Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители). Предмет философии как отдельная философская проблема

Что такое Плюрализм? Значение слова «Плюрализм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Плюрализм Благоденствия – Социологический словарь

(welfare pluralism) - см. Ком-мунитарное попечительство.

Плюрализм Монистический – Философский словарь

(от лат. pluralis - множественный и греч. monos один, единственный) - философская позиция, согласно к-рой существует как множество независимых и не сводимых друг к другу видов бытия (в онтологии), оснований и форм (в гносеологии), так и органично объединяющее их единое начало. Термин "П. м." для характеристики своей системы "панпсихизма" использовал рус. неолейбницианец Козлов. Следуя учению Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце и отчасти Г. Тейхмюллера, Козлов наряду с признанием множественности субстанциальных точек бытия или "реальных существ" говорил об их взаимодействии и единстве в системе мирового "сросшегося организма". Источник единства мира, считал он, коренится в "Высочайшей Субстанции" (Боге). Сын Козлова, С. А. Алексеев (Аскольдов), присоединяясь к учению "панпсихизма", утверждал слияние самобытных "душ" мира (одушевлено в мире все) в единой "высшей душе", вследствие чего мир оказывался "живой личностью". Лопатин, используя идеи Лейбница и Платона и называя свою концепцию системой "конкретного динамизма", также говорил о том, что "вечное единое раскрывается в вечном многом". Одно множество..... мир вечных идей – заключено в Боге, а др. множество - мир земных вещей - хотя и коренится в мире идей, однако несоизмеримо с ним вследствие действия начала самоутверждения и распада. Подобный П. м. близок построениям B.C. Соловьева, Флоренского, Булгакова. Позиции П. м. придерживался, по существу, Н. О. Лосский. Среди представителей П. м. были и нек-рые рус. сторонники Гегеля, напр. Дебольский ("Верховный Разум, как бы не довольствуясь собственной полнотой, индивидуализируется во множестве ограниченных разумов"), и нек-рые неокантианцы, напр. Гессен, говоривший о понятийном П. м. ("подлинная иерархия понятий должна быть необходимо синтезом монизма и плюрализма", и в этом синтезе общего и частного заключается конкретность понятий), и религиозный экзистенциалист Бердяев, к-рый в ранний период творчества, вероятно, под влиянием Козлова признавал "иерархическое единство" одухотворенных монад под эгидой Первичной Божественной Монады. Однако позднее Бердяев в духе персонализма и экзистенциализма говорил о том, что "человек есть дитя Божие, но и свободы", "над которой бессилен Бог". Тайна личности столь велика, что "невыразима... на языке отвлеченной метафизики". Противоречивым к П. м. было также отношение П. Б. Струве, то соглашавшегося с ним, то считавшего, что вне религиозного отношения "человеческая жизнь есть слепая игра слепых сил". Согласно Франку, любой монизм или дуализм упрощает и искажает реальность, а конкретно и полно передает ее только "антиномистический монодуализм" (так у Франка, по существу, обозначается идея П. м.), согласно к-рому "одно не есть другое и вместе с тем и есть это другое, и только с ним, в нем и через него есть то, что оно подлинно есть в своей последней глубине и полноте". Иными словами, суть - в непостижимом металогическом (или трансрациональном) всеединстве.

