Воплощение бога вишну. Дневник Ведической Культуры: Воплощения Кришны

ДЕСЯТЬ АВАТАР ВИШНУ – ДЕСЯТЬ ПЕРИОДОВ УКОРЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАРОДЫША И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДЫ БУДДЫ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).

Tags: Аватары Вишну, периоды укоренения творческого зародыша, реализация природы Будды, ненасилие, двойственность и Веды, млеччха

ВИШНУ (Тиб. khyab-’jug, ཁྱབ འཇུག; Санскр.Vişņu, विष्णु) - "враг жертв" (Тиб. sByin-dgra, སྦྱིན དགྲ; Санскр. yajñari, यज्ञरि), Хранитель Мира, проникающий Собой, согласно [Теософский словарь], второй в Единой Троичности (Тиб. gsum ldab, གསུམ ལྡབ; Санскр. trimūrti, त्रिमूर्ति), символически представленной как AUM.
ДЕСЯТЬ АВАТАР ВИШНУ В МИРОВЫХ ПЕРИОДАХ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭРАХ.
Его Божественные аватары
(Тиб. "jug-pa, འཇུག པ; Санскр. avatāra, अवतार), согласно [Бхагавата-пурана, интернет], неисчислимы. Каждая из Аватар (воплощений) Вишну олицетворяет этап развития Вселенной от самых низших до самых высших форм.
Десять [код Целостности в Единстве] главных аватар Вишну соответствуют периодам укоренения и развития творческого зародыша и реализации природы Будды:
АЗОЙСКАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.

[Первый из Богов, Творец Всего, Хранитель Мира] Брахма (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो) сажает свой творческий зародыш в ил (или гиль), т.е. в однородное отложение Хаоса или Великой Глуби, неупорядоченной обусловленностью, – первый принцип, из которого была сформирована Вселенная объектов.
САТЬЯ-ЮГА - золотой век, "век радости" или духовной невинности человека.
ПАЛЕОЗОЙСКАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.
1. Матсья (Тиб. Nya, ཉ; Санскр. Matsya, मत्स्य) – Рыба. Символ чрева-входа, утробы (Тиб. Mngal-sgo, མངལ སྒོ; Санскр. Hiraņyagarbha, हिरण्यगर्भ) или Золотого зародыша.

