Законы диалектики. Основные законы диалектики

Законы диалектики условно делятся на основные и не основные. Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики (категория – это наиболее общее и существенное понятие). Не основные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (законы причинно – следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др.

Первый основной закон диалектики – это Закон единства и борьбы противоположностей. Любой предмет реального мира содержит в себе внутреннее противоречие. Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям. В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике – действие и противодействие; в физике – положительный и отрицательный заряд; в химии – соединение и диссоциация атомов; в биологии – обмен веществ; в общественной жизни – различные взаимоотношения классов и т.д.

Суть данного закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие – это такое взаимоотношение между сторонами и моментами, которые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются из несущественного различия в различия существенные, т.е. противоположности.

Диалектическое противоречие нельзя связывать с какой – либо одной формой его проявления, с конфликтом или различием и т.д. Оно выступает как внутреннее единство действующих в предметах и явлениях противоположных сил и тенденция, противостоящих друг другу сторон. Диалектическое противоречие характеризуется единством, взаимообусловленностью противоположных сторон, тенденций. Следует указать на момент единства противоположностей как на важнейшую особенность диалектического противоречия.

Выражение «единство противоположностей» нередко употребляется равнозначно понятию «тождество противоположностей». Однако между этими выражениями нет полного равенства. Говоря о тождестве противоположностей, чаще всего имеются в виду превращения противоположностей друг в друга, тогда как термин единство употребляется для обозначения взаимообусловленности внутренних противоположностей. Момент тождества, единства в явлениях и предметах отмечался в философии давно. Однако это было метафизическое понимание как равенство вещи самой себе, без учета различий и изменений. В жизни тождество неотделимо от различия. Тождество противоположностей не исключает, а предполагает наличие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах.



Единство противоположностей означает, что они взаимообусловлены, представляют различные стороны одного и того же процесса или предмета. Нет притяжения без отталкивания, северного полюса в магните без южного и т.д. Неотделимость, обусловленность противоположностей проявляется так же в том, что они проникают друг в друга. В процессе развития противоположности, свойственные предметам или явлениям, переплетаются друг с другом (жизнь и смерть, обмен веществ). Следует сказать, что выражение «единство противоположностей» употребляется неодинаково. Диалектическое единство проявляется в различных формах. Выше речь шла о единстве, которое проявляется в смысле взаимной обусловленности противоположных сторон. Но единство противоположностей иногда означает и их совпадение, тождество, равнодействие. В определенных условиях противоположные стороны могут достигнуть совпадения или равнодействия. Например, во времена буржуазных революций интересы буржуазии и трудящихся совпадали, несмотря на коренное различие интересов, оба класса пошли вместе на свержение феодальных отношений.

Единство противоположностей неотделимо от их борьбы, от их взаимного отрицания. Отмечая такой коренной признак диалектического противоречия как борьбу противоположностей, необходимо иметь в виду, что проявляется она неодинаково. Выражение «борьба» иногда берется в кавычки. Очевидно, не всякое взаимодействие противоположностей выступает как борьба в прямом смысле этого слова. Взаимоотрицание противоположностей – обязательный элемент развития, но конкретные его формы проявления, могут быть различны. В этой связи выделяют основные и не основные противоречия, антагонистические и не антагонистические противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей в различных областях объективной действительности действует по-разному. В зависимости от особенностей того или иного предмета, явления и от условий, в которых протекает их развитие, меняются характер противоречий и способы их разрешения. Этим объясняется то многообразие противоречий, которые встречаются в окружающем нас мире.

Второй закон диалектики – Закон взаимного перехода количественных качественных изменений. Этот закон также характеризует развитие. Он отвечает на вопрос: в какой форме, как происходит рождение нового качества? Но прежде чем рассмотреть существо закона, необходимо понять сущность таких категорий, как «качество», «количество», «мера», иначе сущность закона будет трудно уловить. Понятие «качество» неодназначно. Скажем, на уровне обыденного сознания под качеством понимается высшая ценность чего – либо. В философии же это понятие обозначает определенность предмета, т.е. что отличает один предмет от другого. Например, электровоз отличается от тепловоза, растения отличаются от минералов и т.д. Следовательно, все это разнокачественные предметы. Благодаря качеству мы фиксируем в нашем сознании вещи, не отождествляя их друг с другом.

