Виды познания и их характеристики. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Познание - отражение реальности человеком и обществом с целью получения знания для дальнейшего использования их на практике.

Познание - процесс постижения человеком и обществом неизвест­ных прежде фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и самом себе.

Познание как деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют два уровня мышления:

- рассудок

- разум

Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.

Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.

Характерен взаимопереход между ними.

Результатом познавательной деятельности является знание , которое:

Закрепляется в человеческой памяти;

Передается из поколения в поколение;

Фиксируется в соответствующих материальных носи­телях (рукописях, книгах, кино- и магнитных лентах, компь­ютерной памяти и т. д.).

Познание связано с общественно – исторической практикой.

Практика – общественно-историческая деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, результатом которой является мир материальной и духовной культуры («вторая природа»).

Виды практики:

Материально-производственная;

Общественно-политическая (реформы, революции, др.);

Научно-экспериментальная (мысленное экспериментирование);

Художественно-творческая.

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Основные функции практики в процессе познания:

Практика - основа познания, т.к. всю информацию о предметах мы можем получить лишь при условии практического взаимодействия с ними. Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Практика - цель познания, т.к. оно осуществляется не ради любопытства. Практика направляет познание на решение назревших и наиболее актуальных задач. Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

Практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

Практика - критерий истины, практика позволяет проверить и оценить результаты познания, позволяет разграничить истину и заблуждение. Сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

2. Объекты и субъекты познания. Определение конечного источника знаний и характеристика объектов познания предполагает решение следующего ряда вопросов:Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания?

Источник познания - внешний мир, который доставляет, в конечном счете, исходную информацию сознанию для обработки.

Объектом познания в широком смысле выступает все то, на что направлено наше познание - окружающий человека материальный мир (природный и социальный), включенный в сферу деятельности людей и их отношений. В ходе практической деятельности человек вовлекает природные предметы и явления в сферу своей жизнедеятельности, придавая им статус и предмета труда, и объекта познания. Уже для первобытного человека предметы внешнего мира как бы «отрываются» от своей естественной основы и «связываются» с системой социальных потребностей.

Объект познания – то, что противостоит субъекту, то, что познается. Объектом познания становится такой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, на который направлено внимание познающего субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Объектом могут выступать как материальные, так и идеальные явления (так, сознание индивида – объект для психолога.)

Особым объектом познания выступает общество. Социальное познание имеет свою специфику, в частности, отличается в сравнении с естествознанием меньшей формализацией языка исследования, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем.

Специфика социального познания:

1. Познающий субъект часто включен в те процессы, которые он изучает.

2. Основой социального познания является социальные факты , которыми являются действия людей, суждения отдельных личностей, результаты материальной и духовной деятельности людей. Интерпретация социальных фактов всегда зависит от позиции исследователя.

3. В силу этого он не всегда способен объективно отнестись к изучаемому явлению. В социальном познании всегда просматривается личность исследователя, что привносит субъективный момент в познание. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских прибалтийских республиках. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от нацизма. Для прибалтийских политиков с учетом националистических настроений - оккупация. Отсюда и перенос памятников, и марши бывший эсесовцев и т.д.

4. В обществе действуют люди и социальные группы, преследующие собственные интересы и цели, что очень усложняет социальные процессы. Чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний. История полна случайностей, поэтому социальные процессы трудноизучаемы и малопредсказумы.

5. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, дублировать. Например, мы обозначаем понятием «революция» некоторый процесс. Революций в мире было много, но среди них нет совпадающих по ходу и развитию процессов.

6. В социальном познании трудно применить такие методы научного познания как эксперимент, моделирование, даже возможности наблюдения здесь ограничены. Невозможно наблюдать прошлое. Когда исследователи начинают изучать образ жизни племени, ведущего первобытный образ жизни, то под «влиянием цивилизации» в нем начинаются необратимые изменения.

7. Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

Выделяют первичные, вторичные и третичные объекты познания:

- Первичный объект познания (соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира.

