Закон отрицания отрицания в истории. Законы диалектической логики

совершающийся в процессе саморазвития, самоорганизации, самосовершенствования вещи переход от одного ее состояния к другому с сохранением всего положительного, что было в исходном; этот закон отражает направленность развития, т. е. все развивается по расширяющейся от витка к витку спирали. Это связь прошлого с будущим через настоящее. Данный закон есть отдельный момент (форма проявления) закона развития меры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада - формы проявления этого закона.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного, отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение “третьего” по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то “третье” есть такое отрицание, к-рое одновременно выступает как сохранение (Снятие). “...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 640-641). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя “возврат к якобы старому” (Ленин). И в мышлении это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН,

один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит.повторяемости нек-рых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем, хотя отд. черты этого закона (диалектич. характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логич. Противоречия и его снятие; в этом смысле оно есть зарождение внутр. отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое понятие, но более высокое, более бегатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности» (Г е г е л ь Г., Наука логики, т. 1, М., 1970, с. 108). У Гегеля О. о. з. оказывается, т. о., всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, т. е, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Сводя О. о. з, к развитию понятий, Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия этого закона; он стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

В материалистич. диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы цротивоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с т. зр. направления развития) результат. На каждой отд. стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

Осн. категории, характеризующие этот закон - отрицание, преемственность, развитие. В раскрытии содержания О. о, з. гл. роль играет понятие диалектич. отрицания. Вез отрицания старого цевозможно рождение и созревание нового, а следовательно, невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из к-рых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.

Если плоский эволюционизм, характерный для правого ревизионизма, не признает О. о. в., то метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание как отбрасывание, уничтожение старого. В, И. Ленин писал, что диалектика содержит в себе «не голое отрицание, не зряшное отрицание..., а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (ПСС, т. 29, с. 207), что составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. О. о. 8. характеризует «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» (там же, с.203). Блестящий образец анализа такого диалектич, отрицания дает Маркс в 24-й главе 1-го т. «Капитала» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 770-73), исследуя движение собственности от докапиталистич. к социалистич, формам. Переход к социализму от частнособственнич. отношений, пришедших на смену первобытнообщинной собственности, с этой т. вр. означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение нек-рых существенных его моментов на иной, более высокоразвитой, основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутр. противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внеш. и внутр. условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значит. путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутр. масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии науч. познания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

