Зачем любить врагов своих. Можно ли искренне любить врагов и как этому научиться

Господь заповедал нам любить врагов своих. Между тем и к близким людям, нашим родным мы не всегда испытываем теплые чувства, где уж тут любить врагов… Но исполнять надо, вот и возникает вопрос: как этому научиться, как воспитать в себе важнейшую христианскую добродетель - любовь к врагам? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

В соработничестве с Богом

Любить врагов можно научиться только у Господа нашего Иисуса Христа и только с Его помощью. Для этого нужно следовать за Ним и пребывать в Нем, по Его заповеди. Иначе как с Божией помощью научиться этому невозможно.

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко»

Чтобы полюбить своих врагов, необходимо научиться видеть в каждом ближнем, которого Господь посылает на нашем пути, образ Божий. Тут еще нужно понимать, что - это дар Божий. Вот, например, что говорит праведный Иоанн Кронштадтский о любви к врагам: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».

Искренняя духовная любовь - это высшая ступень добродетелей, по откровению . А начало восхождения на эту высоту - это внимание к своей внутренней жизни и решительное несогласие со всяким чувством вражды, неприязни, обиды, ненависти и мстительности… словом, всего, что обычно сопровождает наше отношение к «врагам». Неприятие этих чувств с решительным их отвержением - это и есть начало исполнения заповеди о любви. А дальше нам Господь заповедовал молитву об этих людях и всякое посильное изъявление доброжелательности в расположении сердца, в словах и поступках. То есть мы должны просить у Господа помощи в том, чтобы нам относиться к врагам с искренним добрым расположением, и молиться об их очищении, просвещении и вразумлении не с озлобленностью, а с состраданием. И когда в ответ на нашу неотступную просьбу возникает в душе, по милости Божией, правильное отношение к нашим врагам, то, бывает, совершенно неожиданно происходит примирение с этими людьми и именно на основании добросердечия, простоты и любви христианской. Это, конечно, настоящее чудо, но происходит это чудо зачастую тогда, когда мы к нему стремимся, и это стремление есть начало исполнения заповеди Божией о любви к врагам.

Без любви ко Христу и ближним не будет и любви ко врагам

Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам - нужно просто быть к врагам милосердным

Нужно начать с того, чтобы всем сердцем полюбить Христа. Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его заповедей. Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей.

Способность любить врагов - «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов.

Научиться искренне любить врагов можно с помощью молитвы, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Просите у Бога такой благодати - любить и прощать, молитесь о «ненавидящих и обидящих» и имейте всегда перед своим внутренним взором Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а Он молился о распинавших его (см.: Лк. 23: 34).

Любовь к врагам - это умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе

Врагов любить трудно. Это один из самых трудных подвигов в жизни. В теории все понятно, но как это осуществить на практике?

Прежде всего, нужно понять, что враг тоже человек и, как человек, тоже может ошибаться, быть под властью греха или страсти. А ведь и мы ошибаемся, и мы тоже можем быть одержимы грехом. Но в отношении себя мы признаем, что грех (пусть и совершенный мною) - это не я, что грех - это искушение, но не моя личность. Поэтому мы и боремся с грехами. Вот и в случае с врагами нужно помнить, что человек и грех, совершённый им, - это разные вещи. Грех - это не природа человека, а искажение ее диаволом. И потому, чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему. В какой-то мере любой человек - это икона. Неужели мы будем ненавидеть икону? Так что любовь к врагам - это в первую очередь умение видеть за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе.

Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
Спасибо вам за все за это,
Ну, что б мы делали без вас!

Наталья Дроздова

Это стихотворение, на мой взгляд, замечательно своей христианской интуицией. Лишь с христианских позиций осмысленное зло может стать источником блага для человека. Но это ценное качество - способность усмотреть благо в причиняемых нам кем-то скорбях - увы, чрезвычайно редко встречается в наше время…

«Несправедливая» заповедь

Недавно мне довелось увидеть репортаж одного нашего фронтового корреспондента о тех страданиях, которые сейчас претерпевают жители Донбасса. Жительница Донецкой области, шестнадцатилетний сын которой ушел добровольцем в войска ДНР, рассказывала, какие издевательства и пытки ей пришлось претерпеть от украинских силовиков за то, что родила «сепаратиста» и отказывалась открыть его местонахождение. После ее рассказа показали и сына, который хорошо знал о страданиях матери. В ответ на вопрос, каким может быть его ответ на такую ситуацию, он ответил: «Это моя кровь, и я при первой возможности за нее отомщу. Глупо было бы не отомстить». Мне запомнилось то противоречивое чувство, которое у меня возникло, когда я услышал эти слова. Сердце склонялось к тому, что этот юноша, воюющий за мир на своей Родине, совершенно прав в своем стремлении добиться справедливости и наказать тех, кто жестоко обидел его мать. И я не смог бы осудить подобный поступок, как не осудил бы, например, отца, убивающего в состоянии аффекта насильника, только что надругавшегося над его дочерью. Но это то, что говорило мне мое сердце, а оно (мне это известно точно) испорчено грехом, а значит, в нем преобладают начала, противные Христовой Истине. А что же нам говорит Христова Истина? Вот об этом мне тогда сказал мой разум, который все же немного знаком с христианством. Он мне говорил о том, что Христос учит любить врагов и не мстить за зло, причиняемое нам. И вот это противоречие между сердцем, которое всеми кровеносными сосудиками соглашалось с солдатом, и разумом, который отметал все аргументы «от сердца» и твердил о том, что Христос учит иначе, помню, тогда меня задело больше всего. Значит, не такой все же это ясный вопрос - заповедь Христова о любви к врагам.

Думаю, эта заповедь всегда в христианском обществе была камнем преткновения, об который спотыкались, разбивали коленки и проливали духовную кровь воины Христовы. И это неудивительно, поскольку любовь к врагам, как выражался , - «добродетель вышеестественная, превосходящая человеческое естество». В этом отношении она подобна девству. Только вот в чем важный нюанс: если к девству призваны далеко не все, то к любви к врагам призван всякий христианин. А для этого во внутреннем мире человека должна решиться архисложная, по сути, задача: чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной. И для решения такой задачи христианину хорошо бы понять ответы хотя бы на некоторые вопросы к «несправедливому» требованию любить своих врагов.

Кто такой враг?

