Загадки о природе. Шуточные вопросы для детей

1975. Два стоячих,

Да двое лежачих,

Да два здорника,

Да два разбойника,

Разорителя.

а. Двое стоячие,

Да двое ходячих,

Да два здорника.

Небо, земля, солнце, месяц, день и ночь

1976. Два стоящих,

Два ходящих,

Два минующих.

а. Два стоят,

Два ходят,

Двое промеж них

Часы стерегут.

Небо, земля, лес и леший

1977. Поле водочное,

Огород кожаный,

Овцы аржанские,

Пастух уховский

Небо, звезды, дождь и месяц

1979. Раскину я рогожку,

Насыплю горошку,

Поставлю квасу кадушку.

Положу хлеба краюшку

Солнце, туча, река, сердце

1980. Без огня горит,

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без ран болит.

Пскооск губ.

1981. Kакoe строение давно построено, не разваливается и не требует починки?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Ветер

1982. Без рук, без ног воюет.

а. Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

б. …………………….

Дверь отворят.

в. ……………………..

А нa гору ползет.

Воронежск. губ.

1983. Без рук, без ног

Под окном стучит,

В избу просится.

Калужск. губ., Мещовск. у.

1984. Шумит, гудит

Целый век,

А не человек.

Курск. губ.

1985. Выше леса,

Тоньше колоса.

1986. Есть на свете конь,

Всему свету не сдержать.

1987. Братцева коня не поймать.

1988. По полю бежит

Сивый жеребец.

Воронежск. губ.

1989. Сивый жеребец

На все царство ржет.

Тамбовск. губ.

1990. Летит тархан

По всем торгам,

Без пол кафтан,

Без пуговиц.

Псковск. губ.

1991. Кто над землею царь?

Воронежск. губ.

Ветер, земля, звезды, дорога

1992. У батюшки жеребец -

Всему миру не сдержать;

У матушки коробья -

Всему миру не поднять;

У сестрицы ширинка -

Всему миру не скатать.

Архангельск. губ.; Ярославск. губ., Моложск. у.

(Земля, дорога, ветер)

а. Отцова сундука

Не подымешь,

Матушкина столешника

Не скатаешь,

Братнина коня

Не обуздаешь.

б. Матушкиной коробьи

Не подымешь,

Братова кушака

Не скатаешь,

Батюшкина коня

Не изловишь.

(Ветер и дорога)

в. Батюшкина коня

Не удержишь,

Матушкину покромку

Не скатаешь.

Ветер, туча, солнце, сердце

1993. Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит.

Ветер и снег

1994. Без рук, без ног

И без рта,

По многу съедает,

Сыт не бывает.

Вихрь

Мотовило,

Под небеса

Подходило,

По-немецки говорило.

Самарск. губ., Ставроп. у., с. Озерки.

а. Мотовило -

Котовило

Под небеса полетало,

По-немецки говорило.

Новгородск.губ

1996. Щука хвостом махнула,

Лес погнула.

Курск. губ.

Дождь

1997. Посмотрю я в окошко:

Идет длинный Антошка.

а. Выгляну в окошко

Стоит долгий Антошка.

б. Сидела барыня у окошка,

Мимо нее прошел длинный Антошка.

Рязанск.у, с. Жолчино.

1998. Долгий Антошка

Стоит у окошка;

Он и долог и высок,

Уродился без кишок.

Самарск.губ., Ставроп.у., с Озерки.

1999. Тонок,

Голенаст,

А в траве не видать.

а. И тонок,

А сядет - в траве не видать.

б. Высок, голенаст,

А панит - в траве не видать.,

в. Высок и тонок,

В траве не видать.

Рязанск.у. с Жолчино,

г. До неба достанет,

А от земли не видать.

2000. Тонкий, высокий

Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел.

2001. Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

а. Шел долговя,

В землю увезся.

б. Долгий долговяз

На суше увяз.

2002. Велик, голенаст,

Грамоте горазд.

Тамбовск. губ.

2003. На землю падает, от земли не отлетает.

2004. Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило.

Псковск. губ.

2005. Сусляно,

До лесу протянуто.