один из осн. законов развития природы, общества и мышления. Согласно этому закону, развитие складывается из определ. циклов, в рамках к-рых разрешаются свойственные каждому из них противоречия. Специфич. способом и вместе с тем содержанием перехода от одной ступени развития к другой в рамках такого цикла является отрицание, а цепь отрицаний, особым образом взаимосвязанных, и образует содержание развития. О. о. з. раскрывает роль каждого отрицания в развитии, связь между ними, а также результат двойного отрицания – осн. тенденцию, направление развития. О. о. з. впервые был сформулирован Гегелем, хотя отд. черты этого закона (диалектич. характер отрицания, важная роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логич. противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутр. отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания, снятие отрицательного (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309–10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а "...новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство его и его противоположности" (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). О. о. з. оказывается, т.о., всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей со стороны его формы. Важная заслуга Гегеля состояла также в обосновании того, что результат развития синтезирует в себе целый ряд разрешенных противоречий, а не к.-л. одно из них. Вместе с тем общая ограниченность гегелевской диалектики отразилась и на понимании им О. о. з.: Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился "подвести" под нее все процессы изменения и развития (см., напр., его рассуждение об упругости – там же, т. 2, М.–Л., 1934, с. 180); главное же состоит в том, что О. о. з. есть у Гегеля закон развития абс. духа, по отношению к миру выступающий как извне ему навязанный. В материалистич. диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития самих явлений материального мира и его отражения в познании. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные – м е х а н и з м развития, то О. о. з. схватывает развитие в его направлении, форме и р е з у л ь т а т е. В соответствии с этим единство и борьба противоположностей, переход количества в качество могут характеризовать как определ. процесс развития в целом, так и его отд. компоненты, стадии. Специфика же О. о. з. состоит в том, что его действие полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с т.зр. направления развития) его результат. На каждой отд. стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как т е н д е н ц и я, а потому далеко не всегда полно и очевидно. В раскрытии содержания О. о. з. гл. роль играет понятие диалектич. отрицания, учитывающее момент связи нового со старым, существование преемственности. В форме О. о. з. эта связь выражается наиболее глубоко и выступает как "...повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и...возврат якобы к старому..." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 214–15). "Возврат якобы к старому" выражает прежде всего тот факт, что в определ. цепи развития в качестве источника этого последнего действует нек-рое осн. противоречие, на каждой стадии процесса находящее лишь частичное разрешение. И поскольку на разных стадиях сохраняется действие этого противоречия, сохраняется и основание для повторения известных черт предыдущей стадии; поскольку же противоречие движется, развертывается, процесс выступает именно как процесс развития, а не простого воспроизведения ранее пройденных состояний. Отрицание (или даже определ. цепь последоват. отрицаний) имеет место в каждом процессе изменения; двойное отрицание в таких процессах может привести к воспроизведению исходного состояния объекта. Формально к подобному процессу можно "приложить" О. о. з., однако по существу такое приложение лишило бы этот закон глубокого диалектич. смысла: "отрицая" воду, можно получить пар или лед, а "отрицание" этих последних снова даст воду. Но в этом и др. аналогичных случаях нет никакого развития, а потому к ним неприменим О. о. з. Именно с учетом характера О. о. з. как закона развития Ленин говорит о возврате якобы к старому. Блестящий образец анализа такого рода возврата дает Маркс в 24-й главе 1-го тома "Капитала" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 770–73), исследуя движение собственности от докапиталистических к социалистич. формам. Марксов анализ охватывает целостный процесс развития, в рамках к-рого возникает и разрешается противоречие между характером произ-ва и формами собственности. Переход к социализму с этой т.зр. означает не только возврат якобы к старому, т.е. повторение нек-рых существенных его моментов на иной, значительно более высоко развитой основе, но и завершение определ. цикла развития, переход к новому циклу с существенно иными внутр. противоречиями и законами движения. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали: "...Развитие путем противоречия, или отрицания отрицания, – спиральная форма развития" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 343). "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 38). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как виток над витками, т.е. цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, но этот образ удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразные с изменением внешних и внутр. условий; повторение известных черт, св-в, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, приблизительным, чем сложнее процесс развития. В принципе развитие можно представить и в виде замкнутой кривой, и в виде прямой. Такие представления широко распространены в истории филос. и социологич. мысли ("мировой год" пифагорейцев, идея цикличности у Эмпедокла, у франц. материалистов 18 в., совр. англ. историка и социолога Тойнби и др.). О. о. з. преодолевает односторонность обоих этих подходов, противопоставляя им понимание развития как спиралевидного процесса. Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значит. путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития всегда связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутр. масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии науч. познания. История науки показывает, что и познание подчиняется в своем развитии действию О. о. з. Однако здесь особенно важным является учет того обстоятельства, что О. о. з. обнаруживается лишь в целостных процессах развития. Одной из конкретных форм проявления О. о. з. в науч. познании является соответствия принцип. С т.зр. специфики действия О. о. з. в обществ. развитии наибольшее науч. и практич. значение имеет выявление особенностей формы социального прогресса в условиях коммунистич. формации. Если при капитализме непрямолинейность развития усугубляется наличием классовых антагонизмов, к-рые тормозят переход ко второму отрицанию, то при социализме время, затрачиваемое на осуществление полного цикла развития того или иного явления, т.е. двойного отрицания, имеет тенденцию к сокращению до пределов объективно необходимого минимума. Др. особенность второго отрицания в развитии антагонистич. формаций состоит в том, что здесь оно, как правило, осуществляется за пределами той формации, в к-рой было осуществлено первое отрицание. В этом одна из гл. причин односторонности прогресса в условиях классовых антагонизмов. Коммунистическая же формация сама выступает как отрицание отрицания и снимает оковы односторонности с обществ. прогресса. О. о. з. подвергался и подвергается нападкам со стороны разного рода критиков марксизма. Нек-рые из них отождествляют понимание этого закона Марксом и Гегелем и на этой основе пытаются приписать Марксу трактовку О. о. з. как простого орудия конструирования доказательств (Дюринг, Михайловский). Другие (напр., Мерло-Понти) жестко связывают О. о. з. с телеологией Гегеля и приписывают Марксу взгляд на коммунизм как на конец истории либо пытаются найти противоречие в его концепции прогресса (А. Ниль). В такого рода "критике" не учитывается, что материалистич. диалектика не абсолютизирует снятие противоречия, а понимает его как замену одного противоречия другим, т.е. как относительное снятие. Лит.: Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Мороз К. В., Закон отрицания отрицания, М., 1957; Воробьев?. ?., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Руткевич M. H., О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия, "ФН" (НДВШ), 1958, No 4; Лебедев С. П., К вопросу о содержании закона отрицания отрицания, "ВФ", 1958, No 7; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Борджану К., О науч. характере понятия прогресса, в сб.: Проблемы философии, пер. с рум., М., 1960; Багиров З., Закон отрицания отрицания, Баку, 1960; Морозов В. Д., Закон отрицания отрицания, Минск, 1960; Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева?., Закон отрицания отрицания, М., 1961. См. также лит. при ст. Прогресс, Развитие, Соответствия принцип. И. Исаев (Хабаровск), B. Семенчев (Москва), C. Шалютин (Курган), А. Минасян (Ростов-на-Дону).