Во-первых, попытаемся осмыслить, о каких «врагах» вообще идет речь. О врагах ли Отечества, которых в нашей прошедшей и современной истории всегда достаточно? Нет, ибо врагов Отечества призывал сокрушать. О врагах ли Божиих: еретиках, гонителях, кощунниках и т.д.? Но таковых он велел гнушаться. Так о ком же идет речь? Речь о врагах своих личных: «враги зде разумеются те люди, которые нам словом или делом какие-либо являют озлобления» . Т.е. враги - не те лишь, которых мы признаем за своих врагов и которые нам отвечают тем же, не те лишь, с кем мы пребываем в перманентной ссоре или неприязненных отношениях, а всякий человек, который вольно или невольно причинил нам какую-либо скорбь. Важное уточнение! Встречаются, и нередко, люди, которые утверждают, что заповедь о любви к врагам к ним не относится, ибо у них нет врагов! Эта заповедь выпадает из их духовного кругозора, ибо к ним «не относится», но при этом они умудряются ее постоянно нарушать, например, встречаясь каждодневно с хамством на дорогах, препираясь о первенстве в очереди в больнице или ругаясь на купленный в магазине просроченный товар! Причем здесь враги, спросите вы? А при том, что всякое проявление агрессии, неуважения или несправедливости по отношению к себе мы воспринимаем как враждебное отношение, а, значит, для нас здесь - замечательная возможность исполнить заповедь о любви к врагу. Было бы только усердие.

Ну, и еще немного о врагах. Особенность нашего времени состоит в том, что современный мир научился плодить врагов и вражду без участия сознательной агрессии. Он заменил ее патологической безответственностью, носитель которой ни в грош не ставит ни свою, ни чужую жизнь. Каждый день и на каждом шагу мы встречаем такую безответственность, и она ужасает нас. Вот, к примеру, недавно в Красноярском крае молодой мажор сбил на пешеходном переходе насмерть отца и двух его деток, мгновенно превратившись для оставшихся членов семьи во врага. Подобный же случай произошел в подмосковной Балашихе, где в родном дворе был насмерть задавлен ребенок. Или посмотрите на наркомана, который в погоне за удовольствием превращается во врага для домашних своих. Или взгляните на тех, кто в погоне за наживой занимается изготовлением разнообразных контрафактов в медицине, пищевой промышленности или автопроме. Что это, как не проявление вражды, приводящей часто к ужасным последствиям? Рассмотрев эти случаи, мы увидим, что для умножения вражды в мире нет необходимости в войнах, достаточно убедить человека в том, что свобода - это прежде всего вседозволенность.

Как любить врага

Отношение к врагу - важный показатель духовного устроения человека

Итак, вражда и враги в нашем мире поджидают нас фактически на каждом шагу, а, значит, для нас всегда открыто поприще, на котором мы можем поупражняться в духовной жизни. Тем более что отношение к врагу - важный показатель духовного устроения человека. говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам. Господь призывает нас их любить, но что это такое - «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку, или сделать еще нечто подобное? Наверное, все же нет. Любовь евангельская вполне отличается от земного эквивалента, и существенное отличие в том, что если любовь земная практически всегда переплетена с дружбой так, что одно без другого не бывает, то любовь, заповедуемая Евангелием, вполне обходится без дружбы (хотя может и сопутствовать ей). Она вся - в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему. Поэтому заповедь о любви ко врагу ничего не говорит о дружбе. Она - о другом. И если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и «зеркального ответа» (мести). В этом деле очень важна внутренняя борьба. При столкновении с несправедливостью и тем более с агрессией в нас часто бурлят негодование и злоба, желание ответить тем же, и это нормально для греховного состояния, в котором мы пребываем. Но с точки зрения духовной жизни подобные внутренние бури весьма греховны, являясь чем-то вроде тлеющего костра, из которого может мгновенно разгореться пламя. И в случае подобных внутренних волнений обязанность христианина - бороться и молиться Повелителю бурь - Христу - об умиротворении душевного волнения. И это будет важным первым шагом на пути к добродетели. Не вступать в конфликт, промолчать, потом успокоиться - вот первые проявления любви по отношению к обидевшему нас. Но борьба на этом не закончится. Далее задача христианина заключается в том, чтобы простить обидчика, что бы он ни сделал. И это следующее проявление любви. Для такого прощения необходимо, во-первых, понимание той духовной истины, что через обидчика действовал Сам Господь. Даже если по отношению к нам или нашим близким совершено тяжкое преступление, не усомнимся в том, что Господь попустил его совершить для определенной пользы нашей. Так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов). Обращаясь к одному скорбящему иноку, он увещевает его оставить людей (как главную причину обиды), понять, что попущенная скорбь есть проявление Промысла Божия в отношении него, а люди - лишь Его слепые орудия, через которые Господь дает горькие пилюли. Если для прощения этих соображений окажется недостаточно, христианин должен постараться убедить себя в том, что непрощение человека, неотпускаемое зло - это спазм внутри его собственной души, который причиняет ей тяжкое страдание. Не человек, причинивший мне скорбь, страдает, а я, пострадавший от него, сам себе причиняю еще большее зло, ибо непрощение влечет гибель души. Зачем мне обрекать на гибель еще и свою душу, если мне нанесена временная скорбь в этой жизни? Не стану ли я сам виновником еще большего зла, чем то, что мне причинили? Наконец, не лишним здесь будет вспомнить и о том, что сам я нуждаюсь в прощении бесчисленных своих согрешений, и если не сумею простить, то и прощения не получу…

При столкновении с несправедливостью в нас часто бурлят негодование и злоба

Ну вот, обида, наконец, прощена. Окончание ли это борьбы? Увы, не всегда. Часто воспоминания о происшедшем терзают нас, и вновь появляется в душе озлобление на обидчика, наносящее ей ущерб. Для таких случаев Господь дает нам в руки еще одно оружие: благотворение и молитва. Есть у тебя возможность сделать добро неприятелю? Сделай его, и почувствуешь перемену в своем сердце, ибо наше сердце склоняется к тому, кому делаем добро. Нет такой возможности? Помолись за него Богу. Подобно Самому Богу, проси Создателя простить ему его согрешение и наставить на спасительный путь, и ты почувствуешь, как уляжется злоба, уступив место миру в твоей душе.

Благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе

Любить врага? Но зачем?

На Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца

Вопрос, который непременно возникает, особенно в минуты, когда обида еще на лице и рана кровоточит. Почему я обязан заботиться о любви к тому, кто принес в мою жизнь скорбь, а порой и настоящую беду? Почему я должен этим озаботиться по отношению к тому, кому я безразличен, неприятен или даже ненавистен? Ответы мы можем найти лишь в области понимания нашего призвания, понимания той цели, к которой стремимся. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, на Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца. Цель, которую мы сами для себя избрали, став христианами, весьма высока, а достичь высокой цели можно только немалыми трудами восхождения. Уподобиться Христу - а именно в этом наша цель - можно лишь подражая Его жизни, а Он, как известно, не только не враждовал, а молился за Своих распинателей, особенно в те минуты, когда Ему было тяжелее всего. И к тому, кто назвал себя Его последователем, к тому, кто взял на себя Его крест, Он обращается в первую очередь: любите врагов ваших…и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6, 35). Обратим внимание на то, что исполнение именно этой заповеди содержит подобное обетование. Кротким обещана земля, плачущим утешение, милостивым - помилование. И лишь миротворцам и возлюбившим своих врагов обещана самая высокая награда, как достигшим самой высокой и сложной высоты. По этой причине святитель Димитрий, назвавший эту добродетель вышеестественной, называет достигших ее чудотворцами: «Если желаете, я покажу вам, что и ныне среди людей находятся чудотворцы, только внимайте тому, что я скажу: всякий, кто любит врага своего - чудотворец» .

