Жезл церковный. Принадлежности архиерейской службы

27 марта 2009 Святейший Патриарх Кирилл будет впервые служить Божественную литургию в храме св. мц. Татианы. Даром общины университетского храма Первосвятителю станет жезл, один из символов патриаршего достоинства. Жезл выполнен видным современным скульптором , прихожанином татианинского храма Кириллом Протопоповым . Мастер рассказал «ТД» о сделанной работе.

-Кирилл, как Вы получили этот заказ, как складывался замысел будущей работы?

Что касается сделанной работы, я могу сказать следующее. Было это так. Мы встретились с отцом Максимом, и он сказал, что есть такая идея - сделать в подарок для Святейшего жезл, спросил, могу ли я воплотить этот замысел в реальность. Я согласился. С дьяконом отцом Александром мы первым делом пошли в музей храма Христа Спасителя, посмотреть, что подобное есть там.

- А Вы до этого никогда не делали жезлы?

Нет, жезлы не делал. Такое предложение было впервые и, конечно, хотелось посмотреть что же, собственно говоря, было сделано до этого. Те жезлы, которые я увидел в музее, сделаны, насколько я понял, в традициях Софрино. Потом мы пошли в софринскую лавку, посмотрели что есть там и были очень озадачены. Вы знаете, наверное, что в Софрино есть определённые сложности и проблемы, потому что традиции утеряны, утрачены. Мастера, которые были воспитаны до 1917-го года, в 60-е годы ещё оставались, и продукция Софрино начала 60-х годов очень сильно отличается от того, что производится сейчас. Это можно увидеть даже на примере обычного креста.

Дальше я начал думать над эскизами, пробовать, рисовать. Хотелось сделать что-то оригинальное, и я решил делать авторскую вещь. Патриарх - это значимое лицо, и большая ответственность делать ему в подарок вещь, предназначенную для богослужения. Я ведь профессиональный скульптор, я работал над разными вариантами эскизов, мне захотелось сделать это именно в своих традициях, чтобы вещь была прежде всего скульптурная, не декоративная, а именно скульптурная. Хотелось придать цельность вещи, потому что и Патриарх представляется мне цельной личностью. У меня было желание сделать вещь, связанную с ним.


Вот во Владимире есть Дмитровский собор, в своём роде уникальный. Рельефы там сделаны в архаическом стиле: большие головы, утрированные, стилизованные, но в них удивительная простота, цельность, чистота. Это просто шедевр. Эта русская школа, русская традиция перенесена к нам из древней Византии. И если посмотреть русскую скульптуру 10-12 веков, то вот Жезл я решил сделать именно в этих традициях. Потом надо было узнать, так сказать, «технические» параметры жезла, ведь это функциональная вещь.

Форма жезла символична. Шар - это держава, увенчанная крестом. На этом жезле есть еще изображение Спаса в силах, с обратной стороны Знамение Богородицы, справа и слева - два ангела, ещё ангелы по краям, и всё это украшено полудрагоценными камнями. Камни тоже выбирались специально. Основные камни, которые здесь использовались, - бирюза, зелёный хризопраз, розовый турмалин, потом лазурит, розовый кварц, зелёный кварц.

- Кстати, о технических параметрах - вес посоха как-то обговаривался?

Отец Максим просил меня сделать посох максимально облегчённым, потому что он предназначен для использования на богослужениях и должен быть лёгким. Я говорил с мастерами, которые вытачивали некоторые детали, мы думали, как максимально облегчить посох. Сама вот эта конструкция, трубка, она пустая внутри, но всё-таки имеет определённую толщину, порядка 2-3 миллиметров, чтобы можно было сделать чеканку.


Мы поступили следующим образом: сначала изготовили отдельные элементы посоха, потом продумали, каким способом они будут скрепляться. Там внутри сделана резьба, стержень, с помощью которой всё соединяется. Потом была сделана чеканка. Сложность в том, что вот если вы видите на иконах святого Николая изображение крестов, они чётко читаются и идут определённым строем. Понимаете, очень было трудно сделать этот строй на цилиндрической поверхности. Мастер, который делал чеканку, сделал её интересным способом, смещая на один крест ниже, таким образом, кресты как бы закручиваются по спирали, вот такой тонкий момент.

