Воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Христа. Воскрешение праведного Лазаря

Человек – венец творения. Даже создание социальной иерархии не опровергает эту истину. Человек всегда остаётся венцом творения, независимо от своего положения в обществе, своих физических, финансовых и умственных возможностей. Являясь творением Божиим, человек имеет возможность уподобления своему Создателю, которая ограничена лишь Волей Господа Бога.

Однако, известно из Святого Писания, что чем выше человек взобрался по социальной лестнице, тем сложнее ему попасть по ней на Небо. Лестница не та. Но она наглядно демонстрирует относительность понятий «верха» и «низа» в необъятной Вселенной.

Для того, чтобы человек понял необходимость воспользоваться для Спасения другим путём, другой лестницей (или «Лествицей»), ему необходимо поверить в то, что он – творение Божие, что у него на Небе есть Отец, который не оставляет его своим вниманием ни на мгновение и который всегда готов помочь найти правильный Путь в отчий дом. Как навигатор, да.

И так устроен человек, что для того, чтобы начать движение в нужном направлении, ему нужно постоянное подтверждение того, что он должен двигаться, и что направление выбрано правильно.

Чудо жизни

Как ни странно, но человек более всего доверяет не логике, не научным объяснениям, не опыту, не свидетельствам очевидцев, а чуду! Чуду, которое происходит с ним, или с кем-то у него на глазах.

За время своей земной жизни Иисус Христос совершил множество чудес, чтобы люди пошли за ним. О некоторых из них он запрещал рассказывать даже близким людям, потому что не каждый готов донести до других суть произошедшего, не каждому люди смогут поверить, не сочтя его выжившим из ума.

Здесь хотелось бы вспомнить о том месте в Библии, где говорится о воскрешении Лазаря.

Обратите внимание, на значение слова в русском языке. Два слова – «воскрешение» и «воскресение», которые, казалось бы, означают одно и то же, рассказывают нам о разных событиях. В первом случае (воскрешение) речь идёт о действии над кем-то. Во втором (воскресение) – о способности кого-то восстать от одра смерти.

Никто из нас, рождённых женами, не воспринимает жизнь как чудо, потому что это данность, это как бы подарок ко дню нашего рождения. Это чудо происходит с нами каждый день. И лишь события на грани жизни и смерти напоминают нам о том, кто подарил нам жизнь. Как часто мы задумываемся о том, как мы распоряжаемся этим даром?

А может это вовсе не дар, а чудо, данное взаймы? Нам нужна эта жизнь, нужна как инструмент, как домкрат, как стремянка, для того чтобы иметь возможность подняться как можно выше по духовной «лествице». Для того чтобы спаси свою Душу и для того чтобы помочь спастись тем, кто рядом с нами.

Лазарь, друг Христа

Было это в Вифании, неподалёку от Иерусалима. Лазарь – друг Христа, заболел и умер естественной смертью. Четвёртый день пошёл со дня его кончины. Близкие уже похоронили его по обычаю, в пещере.

Зная о смерти друга, Иисус направился в Вифанию. По дороге к дому Лазаря он встретил Марфу, которая сказала, что если бы Иисус был здесь, то друг бы его не умер. Мог ли Иисус не знать об этом? Марфа как бы усомнилась в вездесущности Иисуса Бога. Но Господь утешил её, сказав, что воскреснет брат её. Но и после этих слов Марфа продолжала сомневаться. Она посчитала, что Иисус напомнил ей о всеобщем Воскресении мёртвых. И это маловерие Господь простил ей, убитой горем, потерявшей любимого брата.

Туда, где появлялся Христос непременно стекался народ в огромном количестве. Вот и сейчас к месту встречи Марфы с Иисусом набежала целая толпа во главе с архиереями. Все они последовали за Христом к месту погребения Лазаря, но лишь для того, чтобы посмеяться над попыткой воскресить мёртвого человека, которого они все знали, которого сами похоронили в пещере. Они сами ещё вчера утешали его сестёр на поминальном обеде. И вот они у гробницы Лазаря. Вот так описан эпизод в Библии (Иоан.11:38-45):

«То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Иисус очень любил своего друга, и мог сделать так, чтобы он не умирал вовсе. Но тогда никто бы не думал о том, что Лазарь жив по Воле Господа. Люди считали бы, что Лазарь просто выздоровел. Справился с болезнью. И потому Иисус дал смерти поглотить своего любимого друга дабы показать, что и смертью повелевает Господь.