«Дайте место гневу Божию»

Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения

И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19‒21). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом…

А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших.

Нагорная проповедь Христа разделила людей на сторонников и противников. Первым из них - нищим духом, алчущим правды, плачущим о погибающем мире и гонимым Спаситель провозгласил счастье, а вторым — ужасное горе. И вот горстка счастливых терзается вопросом: как же им относиться к богатым, пресыщенным, смеющимся и тщеславным, которые не скрывают своей вражды к Иисусу и к ним? Какой мерой воздать за лютую ненависть? Может быть, стоит подражать пророку Давиду: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21,22)? На эти вопросы у Христа был неподражаемый ответ.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:27-36).

Слова Иисуса о любви звучат вызовом миру и церкви. Они - извечный повод для жаркой полемики. Некоторые сразу расписываются в своей беспомощности их исполнить. Кто-то считает, что Христос, погрузившись в мир религиозных фантазий, не учитывает ни политических, ни социальных реалий. Ведь любовь (агапе), включающая в себя бескорыстную заботу, добро, привязанность, никак не может быть направлена на римских оккупантов, храмовую мафию, разбойников с большой дороги…

Можно было бы понять и принять советы «перетерпите злое отношение», «уклоняйтесь от агрессивности людей», «не воздавайте им злом за зло», «удалитесь в пустыню» или «замкнитесь в себе». Но любить врагов… Разве это не переворачивает с ног на голову всякое представление о справедливости и правах человека? Разве это не превращает христианство в непрактичную и вздорную религию? Человеческой природе не свойственно любить врагов, подставлять для нового удара другую щеку, отдавать нижнюю рубашку! Кипя от возмущения, она отвергает жизнь по якобы умножающим зло правилам,…

Однако Иисус сказал, что сказал и, конечно, был прав! Тот, Кто есть сама Истина и Жизнь, ошибиться никак не мог.

  1. Любви к врагам требует эпоха благодати.

До пришествия Христа на землю верующие жили по закону, требовавшему справедливого возмездия за свершенное преступление — «око за око и зуб за зуб». Закон не сдерживал грех, он лишь выявлял глубокую порочность человеческого сердца точно так же, как УЗИ или рентген выявляют в организме опасные метастазы. Апостол Павел писал: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим.7:7-9). Воистину, «…«закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19) — суровые правила не прибавляли ума, страх возмездия смертью не удерживал от преступлений, многочисленные жертвоприношения не освящали сердец. Закон показывал человеку, что он смертельно болен и нуждается в Небесном Враче.

Суть эпохи благодати, наступившей с явлением Иисуса Христа на землю, хорошо выразил апостол Павел: «…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:19-21). Бог во Христе объявил перемирие с грешным человечеством и через Своих вестников убеждает его не идти в ад, но обрести спасение по благодати. Принимает ли мир Божьих вестников? Иногда принимает. Но гораздо чаще — гонит и убивает. Какой должен быть ответ христиан на скверное отношение? Такой же, как и у Бога - умолять о примирении.

Если Бог несказанно добр к неблагодарным и злым, не должны ли Его дети подражать Ему? Здесь уместно вспомнить притчу Христа о должнике, которому царь простил небывало огромный долг в 10 000 талантов (360 000 килограммов) серебра. Прощенный раб нашел своего товарища, задолжавшего ему 100 динариев (треть годового заработка простого рабочего) и принялся требовать от него возврата долга. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:32-34). Злой раб не понял, что доброта царя должна подвигнуть его простить всех своих должников. Однако он поступил так, будто не получил царской милости.

Поскольку Бог сменил эпоху закона эпохой благодати, мы не имеем права в отношении себя применять благодать, а в отношении других закон. Это будет неугодно Богу. Вот почему Христос заповедал своим последователям: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Христиане должны показать миру благодать в действии, следуя сформулированному Христом «золотому правилу» этики:Всякийчеловек ожидает от других принятия и уважения, справедливости и милосердия. Вот так и должны христиане поступать с недругами. Поймут ли и оценят они подобное поведение? Скорее всего нет. Кто-то сочтет их наивными, кто-то станет насмехаться. Кто-то ответит злом на добро. Но все равно верующие призваны поступать в соответствии с духом эпохи благодати и не горевать о том, что ее КПД не достигает 100%. Результаты находятся в Божьих руках, а не в человеческих.

Исполнение «золотого правила» не предполагает, что не нужно обличать беззаконие. Мы не обязаны забыть о своих законных правах и потакать злу: «…когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян.22:25). Апостол обличил неправосудные действия судившего его первосвященника: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян.23:3). Остановить человека в его беззакониях ненасильственным образом так же является проявлением христианской любви, как и любая добрая помощь. И если обличения окажутся бесполезными, нужно продолжать проявлять любовь: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1Кор.4:12,13). Таков дух эпохи благодати.

2. Любовь к врагам оценивается Богом, как драгоценная

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Любовь за любовь, благодеяние за благодеяние в Божьих очах является заурядным делом. На него способны темные язычники. Они умеют ценить дружбу и проявлять ее. Тысячи трогательных стихов и песен сочинил мир о любви и, пожалуй, эта тема по сей день превалирует в искусстве. Однако любовь к достойным любви не имеет пред Богом никакой ценности, потому что заквашена на эгоизме: «ты - мне, а я - тебе».

Бог обожает такую любовь, которая обращена к неблагодарным и злым, к тем, кто неспособен ни оценить, ни отплатить за полученные блага. И если мы проявим ее, (а этот подвиг непростой!), мы дадим Богу возможность увенчать нас великой наградой. Льюис где-то заметил, что «слушая о любви к врагам, люди начинают сразу воображать себе, что их призывают любить гестапо. Начните с чего-нибудь более простого, например, с тещи». Вот и нам следует начать с наших братьев и сестер: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1,2). Бог это оценит!