- Тогда кресты и по размеру уменьшаться книзу, правильно?

Да, немного. Специально всё было точно измерено.

- Всё это делалось вручную?

Да, всё это выполнялось вручную. Эти рельефчики, которые я делал, ангелов и маленькие иконки, конечно, делали отдельно. Я их лепил в пластилине, потом снимал гипсовую форму, потом по ней дорабатывал, а затем уже делал маленькие восковочки. И вот уже по восковой модели они отливались. Эти рельефчики накладывались на плоскость, на саму поверхность, специальная подгонка делалась. И эти рельефы важно было сделать в нужном масштабе и пропорции ко всему посоху. Если вы увидите софринскую продукцию, то будете поражены тем, сколько там мелких деталей, порой можно смотреть и не видеть их отдельно друг от друга, потому что они сливаются в кашу. А здесь сделано именно максимально просто, и вот эти скульптурные рельефы ангелов и иконок имеют ярко выраженный акцент, они выделены благодаря сохранённому масштабу рельефа по отношению ко всему посоху - это очень важная вещь. Он получился как бы архитектурно спроектированный.


Я просчитывал, чтобы каждый элемент был просчитан в масштабе ко всей вещи. Надо всегда смотреть вещь в целом, это очень важно. Архитектурно правильно выстроенный объект всегда смотрится по-особому.

Несмотря на кажущуюся простоту этой вещи, делать её пришлось достаточно долго. Сам жезл был сделан из латуни. Он был отполирован, но потом, увидели, что от пальцев остаются следы, латунь окисляется, темнеет, то делающие чеканку мастера сказали: «Кирилл, обязательно надо покрыть золотом». Это было правильное решение.

Когда я потом принёс жезл, покрытый золотом, тогда уже вставляли полудрагоценные камни, рельефы. Золото было нанесено химическим способом толщиной в один микрон. Вещь получилась эксклюзивная, авторская, сделанная в византийских традициях, как мне и хотелось. Второго такого нет, этот экземпляр единственный. Но я считаю, что для Патриарха так и должно быть, его вещи не должны повторяться.

ВЕРТОГРАД

АРХИЕРЕЙСКИЙ ПОСОХ

Одной из принадлежностей служащего епископа является жезл – высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз – обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил Моисей в стране Мадиамской, пася стада тестя своего Иофора. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими – древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4, 2-5). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (Исх. 7, 8-10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его (Исх. 14, 16). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17, 5-6).

Прообразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания. Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: «Паси люди Твоя жезлом Твоим, овцы наследия Твоего» (Мих. 7, 14). Пастырство неизменно включает в себя и понятие о справедливом суде и духовном наказании. Поэтому апостол Павел говорит: «Что хощете? С палицею ли прииду к вам или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4, 21).

Евангелие указывает на посох как на принадлежность странничества, в которой не нуждаются, по Слову Спасителя, апостолы, так как у них есть поддержка и опора – благодатная сила Господа Иисуса Христа (Мф. 10, 10). Странничество, проповедничество, пастырство, как символ мудрого руководства, олицетворяется в жезле (посохе). Так что посох – это духовная власть, данная Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божие, учить людей, вязать и решить грехи человеческие. В значении символа власти жезл упоминается в Апокалипсисе (2, 27). Это значение, включающее в себя многообразие частных значений, вменяется Церковью архиерейскому жезлу – знаку архипастырской власти епископа над церковным народом, подобную власти, которую имеет пастух над стадом овец.

Характерно, что древнейшие символические изображения Христа в виде Пастыря доброго представляли Его обычно с посохом. Можно предполагать, что жезлы были в практическом употреблении еще у апостолов и от них перешли с определенным духовно-символическим значением к епископам – их преемникам.

Как обязательная каноническая принадлежность архиереев, посох упоминается в Западной Церкви с V в., в Восточной Церкви – с VI в. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху с верхней частью, загнутой вниз. Затем появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, что походило на форму якоря. По толкованию блаженного Симеона Солунского, «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу».

