступилновый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура ивозвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства– нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегдаутратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощенадержавой правителя Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с историческойсцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская системаписьма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую частьвавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизациизначительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организациихозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важнуюроль в жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались свавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, котороепросуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийскаяцивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

2.2. Вавилон.

Вавилонна древнем семитском языкеназывали «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это названиетрансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон».Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северныйиз холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль.

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, ставнаследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия,когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своегоцарства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откудадо нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб».

Государственный строй Вавилона отличался отдревнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управлениягосударственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонскийполитический режим представлял собой образец теократии - единства светской ирелигиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическаяструктура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройствемира.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культурыДревней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, былогромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделивоименовавшим себя «пупом земли».

Именно в Месопотамии появились первые вистории очаги цивилизации и государственности.

3. Религия Древней Месопотамии.

Религия Месопотамии во всех ее главныхмоментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стализаменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местныебоги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло сМардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система вцелом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались отпервоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не былоисключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнотавласти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя иутверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалосьсамо собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов,а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Культ правителя-символа, посредника междумиром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только спредставлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, нотакже с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут добожества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя(и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практическиограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым заним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск сизображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокаястепень обожествления правителя и централизации политической властиспособствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенногосоперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами иобслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже наранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг сдругом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и взависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев,смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологическиесюжеты).

Мир духовной культуры шумеров основан также и намифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о созданииземли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которыхзапечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали егодля того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая системаиз нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане.Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о началемира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе –Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод.Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленойводы, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходилаборьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук,но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. Послежестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее телои создает из его частей небо и землю.

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитаялегенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разныхнародов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не празднаявыдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения –разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые деталишумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю онамерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотомвеке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представлениянародов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имелиантропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себезооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представленияхдалекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка,олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.

4. Месопотамские божества и мифологическиесущества.

Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, - царь небес, верховноебожество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо.Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу(первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всейМесопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.

Энки илиЭа, один из трех великих шумерскихбогов (два других – Ану и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворениемпресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах МесопотамииЭнки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей.В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность исправедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудрости онупорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в Эриду,Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана божественныезаконы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этическойсистеме взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме»«божественными правилами», «божественными законами», «факторами,упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных иконтролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы илиобщества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К нимотносились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта,справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятиясвязанные с культом и т.п.

Энлиль, вместес Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначальноон – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль» – «буря»). По-аккадски онназывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, азначит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже большебоялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством,а не добрым и милостивым богом. В шумеро-вавилонской теологии Вселеннаяделилась на четыре главных части – небо, землю, воды и подземное царство. Боги,властвовавшие над ними, – соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и егосупругу Нинлиль («нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центреШумера Ниппуре. Энлиль являлся тем богом, который командовал «небеснымвоинством» и которому особенно восторженно поклонялись.

Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии. Ашшурбыл божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главнымбогом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Домвсемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»). «Великаягора» – один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратилсяв главного бога Ассирии.

Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардуканазывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для созданиябиблейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называласьЭ-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитери главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функциидругих богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, сначала II тыс. до н.э., Мардук выдвигается напервое место. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмовсочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создатьнечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, вседругие боги – это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизмуотразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукамвсе Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Нопопытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецовместных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Даган по происхождению - немесопотамское божество. Вошел в пантеоныВавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов вМесопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии ИссинаИшме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют ораспространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя АссирииШамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот богпочитался филистимлянами под именем Дагон.

Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземногоцарства мертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом.

Страну умерших шумеры называли Кур. Этоприют теней умерших, блуждающих без всякой надежды.

Ад – не бездна, куда ввергаются одни лишьгрешники, там встречаются хорошие и дурные люди, великие и ничтожные,благочестивые и нечестивцы. Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картиныада, являются естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающеммире.

Люди после смерти находили вечноепристанище в сумрачном царствеЭрешкигаль. Границей этого царствасчиталась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвыхспециальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и моглипричинить немало бед людям). В «стране, откуда нет возврата», действуютнепреложные законы, обязательные как для людей, так и для богов.

Жизнь и смерть, царство неба и земли иподземное царство мертвых – эти начала отчетливо противопоставлялись врелигиозной системе Двуречья.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделалпопытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерскийрай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать толькобоги.

Страх смерти, боязнь неизбежного переходав страну Эрешкигаль, - все это рождало не только смирение и покорность, но и протест,тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, чтовечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простыхсмертных, и все же мечтали о бессмертии.

Гильгамеш, мифический правитель города Урука и одиниз самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона.Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторыеиз них, к сожалению, полностью не сохранились.

Красавица Иштар, богиня любви иплодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ейтакже были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонмешумерских богинь. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ееназывали Эштар, у ассирийцев - Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочьбога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге.Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и чертыэротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницейхрамовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людейперед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разнымиименами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войнычасто изображалась сидящей на льве.

Бог Дамузи (также известный подименем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает«истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье.Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен иподнялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставаласьбесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями иживотными его называли также «Пастухом». Дамузи –земледельческое божество, смерть и воскресение его – олицетворениеземледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носятотпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего восеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.

Громовержец Ишкур – бог грозы исильных ветров – первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинуртаили Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу,дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию,военным походам – в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Какбожество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамиибыло орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занималважное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особеннопочитались в Ассирии.