Мелкий дождь

2007. Летел пан.

На виду пал,

Сам не убился

И воды не взмутил.

Дождевая туча

2008. Я у бога сирота

Отворяла ворота,

Людей не пустила,

Коней напоила.

2009. Голенястый с голенястым

На кулачки бьется.

Тамбовск. губ.

Дождь и метель

2010. Гляну я в окошко:

Идет тоненький Антошка;

Гляну я в другое:

Идет толстый Никита.

Рязанск. у., с. Жолчино.

Пары

2011. Без рук, Без ног,

Не мал клочок

Кверху ползет.

Дождь и река

(Пар из избы)

2012. Бык в хлеве,

Хвост на хлеве.

2013. Серое сукно

Тянется в окно.

Симбирск.

2014. Без крыльев летит,

Без горла ревит,

Зимой зелено (?).

Олонецк. губ.,

Роса

2015. Заря-заряница,

Красная девица

Врата запирала.

По полю гуляла,

Ключи потеряла;

Месяц видел,

А солнце скрало.

а. ……………………….

По лесу ходила,

Ключи обронила,

Месяц видел - не сказав

Солнце увидало - подняло.

Тульск. губ.

б. Заря-зарница,

Красная девица

Под лесом скакала,

Ключи растеряла;

Месяц видел - не сказал,

Солнце подняло.

Тульск. губ.

в. …………………………..

По полю ходила,

Ключи обронила;

Месяц встал - не играл,

Солнце встало - заиграло.

г. Красная девица

По полю играла,

Ключи потеряла,

Солнце шло -

Ключи нашло,

Месяц видел, да не скажет.

Курск. губ.

д. Заря зарянилась,

Полем шла - не ленилась,

Ключи обронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

Самарск. губ., Ставроп. у., с. Озерки.

е. Матерь Мария

По полю ходила,

Ключи обронила,

А солнце взяло.

Пермск. губ.

ж. Зоря-зорница,

Красная девица

По миру (по свету) ходила,

Слезы (ключи) обронила;

Месяц видел,

Солнце скрыло.

Тобольск, губ., г. Ялуторовск;

Новгородск. губ., г. Тихвин.

з. Заря-заряница

По воду ходила,

Ключи обронила;

Месяц пек,

Солнце скрало.

Псковск. губ.

и. Заря-зарница,

Красная девица

По церкви ходила,

Ключи обронила:

Месяц видал -

Ни слова не сказал,

Солнце видало -

Ключики подобрало.

к. ………………………

Круг церкви ходила,

Ключи обронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

л. Заря заревела,

Пo церкви ходила,

Ключи обронила;

Месяц их видел,

А солнце взяло.

м. Заря-зарянка

Ключи потеряла;

Месяц пошел -

Не нашел;

Солнце взошло -

Ключи нашло.

Немало сведений о традиционной славянской модели мира можно обнаружить в малых народных текстах. Особенно в этом смысле интересны загадки и приметы.

Назначение загадки в народной жизни далеко от простого развлечения. Более того, наиболее архаические древние загадки в принципе не поддаются отгадыванию. Отгадывать их и не следовало: ответ необходимо было заучить. Народные загадки, таким образом, чем-то сродни вопросам экзаменационных билетов: плох тот вопрос, ответ на который можно отгадать. Попробуйте, например, отгадать такую загадку:

У батюшки жеребец -
Всему миру не сдержать,
У матушки коробья -
Всему миру не поднять;
У братца кушак -
Всему миру не сосчитать;
У сестрицы ширинка (т.е. полотенце) -
Всему миру не скатать.