Матсья - Наставник людей в Мудрости. Воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого [Единородного Светодателя] Ману (Тиб. shed-bu, ཤེད བུ; Санскр. Manu, मनु) Вайвасвату (Санскр. Vaivasvata, वैवस्वत), Праотца послепотопной человеческой расы, т.е. нашего пятого человеческого рода, а также многих риши (Тиб. drang-srong, དྲང སྟྲོང; Санскр. ṛṣi, ऋषि) [из третьего класса лунных предков Питри (Санскр. pitṛi, पिति्), “вдохновленных” адептов-мудрецов, их состояние - Не-Сущий] и семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль. Согласно версии «Бхагавата-пурана», Вишну в этой аватаре также убивает [Космогонически, активизация на смену плана Бытия] демона Хаягриву (Тиб. rta mgrin, རྟ མགྲིན; Санскр. Hyagrīva, हयग्रीव) [это образное имя Вишну] и возвращает похищенные демоном четыре Веды (Тиб. rig byed, རག བྱེད; Санскр. Veda, वेद) [т.е. Божественное знание].
Эта первая аватара также будет Его десятым, последним воплощением в конце Кали-Юги (Тиб. rtsod-pa"i dus, རྩོད པའི དུས; Санскр. Kaliyuga, कलियुग), т.е. в 28-ом веке (т.е. 28*4320000 лет) 7-ой манвантары (периода проявления, т.е. 7*308448000 лет). Он начался 4500 лет назад.
МЕЗОЗОЙСКАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.
2. Курма
(Тиб. rus-sbal, རུས སྦལ; Санскр. Kūrma, कूर्म) – Черепаха, морское чудовище. Символ Земли, выходящей из [Первичного] Океана или из Хаоса, Высшей психической области Разума. Вишну в виде черепахи погружается на дно мирового океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности.
В этот период [те, кто взошли на Небо (Тиб. lha yul, ལྷ ཡུལ; Санскр. divaṁ, दिवं) после Сотворения из уст Праджапати-Прародителей (Тиб. sKye-dgu"i bdag-mo chen-mo, སྐྱེ དགུའི བདག མོ ཆེན མོ; Санскр. prajāpati, प्रजापति) при Свете Дня (Санскр. divā, दिवा)] Боги [(Тиб. lha.ma, ལྙ མ; Санскр. sura, सुर) или Дэвы (Тиб. Lha, ལྷ; Санскр. Deva, देव)] и [Высший дух, выдохнутый Брахм (ब्रह्मो)] асуры (Тиб. lha.ma.yin, ལྙ མ ཡིུན; Санскр. asura (असुर) устанавливают на черепахе гору Мандару (Cанскр. मंदर) в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея [Вечности, царя змеев-нагов] Васуки (Санскр. Vāsukī, वासुकी), начинают пахтать океан, из которого добывают [нектар Богов, несущий Бессмертие] амриту (Тиб. bdud-rtsi, བདུད རྩི); Санскр. Amŗta, अमृत), [жену Вишну] Лакшми (Санскр. Lakşmī, लक्ष्मि), луну (Тиб. chang, ཆང; Санскр. Candra, चान्द्र), [“многоводную” Небесную танцовщицу] апсару (Тиб. lhaI bu mo, ལྷལ བུ མོ; Санскр. apsaras, अप्सरस्), [повелительницу апсар] Рамбху (Санскр. rambhā, रम्भा), [непосредственное проявление первого принципа как Коровы изобилия] Сурабхи и некоторые другие Священные существа и предметы.
КАЙНАЗОЙСКАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.
3. Вараха
(Тиб. PHag pa, ཕག པ; Санскр. Varāha, वराह) – Белый вепрь, боров, спасающий Землю. Изначально, он – Прародитель-Праджапати (Тиб. sKye-dgu"i bdag-mo chen-mo, སྐྱེ དགུའི བདག མོ ཆེན མོ; Санскр. prajāpati, प्रजापति), муж Земли (Санскр. pṛthvī, पृथ्वी) [т.е. муж Пространства, Мира, Солнечной системы или Психической сути], который удерживает Землю на плаву, раскатывая ее в акте Творения.
Земля творится в [одном из пяти первоэлементов (Тиб. "byung ba chen ро འབྱུང བ ཆེན པོ; Санскр. Pañcabhūta, पञ्चभुत)] в Водах, упорядочением и обнаружением уже существующих элементов [т.е. Высшего эфира Акаша и огня Агни], повторным их восстановлением после разрушения (в том числе, после Потопа).
Он разделил Землю на 7 материков (Санскр. dvīpa, द्वीप) [т.е. на 7 принципов, оккультно, Семь центров, на которых были рождены (или укорены) одновременно Семь первичных групп первой коренной, еще призрачной, расы], создал 4 мира: Землю, Эфир, Небеса, Нижниий мир.
Его сын – Гхора (Санскр. ghora, घोर), Ужасающий – символ Сансары (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར བ; Санскр. Saṁsāra, संसार) или обусловленного временнОго существования в мире страданий.
[Изида, Т. 2, с. 330, 351-352; Пураны. В кн.: Легенды о Кришне, с. 99; Ведические предания, с. 290].
Чтобы спасти землю, которую [златоглазый] демон Хираньякша (Санскр. hiraṇākṣa, हिरण्याСक्ष), [Высший дух, выдохнутый Брахмо (ब्रह्मो)] асура (Тиб. lha.ma.yin, ལྙ མ ཡིུན; Санскр. asura, असुर), сын Богини Земли Дити (दिती) и одного из Семи Мудрецов Кашьяпы (Тиб. ka shya pa, ཀ ཤྱ པ, ‘od-srungs, འོད སྲུངས; Санскр. Kāçyapa, काश्यप), утопил в Мировом океане (в Патала-локе), Вишну воплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся 1000 лет (код Целостности с тремя обскурационными планами Бытия), и поднял Землю из Вод на своих клыках [аллегория проявления Земли из Первичного океана или Хаоса, т.е. неупорядоченного обусловленностью состояния].
4. Нарасимха (Санскр. Narasiṃha, नरसिंह) - человек-лев». Как Нара Синх – это последняя животная стадия. В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании старшего брата Хираньякши, убитого Варахой, [“имеющего золотую одежду”] демона-асура Хираньякашипу (Санскр. Hiraṇykaçipa, हिरण्यकशिप), которого разрывает на куски, приняв облик Нарасимхи - чудовища с туловищем человека и головой льва.
ТРЕТА-ЮГА - серебряный век или век [второго из пяти первоэлементов] огня (Тиб. me, མེ.; Санскр. agni, अग्नि). - Период верховенства человека, великанов и сынов Божиих.
“ЭРА УМА ИЛИ ВЕК ЧЕЛОВЕКА”.
5. Вамана
(Тиб. mi"u thung, མིའུ ཐུང; Санскр. Vāmana, वामन) - Коротышка, Карлик, форму которого принял Вишну. - Первая попытка Природы создать человека.