3. Любовь к врагам была явлена Самим Христом

Христос имел моральное право повелеть Своим последователям любить врагов, ибо практиковал это Сам. Когда в одном самарянском селении Его не приняли, апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать негостеприимных хозяев по примеру пророка Илии - огнем с неба. Иисус запретил им думать об этом (Лук.9:55). В Гефсиманском саду Христос запретил Петру применять меч для Его освобождения отнесправедливого ареста:«…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:52-54). Более того, Христос исцелил раба первосвященника Малха, когда ревностный апостол Петр отсек ему ухо.

Претерпевая побои, издевательства и распятие, Христос молился о прощении своих врагов. Он нашел смягчающую их вину обстоятельство «не знают, что делают» (Лук.23:34). Более того, не только молитвой, но мученической смертью Он засвидетельствовал Свою любовь к грешникам: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8). Христова любовь обязывает нас к подражанию, воспетому в известном гимне «О, образ совершенный»:

0 образ совершенный

Любви и чистоты!

Спаситель, Царь смиренный,

Пример мой вечный — Ты.

На лик в венце терновом

Хочу душой взирать;

Хочу делами словом

Тебе лишь подражать.

Хочу Твои слова я

Лишь в жизни повторять;

Хочу, благословляя,

Врагам моим прощать.

Хочу о них молиться,

Как Ты молил о них;

Хочу, как Ты, смириться

Среди сынов земных.

4. Любви к врагам требует новая природа спасенных

Христос дал повеление Своим ученикам любить врагов именно потому, что они обрели новую природу, способную на такой подвиг. Благодать - это не только доброта Бога, примирившего через жертву Христа с Собою мир, не только оправдание грешника по вере, это сила, изменяющая сердца: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11-14).

Если христиане - это новое творение и дети добра, как может ненависть к кому бы то ни было жить в их сердцах? Как могут они променять Духа Божьего, производящего «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23), на дух зла, несущего тесноту и скорбь? Любовь это знамя по которому узнаются ученики Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). Апостолы призывали церковь высоко держать это знамя. Трижды в Новом Завете говорится: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фесс.5:15). Поступать так, значит жить в гармонии с новой природой.

5. Любви к врагам требует исполнение великого поручения

Христос призвал учеников «проповедовать евангелие всей твари» (Мр.16:15). Этим Он подчеркнул интернациональный характер христианства. В эпоху закона иудаизм с помощью различных обрядов и правил ограждал себя от смешения с язычниками. Христианство предназначалась для всех народов, и потому церковь не имела права создавать преграды для людей из-за национальных или социальных особенностей: «…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11). Нет и не должно быть русского или английского или африканского христианства. Христианство едино - уходящее корнями к апостолам, распространяющееся в мире через проповедь о Христе и добрые дела.

Христианам во все времена приходилось вторгаться в чуждую культуру и способствовать ее изменению. Конечно, это вторжение вызывало реакцию отторжения у национальных религий: конкуренты им были не нужны. Тем более что христианство не добавлялось к существующим идеологиям, но стремилось их заменить.

Уверовавшие переставали чтить прежних богов, оставляли распутство, пьянство, кровную месть, театральные зрелища. Это, несомненно, подрывало вековые устои и вызывало разделение в обществе. Поэтому вторжение в иную культуру было оправданно лишь тогда, когда оно было вторжением любви. Любовь заинтересована в добровольном отклике человека, но не в принуждении. Она готова страдать, но не причинять страдания. Она не берет в руку меч из дамасской стали, чтобы убить тело, но мечом духа освобождает душу от демонов и пороков. И если ей приходиться платить высокую цену, она за ней не стоит.

В 1956 году пять молодых миссионеров получили от Бога повеление принести весть о Христе дикому племени Аука в джунглях Эквадора. Однако работа не удалась - их убили туземцы. Миссионеры могли бы легко защитить себя имевшимся на руках огнестрельным оружием, но они только стреляли в воздух. Они понимали, что если убьют врагов, те отправятся в вечный ад, а если враги убьют их, то распахнут им двери вечной жизни. И они поступили с Аука по золотому правилу: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Многие в последствии осуждали их за неосмотрительность и крайний пацифизм. Однако Бог оправдал их пред глазами всего мира. Через несколько лет после трагедии, жена и сестра погибших миссионеров ощутили Божий призыв отправиться к тому злому племени с благой вестью. И то, что не удалось мужчинам, удалось слабым женщинам - двадцать восемь дикарей были спасены и приняли крещение в реке Курарай, некогда обагренной кровью мучеников. Среди крещенных было пятеро убийц миссионеров во главе с их руководителем — Гикитой… Воистину, кровь мучеников есть семя святых! А что было бы, если бы миссионеры ответили злом за зло? Не закрыли бы они навсегда путь в вечную жизнь этому племени?

6. Любовь к врагам практиковалась христианской церковью первых трех веков

В своем исследовании о христианском пацифизме богослов Геннадий Гололоб приводит важные исторические свидетельства о взглядах ранних отцов церкви:

«Поликарп (69-155), епископ Смирны и мученик, в своей работе “О христианской жизни” писал: «Мы не воздаем злом за зло, не отвечаем на обиду - обидами, на удар - ударом, на проклятие - проклятиями».

Иустин Мученик (100-165) писал о христианах, что те, кто раньше убивал друг друга, теперь не только не настроены против врагов, но и охотно умирают, исповедуя Иисуса Христа.

Тертуллиан (160-225) …сделал следующее заявление: «Убрав меч Петра, Бог тем самым разоружил каждого солдата» (Tertullian, On Idolatry, 19.3)… «Убить человека, - по словам Тертуллиана, - это что-то из побуждений от дьявола».

… ещё во II веке перешедший в христианство философ Татиан открыто приравнивает войну к простому убийству, и почетный воинский венок считает наградою, несовместимой с достоинством христианина.

В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах. «Мы, думая, что смотреть на убийство почти то же, что совершать оное, отказываемся от таких зрелищ» (Афиногор. Прошение о христианах // Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988, с. 448).

Ориген (185-254) был выдающимся писателем и учителем в Александрии. Остаток своей жизни он провел в тюрьме… В своем апологетическом труде под названием «Против Цельса» (кн. 5) Ориген писал: ”Согласно заветам Иисуса Христа мы переплавили наши тщеславные мечи на плуги и перековали серпы из копьев, которыми пользовались в войне. Ибо мы больше не поднимаем меча ни против какого народа и не учимся воевать, став теперь детьми мира во имя Иисуса” (Джон Уэнгер “Миролюбие”, с. 12).

Св. Климент Александрийский (ум. 217), прямо противопоставляет языческим „воинственным народам» „мирное племя христиан»» (Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.: Посредник, 1905, с. 40-41).

…Лактанций в своих «Божественных Наставлениях» задал вполне резонный вопрос: «Зачем воевать и вмешиваться в чужие распри тому, кто в душе своей мирен со всеми людьми?» (см. подр.: Терновский Ф.А. Опыт руководства по церковной истории. Выпуск 1: Три первые века христианства. Киев, 1878).