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровительписцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийся длянанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написаниятекстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; егопочитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи.Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид(Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппаблиз Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругойбыла богиня Ташметум.

Шамаш, шумеро-аккадскийбог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторонузападной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».Шамаш– источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают вчеловеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларсаи Сиппар.

Нергал, вшумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имяпо-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функцииЭрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел вМир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.

Нингирсу, богшумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерскогобога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга – богиня Баба(или Бау).

Нинхурсаг, богиня-матьв шумерской мифологии, известная также как Нинмах («Великая госпожа») и Нинту(«Госпожа, дающая рождение»). Под именем Ки («Земля») она первоначально быласупругой Ана; от этой божественной четы родились все боги. Согласно одномумифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе онапрокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась ивылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

Нинурта, шумерскийбог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема – скипетр, увенчанный двумяльвиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался вАссирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.

Син, шумеро-аккадскоебожество Луны. Его символ – полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерениемвремени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - богасолнца и Иштар – богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всейистории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных,элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чембогов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею –идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия,советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города,принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическимсимволом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун,Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторыхгородах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.

Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующеепредначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти –Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не моглиотменить даже боги.

За все, что происходило на земле, надо былоблагодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откудабоги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи исодействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительствохрамов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств –«имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях имногое другое.

Но даже самые могучие боги не моглиизбежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения.Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежалосовету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

5. Жречество.

Жрецы считались посредниками между людьми исверхъестественными силами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно иззнатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований,предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физическихнедостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой же богине служилии жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.

Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонскиехрамы были весьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейскойлегенды о построении Вавилонской башни.

Доступ в храмы – «жилища богов» - имели только жрецы.Внутри храм представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений,украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством.

Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировализнания, которые были необходимы для ведения организованногоирригационно-земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развиласьастрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высотыих башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывныхнаблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов– все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народовМесопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богинистали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-Син был отождествлен сЛуной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал – с Марсом, Мардук – сЮпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонии этот обычай называтьнебесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них кримлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планетвплоть до наших дней. Месяцы года тоже посвящались богам.

Астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и насоздание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствииевропейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времении делениям пространства священное значение. С этим связано появление священныхчисел – 3, 7, 12, 60 и др. эти священные числа тоже были унаследованыевропейскими и другими народами.

6. Демоны.

В религии Месопотамии большую роль играличрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей частизлых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги,олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы сними жрецы составили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их именаи «специальности». Для защиты от злых духов помимо многочисленныхзаклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). Вкачестве оберегов применялось, например, изображение самого злого духа,настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

Смерть и предшествующие ей болезни шумерыобъясняли вмешательством демонов, которые, по их представлениям, были злыми ижестокими существами. Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественныхсуществ демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем неменее, им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественныхбогов. Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частныедома, оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.

Демоны могли вызывать разные болезни. Чем труднеебыло вылечить недуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые вызывалиболезнь, тем сложнее была формула заклинания. К числу самых жестоких, непобедимых,приносящих людям особенно много вреда, принадлежали демоны Удуг. Этихмогущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами»,«дыханием смерти», «преследователями людей». Одни только заклинания посвященныхв тайны самых сложных заговоров жрецов, которые знали имя подходящего к случаюбожества, могли отогнать Удуг.

Демоны не ограничивались одним лишьразрушением здоровья людей. По их вине путешественники сбивались с пути впустыне, бури разрушали их дома, смерчи истребляли посевы. Демоны были созданы длятого, чтобы приносить несчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнятьим жизнь.

7. Магия и мантика.

На службу богам были поставлены достигшиенемалых успехов магия и мантика. Описания магических обрядов вместе с текстамизаклинаний-заговоров дошли до нас в большом количестве. Среди них известныобряды лечебной и предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магиябыла перемешана, как это обычно бывает, с народной медициной, и в сохранившихсярецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых магия выступаетвполне отчетливо.

Чрезвычайно развита была система мантики –различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к нимобращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковалисны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т.п.Но самым характерным приемом мантики было гадание по внутренностям жертвенныхживотных, особенно по печени. Техника этого способа (гепатоскопия) быларазработана до виртуозности.

Ритуал жертвоприношений был сложным: тамбыло и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина;на жертвенных столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядамижрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» ичто «нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучиижертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специальнообученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах,бубнах, флейтах и других инструментах.

8. Достижения народов Древней Месопотамии.

Шумерские жрецы занимались не только теологией, но иточными науками, медициной, сельским хозяйством, административным управлением.Усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии календаря, математикии письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знанияимели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причемсвязь не только генетическая, но и функциональная) несомненна.

Множество источников свидетельствуют о высокихматематических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построилипервую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря,рецептурного справочника, библиотечного каталога. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыминаучились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописноеписьмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовыекодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления(счеты). Они научились измерять площадь геометрических фигур.

Жрецы вычислили протяжность года (365 дней, 6 часов,15 минут, 41 секунд). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалосьдля укрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалови организации руководства государством. Они первыми разделили час на 60 минут,а минуту на 60 секунд. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны,Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Онибыли тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. Они научились отличатьзвезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной»семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились вназваниях дней недели в романских языках).

Достаточно высоко развита художественная культурашумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура искульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов,которые стали центром духовной культуры. В Шумере впервые золото было использованов комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способбеспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпическиесочинения, самое известное и привлекательное из которых - эпическая легенда«Гильгамеш».