Отгадка весьма интересна: ветер, земля, звезды, дорога. Она иллюстрирует механизм традиционной загадки, которая представляет собой текст, передающий определенное содержание модели мира средствами одного из кодов ("языков"). Отгадать означает верно перевести текст в другой код. В данном случае, например, вводится код семейных отношений, построенный на оппозициях мужской - женской и старший - младший (родители - дети). Каждому из членов "семейства" приписывается атрибут, соответствующий ему по грамматическому роду и мифологическому значению: батюшке принадлежит жеребец, чьи характерные признаки - скорость и сексуальность; матушке - коробья (женский род, согласно Далю, "гнутый короб либо сундук с напускной крышкою, круглый или с четырьмя тупыми углами. Коробья заменяет сундук и прочнее его"), чья полость, вместительность соотносится с женским началом, и т.д. На особый архаизм загадки указывает повторение устойчивого сочетания "весь мир", восходящего еще к индоевропейской древности. Разгадка осуществляет обратный перевод в "космический" код. Жеребец оказывается ветром (ср. скорость ветра, а также фразу о беременности незамужней "ветром надуло" в связи с эротической символикой текста); сам батюшка, очевидно, небо, а матушка - земля. Перед нами мотив древнего мифа о браке неба и земли, подкрепленной мужским началом "братца" (видимо, месяц, считавшийся "хозяином", "пастухом" звезд; кушак может означать Млечный Путь) и женским - сестры (земная ширинка-полотенце оказывается парой-отражением небесного кушака, реализуя мифологический принцип подобия, аналогичного строения "верхнего" и "нижнего" мира). Перед нами, таким образом, настоящий "экзаменационный вопрос", проверяющий степень владения разными кодами мифологической модели мира путем задания на перевод текста с одного кода на другой. Естественно, ответ должен быть заучен заранее: невозможно переводить, не зная "слов" языка, принципов их связи и устойчивых сочетаний. Сама загадка при таком понимании оказывается древнейшим обучающим механизмом, в более широком понимании - одним из основных средств познания мира путем его членения и установления отношений тождества между полученными компонентами. "Подобное мышление строится на сознании отдельности и, точнее, объективности их существования. Вселенная существует вне нас и в то же время в нас, а сама Вселенная есть в то же время и Всечеловек. При таком взгляде на мир естественным орудием постижения является тождество, познание через сопоставление" .

Приведем еще несколько загадок, содержащих явные мифологические мотивы. Например, на их материале легко реконструировать древние представления о небе как пастбище, где месяц пасет скот-звезды. Достаточно прочесть следующие загадки:

Бежали овцы по калинову мосту, увидели зарю, бросились в воду. (Звезды)

(Мотив калинового моста подтверждает потусторонний xapaктер "пастбища".)

Хозяин спит - овцы на выгоне. Хозяин выглянет - овец не видно. (Солнце и звезды)

Золот хозяин - на поле, Серебрен пастух - с поля. (Солнце и месяц)

Поле не мерено, овцы не ситаны, Пастух рогатый. (Месяц и звезды)

Встречается в загадках и древний мотив утренней и вечерней звезды (диалектн. зоря, заря, заря-зареница и т.д.), связанный с представлениями о женском божестве (как и у древних аккадцев - с Иштар, греков - с Афродитой, римлян - с Венерой и т.д.). В заговорах сфера действий этой звезды (или нескольких звезд, называемых по имени - Мария, Марина, Макарида, Маремьяна и т.п.) - любовь, маленькие дети, болезни, что также совпадает с функциями женского божества (у древних восточных славян это, возможно, Мокошь). В загадках со звездой связаны представления о ключах от дня (в более глубоком смысле - от рая):

Заря зарянка
Ключи потеряла,
Месяц пошел -
Не нашел,
Солнце взошло -
Ключи нашло.
(Роса)

Заря заревила
Ключи потеряла,
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса)

Заря-зарница,
Красна девица
Под лесом скакала,
Ключи растеряла;
Месяц видел - не сказал,
Солнце подняло.
(Роса)

Сохранились, возможно, в загадках и различные представления об умершем и воскресшем мифологическом персонаже. Это такие загадки, как уже приводившаяся:

Маленький,
Удаленький
В землю ушел
(Сквозь землю прошел),
Красну шапочку нашел.
(Мак, гриб и т.п.)

Или такая:

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

Уместно вспомнить в связи с первой загадкой сказочного Мальчика с Пальчик, а со второй - Мужичка с Ноготок: оба они отражают те же древнейшие мифологические мотивы, связанные с растительным и фаллическим культом (эротические ассоциации, возникающие в связи с последней строкой второй загадки, возможно, вовсе не случайны; в конце концов, одна и та же загадка может иметь разные отгадки, что связано с разнообразием возможных перекодировок).