Наиболее удачно раннепатристическое учение о непротивлении выразил западный богослов и священномученик Киприан Карфагенский (ум. 258), написав в своем послании к Донату «О благодати Божией» следующее: «Вселенная обагрена кровью человеческой; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелью, когда совершается открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия» (Св. Киприан Карфагенский. К Донату о благодати Божией // Отцы и учители Церкви III в.: Антология. М., 1996. Т. 2, с. 350).

Дошедший до нас исторический документ III века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» гласит: «Солдат, если желает креститься, должен отказаться от военной службы, а уже уверовавший, не должен поступать на военную службу под угрозой отлучения от церкви». Подобно ему и литургико-канонический памятник V-го века «Правила Ипполита», основывающиеся на произведении святого Ипполита Римского «Апостольское предание», стоит на позициях, близких к убеждениям Тертуллиана, т.е. запрещают занимать христианам офицерские должности, принимать присягу и участвовать в убийстве человека (см: Kapaшeв А. Отношение христиан первых трех веков (до Константина Великого) к военной службе. Рязань, 1914, с. 45-46)».

Увы! После того, как во времена императора Константина церковь дала согласие стать государственной, дух любви к врагам выветрился из нее. Она находила мирские аргументы для применения силы, что бы освободить мир от ложной религии турок, либо возвратить христианские святыни в земле обетованной, либо спасти посредством огня души еретиков. И здесь руку свою приложил Августин, истолковавший евангельские слова «убедите придти» (Лук.14:23), как «заставьте придти». Так было заложено теоретическое обоснование крестовых походов и ужасной инквизиции. Если бы Августин знал, к каким ужасным последствиям приведет его толкование, он бы поостерегся его применить. Это отступление от заповеди Христа дало право Гилберту Честертону саркастически оценить христианскую историю: «Оказывается, христиан надо было ненавидеть не за то, что они мало борются, а за то, что они борются слишком много. Как выяснилось, именно они разожгли все войны. Они утопили мир в крови. Только что я сердился на то, что христиане никогда не сердятся. Теперь надо было сердиться, что они сердятся слишком много, слишком страшно; гнев их затопил землю и омрачил небо». Какая горькая правда об отступничестве церкви! Однако ни о чем не пожалеет тот, кто следовал ясным и здравым словам Иисуса Христа: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

7. Любовь к врагам практиковалась нашими современниками

У нас нет извинений в недобрых чувствах к причинившим нам боль людям, поскольку наши современники, находясь в переживаниях более худших, но проявляли любовь к врагам. Только не подавленный эгоизм мешает нам последовать их примеру. Я уже упомянул о подвиге любви миссионеров племени Ауко, здесь же расскажу о герое веры — миссионерке из Голландии Корри тен Боом, книгу которой «Иисус - Победитель» прочитал еще в юности. Эта поучительная история взята здесь — :

«Корри вспоминала о том, что когда ей исполнилось 23, она была близка к замужеству. Открытого предложения не было, но было безмолвное понимание, что она невеста Карла – приятного молодого человека. Когда дружба между ними окрепла, Карлу пришлось куда-то уехать, и между ними завязалась оживленная переписка. Но постепенно письма стали приходить все реже и реже и, наконец, вовсе прекратились. Однажды Карл пришел в гости к Корри с миловидной девушкой и представил ее как свою невесту. Корри приняла их приветливо, едва сдерживая нахлынувшие слезы, угостила их свежим кофе с печеньем, но как только за ними закрылась дверь, она убежала наверх в свою спальню и, упав лицом в подушку, дала полную волю давно душившим ее слезам.
Послышались шаги. К ней шел отец. Корри на момент почувствовала себя маленькой девочкой, которую идет утешать папа. Больше всего она боялась, что он скажет: «Ничего, пройдет, будут другие…» Но он не сказал этого, а только очень ласково промолвил: «Корри, знаешь, почему тебе так больно? Потому что это – любовь, алюбовь – самая могучая сила в мире, и когда ей преграждают путь, бывает очень больно. Когда же это случается можно сделать две вещи: убить любовь, чтобы не было больно, но тогда, конечно, с нею умрет и часть тебя, или начать просить Господа пустить ее по другому руслу. Бог любит Карла больше, чем ты, Корри. Он может дать тебе другую любовь к нему. Всякий раз, когда мы не можем любить кого-нибудь по-человечески, Бог открывает возможность любить их иначе, более совершенным образом, таким, каким любит Он Сам».

Позже Корри рассказывала об этом так: «Я тогда не знала и не понимала, что отец вручил мне ключ не только к одному из мрачных моментов в моей жизни, но и к гораздо более темным комнатам, в которые мне еще предстояло войти, к местам, где по-человечески вообще было нечего любить. Тогда же я должна была отказаться от Карла, не расставаясь при этом с чувством радостного удивления, связанного с любовью к нему»…

…Это произошло в 1947 году, в Мюнхене, в одной из церквей. Она приехала в побежденную Германию с Благой Вестью о Христе и Его всепрощении…Многие люди в церкви, слыша, что Бог, прощая наши грехи, не вспоминает их более, молча вставали, брали свои пальто и безмолвно уходили… Слишком много шрамов и боли оставила в их сердцах безжалостная война. После служения к Корри подошел лысеющий мужчина в сером пальто и коричневой шляпой в руках. Он улыбался и вежливо кланялся. Корри внимательно смотрела на него и перед ней моментально промелькнула синяя форма и фуражка с кокардой, а на ней череп и накрест две кости. Она сразу же узнала в нем бывшего надзирателя, одного из наиболее жестоких карателей и конвоиров в концлагере Равенсбрюк, офицера СС. Вспомнила стыд, с которым она, ее бедная сестра Бэтси и другие женщины нагишом проходили перед надзирателями и вот этим человеком.

