Величание святым отцам вселенских соборов. Святые отцы семи вселенских соборов

Все о религии и вере - "молитва вселенских отцов" с подробным описанием и фотографиями.

Отче наш, Перво-Изволителю всех Благо-Изволений и Благо-Деяний Всесвятыя Троицы!

Иже еси на небесех, Иже Сиянием Твоим сияеши в небожителех, с Сыном Твоим и Духом Твоим Святым, пребогато приобщая их Твоего Трисветлаго Сияния! Усынови нас приобщением и нам Тройственной Благодати Твоея! Дабы сим приобщением святилось Имя Твое в нас и мы присно осиявались Откровениями Сына Твоего, глаголющими нам совершенства Твоя и глаголы оправданий Твоих! Дабы пришло к нам Царствие Твое воцарением Благодати Духа Святаго Твоего! Дабы была в нас и Воля Твоя, во еже и нам хотети и деяти о Благоволении: хотети, якоже Ангели Небеснии, токмо то, еже Ты благоволиши хотети, и волею производя™, токмо еже Ты произволяеши волити, и любити Тя всеми силами духа, души и тела нашего: всем сердцем, всею душею, всею мыслию, всею крепостию нашею!

Приобщи же нас и Хлеба Сшедшаго с Небеси - Тела и Крове Сына Твоего, одесную Тебе на небеси Седяща, да напитаемся, да укрепимся, да обогатимся Духом Благодати Твоея, и да благодатно вселится в нас Сын Твой Иисус, с Тобою и с Духом Твоим Святым! Таже и яже на потребу нам в житии сем даруй!

И остави нам злая дела наша, имиже злое хотение диаволе сотворихом, и ихже ради и Твоего сладкого и светлого общения лишихомся и сынове диаволи сотворихомся, - якоже и мы оставляем должником нашим!

И не введи нас в искушение: не премолчи глаголати нам Истину Твою, да не покрыет нас тьма диавольская и да не прельстит нас враг ложью своей!

Но избави нас от лукаваго! Избави сердца наша от живущих в нас страстей! Очисти волю нашу от склонности ко греху! Исправи лукавое наше произволение, предпочитающее Истине Твоей лукавая советования диавола! Очисти сердца наши от лукавых похотений, яко гре-холюбиви есмы!

Яко Добро-Детель Твоя и Сына и Духа Твоего Святаго покрывает небеса, и Причастие Твоего Трисветлаго Сияния сыны человеческия «сыны Божии» и «боги» по Благодати устрояет! Яко Твое есть Царствие и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Память святых Отцев Седьмого Вселенского Собора

СВЯТЫЕ ОТЦЫ СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА,

ЗАЩИТИВШИЕ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ИКОНОБОРЦЕВ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В 18-ю неделю по Пятидесятнице (в 2017 году – 22 октября ) Святая Церковь празднует память святых Отцев Седьмого Вселенского Собора, защитивших Православие от иконоборцев. Сегодня мы не представляем наших храмов, наших домов без икон. Но только благодаря мужеству и подвигу ныне почитаемых отцев, мы имеем это сокровище.

С первых веков христианства иконопочитание принималось и мало кем оспаривалось. Уже в IV–V веках оно вошло во всеобщее церковное употребление. Но в VII веке народ, по своей малой просвещенности, часто начинает вносить некие суеверия относительно почитания святых икон. Имеющие место случаи неправильного почитания икон должна была исправлять церковная власть, методом духовного просвещения верующих. Но в VII в. за это взялась светская власть, которая борьбой с иконами решила разрешить и другие свои проблемы.

Первым императором–иконоборцем был византийский император Лев Исавр. Он предполагал, что если из храмов вынесут иконы, то он сможет присоединить к Православию иудеев и магометан, и тем самым вернуть некоторые потерянные области империи. Такой аргумент оказался ложным, иудеям и магометанам прийти к Православию препятствовали не только иконы.

Движимый этой целью, в 726 году император издает эдикт, запрещающий поклонение иконам. Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержку патриарху оказал преподобный Иоанн Дамаскин (впоследствии монах обители св. Саввы) и римский папа Григорий II. Решение светской власти было абсурдным. Вселенские отцы почувствовали, что против святого Православия воздвигается новая ересь, и начали борьбу с ней.

А император Лев Исавр в 730 г. велел воинам снять особенно почитаемую икону Христа Споручника, стоявшую над воротами его дворца. Когда один из воинов поднялся по лестнице и начал бить по иконе молотом, толпа возмущенных верующих столкнула его с лестницы. Войско разогнало народ, а десять человек, признанных главными виновниками инцендента – Иулианна, Маркиона, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия и Марии патрикии ввергли в темницу и содержали там 8 месяцев. Ежедневно они получали по 500 ударов палками. После 8 месяцев тяжких мучений в 730 г. все святые мученики были усечены. Память их празднуется 9 августа (по ст. стилю). Тела их были погребены и через 139 лет обретены нетленными. Это были первые страдальцы за святые иконы. В это же время прп. Иоанн Дамаскин пишет три сочинения в защиту святых икон.