Никто не думает, что каждое утро он просыпается по Воле Бога, что жизнь его продолжается день за днём только потому, что на это есть Воля Бога.

После чудесного воскрешения Лазаря Христос направился в Иерусалим, но не для того, чтобы при помощи следовавшей за ним толпы, ставшей свидетелем чуду, взойти на трон и стать царём иудейским, а для того, чтобы завершить свой крестный путь и умереть на кресте за грехи мира и показать людям своё Воскресение как победу над смертью.

Жизнь после смерти

Свершилось чудо воскрешения мёртвого человека. Не было чуда подобного этому никогда! Люди признали воскрешение Лазаря, никто не мог усомниться в том, что он был мёртв. Лазаря знали все, и никто не смел оклеветать это чудо, как оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: «Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Именно такая безусловность этого чуда стала причиной ненависти к самому Лазарю со стороны архиереев. Их ненависть дошла до того, что они хотели убить воскрешенного.

Спасаясь от преследования, Лазарь покидает родную Вифанию и отправляется на прекрасный цветущий остров Кипр, который в то время находился под властью Рима. Там он стал епископом в городе Китионе и неустанным проповедником христианства. Было ему на тот момент тридцать лет. Пережив гонения на христиан, Лазарь дожил на Кипре до шестидесятилетнего возраста и отошёл ко Господу.

Святые места

В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.

Часть стены средневековой часовни при гробнице Лазаря принадлежит Православной Церкви. Тут же построен греческий храм, а несколько дальше – греческий православный монастырь Марфы и Марии , посвященный встрече Марфы со Христом в день воскрешения Лазаря. Камень, на котором сидел Христос при встрече с Марфой, теперь является главной святыней монастыря.

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!

К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.

30 октября Церковь вспоминает событие перенесения мощей праведного Лазаря Четверодневного. В IX веке византийский император Лев Мудрый (886 — 911) повелел перенести мощи Лазаря из города Китии на Кипре в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. «Лазарь Четверодневный, друг Христов», — такая надпись была на мраморном ковчеге, в котором его мощи пребывали на острове.

Лазарь – человек, которого Сам Господь называет своим другом.

«Лазарь, друг наш, уснул», — это удивительные слова. Они предваряют воскресение Лазаря – человека, который умер 4 дня назад и чье восстание из мертвых предвозвещает, прообразует собой смерть и воскресение Христа. Они говорят о смерти не как об окончании жизни, но как о сне — явлении временном и мирном (вспомним, что впоследствии слово «успение» в значении «смерти» применяли к Матери Божией). Они содержат в себе указание на очень близкие и доверительные отношения с Богом – дружбе.

Вспоминая историю Лазаря, нельзя не задуматься и о том, почему его – и только его одного – Господь прямо назвал Своим другом.

Что такое вообще эта дружба? И как можно понять суть дружеских отношений с Самим Богом, если руководствоваться Евангелием?

В повествовании о Лазаре внутреннее содержание их дружбы не раскрывается (сказано только, что сестры Марфа и Мария, посылая Христу весть о том, что Лазарь болен, называют его «тот, кого Ты любишь»). Но Сам Спаситель говорит о нем по другому случаю:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15:12-17).

Христос говорит тут о нескольких вещах. Дружба неразрывно связана с любовью, и высшее проявление любви – готовность отдать за друга жизнь. Друзьями Сына Божия можно считать тех, кто исполняет данные Им заповеди. Раб лишен знания, другу же открыто все. И не люди избирают Сына Божия, но Он Сам избирает себе апостолов.