Вишну принял форму гнома (карлика), чтобы хитростью выманить Мировое господство у асура Бали (Санскр. balī, बली), царя дайтев, который, благодаря своим аскетическим подвигам, получил власть над Трилокой - тремя мирами (небом, землёй, подземным миром) и подчинил [лучезарных Божеств] дэвов (Тиб. Lha, ལྷ; Санскр. Deva, देव). Когда Мать богов [и Корень Природы] Адити (Тиб. nyi ma, ཉི མ; Санскр. Aditῑ, अदिती) воззвала к Вишну о помощи, Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл всю Вселенную, но от третьего шага воздержался, после того, как Бали предложил под него свою голову.
6. Парашурама (Тиб. Ra ma’i dgra sta, ར མའི དགྲ སྟ; Санскр. paraçurāma, परशुराम) - Рама с топором. Парашурама - как Герой, но все еще несовершенный человек. Воплотившись в сына риши-брахмана [воплощения Индры, одного из Семи Создателей] Джамадагни (Санскр. Jāmadagni, जामदग्नि – Поедающий огонь) и Ренуки (Санскр. Renukâ, रेनुका) – в Парашураму, Вишну истребил множество [воинов, созданных из рук Брамы] кшатриев (Тиб. dbang shugs chen po, དཔང ཤུགས ཆེན པོ) и передал главенство в Мире и власть над Землей [жрецам высшей касты] брахманам (Тиб. bram ze, བྲམ ཟེ; Санскр. brāhmaņa, ब्राह्मण) как месть за гибель отца. Он очистил Землю от кшатриев, но он не уничтожил [царя Ведехи] Джанаку (Санскр. Janaka, जनक) как устроителя Ведических жертвоприношений [почитания Богов] Яджна (Санскр. Yajna, यज्ञ), и [десятикратно чтимого] Дашаратху (Санскр. Daçaratha, दशरथ) как жениха очередной жены .
Божественный промысел всего этого заключался в том, что Джанаке суждено было стать отцом Ситы, женского аспекта Рамы, а Дашаратхе – отцом Рамы. Кроме того, так или иначе, уцелели и некоторые другие кшатрии.
[Легенды о Кришне, с. 386; Трипура-Рахасья, интернет].
7. Рама (Тиб. Ra ma, ར མ; Санскр. Rāma, राम) – Очаровательный, старший сын [“имеющего 10 колесниц”] царя Дашаратхи (Санскр. Daçaratha, दशरथ) [т.е. Владыки 10-ти ричной Целостности] из Солнечной расы Пандавов (Тиб. Skya-bseng, སྐྱ བསེང; Санскр. pāṇḍava, पाण्डव).
Рама - Самосотворенный, Властелин Мира, Первопричина Трех миров (Тиб. srid-gsum (སྲིད‍ ‍ གསུམ; Санскр. Tri-loka, त्रिलोक) или Логосов:
- мира страстей, или нашего мира (Тиб. ‘dod. khams, འདོད ཁམས; Санскр. Kāmadhātu, कामधातु, Kāmaloka, कामलोक);
- мира форм, где существа обладают формой, но не имеют физических тел (Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས ཀྱའི ཁམས; Санскр. Rūpadhātu, Rūpaloka;
- мира бесформенного, где обитают Высокие духи (Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས མེད ཁམས; Санскр. Ārūpadhātu или Arūpaloka.
[Буддийская энциклопедия, интернет].
Рама разрушает равновесие Духовного мира, убивая себя или своего сводного брата по имени Рака (букв.: день полнолуния, день для Оккультной практики) - условие Материализации Изначального.
Его женский аспект Сита (Тиб. Rol, རོལ; Санскр. Sītā, सीता – Борозда), аватар [женского аспекта Вишну] Лакшми.
Рама - смертный царь, и этот Бог-смертный получает Откровение о своей Божественности. Он - принц и царь Айодхьи (Хинди, अयोध्या) [плоскогорье в Индии], воплощение Вишну как идеального царя и мужа. - Физически, Совершенный человек. Его ближайший друг и советник – [царь обезьян] Хануман (Санскр. Hanumān, हनुमान्).
ДВАПАРА-ЮГА - бронзовый век, век смеси чистоты и нечистоты (Духа и Материи), век сомнений.
8. Кришна (Тиб. Nag po pa, ནག པོ པ; Санскр. Kṛṣṇa, कृष्ण) – Тёмный или Всепривлекающий. - Пуруша (Тиб. skyes-bu, སྐྱེས བུ; Санскр. Puruşa, पुरुष), Верховное, чистое сознание, и [основополагающая природа, Первоматерия] Пракрити (Тиб. rang bzhin. རང བཞིན; Санскр. Prakŗti, प्रकृति) в ее целостности, и Седьмой принцип, Божественный дух в человеке.
Метафизически, Он представляет Эго, соединенное с Атма-Буддхи (Санскр. Ātma-Buddhi, आत्म-बुदधि), т.е. с первым и вторым Принципом в человеке, или Вселенский Разум, луч от Мировой души, с Вселенским духом, Божественной монадой, потенциальностью ума.
[Скрижади, с. 279; Теософский словарь, с. 452].
Цель этого воплощения Вишну - спасение человечества от [черной] богини Кали (Санскр. Kālī, काली), Богини смерти, разрушения и человеческих страданий, супруги Шивы (Тиб. zhi ba, ཞི བ; Санскр. Çiva, शिव). Кали - наилучшая эмблема для представления "падения человека": падения духа в деградацию Материи со всеми ужасающими результатами этого. Прежде, чем когда-либо достигнуть Мокши (Тиб. thar-pa, ཐར པ; Санскр. mokṣa, मोक्ष), устойчивого сияния Высшей Сущности, пребывающей в совершенстве, или, Нирваны (Тиб. Mya-ngan -‘das , མྱ ངན ལས འདས པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण), состояния угасания многообразия, прекращения иллюзорной множественности эмпирического мира, обители благословенного Мира и Духа, мы должны избавиться от Кали.
[Изида, Т. 2, с. 352-353].
В таких традициях Кришнаизма, как Гаудия-Вайшнавизм, Нимбарка-Сампрадая и Валлабха-Сампрадая, Кришна считается не аватарой, а Сваям-Бхагаваном (svayam bhagavān), верховной формой Бога и источником как всех аватар, так и самого Вишну.
Кришна проявился вместе со своим старшим и сводным братом Баларамой (Санскр. Balarāma, बलराम), “изъятым” или “вспаханным зародышем”. Большинством течений в Вайшнавизме Баларама также принимается как аватара Вишну. В версиях списка дашаватар (Санскр. daśāvatāra, दशावतार), т.е. десяти аватар Вишну, в которых не содержится упоминание о Будде, Баларама упоминается как девятая аватара Вишну. Согласно «Бхагавата-пуране», Баларама - воплощение Ананта-Шеши (Тиб. Mu-khyud-mtha’-yas, མུ ཁྱུད མཐའ ཡས; Санскр. Ananta, अनन्‍त), Бесконечности, Змия Вечности, плавающим в Водах Космического океана. На кольцах этого Змия возлежит Вишну.
КАЛИ-ЮГА - железный век, век мрака, страдания и печали.
9. Гаутама Будда (Тиб. Go"u ta ma Sangs-rgyas, གོའུ ཏ མ སངས རྒྱས; Санскр. गौतम बुद्ध) – Просветленный, лила-аватар, среди других 25-ти лила-аватар, согласно [Бхагавата-пурана, Википедия, интернет], т.е. воплощений Верховного Господа, в которых Он приходит в Материальный мир, чтобы явить Свои духовные игры (Тиб. rol-pa (རོལ པ; Санскр. Līlā, लेला), ибо “Деяния Божества суть Лила".