На Цикладских островах произошел такой случай. Священник, наблюдавший за ходом учебного дела в империи, вместе со своими помощниками (12 или 16 человек) отказался письменно объявить указ императора о запрете иконопочитания. Ибо они пожелали лучше пострадать за святые иконы, нежели объявить этот безумный указ. За это все они были сожжены.

В этом же году император издал эдикт, в котором повелевал вынести из храмов все иконы. Патриарх Герман воспротивился этому и вместе с верующими отказался выполнять такое распоряжение, за что был низложен императором, а вместо него поставлен «патриарх» иконоборец.

В это время прп. Иоанн Дамаскин пишет еще два послания в защиту икон. В 741 г. император иконоборец умер. После смерти Льва, императорский престол при помощи иконопочитателей, занимает его зять Артабаз. Иконы опять появились в храмах. Но в 743 г. Константин Копроним, сын бывшего императора Льва, свергает с престола Артабаза и возобновляет гонения против иконопочитателей. Снова начинается жестокое преследование иконопочитателей.

Но Константин Копроним хочет, теперь уже с соблюдением законности, созвать собор, назвав его вселенским, на котором иконопочитание было бы объявлено ересью.

На лжесоборе было около 300 епископов и ни одного патриарха. После лжесобора, который не одобрил иконопочитание, иконы изымались не только из храмов, но и из домов верующих людей.

Копроним пошел еще дальше, он выступил против почитания святых мощей и монашеской жизни. Мощи святых были сжигаемы и выбрасывались в море, монастыри переоборудовались в казармы и конюшни (Копроним очень любил коней, за что и получил прозвище Копроним).

В 775 г. Копроним умер, императорский престол перешел к его сыну, Льву Хазару, человеку слабохарактерному. На него имела большое влияние его жена, императрица Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Вскоре Лев умер, императорский престол перешел к его малолетнему сыну – Константину Порфирородному. Управление государством взяла в свои руки его мать, императрица Ирина. Она объявила себя защитницей иконопочитания. Вместо иконоборца-патриарха был поставлен патриарх Тарасий, приверженец иконопочитания. Появляются все условия для того чтобы иконоборческой ереси дать достойный отпор и водворить мир в Церкви. В 787 году, при императрице Ирине, в Никее был созван VII Вселенский Собор под председательством патриарха Тарасия. На соборе присутствовали 367 епископов. VII Вселенский Собор предал анафеме иконоборцев и догматически обосновал иконопочитание. Но, тем не менее, после смерти императрицы Ирины еще полстолетия Церковь беспокоила иконоборческая ересь.

Когда императором стал Лев Армянин, опять началось преследование икон. Против иконоборцев выступает Константинопольский патриарх Никифор и настоятель Студийского монастыря Феодор Студит. Император Лев Армянин низлагает неугодного патриарха Никифора, а на его место ставит иконоборца. Преподобный Феодор Студит пишет окружное послание всем монашествующим, в котором просит не повиноваться указу императора снимать иконы в храмах. Монахи начинают преследоваться, их отправляют в тюрьмы и ссылки. Одним из первых в заключение попадает Феодор Студит, там его морят голодом… Преподобный Феодор умер бы от голода, если бы не один тайный иконопочитатель, темничный страж, который делил с ним свою пищу.

В 820 году Лев Армянин был низложен и на его место заступил Михаил Косноязычный, который хоть официально и не объявил восстановление иконопочитания, но позволил из ссылок и тюрем освободить всех защитников иконопочитания.

Преемником Михаила был Феофил, который был иконоборцем, но его теща Феоктиста и супруга Феодора были иконопочитателями. Феофил начинает гонение на всех, кто почитает иконы, но вскоре умирает и императором становится его малолетний сын Михаил III. Фактически государством стала управлять его мать, императрица Феодора. Патриархом при императрице Феодоре поставлен св. Мефодий, ревностный иконопочитатель. Он собрал Собор, на котором была подтверждена святость VII Вселенского Собора, иконопочитание было восстановлено.

Случилось это в первую неделю Великого Поста. Верующий народ с иконами торжественной процессией шел по улицам Константинополя. Поэтому Церковью было установлено в 1-ю неделю Великого Поста праздновать Праздник Торжества Церкви над всеми ересями – Праздник Торжества Православия. Таким образом, иконопочитание было восстановлено. И только в период Реформации протестанты взяли на вооружение себе тезисы иконоборцев и отказались от икон.

Почему мы почитаем иконы? Хотя Ветхий Завет грозит прещениями изображать невидимого Бога. Ибо «Бога не видал никто никогда» (Ин.1,18). Но такая возможность открылась в Новом Завете, ибо «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18). Благодаря Боговоплощению Невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Слова Господа Иисуса Христа: «ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели…» (Мф.13.16,17) подтверждают это.