Наконец, можно привести пример загадки, сохранившей архаические представления о Мировом Древе как основе пространственно-временных координат мира:

В саду царском стоит дерево райское: на одном боку цветы расцветают, в другом листы опадают, на третьем плоды созревают, не четвертом сучья подсыхают. (Весна, лето, осень, зима)

Достаточно последовательно традиционная бинарная модель мира отражена в приметах и поверьях. Их известно множество, и каждый может сам истолковать их глубинный мифологический смысл (конечно, там, где он есть: большинство примет представляет собой обычные наблюдения бытового, особенно метеорологического характера). Приведем некоторые примеры.

Значительное число примет связаны с противопоставлением правый-левый.

Правый глаз чешется, значит, предстоит радость, а левый - печаль.

Правая ладонь чешется - получать деньги, левая - отдавать.

Звенит в ухе - слышать неожиданные новости: в правом - хорошие, в левом - неприятные.

Ступивши утром с кровати левой ногой, проведешь день в дурном расположении духа.

Традиционный смысл левой стороны вполне ясен из этих текстов.

Известны поверья, непосредственно связанные с "антимиром": кто будет ходить в одном сапоге или одном башмаке (внешний знак "антисущества", ср. одно копыто у черта, карнавальные и шутовские костюмы, а также одноногость, хромоту как знак змеиной, потусторонней природы), у того умрет мать.

А вот поверье, связанное с представлением об одинаковых принципах строения дома (храма) и мира, а соответственно - тождестве их границ: кто прощается пожатием руки через порог, с тем случится беда. Потому же, кстати, через порог ничего не дают: слишком очевиден смысл встречи, контакта через границу с потусторонним миром, который не несет ничего хорошего. Как писал М. Элиаде, "порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, так как вместе они являются символами и средством перехода".

Наконец, боязнь черной кошки связана, видимо, с тем, что в ней подозревали превратившуюся ведьму. Воплотиться в черное животное (пса, кота, петуха) мог и собственно дьявол. Боязнь встретить женщину с пустым ведром также вполне понятна: женское начало вообще связано с "негативной" стороной набора оппозиций, а "пустое", противопоставленное "полному", как женское - мужскому, дурное - хорошему, "удваивает" этот негативный смысл. В более общем виде перед нами остаток распространенной некогда веры в дурную встречу вообще. Недоброй приметой, например, считалось встретить монаха или монахиню (возможно, из-за цвета одеяния; может быть также, что их "глаз" считался недобрым). Существовали даже специальные защитные заговоры, где подробно перечислялись нежелательные встречи.

В церковном календаре этот день был посвящен памяти младенцев, «в Вифлееме Иродом избиенных». В народном быту ничем особенным он не выделялся, целиком подчиняясь святочному, рождественскому периоду, отличаясь разве только тем, что в сумерки, когда вся семья (за исключением молодежи, проводившей время на посиделках) забиралась на пени да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки и загадывали загадки.
Начинали с «серьезных» загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь, переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг представали совершенно в ином виде, освещались иным светом» парадоксально сближались с разными вещами или явлениями и т. п.
Есть у меня книга из детства "Тридцать три пирога",1973 года издания.В ней собраны многие загадки и замысловатые вопросы, построенные на нарушении закона тождества, представленные под катом.Имеются в книге и игры, докучные сказки и потешки)))