Но Буддисты отрицают Доктрину, утверждающую, что Будда является воплощением Вишну, ибо Учение Будды отвергает авторитет Вед. Поэтому, с точки зрения ортодоксального Индуизма, Буддизм относится к неортодоксальным (Санскр. nāstika, नास्तिक), т.е. еретическим течениям.
Но Будда отвергал не столько Веды, сколько их использование с целью совершения кровавых жертвоприношений, – своего рода, хитрость Будды [во всех духовных учениях есть понятие о том, что “Господь хитрее”]. Ибо эпоха Кали-юга, в которую пришел Будда, это эпоха мясоедов-млеччха (Тиб. kla-klo, ཀླ ཀློ; Cанскр. mleccha, म्लेच्छ), согласно текстам [экзотерическим писаниям брахман] Пураны (Тиб. sngon, sngon rab, སྔོན རབ; Санскр. Purāņa, पुराण), в частности, Бхави́шья-пура́на» (Санскр. Bhaviṣya purāṇa, भविष्य पुराण). А принцип Ахимсы, имеющий первостепенное значение в Буддизме, - принцип ненасилия, стремления жить таким образом, чтобы не причинять вред любому живому существу (даже растению или насекомому!) своими поступками, словами и даже мыслями [напоминаем, что Вишну - "враг жертв", в своей первой аватаре Матсья, спасает (Божественное знание) Веды; напоминаем также, что любое Писание, прежде всего, - Космогония и Завет безопасного существования в сфере слепого и стихийного уравновешивания].
Поэтому цель этой аватары Вишну:
- разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы;
- выявить порочных и нестойких в Вере людей, возбудить в них сомнение в святости Вед и в необходимости исполнять священные обряды, а потом погубить их.
Хотя Будда и упоминается в важнейших писаниях Индуизма, включая почти все Пураны.
10. Калки (Тиб. Rigs-ldan, རིགས ལླྴ; Санскр. kalkī, कल्कि) - Вечность, или Время, или Разрушитель порока, Мессия и Черная аватара Вишну на белом (символ Духовного мира) коне (т.е. носителе Света) со сверкающим мечом в руке. Он истребляет злодеев, восстанавливает Дхарму (Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) [т.е. ТО, на чем держится Космос, что удерживает нас от страданий и не дает развиваться Причинам] и подготавливает грядущее возрождение Мира. Это "Тот, кто прекращает вырождение и зло".
У Буддистов последней аватарой считается пятая. Когда придет Майтрейя-Будда, тогда наш нынешний мир будет разрушен, и новый, лучший мир заменит его. Но Будда в грядущем и последнем своем проявлении - как десятый аватар, ибо каждая Единица, как андрогин, проявляется вдвое, хотя Буддисты отвергают это двуполое воплощение [ибо Мир Брахмана – Един, Не-двойственен (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས སུ མེད པ; Санскр. Advaita, अद्वैत) – один из принципов, имеющих первостепенное значение в Буддизме] и насчитывают их только пять. Таким образом, в то время, как Вишну последний раз приходит в своем десятом воплощении, Будда, как сказано, сделает то же самое в своем пятом воплощении.
[Изида, Т. 2, с. 330, 351-353].
Десятая Его аватара - единственная «будущая», Мессианская аватара, и явится она, согласно Пуранической хронологии, в конце Кали-юги, то есть в конце настоящей эпохи в Индуистском временном цикле, которая закончится в 428 899 году н. э.
[Дашаватара. Википедия, интернет].
Поскольку все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, и, изменяя себя, человек изменяет мир, согласно [Википедия, интернет], этот процесс проходит и на внутреннем, и на внешнем уровне как Единый процесс в отображениях.
На внутреннм уровне
- это сведение воедино энергий-ветров (Тиб. rlung, རླུང; Санскр. Vāyu, वाभु). Так, у термина, обозначающего касту (Тиб. rigs dma" po, རིགས དམའ་པོ; Санскр. Varņa, वर्ण), также есть и другое значение - природа Будды. Собирая энергии-ветры в Центральном канале и в источнике блаженства - уме Ясного света (Тиб. ‘od gsal, འོད གསལ; Санскр. prabhāsvara, प्रभास्वर) [Единой жизни как Бесконечного сознания] - Калки реализует природу Будды.
На внешнем уровне
– это объединение различных каст подданных [Внутренней Реальности особых состояний, достигаемых в процессе Восхождения человека] Шамбалы (Тиб. bde "byung. བདེ འབྱུང; Санскр. Ṣambhala, षम्भल). Ибо линия Калки – правители Шамбалы, земли, которой Будда доверил хранить учения Калачакры (Тиб. dus-‘khor (དུས འཁོར; Cанскр. Kālacakra कालचक्र) – т.е. доктрине о тождестве Макрокосма и Микрокосма (человека) или о тождестве Вселенной с человеком. Учение Калачакра – это астрономо-астрологическая система и Учение о Времени как об общем динамическом принципе, а также о способах управления временем, вплоть до полной его остановки, ибо если остановить движение энергии, то остановится и время, а если изменить движение энергии, то это изменит и время, [Тибет. Сияние Пустоты, с. 293, 279, 146, 152, 194]. Гармоничное объединение всех каст в [мистической диаграмме] мандала (Тиб. dkyil-‘khor, དཀྱིལ འཁོར; Санскр. Maṇḍala, मण्डल) Калачакры и дарование им посвящения пробуждает в каждом природу Будды.
[А.Берзин. Внешняя и внутренняя Калачакра: Краткий обзор первых двух глав Калачакра-тантры, интернет].
Так, десять Его аватар предназначены для укоренения и развития творческого зародыша и реализации природы Будды, т.е. для Материализации и Дематериализации Изначального, если Точка отсчета – Мир пределов. Запредельно, эта Божественная игра-лила есть Майя (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ མ; Санскр. Māyā, माया), иллюзия совокупности всех крайностей как модель Божественного замысла Созидающего.
Список Десяти аватар приводится в «Гаруда-пуране» (1.86.10-11). Там также выделяются те аватары, чья миссия была наиболее важной. Большинство аватар в этом списке характеризуются как лила-аватары.
[Сайт “Академик”, Википедия, интернет].