Деревянные, обложенные серебром и золотом, или металлические, обычно серебряно-вызолоченные, или бронзовые архиерейские жезлы с двурогой рукоятью в виде якоря с крестом вверху – это самая древняя форма епископских посохов, широко употреблявшихся и в Русской Церкви. В XVI в. на православном Востоке, а в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помешается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства в соответствии с известными словами Спасителя: «Будите убо мудри яко змия, и цели (просты) яка голубие» (Мф. 10, 16). Жезлы давались также игуменам и архимандритам в знак их власти над монашеской братией.

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы – от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины – рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от внешнего холода.

В обыденной обстановке епископы носят посохи, отличные от тех жезлов-посохов, что употребляются ими за богослужением. Повседневные посохи епископов – это обычно длинные деревянные палки с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют гораздо более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный архиерейский жезл отделился от обыденного повседневного посоха епископов потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей должен являть людям образ славы Небесного Царя, он облачается в особо украшенные ризы и головные уборы и принимает в руки благолепный жезл.

Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году.

— Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен?

— Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат.

— Как он хранится?

— Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату.

— В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты?

— Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции.

— Значит, все было не просто?

— Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

Когда стала готовиться церемония интронизации, то поступило официальное обращение от Патриарха Московского и всея Руси в министерство культуры СССР выдать посох митрополита Петра Патриарху, на церемонию интронизации, чтобы он провел церемонию с посохом в руках.

— Как вы расценили такую необычную просьбу?

— Это символизировало и высоту церемонии и преемственность. Фактом является то, что такое обращение от Патриарха поступило и на рассмотрение было передано мне, как человеку в министерстве отвечающим за музей. Я сразу понимал, что это вопрос непростой. Вопрос о взаимоотношении Церкви и музеев еще только вступал в свою горячую пору и вопрос о передаче церковных ценностей из музеев Церкви горячо обсуждался, но это был первый период — восстановление отношений. Тогда было и горячее желание Церкви вернуть себе целый ряд реликвий, равно как и устойчивое нежелание музеев отдавать это. Объяснялось это тем, что речь идет о художественных ценностях, общенародных, а в музее они имеют достойный уровень хранения.

— Каким же образом вы разрешили противоречие?

— Я понимал, что мне предстоит принять сложное решение, что оно не будет однозначно воспринято моими коллегами-искусствоведами, это мое предположение подтвердилось. Я хотел пойти навстречу просьбе Патриарха, и как должностное лицо я считал, что это было бы правильно. Я был знаком с патриархом еще как с митрополитом Ленинградским и Новгородским. У меня был счастливый случай не один раз общаться с ним в этом качестве. В то время Алексий был народным депутатом СССР, и в целом ряде каких-то общественных мероприятий, общественно-политических, в которых он участвовал, участвовал и я.

Он был большим почитателем искусства, — мы с ним друг другу экзаменов не устраивали, — но ощущение подлинности в искусстве и ощущение подлинности в культурном процессе ему было безусловно свойственно.

— Как отреагировал музей на такую просьбу?

— Реакция музеев Кремля была сугубо отрицательная. Нет, нельзя, не можем, не положено и т.д. Так что первый тур переговоров прошел безрезультатно. Но тем не менее надо было принимать решение, и я принял это решение и нашел для него такую определенную форму. Я пригласил к себе Ирину Александровну Родимцеву (в то время — директор музея-заповедника «Московский Кремль» — прим. ред.) в министерский кабинет и рассказал, что понимаю сложность этого вопроса, но предложил посмотреть на это по-другому — давайте скажем так, что данный экспонат музея будет демонстрироваться на публике в день интронизации патриарха, и демонстрировать его будет не сотрудник ваш, а сам патриарх.

— Неужели все так и решилось?

— Решение было принято, эта формулировка не была ею отвергнута, и посох был передан с условием, что он будет возвращен, патриарх дал подтверждение. Первоначально шла речь, что на один день — на день интронизации.

— А вы были на интронизации? Расскажите ваши впечатления!