Эти слова могут быть применимы к любому христианину. Спаситель отдал Свою жизнь за каждого из нас и сделал это по любви к каждому человеку. И всякий раз при совершении проскомидии и принесении бескровной Жертвы таинство совершается как плод и одновременно актуализация Крестного Подвига Спасителя.

Через пророков Он сообщил людям о своем грядущем рождении, через апостолов и церковных писателей последующих веков раскрыл людям, что такое человек, как устроена его жизнь, каково устроение Церкви и так далее. Пожалуй, из того, что касается различных обстоятельств земной жизни и принципов отношения людей с Богом и друг с другом, мы не знаем одного – дня и часа Второго Пришествия Христа, окончания времени и начала Страшного Суда.

Это действия со стороны Бога.

Ясно также и то, что требуется от нас: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». И далее: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».

Что касается жизни Лазаря после его воскресения, то мы о ней знаем немного. Он прожил еще 30 лет, был епископом и проповедовал на острове Кипр. Там же и умер.

Изготовив ковчег для тела этого праведного человека, мастера сделали на нем краткую надпись, которая отражала все – и праведность, и жизнь по заповедям, и особенную близость к Богу: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Великолепный храм, расположенный недалеко от порта Ларнаки и посвящённый Лазарю четверодневному, является одним из самых известных мест православного паломничества. Архитектура храма, возведённого примерно в X веке, подвергалась различным изменениям. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: “Никогда я не видел ничего подобного!”.

О жизни праведного Лазаря мы знаем не так уж много. Он родился в городе Вифании, расположенном примерно в трёх километрах от Иерусалима. Было у него две сестры- Марфа и Мария. Мария, согласно повествованию евангелиста Иоанна, была той женщиной, которая помазала миром Иисуса и отёрла Его ноги своими волосами.

Иисус часто гостил в доме Лазаря. Он был не только учеником Христа, но и Его другом. Однажды, когда Христос находился в Галилее, Ему сообщили, что Его друг Лазарь умер. Но Христос ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Иоанн 11, 4) и отложил на несколько дней свой приход в Вифанию. Он прибыл туда на четвёртый день после погребения Лазаря. Господь попросил отвести его к могиле и отодвинуть камень, закрывавший вход в гробницу. После этого он воззвал: «Лазарь, гряди вон!». И Лазарь, обвитый погребальными пеленами, вышел из гробницы.

После чудесного воскрешения Лазаря стали преследовать иудейские первосвященники. Они даже хотели убить его, потому что многие люди, приходившие посмотреть на человека, которого воскресил Христос, начинали верить в Спасителя.

После вознесения Христа на небо, на Иерусалимскую церковь начались гонения и Лазаря изгнали из Иудеи. Его посадили в лодку без вёсел и выпустили в открытое море. Божественным произволением святой Лазарь приплыл к берегам Кипра.

На Кипре Лазарь был рукоположен апостолом Петром в сан епископа Китионского и прожил ещё 30 лет до своей второй кончины.

О жизни святого Лазаря на Кипре говорят предания тех дней. Например, они рассказывают о том, что в течение тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок — увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: «Глина крадет глину».

Согласно константинопольскому синаксарию 12/13 века, имя Святого Лазаря связано с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (современная Ларнака) в мраморной раке, на которой было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Имя столицы Ларнака происходит от греческого слова «ларнакс» и в переводе означает «гробница» или «саркофаг». Именно открытие гробницы и дало название городу.

Византийский император Лев Мудрый (886 — 911) повелел в перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В IX веке над гробницей святого Лазаря на Кипре был построен каменный храм в его честь. Первоначально базилику украшали три купола, которые впоследствии были разрушены, то ли от землетрясения, то ли, их приказали снести турецкие захватчики (к 1571 г. весь остров был оккупирован Османской Империей).

В начале 1970 годов в храме святого Лазаря проводились реставрационные работы. Во время их проведения в храме были найдены каменные гробницы, в одной из которых были обнаружены мощи святого Лазаря. Они были помещены в специальный ковчег в виде архиерейской митры и выставлены для поклонения верующих в резной позолоченной гробнице с сенью и византийским куполом, увенчанным крестом.