Немного информации о последнем аватаре - Калки, который по данным расчётам может придти в наше время. А значит принести с собой огромные изменения.

Это попытка посчитать его примерный приход в переводе на наш современный календарь, так как то, что пишется в Ведах, - это вовсе не наши года, поэтому пытаться сопоставить разные единицы измерения времени - приводят к непониманию.
Главным образом в Ведах говорится о Югах, когда приходил тот или иной аватар Вишну.
Вот что мы имеем:

Матсья («рыба») - приходил в Сатья-югу.
Курма («черепаха») - приходил в Сатья-югу.
Вараха («вепрь») - приходил в Сатья-югу.
Нарасимха («человеколев») - приходил в Сатья-югу.
Вамана («карлик») - приходил в Трета-югу.
Парашурама («Рама с топором») - приходил в Трета-югу
Рама - приходил в Трета-югу.
Кришна («черный») - приходил в Двапара-югу.
Будда («просветлённый») - приходил в Кали-югу.
Калки (вечное «время», или «разрушитель» порока) - приход ожидается.

Все эти аватары были записаны в Ведах ещё до того, как они приходили. Это уникальный случай. Т.е. например, Рама ещё не пришёл, а его приход уже был записан и описан. И когда Рама пришёл, то все уже знали, что это аватар Вишну. Точно также обстоит дело и с последующими аватарами - Кришной и Буддой. И точно также дело может обстоять и с Калки, который тоже описан, но ещё только должен придти.

Попробуем разобраться по той информации, которая у нас есть, когда же Калки может придти. Потому что это довольно важный аватар. Так как с его приходом мир изменится, будет уничтожено зло, всё плохое и начнётся новая жизнь, в новом золотом веке, в котором будут жить только праведники. Поэтому очень важно знать, когда хотябы примерно можно ожидать это событие, т.е. явление последнего аватара Вишну.

К счастью до нас дошли две примерно точные даты - это приход Кришны и приход Будды. Потому что это два наиболее близких к нам исторических события, которые летоисчисляются в современной хронологии. И мы можем иметь понятную нам временную шкалу.

Итак. Кришна (восьмой аватар Вишну) приходил в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, т.е. это примерно 3200 до нашей эры. И именно такая дата согласуется с Ведами, а также расчётами учёных-историков. Через 2600 лет приходит девятый и предпоследний аватар Вишну, это Будда - 600 лет до нашей эры. Сейчас у нас 2000 год (округлим). Получается, что сейчас примерно прошло 2600 лет после Будды. Т.е. времени прошло столько же, сколько от Будды до Кришны - 2600 лет.
К сожалению не известно когда точно приходил Рама согласно нашему летосчислению. Так как его приход был ещё раньше, чем приход Кришны и Будды. Однако у нас есть исторический документ - Рамаяна. Где описываются удивительные деяния Рамы. И на основе этих исторических событий, а также древних строений, которые строились во время Рамы, учёные могут примерно говорить о том, когда были данные события и построены древние сооружения. А это значит, что и приход Рамы тоже находится примерно в этих датах. Их цифры - это примерно 7-10 тысячелетий назад.

Проведём простые арифметические действия. Попробуем сложить 2600+2600+2600 (т.е. приход Будды и Кришны, а также Рамы, если считать, что Аватары приходили через каждые 2600 лет), то получим 7800, что вполне входит в понятие "много тысяч лет назад", а также 7-10 тысячелетий назад (как говорят учёные).

Сейчас во многих источниках ходит ложная информация относительно длительности Кали-юги (в которую мы сейчас живём) и других предшествующих Юг. Их измеряют миллионами лет. Нужно понимать, что в Ведах речь идёт не о наших годах, и даже, более того, не о нашем измерении. Каждой Юге соответствует своё измерение и своё течение времени. Там так и говорится, что например в Золотой Век (в Сатья-югу) всё было иным, Земля становилась многомерной, и люди, жившие на ней, пребывали одновременно во множестве измерений, поэтому для них Земля начинала выглядеть совсем иначе, чем мы сейчас её видим. Другими словами мы сейчас всё видим в четырёх измерениях (длинна, высота, ширина и время), а в Сатья-югу этих измерений было гораздо больше. И по мере деградации человека, с каждой Югой - его восприятие множества измерений ограничивалось. В итоге человек сейчас видит самый минимум из того, что существует в Реальности.

Итак, мы можем сделать утверждение (на основе имеющихся научных исторических данных), что все аватары Вишну приходят примерно через 2600 лет. Другими словами мы сейчас находимся во временном промежутке, когда может придти последний аватар Вишну.

Также я недавно давал информацию о Калки в своём фильме "Калачакра. Власть над временем", который Вы недавно посмотрели.

© Веретенников Сергей

Господь Вишну, движимый состраданием, добровольно принимает рождения на Земле в виде разнообразных божеств, каждое из которых имеет свою миссию. Эти божества управляют девятью планетами, и, поклоняясь им, мы можем умилостивить и гармонизировать влияние соответствующих планет на нашу жизнь.

Рама — Солнце

Господь Рама — идеальный человек, идеальный царь дхармы, идеальный муж. Имя Рамы известно как "тарака-мантра" — мантра, переносящая через океан перевоплощений. Поклонение Раме и чтение мантр, содержащих Его имя, помогает солнечной энергии, правде, справедливости и состраданию возрасти в нашей жизни.

Мантра Солнца: Ом намо бхагаватэ Рамачандрайя.

Кришна — Луна

Кришна, пожалуй, самый известный аватар. Это и есть сам Господь! Луна, как и Кришна, представляет красоту, преданность, наслаждение, любовь, молоко… Поклонение Кришне и практика бхакти являются мощнейшими методами для усиления и гармонизации лунной энергии.