- Вторичные объекты познания (соответственно вторичный источник знаний) – образы сознания, которые формируются в результате отражения первичных объектов. Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей.

- Третичные объекты познания – объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Проблема субъекта познания включает в себя следующие вопросы: Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом?

Субъект – тот, кто познает – активная сторона познания, индивидуальный и коллективный носитель познавательной деятельности. Субъектом может выступать индивид, коллектив, соц. группа, класс, общество в целом.

Основа отношений «субъект-объект» - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения. Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания.

Чтобы играть роль субъекта познания, индивид должен:

Обладать познавательным опытом;

Освоить существующий познавательный инструментарий;

Постоянно соотносить свою познавательную деятельность с деятельностью других познающих субъектов.

Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс:

По линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

По линии «коллективной» субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

3. Виды и уровни познания. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человека.

Рассмотрим эти формы:

- обыденно – практическое познание : основано на повседневном опыте, практике, дает элементарные сведения о природе, людях, др. Но обыденные знания носят хаотичный, разрозненный характер, простой набор сведений и правил;

- игровое познание : важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых: деловые игры, спортивные, игра актеров и др. игровые модели и игровые сценарии все чаще используются в ряде наук, где рассматриваются различные варианты течения сложных процессов;

- мифологическое познание;

- художественное познание – получило выражение в искусстве, носит образный характер;

- религиозное познание : связано генетически с мифологией, для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное;

- философское познание;

- научное познание .

Уровни познания. Познание осуществляется на двух уровнях:

- Чувственный уровень. Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные. Чувственное познание носит субъективный характер, на этом уровне отражаются внешние характеристики предмета.

- Рациональный уровень (лат. rаtiо – ум, разум, мышление) осуществляется с помощью мышления . Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий получение на основе данных чувственного познания сущностных свойств предметов и явлений.

Рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (в этом опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.

Рациональное познание - это высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории.

При рациональном познании непосредственный контакт с предметом не нужен.

Уровни познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о чувственном и рациональном как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

В 17-18 веках между философами разгорелся спор об эффективных способах познания, в результате чего оформились направления эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (Фр. Бэкон, Дж. Локк) считает, что основным источником знаний о мире и началом нашего познания является опыт. Наиболее эффективным методом познания, с помощью которого можно получить большое количество истинного знания, является метод индукции. Индукция – движение мысли от частного к общему.

Разновидностью эмпиризма является сенсуализм , который считает, что основой нашего познания являются чувственные впечатления (Д. Локк).

Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) считает, что источником знаний человека о мире является разум («врожденные идеи» Декарта). Эффективным и строгим методом познания является метод дедукции. Дедукция – движение мысли от общего к частному.


Формы познания :

Формы чувственного уровня: · Ощущение – отражение отдельных свойств или качеств предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. При этом дается не весь предмет в целом. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи. Ощущения являются единственным источником знаний человека об окружающем мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию. Например, человек, помещенный в сурдокамеру, оказывался в ситуации так называемой сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств. · Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на наши органы чувств. Это более сложная форма чув­ственного познания, она полнее характеризует предмет. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф.Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. · Представление - сохранение в сознании образа предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств. Сюда относят – образы памяти, образы воображения (связано с творчеством, фантазией). Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И, во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует. В представлении можно получить и образы, которые в действительности не существует и никогда не воспринимались человеком непосредственно. Это значит, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. В греческой мифологии, например, было создано представление о кентавре – получеловеке, полулошади, а фантазия наших предков-славян породила представление о русалке – женщине с хвостом рыбы вместо нижних конечностей. Однако все подобные представления основываются на реальных фрагментах действительности, которые лишь причудливо комбинируются между собой. Так, в нашем представлении о черте отдельные черты, органы тела, имеющиеся в действительности у животных (хвост, копыта, рога и т.п.) соединяются между собой таким образом, что получается фантастический образ «нечистой силы». Формы рационального уровня: · Понятие - отражение наиболее существенных и устойчивых свойств некоторого класса предметов с помощью мысли. Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же. Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями. Поэтому мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью, а количество понятий определяет интеллект человека. Образование понятия – это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма (круглый, прямоугольный, овальный и т.п.), цвет, количество ножек, материал, из которого изготовляются конкретные столы, и т.п., а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета (стола) в повседневной жизни. · Суждение - связь понятий, где имеется законченный блок информации. Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно». В то же время оно не обладает прозрачностью, т.е. проницаемостью для лучей света. Отсутствие связи железа с этим свойством обусловливает суждение: «Железо не прозрачно». · Умозаключение - форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Умозаключение– связь суждений, где из информации одних (посылок) вытекает информация других (заключение). Это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения. Вот классический пример умозаключения (силлогизм): Все люди смертны (1 посылка). Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Умозаключения в науке используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т.д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. Существует даже целое научное направление – футурология (от лат. futurum – будущее), прогнозирующее будущее, формы его становления. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т.д. Умозаключения бывают: - индуктивные, - дедуктивные, - по аналогии.

