Во сколько начинается праздник пасхи. Несколько ритуалов, которые помогут добиться желаемого в пасхальную ночь

Пасхальная проповедь

Христос воскресе!

От избытка неземной радости приветствую я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.

И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!»

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величе-ственной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пас-хальную ночь.

Пасхальное Богослужение воистину подобно великолеп-нейшему пиру, который Господь приготовил всем прите-кающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святи-теля Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим суще-ством. «Блажен, кто от первого часа трудился», — это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе со-мнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже пре-клонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедле-ния, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует».

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг… Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь.

Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и бла-городный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее… И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому че-ловеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощу-щают преизобильно излившуюся светлую радость Воскре-сения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть ис-тинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа — это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смыс-ла Христовой жизни.

Если бы Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Хри-стос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!

Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопе-ние и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страда-ниями: «Освяти их истиною Твоею… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 17.13).

И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства.

При Своей земной жизни Спаситель произносил неодно-кратно драгоценные для верующей души слова: «…Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19), «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и ра-дость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11).

Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возмож-ность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.

Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть со-единены и подобием воскресения… Если мы умерли со Хри-стом, то веруем, что и жить будем с Ним».

«Пасха, двери райские нам отверзающая», — поем мы в Пасхальном каноне.

Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пас-хальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства — Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и пото-му так ликующе-радостно пасхальное Богослужение нашей Православной Церкви.

Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой четыредесятницы. И ес-тественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.

Глубочайший смысл Воскресения Христова в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям. И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.

Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апо-столам.

Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: «Христос воскресе!» — и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Гос-подня.

Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие не-колебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем безсмертии.

Христос есть Жизнь!

Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жиз-ни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескон-чаемой для тех, кто будет верить в Него.

Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Гос-поде.

Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью.

Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.

Праздновать Пасху — это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.

Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком.

Праздновать Пасху — это значит всем сердцем и помыш-лением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его — дар воскресения и любви.

И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной люб-ви.

Христос воскрес!!!

Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.



Во сколько начинается пасхальная служба в церкви – это правильный вопрос, который многие верующие задают себе в Страстную субботу. Если решено посетить пасхальную службу в этом году, то заранее следует ознакомиться с тем, когда именно она начинается в конкретном храме. Хотя, тут имеются свои церковные каноны, которых во всех храмам стараются придерживаться.

Важная информация по пасхальной службе

Пасхальные моления начинаются еще в Великую субботу. Напомним, что это последний день Великого поста, который всегда бывает прямо перед Пасхой. Каждый год, соответственно, дата Страстной субботы тоже будет разной, потому что, зависит напрямую от даты Пасхи. Собираются люди на службу заранее и наступление самой Пасхи – это полночь, отмечают именно в храме. Как готовится .

В ночь с субботы на воскресенье, то есть, в ночь на Пасху, в храмах читаются Деяния святых апостолов. Они рассказывают о том, как были свидетелями светлого воскресения Иисуса Христа. Заканчивается именно субботняя служба крестным ходом, который является предвестником заутренней. Крестный ход идет вокруг церкви.

Богослужение в честь наступления Пасхи длится, как правило, с позднего вечера субботы и до 2-3 часов утра в воскресенье. Если планируете брать с собой детей, то нужно быть точно уверенными, что во время долгой службы ни не будут капризничать и отвлекать людей, которые пришли в храм помолиться.




После того, как завершается крестный ход, это происходит, как правило, около полуночи, начинается утреня. Потом она переходит в Божественную литургию, после которой можно причаститься таинствами Христовыми. Если решено причащаться после пасхального богослужения, то нужно заранее исповедаться и получить у священника на это благословление. Конечно, если проигнорировать эти правила, то никто не откажет в причастии. Но следует помнить, что истинная суть этого таинства – причащаться, будучи чистыми телом и духом, а не превращать все просто в спектакль для галочки.