Если качество вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия характерны не только для предметов и явлений, но и для определенных фаз, периодов развития объекта. Так, в жизни человека можно выделить детство, юность, зрелость и старость. Но любой предмет обладает различными свойствами. Свойство есть способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть. Поэтому качество можно также определить как единство всех свойств данного предмета.

Что касается понятия «количество», то Аристотель дал следующее определение: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, налицо данным». Иначе говоря, количество – это степень, интенсивность развития данного качества. Естественно, что качество и количество находятся в единстве друг с другом. Устанавливая взаимосвязь количества и качества, мы выясним, что количественная характеристика той или иной вещи уточняет ее качественную характеристику. Например, мы отличаем не только химические и физические свойства элементарных частиц, но и величину их заряда, массу и т.д. Кроме того, всякое качество всегда имеет свои, вполне определенные количественные границы. Единство же количества и качества называется мерой. Все должно быть в определенных количественных границах. Тепло необходимо для жизни растений, но жара выжигает их. Так и с влагой: недостаток или избыток ведут к гибели. Мера указывает на те пределы или границы, в которых количественные изменения не вызывают коренных, качественных изменений. Моменты перехода от одной меры к другой называются «точками» перехода, для воды точками являются 0° и +100°, для скипидара –10° и +160° по Цельсию. Когда же количественные изменения превосходят этот предел, т.е. меру, то мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение. Это является закономерностью, условием развития.

Сказанное выше позволяет сформировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения. Новые качества возникают повсюду. Но следует заметить, что образование нового качества не является результатом того, что количество само по себе перешло в качество. Дело в том, что количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения. Строго говоря, переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качества в новое неизбежно сопровождается количественным изменением.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая природа животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства. Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.

Мы выяснили, что предметы и процессы объективной реальности претерпевают постоянные изменения, т.е. переходят из одного качественного состояния в другое. Этот процесс называется скачком. Скачок – это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Скачок является стадией перелома в построенных количественных изменениях, перерывом постепенности. Однако скачок характеризует переход от одного качества к другому лишь в самых общих чертах.

Скачок отличается от количественных изменений, прежде всего своим характером и быстротой. Однако быстрота скачка относительна, ибо их продолжительность бывает различной. Есть скачки, которые длятся 1/1000000 доли секунды (образование элементарных частиц и их жизни). Другое дело скачки в общественной жизни, которые являются поворотными пунктами в истории. Они продолжаются иногда очень значительные промежутки времени (10-30 лет). В развитии природы скачки длятся еще более (1000 лет и т.д.). Например, переход от неживой к живой природе, формирование человека. Главное значение для выяснения особенностей скачка имеет не его продолжительность. Важно прежде всего уяснить, каков характер скачка. Характер скачка зависит от природы развивающихся предметов и объектов, а также от конкретных условий, места и времени, при которых происходит скачок. Но ведь в природе и обществе может сложиться бесчисленное множество ситуаций конкретного перехода от одного качества к другому. Значит существует и бесчисленное множество скачков.

Однако науке не под силу вся эта детализация, поэтому она ограничивается тем, что выделяет основные виды скачков. В природе и обществе бывают скачки, которые сразу, целиком уничтожают старое качество и на его место утверждают новое качество. Этот тип скачков получил название революционных. Скачки со взрывом отличаются тем, что здесь отсутствуют переходные, промежуточные ступени между старым и новым качеством. Так, например: при нормальных условиях сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания совершается хотя и быстро, но достаточно равномерно. Горение передается последовательно от одного слоя к другому. Если горение будет происходить в условиях повышенного сжатия, т. е. Под давлением, то может произойти горение со взрывом. Всякое горение есть коренное, качественное изменение, но форма качественного изменения может быть различной.

Существует и другая форма скачков. Это скачки, где переход от старого качества к новому идет по частям, по этапам, постепенно. Такие скачки получили название – эволюционных.

Третий закон диалектики – Закон отрицания отрицания.