4. Интуиция как способ познания. Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами.

Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением: эмоции, воля, подсознательные влечения, интуиция, вера и др.

В современной философии и науке уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, к примеру, роль интуиции очень велика в научном познании.

Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, без явного осознания путей и средств получения результата, как бы внезапное озарение . Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления.

Главная черта интуиции – ее непосредственность и целостность.

«Посредниками» между объектом и познающим субъектом на чувственном уровне выступают органы чувств, на рациональном – абстрактно-логические способности человека. В случае интуитивного получения знания процесс познания осуществляется непосредственно. Благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности: объект познания схватывается в интуиции целиком, а вот разум сначала разделяет объект на части, познает их по отдельности, затем пытается синтезировать результаты.

Таким образом, интуиции свойственны:

Неожиданность решения задачи;

Неосознанность путей и средств ее решения;

Непосредственность постижения истины;

Целостность в восприятии объектов.

Интуиция распространена как в обычных, повседневных условиях (в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек как бы предчувствует, что нужно поступить так, а не иначе), так и в истории человеческой культуры (очень часто ученые, конструкторы, художники достигали принципиально новых результатов путем «озарения», «по наитию»).

Например, А. Эйнштейн говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.

Отметим, однако, что иногда за интуицию принимают не то, что ею является. Например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде, и поэтому результат представляется неожиданным, интуитивными не являются. Не нужно относить к интуиции также реакции по типу автоматизмов из области инстинктов.

Виды интуиции:

В зависимости от специфики деятельности субъекта можно выделять техническую, научную, обыденную, врачебную, художественную и т. п.;

По характеру новизны результата интуиция бывает стандартизированной и эвристической .

Стандартизированную интуицию называют интуицией – редукцией (сведением). Примером может служить врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оправдывалась. В данном случае, как и при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного (комплекс симптомом у больного) под общее (определенная «матрица» - схема болезни вообще).

Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых познавательных образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин как ученый-клиницист, разрабатывая теорию медицины, на основе интуиции выдвинул гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие подсказки, которая служит пусковым механизмом для интуиции.

В качестве такой подсказки для И. Ньютона было, как известно, упавшее ему на голову яблоко, которое вызвало идею всемирного тяготения; для инженера-мостовика С. Броуна – висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

Некоторые исследователи считают, что интуитивная способность сформировалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Способность интуитивно познавать, по сути, представляет собой вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Ученому в процессе открытия, действительно, даны не все посылки и средства, поэтому в интуиции он осуществляет именно вероятностный выбор.

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется.

Отношение к интуиции на Востоке совершенно иное. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. В традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное: интуитивное знание считается выше по уровню, чем знание рациональное.

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.