Плюрализм Политический – Социологический словарь

(от лат. pluralis - множественный, многообразный) - нормативная модель политич. системы, вид демократии, концепция, согласно к-рой политико-властные процессы в об-ве рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различн. организованных интересов, а также динамич. баланса соц.-полит. ин-тов и сил. Концепция П.п. формировалась в рамках общей теории плюрализма, к-рая возникла в начале XX в. в Англии (Ф. Мейтленд, Г. Ласки, Р. Тоуни и др.) как реакция на становление индустриального капитализма и как попытка со стороны либералов, социалистов, синдикалистов и институалистов преодолеть его нек-рые отрицательные черты. Затем эта концепция развивалась преимущественно в США (А. Бентли, Е. Херринг, Д. Трумен, Е. Лат-хэм, У. Корнхаузер, Р. Дал и др.). Основными соц.-полит. элементами об-ва для П.п. являются разнообразные по составу стабильные и автономные заинтересованные группы, выступающие посредниками между индивидами и гос-вом. Индивидов плюралисты рассматривают в качестве взаимодействующих полит. актеров. Их многообразные полит. роли и интересы благодаря членству одновременно в нескольких группах или опыту общения с ними способствуют выработке и распространению общих ценностей, принятие к-рых и обеспечивает стабильность об-ва. Гос-во в условиях П.п. выполняет преимущественно функции арбитра, призванного сохранять равновесие среди соперничающих групп и примирять их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики, а также "ратификации соглашений", достигнутых этими группами и их лидерами. Последние не составляют единой правящей элиты - она расколота и открыта, полит. власть децентрализована, текуча и ситуационна, а неравенство дисперсионно. Функционирование плюралистич. политич. системы и демократии обеспечивается также разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, парламентаризмом, многопартийностью, высоким уровнем полит. прав и свобод. Антиподом П.п. в филос.-методологич. плане является монизм, а в политическо-социологич. - тоталитаризм (см.). Лит.: Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986; Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций. М., 1988; Авакьян С. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996; Gusy Ch. Legitimitat im demokratischen Pluralismus. Stuttgart, 1987; Johnson N. The welfare state in transition: The theory and practice of welfare pluralism. Brighton, 1987. B.B. Смирнов.

Плюрализм Религиозный – Философский словарь

(лат. pluralis - множественный) -поликонфсс. характер религиозности соц. групп, подданных одного гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однородность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы рслиг. гос-в с соответствующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей рслиг. принадлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возникали ереси, секты, новые репиг. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие капиталистич. отношений. При наличии гос. религии, религии большинства, преимущества одного культа перед другими появляются «религиозные путы» для части подданных гос-ва, дискриминация по релит, признаку. Определенное вероисповедание становится условием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых странах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики историч. развития вообще не сложилась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести, представляющая собой терпимость ко всевозможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с определенной религ. принадлежностью, складывается ситуация «религиозного многообразия» (К. Маркс), П. р. В социалистич. об-ве каждому гражданину гарантировано право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Плюрализм Религиозный – Философский словарь

Многобразие религий и вер, каждая из которых претендует на истину и нередко отрицает право на истину у других религий. В истории это порождало конфликты и лишь в последнюю сотню лет сравнительное религиоведение и философия религии утвердили идею, что истина в той или иной мере есть во всех достаточно серьезных религиях. Самооценка христианства перед лицом других мировых религий менялась в истории и до сих окончательно не определилась - от решительного противостояния всем и настаивания на собственной исключительности ("абсолютность христианства" у Э.Трельча), до универсалистской готовности признать, что в трансцендентном измерении бытия пути христианства и других мировых религий сходятся: "Так в небесных высотах Логоса-Разума было достигнуто согласие всех религий" (Николай Кузанский). В христианской мысли религиозный плюрализм до Христа нередко оценивается как приготовление человечества к Евангелию. Сохранение плюрализма после Христа с полной ясностью не раскрыто. Некоторые говорят, что дохристианские заветы до сих пор не утратили своего значения для определенных частей человечества, напр., завет с Ноем - в Индуизме, завет с Авраамом обновлен в Исламе, а в Иудаизме сохраняется завет Моисеев. Другие отмечают, что каждая из мировых религий признается свою незавершенность и чает Второго Пришествия - Махди в Исламе, Мессии в Иудаизме, Саошьянта в Зороастризме, Аватара в Индуизме, Майтрейи в Буддизме. Третьи настаивают, что Евангелие создает ситуацию фундаментального =-svoboda-vybora-6366.html">выбора для приверженца любой веры, потому что дает полновесный ответ на глубинные надежды любой из мировых религий. "Много гор поднимается к небесам и много путей ведет к каждой вершине", - таково древнекитайское выражение религиозного плюрализма. Но лишь одну из этих гор - гору Моисея и Пророков - избрал Господь, чтобы сойти на землю и явить единство Бога и человека во Христе. Многие христиане настаивают, что жизнь во Христе - вне существующего плюрализма, она ведет в жизнь будущего века, тогда как все прочие религии своим плюрализмом отражают различные пути человеческих исканий Высшей правды, осуществленные в рамках истории. "Если бы существовала только одна религия, то Бог был бы очень явен, как и в том случае, если бы мученики были только в нашей религии (Б.Паскаль).

