Все мы принадлежим аллаху и к нему. Вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение)

Смерть, потеря, расставание… Когда мы теряем того, кто нам дорог, или то, что нам дорого, нас переполняет боль утраты, наше горе так велико, что кажется – эта мука никогда не закончится. Переживание последствий утраты может стать чрезвычайно болезненным опытом. Все, о чем мы можем думать, это боль, от которой сжимается сердце и мутится рассудок. Слезы струятся по щекам, лицо искажено гримасой горя, сердце как кровоточащая рана – это невыносимое бремя настолько велико, что мука поглощает нас целиком, застилает глаза слезами и мы уже не в состоянии увидеть свет.

Но свет есть, свет, который можно увидеть даже в самом мрачном месте на земле, даже в кромешной тьме океанской пучины. Не позволяйте зыбучим пескам горя поглотить вас с головой. Волею Аллаха (Свят он и Велик) никто и ничто не способно превозмочь глубину основополагающей истины:

Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся (Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун)

Если мы приложим усилия к тому, чтобы по-настоящему задуматься над этими словами, мы поймем, что они обладают исключительной силой истины, и это ответ на все наши вопросы, горести и переживания.

Эта глубокая фраза отражает саму суть нашего существования; резюмируя, откуда мы и куда идем.

Наш источник и наше последнее прибежище – это Аллах .

Понимая это, мы обретаем способность вырвать с корнем наши сожаления и преодолеть прошлое. В этой истине лежит ключ к успокоению в те моменты, когда мы горестно думаем: «Почему это должно было случиться?» Мы можем засыпать себя вопросами и в своем несчастье полностью погрузиться в бесполезные поиски ответов… Или прийти к пониманию и терпению и помнить: что бы ни произошло, мы все равно вернемся к Аллаху.

Когда мы действительно поймем значение слов , мы обнаружим, что ни одна скорбь не длится вечно, и что нам не следует заниматься саморазрушением, держа в себе даже малейшую каплю горечи или злости. Понимая, что Аллах Один, Единственный, кому мы принадлежим, мы можем пройти через любые болезненные моменты жизни (которые должны воспринимать исключительно как то, что случилось по воле Аллаха) и продолжать стремиться к нашей цели – ко встрече с Ним.

В вашем сердце не останется места для горечи или злости, когда вы действительно осознаете, что эта фраза несет в себе истину. Вы сможете простить тех, кто намеренно или непредумышленно нанес вам обиду, потому что вы знаете, что лишь один Аллах властен над всем, и Ему принадлежат даже ваши чувства. Прощая себя и других, проявляя сабр (терпение) перед лицом смерти или утраты, надеясь и ожидая милости и суда Аллаха, мы поднимаемся на абсолютно новый уровень понимания себя в контексте времени и места.

По Его воле нам дано понять, что Аллах – это единственное, что имеет значение, а все остальное – только дунья (земная жизнь), дающая нам средства достигнуть Его, потому что в конце мы хотим узреть Его, ибо без сомнения мы должны к Нему вернуться.

Слово «инна» означает «воистину». Оно со всей определенностью указывает на то, что мы принадлежим Аллаху, то есть Он создал нас, даровав нам наше начало. «Инна» встречается в этой фразе дважды, подчеркивая уверенность в вечном существовании Аллаха и избавляя от любых сомнений насчет истока и конца нашего пути. Итак, Аллах – аль-Авваль (безначально первый) и аль-Ахир (последний).

Аль-Авваль уль Ахир (вечносущий) – это источник света, который сияет перед нами даже в беде или горе, когда слезы и боль ослепляют нас. Вместо того чтобы позволить сердцу и душе ослепнуть во тьме тоски, мы можем в моменты радости и в моменты печали приучать себя к тому, чтобы находить удовлетворение в понимании того, что ничто не происходит без Его приказа.

В суре «аль-Бакара», аяты 155-156, Аллах говорит:

«Мы испытываем [людей] страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если их постигнет беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся”» (Коран, 2:155-156)

Это наш Господь, Тот, Кто создал нас из ничего, сказал нам в Своей Божественной Книге – танзиль (ниспосланной) людям и джиннам как зикр (напоминание) – что Он совершенно точно подвергнет нас испытаниям, но Он обещал нам вознаграждение за терпение.

Как же сохранять терпение перед лицом несчастья?