Отрицанием в логике называют акт опровержения какого-либо высказывания, не соответствующего действительности. При этом этот акт разворачивается в новый тезис. кратко представляет собой возникновение чего-либо нового, отменяющего, а затем и замещающего старое. Когда стали применять данное положение? В чем заключается закон Примеры и разъяснение будут приведены далее в статье.

Общая информация

При появлении чего-либо нового происходит отмена старого. отрицается действительность прежнего фактом существования нового. Кто же первым стал использовать этот термин? Впервые был применен Гегелем. При помощи него мыслитель объяснил цикличность развития действительности. Так как сама реальность являет собой деятельность самой Абсолютной идеи, а значит - и Абсолютного Разума:

  • В первую очередь, если Идея осуществляет что-либо, то она разумна. Следовательно, деятельность ее относится по своему источнику к Разуму.
  • Идея, во-вторых, не является материальной. Из этого следует, что любое действие относится к Разуму не только по источнику, но и по своей природе в целом.

Природа деятельности любого Разума

Исполнение чего-либо любым Разумом, Абсолютным, в том числе, состоит в полном отрицании (постоянной отмене) им каждого наличествующего состояния следующим за ним состоянием. Новое зарождается в виде созревшего внутреннего противоречия. Как же проявляется закон отрицания отрицания? Суть внутреннего противоречия, созревающего в Разуме и отменяющего нынешнее состояние, состоит в том, что данное явление представляет собой отмену определения, понятия либо мысли, которые только что были предложены и утверждены. Теперь же ему приходится отказываться от этого вследствие собственного внутреннего движения мышления. Данное состояние - возникновение внутреннего противоречия Разума Самому Себе - первое его отрицание. Таким образом, происходит первое проявление чего-то нового. Формирующееся в Разуме противоречие - не что иное, как внутренний отказ от прежнего содержания. При этом одновременно обнаруживается некоторая необходимость для деятельности мышления. Эта работа должна быть направлена на осознание и решение возникшей ситуации.