Святое Предание также говорит нам, что Сам Господь однажды приложил к Своему Пречистому Лицу убрус и на нем отобразился Его Пречистый Лик (Нерукотворный Образ). Этот убрус Он передал князю Авгарю и тот исцелился от своего недуга. Также св. апостол и евангелист Лука, который был не только врачом, но и художником, изобразил образ Божией Матери. Увидев этот образ, Пресвятая Владычица сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

В прениях с иконоборцами возник острый вопрос – какую природу мы изображаем на иконе. Если Божество, то Оно неизобразимо. Если только человечество, то мы впадаем в несторианство, разделяя две природы по частям. Православные отвечали, что на иконе изображается не природа, а Лицо, личность Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Богочеловека. Мы поклоняемся не «чему», а «кому» – Лицу. А воздаваемая честь образу восходит к Первообразу. Поэтому икона есть средство общения с Богом и Божией Матерью, со святыми угодниками, Божьими ангелами. В этом присутствует и обратная связь. Молясь перед иконой, человек получает помощь от того, кому он молится.

Сегодня мы почитаем тех, кто своим подвигом защитил Православие от иконоборческой ереси. Научаемся от них с благоговением относиться к святым иконам, молиться перед ними, прибегать к ним во всякой нашей нужде. Это и патриархи Константинопольские св. Герман, св. Тарасий и св. Мефодий. Это и императрицы св. Ирина и св. Феодора. Также это святые 10 мучеников, пострадавших при императоре иконоборце Льве Исавре, и сожженный на Цикладских островах священник со своими помощниками. Это и преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, а также многие епископы, священники, монахи и верующий народ, боровшийся против иконоборчества и защитивший иконопочитание.

Прославляя сегодня их, мы молитвенно просим их предстательствовать за нас грешных перед Господом.

Первосвященническая молитва. Слово в Неделю святых отец шести Вселенских Соборов

Священник Георгий Завершинский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Ч тение отрывка из Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа (Ин 17:1-13) приводится сегодня в связи с тем, что Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Это память епископов, священников, мирян, участвовавших в деятельности тех Соборов, где установилась церковная догматика как словесное выражение истины Церкви. Церковь наполняется Духом Божиим. Святой Дух исполняет все подлинное, что происходит в Церкви, поэтому Соборы открывались такими словами: « Изволися Духу Святому и нам ». Так молились святые отцы шести Вселенских Соборов. И в том евангельском тексте, который мы слышали, говорится о действии Духа и об откровении Пресвятой Троицы в этом действии.

Речь идет об отношениях Отца и Сына. Господь Иисус Христос молится Богу Отцу: « Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира » (Ин 17:4-5). Это невозможно понять, если пытаться вникнуть человеческим разумом. Господь говорит о прославлении Своей Пречистой Плоти, которое совершится после Воскресения, поэтому речь идет о будущем времени. Но славу Своего Отца Он имел всегда, даже прежде сотворения мира, поэтому Он говорит о ней, начиная с прошедшего времени. Действительно, эти и многие другие слова Господа, недоступные логическому разумению и рациональному уму, открываются человеческому сердцу, если мы поймем, что речь идет об отношениях Бога Отца и Его Сына, высших отношениях между Божественными Ипостасями, которые открываются Духом Святым. Слава - это действие Духа Божия, так же как и жизнь вечная, о которой говорится, что Бог дает Христу власть над всякой плотью, « да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ». Дух животворит, Он - Жизнодавец, дает всему жизнь и дыхание. Речь идет не только об этой временной жизни, которую мы уже имеем, но более всего о жизни подлинной, вечной, жизни в Боге.

Господь говорит о радости Своей совершенной. Эту радость должны иметь апостолы, а через апостолов и отцы Вселенских Соборов, которые утвердили Церковь, и через них - все члены Церкви Христовой, то есть те, которые становятся причастниками Тела и Крови Христовых, и в Них - Божественной вечной жизни. Это радость совершенная, то есть законченная, исполненная. Всякая земная радость проходит. Что бы мы ни обретали в этой жизни, от чего бы ни испытывали радость, все это когда-то кончается. И наступает лишь воспоминание, может быть какая-то тоска от недостатка той радости, которую мы снова хотим испытать, а ее уже нет. Это неизбежно порождает страдания, не только и не столько физические, сколько моральные, душевные или духовные. А совершенная радость, исполненная, восполненная до предела, никогда не перестает, никогда не останавливается, но всегда возрастает. Мы не можем себе этого представить, потому что привыкли, что все кончается в этом мире, все проходит, как и сама жизнь. Но здесь речь идет о жизни вечной, жизни, которую имеет Бог, и которую Бог делит со Своим Сыном в Духе Святом. Через Воплощение Сына Божия эта жизнь дается и нам с вами - творению, призванному в вечной жизни разделить совершенную радость и славу Божию. Потому молитва и называется Первосвященнической, что ее возносит единственный и подлинный Священник - Христос, Который всегда есть от века, и даже до создания мира.