Выше рассмотренные законы диалектики говорят о том, что развитие систем выступает как единство противоположных процессов созидания и разрушения, возникновения новых форм и последующего их уничтожения. Материальные системы возникают, проходят стадию восходящего развития, затем нисходящего, завершающегося распадом и гибелью системы. Все, что имеет начало во времени, возникает, неизбежно имеет и конец. Но в каждом таком цикле никогда не происходит полного уничтожения всех результатов, достигнутых в предшествующем развитии. Некоторые из этих результатов сохраняются и наследуются, но уже в рамках других систем. Поэтому становится возможной преемственность между прошлым и будущим. Развитие происходит не по кругу, а по весьма сложной линии, напоминающей спираль. Одной из всеобщих черт развития является цикличность (или повторяемость). Повторяемость выражается в том, что системы могут возвращаться к пройденным состояниям в воспроизводстве форм и функциональных отношений в развитии во всех периодических процессах. В атомах, молекулах, космических телах существуют многочисленные периодические процессы: колебательные движения, движения вокруг оси, пульсации и т.д. В жизни организма постоянно повторяется цикл изменений, связанных с обменом веществ, функционированием различных органов и тканей. Циклически сменяют друг друга дни и ночи, времена года, происходит круговорот воды и т.п.

Но при всем распространении и повторяемости (цикличности) процессов в мире их все же нельзя абсолютизировать и считать круговорот единственной всеобщей формой развития. Такая точка зрения характерна для метафизического понимания развития. На самом деле развитие характеризуется не только повторяемостью. Необратимые изменения могут проявляться в трех возможных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уровня сложности; 3) как деградация и распад систем. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая черта всякого движения – его необратимость – является необходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным. Прогресс – это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого изменения к прогрессивному развитию.

Всякое развитие, как известно, происходит в следствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового. Разрушение старого предмета есть его ОТРИЦАНИЕ. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

Отрицание охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания. Но в отличие от разрешения противоречий, которое указывает на конечность существования любого конкретного бытия, отрицание отрицает бесконечность события. Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия, диалектическое отрицание схватывает момент преемственности в развитии, его непрерывности. Таковы некоторые особенности диалектического отрицания, такова его специфическая роль в процессе развития.

Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движения вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию, либо является зряшным отрицанием, внешним образом прерывающим процесс развития (размол зерна, гибель человека в уличной катастрофе и т.д.). Процесс развития представляет собой не одно отрицание, а цепь их. Возникшее в результате отрицания явление будучи обременено противоположностями в конце концов так же отрицается новым состоянием, более высоким по сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Каково же соотношение между первым и вторым отрицанием, какова же роль второго отрицания в процессе развития? Отвечая на этот вопрос, отметим, что прогрессивное развитие, происходящее путем отрицания отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе. Специфика второго отрицания состоит в том, что оно оказывает воздействие не только на непрерывность и бесконечность бытия, не только на связь низшего и высшего, но и на возвращение в процессе развития якобы к старому, но обогащенному всем прошлым опытом развития, более и конкретному.

ВЫСШИЙ ФИНАНСОВО ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

тема: Законы диалектики


Выполнил студент 3 курса

Специальность бух. учёт

Кокрин Андрей Игоревич

Проверил: преподаватель

Селякова А.А.


г. Луза, 2012 год



1. Исторические формы диалектики и альтернативы

Основные законы диалектики

1Закон единства и борьбы противоположностей

2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)

Используемая литература


1. Исторические формы диалектики и альтернативы


Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

субъективная диалектика детерминирована объективной;

первая отражает вторую;

субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

От диалектики следует отличать ее иллюзорные и мнимые версии, спекулирующие на основных положениях и требованиях диалектики - гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

Софистика - односторонний, субъективистский произвольный метод аргументации, который используя гибкость и относительность понятий вырывает из общей связи действительности случайный, несущественный признак и путем ухищренных приемов пытается обосновать и оправдать его в качестве существенного и определяющего. Эклектика - беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений. В отличие от метафизики софистика и эклектика абсолютизируют подвижность и относительность понятий.

Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления.


2. Основные законы диалектики


Основными являются три закона диалектики: это

Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости).

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).


2.1 Закон единства и борьбы противоположностей


Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции - диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой - служит причиной её развития. Закон имеет два аспекта:

В сущность любой системы входят противоположности;

Взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие.

Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития - наличие противоречий.

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей. К диалектическим противоположностям относятся только те, которые существуют и взаимодействуют в целостных саморазвивающихся и саморегулирующихся системах.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, процессы возбуждения и торможения в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании - ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.