Внутри храма привлекает взор старинный резной иконостас, состоящий из 120 икон. Он считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона.

Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

История церкви не лишена интересных подробностей. Современный вид церковь приобрела в 1743 году. Первая церковь, построенная в IX веке, была разрушена землетрясением, но потом восстановлена Первая церковь, которую возвели на пожертвования Льва Мудрого, была разрушена землетрясением, затем восстановлена. При оттоманском правлении храм был мечетью, а при венецианцах-церковью бенедиктинского монастыря. Но в 1569 г. его выкупила Православная Церковь и с тех пор — это православная церковь св Лазаря.

Православный Кипр

Суббота шестой седмицы Великого поста Церковью именуется Лазаревой в честь совершённого Спасителем чуда - воскрешения из мертвых Его друга Лазаря. Так исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25).

Истоки праздника

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времен. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чем свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами. В VII–VIII веках святые песнописцы - преподобные Андрей Критский, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин - составили на этот праздник особые песнопения и каноны, которые мы поем и сегодня.

Вспомним евангельскую историю, которая легла в основу празднования. Святой праведный Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания, неподалеку от Иерусалима. Жители Вифании уважали этого скромного верующего человека и часто обращались к нему за помощью или советом.

Во время Своей земной жизни Христос не раз посещал дом Лазаря, которого очень полюбил и называл Своим другом. Однажды, когда Он возвращался из Галилеи в Иерусалим, сестры праведного Лазаря встретили Его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен! (Ин. 11 , 3). Господь утешил вестников, сказав, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11 , 4). Тем самым Христос показал нам новый подход к жизни и к страданию. Если человек время болезни не тратит на бесплодное саможаление, не ропщет, но радуется ей, потому что она очищает от грехов, то через эти страдания он может приобрести нетленное сокровище.

Когда Христос пришел в Вифанию, оказалось, что Лазарь умер и уже четыре дня как находится во гробе. Господь подошел ко гробу и сказал, чтобы отняли камень. Гробы в древней Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался камнем. Открытие таких пещер производилось лишь в крайних случаях, да и то не тогда, когда тело уже разлагалось. В теплом климате Палестины этот процесс начинался очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвертый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не могла удержаться, чтобы не возразить Господу: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе! (Ин. 11, 40).

Когда камень был отнят, Господь посмотрел на небо и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня (Ин. 11 , 41). Этой молитвой Он показал, что творит чудеса в силу Своего полного единства с Богом Отцом. И громким голосом воззвал: Лазарь! Иди вон! (Ин. 11 , 43). Связанный погребальными пеленами, Лазарь сам вышел из пещеры. Впоследствии этот момент стал изображаться на многих иконах и фресках.

Случившееся поразило всех присутствующих. Этим чудом Христос явил людям, что Он поистине Сын Божий. «Сегодня, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», - поется в Великом каноне преподобного Андрея Критского.

Новая жизнь

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта на острове Кипр, так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились его убить. На острове его встретили апостолы Павел и Варнава. Они рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Праведному Лазарю было тридцать лет.

По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу.

Святой Лазарь пребывал в сане епископа на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников. Известно, что после своего воскрешения он до конца своих дней строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Ничего не рассказывал он о том, что увидел после смерти, «поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном» (синаксарь в Лазареву субботу).

В воспоминание всем поколениям

Обстоятельства смерти святого неизвестны. Долгое время могила праведного Лазаря была утеряна. Но спустя некоторое время в Китии на забытом месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. На иконе Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два Ангела с ветвями в руках. Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы, хранившийся в московском Успенском соборе.

Спустя некоторое время на том же самом месте забил целебный источник, который то пропадал, то вновь появлялся. В конце VIII века здесь решили построить храм во имя праведного Лазаря. При раскопках нашлось погребение древних саркофагов, в одном из которых находилась честная глава праведного Лазаря и часть костей. Надпись на гробнице гласила: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Перед угрозой арабского вторжения византийский император Лев Мудрый повелел в 898 году перенести часть святых мощей в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря, но другую часть святыни оставили в Ларнаке, где она хранится и по сей день.