На иконе Пресвятой Троицы мы видим трех равных ангелов, которые под древом, вокруг чаши пребывают в молчаливом согласии, в некотором отношении друг к другу. Древо - это символ древа крестного, чаша - символ чаши Христовой, Его страданий и крестной смерти. До создания мира Бог имеет Предвечный совет, замысел о творении мира и о его бытии до самого конца. У Бога нет времени, нет вчера, сегодня и завтра. У Бога один день, - что тысяча лет, а тысяча лет, - что один день. Бог видит все от начала и до конца, и в каждом из нас видит все, кроме нашего греха. Там, где грех, - нет Бога, там мы вольно или невольно разлучаем себя с Богом. И для того Бог отдает Сына Своего, чтобы разлука с Богом прервалась, и мы во Христе восстановили свою связь с Ним.

Христос молится об апостолах: « Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое » (Ин 17:6). Вспомним, как избирались апостолы. Это было в молитве Отцу: Господь уединился, молился день и ночь, и потом, когда возвратился, назвал имена апостолов. Поэтому здесь Он говорит: « Ты дал их Мне ». Так восстанавливается связь этого мира со своим Творцом, с Богом, во Христе, через Христа и Его апостолов и Церковь. Мир представлен учениками Христа, апостолами, которых избирает Бог. Круг замыкается: Бог избирает апостолов и дает их Своему Сыну. Сын никого из них не погубил, всех сохранил, и дал им слово жизни вечной. Они, уразумев, сохранили это слово, познали Христа, и опять через Христа все возвращается к Богу. Так совершается Божественная Евхаристия. Так замыкается круг вечной жизни во Христе, а через Христа - в Святой Троице. И замыкает этот круг Дух Божий, запечатлевает, делает его подлинным, истинным, бесконечным, а не временным, как наша жизнь.

Многое предстоит еще узнать, со многим соприкоснуться и испытать опытно, не разумом, но сердцем почувствовать, что Бог есть Троица, и что Бог-Троица есть Бог любви. А любовь есть совершенство отношений Божественных Лиц Троицы и отношений человека с Богом. Человек в своих отношениях с другими людьми, собранными вокруг чаши Христовой, возводится к отношениям Божественной Троицы, то есть к отношениям любви. И нет больше той любви, чем та, которую открывает Христос, потому что Он идет на смерть, предавая Себя на крест. Говоря о том, что нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за ближнего своего, Он делает это Сам. И здесь, говоря об апостолах, принявших эту любовь, Он обращается к Отцу: « Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои ». О них молится Христос, будучи Священником, единственным в своем роде, и через апостолов возводит в «царственное священство» (1 Пет 2:9) всякого верующего, принадлежащего к Церкви - отцов шести Вселенских Соборов, последующих отцов Церкви и всех верных Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

16/29 июля Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого она не признавала христианство, и по Римскому законодательству оно считалась ересью, и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и запрещено было создавать свою религию, что считалось преступлением против государства.

Но иудеев, которые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство - не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи, и христиан стали гнать, как секту, как ересь опасную для государства.

Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал в 325 году в Никее первый Вселенский собор.

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., «О трех главах»); Константинопольский III (680–681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев). А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.

Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они (Соборы) обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

Все Соборы проходили в первое тысячелетие. Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим, уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице: Отце и Сыне, и Святом Духе.

А со Второго по Шестой Вселенские Соборы были Соборы христологические, на которых формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа. И последний Седьмой Вселенский Собор был Собором иконоборческим, посвящен борьбе с иконоборческой ересью.

По прошествии двух тысяч лет и благодаря святым отцам Вселенских Соборов мы знаем, как нужно верить, и, открывая любую книжку по догматическому богословию, мы видим, что все вероучительные положения раскрываются нам по порядку. Но далеко не так было в самом начале жизни Церкви. Это вовсе не означает, что Церковь не знала, как верить и не имела догматической базы. Знала, как верить, и все догматы Церкви были заложены со дня образования Церкви ее Основателем Иисусом Христом в день Пятидесятницы, в день Святаго Духа, сошедшего на Апостолов. Вся догматика, все вероучительные положения в зачаточном виде хранились в Церкви. И Церковь не придумывала догматы, а доставала то, что находилось в ее недрах, раскрывала эти вероучительные положения. И не рационалистически Церковь жила этими догматами, а формулировать рационально свою догматику Церковь была вынуждена, когда начиналась полемика с какой-то очередной ересью. То есть догматы формулировались от противного, как аргументы. Формулируя догматы, она настаивала на том, что догматы принципиально необходимы, как всей Церкви, так и каждому христианину для достижения спасения, для достижения вечной жизни.

Еще Апостолы запрещали малейшее отклонение от чистоты православного вероучения. В Послании к галатам Апостол Павел говорит, что «даже если бы мы, или ангел с неба стали благовествовать вам не то, чему вы были научены, да будет анафема». Из чего мы можем сделать вывод, что догматы очень важны в деле спасения. Сейчас существует, к сожалению, точка зрения адогматическая о том, что самым главным в жизни христианина, религиозного человека является нравственность. А догматы остаются чем-то второстепенным по отношению к нравственности. Эта тенденция по слиянию разных религий и теорий, в которой главное - нравственность, мораль, а не догмат. Это далеко не так: без правильного вероучения, без истинного познания Бога, которое Бог нам Сам открыл о Себе на страницах Священного Писания, невозможно достижение и того нравственного идеала, о котором нам говорят защитники нравственной идеи в религиях.