Корри пишет о глубокой внутренней борьбе: “Вот он стоял против меня с протянутой рукой, и я слышала его голос: “Фройлян, как приятно было слышать, что все наши грехи Бог бросает в пучину морскую и не вспоминает более”. Он говорил, а я, которая только что так убежденно говорила о прощении, стояла и смущенно рылась в сумке, не в силах протянуть ему руку. «Вы упомянули Равенсбрюк в своей речи, - продолжал он, - а я был там надзирателем. Но с тех пор я стал христианином и знаю, что Бог простил мне все те жестокости, которые я совершал. И все же мне хотелось бы услышать слово прощения из ваших уст, фройляйн. Вы можете простить меня?». В памяти у Корри опять всплыла медленная, ужасная смерть ее сестры… Мужчина стоял с протянутой рукой, рассчитывая на прощение. Это длилось всего несколько секунд, но для Корри они показались вечностью. Она продолжает: «Иисус, помоги мне, - взмолилась я про себя, - я могу протянуть ему руку, и это все, что я могу сделать сама, а Ты дай мне нужное чувство». Корри протянула ему свою руку – бывшая арестантка – бывшему лагерному стражу. «Я прощаю вас, брат… от всего сердца». Позже она писала: «Я никогда не ощущала Божьей любви так остро, как в тот момент. Но и тогда я понимала, что это не моя любовь, а именно Божья. Я пробовала любить, но у меня не было на это силы. Но тут действовала сила Духа Святого и Его любовь…» После этого она имела полное право сказать: «Прощение – это волевое решение, а воля может функционировать независимо от температуры сердца» и еще: «Память – это ключ не к прошлому, но к будущему».

Да даст Господь нам, христианам 21 века, исполнить заповедь Христа о любви к врагам - выше и необходимее этого подвига ничего нет на свете!

Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори.

Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Тихон Задонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5) . Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших , – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших .

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного , – говорит апостол (1 Тим. 5:8) . О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13) .

Об истинном христианстве.

Прп. Максим Исповедник

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Пресмыкающимся и зверям, руководимым естеством, и в самом деле невозможно не давать отпора, насколько это в их силах, терзающему их. Но созданным по образу Божиему, руководимым разумом, удостоившимся ведения Бога и принявшим закон от Него возможно не отвращаться от приносящих [им] скорби и любить ненавидящих [их]. Поэтому и Господь [говорит]: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и прочее; не как невозможное заповедует Он это, но, очевидно, как возможное, иначе бы Он не наказывал преступившего [эту заповедь]. И Сам Господь являет [ее], показав нам это делами Своими. [Являют ее] и все ученики Его, подвизающиеся в любви к ближнему даже до смерти и горячо молящиеся за убивающих [их]. Однако, поскольку мы одержимы любовью к материи и сластолюбивы, то эти [страсти] мы предпочитаем заповеди, а потому не можем любить ненавидящих [нас]. Более того, мы часто вследствие этих [страстей] отвращаемся и от любящих [нас], будучи по своему душевному расположению хуже пресмыкающихся и зверей. А потому, не в силах следовать по стопам Господа, мы не можем познать [конечную] цель Его, дабы преисполниться силой.

Слово о подвижнической жизни.

Аз же глаголю вам , говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть

Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжанья совершенной любви, которой невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех человеков равно любящего, и хотящего всем спастися, и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4) .

Главы о любви.

Прп. Никодим Святогорец

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Кому же досаждают лукавые помыслы, благодаря которым они размышляют о том, как им сделать зло и отомстить своим врагам, те должны усмирить страсти яростной части души (от которой рождаются такие помышления) при помощи любви, как говорит преподобный Максим, и молиться Богу о своих врагах, как сказал Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ; через примирение со своими врагами, если они присутствуют; или, когда они отсутствуют, через сладкое и любовное представление их в уме, лобызание и объятие, согласно преподобному Диадоху.

Руководство к исповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому (1 Цар. 24 ; ; 2 Пар. 18) . Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов (Деян. 7:60) . И апостол Павел желал быть проклятым за гонителей своих (Рим. 9:3) . Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Еп. Михаил (Лузин)

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Любите врагов ваших . Враг - тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый - это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй - расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем. Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17-20) . Это - любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель. «Достиг (таковой) верха добродетелей, ибо что выше сего?» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Благословляйте проклинающих вас и прочее. Частное развитие общей мысли о любви к врагам, указание, в чем может выражаться эта любовь к различным образом проявляющим свою вражду. Благословлять - собственно значит не только не говорить о враге нашем дурного, но говорить доброе, не умалять его добрых качеств, но хвалить их, поставлять на вид, потом - благословлять, благожелать. Обижать - неправильно преследовать судом; отсюда - обвинять несправедливо, оскорблять, поносить, вредить словом или делом. Очевидно, что с заповедью о любви к врагам совершенно не согласна была бы такая любовь к врагам, с которой соединялось бы соучастие в их действиях; напротив, истинная, любовь требует иногда обличения и укоризн, когда из-за вражеских действий оскорбляется слава Божия или совращаются люди с пути спасения. Потому и Сам Господь, и Его Апостолы нередко обращались к врагам своим с словом грозным, обличительным (Мф. 23:33 ; Гал. 1:8 ; Деян. 23:3 ; 1 Ин. 5:16 ; 2 Ин. 1:10 и др.). «Видишь ли, на какие возвел Он степени и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй оные, начав с первой: первая степень - не начинать обиды; вторая - когда уже она причинена - не воздавать равным злом обидевшему; третья - не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая - предавать себя самого злостраданию; пятая - отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая - не ненавидеть его; седьмая - даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая - молиться о нем Богу. Видишь ли какая высота любомудрия?» (Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

(Лк. 6:27, 28) . В тексте весьма сильное колебание.

Выражение: “благословляйте проклинающих вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латин. переводах, у Тишенд. и Вестк. Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста, Феодорита, Феофилакта и многих других.

Выражение: “благотворите ненавидящим вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и Сирийском Пешито.

Наконец: “за обижающих вас” выпущено в Синайском, иканском у Тишенд. и Вест. Хорта; но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних лат. и Пешито. (Но все эти слова есть в славянском. Прим. ред.).

Таким образом, в ряде кодексов указанных слов нет; но зато в пользу их подавляющее большинство рукописей и цитат у церковных писателей. Многие экзегеты думают, что слова эти интерполированы из Лк. 6:27, 28 . Сравнивая текст Матфея и Луки находим, что, если не обращать внимания на перестановки, он одинаков у того и другого евангелиста. Но другие экзегеты держатся других мнений и говорят, что подозревать здесь интерполяцию нет достаточных оснований. Цан признает текст подлинным, хотя и не высказывается решительно. Смысл понятен. Иоанн Златоуст находит, начиная с 39 стиха, девять степеней, по которым Спаситель возводит нас все выше и выше – “на самый верх добродетели”.

“Первая степень – не начинать обиды; вторая, когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предоставлять себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу”. Подобное учение не было чуждо и язычникам. Так, известны буддисткие изречения:

“Побеждай гнев отсутствием гнева,

Побеждай несправедливость добротой,

Побеждай подлого человека даром,

А лжеца - истиной”.

Троицкие листки

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я говорю вам: любите всякого человека, кто бы он ни был, любите и врагов ваших , тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; благословляйте проклинающих вас – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами благотворите ненавидящим вас . Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. и молитесь за обижающих вас и гонящих вас , за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас, тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное - посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце.