Мантра Луны: Ом намо бхагаватэ Васудевайя.

Нрисимха — Марс

Господь Нрисимха олицетворяет доблесть, а также божественный гнев, способный уничтожать врагов и любое зло. Мантра Нрисимхи помогает усиливать и гармонизировать энергию Марса в гороскопе.

Мантра Марса: Ом намо бхагаватэ Нарасимхадэвайя.

Будда — Меркурий

Будда — символ разума, ума и различения. Почитание Будды улучшает качества Меркурия в гороскопе, даёт систематизированное и упорядоченное мышление, наделяет логикой, вниманием к деталям, благоразумием.

Мантра Меркурия: Ом намо бхагаватэ Буддхадевайя.

Вамана — Юпитер

Вамана сначала был карликом, а потом превратился в великана, который тремя шагами измерил всю вселенную. Качества расширения характерны и для Юпитера. Так, Вамана символизирует мудрость и одновременно оптимизм. Почитание Ваманы и повторение его мантры даёт финансовое благополучие, процветание, приносит удачу в жизни, развивает уверенность в себе, даёт возможности и силы для духовного продвижения.

Мантра Юпитера: Ом намо бхагаватэ Ваманадэвайя.

Парашурама — Венера

Парашурама является одновременно воином и брамином, который разрушает наше невежество. Почитание Господа Парашурамы помогает в усилении и гармонизации венерианской энергии, в развитии дисциплины, чувства вкуса, даёт материальные блага, комфорт и благополучие, а также помогает избавиться от привязанности к чувственным наслаждениям.

Мантра Венеры: Ом намо бхагаватэ Парашурамайя.

Курма — Сатурн

Несмотря на свою порой жестокую природу, Сатурн может стать величайшей опорой в нашей жизни. Так же как и Курма, великая черепаха, которая держит вселенную на своей спине. Почитание Курмы дарует нам мощь и поддержку сил природы, развивает силу воли и терпение, развивает организаторские и исполнительные качества, смягчает несчастья.

Мантра Сатурна: Ом намо бхагаватэ Курмадэвайя.

Вараха — Раху

Вепрь Вараха спасает Землю и вытаскивает её со дна вселенского океана. Почитание Варахи и, соответственно, Раху помогает нам выбраться из океана невежества и иллюзии.

Мантра Раху: Ом намо бхагаватэ Варахадэвайя.

Матсья — Кету

Воплощение Господа в виде рыбы соответствует планете Кету. В виде Матсьи Вишну спас от потопа Ману, прародителя человечества, с которого на Земле начался новый цикл творения. Поклонение Матсье дарует творческое вдохновение, помогает преодолеть негативную карму, смягчает несчастья и даёт силы для продвижения на духовном пути.

Мантра Кету: Ом намо бхагаватэ Матсьядэвайа.

Калки — Наваграха

Господь Калки, который придёт в конце века олицетворяет все девять планет. Поклонение ему равноценно поклонению всем девяти планетам вместе взятым и помогает внутренней трансформации, росту и развитию.

Наваграха мантра: Ом намо бхагаватэ Калкидэвайа.

Является одной из древнейших религий, которая, в свою очередь, считается третьей по численности верующих во всем мире, на первом месте находится православие, а на втором ислам. Индийская религия - это совокупность традиций, обрядов, философии и знаний. Она представлена многочисленными школами, а также священнописаниями. В индуизме существуют различные направления, одним из которых является вайшнавизм или вишнуизм, его отличительной особенностью является поклонение индийскому Богу и его .

Что это за бог

Бог Вишну - один из индуистской Троицы или Тримурти, в которую, помимо него, входят и Брахма. Это Верховное Божество, согласно индуистским верованиям, возвращается на Землю для того, чтобы поддерживать баланс добра и зла. Для этого он перевоплощается в различные обличья или аватары. Имя Вишну многократно упоминается в индуистских священнописаниях, в которых ему отводится особая роль - вершителя справедливости. Считается, что на данный момент Вишну перевоплощался 9 раз, а 10-й приход этого Бога на Землю только предстоит, и случится он тогда, когда конец Света будет совсем близок.

Знаете ли вы? В некоторых деревнях Индии существует традиция, которую почитают как индуисты, так и мусульмане, а заключается она в том, что новорожденных сбрасывают с 15-метровой высоты на растянутый тент. Считается, что после того как ребенок справится с этим испытанием, он будет расти здоровым и счастливым .

Как выглядит Вишну: иконография

На иконах Вишну изображают в человеческом теле с синими, голубыми или черными кожными покровами и четырьмя руками. Четыре руки символизируют то, что человек действует не только 2 руками как физиологической частью, но и еще набором четырех рук, который отражает внутренний мир, то есть то, что наполняет индивидуум изнутри и отражает его поступки. Этому есть объяснение в Веданте, где 4 руки трактуются как символы , и . Визуализация Вершителя справедливости, таким образом, подчеркивает его божественные качества и способности.

Почти на всех картинах этот Бог изображен со своей супругой Лакшми. Он либо стоит на цветке лотоса, его жена просто находится рядом, либо лежит на кольцах змея, а его супруга делает ему массаж ног, а вокруг семейства раскидывается безграничный Молочный океан. Также встречается такой вариант картин, на котором Вишну сидит верхом на орле . На голове Вершителя справедливости находится корона, которая символизирует его господство и то, что именно он является частью души каждого человека. Вишну - это Бог, который может изменять обличья, но то, чего он хочет добиться, остается неизменным, а это и справедливость, и добро, и любовь, и взаимное уважение людей.

Важно! Жена Вишну - Лакшми также почитается в индуизме и является богиней богатства, процветания, изобилия, счастья и удачи.