У каждой религии есть нравственные законы, но есть принципиальное догматическое различие. Так что такое догматы? Вероучительные истины, некие духовные аксиомы, которые нам открыты Самим Господом. Они неизменяемы и неизменны также, как неизменяемо и неизменно Само Божество. Всегда были есть и остаются такими, каков Сам Бог. Догматы являются рамками, которые формируют правильное духовно-нравственное устроение, состояние человека. Повреждается догмат, деформируется и нравственность, деформируется вся остальная духовная жизнь. Догматы говорят о том, как нужно верить, и как не нужно верить.

Если мы посмотрим на догматические формулировки Вселенских Соборов то увидим, что начало их формулируется так «аще если кто верует так-то и так, то будет анафема. Аще кто не верует так-то и так, да будет анафема». Догматы очерчивают область Тайны, область Божественного и показывают, что вне этих рамок, вне этих границ начинается ересь, начинаются заблуждения. Догмат - это, если упрощенно, что-то вроде указателя на дороге, без которого можно заблудиться, а здесь догмат - указатель на дороге веры. Без догмата невозможно и достижение истинной нравственности.

Поэтому святые отцы уделяли много внимания вопросам вероучения, и не просто уделяли, но и шли на мучения и страдания, на исповедничество и мученичество за чистоту Православной веры. Это является ответом тем людям, которые говорят, что догматы неважны. Если бы они были неважны, то святые отцы не шли бы за веру на смерть.

Первый Вселенский Собор. В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей - Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что доныне мешает современным католикам доказать, что Папа - глава всей христианской Церкви.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута.

К Никейскому Символу Веры было добавлено учение о Духе Святом. Раньше говорилось в Символе Веры: И в Духа Святаго. Точка. На Втором Вселенском Соборе, эта фраза была продолжена: И в Духа Святаго Господа Животворящего. Тем самым разъяснялось, что Господь есть Бог, а не тварь, то есть не имеет тварной природы. Далее было уточнено: Иже от Отца исходящего - то есть, причина бытия Святаго Духа, Его источник - Бог-Отец. Бог-Отец является источником божественной природы Сына и Святаго Духа. Но это не означает, что Сын и Дух ниже Отца. Лица Троицы - равносущны. Бог-Отец - причина, а Бог-Сын и Бог-Дух - следствие. Но совершенная причина может порождать только совершенные следствия. И если Сын и Дух совершенны, то и они божественны. И если бы были они несовершенны, то и Отец был бы несовершенен. Бог-Отец является источником божественной природы, и Сын, который рождается от Отца, и Дух Святой, который изводится от Отца - Они являются равносущными, равноценными и равнозначными по отношению к Отцу. Таким образом в Символе Веры появилась формулировка о том, что Дух Святый исходит только от Отца, и не является творением Сына, как учил Македоний.

Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняемый и славимый глаголавшего пророки. То есть Дух Святый имеет вместе со Отцом и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с ними поклонение.

Собор также ввел в Никейский Символ Веры еще четыре членами, в которых излагается учение о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

А по поучениям святых отцов Василия Великого, Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачевано», то есть, если нет во Христе полноты человеческой природы, тогда как уврачуемся мы? Если вся человеческая природа подверглась падению, то она вся должна быть и исцеленной. Господь должен был соединить в Себе всю полноту человеческой природы со Своей природой, со Своим Божеством. И спасти ее от греха, от проклятия. Получается, что если вместо духа человеческого в Иисусе было Божество, он не был таким, как мы, значит, Он воспринял какую угодно природу, но только не нашу, не падшую, не исковерканную грехом, человеческую природу. Учение монофизитов подрывало основы нашего спасения, основу христианского учения. Это было ниспровержение христианской Церкви. Более радикальные ученики Аполлинария, основоположника ереси монофизитов, пошли дальше и утверждали, что у Иисуса не только вместо Духа Божество, но и вместо души - тоже. А тело было человеческое. То есть только внешне Иисус - человек. Другие аполлинариане говорили, что и тело Он получил с неба, и прошел сквозь Богородицу, как сквозь трубу. Человеческая природа Христа не была полноценной, ее поглотила Божественная природа. Учителями этой ереси стал архимандрит константинопольских монастырей Евтихий и Архиепископ Александрийский Диаспор. Противником ереси был Лев Великий, Папа Римский, хотя он на Соборе и не присутствовал. Он прислал свое Послание против монофизитской ереси к Собору, а чтобы не ошибиться, по преданию, он это Послание положил на раку Апостола Петра в храме Апостола. Молился Богу, и потом увидел в Послании подпись Петра, который «проверил и исправил» Послание.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). И каждая природа во Христе имеет всю полноту. И эти понятия неслиянно, нераздельно, неизменно носят апофатический характер, отрицательный, и показывают, как природы во Христе не соединяются не так, не так и не так. А как они соединяются? Святость этого не объясняет. Догматы не раскрывают нам самой Тайны, они только очерчивают границы вокруг этой Тайны и показывают, что за этой границей начинает ересь, начинается ложь. А каким образом соединяются - это непостижимо не только для человеческого, но даже и для ангельского ума. Из этого мы должны знать, как важно правильное четкое понимание православной веры православного учения. Как раз именно в силу этих причин.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков-монофилитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После пятого Вселенского собора волнения, производимые монофилитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофилитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и Константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.

Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.

В этом праздновании собраны все семь столпов Церкви – семь Вселенских Соборов.

Наша Церковь отдельно празднует память Святых отцов каждого Вселенского Собора.

Семь Вселенских Соборов - это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения. Поэтому очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Было определено, и по сей день так и остаётся, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви .

Первые два Вселенских Собора были в IV веке, следующие два - в V веке, два - в VI веке.

Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивается эпоха Вселенских Соборов.

В IV века, когда был период мученичества - язычников и христиан - здесь было очевидно и понятно, кто на какой стороне, кто за что борется.
Но не дремлет враг, борьба продолжается и принимает более изощрённые обороты: это не борьба язычества с христианством, а борьба диавола и человека. Здесь уже нет плюса и минуса. Теперь в самой среде христианской, среди самих христиан, появляются церковные люди, которые несут дух тьмы – бывает, что это пресвитеры или даже святители. Заражённые авторитетом «церковных учителей» ереси, за ними идут сотни и тысячи христиан.

Такой новый способ борьбы с человеком изобретает диавол: Церковь «пробуется на прочность» изнутри ересями и расколами, еретическим учением.

IV век – время двух первых Вселенских Соборов - эпоха образовательная, когда приходят великие учители Церкви Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие.

Святые отцы начинают формировать богословскую мысль, но пока она не сформирована, еретики пытаются подменить понятия, откровения о Боге, о лицах Святой Троицы - Спасителе, Духе Святом. Становится крайне важным собраться и выработать те святые правила, которые останутся и будут крепче камня, твёрже железа, останутся до скончания всего существования мира.

Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором.

Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день.

Церковь выстояла в таких невероятных мученических условиях, невероятных испытаниях, и Православие торжествует в 1014 году.
Праздник, в который чтится память Святых отцов семи Вселенских Соборов, никогда не потеряет актуальность, потому что и по сегодняшний день враг рода человеческого изобретает новые, очень серьёзные способы борьбы с человеком и с Церковью.

Великий подвижник нашего времени, недавно ушедший Архимандрит Иоанн Крестьянкин отмечал, что Русская Церковь многострадальна по образу Основателя её – мы все идём вслед за Господом, за Крестоносцем.

Что сотворил XX век с нашей Церковью? Насколько далёк был человек от Бога в древние времена и сейчас?

Посмотрите на другие Церкви, кто более подобен Христу? Более мученической, гонимой и уничтожаемой, чем Русская Православная Церковь, Церквей нет.

Ныне мы стали возвращаться мыслью к Богу, но уже стоят за нашей спиной лжемессии: кого только в 90-х годах мы не видели в России: католики строят свои храмы, проповедуют протестанты, кришнаиты и индуисты - все по-разному учат о Боге, а что происходит на Украине – русском Иордане, на Днепре? И сейчас борьба за Православие только усиливается, если взять ситуацию вокруг преподавания в массовой школе «Основ православной культуры». Поистине, поле битвы – сердце человека

Раздирается Тело Церкви принципиальными расхождениями, самым высшим кумиром, «мерой всего сущего» становится человек. Молодые люди хотят быть успешными, богатыми и идут по этому сомнительному пути достижения любыми путями успеха в этом мире, не зная о том, что слова Священного Писания «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33) остаются пророческими на все времена .

Чтобы понять, куда идти в этом множестве дорог, как столпы, как опора стоит память Святых отцов и то, что они оставили после себя. Все их догматические решения хранит Православная Церковь. Мы и названы Православными, значит, стоящими на правом пути.

Святые отцы не дают нам заблудиться в этом бушующем море современных научных и ненаучных мнений. Они оставили нам неизгладимое наследие в виде догматов Церкви, которые и держат нас неколебимо на пути Православия.

Богословская мысль во времена Святых отцов формировалась под влиянием одного мощного фактора: необходимости защиты христианства, с одной стороны, от натиска языческого мира, с другой – от растлевающего влияния ересей. Но их основополагающие идеи – на все времена.

Христианское богословие развивалось, образуя стройную вероучительную систему, заключавшую в себе вечные истины, объяснённые понятным для современного человека языком, подкреплённые рассуждениями разума.
Величайшее достоинство святоотеческого богословия в том, что оно развивалось, не отрываясь от апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни.

Историческая справка


В.Суриков. Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя

Первый Вселенский собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. На этом Соборе была осуждена и отвергнута ересь Ария, который отвергал Божество и предвечное рождения Сына Божия. Собор утвердил непреложную истину - догмат, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры. На соборе участвовало 318 епископов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий и др.