Аллах не только испытывает людей борьбой, угрозой и утратами, Аллах сказал нам, как пройти эти испытания. Он открыл нам, что терпелив тот, кто попав в беду, говорит «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун». В Своем бесконечном милосердии Аллах даровал нам облегчение в страданиях. Эти слова также показывают нам, что потери и бедствия не длятся вечно, все, что мы считаем хорошим или плохим в дунья – все это преходящее.

Ни боль, ни горе, ни ссора не длятся вечно, вечен только Аллах, и, воистину, от него мы идем и к Нему вернемся.

Это значит, что все, что происходит в дунья – это просто различные моменты. Когда нас пожирает горе, мы перестаем видеть, что аль-Каххар (Завоеватель, Господствующий) дал нам свет, и даже в самые тяжелые времена Аллах дарует утешение в скорби.

Если вы поймете истину и силу слов «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун» и начнете употреблять это прекрасное высказывание в любой момент жизни, когда вас постигнет самая малая потеря или наоборот, страшная утрата, иншаалла (если будет на то воля Аллаха), вы увидите, как перед вами открывается целый мир удовлетворения и безмятежности.

Испытания, выпавшие на долю Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, учат нас тому, как переживать утраты и ситуации, когда мы не получаем того, на что рассчитывали. Ее поведение в беде показывает нам, что значит быть терпеливым перед лицом бедствий и понимать, что Аллах всегда может вернуть терпеливому то, что Он отнял у него, и даже заменить его на лучшее.

Все это не потеряно.

Тот удивительный образец поведения, который она избрала для себя в несчастьях, напоминает нам о том, что следует положиться на Аллаха и никогда не отчаиваться в том, что Он способен сделать все что угодно в любой момент, ибо Аллах – Дарующий; и когда мы терпим утрату и все идет не так, как мы хотим, помнить, что Аллах – Всевидящий и Он знает лучше.

Первым мужем Умм Салама был Абу Салама (да будет доволен им Аллах), и он вернулся к Аллаху на четвертый год после хиджры, получив ранения в битве при Ухуде. Его уход из этого мира поверг женщину в великую печаль, потому что она искренне любила мужа, тем не менее Умм Салама не оставила свои обращения к Аллаху. Поверженная горем утраты, она по-прежнему была упорной в своей вере и взывала к Аллаху, называя Господа «аль-Мугни» – Обогащающий, Тот, Кто удовлетворяет нужды Своих созданий. Убитая горем, вопрошая, может ли кто-то быть лучше Абу Саламы, она взывала:

“Поистине, мы принадлежим Аллаху и поистине, к Нему вернемся. О Аллах! Вознагради меня в моем несчастье и дай мне взамен лучшее (Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун; Аллахумма аджирни фи мусибати ва ахлиф ли хайран минха)”.

Аллах ответил на ее мольбу и даровал ей самого Посланника (мир ему и благословение)! В шаввале того же года, когда умер Абу Салама, Посланник Аллаха женился на ней. Так, благодаря своему терпению и признанию того, что мы принадлежим Аллаху и к нему вернемся, Аллах утешил ее в горе и восполнил ее утрату. Аллах ответил на ее вопрос «Кто лучше Абу Саламы?», благословив ее лучшим мужем – своим возлюбленным Пророком (мир ему и благословение).

Есть множество свидетельств тому, что Аллах дарует тем, кто терпелив и кто имеет таввакул (упование на Аллаха), утешение и вознаграждение за их потери. Лишь Он дарует и забирает, и только признавая, что Ему принадлежит все, мы можем пережить несчастья и утраты и получить благословения.

Если сейчас вы переживаете какое-то испытание, знайте, что Аллах дает облегчение и что, по воле Аллаха, излечение рядом с вами. Подумайте над этим, осознайте, что Аллах как никто другой знает, через какие бедствия и трудности вы проходите, ибо это Аллах проверяет вас ими, и ни на одну душу Он не возлагает большее бремя, чем она может вынести, Аллах ближе к вам, чем ваша яремная вена, чем вы сами, поэтому Он знает, что вы чувствуете. В следующий раз, когда вас постигнет скорбь или утрата, или даже на вас снизойдет счастье и благословение Аллаха, если вы будете произносить, понимать и верить в то, что в конце нашего пути все мы прибудем к Аллаху – этот итог даст нам вечное блаженство – лучи света смогут пробиться сквозь боль утраты.