Персонажи мира животных и растений,фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как ипословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях,посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточиваетсяне столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

Вавилоняне оставили потомкам и астрологию, науку опредполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил.

9. Заключение.

Вавилонская религиозно-мифологическая система,связанная с обширными знаниями вавилонских жрецов, особенно в областиастрономии, времяисчисления, метрологии, распространилась и за пределы страны.Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан.В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителямикакой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много оставила демология: всясредневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшаяинквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно кэтому источнику.

Древние евреи широко использовали шумерские легенды,представления о мире и человеческой истории, космогонию, приспосабливая их к новымусловиям, к своим этическим принципам. Результаты подобной переработкишумерских представлений порой оказывались неожиданными и весьма далекими отпрототипа.

Яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаютсяи в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовномунаправлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формыправления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамскихпрототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным иобщественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородногополумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Необходимо отметить, что отнюдь не все стороны жизни,не вся система идей и институтов древней Месопотамии обуславливались религиознымипредставлениями. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторыепроблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философскомтексте – о «невинном страдальце» - автор его ставит вопрос о несправедливостипорядка, при котором божество наказывает человека без всякой его вины, иникакие религиозные ритуалы ему не помогают. Также тексты законов Хаммурапиубеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьмасущественный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, пообразу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы другихближневосточных государств, не была тотальной, т.е. не монополизировала всюсферу духовной жизни. Не исключено, что это сыграло определенную роль в появлениисвободомыслия в античности.

История культур Междуречья дает примерпротивоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивноговзаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.


10. Список литературы:

1. Авдиев В.И. История ДревнегоВостока. - М., 1970.

2. Афанасьева В., Луконин В.,Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств. - М., 1977.

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. –М., 1980.

4. Васильев Л.С. История религийВостока. – М., 1988.

5. История Древнего Востока. - М.,1979.

6. Культура народов Востока:Старовавилонская культура. - М., 1988.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнегомира: Книга для чтения. - М., 1971.

8. Токарев С.А. Религия в историинародов мира. – М., 1987.

Мифология Вавилона

Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе – почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержание остались неизменными, но богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Энлиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости).

Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Аттттттуре он написан на 7 глиняных таблетках, причем каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней – землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.

Для мифологии Ближнего Востока характерно «творческое слово», преображающее мир, которое в качестве главного начала присутствует в Библии. Достаточно что-то сказать в мифе, как слово немедленно превращается в деяние. Здесь мифология продолжает то, что характерно для искусства.

Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, и судьбы людей и богов тесно переплетены. В эпосе как жанре действуют вместе боги и люди. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим, как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в эпопею. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый авторский замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой. Здесь видна та же тенденция рационализации – меньше повторов, больше логической связанности, но еще не все четко и понятно, как и следует на заре цивилизации при переходе от мистического искусства к мифологии. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как плод платонической любви, которая в свою очередь определяется как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод.

Гильгамеш – по-видимому, исторический персонаж, царь, который жаждет славы и бессмертия.

«В моем городе умирают люди, горюет сердце!

Люди уходят, сердце сжимается!

Через стену городскую свесился я,

Трупы в реке увидел я,

Разве не так уйду и я?

Воистину так, воистину так!»

(Поэзия и проза Древнего Востока… С. 130).

Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения. Гильгамеш защищает свой народ от захватчиков, хотя все в руках бога:

«Без Энлиля, Могучего Утеса,

Не выстроен город, не заложен поселок,

Не выстроен хлев, не заложен загон,

Вождь не возвышен, жрец не рожден,

Не избран оракулом служитель храма,

Нет в отрядах начальников войска»

(там же. С. 139).

И дальше, напоминая библейское: «Твои замыслы кто угадает? Твои тайные силы никому не подвластны!» и еще: «Слово твое небесам опора, слово твое земле – основа! Сия хвалебная песнь богу – превыше всего», – заключает гимн Эллилю (там же).

Устроив дела в своем городе, Гильгамеш решает добыть славу в борьбе с природой. Это имеет материальное основание, так как в период становления сельскохозяйственной цивилизации необходимо рубить леса. Бог Ану на совете богов говорит: «Умереть подобает тому, кто у гор похитил кедры!» (там же. С. 191), но Эллиль предлагает, чтобы умер друг Гильгамеша Энкиду, а не он сам. Так и случилось. «Его постигла судьба человека!» – сокрушается Гильгамеш (там же. С. 201).

После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню.

«Энкиду, друг мой любимый, стал землею!

Так же, как он, и я не лягу ль,

Чтоб не встать во веки веков?»

(там же. С. 201–202).

Хозяйка богов убеждает Гильгамеша:

«Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, -

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали»

(там же. С. 206).

Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение:

«Издревле, Гильгамеш, назначено людям:

Земледелец пашет землю, урожай собирает,

Пастух и охотник со зверьем обитает,

Надевает шкуру, ест их мясо.

Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало»

(там же. С. 199–200).

Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь – обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью – основной в эпосе о Гильгамеше.

«Ярая смерть не щадит человека:

Разве навеки мы строим домы?

Разве навеки ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки река несет полые воды?

Стрекозой навсегда ль обернется личинка»

(там же. С. 211).

Великие боги ведают судьбой человека.

«Они смерть и жизнь определили,

Не поведали смертного часа,

А поведали: жить живому!»

Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают последующие страдания Будды.