В.Суриков. Второй Вселенский собор

Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и
другие.


Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.

Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при
императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал
человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.


Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви - Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.

VI Вселенский Собор. Роспись экзонарекса собора прп. Афанасия Великого в Великой лавре на Афоне. Феофан Критский. 1543 г

Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.

Седьмой Вселенский собор был созван в 787 г. в Никее при императрице Ирине против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора при греческом императоре Льве Исавре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - полагать и поставлять в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы. На этом Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Великого поста. На соборе присутствовало 367 отцов.

Иконография

Изображения Вселенских Соборов существовали в монументальной живописи уже в доиконоборческое время. Цикл из 6 Вселенских Соборов с многочисленными портретами участников украшал стены императорского дворца в Константинополе. В начале VIII в. император-монофелит Филиппик Вардан приказал уничтожить во дворце изображение VI Вселенских Соборов, осудившего монофелитство. На своде расположенных напротив дворца ворот Милиона он распорядился изобразить 5 Вселенских Соборов, свой портрет и портрет патриарха-еретика Сергия. В 764 г. при императоре-иконоборце Константине V эти изображения были заменены сценами на ипподроме. О действиях императора Филиппика Вардана сообщил Римскому папе Константину диакон Агафон, после чего в старой базилике св. Петра в Риме папа Константин повелел изобразить 6 Вселенских Соборов. Изображения 6 Вселенских Соборов находились также в нартексе церкви апостола Петра в Неаполе.

Самыми ранними дошедшими до настоящего времени изображениями Вселенских Соборов являются мозаики центрального нефа базилики Рождества Христова в Вифлееме (680–724). На северной стене сохранились изображения 3 из 6 поместных Соборов, на южной - фрагменты восстановленного в 1167–1169 гг. при императоре Мануиле I Комнине изображения Вселенских Соборов. Сцены носят символический характер - лишены каких бы то ни было фигурных изображений. На сложных архитектурных фонах в виде аркад, завершающихся башенками и куполами, под центральными арками изображены Престолы с Евангелиями, выше помещены тексты соборных постановлений и кресты. Каждое изображение Вселенского Собора отделяется от другого растительным орнаментом.

Следующее по времени изображение находится в рукописи Слов свт. Григория Богослова, где представлен I Константинопольский Собор (II Вселенский). В центре на царском троне с высокой спинкой изображено раскрытое Евангелие, ниже на церковном Престоле закрытая книга между 2 свитками с изложением обсуждаемых учений. По сторонам сидят участники Собора: правую группу возглавляет император Феодосий Великий, изображенный с нимбом, все епископы представлены без нимбов. В этой композиции сочетаются предшествующая традиция изображения Вселенских Соборов с Евангелием в центре и восстановленный обычай - представление портретов участников Собора.

7 Вселенских Соборов изображены в нартексе собора монастыря Гелати (Грузия), 1125-1130 гг. Все сцены единообразны: в центре на престоле император, по сторонам сидят епископы, ниже стоят остальные участники Собора, еретики изображены справа.

Традиция размещения цикла Вселенских Соборов в нартексах церквей получила широкое распространение на Балканах, где изображение часто дополнено представленным по той же схеме серб. Собором. Семь Вселенских Соборов изображены в церквах: Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), ок. 1265 г.; Благовещения в монастыре Градац на Ибаре (Сербия), ок. 1275 г.; прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296 г.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310–1313 гг.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) 1345 г.; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.; Богоматери в монастыре Любостиня (Сербия), 1402–1405 гг. 6 Вселенских Соборов (нет седьмого) изображены в ц. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1350 г.

В русском искусстве самым ранним дошедшим изображением Вселенских Соборов является цикл в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502). В отличие от визант. традиции Вселенские Соборы изображены не в нартексе, а в нижнем регистре росписи стен наоса (на юж., сев. и зап. стенах). Так же на стенах наоса расположены композиции: в Успенском соборе Московского Кремля (на юж. и сев. стенах), 1642–1643 гг.; соборе Св. Софии в Вологде, 1686 г.; в Благовещенском соборе Сольвычегодска (на сев. стене), 1601 г. В кон. XVII в. цикл Вселенских Соборов помещают на папертях, например, в галерее собора Спаса-Преображения Новоспасского монастыря в Москве. 7 Вселенских Соборов изображены также в верхнем регистре иконы «Премудрость созда себе храм» (Новгород, 1-я пол. XVI в., ГТГ).