Ибо каждый раз, когда вы вверяете себя одному Аллаху, не просто повторяя «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», но понимая и чувствуя это всем сердцем и всей душой признавая Его могущество, вы, иншаалла, не только получите вознаграждение, но Аллах воздаст вам Своими милостями и щедротами за то, что вы терпеливо подчинились Его воле.

Как Умм Салама, доверьтесь Аллаху, Он проведет вас сквозь любые бедствия и утраты, какими бы серьезными они ни казались, поверьте, что Аллах ответит на ваши призывы, ибо ни одно дуа не пропадает даром.

Ни одно бедствие, ни одна потеря не кажутся невыносимыми, когда мы знаем Аллаха, доверяемся Ему, чтобы Он провел нас через все, что с нами случается – плохое или хорошее. Ни одно бедствие, ни одна потеря не кажутся невыносимыми, когда мы признаем и всегда помним, что «поистине мы принадлежим Аллаху, и поистине, к Нему мы вернемся».

Абида Аура Мустафа (Abida Aura Mustafa)

ПОИСТИНЕ, АЛЛАХУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО, ЧТО ОН ЗАБРАЛ И ТО, ЧТО ОН ДАРОВАЛ

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал» — это великие слова! Всякая вещь принадлежит Аллаху, и потому, если Он что-то у тебя забирает, то, ведь, Он - Владелец этой вещи. Также Он является Владельцем того, что тебе даровал. Как человек может гневаться, когда Аллах забирает то, чего хозяином Он Сам и является?! Посему, если Всевышний Аллах забрал у тебя нечто любимое, то тебе следует говорить: «Это принадлежит Аллаху! Он забирает, что пожелает, и дарует, что пожелает!»

Поэтому, когда человека постигает несчастье, желательно говорить: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». То есть, мы находимся во власти Всевышнего Аллаха, и Он делает с нами то, что пожелает. Даже то, что Всевышний Аллах даровал тебе, на самом деле не является твоей собственностью. Оно принадлежит Аллаху! Поэтому, ты можешь распоряжаться этой вещью только так, как Он тебе позволил. Наше владение имуществом ограничено. Например, если человек пожелает распорядиться имуществом так, как запрещено в шариате, мы скажем ему: «Остановись! Так нельзя, ведь, это имущество является имуществом Аллаха». Всевышний Аллах сказал: «…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (Сура ан-Нур, аят 33). Твое имущество на самом деле является имуществом Аллаха!

Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал». Как можно проявлять негодование, если Владелец забрал то, что является Его собственностью?! Всё это противоречит не только разуму, но и шариатским откровениям".

См. “Шарх Рийад ас-салихин”, хадис № 29

Еще кое-что любопытное

Четыре важных совета для желающих избавиться от лени на пути требования знаний

Вопрос № 255: «Что делать, когда постигает лень или скука в требовании знаний и в голову приходят мысли, что это не мое и слишком для меня сложно? Может ли это быть следствием недостаточно правильного и искреннего намерения? Дайте, пожалуйста, наставление».

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Лень и тому подобные чувства естественны для каждого человека, их испытывает любой из нас. Передается в достоверном хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что наш Пророк ﷺ прибегал к защите Аллаха от лени, говоря: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите от немощи и лени…».

Человеку, которого постигло и одолевает подобное состояние, можно посоветовать четыре вещи.

Во-первых, следует делать дуа, чтобы Аллах отдалил его от лени, особенно если она мешает человеку заниматься полезными и важными вещами, будь то поклонение, обязанности по отношению к людям, какие-то обязательства или получение знаний. Первое, на что нужно обратить внимание, — это искренняя мольба, которую человек обращает к Аллаху. Таким образом он дает понять себе и говорит Всевышнему, что он не обладает ни одним из качеств, делающим его достойным тех знаний, которые он хочет приобрести (это касается не только знаний, конечно же, а любой человеческой деятельности, но сейчас мы говорим именно о знаниях).

Человек должен осознавать свою немощность и бедность, свою нужду в Аллахе — и тогда Аллах поможет ему и поддержит его. Не нужно надеяться на свои мускулы, на свою силу, гениальные умственные способности, знакомства или связи. Следует обращаться к Аллаху и просить у Него, чтобы Он укрепил человека на пути получения знаний. Если Аллах не укрепит человека, не дарует ему этих знаний, ничто из упомянутого выше не поможет ему, даже если он родился в семье ученых, даже если у него лучшие книги и лучшие возможности.