«Что же делать,

Утнапишты, куда пойду я?

Плотью моей овладел Похититель,

В моих покоях смерть обитает,

И куда взор я ни брошу – смерть повсюду!»

(там же. С. 218).

Стремясь обрести бессмертие, Гильгамеш проходит путем Солнца в подземном мире, после того как оно умирает, чтобы утром возродиться снова. Наконец, единственный бессмертный человек Утнапишты дает Гильгамешу цветок вечной молодости, но змея крадет его.

В эпосе о Гильгамеше встречаем сказание о Всемирном потопе. Боги на своем совете решают устроить потоп, но один из участников светлоокий Эа сообщает о решении богов хижине и через нее дает совет человеку:

«Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилие, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль погрузи все живое»

(там же. С. 212).

Так Утнапишты и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега 1/3 га. Дождь и страшная буря продолжались 7 дней, так что сами боги раскаялись в своем поступке. Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь, вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. Тогда Утнапишты вышел из ковчега и принес жертвы богам, за что Эллиль сделал его бессмертным.

Храмы богам в Двуречье строились на высоких платформах, что в какой-то степени предохраняло от частых наводнений. К концу III тысячелетия до н. э. стали строить храмы на нескольких платформах, так называемые «зиккураты». Один из них в Уре был высотой 20 м, причем нижний ярус имел высоту 15 м, а два верхних относительно невысоки.

В целом вавилонская мифология развивала более древние представления данного региона.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

17:1-6 Видение Вавилона в его славе 1-2 Слова ангела, обращенные к Иоанну, могут служить хорошим названием ко всему отрывку 17:1 - 19:10: суд над великою блудницею. Исайя называет город Тир «блудницей» (Ис. 23:15-17), так же говорится и об Иерусалиме (Ис. 1:21; Иер. 3) и Ниневии (Наум. 3:4–5,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Боги Вавилона низвержены 1 Пал на колени Бел, склоняется Нево a;идолы их погружены на вьючных животных.То, что носили вы, нагруженопоклажей на усталых животных.2 Вместе они все склоняются и падают на колени;не в силах спасти поклажу,они сами идут в плен.3 - Слушай Меня, дом

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнес могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Начало второго тысячелетия до нашей эры стало временем, когда древний Вавилон, город богатейшего культурного наследия, объединил под своей властью большую часть территорий Междуречья. Хоть союз этот и оказался непродолжительным, он оставил свой значительный след в мировой истории. Вавилонские боги, древняя религия и мифология получат свое развитие в культуре будущих империй и государств по всей планете. Иштар - богиня Вавилона, Нибиру, Мардук и другие аспекты верований вавилонян еще не раз и не два станут основными темами научных дискуссий. А религия Вавилона, культурная жизнь и быт древнего города повлияют на развитие всего человечества.

Древний Вавилон - прошлое в будущем.

Столица империи, Вавилон, располагалась в самом центре Междуречья, там, где пересекались Тигр и Ефрат. Здесь же проходили и важнейшие торговые пути древнего Вавилона и шумерской цивилизации, соединявшие города и поселения, разделенные тысячами километров.Древний Вавилон, история этого могущественного города, пережил свой расцвет во время правления Хаммурапи, а именно в 1792-1750 годах до нашей эры. Хаммурапи, прославивший древний Вавилон, был мудрым политиком и дипломатом для своего времени и что не менее важно выдающимся торговцем, организатором и полководцем. Первый свод законов в истории человечества принадлежит именно древнему Вавилону эпохи правления Хаммурапи, золотого века шумер. В начале 20 века археологами был найден двухметровый столб. Таблички древнего Вавилона, изображенные на этом столбе, оказались древнейшим сборником законов во всем мире.

Образованный при Хаммурапи древний Вавилон , великая держава, потребовал значительных изменений в идеологии и религии. Что интересно, шумерские божества заняли важное место в новом пантеоне вавилонян, сохранив при этом свои имена и образы. Некоторые вавилонские богини и божества были известны под двумя ликами, новым, дарованным вавилонянами и старым шумерским. В редких случаях старым, шумерским божествам давались новые семитические имена. Но вместе с тем в пантеоне появились и оригинальные вавилонские боги, ставшие основой культурной и научной жизни великой державы.

Примером преемственности древнего Вавилона в первую очередь является богиня любви и плодородия Иннина, у вавилонян более известная как Иштар, богиня - мать. Также изменили свои имена, но не образы, бог Ларсы Уту, связанный со звездами, получивший в Вавилоне имя Шамаш и бог Нингирсу, переименованный в Нинурту и воплощающий календарь вавилонский. По своему происхождению эти божества и некоторые другие представители семитического олимпа древнего Вавилона являлись покровителями отдельных общин: Наннар - покровитель Ура, а Нунурта, защищал Лагаш.

Вавилонские боги - правители древнего пантеона.

Вершину пантеона вавилонян занимала божественная троица: Ану, Эниль и Бел. Позже к ним присоединился Эа. Эти вавилонские боги управляли всем, что находилось на земле, небе и под землей. Ану поваливал небесами и являлся кем-то вроде отца для вавилонских богов, на земле главенствовал Бел, а из-под земли и моря присматривали за их деяниями Эниль и Эа. Схожим разделением власти на три ипостаси могла похвастаться и вавилонская мифология. Подобно мифологии мезоамериканцев, а именно майя, ацтеков и инков, в верованиях вавилонян мир был разделен на части, правда, в отличие от индейских божеств разделили мир на три части.