Храм во имя праведного Лазаря неоднократно перестраивался, но в своей основе сохранил трехнефную базилику IX века. Особого внимания заслуживает иконостас, состоящий из 120 икон и представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане епископа Китии. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь.

Звон колоколов храма слышен во всех уголках современной Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается на воскресные и праздничные службы.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Вместе со своими святыми сестрами - праведными Марфой и Марией - он является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

Праведный Лазарь до сих пор считается покровителем Ларнаки, и за неделю до православной Пасхи горожане празднуют его воскресение, пронося по улицам города икону святого, которая все остальное время хранится в храме.

В древнем евангельском селении Вифания сохранилась пещера (гробница) святого Лазаря Четверодневного, где он лежал до своего воскрешения. Гробница представляет собой глубокую квадратную пещеру в скале. В стене пещеры видно углубление - ложе, на котором четыре дня лежало тело усопшего Лазаря.

Поклониться частице святых мощей праведного Лазаря можно и в России. С июня 2013 года ковчег с мощами святого Лазаря хранится в Зачатьевском монастыре г. Москвы.

Лазарева суббота предваряет спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо за несколько дней до Своей смерти Христос явил не случайно. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть. Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с тем и последующего всеобщего воскресения мертвых при Втором пришествии Спасителя на землю.

Подготовила Наталия Бондаренко

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.

Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая…

Провидел Иисус Христос Своим Божеством, что Лазарь, друг Его, умер и сказал апостолам: “Се, друг наш, Лазарь, умре”. Сказал и пошел с ними в Вифанию. Когда же приближались они к Вифании, на пути встретили их Марфа и Мария; подошли они, скорбные, ко Иисусу, пали со слезами на пречистые Его ноги и горестно воскликнули: “О Господи, если бы Ты был у нас, Лазарь, наш брат, не умер бы тогда?” Благий же Господь сказал им в ответ: “Если веруете, паки жив будет”. Они же, от скорби глубокой сего утешения как бы не слыша, с плачем и воплем великим говорили Ему: “Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!” Тогда Зиждитель Господь, как бы не ведая, где погребен был умерший, вопросил их: “Покажите Мне место, где положили его”. И со множеством многим народа изошли с Ним на гроб, и место, где погребен был умерший, Ему указали. Когда же Иисус Христос подошел к могиле, то повелел отвалить от нее лежащий на ней тяжелый камень.

Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время – туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва – как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились.

Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: “Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!” И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: “Лазаре, гряди вон!” От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, – и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего.

Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость.

Не радовались только архиереи да книжники иудейские: зависть дьявольская съедала их душу. От диавола движимые, взбесились они на Христа и на Лазаря: совет свой неправедный собрали и на нем порешили убить их обоих. Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа. Говорят, что по воскрешении до самого своего преставления Лазарь, какую бы пищу ни вкушал, вкушал ее с медом, и без меда никакой пищи не мог уже есть. Так делал он от горести адской, в которой пребывала его душа, прежде нежели Господь Спаситель воззвал его из гроба. Вот чтобы не вспоминать об этой адской горести, чтобы заглушить ощущение, переживание этой горести в своей душе, Лазарь и вкушал одно лишь сладкое, медовое.

О, возлюбленные, как же, стало быть, горька сия адская горечь, как страшна она! Бояться будем, чтобы не испытать ее нам за грехи наши. Лазарь не мог избежать адской горести, ибо Иисус Христос тогда еще не пострадал, не воскрес и не вознесся на небеса. Посему и все, до Христа умершие, неизбежно были причастны сей горести адской. Но Своею честною Кровию Христос потребил сию горесть, и нам, верующим в Него, если будем жить по Его заповедям, можно вовсе и не узнать сей горести. Потщимся же, возлюбленные, достигнуть этого!

Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил…

По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...