Во-вторых, нужно избегать всего запретного, остерегаться нарушать законы Всевышнего Аллаха и преступать его границы.

Того, кто впадает в запретное или нарушает законы Всевышнего, Аллах отдаляет от Своих знаний, потому что он не достоин их. О подобном упоминают даже люди Писания в некоторых своих книгах. К примеру, в Библии сказано: «Много званных, но мало избранных». Все хотят стать знающими и принести пользу исламу и мусульманам, но не каждого Аллах удостаивает этим. Всевышний возвышает знаниями только тех Своих рабов, кто достоин этого.

В-третьих, человек должен составить для себя такой распорядок дня и получения знаний, который бы препятствовал лени. Например, пусть он выделит какие-то часы, дни, или определенное время суток для получения знаний и разнообразит предметы своего изучения. Не нужно сутки напролет читать только фикъх, или только тафсир или акъыду. Лучше уделить час фикъху, час акъыде, час Корану и час хифзу. Таким образом, человек будет менять области получаемых знаний несколько раз в сутки. Мозг человека устает от долгой работы в одном направлении, поэтому следует вносить разнообразие в свою деятельность. В качестве отдыха можно послушать или почитать какую-нибудь легкую книгу, например стихи или простые жизнеописания халифов, сахабов или табиинов. И тогда даже отдых будет получением знаний, а не просто досугом на диване.

Пусть тот, кто стремится к знаниям, обратит внимание на эти три вещи.

И последний, четвертый совет. Насколько я помню, об этом говорил еще имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах. Пусть требующий знания изучает жизнеописание Пророка ﷺ, обращая внимание на то, как он стремился к знаниям, с каким упорством он получал их, сколько он учился у Джибриля, мир ему. Пусть он размышляет над историями из жизни праведных предшественников: сподвижников, табиинов, великих имамов, — без остатка посвятивших себя получению знаний и их передаче. Как сказал один из поэтов: «لَوْ يَعْلَمُ الْمَرْءُ قَدْرَ العِلْمِ لَمْ يَنَمِ» — «Если бы человек осознал все величие знаний (насколько они возвышенны и почтенны), — то он потерял бы сон». И мы видим, что некоторые ученые теряют сон в буквальном смысле и спят всего лишь по три-четыре часа в сутки. Они заняты тем, что важнее сна.

Я не говорю, что всем нужно спать всего четыре часа и мучить себя. Если вы нуждаетесь во сне, то спите шесть-семь часов. Просто задумайтесь о том, что есть люди, достигшие такого уровня любви к знаниям, что они не нуждаются в долгом сне и продолжительном отдыхе. Им достаточно всего нескольких часов, чтобы отдохнуть, восстановиться и продолжить получение знаний и их распространение. Поэтому чаще вспоминайте этих имамов и их усердие на этом пути, так как это отличная мотивация, которая укрепит ваше стремление к знаниям.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

12 Джумада ас-сани 1441 г. (06.02.2020)

Сахих аль-Бухари, хадис № 2823; Сахих Муслима, хадис № 2706.

Лк. 14:16-24.

Стих имама Хафиза аль-Хаками, да помилует его Аллах.

📕Как ты поступаешь с людьми, так и Аллах поступит с тобой

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что у тебя есть грехи между тобой и Аллахом, последствий которых ты опасаешься и надеешься, что Аллах простит тебе их и не станет наказывать тебя за них. Однако Всевышний может и не ограничиться прощением, а щедро одарить тебя, почтить и даровать тебе много полезного и оказать тебе благодеяние сверх всех твоих надежд. Если ты надеешься, что Господь ответит тебе на твои скверные поступки таким образом, то и тебе следует отвечать подобным образом на обиды, которые наносят тебе Его творения. Поистине, воздаяние — того же рода, что и деяние, и как ты поступаешь с людьми, которые наносят тебе обиды, так и Аллах поступит с тобой в отношении твоих грехов и северных поступков - это будет соответствующее воздаяние. Ты можешь мстить или прощать, делать добро или не предпринимать ничего - как бы ты ни поступил, с тобой поступят так же, и как ты поступаешь с Его рабами, так поступят и с тобой. Кто задумывается и размышляет об этом, тому нетрудно делать добро тем, кто делает ему зло. Не говоря уже о помощи Аллаха и Его особой близости к человеку, которые становятся следствиями такого поведения. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, человеку, который пожаловался ему на родственников, которым он делал добро, тогда как они делали ему зло: «С тобой постоянно будет помощник от Аллаха до тех пор, пока ты поступаешь так» (Муслим, 2558). Следует добавить сюда и благие отзывы людей о таком человеке, и то, что они непременно примут его сторону в подобной тяжбе. Ведь если люди услышат, что этот человек делает добро кому-то, а тот отвечает ему злом, то их сердца, мольбы и поддержка будут с благодетелем и против совершающего злодеяния, потому что так устроил Аллах Своих рабов».