Ану был богом небес и отцом богини земли, именуемой Вау. Этот вавилонский бог господствовал надо всем сущим. Многие обитатели пантеона приходились ему сыновьями. Вавилонские легенды говорят, что боги беспрекословно слушались приказаний Ану и в сложные моменты обращались к нему за помощью. Также согласно сказаниям, творением Ану являлся не только мир, но и календарь Вавилона. Несмотря на это, повелителя вавилонского пантеона можно назвать ленивым богом, он никогда не действовал сам, лишь раздавал приказы и указания, которые выполнялись божествами вавилонян.

Вторым членом великой троицы был Бел, которого вавилонские боги нарекли владыкой земли. Его повеления также были непреложными, однако, он не обладал абсолютной властью. Белу приходилось отчитываться за свои деяния перед Ану. Вавилон, древний мир шумер, жил по своим правилам. Древние цари вавилонян получали власть именно из рук Бела, лишь с его позволения можно было управлять государством. Кроме того, практически весь древний Вавилон, боги и простые люди жили в страхе перед Бел, пред его мощью и властью. Он в качестве повелителя земли, как вавилонский господь, решал судьбу людей, определял, кому жить, а кому и когда умереть. Бел управлял и погодой. Он мог послать дождь, в котором так нуждались поля и урожай, а мог наслать и ураган, который по воле богов уничтожал города и поселения крестьян. Религия, Вавилон сделали Бела богом двух обличий, двух настроений и характеров.

В отличие от Бела бог Эа, третий повелитель олимпа вавилонян, являлся добрым существом. Скрижали, древние тексты и календарь вавилонян, в котором был отображен Эа, описывают его как повелителя водной стихии. Согласно легендам он обитал на дне морей, озер и рек. Вавилонскими богами покровителю водной стихии, коим являлся Эа, было даровано множество титулов и имен. Считается, что Эа также был властителем жизни и отцом всех земнородных. Еще одной ипостасью Эа являлось покровительство над ремеслом, ремесленниками и драгоценными металлами.

Религия Вавилона - воплощение власти природы и Солнца.

Имело место в мифологии вавилонян и еще одна великая троица богов: Иштар, Шамаш и Син. Син был богом луны, стоящим впереди солнца. Он являлся отцом Шамаша и Иштар, которой принадлежали ворота Иштар, врата жизни. По своим функциями Син прежде всего - покровитель растительного царства. По его желанию, согласно религии Вавилона, спел урожай, росли деревья и цвели древние сады. Син не имел над собой судьи и в своих деяниях не отчитывался не перед кем. Лишь великий Ану был выше его по статусу, и лишь его он боялся. На своих изображениях Син представал в царской короне в форме серпа Луны. А боги и храмы Вавилона , подчинявшиеся и принадлежащие ему, были одеты и декорированы в символику спутницы Земли.

Древний Вавилон, Религия шумерского народа говорит, что Шамаш являвшийся сыном Сина, покровителем Солнца и земледелия, занимал положение ниже, чем у отца, однако, был божеством, почитаемым и любимым среди простого народа. Религия Вавилона преподносит его еще и как покровителя земной жизни. Он являлся судьей для всего сущего, ведь своим светом он мог озарить даже темнейшие уголки земли и узреть любые деяния. В религии Вавилона скромный, но справедливый суд Шамаша был верховным органом власти. Хоть Шамаш и не принимал непосредственного участия в совете главенствующих богов, однако, именно ему, как заместителю Бела, поручались важнейшие задания. Религия Вавилона не выдвигала Шамаша на лидирующие позиции местного олимпа, но благодаря любви народа, он сумел продвинуться и занять почетное место в мифологии вавилонян.

Древний Вавилон - город мифологических революций.

История государства Вавилонян хоть и не была продолжительной, однако, могла похвастаться огромнейшим количеством важнейших событий. Так за свое недолгое существование власть над миром людей сумела перейти из рук великого Ану, в руки бога Мардука. Вначале своего пути Мардук почитался как бог Солнца, покровитель злаковых культур. Также Древний Вавилон нарекал его богом утреннего солнца, и покровителем архитектуры. Согласно легендам, именно благодаря знаниям, дарованным Мардуком, древний Вавилон, архитектура города стали такими, какими они запечатлены на страницах истории.

Постепенное превращение из небольшого поселения в центр древнего мира, которое пережил Древний Вавилон, повлияло и на статус Мардука. На его плечи были окончательно взвалены ответственность за земную жизнь и за поведение богов местного олимпа. Так в обновленных сказаниях о сотворении мира именно Мардук становится божеством, создавшим вселенную из частей тела дракона Тиамат. А его деяниям приписывалось создание такого артефакта как вавилонский календарь . Преображения Мардука не коснулись лишь его происхождения. Он, как и раньше, считался сыном Эа, покровителя моря. Оно и понятно, древний Вавилон располагался таким образом, что утреннее Солнце вздымается из воды и опускается в воду на закате.

Мать Иштар - богиня порядка.

Богиня Иннику, в вавилонскую эпоху переименованная в Иштар, занимала привилегированное положение в пантеоне междуречья. Иштар - богиня плодородия была одним из важнейших женских божеств. Ее роль в мифологии вавилонян невозможно недооценить.