Несколько важных правил, как вести себя во время пасхальной службы в храме:
Ни в коем случае в течение службы нельзя поворачиваться к алтарю спиной;
Мобильные телефоны отключить уже при входе на территорию храма;
Если берете с собой детей, то нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо, понимали суть происходящего, не бегали вокруг и не отвлекали людей;
Во время чтения священник часто осеняет себя крестом и Евангелием, не обязательно каждый раз тоже креститься, но обязательно нужно кланяться в такие моменты.
Обязательно креститься нужно каждому верующему, который находится на службе в храме, при словах: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».
Осенять себя крестом нужно трижды при входе в храм, а также трижды при выходе из храма.
Во время пасхальной службы не принято троекратно целоваться и дарить друг другу крашеные яйца, это нужно сделать уже после того, как служба закончится.
Одежда должна быть чистой и скромной. Не стоит приходить в храм в брюках женщинам, без покрытой головы.
Креститься всегда обязательно нужно без перчаток.
Также обратите внимание, что нельзя в ходе богослужения громко разговаривать друг с другом или разговаривать по телефону.

Совет! Бывает так, что человек покрестился, казалось бы, невпопад. Не нужно переживать по этому поводу и нервничать, потому что, креститься можно в любой момент и общим правилам поведения в церкви, это, конечно, не противоречит. Если жест был совершен по порыву души, то ничего предосудительного в этом нет.

Когда начинается служба

Итак, во сколько начинается пасхальная служба в церкви? Это самая важная ночь для каждого православного верующего человека, готовиться к которой, начинают еще с вечера четверга. В этот день пекут куличи, красят яйца. В Страстную пятницу ничего не делают, в субботу обязательно идут с корзинкой в храм, чтобы освятить еду. Затем вечером в храм возвращаются, чтобы отстоять праздничную службу в честь Светлого Христова Воскресения. Как приготовить .

Как правило, служба начинается в субботу около 23.00 и заканчивается уже в воскресенье утром, где-то в 2-3 часа утра. После первого часа службы совершается крестный ход вокруг храма, после которого священник объявляет всем о том, что Пасха наступила и Христос Воскрес.

Во время вечерней службы в Великую субботу священники рассказывают о том, что писали святые апостолы, которые были реальными свидетелями Воскресения Христа. Богослужения начинаются уже в 23.00, так что, к этому времени можно собираться в храме. После крестного хода все возвращаются в храм, служба и молитвы продолжается.




Конечно, мирской человек, который решил провести праздничную пасхальную ночь в храме и принять участие в Богослужении, должен правильно себя вести. О таких правилах поведения, которые помогут чувствовать себя «в своей тарелке», уже рассказывалось в нашем материале. Обязательно еще раз прочтите свод правильного поведения в храме, чтобы от праздничной службы остались только приятные моменты и воспоминания. Какого числа .

Теперь вы можете сориентироваться, во сколько начинается пасхальная служба в церкви. Сама служба начинается в 23.00, но в эту ночь много верующих приходит в храмы, так что, чтобы попасть внутрь и занять там удобное место, следует прийти в храм заранее. Тем более, там всегда есть, чем заняться: помолиться, поставить свечки, подумать о предстоящей Пасхе о том, что произошло именно с вами, с вашей духовной жизнью за столь долгий пост и столь долгий период подготовки к Пасхе.

Праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом начинаются в свое время. Но от будничного богослужения отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на до самого Вознесения.

Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.

Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.

Продолжение пасхальной службы

После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос !» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.

Более тридцати лет - с марта 1953 года почти до самой кончины в декабре 1983 года - отец еженедельно выступал на радио «Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере - отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых дверей ее и наступает последняя минута перед взрывом пасхальной радости, мы в глубине сердца задаем себе тот же вопрос, что был в сердцах женщин, пришедших рано утром, едва возсиявшу солнцу (), ко гробу Христа. Вопрос этот: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (). Совершится ли это чудо, станет ли еще раз ночь светлее дня, наполнит ли нас еще раз эта ничем не объяснимая, ни от чего в мiре не зависящая радость, которая всю эту ночь и еще столько дней будет звучать пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый светом храм, мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню, но где-то в душе вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в мiре, наполненном страданием, враждой, ненавистью, войнами? Что значит воспевать «смертию смерть поправ» и слышать, что «мертвый ни един во гробе», когда смерть все еще остается единственной земной достоверностью? Неужели Пасха, вся эта светлая ночь, все ликование - лишь минутный уход от реальности, лишь на краткое время даруемая нам возможность духовного забытья, за которым наступают те же будни, та же серая действительность, тот же счет неумолимо убегающих дней, месяцев, лет, та же гонка к смерти и небытию?