Любая система представляет собой сложное образование. Поэтому она выступает как единство противоположностей не в одном, а во многих отношениях и включает в себя совокупность противоречий. Выделяют следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Под внутренними противоречиями понимают отношения между противоположными сторонами данного предмета или явления. Под внешними противоречиями понимают отношения между данным предметом или явлением и окружающей средой. Под антагонистическими понимают противоречия между социальными группами, у которых различие в интересах больше, чем сходство (рабы - рабовладельцы, предприниматели - рэкетиры и др.). Существуют также конструктивные и деструктивные противоречия. Первые из них, разрешаясь, приводят к прогрессу системы, вторые - к её регрессу или даже разрушению. Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяется две фазы: фаза возникновения и развёртывания основных противоречий; фаза разрешения этих противоречий. Во второй фазе система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии - на более низкий. На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом.

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор - преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и, в конечном счёте, смену общественно-экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объемом знаний и желанием знать больше и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха - это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие - противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.


2.2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0º до 100º С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.


2.3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)


Закон отрицания отрицания логически связан с другими законами диалектики, но имеет своё содержание. Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает борьбу нового со старым, выступает как внутренний источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные выражает характер развития и формы перехода от старого качественного состояния к новому, то закон отрицания отрицания определяет, в каком направлении происходит развитие, в какой форме и как осуществляется связь и историческая преемственность в развитии.

Отрицание - момент связи и развития. Бесконечное возникновение одних качественных состояний и исчезновение других выступают как отрицание старого новым, как разрешение одних противоречий и возникновение других.

Диалектическое отрицание представляет собой объективное закономерное явление, независимое от субъективных желаний людей. Оно вытекает из противоречивости предметов и процессов, из наличия в них отрицающих друг друга сторон и тенденций. Его нельзя понимать как

простое уничтожение. Оно представляет собой такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если, например, превратить зёрна пшеницы в муку, размолов их, то это будет простое уничтожение этих зёрен. Но подобное отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, ибо размолотые зёрна не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание зёрен, а их уничтожение. В диалектике отрицать - это не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или уничтожить её любым способом. Действительное диалектическое отрицание есть причина развития: оно создаёт условия для нового отрицания.

Смысл диалектического отрицания состоит именно в том, что оно выступает не только как момент преодоления старого, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии.

Историческая преемственность между старым и новым имеет место и в развитии явлений, процессов и общественной жизни. Так, переход от одного способа производства к другому есть отрицание старого новым. Но при этом в новом способе производства сохраняются производительные силы, созданные на предшествующих ступенях развития человеческого общества. Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая тем больше становиться историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения.

Процесс развития не останавливается на первом отрицании. Данное отрицание отрицается новым, новое, развиваясь и становясь старым, отрицается следующим новым. Поскольку диалектическое развитие выступает как ряд отрицаний, то возникают вопросы: какова связь между первым и последующим отрицанием; что нового даёт второе отрицание по сравнению с первым; какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний? Но отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Оно означает такую их замену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, высшей основе развития, включающей в себя возврат в какой-то мере. В этом состоит одно из характерных проявлений закона отрицания отрицания. Поэтому синтез как результат отрицания нельзя рассматривать в виде чего-то застывшего, завершённого. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует непрерывность развития, восхождения от низшего к высшему.

Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных.


Используемая литература


1. М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко Философия: курс интенсивной подготовки 2-е изд. М.: ТетраСистемс, 2008

Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов Философия. Учебник. М.: ВЕСТЬ, 2003

Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления: Общественные науки и современность. - 1993

Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке: Научная мысль Кавказа. - 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Диалектика – это рассуждение, искусство вести спор. Это философский метод аргументации и способ мышления, в основе которого лежит противоречие. Существует 3 закона диалектики, которые являются основополагающими и которые мы сейчас и рассмотрим.

Закон первый: Взаимный переход количественных и качественных изменений

Диалектика – это и теория и метод. Все законы диалектики - это осмысление различных граней нашего бытия. Этот закон показывает нам, как происходит развитие и осуществляются связи. Содержание этого закона открывается с помощью категорий: «количество»,

  • «свойство»,
  • «качество»,
  • «скачок»,
  • «мера».