Дальнейшая деятельность Разума

Выше был приведен пример проявления первого отрицания. Этот процесс далее стимулирует и подталкивает к разрешению все то, в чем оно проявляется. Работа мышления осуществляется достаточно активно для снятия появившегося противоречия. Для разрешения ситуации ему приходится формировать новое содержание Разума, которое отменяло бы старое - где было обострено противоречие. После того как состояние разрешится рано или поздно и будет устранено, то появится новое содержание и состояние Разума. Таким образом, сработает закон двойного отрицания - отмена первого отказа. В результате отмечается обострение внутреннего противоречия. Из этого следует вывод, что первое отрицание представляет собой обнаружение противоречия. При этом второе - его разрешение. Определив понятие отрицания, закон отрицания отрицания будет являть собой процесс формирования у Разума нового состояния. Оно будет характеризоваться обострениями внутренних противоречий, их разрешением и образованием нового содержания у Разума.

Суть процессов, происходящих в Разуме

Диалектический закон отрицания отрицания выражает постепенное повышение Разумом сложности своего состояния и совершение им поступательного движения вперед. Шаг за шагом мышление проходит от простого к сложному. Закон отрицания отрицания Гегеля является развитием Вследствие этого прогрессирование мировой действительности представляет собой собственное, внутреннее самодвижение, самосовершенствование Абсолютного Разума. Течение этого процесса циклично, то есть происходит однотипными фазами.

Стадии развития действительности

Гармоничность состояния

Рассматривая закон отрицания отрицания, можно увидеть, что новое состояние у данности формируется из старого. При этом отмечается преодоление дисгармонии какого-либо имеющегося внутри противоречия. В связи с этим новое состояние всегда более гармонично, нежели то, которое оно отрицало. Если же вести речь о разуме, то гармоничность в этом случае будет выражена в большей степени в близости к истине, а если говорить о материальных процессах - то в приближении к той цели, которую ставит Абсолютная Идея в завершение развития мира.

Развитие

Согласно закону Гегеля развитие нельзя определять как некоторую последовательность из состояний действительности, которая возрастает линейно вверх. Этот процесс безостановочен ввиду непрерывного формирования противоречий. Поэтому стадия синтеза диалектически переходит в первую стадию тезиса. Так все начинается с самого начала. Таким образом, закон отрицания отрицания фактически представляет собой возвращение действительности к исходному своему состоянию, пусть уже даже в более новом и совершенном качестве. В связи с этим развитие происходит по спирали. Осуществляется постоянный возврат к исходному состоянию после двойного отрицания. При этом первоначальное состояние уже будет находиться на более высоком уровне развития. Прогрессивный путь - направленность к высшему от низшего - обеспечивается большей сложностью, гармоничностью содержания каждой новой стадии. Это случается ввиду того, что само по себе отрицание (по Гегелю) носит собственный характер, не метафизический. В чем же состоит его отличие? Во-первых, в метафизике отрицание представляет собой процесс отбрасывания и полного, окончательного устранения прежнего. Противоречие проявляется в появлении нового взамен старого путем замещения второго первым. Диалектически отрицание представляет собой переход прежнего в новое с сохранением всего лучшего, что было в исходном.

Закон отрицания отрицания в философии - перенесение лучшего

В процессе формируется непрерывно расширяющаяся спираль, по которой развивается действительность, непрестанно обнаруживающая в себе противоречие. Этим она отрицает сама себя, а затем отрицает и само это отрицание путем разрешения обнаруженного противоречия. При этом на каждой стадии действительность приобретает все более прогрессивное и усложненное содержание. По общему итогу понимание исходит из того, что прежнее не уничтожается новым начисто, а, сохраняя в себе все лучшее, что имелось, перерабатывая его, поднимает на более высокую, новую ступень. Другими словами, закон отрицания отрицания постоянно требует каждый раз различных прогрессивных инноваций. Это и определяет прогрессирующий характер развивающейся действительности.