Атрибуты и их значение

На всех изображениях в руках у Вишну находится 4 предмета, каждый из них - это своеобразный символ и имеет свое значение, а также говорит о том, за что его владелец отвечает. Он держит раковину, булаву, лотос и чакру или диск. Раковина символизирует первичный звук творения . Булава - свидетельствует о ментальной и физической силе своего обладателя. Цветок лотоса - это отражение свободы и чистоты, помыслов и поступков. А диск - подчеркивает умственные способности этого Бога и его мудрость.

Другие имена божества

Согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате» существует более 1000 имен Вишну, в этом источнике есть целый раздел, посвященный исключительно им. Среди самых значительных можно выделить следующие имена: Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Хари (рыжевато-коричневый или избавитель), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Пурушоттама (высший дух, лучший из людей) и Мурари (враг демона Мури). Воплощения Бога Вишну безграничны, как, собственно, и имена, которые могут ему принадлежать.

О снисхождении, аватары Вишну

«Высший Бог» наделен многочисленными положительными характеристиками среди своих почитателей. Он символизирует будущее, настоящее и прошлое, творит и разрушает, руководит существованием во Вселенной, именно он разрешает все проблемы, поддерживает и управляет земными существами. Его появления на Земле не исчислимы, так как Вишну непрерывно вершит справедливость и меняет свое обличье бесчисленное количество раз, но есть такие аватары, которые считаются общепризнанными и высоко почитаются в вайшнавизме.

Матсья

Воплотившись в рыбу, Вишну явился на Землю во время всемирного потопа и спас Ману.

Курма

Обратившись в черепаху, он поддержал гору Мандара, которая могла затонуть из-за пахтанья океана, спровоцированного Богами и Демонами, для того чтобы добыть нектар из его недр.

Вараха

В обличье вепря Вишну убил демона Хираньякшу и спас Землю от настигающей водной пучины, которая символизировала грехи землян. Считается, что таким образом Божество уберегло людей от потопления в собственных проступках и греховности благодаря высшей силе Варахаватару.

Нарасимха

Перевоплотившись в человека-льва, он победил зло, то есть демона, который начал главенствовать на земле и небесах.


Вамана

В виде карлика «Вершитель справедливости» явился к аскету и магу Бали, который на тот момент завладел миром. Он попросил у него такой отрезок земли, который он сможет преодолеть, сделав всего 3 шага. Маг согласился, а Вамана, ступив 2 раза, отмерил небеса и землю и столкнул злодея в преисподнюю, оставив подземное Царство ему.

Важно! Следующие 5 аватаров Вишну заключаются в перевоплощении в людей, то есть только половина из общепринятых связана с мифическими существами или животными.

Парашурама

Примерив на себя облик сына мудрой семьи Ренуки и Джамадагни или воплотившись в Раму с топором, Вишну победил кшатриев и избавил человечество от тирании и опасности. Он победил воинов и превознес «брахманов».

Рама

Является одним из самых почитаемых перевоплощений Бога справедливости. Рама побеждает всех злодеев и устанавливает гармонию добра и справедливости.

Кришна

Еще эту аватару называют Беларама, она является самым полным воплощением этого Божества, и Кришна в Индии почитается как . Кришна - это мудрый воин, талантливый стратег и мудрец. Он олицетворяет детскую непосредственность и чистоту помыслов и поступков, а также всеобъемлющую любовь.

Гаутама Будда

Девятая аватара - воплощение Маха-Вишну в Будду, что трактуется как проявление индуизма в буддизме.


Калки

В этом обличье Вишну предстанет перед концом этой эпохи, он явится с мечом на белом коне, победит всех врагов дхармы и восстановит справедливость.

Знаете ли вы? В западной части Индии, в городе Дешнок располагается храм «Карни Мата». Его особенностью является то, что в этом святом месте поклоняются крысам. На территории храма их проживает более 20 тысяч, верующие приносят им дары, а особой честью считается попробовать пищу, надкушенную животным.

О вайшнавизме (вишнуизм)

Последователей Вишну называют вайшнавы или вишнуисты, их относят преимущественно к монотеистам, чаще всего это жители Индии. Данные относительно количества вишнуистов меняются в различных источниках. Так, в одних их количество составляет приблизительно 700 миллионов человек, а в других - приблизительно 200 миллионов.

Невзирая на численность последователей, вишнуизм является одним из основных направлений индуизма. Вишнуизм также базируется на веровании в переселение душ, и карму, а поклонение Божеству осуществляется посредством и .

Отвечая на вопрос, кто же такой Бог Вишну, можно сказать, что он является Верховным Божеством в индуизме и почитается своими последователями как борец за справедливость и добро, который перевоплощается в разные обличья с целью спасти Землю от зла и разрушений и установить на ней гармонию, привить человечеству любовь и взаимопонимание.

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей - а это могут быть посещения демонов и преступные действия людей - и сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

Согласно сказанию, в облике Матсьяватары (воплощение-рыба) Господь спас Ману, прародителя человечества, и Саптариши, семерых мудрецов и духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время потопа. Позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми.

Бог Вишну принял вид черепахи Курмы, чтобы поддержать гору Мандара, начавшую погружаться в воду во время пахтанья океана. Пахтанье затеяли боги вместе с демонами для того, чтобы добыть из океана амриту (нектар).

Затем, приняв вид Варахаватары (воплощение-вепрь), Бог сразил демона Хираньякшу и поднял землю из поглотившей ее пучины потопа. Возможно, это символизирует освобождение мира от затопивших его грехов силой Высшего Существа.