Троицкие листки. №801-1050.

По данным Фонда Общественное мнение 59% россиян считают себя православными. Вот только кто из них подлинно верующий христианин, это большой вопрос.
Согласно основам православного вероучения, к Церкви принадлежит тот, кто участвует в её жизни на практике, а не тот, кто заявляет это в анкетах или опросах.
Христианином можно назвать лишь того, кто в своей повседневной жизни исполняет заповеди Христа о любви к ближнему и врагу своему. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Заповедь Христа о любви к врагам остаётся одной из самых сложных для понимания. Некоторые считают, что это неправильный перевод Евангелие, другие считают требование «любить врагов своих» безумием.
Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства.
Зачем же любить врагов своих?!


Верующих в России, по разным оценкам, от 60 до 80% . Верят в Бога – 60%; верят в существование Высшей Силы, Духа или Разума – 20,9%; не верят в Бога – 16,5%.

Для сравнения, верующих в Бога (и верховное существо) в США 73%, в Италии 62%, в Испании 48%, в Германии 41%, в Британии 35%, во Франции 27%.

Люди могут верить в Бога, но при этом не читали Библию, верят в астрологию, переселение душ и пр. Недавние атеисты вдруг стали воинствующими неофитами, и готовы подраться со всеми, кто не согласен с ними в вопросах веры. Даже в церкви верующие люди дерутся друг с другом.

Религиоведы и социологи из Русской Академии Наук после тщательно проведённых исследований установили, что верующих в России насчитывается в среднем 4,5% – в десять-двенадцать раз меньше, чем об этом же говорят богословствующие.

Называться верующим и быть верующим далеко не одно и то же.
Кто-то считает, что быть христианином означает ходить в церковь по праздникам, ставить свечки. В народе таких называют «подсвечники». Это даже не прихожане, а «захожане» – как выражается мой одноклассник, работающий при церкви.

Верующими христианами считают себя и те, кто перед Пасхой и Рождеством постится и молится, но при этом не исполняя главной заповеди Христа – «любить врагов своих».
Хотя без внутреннего духовного действия внешние ритуалы не имеют смысла.

Я был крещён в православной церкви в младенчестве, и до сих пор прихожу в свой храм «Кулич и Пасха». Но каждый раз у меня возникает один и тот же вопрос: когда наконец уберут торговлю из храма? когда будет отменена плата за «крещение»? зачем церкви столько золота?
В Греции православные храмы и одеяние патриархов скромнее, что не приводит к умалению святости, скорее наоборот.

Выступления Патриарха Кирилла по субботам – глас вопиющего в пустыне! Многие во время проповеди оценивают очередное роскошное одеяние Патриарха, а не слушают обращённые к ним слова.

При всей справедливости упрёков в адрес Русской Православной Церкви, надо признать, что в нашем обществе нет никакой другой организованной силы, которая бы призывала к любви и творила добро. Без церкви мы перестанем существовать как нация очень быстро. Не случайно, Збигнев Бжезинский (ярый антикоммунист и советник президента США по национальной безопасности) говорил, что после распада СССР главный враг – православие!

«Умом Россию не понять…. В Россию можно только верить». Потому без веры Россия очень скоро перестанет существовать.

Я не сторонник позиции, по которой есть только одна истинная религия (церковь), а все остальные ложные. Религий много, вера – одна!
Вера от Бога, религия от человеков.
Термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому религию можно определить как союз благочестия человека с Богом.
Верование – это «технология» соединения человека с объектом веры.
Вера – глубоко личное, я бы даже сказал, интимное свойство.

Для понимания своей веры я совершил паломничество по Святой Земле, побывал в Назарете, Вифлееме, Галилее, Иерусалиме, провёл ночь в Гефсиманском саду, прошёл путь Христа на Голгофу.

Мало что изменилось. Миром правит сила, причём сила не добрая.
Сегодня мир вновь охвачен пандемией насилия. Предложения решать конфликты мирно не воспринимаются. Со словами «с нами бог», нации, проповедующие христианскую любовь к врагам своим, убивают не только врагов, но по ошибке и друзей своих.

Ныне ценится умение постоять за себя. Не будешь сопротивляться – сожрут! Человек человеку – волк!

Террористы используют грубую силу. Но добиваются ли они результата?
Если вспомнить «красный террор», то победило тупое насилие, сметающее и пугающее самих носителей идеи. Но чем закончился «красный террор»?

Моисей сорок лет водил по пустыне народ свой, не в силах нарушить заповедь «не убий». А Иисус Навин, сменив Моисея, быстро завоевал «место под солнцем» для своего народа, разрушив Иерихон.

Насилие всегда порождает только насилие. Учитывая возможности современного оружия, это путь самоуничтожения.

«Если враг не сдаётся, его уничтожают!» – такова истина этого мира.
А «любить врага своего» – это истина мира иного.

Заповедь «любить врага» может исполнять только человек верующий в посмертное воздаяние за свою праведность. Не верующий же считает это безумием, поскольку со смертью тела для него жизнь прекращается.

Любить врага означает любить Бога, доверяя Ему.

Ветхозаветный закон (талиона) был понятен: «око за око, зуб за зуб». Но тут приходит Христос, и даёт новый закон: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб… А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Сегодня этот закон кажется неуместным, впрочем, как и всегда казался. Римляне почитали это безумием, поскольку всегда делали ставку на силу. Но в итоге победила христианская церковь, а всесильная римская империя погибла.

Некоторые полагают, что «любить врагов своих» это неправильный перевод. Но так усомниться можно во всём Евангелии.
Более понятны слова Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Этому «золотому правилу нравственности» уже пять тысяч лет.
Но как можно любить врагов, желающих нас уничтожить?
Мы любящих нас не всегда любим. Да и разве можно себя заставить любить?

В Новом Завете, который был написан на греческом языке, речь идёт о любви «агапэ», а это доброжелательное отношение к каждому человеку, в том числе и к врагу.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт…» (1-е Коринфянам).

В жизни нашей постоянно приходится сталкиваться с недоброжелателями. Как взаимодействовать с ними? Отвечать враждебностью на враждебность?

Инстинкт нам подсказывает, что врага надо ненавидеть, потому что он нас ненавидит и желает нам зла. Лучший способ решить проблему любви к врагам, это устранить врагов.

Если мы последуем зову своего инстинкта и будем ненавидеть врага, то сердце наше наполнится злобой. Чем яростнее наш отпор врагу, тем больше злобы должно быть в нас. Внешне побеждая злом врага, мы при этом терпим внутреннее поражение. Внешний враг разбит, а внутренний враг через злобу захватил наше сердце и торжествует.

Для бандита убийство - есть выплеск злобы, а для солдата - необходимое средство борьбы.
«Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни. Он осуждает злобу человеческого сердца. Само желание причинить зло кому-нибудь».

