Византийское искусство в третьяковской галерее. Выставка "шедевры византии" в третьяковской галерее

Это третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).


Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. "Шедевры Византии" — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи, которое продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).
Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийскйи и Христианский музей.

Каждая икона, представленная на выставке, это шедевр. Но и среди шедевров всегда можно найти то, что очарует именно вас. Наше внимание буквально притянула икона "Иоанн Предтеча Ангел пустыни". Всмотритесь внимательнее в детали, в удивительную игру света, в красочность и насыщенность каждого штриха и, вместе с тем, почувствуйте непередаваемую силу, исходящую от этой иконы.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.


Изображение Ионанна Крестителя с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предшествовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.


Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф

Мал 3:1.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Изображенный как аскет-пустынник в милоти и гиматии, Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Внизу слева между ветвями дерева воткнут топор - деталь, иллюстрирующая слова эсхатологического пророчества Иоанна Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей» .

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века. Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.


Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели."

(Быт. 18:1-8)


В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.


Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Ещё одна уникальная икона - Богоматерь Одигитрия. Распятие.

Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей
.


В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол Иоанн Богослов, изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.


Каждый фрагмент иконы можно рассматривать долго и поражаться её красоте. Икона двусторонняя и размещена так, что вы можете увидеть обе стороны. Неспешно обойти её, вернуться, ещё раз всмотреться в детали. Уникальная возможность, которую никак нельзя пропустить.

Приходите в музей, чтобы познакомиться с уникальным произведениям, созданным в Византии. Увидеть работы древних мастеров, найти сходства и различия с мастерами русскими. И получить неизменное удовольствие.
Продолжение нашего рассказа о данной выставке можно прочесть и .

Выставка продлится до 23 апреля 2017 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 200 руб. Подробнее .
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Г осударственная Третьяковская галерея открывает византийскую экспозицию в рамках перекрестного Года культур России и Греции. Ее экспонаты - иконы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства - отражают эволюцию искусства Византии в Средние века.

Богоматерь с Младенцем. XII век

Выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее

Каждое из 18 произведений, представленных на выставке «Шедевры Византии», - настоящий памятник своей эпохи. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи экспонаты передали Третьяковской галерее афинский Византийский и Христианский музей и частные собрания Греции.

Одна из самых необычных икон экспозиции - сцены из жития великомученика Георгия. Она выполнена в технике высокого рельефа, что было несвойственно для православных иконописцев. Икона была создана во времена Крестовых походов, когда большое влияние на византийских мастеров оказывали художники из Западной Европы.

Ярким примером расцвета византийского искусства XIV века является двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», на обороте которой находится еще одна икона - «Распятие». Сохранилось изящное тонкое письмо, насыщенная цветовая гамма - гармония золотого и лазурного, - что было характерно для икон эпохи Палеологов. Так же изысканно выглядит и темперная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века, которая изображает распространенный иконописный сюжет. Иоанн Креститель написан крылатым, что символизирует его чистоту. На иконе Иоанн изображен как вестник пришествия и мученической смерти Христа.

Богоматерь Кардиотиса. 1-я пол. XV века

Великомученик Георгий со сценами жития. XIII век

Великомученица Марина. Конец XIV - начало XV века

В центре экспозиции расположена масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса» (в переводе с греческого - «сердечная»). Изображение младенца Христа и Богоматери проникнуто нежностью, лишено привычной строгости. Автор этой необыкновенной иконы - Ангелос Акотантос, известный греческий художников XV века.

Самый древний экспонат выставки прибыл в Москву из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом. Это серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века, на котором тонко выгравированы фигуры Христа и святых. Любопытно, что на кресте изображен редко упоминающийся святой мученик Сисиний. Надпись на рукояти гласит, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

Выставка «Шедевры Византии» проходит в главном здании Государственной Третьяковской галереи до 9 апреля. Экспозиция находится в зале №38, рядом с залами древнерусского искусства. Это соседство позволяет гостям выставки проследить параллели в русском и византийском искусстве тех лет.

"Шедевры Византии". В экспозиции всего 18 работ, но каждая из них – уникальный пример своего времени..

Рукоять кацеи. Около 1300 года. Фрагмент

Византия – это где?

Ангел. Фрагмент иконы

Византия – государство, появившейся на карте мира в 395 году, после падения Римской империи и раздела ее территории за западную и восточную часть. Всего через 80 лет после этих событий, Западная Римская империя прекратила свое существование, и Византия осталась единственной полноценной преемницей всех достижений Рима и античности. Ее столицу, Константинополь, стали называть вторым Римом. Отсюда Москва как столица Русского государства и преемница византийских традиций получила неофициальный титул Третьего Рима. Русские князья периодически женились на византийских принцессах, чтобы подчеркнуть эту связь. Государство Византия просуществовало до 1453 года, когда турки захватили Константинополь, превратив его в Стамбул.

"Богоматерь Одигитрия", XIV век

Византийское искусство всегда стояло на пороге между западно-европейским (читай – римско-католическим) и восточно-европейским (читай – древнерусским) искусством. Оно служило фильтром для традиций и новых тенденций, которые потом оказывали сильнейшее влияние на формирование художественных принципов в Киеве, Владимире и Новгороде, куда уезжали работать греческие мастера и их ученики. Икона "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный", представленная на выставке – современница произведений приехавшего на Русь из Константинополя Феофана Грека, знаменитого учителя главного русского иконописца Андрея Рублева. Русские мастера поначалу копировали греческие образцы, иногда добавляя к образу какие-то дополнительные элементы изображения. Образ "Богоматери Одигитрии" или "Путеводительницы" с Младенцем Иисусом на руках был одним из наиболее распространенных в византийском и древнерусском искусстве. К такому типу икон относится, к примеру, Тихвинская, Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божьей Матери. А вот Владимирская икона Божией Матери относится к другому типу – "елеуса" или "умиление". В отличие от Одигитрии, Елеуса прижимает Младенца к себе и касается щекой его головы.