Плюрализм Сексуальный – Психологический словарь

(от лат. pluralis - множественный) - сексуальная девиация (см. Половые извращения), при которой достижение полового удовлетворения требует присутствия или участия как минимум 3 партнеров. Термин имеет множество син.: от пришедших из англоязычных стран "шеринга", "свагатинга", "свин-гинга" до идущих от глубины веков "оргии" и "свального греха"; часто используемый термин "групповой секс" отражает не столько число партнеров, сколько особые отношения, складывающиеся между ними. Сексгруппа имеет свою структуру, распределение ролей. Группы могут объединять разное число участников: от 3 при триолизме (от лат. tria - три) до нескольких сотен (в одном эксперименте в Калифорнии принимали участие почти 400 пар).Высказывается мнение, что при П. с. зависимость от отдельного сексуального партнера (обычно возникающая при "нормальных" сексуальных отношениях) отсутствует: она замещается зависимостью от самого секса. Сексуальные действия нескольких партнеров на глазах друг у друга приводят к одновременному раздражению большого числа эрогенных зон, усиливаемому слуховыми, зрительными, тактильными и пр. ощущениями, что придает особую интенсивность и остроту переживаниям. Именно это привлекает в "сексгруппы" фригидных женщин и мужчин со сниженной потенцией, надеющихся т. о. решить свои проблемы. Кроме того, участниками нередко бывают явные и неявные бисексуалы; гомосексуалы; молодежь, склонная к сексуальному экспериментированию вследствие неоформившихся сексуальных установок; лица, для которых характерны такие сексуальные девиации, как визионизм и эксгибиционизм. Складывающиеся в сексгрупие особые отношения, возможность удовлетворить свои девиантные наклонности, а также повышенная острота ощущений лишают постоянных участников возможности получать удовлетворение с одним партнером. (И. А. М.)

Плюрализм Социально-политический – Политический словарь

(от лат. рiuralis - множественный) - основополагающий принцип Устройства идейной и общественно-политической жизни, в рамках которого допускается, обеспечивается, поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, социальных и политических движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. П.с.- п. - один из важнейших признаков демократичности и гуманистичности общества и государства, несовместимый с единообразием идейной, социальной и политической жизни, с ее огосударствлением (этамизмом), с монополизацией власти и идеологии, сверхцентрализацией, подавлением инакомыслия и инакодействия, свободы личности и прав человека и т.д. П.с.-п. исходит из того, что именно на основе свободной конкуренции разных частных интересов и идей должен на путях взаимного уважения, противоборства и компромисса складываться их баланс и на этой базе общественное мнение и общественные интересы. П.с.-п. создает благоприятные условия для инноваций и открытости общества для них, препятствует стагнации, застою, неэффективности функционирования и развития социальных и политических структур, усиливает самоконтроль и саморегуляцию в обществе и государстве, а следовательно, способствует не дестабилизации, а стабилизации социальных и политических систем. Внедрение П.с.-п. в общественную жизнь современной России - одно из наиболее важных направлений ее демократизации и гуманизации.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии) Василенко В. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Наука, 1996. - С. 352.