Характерные черты познания:

Познание есть сущностное отношение к миру;

Творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

Основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

Познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
Виды познания:
Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Некоторые типы знания по своей природе связаны лишь с определенным субъектом.
Существует четыре вида познания: житейское, научное, практическое и художественное.
Житейское знание.
Житейское познание и знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученогоЭта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания.
Научные знания.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их по всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом.
Научное познание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее настоящем, прошлом и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое знание.
Оно также тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. \ Практика состоит во владении вещами, в господстве над природой.
Художественное познание.
Этот вид познания обладает определенной спецификой, суть которой заключается в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становиться его рациональный пересказ.
Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания.
Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчество. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью его мира.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле - субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Классификация знаний

По природе

· декларативные

· процедурные

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний.

По степени научности

Научные знания могут быть

· эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)

· теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Вненаучные знания могут быть:

· паранаучными - знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом;

· лженаучными - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки;

· квазинаучными - они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;

· антинаучными - как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности;

· псевдонаучными - представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

· обыденно-практическими - доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности;

· личностными - зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

По местонахождению

Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

· знания людей,которые еще не формализованы и не могут быть переданы другим людям.

Формализованные на некотором языке (явные) знания:

· знания в документах,

· знания на компакт дисках,

· знания в персональных компьютерах,

· знания в Интернете,

· знания в базах знаний,

· знания в экспертных системах, извлеченные из неявных знаний людей-экспертов.

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции - способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим.

Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.

Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Принципы научного познания.

1. Причинность.

В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

2. Критерий истины.

Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.

3. Относительность научного знания.

Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.
Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.

84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропо­генной цивилизации.

Переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (антропогенной) - в результате научно-технической революции.

В экономической сфере:

* преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг

* социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг

* основная сфера экономической деятельности – сфера услуг

* индивидуализация производства и потребления

* увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством

* устранение тяжелого и монотонного физического труда

* ведущая роль науки, знаний и информации

* развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы

* применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов

* превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций

В социальной сфере:

* стирание классовых различий

* ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса»

* возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества)

* изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации

* закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом

* тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды)

В политической сфере:

* развитие правовой регуляции общественных отношений

* замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи)

* расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни

В духовной сфере:

* в центре – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация

* возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д.

* наука – производительная сфера

* высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности

Главная цель – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды.

Составляющие этой среды : медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.

· медиатизация : процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

· компьютеризация : процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

· интеллектуализация : процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.

Проблемы

1.обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию;

2.развитие информационной (компьютерной) психологии человека;

3.развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности);

4.информационная экология общества в социальной и природной среде;

5.разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции;

6.адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде;

7.изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности;

8.предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации.

ЭТОС НАУКИ - совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира.

В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.

Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира.

Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины. Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Типы познания

Исходя из этого существует несколько типов познания:

Мифологическое - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве, исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме -- не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское - представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Философское познание является частью научного.

Научное философское познание - разработка теоретической картины мира.

Проблемы истины

Истина - это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным», то есть «истинный» - это соответствующий действительному положению вещей. В то же время, очевидно, что имеются неоткрытые, неизвестные истины, и возможно истины, которые человек не может постичь в принципе.

Проблема истины напрямую связана с мировоззренческими позициями исследователя, его парадигмальной принадлежностью, укоренившейся в сознании, где парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире.

Существуют две глобальные парадигмы, исходящие из основного вопроса философии: что первично идея или материя - идеалистическая и материалистическая. В зависимости от того, какая парадигма поддерживается ученым, такая у него и трактовка истины и истинного знания.

Так, материалистическая концепция истины, говорит о том, что Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина. Так с точки зрения позитивизма - философского направления объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. При этом учитывается и относительность истины. Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.

Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий - все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная - это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейся наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир. То есть позитивизм исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические (идеалистические) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

С точки зрения идеалистической парадигмы - существует истина, которую рационально объяснить и познать человек не может, он может только постичь и принять ее через веру, без эмпирического опыта.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...