На судьбу Иштар, богини мира и земли, выпало немало испытаний. С одной стороны она почиталась как мать богов и людей, а с другой бранилась, как сладострастная незамужняя богиня, которая никак не может определиться с выбором спутника. Ворота богини Иштар, то с чем в наше время ассоциируется эта богиня, были не главным ее достижением. К заслугам матери богов также можно отнести создание или, по крайней мере, частичную роль в создании такого артефакта как вавилонский календарь на будущее.

Однако не одними лишь артефактами и похотью прославилась эта богиня. Иштар, богиня земли, известна и благодаря своим неоднозначным поступкам. Так в легендах жестокая и опасная Иштар посылает на смерть одного из своих мужей, а за тем из-за скорби бросается за ним в бездну подземного мира. Но это лишь одна, темная ипостась великой богини. Можно встретить сказания, где Иштар, богине земли отводится роль покровительницы утренней звезды, предвестницы порядка и ясного дня. Легенды, повествования и мифы, которые создал Вавилон, календари, описывающие судьбу и историю, представляют звезду - Иштар, как добрую и любимую народом богиню, дочь неба.

Встречается и третий, более редкий облик Иштар, (вообще стоит сказать, что это единственное божество в мифологии вавилонян, которое обладало тремя обликами) согласно которому она - богиня битв, вооруженная луком и колчаном со стрелами. В одном из гимнов древних вавилонян, посвященных Иштар, говорится: “Я - владычица битв, я призываю к жатве”. В образе строгой и девственной богини войны она все также почиталась как богиня плодородия. Возможно, смещение ролей пошло ей на пользу, как-никак Иштар, богиня земли, сегодня более известная под ликом добродетели, а не как ревнивая и злая Иштар, отправившая своего мужа на погибель.

Древние писания, календарь древнего Вавилона и другие археологические находки указывают на то, что мужским дополнением Иштар на протяжении всей мифологической истории являлся бог Думузи. В переводе его имя означает “отпрыск” или “молодая ветвь”. Неизвестно получил ли Думузи свое имя от одного из месяцев, которым наделен Календарь-Вавилон или наоборот месяц был назван в честь бога, спутника матери земли.

Следует отметить, что в религии шумер женские божества отыгрывали куда более значительную роль, чем это было впоследствии, когда во главе государства стал Вавилон и его пантеон богов. Лишь одна Иштар была исключением. И при шумерах, и в эпоху Хаммурапи Иштар была уважаемой и почитаемой. В ее честь и тогда, и тогда возводились храмы и читались молитвы. Но вместе с тем Иштар, богине земли, под ее первым именем, Иннику, принадлежало куда больше власти. Даже на ней, хоть и в меньшей мере, сказалось бремя патриархата. Со временем влияние женских сущностей ослабевало, пока богини не превратились в безликих спутниц своих мужей, и лишь одинокая звезда Иштар сияла на небосводе.

Вавилон в конце III тысячелетия до н.э. был незначительным городом. В 1894 г. до н.э. вавилонский престол занял аморейский царь Сумуабу, который стал основателем древневавилонского царства – крупнейшего и важнейшего из всех государств Месопотамии до возвышения Ассирии. Время существования древневавилонского царства (1894–1595 гг. до н.э.) составляет замечательную эпоху в истории Месопотамии. В течение этих 3000 лет южная Месопотамия достигла наивысшей ступени своего хозяйственного, общественного развития. В это время окончательно оформились вавилонская письменность, культура, которая впитала в себя все предшествующие культурные, религиозные достижения Месопотамии. Вавилон превратился в крупнейший торговый, политический центр, не терявший своего значения вплоть до эллинистической эпохи.

Боги

Вавилон полностью принял пантеон шумеро-аккадских богов – Шамаша, Сина, Иштар и др. Эти божества нс были чужды и аморсям. Уже первые цари-аморси строили этим божествам храмы в Вавилоне, восстановили храмы бога Шамаша в Сиппаре. В середине XVIII в. до н.э. объединение страны было завершено царем Хаммурапи. При нем был создан известный "Кодекс законов Хаммурапи". Вавилонские цари ввели культ общегосударственного бога, царя над всеми богами – Мардука. Он был богом города Вавилон. При содействии жрецов Мардука были созданы новые мифы об этом боге. К ним были присоединены в переработанном виде некоторые шумерские мифы, в частности миф об Энлиле как победителе Тиамат и создателе мира. Из этих материалов была создана эпическая поэма, известная под названием "Поэма семи таблиц". В ней прославляется Мардук, самый младший из богов, которого старшие боги ставят на первое место. В поэме описывается победа над Тиамат: Мардук убивает Тиамат и из ее тела творит мир, животных, людей, строит небесный Вавилон и свой храм Эсагила, по образцу которого должны быть построены все храмы на земле Вавилон. Мардуку было присвоено имя Бэл, т.е. господин, государь, которое до тех пор носил Энлиль. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховное божество.

Вавилонская религия в том ее виде, как она выступает в религиозных текстах III и II тысячелетий до н.э., является синтезом шумерских и аккадских элементов. Поэтому некоторые божества имеют двойные наименования.

Вавилонский пантеон насчитывал более 100 божеств. Первое место в нем занимают великие боги, которые первоначально были местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада, а затем получили более широкое распространение, о чем говорилось выше.

Великих богов дополняет группа божеств, возглавляемая богом солнца Шамашем (бог Сиппара, а в шумерской мифологии – Уту). Отличительные признаки Шамаша – лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке. Его сопровождает бог луны Сина (Нанна в шумерской мифологии). Сии символизируется быком, рога которого образуют полумесяц. Как лунное божество он выступает в мифах о лунных затмениях, а вместе с Шамашем предстает как владыка оракулов и предсказателей.