Итоги

Основной смысл закона отрицания отрицания можно выразить несколькими положениями:


Заключение

Закон отрицания отрицания, который относится к идеалистической концепции развития мира, философское течение применяло для образования По мнению Энгельса и Маркса, противоречие являет собой неотъемлемый элемент прогрессирования самой материальной действительности. Так, к примеру, формирование земной коры прошло через несколько геологических периодов. Каждая последующая эпоха начиналась на базе прошлой. То есть в данном случае новое отрицало прежнее. Каждый новый вид животного либо растения в органическом мире возникает на основе предыдущего и вместе с этим является его противоречием (отменой). В истории человечества также можно найти примеры действия закона. Так, например, на смену первобытному строю пришел рабовладельческий, его, в свою очередь, вытеснил феодальный, на основании которого впоследствии возник капитализм и так далее. Отрицание способствует развитию познания, науки, поскольку каждая новая теория есть отмена старой. Однако вместе с этим сохраняется связь нового и предыдущего, сохранение лучшего из старого в новом. Так, например, высшие организмы противоречат низшим, на основании которых возникли, тем не менее сохранили присущее низшим клеточное строение. В целом, можно сказать, что закон отрицания отрицания в материалистической диалектике рассматривается как закон, по которому развивается мышление, общество, природа, определяемый внутренними характеристиками материи.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля . Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

Отрицание отрицания в философии. Закон отрицания отрицания: примеры

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

отрицание отрицания

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин. 2009 .

Смотреть что такое «отрицание отрицания» в других словарях:

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ - ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ в жалектикеГег&м обозначает снятие внутреннего противоречия в процессе развития понятия, который Гегель рассматривал как движение от абстрактного к конкретному. Понятие, существующее как абстрактная определенность, выходит … Философская энциклопедия

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит. повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован… … Философская энциклопедия

Отрицание холокоста - Часть серии статей о холокосте Идеология и политика Нацистская … Википедия

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами … Энциклопедический словарь

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит… … Большой Энциклопедический словарь

Отрицание Холокоста - Часть серии статей о Холокосте Идеология и политика Расовый антисемитизм · … Википедия

Отрицание - Отрицание элемент значения предложения, который указывает, что связь, устанавливаемая между компонентами предложения, по мнению говорящего, реально не существует (А. М. Пешковский) или что соответствующее утвердительное предложение отвергается… … Лингвистический энциклопедический словарь

Отрицания отрицания закон - один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был… … Большая советская энциклопедия

Отрицание - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрицание (значения). Отрицание в логике унарная операция над суждениями, результатом которой является суждение (в известном смысле) «противоположное» исходному. Обозначается знаком ¬ перед или… … Википедия

отрицание - я; ср. 1. к Отрицать. Прийти к отрицанию искусства. О. доводов оппонента. Настаивать на отрицании человеческого бессмертия. 2. Филос. Связь двух последовательных состояний развивающегося объекта. О. старого новым. Закон отрицания отрицания (закон … Энциклопедический словарь

epistemology_of_science.academic.ru

ФИЛОСОФИЯ: Закон отрицания отрицания: кратко

33. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ: кратко

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Закон отрицания отрицания является своего рода продолжением и завершением ядра диалектики. Его общий смысл заключается в идее, что всякое диалектическое развитие закономерно проходит три ступени, которые условно можно обозначить как положение, отрицание и отрицание отрицания. Гегель привел ставший классическим пример (скорее образный, чем теоретически значимый) отрицания отрицания: зерно, которое отрицается выросшим из него растением, в свою очередь отрицаемым новыми зернами. Действие закона отрицания отрицания явственно выражено в целостном историческом процессе: развитие общества начинается с общественного характера труда и общественной собственности (первобытно-общинный строй), отрицается серией антагонистических формаций, основанных на частном характере труда и частной собственности, которые подвергаются отрицанию коммунистической формацией с ее общественным характером труда и общественной собственностью, неизмеримо более сложными, чем в примитивном первобытном обществе.