Загадки
По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе.)
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
Сито свито, золотом покрыто, Кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце.)
У батюшки жеребец — всему миру не сдержать,
У матушки коробья — всему миру не поднять,
У братца кушак — всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога.)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча.)
Сани бегут, а оглобли стоят. (Река и берега.)
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)
В лес дорога,
На пупке тревога,
Внутри ярмарка. (Улей.)
Нос долог, голос тонок,
Летит — кричит, сядет — молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Избушка нова, жильца нет. Жилец появится — изба развалится. (Яйцо.)
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Утром — на четырех ногах,
В полдень —на двух,
Вечером — на трех. (Детство, зрелость, старость человека.)
Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека.)
Одного отца-матери дитя, а никоторому не сын. (Дочь.)
По черному пишу,
По зеленому смотрю,
А по золотому режу. (Посев и уборка хлеба.)
На одном поводу двенадцать коней поведу. (Грабли.)
Стоит дуб,
Полон круп,
Шапочкой накрыт,
Гвоздиком прибит. (Головка мака.)
Кину — крошка, а вырастет —с лукошко. (Тыква.)
Двое стоят, двое лежат,
Пятый ходит, шестой водит. (Дверь.)
Рогат, да не бык,
Пищу берет, а не сыт. (Ухват.)
Четыре уха, а перьев не сосчитать. Без рук, без ног, а рубашку просит. (Подушка.)
Был на топтале, был на кружале, был на пожаре, был на базаре. Домой пришел, всю семью кормил. (Горшок.)
Сверху дыра, снизу дыра, Посередине огонь да вода. (Самовар.)
Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке.)
Летом спят, а зимой бегут. В гору деревяшка, под гору — коняшка. (Сани.)
Обязательно находился кто-то из взрослых — любитель задавать шуточные вопросы. Ребята постарше уже знали ответы и редко попадали впросак, а младшие то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало веселый смех. (Нарушение закона тождества.прим.infanta_el)

Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква б.)
Что среди Волги стоит? (Буква л.) Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)
В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном)
Где свету конец? (В темной горнице.)
Отчего собака лает? (Не умеет сна баять.)
По чему девушки в церковь ходят? (По дороге.)
На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (Ты спишь?)
Что на свете три дуги? (У лошади, у ведра и на небе.)
Чем корова сначала ходит? (Теленком.)
Царская монета грош. Чем ее назовешь? (Языком.)
Какая разница между попом и Волгой? (Тот—батюшка, а Волга—матушка.)
Сидело семь галиц. Я стрелил, трех убил. Много ли осталось? (Три, остальные улетели.)
У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (Восемь.)
Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного, т. к. упало дно.)

Вначале мы предлагаем загадки об окружающем мире, о природе и о сельском быте. Далее предлагаем вам шуточные вопросы, которые обычно вызывают у малышей веселый смех (если кто-то ошибается). Эти загадки можно использовать на детских и семейных праздниках.

По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе.)

Сито свито, золотом покрыто, Кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце.)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет; глаз нет, а плачет. (Туча.)

У батюшки жеребец — всему миру не сдержать,

У матушки коробья —- всему миру не поднять,

У братца кушак — всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога.)

Сани бегут, а оглобли стоят. (Река и берега.)

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

В лес дорога,

На пупке тревога,

Внутри ярмарка. (Улей.)

Избушка нова, жильца нет. Жилец появится — изба развалится. (Яйцо.)

Летит — кричит, сядет — молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Утром — на четырех ногах,

В полдень — на двух,

Вечером — на трех. (Детство, зрелость, старость человека.)

Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека.)

Одного отца-матери дитя, а ни тому ни другому не сын. (Дочь.)

По черному пишу,

По зеленому смотрю,

А по золотому режу. (Посев, наблюдение за всходами, уборка хлеба.)

На одном поводу двенадцать коней поведу. (Грабли.)

Кину — крошка, а вырастет с лукошко. (Тыква.)

Двое стоят, двое лежат,

Пятый ходит, шестой водит. (Дверь.)

Летом спят, а зимой бегут. (Сани, санки.)

Шуточные вопросы для детей и взрослых

Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква «б».)

Что среди Волги стоит? (Буква «л».)

Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном.)

Где свету конец? (В темной горнице.)

Почему (по чему) девушки в церковь ходят? (По дороге.)

На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (Ты спишь?)

Отчего (от чего) утки плавают? (От берега.)

Чем корова сначала ходит? (Теленком.)

Какая разница между попом и Волгой? (Поп — батюшка, а Волга — матушка.)

Сидело семь галиц. Я стрелил, трех убил. Много ли осталось? (Три, остальные улетели.)

У семерых братьев по одной сестре. Много ли всех? (Восемь.)

Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного, т. к. упало дно.)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...