С богами-правителями соседствовали боги земледельческого культа: Таммуз, Думузи (шум.), Думуау (акк.) и его супруга Иштар, Инанна (шум.) и др. Почитание этих последних божеств осуществлялось и в сельских местностях, и в городах. Таммуз и Иштар были божествами растительности и плодородия. Каждый год совершались праздники смерти и воскресения Таммуза, сопровождающиеся мистериями, в которых изображались плач Иштар по Таммузу, схождение Иштар в "страну без возврата" на поиски Таммуза, борьба с богиней царства мертвых Эрешкигаль, воскрешение Таммуза и новое появление его на земле. В сельской местности эти празднества происходили в начале и конце земледельческого года, а драматическим обрядам придавалось магическое значение – они должны были обеспечить успешный посев, богатый урожай и благоприятную жатву. В городских храмах Иштар эти народные церемонии совершались с большой торжественностью и сопровождались бесчисленными жертвоприношениями.

Культы Шамаша и Сина в сельских местностях также были связаны с сельскохозяйственным производством: культ Шамаша – с земледелием, а культ Сина – со скотоводством. Впоследствии, как мы уже говорили, в официальном пантеоне Шамаш приобрел функцию бога правосудия. Главный его храм в Сиппаре был высшей судебной инстанцией, при храме были хранилища договоров и судебных актов. Стела с начертанными на ней законами Хаммурапи также стояла в этом храме.

Наконец, к числу великих богов были причислены еще некоторые местные боги. Прежде всего Набу, бог Борсиппы (близ Вавилона), наделенный функциями бога судьбы, покровителя купцов и караванов, писцов и письменности. Он – сын Мардука и богини Царпаниту – особенно стал почитаться в нововавилонский период. Часто его изображали стоящим на священном пьедестале, установленным на рыбокозле или драконе Мушхуше.

Почитался также бог Нергал (местное божество Куты), наделенный функциями правителя страны мертвых и его супруга Эрешкигаль. Нергал изображен на одной из старовавилонских печатей с серповидным мечом и дубинкой. Он стоит на горе, наступив ногой на поверженного врага. Образ Эрешкигаль связан с подземным миром – Куром. Он описывается в эпической шумерской поэме "Гильгамеш, Энкиду и подземный мир".

Эпос о Гильгамеше. Гильгамеш оплакивает Энкиду

С развитием науки в зарождаются более рационализированные навыки мышления, постепенно возникает . Однако в Вавилонии все же не формируются как таковые. Даже в период Нововавилонского царства вавилоняне рассматривали мироздание в контексте . Являясь частью религиозной идеологии, наука, находившаяся в руках жрецов, была священной. Ее развитие приостановилось. Наука и критическое мышление не получили своего выражения в мировоззрении.

В мифологическом образе Абзу шумеры олицетворяли пресноводный хаос . Именно его они обнаружили в южной части Месопотамии: тростниковые болотистые джунгли, набитые москитами, змеями, львами и другой живностью. В недрах Абзу зародилась праматерь Намму . Абзу и Намму лишь отчасти демифологизированы. Третье звено шумерской теогонии - гигантская гора Кур с глиняным основанием и оловянной вершиной. Это не является случайным, так как там, где жили шумеры, почва глинистая, а раскаленное небо похоже на жидкое олово. Шумеры делали из глины и дома, и книги. Таковы три первых звена шумерской теогонии . Они космогоничны, особенно третье, где олицетворение отсутствует.

Однако далее представлена настоящая теогония. В основании горы находится богиня земли Ки , а на вершине - бог неба Ан . Ан и Ки, Небо и Земля, порождают воздух, т. е. богиню воздуха Нинлиль и бога воздуха Энлиль . Именно Энлиль разделил Небо и Землю, поднял Ан над Ки. Так образуется космическое зияние, та сцена, на которой развертывается далее жизнь людей и богов. Другой сын Ан и Ки, Энки , - бог подземных вод и Мирового океана . Внуки Неба и Земли - бог Луны Наннар, бог подземного царства Нергал и др. Правнук - бог Солнца Уту ; правнучки - богиня подземного царства Эрешкигаль , супруга своего дяди Нергала, и богиня планеты Венера, царица неба, богиня любви и плодородия Иннана . Перечислять других богов шумерской мифологии слишком утомительно и не имеет смысла. В этой кровнородственной системе и осваивались явления природы. Солнце происходило от Луны, Луна - от воздуха, воздух - от Земли и Неба. Как ни фантастична такая картина, она позволяла неким образом ориентироваться в мироздании.

Людей, согласно шумерской мифологии, создал вышеупомянутый Энки , брат Энлиля, сын Ан и Ки. В отличие от Абзу - пресноводного хаоса, Энки - это уже освоенная людьми стихия воды. Энки мудр и добр к людям. Он заселяет Тигр и Евфрат рыбой, леса - дичью, учит людей земледелию и строительству. Остальные боги враждебны к человеку. Решив погубить людей, они задумывают всемирный потоп . Энки предупреждает о нем некоего Зиусидр у, и этот шумерский Ной спасается сам и спасает своих ближайших родственников. Таковы шумерские истоки библейского мифа о всемирном потопе. Шумерская мифология знала и прототип библейского рая. В стране Дильгун нет ни зла, ни болезней, ни смерти.