Всевышний Аллах сказал в одном из аятов суры «Аль-Бакара» («Корова»): «И непременно испытаем Мы вас неким страхом, и голодом, и недостатком в имуществе, и душах, и плодах. И обрадуй терпеливых [вестью благой], которые, когда постигает их беда, говорят: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“» (2:155-156). Мы собрали и перевели для наших богобоязненных читателей все предания, дающие толкование этим молитвенным словам, которые только смогли найти, чтобы вы осознали их неимоверную важность и у вас вошло в привычку повторять их в моменты жизненных потрясений и печали.

1. Али ибн Мухаммад и Салих ибн Абу Хаммад передали, что Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, как-то отправился к Ашасу ибн Кайсу, чтобы утешить его в связи со смертью его брата, которого звали Абд ар-Рахманом. Его светлость сказал ему: «Я пришёл к тебе из-за [твоего] горя, что есть право сострадания, и если ты проявишь терпение, то удовлетворишь право Аллаха. Если после этого ты будешь терпелив, то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь восхвалён, а если [из-за] своего горя [ты отчаешься в Божьей милости], то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь осуждён».

Ашас промолвил: (2:156). «Знаешь ли ты значение этих [слов]?» - спросил у него Повелитель верующих. «Ты - вершина знаний и их предел», - ответил Ашас. И тогда Имам сказал: «Что касается слов „принадлежим мы Аллаху“ , то они означают, что ты признаёшь [Его своим] Царём, а что касается слов „мы к Нему возвратимся“ , то они означают, что ты принимаешь своё разрушение (т. е. конечность, смертность)» («Аль-Кафи», т. 3, с. 261).

2. Было передано от Исмаила ибн Зияда ас-Сакуни, от Имама Садыка, от его отца Имама Бакира, от его святых отцов, от Пророка Мухаммада, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, который сказал: «Есть четыре [наиполезнейшие привычки], и тех, кто найдёт их в себе, Аллах запишет в числе обитателей Рая:

  1. того, кого Он защищает, - и тот свидетельствует, что нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха (ля иля́ ха и́ лля-ллах) ;
  2. того, кого Он одаривает Своими благами, - и тот [благодарит Его] словами: „[вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху“ („аль-ха́ мду лилля́ х“) ;
  3. того, кто, совершив [какой-либо] грех, произносит: „я ищу прощения Аллаха“ („аста́ гфиру-ллах“) ;
  4. того, кого поразили [жизненные] трудности, - и он говорит: (2:156) („и́ нна лилля́ хи уа и́ нна иле́ йхи ра́ джиуън“) » («Тафсир Айяши», т. 1, с. 69).

3. Было передано от Абу Али аль-Ашари, от Мухаммада ибн Абд аль-Джаббара, от Сафвана, от Исхака ибн Аммара и Абд-Аллаха ибн Синана, от Имама Садыка, от Пророка Мухаммада, да будет мир над ними обоими, от Великого и Всемогущего Аллаха, Свят Он и Велик, Который сказал: «Поистине, сделал Я этот мир для рабов Своих заёмом, так что тот, кто даст Мне [что-либо] взаймы из него, Тому возмещу Я [потери его] многократно: от десяти до семиста раз, иль столько, сколько сочту Я нужным. Тот же, кто не даст Мне [что-либо] взаймы из него, у того Я заберу что-либо силою [Своею]. Но если будет он терпеливым, предоставлю Я ему три таких дара [великих], что если бы удостоил Я ангелов Своих [хотя бы] одним из них, то остались бы они довольны Мною».