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М. Прогресс, 2008. - С.54.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций: учеб. пособие. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. - С. 63.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

Материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

Диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

Иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.) Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. - Симферополь: СОНАТ, 1999. - .С 81-82.

На протяжении всей истории человечества мысли о возможности существования только одной «правильной» точки зрения или множества вариантов оценки соперничали в умах и представлениях людей. Еще в древнем мира возможность различных и равноправных точек зрения была признана официальным философским течением и получила наименование «плюрализм».

Вконтакте

Определение философского понятия

В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия. Также в этом понятии учитывается возможность равноправного существования методологических познаний и форм знания. Плюрализм в философии является оппонентом монизма.

Но с целью грамотного использования данного понятия стоит заранее разобраться, какие конкретно варианты развития событий можно рассматривать в качестве классического типа независимых и несводимых друг к другу основ и форм бытия.

Как философское понятие, термин получил официальное обоснование в 1712 году, когда был описан немецким философом Христианом Вольфом.

Как политическая философия, плюрализм окончательно оформился во второй половине 19 века и был обоснован британскими либералами. Это философское направление стало основой политической системы .

Идейное обоснование

В современном мире, в котором диктатуры уходят в прошлое, идейный плюрализм становится и официально признается одной из основ успешной жизнедеятельности гражданского . Именно это понятие находится в принятом на современном этапе развития гражданского общества обсуждении социально-политических с разных сторон рассмотрения вопроса. Обсуждения, при достаточно понимании всеми оппонентами вопроса, проводятся бесцензурно.

На основе этого формируется подход к минимизации конфликтов современного мира, который основывается на плюралистическом сознании. По сути, это означает при должном уровне понимания процессов происходящего всеми сторонами, принимать структуру ненасильственного культурно-экологического мира. На этом этапе плюрализм успешно преобразовывается в идеологию самопознания общества и превращает его в нацию.

Такая идеология не является статичной. Она включает в себя новые основы и понятия по мере развития общества, появления новых исторических факторов. Влияние на формирование оказывают экономическая, политическая и мировоззренческая позиция.

Что такое плюрализм мнений

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Все мнения выслушиваются без предварительной оценки и вынесения точки зрения только после обоснованного обсуждения.

Важной частью идеологии становится готовность сторон рассматривать все аргументы, в том числе полностью противоположные точки зрения. Обсуждения и оспаривания осуществляются на основании представленной аргументации . Безосновательные пропагандистские заявления и заверения в этом течении не имеют право на существование.

Исторические личности, придерживавшиеся плюрализма

Это философское течение оформилось в древнейшие времена. Наверное, появившись раньше, чем признанное понимание его фактического лозунга: в споре рождается истина. Многие мысли философов Древнего мира основываются именно на принятии и рассмотрении всех точек зрения.

В современной истории среди значительных приверженцев можно назвать:

  • Американского психолога и философа Уильяма Джеймса, родившегося в США в 1842 году и умершего в 1910 году.
  • Австрийского и британского социолога и философа Карла Раймунда Поппера (1902-1994), его теория критического рационализма основывается на принципах плюрализма: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».
  • Американца Пола Карла Файерабенда (1924-1994), разрабатывавшего « о свободном обществе».

Примеры философского течения

По сути, самым ярким примером плюрализма является модель современного гражданского общества любого развитого государства. Каждое направление деятельности современного человека предполагает возможность рассмотрения разных точек зрения и выбор той, которая признается конкретным индивидуумом наиболее приемлемой для него в конкретной ситуации. То есть принятия без внешнего побуждения оптимального варианта из многих, обоснованных.

Одним из наиболее ярких примеров является политическая система развитых государств, основанная на многопартийности.

В число примеров можно включить равное право существования в одном светском государстве различных религиозных конфессий, если они не относятся к категории деструктивных .