Аккадо-вавилонская мифология

Она сложилась на основе шумерской. Шумерскому Ан соответствует аккадский Ану , Энлилю соответствует Эллиль , Иннане - Иштар , Энки - Эа . Однако аккадский бог Солнца - Шамаш , а не Уту. Были и другие расхождения между шумерской и аккадской мифологиями.

«Энума элиш»

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской месопотамской мифологии в целом была теогоническая поэма «Энума элиш» («Когда вверху...»). Она записана на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке Ашшурбанипала. Поэма начиналась так: «Когда вверху небеса не были названы и не имела названия внизу земля, а изначальный Апсу, их родитель, Мумму и Тиамат, родившая всех, вместе воды мешали, когда еще не были сформированы деревья и не был виден тростник, когда никто из богов еще не появился, когда имена еще не были названы, не определялась судьба, тогда боги были созданы посредине небес».

Новые боги стремятся организовать хаос, олицетворяемый в смутных образах Апсу , Мумму и Тиамат . Организовать первородный хаос значило прежде всего отделить влагу от тверди, воздух от огня. Аккадский Энки - бог Эа усыпляет Апсу и расчленяет его. Он же связывает Мумму. Однако третье лицо хаоса - Тиамат плодит чудовищ и склоняет на свою сторону бога Кингу . Все новые боги в ужасе. Лишь сын Эа бог Мардук решается сразиться с Тиамат и ее союзниками. Но предварительно он вырывает у деморализованных богов согласие на свое превосходство. Так вавилонские жрецы обосновали возвышение дотоле рядового городка Вавилона над другими городами. Мардук был богом города Вавилона, другие боги - богами других городов. Это пример идеологической функции мифологии в условиях раннеклассового общества.

Мардук победил Тиамат. Он рассек ее тело на две половины. Из нижней Мардук сотворил землю, из верхней - небо. Далее бог Вавилона сын Эа создает созвездия, времена года и двенадцать месяцев, животных, растений и человека.

Человек двойствен. Его тело состоит из глины с примесью крови казненного Мардуком бога-предателя Кингу. Его душа - плод дыхания Мардука.

Нисхождение Иштар

Нисхождение Иштар — это земледельческий календарный миф . Такие мифы были у всех народов. Они объясняли смену времен года и годовой цикл земледельческих работ. В Шумере это миф о Иннане и Думузе . В Вавилонии ему соответствовал миф об Иштар и Таммузе . Таммуз - возлюбленный Иштар - умирает, уходит в «страну без возврата», в подземное царство мертвых, где царствуют Нергал и Эрешкигаль, ненавидящая свою младшую сестру Иштар. Поэтому, когда Иштар, желая вернуть Таммуза, нисходит в мертвое царство, Эрешкигаль насылает на нее 60 болезней и задерживает. На земле нет больше богини плодородия и любви, не рождаются ни животные, ни люди. Боги встревожены. Не станет людей - кто будет приносить им жертвы? Поэтому они вынуждают Эрешкигаль отпустить и Иштар, и Таммуза. На земле снова наступает весна - пора любви.

Эпос о Гильгамеше

Сказание о Гильгамеше - величайшее поэтическое произведение древневосточной литературы. Песни о Гильгамеше записаны клинописью на глиняных табличках на четырех древних языках Ближнего Востока - шумерском, аккадском, хурритском и хеттском. Древнейшие тексты шумерские. Им три с половиной тысячи лет. Чуть моложе первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамеше. Окончательная версия поэмы сложилась в первой половине первого тысячелетия до н. э. Соответствующий текст сохранился. Это и есть «Эпос о Гильгамеше, или О все видавшем» . Если «Энума элиш» - пример религиозно-мифологического мировоззрения, то «Эпос о Гильгамеше» - выражение художественно-мифологического мировоззрения. В центре эпоса человек-богоборец, претендующий на бессмертие.

Гильгамеш - правитель шумерского города Урук . Сами боги боятся его. Желая его ослабить, они творят равного ему по силе соперника, богатыря Энкиду . Это дитя природы. Он понимает язык зверей. Хитрый Гильгамеш подсылает к Энкиду блудницу. Она совращает Энкиду, и он утрачивает первобытную связь с природой, звери от него отворачиваются. Сила Энкиду не превосходит отныне силы Гильгамеша. Их борьба заканчивается дружбой. Вместе они совершают много подвигов. Гильгамеш перехитрил богов. Тогда боги насылают на Энкиду смерть. Гильгамеш впервые осознает и свою смертность. С этого начинается самосознание Гильгамеша. Перед лицом смерти друга Гильгамеш сетует: «И сам я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню... Устрашился я смерти, не найти мне жизни, словно разбойник брожу в пустыне... Как же смолчу я, как успокоюсь? Друг мой любимый стал землею! Так же, как он, и я не лягу ль, чтобы не встать во веки веков?»

Гильгамеш отправляется в путешествие за бессмертием к Утнапишти . Это аккадский Зиусидру . Утнапишти-Зиусидру некогда получил от богов дар бессмертия. Утнапишти вручает Гильгамешу «траву бессмертия», но тот ее на обратном пути теряет.В эпосе о Гильгамеше с большой силой прозвучала мировоззренческая тема жизни и смерти , тема трагизма бытия человека. Человек осознает свою конечность на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Необузданный нрав деспота Гильгамеша обуздывается сознанием своей смертности, не утрачивая при этом своего деятельного начала. Гильгамеш начинает благоустраивать свой город. В нем зарождается догадка, что бессмертие человека в его делах, в его творчестве.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...