Когда Прахладу, почитателя Вишну, жестоко истязал его отец, демон Хираньякашипу, не веривший в существование вездесущего и всемогущего Бога, из столпа, на который он сам указал, появился Нарасимха (человек-лев) и убил его. Сочетая в себе черты человека (лучшее из высших существ) и льва (лучшее из низших), Нарасимха воплощает все самое лучшее тварного мира. Помимо этого, он символизирует вездесущность Бога. Нарасимха олицетворяет доблесть как божественное качество; его почитают правители и воины. Говорят, его мантра имеет необычайно сильное воздействие, может уничтожать врагов и изгонять зло.

Когда Бали, внук Прахлады, завоевал три мира, Индра лишился своего небесного царства. Вняв просьбам матери Индры Адити, Бог Вишну принял облик Ваманы (карлик), юного мальчика-брамина, пришел к Бали, известному своей щедростью, и попросил в дар надел земли, который можно обойти в три шага. В первые два шага он прошел землю и небеса, а в третий столкнул Бали в преисподнюю. Поэтому его еще называют Тривикрама - «обошедший мир в три больших шага».

Мораль этого мифа такова: если даже Бог, обращаясь с просьбой, принимает вид карлика, просящий должен умалять себя! Во-вторых, истинный брахман может покорить три мира силой духа. В различных частях Вед есть упоминания об этих пяти аватарах.

В следующих пяти воплощениях у Вишну человеческий облик.

Шестой аватара - Парашурама (Рама с боевым топором). Сын мудрых супругов Джамадагни и Ренуки, он уничтожил тиранию кшатриев, возглавляемых Картавирьей и жестоко угнетавших людей. Трудно сказать, есть ли в этом предании историческая основа; возможно, оно повествует о борьбе за власть между брахманами и кшатриями.

Шри Рама, следующее воплощение, встретился с Парашурамой и поглотил его силу и мощь. Поэтому Парашураму иногда считают авешаватарой, т.е. воплощением, на время получившим власть Вишну.

Следующий в этой цепочке воплощений - Шри Рама, один из двух самых популярных аватар Бога Вишну. История о Шри Раме, идеальном человеке, стала бессмертным эпосом - «Рамаяной». Его имя известно как «тарака-мантра» - мантра, переносящая человека через океан перевоплощений.

Восьмое воплощение - Баларама (сильный Рама), старший брат Шри Кришны. Он прославился тем, что сразил обезьяну Двивиду и демона Дхенуку, сотряс крепостные валы Хастинавати, столицы пандавов, и вывел реку Ямуну из ее русла. Эта история, поведанная змеем Шеша в момент его смерти, говорит в пользу версии о том, что Баларама был воплощением Шеша.

Шри Кришна, девятое воплощение Бога Вишну, - пожалуй, самый известный аватара; его даже именуют пурнаватара, а все другие божества считаются его проявлениями. Его многочисленные и славные деяния хорошо известны. Для рядового индуиста он - идеальный правитель, воин, герой, философ и учитель, Сам Господь. Это он написал и разъяснил «Небесную Песнь», Бхагавад-Гиту.

Десятому аватаре Калки еще только предстоит появиться. Он спустится на землю в конце нынешней эпохи Кали Юги верхом на белом коне, с обнаженным мечом. Он сокрушит врагов дхармы и восстановит ее во всем блеске славы.

Список 10 аватар Бога Вишну не является каноническим и общепринятым. Иногда Шри Кришну не включают в число аватар, считая его самим Вишну; его место занимает Будда. В других списках Будда упоминается вместо Баларамы. Иконография Будды исчезает из этих списков лишь после 15 века.

Довольно странно, что цель воплощения Будды - ввести в заблуждение низкорожденных и сбить с пути одаренных людей, слишком преуспевших в священной науке и таящих угрозу господству богов! Это звучит скорее как шутка, чем как серьезное предположение. Очевидно, индуизм закрыл дорогу буддизму, включив Будду в число аватар.

Хамса, Сатвата, Яджна, Даттатрейя, Ведавьяса - вот имена некоторых других аватар, включенных в списки, при этом общее их число составляет 10. Однако иногда их количество увеличивается до 23.

Чатурвьюги

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления: а)Пара, или Верховный; б)Вьюга, или эманация; в)Вибхава, или воплощение; и г)Арка, или образ.

Пара - Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка - нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

Число Вьюг (эманаций) - 4; отсюда их название чатурвьюги, или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна - это Васудева, а его брат Баларама - Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха - соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев - Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана - аханкару (самость), Прадьюмна - буддхи (интеллект), а Анируддха -манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления - Антарьямин (обитающий внутри) - которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

Даттатрейя

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

Концепция Даттатрейи - своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

Дханвантари

Дханвантари поднялся из пучины, когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией. Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

Хаягрива, или Хаяширша

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji - лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

Хаягрива - бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

Капила

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца; он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие - раковину и диск.

Мохини

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия можно достичь только победив заблуждение. Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

Нара-Нараяна

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая - в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши, более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы - сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (владеющий тысячью оружий).

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу.

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда - двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса

Вьяса - это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары - известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas - делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата, всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла, Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

Яджна

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя - Яджна, или Яджнешвара.

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

Джаганнатха Пури в Ориссе - вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия - так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы - Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

Пандуранга

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, - божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» - это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини - имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати - самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду - центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм - по крайней мере, первоначальное изображение божества - возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

Варадараджа

Варадараджа: самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом - Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте - это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

Храм Шри Варадараджа в Канчипураме (Южная Индия) -один из важнейших и самых известных храмов, посвященных Вишну.

Венкатеша

Венкатеша: называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) - пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша - это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

Вишваксена

Вишваксена: Вишваксена, или всепобеждающий, - ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

Малые божества, связанные с Вишну

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, - малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он - Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, - это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным - сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава - женское божество, а диск - божество, не имеющее рода.

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, - женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме, черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски - символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...