Закон первоначально был сформулирован Гегелем, который рассматривал его в качестве всеобщего закона диалектики. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания получил новую интерпретацию на основе материализма и также рассматривался классиками марксизма как всеобщий. В советской философской науке не завершена длительная дискуссия между сторонниками признания всеобщности закона и оспаривающими такую его трактовку 1 .

7.1.3.3.2. Основные элементы закона

Отрицание . Важнейшей категорией закона является отрицание , понимаемое как борьба нового со старым, высшего с низшим. Это, таким образом, не совершенно новая, по отношению к уже рассмотренным, категория диалектики, а категория противоречия, рассматриваемая в особом аспекте. Борьба нового со старым существует в различных формах, связанных с антагонистическими, неантагонистическими и другими формами противоречий. Отрицание - это противоречие, которое развертывается в три ступени развития.

Преемственность в развитии . Противоположностью отрицания является преемственность . Развитие не является отрицанием всего предшествующего, оно сохраняет значительную часть накопленного положительного содержания предшествующей ступени, устраняя все отжившее, устаревшее, не соответствующее потребностям развития. В связи с этим диалектическое отрицание отличают от «зряшного», чрезмерного отрицания. Зерно может прорасти и дать новое растение, но может быть и просто уничтожено. В процессе социалистических преобразований может быть утрачено и то, что должно было бы быть сохранено и развито. Такого рода ошибки были допущены в ходе социалистического строительства в нашей стране: «зряшное» отрицание товарно-денежных отношений, нигилистическое неприятие некоторых направлений культуры, поспешная ломка мелкого крестьянского хозяйства и т.д. Ленин в речи на III Всероссийском съезде Союза молодежи предостерегал против недооценки достижений культуры прошлого, высказал глубокую и обоснованную формулу отношения к мировой культуре. «Коммунистом стать можно лишь тогда, - говорил Ленин, - когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество» 1 . Однако, как мы знаем, многое впоследствии делалось не по Ленину, в противоречии с теорией марксизма. В последние годы возник новый вариант старой ошибки - отрицание положительных достижений советского общества.

Поступательный характер развития . Отрицание старого и преемственность - два противоположных элемента развития, образующие поступательный характер развития. Закон отрицания отрицания, в отличие от двух законов диалектики, в явной форме указывает на направленность развития от низшего к высшему. Каждая последующая ступень развития рассматривается в диалектике как более высокая и сложная, чем предыдущая.

Почему новое

неодолимо?

Выражая поступательный характер развития, закон отрицания отрицания включает в себя, в качестве одной из «составляющих», закон неодолимости нового , высшего. Всякое новое, возникая первоначально в виде слабых ростков, в конечном счете утверждается в жизни и побеждает. Ростки будущего социалистического образа жизни, представленные в виде кооперативных фабрик рабочих, возникавших уже в 40-е гг. XIX в., несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны крупных капиталистических предприятий, не только сохранились в капиталистических странах до наших дней, но и составляют сейчас значительную часть предприятий. (Правда, занимая в западно-европейских странах 45% трудоспособного населения, они дают лишь 2,5% национального дохода). Несмотря на все трудности и ошибки, допущенные в ходе социалистического строительства в нашей стране, идея социализма неодолима, поскольку выражает объективные потребности общественного прогресса.