— Я был приглашен на интронизацию и на последующий прием в Даниловом монастыре. Среди почетных гостей я стоял едва ли не в алтаре и все очень близко наблюдал. Также мне посчастливилось — я поздравлял Патриарха с интронизацией вторым из лиц государства. После чего мое волнение за посох, за экспонат было велико. Тем более, что в прессе уже все стало известно, естественно было подумать о том, не похитят ли его, не случится ли с ним чего.

Я помню, как один из митрополитов, который состоял в сослужении, так залюбовался этим посохом и сказал: «Боже, какой же он простой!»

Он действительно простой, там никаких особых украшений, деревянный, из мягкого дерева.

Затем последовала просьба Патриарха о том, чтобы утреннюю службу можно было бы провести тоже с этим посохом. Это не входило в нашу первоначальную договоренность, но я сходу сам принял решение.

— С интронизации посох оставался у Патриарха? До следующего дня?

— Да, до следующего дня посох был у Патриарха. Но здесь была своя история.

— Какая же, расскажите!

— Давайте сейчас по фактам. Службу он тоже провел с ним, и затем посох был возвращен в музей. Фактом является то, что на просьбу новоизбранного Патриарха министерство культуры СССР пошло навстречу и удовлетворило его просьбу, а конкретную реализацию этой просьбы осуществлял я. Затем посох оставался у Патриарха до утра и утреннюю службу он провел с ним, после чего посох был возвращен в музей.

— Разве было дано разрешение на хранение посоха вне музея?

Когда Патриарх вышел из храма, направляясь в Данилов монастырь, он передал посох одному из служителей. Меня охватило беспокойство, когда я увидел церковного служителя, уносящего музейный экспонат. Я последовал за молодым человеком. Он вышел в притвор — я за ним, он стал подниматься по лестнице — я за ним. Так мы поднялись на верхний этаж, в ризницу, где служитель подошел к шкафу, на котором висел амбарный замок, открыл его и поставил туда посох. Когда я увидел, что музейный экспонат был поставлен среди облачений, другой церковной утвари, вот так под амбарный замок, а в музее он хранился при определенной температуре! — я заволновался.

— Ситуация интересная, как же Вы вышли из положения?

— Как я уже говорил, я был приглашен на торжественное празднование в Даниловом монастыре. Там, когда это стало возможным, я подошел к Его Святейшеству и тихонечко попросил перенести посох в свой сейф. Патриарх Алексий все понял. Через 20 минут посох был у него, он положил его в сейф, где до утра он и оставался.

Надо сказать, что Патриарх об этом помнил. И при наших последующих встречах, а они имели место, он меня узнавал и очень тепло приветствовал, о чем-то спрашивал. Этот факт, который он со мной ассоциировал, не был им забыт.

То, что он сделал для Церкви, для людей в целом — это трудное воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, он сумел и церковную жизнь возвысить, он сумел сделать церковную жизнь как бы знамением современной жизни русского общества.

Сегодня себе уже нельзя представить государство Россию без понимания того, что Церковь влияет на атмосферу жизни общества — это был великий деятель не только Русской Православной Церкви, но и великий деятель России.

Справка

Архиерейский жезл — знак архипастырской власти епископа над церковным народом, подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяется странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний ‑ от внешнего холода.

Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.

Сегодня жезл без сулка — исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские Врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских Врат.

Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Дважды этот раритет из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.

Подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяется странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.

Жезл епископа - это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства - пастырь , т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа - апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой - является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху - с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства - это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля - надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний ‑ от внешнего холода.

Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.

Сегодня жезл без сулка - исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские Врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских Врат.

Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей - посох митрополита Петра . Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Дважды этот раритет из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II - в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.