А может быть, с волками жить, по-волчьи выть?
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?
А иначе и не выжить!

Нужно ли помогать своему врагу? Быть может, пример нашего незлобия изменит его внутреннее состояние, он пересмотрит своё отношение к нам и вместо злобы воцарится мир?

«Враги человеку – домашние его», – сказал Христос.
Предают нас чаще всего наши ближние. Ни один посторонний или даже враг нас так не предаст, как это может сделать наш родственник, или друг, или возлюбленный.

И в моей жизни был случай, когда ближние мои обманули меня, предали и оклеветали.
Что мне оставалось? Возненавидеть их навсегда и забыть?
Но родственников, как известно, не выбирают.

Ненавидеть глупо. Ненависть в ответ порождает только ненависть. Взаимная ненависть приводит к убийству.
Что же делать?
Хорошо, пойдём от противного. Если ненавидеть глупо, и это тупик, то что остаётся? Остаётся только любить. От судьбы не уйдёшь! Невозможно оторваться от тех, с кем связан. Всякая нелюбовь рождает ненависть. Всякое отрицательное действие вызывает противодействие большей силы. А потому ничего не остаётся, как любить, любить несмотря ни на что! Просто нет другого выхода. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Если не простишь, остаётся только ненавидеть. Ненависть разрушает прежде всего тебя самого. Невозможно жить постоянно в отрицательных эмоциях – сердце не выдержит. Если хочешь выжить – надо любить. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ! – это главный вывод моего романа-быль «Странник» (мистерия).

Могу ли я достичь любви, злом отвечая на зло? Если Иисус подал нам пример любви и всепрощения, то и верить в Него означает верить в этот чудодейственный рецепт. Если ты веришь, что зло злом не преодолеть и только любовью можно достичь всего, значит, ты веришь и в Того, кто подсказал тебе этот рецепт.

Лично я стараюсь любить врагов своих. Чтобы научиться любить всех, нужно научиться любить каждого. А раз так, то нужно любить и тех, кто причиняет тебе зло.
Отвечая насилием на насилие, мы умножаем зло.

Лев Толстой тоже пытался ответить на вопрос, как и зачем любить врагов своих. В книге «В чём моя вера?» он пишет: «Любить врагов? Это было что-то невозможное… Можно не вредить своему врагу. Но любить нельзя… Нельзя любить личных врагов, но людей вражеского народа можно любить точно так же, как и своих».

Утверждение Л.Н.Толстого о том, что под врагом нужно подразумевать не личного врага, а какой-либо народ, не совсем верно. Иисус Христос под врагами подразумевал не народ как общность людей, а врагов личных.

Нам долго внедряли мысль о враждебности американского народа народу русскому. Но нас обманывали. Нет такой исконной враждебности.
Народ в целом не может испытывать ненависти ни к другому народу, ни к отдельному человеку. Личные враги могут быть, а врагов всего народа быть не может. Это уже происки элит, которые пытаются манипулировать массами с помощью искусственно создаваемого образа врага.

Люди двух разных народов после личного знакомства могут полюбить или будут уважать друг друга несмотря на то, что они принадлежат к двум враждующим народам.

Лев Толстой был умным человеком, и его теория «непротивления злу насилием» не глупость.
Ганди воплотил идею Толстого о непротивлении злу насилием в жизнь в конкретной политике.

Непротивление злу не означает потворствовать злу, а преодоление зла любовью.
Защищаться надо. Но не нападать.
Даже ислам, допуская месть, признаёт, что лучше – простить.

Если вступаешь на путь мести, будь готов умереть.
Можно сказать, что любовь к врагу это самоспасение.

Как любить врага? Как не противиться злому, если можешь оказаться жертвой чужого коварства? И разве не глупо подставлять правую щёку, когда тебя ударили по левой? Нет, с этим невозможно согласиться.

Какому из двух Иисусов мы верим: разбойнику Варавве или проповеднику Га-Ноцри?

«Вот ты распространяешь слюнявые заповеди вроде “возлюби врага своего” и при этом надеешься, что народ пойдёт за тобой. А народу не нужны бессмысленные призывы к любви, когда вокруг каждый за себя и все готовы перегрызть друг другу глотки. “Не делай добра, не получишь зла” - вот истина, которую я усвоил с детских лет, и никогда в ней не обманулся. Ты никогда не убедишь меня в том, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас. Как с тобой поступают, так и сам поступай; тебя обманывают, и ты обманывай. “Око за око, зуб за зуб”, - сказано в Законе.

Как всё было просто и понятно: око за око, зуб за зуб. Ты же учишь не ненавидеть, а любить врага своего. Поверь, люди не способны на это. Они не смогут уподобиться тебе и пойти за тобой. Потому что они люди! Твоим бредовым идеям о прощении и смирении они предпочитают конкретный результат силового воздействия. Ведь очевидно, что на силу нужно отвечать силой. Ты же предлагаешь любить. Но эта Божья любовь. Она недоступна людям и недостойна их.

Людей удерживает от преступления страх мести, а отнюдь не прощение. Если хочешь, подставляй другую щеку; я же не идиот, чтобы, когда у меня отнимают рубашку, отдать и верхнюю одежду. Ты сумасшедший или дурак, а может быть, действительно не от мира сего, если полагаешь, что добром можно победить зло. Глупец! Врага нужно ненавидеть. Это ясно даже ребенку! А может быть, ты и впрямь сумасшедший, раз предлагаешь подставить левую щеку, когда тебя ударят по правой, да ещё благословить обижающих нас?

Силу можно победить только силой, и ты это знаешь. Кому нужны твои призывы к любви? Это всё пустые и вредные сказки, потому что свободу можно завоевать с помощью крепких кулаков, а не через постыдное смирение.
Да, со злом нужно бороться, но не любовью, как ты призываешь, а тем же оружием, которым хотят одолеть тебя. А если подставить другую щёку, то враг обязательно нападёт вновь».

Значит, надо жить по христовой заповеди, не убивать и любить друг друга? Но ведь если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

Разве можно зло победить любовью?
- Можно. Причем только силой самой любви. Суть этой силы в том, что она ищет обращения ко всему лучшему, что есть в человеке, побуждая его быть добрым. Ведь любовь - самое естественное проявление человека. Подставить щёку не означает согласиться со злом. Любить врага, по-моему, означает бороться с ненавистью, засевшей в нём. Любовь - это активное добро, а не пассивное непротивление злу. Зло борется, но побеждает любовь! Любовью мы живы, даже утопая во лжи, зле и беззаконии».
(цитаты из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская ЛитератураБез рубрики . Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью . Комментарии и уведомления сейчас закрыты.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...