Почему на выставке есть иконы, но нет скульптур? Они вообще были?

Великомученик Георгий, со сценами жития

Да, деревянные изображения Христа в византийском и древнерусском искусстве были. Некоторые исследователи считают, что Никейский собор в 325 году запретил создавать скульптурные образы святых. Это не так: Никейский собор составил предписания, как нужно рисовать иконы, но никакого списка четких запретов не было. Скорее всего, отсутствие широкого распространения скульптуры на Руси было связано с тем, что поначалу христианским проповедникам приходилось бороться с язычеством и идолопоклонством, поэтому традиции объемной пластики так и не сложилось. Хотя деревянные образы действительно создавались и в Новгороде, и в Пскове. На выставке представлен уникальный объемный рельеф "Великомученик Георгий, со сценами жития", где фигура святого выпирает над поверхностью иконы. Также в экспозиции можно увидеть кацеяю (кадило) с объемным изображением Богоматери и красивым чеканным орнаментом по контуру и шитый возду́х (покров) на Святые Дары, которые использовались в церковных процессиях.

Получается, что все византийское искусство было религиозным?

Процессионный крест. Конец X века

Нет, это не так. Византия была светским государством, хотя очень набожным. При дворе Комнинов, Палеологов и Ангелов всегда существовало большое количество мастеров, прославляющих своим искусством роскошь и богатство императора. Сохранилось много серебряных кубков, золотых чаш, украшенных драгоценными камнями и эмалью, резных изделий из кости и ювелирных предметов. Но на выставке они, к сожалению, не представлены. В этот раз в Третьяковскую галерею приехали экспонаты из собрания Византийского и Христианского музея, музея Бенаки, и коллекции Велимезиса и Маргаритиса. Они находятся в соседних залах с произведениями древнерусского искусства, чтобы гости смогли сравнить эти варианты православной иконописи и почувствовать их близость и уникальные особенности.

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

Бывает ведь так, и у вас, наверное, тоже — ждешь от события чего-то необычного, идешь с таким настроением, что прикоснешься к прекрасному или хотя бы интересному. Так вышло у меня с выставкой «Шедевры Византии», статью о которой я прочла на сайте Арнамик Информ, и впечатлилась.

Может еще, сработала ассоциация с проходящей в это же время в Третьяковке выставкой «Шедевры Ватикана», распиаренной настолько, что билеты на нее невозможно купить задолго до окончания.

Как бы то ни было, собрались. В Третьяковской галерее мы бываем время от времени, поэтому экспонаты постоянных экспозиций нам знакомы. Шли именно на «Шедевры Византии».

Выставка размещается в 38 зале.

Можно, проходя через множество предшествующих ему залов, окинуть взглядом картины любимых художников, кивнув им, словно приветствуя хороших знакомых. Репин, Суриков, Перов, Иванов, Врубель, Куинджи, Верещагин — все на местах.

А вот и «Шедевры Византии». Посмотрим…

На выставке всего 18 экспонатов, представляющих произведения византийского и поствизантийского искусства, привезенных в рамках культурного обмена из музеев и частных собраний Греции.

Иконы, кацеи, воздУхи, экземпляры Библии — все это должно показать единство культуры русской и византийской. И обозначить византийские предметы поклонения как источник вдохновения русских мастеров.

Хотя в целом к иконописи я отношусь ровно, без благоговейного поклонения, на выставке оказались экспонаты, поразившие мое воображение.

Это даже не вырезанный из дерева образ Великомученика Георгия XIII века из Афин (он слева на фото, молодой человек пристально рассматривает его) — уж резных икон и резных деревянных скульптур я насмотрелась, путешествуя по миру.

Удивили меня двусторонние иконы. Таких оказалось две. Одна «пара» с изображением с одной стороны того самого Великомученика Георгия со сценами жития, а с другой — Великомучениц Марины и Ирины. Вторая — с изображением с разных сторон Богоматери с младенцем и Распятия с другой стороны.

Самым древним экспонатом выставки считается процессионный крест Х века, созданный в правление Македонской династии.

На нём выгравированы образы Иисуса Христа, Богоматери, некоторых святых.

В общем, экспонаты выставки «Шедевры Византии» — да, вызывают почтение… Но культурного шока я не испытала.

Повторюсь, я не знаток и не ценитель храмовой живописи. Мне сюжеты показались знакомыми. Так, окинула взглядом. Можно пытаться заставить себя прочувствовать «пыль веков», глядя на изображения, но не сложилось.

Скажу честно, выставка оставила равнодушной. Видать, недостаточно развит мой культурный уровень.

Сожалею, что не смогла передать и донести до вас, дорогие читатели, то прекрасное и возвышенное, которое, вероятно, надеялись вызвать организаторы выставки. Предлагаю сходить самим и посмотреть. Выставка продлится ориентировочно до 9 апреля, если не продлят, как это бывает. Лучше, если сложится свое впечатление.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...