Испокон веков люди пытались понять природу количественных и качественных характеристик в динамике и строении бытия. По мнению учеников школы Пифагора, числа, которые выражают количественные соотношения, питают гармонией все сферы Солнечной системы и являются важнейшими элементами всех вещей. Гераклит, Анаксимен и Фалес также пытались объяснить, в чем отличие неодинаковых процессов и вещей. Чтобы обозначить фундаментальные свойства природы и познания, Аристотель ввел две категории – количества и качества. Он считал, что качество имеет такой контекст: стабильные и переходящие состояния и свойства, которые присущи как вещам, так и явлениям в процессе существования; внешний видимый облик вещи. Количество, по Аристотелю – это «равенство» или «неравенство», «величина» и «множество».

Во времена средневековья считалось, что «скрытые» качества – это неизменные, вечные формы. Эти качества и предопределяют свойства предметов. Теория качеств нашла свое продолжение в работах Бойля, Спинозы, Гоббса, Ньютона и Локка. Они подразделяли качества на:

  1. Объективные и субъективные.
  2. Первичные и вторичные.

В философской мысли часто разрывались понятия количества и качества, но со временем появилось утверждение, что качество и количество зависят друг от друга. По Гегелю, внутреннее качество – это определенность бытия, а количество – это внешняя определенность мироздания.

Качеством является распознавание объекта через все его признаки. То общее, что есть в однородных процессах и объектах и есть качество. Оно же указывает и на отличия этих объектов и процессов.

Количество – это то, насколько быстро происходят процессы, насколько вещи подвижны и изменчивы. Количество можно вычислить математическим методом. Менделеев говорил, что там, где есть измерение, есть и наука. В книге «Диалектика природы» Энгельс рассуждает о том, что, в отличие от точных наук, в истории и биологии, никакое количество не может быть точно измерено и прослежено.

А вот скачок, как утверждают законы диалектики, - это когда количественные изменения переходят в качественные.

Закон второй: Единство и борьба противоположностей

Этот закон о связи всех объектов природы, социума и духовности. Основные категории: «противоречие»,

  • «борьба противоположностей»,
  • «противоположность»,
  • «единство»,
  • «различие»,
  • «тождество».

Все объекты мироздания целостны, но и противоположны. Все, что существует в этом мире – результат столкновения противоположностей: добра и зла, Инь и Ян, красоты и уродства, солнца и луны, неба и земли, женского и мужского начала, боли и наслаждения и т.д.

Исходная реальность раздваивается на саму себя и собственную противоположность. Основные законы диалектики, а в особенности этот, говорят нам, что природа бессознательно сама себе породила противоположность – социум, человеческое сознание.

Противоположности часто погружаются друг в друга. Личная свобода и правила социума, коллективный разум и конкуренция, различие в доходах и социальное равенство – вот яркие примеры этого.

Диалектическое противоречие – это отношения между противоположностями. Изначальный смысл противоречия – это разногласие в речи, суждениях, высказываниях, они все отрицают друг друга, отсюда появляется нечеткость и нелогичность. Противоречия присущи каждой из форм бытия мира.

Противоречия социума носят в себе два характера:

  • Субъект-субъектный (между людьми и их общностями),
  • Субъект-объектный (о таких объектах, как власть, собственность, техника).

Взаимодействие противоположных сторон, их единство – это «тождество». Если возникает относительное тождество, то оно превращается в несовместимость и в результате появляется взаимоисключение противоположностей.

Когда какая-то из сторон находится в гармонии, она дает возможность другой стороне, и системе раскрыться полностью, надежность системы в целом увеличивается. Когда одна из сторон развивается за счет другой, начинается дисгармония.

Закон третий: Отрицание отрицания

Все законы диалектики рассматривают разные понятия и категории. Главная категория третьего закона – категория диалектического отрицания. Закон рассматривает форму и направление развития, преемственность и поступательность, повтор некоторых моментом из прошлого.

Некоторые направления в философии считают, что отрицание – это движение назад, разрушение, происходящее в мышлении. Чаще всего это происходит в негативном психологическом состоянии или в социальном прогрессе.