Иконография сцен полностью сложилась к начале XII в. В центре на престоле изображается император, председательствующий на Соборе. По сторонам сидят св. епископы. Ниже 2 группами стоят участники Собора, еретики изображаются справа. Над сценами обычно помещаются тексты, содержащие сведения о Соборе. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота Соборы пишутся так: I Вселенский Собор - «Среди храмины под осенением Св. Духа, сидят: Царь Константин на престоле, по обе стороны его святители в архиерейском облачении - Александр патриарх Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, св. Пафнутий Исповедник, св. Иаков Низибийский [Нисибинский], св. Павел Неокесарийский и другие святители и отцы. Пред ними стоят изумленный философ и св. Спиридон Тримифунтский, одну руку простерший к нему, а другою сжимающий черепицу, из которой выходят огонь и вода; и первый стремится вверх, а вторая по перстам святого стекает на пол. Тут же стоят Арий, в священническом облачении и пред ним святитель Николай, грозный и встревоженный. Единомышленники Ария сидят ниже всех. В стороне сидит св. Афанасий диакон, молодой, безбородый и пишет: Верую во единаго Бога, до слов: и в Духа Святаго»; II Вселенский Собор - «... царь Феодосий Великий на престоле и по обе стороны его святые - Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, патриарх Константинопольский, который пишет: и в Духа Святаго (до конца), и другие святители и отцы. Еретики же македониане сидят особо и разговаривают между собою»; III Вселенский Собор - «... царь Феодосий младший на престоле, юный, с бородою едва показавшеюся, и по обе стороны - святой Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский и другие святители и отцы. Пред ними стоят Несторий пожилой, в архиерейской одежде и единомышленные с ним еретики»; IV Вселенский Собор - «... царь Маркиан, старец, на престоле, окруженный сановниками, имеющими на главах златочервленные повязки (скиадии) и по обе стороны его - святой Анатолий, патриарх Константинопольский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Пасхазиан [Пасхазин] и Луцензий [Луценций] и пресвитер Вонифатий [Бонифаций] - поверенные местоблюстители Льва папы римского и другие святители и отцы. Пред ними стоят Диоскор в архиерейском облачении и Евтихий и разговаривают с ними»; V Вселенский Собор - «... царь Иустиниан на престоле и по обе стороны от него - Вигилий, папа римский, Евтихий Константинопольский и другие отцы. Пред ними стоят еретики и разговаривают с ними»; VI Вселенский Собор - «... царь Константин Погонат, с проседью в длинной раздвоенной бороде, на престоле, за которым видны копьеносцы, и по обе стороны от него - св. Георгий патриарх константинопольский и папские местоблюстители, Феодор и Георгий, другие отцы. С ними разговаривают еретики»; VII Вселенский Собор - «... царь Константин - отрок и мать его Ирина и держат, Константин - икону Христа, Ирина - икону Богоматери. По обе стороны их сидят св. Тарасий, патриарх Константинопольский и папские местоблюстители Петр и Петр епископы, и другие отцы, держащие иконы; среди них один архиерей пишет: аще кто не поклоняется иконам и честному кресту, анафема да будет».

В русской традиции, зафиксированной в иконописных подлинниках (Большаковский), в композицию I Вселенского Собора включается «Видение свт. Петра Александрийского» (в росписи Ферапонтова мон-ря изображено отдельно в 2 сценах на юж. и зап. стенах). IV Вселенский Собор изображается с чудом вмц. Евфимии Всехвальной и представлена ее гробница, в композицию III Вселенского Собора, осудившего Нестория, включен эпизод совлечение с него ризы.

Историческое содержание

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Молитвы

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Ин тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6

И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно,/ из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.

Праздник Памяти святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается в России в четверг, 31 мая 2018 года. Верующие подчеркивают, что Соборы сыграли ключевую роль в жизни христианства. На таких собраниях решались важнейшие канонические, догматически, литургические и любые другие вопросы, касающиеся веры.

Соборы состояли преимущественно из епископата Поместных Православных Церквей. Тогда отцами Соборов было определено, что авторитетом в Церкви считается соборный разум, а не авторитетное мнение одного только человека.

Подобные Соборы не проводились часто, так как на них рассматривались только судьбоносные для народа решения.

Первый Собор состоялся еще в 325 году в Никее. Тогда было вынесено решение осудить еретика Ария, учившего, что у Иисуса Христа не было Божественной природы. Он утверждал, что Иисус был высшим творением Господа, но не Богом-Сыном или Творцом.

Во времена язычников еретики пытались подменить понятия, настраивая людей на свой лад. Святые отцы формировали богословскую мысль и продолжали борьбу с иноверцами. Вселенские Соборы проходили в наиболее сложные исторические периоды деятельности Церкви. Именно тогда волнения в православном мире ставили христиан перед выбором.

Вселенские Соборы, которые признала Церковь

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов, таких как Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, Константинопольские (второй и третий) и второй Никейский. Эпоха Соборов установила те законы, которые непререкаемо действуют в Церкви и в наше время.

Первый и второй Вселенские Соборы установили Символ Веры. Им стало краткое изложение всей православной и христианской веры, о чем поется на Божественной Литургии. Считается, что его должен знать каждый православный христианин.

Суть особого почитания святых отцов Вселенских Соборов

Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только на подобных собраниях можно было вынести непогрешимые определения для христианской веры. Мудрецы выносили решения, основанные на церковном благочестии.

Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми. Верующие в этот день могут поставить свечу в церкви, чтобы почтить память святых отцов.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...