Понятной каждому студенту возможностью становится выбор оптимального образовательного учреждения, в котором будут приобретаться знания для дальнейшего трудоустройства и развития жизненного пути.

Предложение выбора частной или государственной клиники для проведения лечения, в том числе возможность обращения к зарекомендовавшим свой профессионализм представителям народной и нетрадиционной медицины, которая не наносит вред здоровью и признана на официальном уровне.

Важно! В число примеров входит любое осознанное действие, которое принимается на основании рассмотрения различных мнений и предложений, подтверждаемое своей действенностью.

Плюралистическая модель мира

За тысячелетия развития человеческого общества плюрализм стал одной ведущих моделей общественного развития. Наравне с ним признаются:

  • Идеалистическая;
  • Натуралистическая;
  • Материалистическая.

Современный мир в ходе развития гражданского общества выбрал следование в большей мере именно плюралистической модели мира.

Что представляет собой плюралистическое общество

Именно к развитию плюралистического общества мир пришел на современном этапе существования. Эта модель общества предполагает принятие различных точек зрения без неаргументированного отрицания.

Но она не переходит в стадию идеализации, плюрализм предполагает существование различных групп сторонников различных идей, готовых отстаивать собственную позицию. Это понятие объединено под названием «идейный плюрализм».

Для примера можно вернуться к принятой в развитии стран многопартийной государственной системы. В ней хорошо заметно взаимодополняющее существование различных взглядов и политических мировоззрений, которые в дополнении друг к другу способствуют развитию современного общества в демократичном ключе. При этом разные группы в борьбе за власть могут конфликтовать между собой, объединяться в союзы и коалиции, буквально находясь в постоянном броуновском движении.

Виды плюрализма

Развитие современного общества настолько уверенно пошло по пути плюрализма, что это понятие даже официально закреплено в Конституции многих стран. В том числе, в Конституции Российской Федерации. В этом официальном документе указывается два ведущих вида этого течения в развитии демократического общества:

  • Политический;
  • Идеологический.

Важно! Сочетание этих понятий формирует развитое гражданское плюралистическое общество, в котором каждый представитель имеет право высказывать свою обоснованную точку зрения и защищать её. При этом, он берет на себя моральные обязательства рассматривать обоснованную точку зрения оппонента или оппонентов.

Что подразумевает плюралистический подход

Именно такое представление о собственной позиции формирует плюралистический подход. Это понятие определили Роберт Даль и Иозеф Шумпеттер в ХХ веке. Их мнение основывается на уверенности распределения столь широкого круга ресурсов в современном мире, что это полностью исключает перспективу монопольного влияния на любую сторону жизни: от политики и , до СМИ и финансов.

Существует ли проблема плюрализма в философии

Вся философия современного мира за счет тысячелетий развития человечества приняла плюрализм. Ведь уже древние представители этой науки признавали движение мнений в форме множества линий, позволяющих рассмотреть каждую проблему с бесконечного числа точек зрения. Это определило теоретическое осмысление подхода к бытию, помогая выявить самое существенное и общее в ходе кристаллизации единого подхода многих с учетом точки зрения каждого. Поэтому плюрализм в философии имеет право на существование.

Понятие правового плюрализма

Виды плюрализма — политический, идеологический

Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека (субъекта познания) к миру, объекту, материи.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «мир-человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? и многие другие.

Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философский плюрализм: причины возникновения. Примеры философского плюрализма.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (в онтологии), оснований и форм знания (в гносеологии). Термин плюрализм был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 году. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: дуализм, согласно которому существуют два начала – материальное и идеальное, и крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба плюрализма и монизма, но и как столкновение разных форм плюрализма, например материалистического и идеалистического. Так, античный атомизм – материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций – монад.

Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал (четырех стихий Эмпедокла – земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определенную сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла плюрализм. Классическая философия в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

В гносеологии обращение к плюрализму было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. - дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал - в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту. В.В. Ильин, В.И. Кураев

В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...