По свойственному всему древнему миру воззрению жезл является символом власти и силы в их различных проявлениях. В частности, Ветхий Завет считает его символом духовной пастырской власти (Мих. 7, 14). Это последнее понимание удержано христианскою церковью (1 Кор. 4, 21) и в связи с воззрением на священство, как на пастырство, представило достаточные основания для наделения представителей иерархии жезлом, как символом их духовной власти над пасомыми. Так, древнейшие христианские изображения Спасителя под видом Доброго Пастыря представляют Его держащим в одной руке жезл. Равным образом и апостолы, по преимуществу Петр и Павел, изображаются с тем же символом врученного им пастырства, а с переходом их прав к непосредственным преемникам в деле управления паствою, т. е. епископам, вполне было естественно усвоить жезл и этим последним. В качестве атрибута епископского сана, он служил наглядным указанием на соединенные с ним обязанности всегдашней заботливости и целости и сохранности духовного стада (отсюда греческое название «ράβδος », «βακτήρια »), нежного, отеческого попечения о нем (греческое - «πατερίσσα »; «жезл пастырский, - замечает собор 1674 г., - именуемый у греков патерисса от отча попечения») и, наконец, судебной власти, власти вязать и решить пасомых. С какого времени вошел в церковную практику обычай наделять епископов жезлом, сказать довольно трудно. В церквах Галлии он имел место уже в V ст. (письмо папы Целестина к епископам Галлии), в церквах Испании - в VII (28 пр. IV толедского собора 633 г. и De offic. eccles. Исидора Севильского). Памятники же восточной церкви, если не считать слов Григория Назианзина: «я знаю жезл пастыря и учителя, которым он наставляет на путь словесных овец» (Orat. 42), не содержат столь ранних указаний на данный обычай. Их нет в древнейших литургических толкованиях Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и Германа, патриарха константинопольского. И только в несторианском чине епископского рукоположения, составленном в период времени от VI до IX в. (Denzenger, Ritus orientalium, II t., p, 226), встречается прямое замечание о вручении новорукоположенному епископу жезла (ibid. р. 244). Более поздним является свидетельство канониста Вальсамона. Что касается формы епископского жезла, то в ней он первоначально воспроизводил свой прототип - пастушеский посох, т. е. представлял или ровную на всем протяжении палку, или палку с загнутым, вниз верхним концом. Образцы жезлов первого рода можно видеть в руках Доброго Пастыря и апостола Павла. О жезле в форме посоха с загнутым вниз верхним концом говорит Вальсамон. И так как, по его указанию, общий архиерейский жезл был одинаков по форме с игуменским, то в отличие от них патриарший был, как думают, двурогий. Ko времени Симеона Солунского посох всех уже архиереев становится двурогим, «имеет вверху поперечину, как якорь» (Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, II т., стр. 98). Жезлы этой формы употреблялись не только в греческой церкви, но и древнерусской. Таков, напр., жезл XIII-ХIV в., приписываемый новгородскому епископу Никите («Древности росс. Государства» отд. 1, стр. 158), и посох, подаренный Михаилом Феодоровичем в смоленский Успенский собор (ibid. стр. 156). С течением времени под влиянием стремления и желания наглядным образом выразить мысль о мудрости архипастырского управления паствою, рукоятка епископского жезла была превращена в двух змий, обращенных друг к другу. Подобные жезлы становятся известными на Востоке в XVI в. (Goar, Ευχολόγιον , p. 98; А. Дмитровский, Патмосские очерки, стр. 199-200), а в XVII ст. переходят и в русскую церковь. Из них патриарх Иоаким упоминает в своем «Увете» о двух: «един патриарха Филарета Никитича жезл костяный, весь резный; другой присланный из Царяграда от вселенского патриарха Парфения Иосифу, патриарху московскому, сделанный в лето 1650». Оканчиваясь на верху крестом, епископский жезл имеет на своем протяжении яблоки или шипы и прикрепляемый к рукояти так называемый сулок, состоящий из двух небольших, один в другой вложенных, платков, обшитых по краям позументом и стягиваемых шнуром у самой поперечины. Первые составляют отличие епископского жезла от жезла архимандрита, как об этом можно судить по грамоте 1707 г. архимандриту Бизюкова монастыря (херсонской епархии) Иоасафу, которая дозволяет ему носить посох архимандрический без яблок, а второй, кроме того, отличие архиерейского жезла русской церкви от такового же греческой. В последней не только епископы, но даже и патриархи, за исключением александрийского, не украшают своих жезлов сулками (Порфирий, Восток христианский: Египет и Синай, стр. 1). Особенность русской практики вызвана, как думают, чисто естественными причинами. Держание металлического жезла в руках, при сильных морозах, во время крестных ходов на открытом воздухе составляет подвиг тяжелый и для многих даже невыносимый. Для того, чтобы защитить руку держащего жезл от прикосновения к холодному металлу, и придумано было обертывать его сулком. Двойной состав сулка имеет целью защитить нижним платком руку от прикосновения к холодному металлу, а верхним прикрыть ее от внешнего холода (Дмитриевский, Ставленник, стр. 148, пр. 2).