Передатчик добавил, что Имам Садык, да будет мир с ним, приведя эти слова, прочитал следующие аяты: «[И обрадуй терпеливых [вестью благой], которые, когда постигает их беда, говорят: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“» (2:156); «Эти - те, для которых [есть] благословения от Господа их и милость [Его], и эти - они [и есть] ведомые [по пути верному]» (2:157), после чего сказал: «И они (благословения) - первый из этих трёх даров, милость [Господа] - второй, и [наставление на путь верный, заключённое в словах] „и эти - они [и есть] ведомые [по пути верному]“ (2:157) - третий» («Аль-Кафи», т. 2, глава 47, хадис 21).

4. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ан-Науфали, от Ас-Сакуни, от Имама Садыка, который передал слова Пророка Мухаммада, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Когда умирает дитя верующего, - и Аллах лучше всех знает о том, что говорит его раб [при подобном потрясении], - Всеблагой и Всевышний Аллах вопрошает Своих ангелов: „Взяли ли вы [душу] такого-то?“, - и они отвечают: „Да, наш Господь!“ После чего Он спрашивает у них: „Что говорит раб Мой?“, - и они отвечают: „Он восхвалил Тебя и [произносит слова из Книги Твоей]: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156)“. И тогда изрекает Всеблагой и Всевышний Аллах: „Забрали вы плод сердца его, отраду очей его; и восхвалил он Меня, и произнёс он [слова из Книги Моей]: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156)! Так возведите же для него дом в Раю и нареките его Домом восхваления (Бейт аль-хамд) !“» («Аль-Кафи», т. 3, глава 79, хадис 4)

5. Было передано рядом сподвижников, от Сахля ибн Зияда, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра и Хасана ибн Али, и все они передали от Абу Джамиля, от Джабира, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который спросил [у своего отца Имама Саджада, да будет мир с ним]: «Что есть [сильная неконтролируемая] скорбь?» Его светлость сказал: «Сильная скорбь - это [когда кто-то] стонет от горя, бьёт [себя] по лицу и груди, выдёргивает волосы [со своей] головы, [непрестанно] плачет, и он - отринул терпение, [отчаявшись в милости Всевышнего Аллаха], и [таким образом] сбился с [истинного] пути. Если же человек терпелив [перед лицом ниспосланных ему трудностей] и говорит: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), [премного] восхваляет Великого и Всемогущего Аллаха [в любых состояниях] и доволен всем, что вершит [с ним] Он, то воздаяние [за переживаемые несчастья] этого человека будет возложено на Аллаха, [и Он вменит Себе в обязанность вознаградить его]. На того же, кто не поступает подобным образом [обрушится] поток предопределения, [и не будут отстранены от него предначертанные ему страдания], и будет он осуждён, и изымет Всевышний Аллах его воздаяние [за претерпеваемые им невзгоды]» («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 1).

6. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Абд-Аллаха ибн Синана, от Ма’руфа ибн Харрабуза, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Нет такого раба [Божьего], которого постигла бы беда, и он сказал: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), поминая свою беду и проявляя терпение, когда она случается, которому бы Аллах не простил все грехи, что он совершил до этого. И когда его [вновь] постигает беда, и он поминает свою беду и произносит [аят] „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), Аллах прощает ему все грехи, совершённые им в это время» («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 5).

7. Было передано от Али, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Давуда ибн Разина, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал, что тот, кто произносит следующие слова, поминая свои проблемы, даже [не сразу, а] спустя какое-то время, тому Аллах дарует [такое] искупление, какое бы он получил, если бы произнёс их сразу [после того, как его настигло горе]:

  1. «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156) ;
  2. «[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху - Господу миров» (1:2) («Аль-ха́ мду лилля́ хи ра́ бби-ль-аълями́ н») ;
  3. «О Аллах! Воздай мне [благом] за мою печаль и замени её тем, что лучше!» (Аллаху́ мма а́ джирни аля́ муси́ бати уа а́ хлиф але́ йа а́ фдаля ми́ нха) («Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 6).

8. Каждый раз, когда человек, переживший беду, вспоминая о ней, будет говорить: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (2:156) («И́ нна лилля́ хи уа и́ нна иле́ йхи ра́ джиуън») , он будет вновь получать от Аллаха вознаграждение за эту беду («Бихар аль-анвар», т. 82, с. 142).

9. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Али ибн Хакама, от Муавии ибн Ваххаба, который слышал, как Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, возвращался после военного похода, в котором погибло много мусульман, он повстречался с одной женщиной, что стала расспрашивать его о своих [участвовавших в том сражении] близких. Пророк сказал ей: „Твой дядя Хамза был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой брат был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156), а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой муж был убит“. Тогда она схватилась руками за свою голову и закричала. И сказал Посланник Аллаха: „Ничто не заменит женщине её мужа“» («Аль-Кафи», т. 5, глава 143, хадис 1).

أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ)

Они удостаиваются благословения своего Господа и милости.

Они следуют прямым путем.

Аллах сообщает о том, что Он испытывает Своих рабов

т.е. проверяет их, как Он сказал об этом в другом аяте:

﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَـهِدِينَ مِنكُمْ وَالصَّـبِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَـرَكُمْ ﴾

Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас,

кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести. (47:31)

Иной раз Он испытывает благоденствием, а иной раз невзгодами,

страхом и голодом,как об этом сказал Аллах: ﴿فَأَذَاقَهَا اللَّهُ لِبَاسَ الْجُوعِ وَالْخَوْفِ﴾

и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха .

Голод и страх заметен у человека, который их испытывает. Поэтому здесь сказано одеяние голода и страха. А иной раз Он испытывает этим в меньшей степени:

Незначительным страхом, голодом

وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ отнятием имущества – т.е. потерей части имущества.

﴿وَالاٌّنفُسِ﴾ Душ – потерей родственников и близких, любимых и товарищей.



﴿وَالثَّمَرَتِ﴾ и плодов – когда сады и посевы не приносят ожидаемых урожаев.

Все это примеры того, как Аллах испытывает Своих рабов. Кто проявил терпение - получит награду, кто был нетерпелив - заслужил наказание Аллаха.

Поэтому Аллах сказал: ﴿وَبَشِّرِ الصَّـبِرِينَ﴾ Обрадуй же терпеливых .

Некоторые толкователи прокомментировали

слово الْخَوفْ страх как боязнь Аллаха, а голод َالْجُوعِ как пост в месяц Рамадан.

Отнятием имущества وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ - т.е. выплатой закята,

Душ الاٌّنفُسِ – т.е. болезнями. И плодов وَالثَّمَرَت – т.е. детей.

Это мнение спорное. Аллах знает лучше.

Аллах сообщает, что терпеливые заслуживают Его похвалы. Он сказал о них:

﴿الَّذِينَ إِذَآ أَصَـبَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ ﴾

которые, когда их постигает беда, говорят:

«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»

Т.е. они утешают себя этими словами когда их что-то постигает. Они признают, что власть принадлежит Аллаху, и что Он распоряжается Своими рабами как пожелает. Они также признают, что у Него не будет утеряно даже горчичное зёрнышко в Судный день. Эти факты вынудили их признать то, что они являются Его рабами и то,

что они к Нему вернуться в Судный день.

Аллах сообщил, что они заслужили за это:

т.е. похвалы Аллаха.

Саид ибн Джубайр сказал: «Т.е. безопасности от наказания».

﴿وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ﴾ Они следуют прямым путем .

Умар ибн Хаттаб сказал: ﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ﴾

Они удостаиваются благословения своего Господа и милости – две справедливости.

Они следуют прямым путем

– а это величие, которое помещено между двумя справедливостями. Это же является дополнением к их наградам. Они получили свои награды и дополнение к ним».

В нескольких хадисах говорится о награде за соболезнование (الإسْتِرْجاع).

Соболезнование в данном случае это произнесение слов:

﴿إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ﴾ «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»,

во времена невзгод и несчастий.

Один из этих хадисов рассказал имам Ахмад от Умм Саламы, которая сказала:

«Как-то ко мне пришёл Абу Салама (её муж) и сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал слова, которые обрадовали меня:

«لَا يُصِيبُ أَحَدًا مِنَ الْمُسْلِمِينَ مُصِيبَةٌ فَيَسْتَرْجِعُ عِنْدَ مُصِيبَتِهِ ثُمَّ يقُولُ:

اللَّهُمَّ أْجُرْنِي فِي مُصِيبَتِي وأَخْلِفْ لِي خَيْرًا مِنْهَا، إِلَّا فَعَلَ ذلِكَ بِه»

«Если кого-либо из рабов (Аллаха)постигнет несчастье, а он скажет:

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах,

вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!»