Энгельс утверждал, что диалектическая философия обречена каждый раз возникать и разрушаться, потому что она не имеет ничего святого и четко установленного. Но в социуме не все отрицания диалектические, есть и метафизические. Метафизичное отрицание преувеличивает момент разрушения (разрушение памятников истории, храмов). Пример такого явления – попытка создать социализм в государстве, вместо капитализма и, как результат, подавленный полностью рынок, экономический крах и полный застой во многих жизненных сферах. Или стремление создать чистый капитализм без применения положительных черт социализма.

Метафизическое отрицание понимает только отрицание внешнее, уничтожение оно абсолютизирует. Соотношение нового и старого рассматривается как «или-или».

Синергетика трактует закон отрицания отрицания, как чередование хаоса и порядка. Порядок и беспорядок принадлежат к одному и тому же миру. Они две стороны медали. Беспорядок – состояние первичное, из него возникает что-то абсолютно новое.

Деструкция подготавливает почву для прихода новой фазы какого-то процесса. Не будь бы кумуляции, процесс был бы обречен возвращаться в начальную точку. Процесс нарастает и требует конструкции.

Это были основные законы диалектики, которые каждая философская школа трактовала по-своему. Но так как философия – это наука, в которой не доказано ничего, то, возможно, все они были в чем-то правы.

Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Различают объективную диалектику , изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).
В истории философии сложились три основных формы диалектики :
а) античная , которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);
б) немецкая классическая , которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;
в) материалистическая , основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные принципы диалектики:
- всеобщая взаимосвязь всех явления;
- всеобщность движения и развития;
- источник развития - становление и разрешение противоречий;
- развитие как отрицание;
- противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Основные категории диалектики - материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно
а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);
б) взаимоисключают друг друга;
в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания.
Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Становление античной диалектики

Всего образует его причину д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами д допускает что атомы различ по.. наличие целесообразности в природе д распостраняет а учение на учение о.. иррационалистическая философия века ницше фрейд..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление античной диалектики
Диалектика с греч искусство беседы. Первоначально диалектика трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытия противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми пре

Философия Платона
Платон философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнег

Учение Аристотеля в истории философии и науки
Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечн

Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков
Эпикур- древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе ("физика"); учение о позна

Философские идеи в древнегреческой медицине
У древних греков знания не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обил

Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии
Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений к

Философия Возрождения. Возрождение как синтез античности и Средневековья
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 - 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение преждевсего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких какНиколай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи,

Особенности философии Нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 века
Достижения и открытия эпохи возрождения были преемственно восприняты мировоззрением Нвого времени. Зарождение капиталистических отношений требовало новых рациональных подходов к изучению природы, о

Ф. Бэкон как основатель опытной науки и философии Нового времени
Ярким представителем эпохи Нового времени является Бэкон. Он был деистом - творцом всего сущего является Бог, но мир развивается самостоятельно, и материалистом. Материализм механи

Учение о бытии (Р. Декарт, Б. Спиноза). Проблема метода
Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма. Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции

Французский материализм 18 века
Материалистические идеи 18 в., продолжавшие прогрессивную традицию философов 17 в., получают свое дальней­шее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфически

Философия Просвещения. Социальная философия просвещения
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и

Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Феербах последний великий представитель класс. нем. фил. Первоначально Ф. увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Ф., идеали

Принципы диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление
В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энг

Социальная философия марксизма. Теория общественно-экономических формаций
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма

Философские идеи в России 18 века. М. Ломоносов. А. Радищев
М.Ломоносов, ХУ 111 в. - материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против

Западники и славянофилы
«Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственным

Русская религиозная философия
В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - част

Философия русского космизма
Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н. Фе

Исторические формы позитивизма
Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в за

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исход

Категория бытия. Ее смысл и специфика
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии н

Формирование научно-философского понятия материи
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": мат

Понятие движения. Основные формы движения
В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древн

Пространство и время
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и расположенность материальных объектов. Время - форма бы

«В наши дни большинство старшего поколения воспитаны так, чтобы (не что, а чтобы) при слове «диалектика» их воротило с души, они старались бы перевести разговор на другую тему, старались бы «заткнуть глотку» говорящему или покинуть место разговора; а при невозможности всего этого - тихо подремать до конца «политбеседы».
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»

Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).

Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.



80398 просмотров

Написал(а) Бобби Гонтарски , в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо.
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...