Новое неодолимо, поскольку оно является более сложным, высшим. Однако это утверждение недостаточно, ибо следует далее ответить на вопрос, почему сложное должно побеждать более простое, низшее? С некоторых позиций, например, II начала термодинамики, следует признать, что сложное, высшее, является менее вероятным, чем простое. Утверждение сложного в природе энергетически обходится намного «дороже», чем переход к более простым, равновесным состояниям. Однако вся картина мира демонстрирует нам явное торжество слишком дорогостоящего прогресса, движения от низшего к высшему. Поэтому в современной науке все более прочно утверждается мысль о существовании в природе и обществе тенденции, противоположной II началу термодинамики, тенденции самоорганизации . Однако самоорганизация - это сторона процесса развития, далеко не исчерпывающая развития в целом. Современные исследования по самоорганизации (синергетика) по существу переоткрыли, в конкретно-научной форме, фундаментальную идею диалектики - идею саморазвития. Свое объяснение идея самоорганизации находит в диалектико-материалистической теории развития. «Конечный» ответ на вопрос почему новое неодолимо в несколько иной форме рассмотрен нами ранее.

Триада, или трехступенчатый характер развития . Наибольший накал дискуссий о всеобщности или невсеобщности закона отрицания отрицания связан с триадичностью развития. Почему развитие должно проходить именно три ступени? Откуда это «каббалистическое» число три? Многие исследователи полагают, что отрицание не ограничено тремя ступенями и может проходить какое угодно число их. В самом деле, история человечества в своей периодизации, казалось бы, весьма редко обнаруживает это загадочное число «три». Развитие общества проходит пять крупнейших ступеней, связанных с пятью общественно-экономическими формациями. Поэтому историческая наука использует весьма многоступенчатую периодизацию исторического процесса.

Отрицание трехступенчатого характера развития означает отрицание всеобщности рассматриваемого закона. Этот закон предоставляет нам еще один прекрасный случай, позволяющий понять специфику понятия развития, специфику философского мышления вообще, неприменимости обыденного здравого смысла к объяснению развития.

В философской науке подвергалась критике абсолютизация Гегелем триадичности развития, однако эта критика зачастую имела поверхностный характер. В философии Гегеля, как уже говорилось, сделана последняя гигантская по своему размаху попытка подчинения частнонаучного знания логике философии, философским схемам. Рассматривая любые природные и общественные процессы, Гегель стремился уложить их в жесткую схему триад: все частные процессы должны были проходить три ступени развития. Так, в природе это были ступени механики, физики и органики. Коренная ошибка Гегеля заключалась в том, что частное , особенное, он полностью подгонял под логику всеобщего , отрицая по существу специфику частного. Ошибка авторов, оспаривающих всеобщность закона, заключается, по нашему мнению, в том, что они также пытаются обнаружить триады в специфических частных процессах, а когда оказывается, что количество таких ступеней весьма редко равно трем, делают вывод о невсеобщем характере закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания действует не в частных процессах, а в глубинной диалектической сущности развития, выражаясь «на поверхности» развития в различном количестве частных ступеней. Выше уже говорилось о том, что развитие не может быть обнаружено при простом «частотном» подходе, методом простой индукции. Оно проявляется только в крупных целостных интервалах процессов. Чтобы обнаружить действие закона отрицания отрицания, необходимо теоретически абстрагировать достаточно крупные и целостные явления, обладающие целостной сущностью. Наивно было бы искать «триады» в движении маятника, работе трактора, индивидуальных поступках и отдельных социальных событиях. Однако если рассматривать крупные области действительности, обладающие своими целостными сущностями, например, человека, человеческое общество, то в глубинной логике их исторического развития явственно обнаруживается логика отрицания отрицания.

Все пять общественно-экономических формаций, со всем многообразием их переходных форм и различных ступеней, укладываются в три крупные ступени развития человеческой сущности, человеческого общества. Первобытно-общинная формация с первоначальным примитивным общественным характером труда и собственности является первой исторической ступенью развития человека, выражающей действительную сущность человека - его общественную природу. Характер примитивного общества совпадает здесь с сущностью человека как общественного существа, однако представляет собой лишь примитивную, простейшую ступень развития этой сущности. Три последующие антагонистические общественно-экономические формации составляют вторую, более высокую ступень развития человеческой сущности. Они основаны на частном характере труда и собственности, т. е. выражают подчиненную сторону общественной сущности человека - индивидуальность человека. На второй ступени исторического развития человеческой сущности на первый план выходит, таким образом, индивидуальное, особенное в человеческой сущности, подчиняющее себе главную, целостную сторону сущности человека - ее общественный характер. Гегель глубоко подметил, что ступень отрицания имеет более узкий (особенный) характер, чем первая и последняя ступени развития. Антагонистические общества, включая капитализм, следовательно, деформируют человеческую сущность, ставят в известном смысле особенное выше всеобщей человеческой сущности.