По современной, как греческой, так и русской практике, жезл вручается новорукоположенному архиерею первенствующим на хиротонии епископом, в греческой церкви или во время самого посвящения после облачения в архиерейские одежды, или же в конце литургии вслед за благословением мантии, в алтаре пред престолом, в русской же после литургии на средине храма, на архиерейской кафедре. Между тем в древнее время право вручения жезла было предоставлено императору, причем патриарху константинопольскому он вручался во дворце при произнесении слов: «Святая Троица и дарованная мне власть царская избирает святыню твою патриархом Константинополя» (рукоп. XV в. библ. лавры Афанасия Афонского № 31, - Дмитриевский, Описание, т. II, стр. 629). Этот обычай перешел и в русскую церковную практику: русские цари также вручали епископский жезл сначала митрополитам, пока они стояли во главе церкви, и затем патриархам (Дмитриевский, Богослужение в русск. церкви в XVI в., стр. 379). Так как епископы и на Востоке, и у нас в России до времен уничтожения патриаршества находились в зависимости от патриархов, то от них они и получали знаки своей власти. С 1725 г. эта обязанность была возложена Св. Синодом на первенствующего при хиротонии епископа.

Кроме епископов, право ношения жезла предоставляется еще игуменам и архимандритам. В настоящее время игуменский жезл устрояется из черного дерева и представляет собой обыкновенную палку с небольшою поперечною перекладиною наверху, иногда загибающеюся книзу по концам. В древнее же время он не имел перекладины и по своей форме напоминал нашу так называемую клюшку (см. Известия русского археологического института в Константинополе, VI т., 1901 г., миниатюра II: на ней представлен Иоанн Предтеча подающим подобный жезл какому- то святому; последний в свою очередь подает такой же посох игумену). Что касается жезла архимандритов, то первоначально он не отличался от игуменского; и это вполне естественно, так как сана архимандрита в древности не существовало: название архимандрит усвоялось лишь в качестве почетного титула тем же игуменам знатнейших монастырей. В настоящее время архимандритам вручается уже епископский жезл. В русской церкви подобный обычай появился не ранее второй половины XVII ст. Так, в 1667 г. право ношения архиерейского посоха было даровано архимандриту московского Чудова монастыря Иоакиму и его преемникам двумя восточными патриархами, Паисием александрийским и Макарием антиохийским. Московский собор 1674 г. такое же точно право усвояет архимандриту Рождественского монастыря во Владимире. «Прочих же всех обителей великих и малых, всех архиереев во епархиях архимандритом и игуменом, говорит он, жезлы имети простии и игуменьи». Но так как тот же самый собор позволил царю и патриарху награждать архимандритов богослужебными отличиями по собственному усмотрению, то в XVIII в. многие из них стали получать то, в чем им было отказано в 1674 г. Так, в 1705 г. митрополит Стефан Яворский разрешил архимандриту Соловецкого монастыря Фирсу «посох носити с яблоками»; в 1715 г. он же повелел архимандриту Донского монастыря служить «с сулком». В 1717 г. получает епископский жезл архимандрит неженского Благовещенского монастыря; в 1727 дается «сулок» на жезл архимандриту Спасо-Прилуцкого монастыря и т. п. Приближаясь к епископским жезлам, посохи архимандритов отличались от них в XVIII в. только количеством яблок, но к началу XIX ст. исчезает и это различие.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 546. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...