Инна ли-Ллахи ва инна иляй-хи раджи"уна!

Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!),

«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».... وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ ۗ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّـهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Коран 2:155-156 Всевышний поведал о том, что Его рабов непременно постигают испытания, благодаря которым правдивые люди отличаются от лжецов, а нетерпеливые – от терпеливых. Всевышний всегда поступал с рабами именно так, ибо если верующих долгое время не постигает испытание, то к ним примыкают лжецы, что чревато дурными последствиями. Вот почему божественная мудрость требует, чтобы праведники были отделены от злодеев, и в этом заключается огромная польза испытаний. Они не уничтожают веру правоверных и не отворачивают истинных мусульман от их веры, потому что Аллах никогда не дает пропасть вере правоверных. В этом аяте Аллах сообщил о том, что Его рабы проходят через испытания страхом перед врагами и голодом, причем страх и голод бывают незначительными, ибо в противном случае правоверные стали бы гибнуть. Однако испытания выпадают на их долю для того, чтобы очистить их ряды, но не погубить их самих. Наряду с этим Аллах испытывает Своих рабов потерей имущества, людей и плодов. Под потерей имущества подразумеваются любые происшествия, которые наносят удар по материальному благосостоянию человека. Это могут быть стихийные бедствия, наводнения, пропажи, бесчинства правителей или угнетателей, грабежи на дорогах и другие несчастья. Под потерей людей подразумевается гибель детей, родственников, друзей и других любимых людей, а также болезни, которые поражают самого человека или тех, кто ему дорог. Под потерей плодов подразумевается гибель зерновых полей, пальмовых деревьев и прочих плодовых деревьев и кустарников в результате наступления холодов, пожаров, ураганов, нашествий саранчи или под воздействием прочих факторов. Упомянутые события происходят и будут происходить всегда, потому что об этом сообщил Всезнающий и Всеведущий Господь. Когда же они происходят, люди делятся на терпеливых и нетерпеливых. Нетерпеливых людей постигают сразу два несчастья. Они лишаются любимых вещей и людей, потеря которых является сутью испытания. А наряду с этим, они лишаются гораздо большего и прекрасного – вознаграждения Аллаха за терпение, которое им было велено проявить. Они оказываются в убытке и лишаются Божьей поддержки, а их вера ослабевает. Они упускают возможность проявить терпение, выразить удовлетворенность своей судьбой и возблагодарить Аллаха. Вместо этого они сердятся и негодуют, что свидетельствует о величине и тяжести их потерь. Если же Аллах помогает человеку во время испытаний проявить должное терпение и удержаться от выражения недовольства словом и делом, если он надеется получить награду от Аллаха и знает, что вознаграждение за проявленное терпение многократно превосходит постигшее его испытание и что случившаяся беда может стать Божьей милостью по отношению к нему и принесет ему больше добра и пользы, чем зла и трудностей, то человек подчиняется воле Аллаха и удостаивается награды. Вот почему Аллах велел обрадовать терпеливых верующих благой вестью о том, что они получат вознаграждение без всякого счета. Именно терпеливые верующие удостоены этой славной благой вести и великой почести. Когда их постигают неприятности и напасти, причиняющие им духовные или физические страдания, они говорят: «Мы – рабы Аллаха, и мы зависим от Его воли. Мы не властны над своими жизнями и своим имуществом, и если Аллах лишит нас здоровья или части нашего имущества, то ведь Милостивый Господь властен распоряжаться Своими рабами и Своей собственностью, как пожелает. Мы не должны противиться этому. Более того, настоящий раб должен знать, что любые несчастья происходят по воле Премудрого Владыки, Который более сострадателен к Своим рабам, чем они сами к себе. Это обязывает нас довольствоваться судьбой и благодарить Аллаха за Его предопределение, которое приносит человеку пользу, даже если он не понимает этого. Будучи рабами Аллаха, мы непременно вернемся к своему Господу в День воскресения, и тогда каждый человек получит воздаяние за свои дела. Если мы проявим терпение в надежде на вознаграждение Аллаха, то получим его сполна. Если же мы станем негодовать и сетовать на судьбу, то лишимся этой награды, и нам не останется ничего, кроме нашего негодования. Наше положение рабов, которые принадлежат Аллаху и непременно вернутся к Нему, обязывает нас проявлять стойкость и терпение». Тафсир Абдуррахман ибн Насир ас-Саади.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...