В сущности человека заложены два противоположных момента - общественный характер человеческой сущности в целом и индивидуальность каждого отдельного человека. Человек несет в себе общественное, главное начало и в то же время является индивидом. Если первобытно-общинный строй становится непосредственным выражением общественной человеческой сущности, то три антагонистические формации, ставя индивидуальное, частное, выше общественного, деформируют человеческую сущность. Эта деформация выражается в разделении общества на классы, разделении умственного и физического труда. Суть деформации человеческой природы, как глубоко подметил Маркс, заключается в том, что существование и развитие одних людей осуществляется за счет ассимиляции жизненных сил других, за счет эксплуатации. «...Развитие способностей рода «человек», хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида...» 1 .

Коммунистическая формация, основанная на общественном характере труда и общественной собственности, восстанавливает единство человеческой сущности, устраняет ее деформации, ликвидирует эксплуатацию, разделение умственного и физического труда. Таким образом, общественное устройство, социальная структура совпадает с действительной человеческой сущностью, что делает общество действительно гуманным, человеческим обществом. Целью коммунистического общества становится развитие каждого отдельного индивида, «развитие богатства человеческой природы как самоцель » 2 . Коммунизм является наивысшей и в этом смысле «последней формой устройства человеческого рода» 3 , способной к бесконечному развитию.

Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Установить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматривая целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.

Некоторые ученые считают, что закон отрицания отрицания действует только в конечных процессах. Однако именно в бесконечности этот закон действует особенно явно. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие («вторая полубесконечность») выступает в качестве отрицания этого конечного: . Таким образом, способ построения бесконечного развития основан на логике отрицания отрицания. Приведенная абстрактная схема отрицания отрицания в бесконечном развитии может быть дополнена более конкретной, если в качестве конечного взять не абстрактную вещь, а человека как итог и вершину бесконечного развития материи, с которым начинается новая ветвь бесконечного развития - человеческая история:Ч.

Возврат якобы к старому . Следующим своеобразным элементом закона является повторение абстрактных черт первой ступени развития на высшей, третьей, ступени, или возврат якобы к старому . Суть закономерности возврата к исходному становится ясной из сказанного выше - третья ступень развития представляет собой возврат к целостной сущности, совпадение с сущностью, которая в первоначальной примитивной форме была выражена на первой ступени развития. Однако это есть возврат к старому на новой, высшей, более содержательной основе, а не простое повторение пройденного. Коммунизм повторяет наиболее абстрактные черты «первобытного коммунизма» - общественный характер труда и собственности, однако и труд, и собственность коммунистического общества наполнены неизмеримо большим содержанием, связанным с гигантски возросшими производительными силами и знаниями, несравненно более развитой человеческой сущностью.

Развивается ли общее?

Здесь следует обратить внимание на одно обстоятельство: с позиций диалектики общее не является мертвым и неподвижным, абстрактно-общее может скрывать под собой совершенно различное по сложности и богатству содержание.

Спиралевидный характер развития . Закон отрицания отрицания совмещает в себе две идеи, которые на первый взгляд представляются исключающими друг друга. С одной стороны, в развитии обнаруживается поступательность, «движение вверх», от низшего к высшему. С другой - круг, повторение пройденного. Эти две черты выражаются идеей спиралевидного характера развития: развитие имеет поступательный характер, однако при этом оно в известном смысле повторяет пройденное.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...