Ведь нам давно уже твердят, что религия - это выдумка, самообман, опиум, примиряющие человека с его трудной судьбой, мираж, который все время рассеивается. И не более ли достойно человека от миража этого отказаться и трезво взглянуть в лицо действительности?

Что сказать на это? Быть может, примерно следующее: «Не может все это быть просто выдумкой! Невероятно, чтобы столько веры, столько радости, столько света целых две тысячи лет было всего лишь опиумом, бегством от действительности, миражом! Может ли мираж длиться веками?»

Ответ этот, конечно, веский, но все же еще не окончательный. И надо прямо сказать, что такого окончательного и всеобъемлющего ответа, какой можно было бы напечатать в виде «научного объяснения» пасхальной веры, - такого ответа нет. Здесь каждый может сви­детельствовать только о собственном опыте, говорить только за себя. Но вот, всматриваясь в этот опыт, когда вдруг находишь в нем то, на чем зиждется все остальное, - нечто такое, что освещает все ослепительным светом, в котором, действительно, как воск от лица огня (), тают все сомнения, все вопросы.

Что же это за опыт? Я не могу его иначе описать, иначе определить, как опыт живого Христа. Не потому я верю в Христа, что мне с детских лет дано было раз в году участвовать в пасхальном торжестве, нет! Но потому и возможна Пасха, потому и наполняется светом и радостью эта единственная ночь, потому и звучит с такой победной силой это приветствие «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», что сама вера моя родилась и вечно рождается из опыта живого Христа. Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что всякий раз, открывая Евангелие и читая слова Христа, я мысленно, но от всего сердца, от всего существа своего повторяю то, что сказали слуги фарисеев, посланные арестовать Его и не сделавшие этого: Никогда человек не говорил так, как этот Человек ().

Итак, первое, что я знаю, - это то, что учение Христа живо и нет в мiре ничего с ним сравнимого. Но учение это о Нем, о жизни вечной, о победе над смертью, о любви, побеждающей и преодолевающей смерть. И я знаю также, что в жизни, где все кажется таким трудным, никогда не изменит, никогда не подведет одно - внутреннее убеждение, что Христос со мной. Не оставлю вас сиротами; приду к вам (), - говорит Он и приходит, и приход этот знает сердце. В молитве, - в этом трепете души, в ее несомненной радости о таинст­венном присутствии Христовом и в храме, и в моей жизни - все время растет этот опыт, это знание, эта очевидность: Христос здесь. В радости и печали, в толпе и одиночестве эта несомненность Его присутствия, эта сила Его слова, эта радость веры в Него - единственное доказательство. «Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли?» И потому все христианство есть не что иное, как все новое переживание этой веры, ее воплощение в словах, звуках, красках.

Неверующему все это может показаться и вправду миражом. Он слышит только слова, видит только «непонятные церемонии» и пытается объяснить их извне. Но для верующих они светятся изнутри - не как доказательство, но как плод их веры и ее жизни в душе, в мiре, в истории. Пасха - не воспоминание о событии далекого прошлого, а реальная встреча в счастье и радости с Тем, в Ком сердце наше узнало и всегда узнает, встретило и всегда встречает Жизнь всей жизни, Свет всякого света. Вся пасхальная ночь - это свидетельство о том, что Христос жив и пребывает с нами, что мы живы и пребываем с Ним. Вся она - призыв увидеть, пережить, принять «зарю таинственного дня», Царства любви и света. «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует…» - поет Церковь, ликующая в вере, надежде и любви.

Христос Воскресе!

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

Традиционно на Пасху праздничный завтрак начинается рано (примерно в 5 утра), поэтому сразу ложиться спать не стоит. Верующему необходимо собрать богатый стол из праздничных угощений и позавтракать со своими родными и близкими.

Церковные традиции запомнить несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы. Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...