Значение иконы благовещение пресвятой богородицы. Устюжское благовещение

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Благовещение - один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить - указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки - это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери. Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем». Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.


Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Благовещение Эпистилий темплона (фрагмент) XII в.
Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет


Благовещение. Преображение. Воскрешение Лазаря
Трехчастная икона XII в. Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет
Икона входит в состав тетраптиха, с изображением двенадцати праздников.


Устюжское Благовещение
Школа или худ. центр: Новгород 30–40-е годы XII в.
.

Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города "тучи каменной".


Благовещение. Рождество Христово. Сретение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Вторая половина XII в.


Благовещение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Конец XII в.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Первая четверть XIV в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия


Благовещение XIV в.
156 × 102 см Икона из Антониева монастыря.


Благовещение Новгородский музей Ок. 1341 г.
Деталь иконы «Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление».


Благовещение с Федором Тироном
Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XIV в.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Происходит из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (1377) в Новгороде. Существует предположение, что эта икона была храмовым образом церкви Благовещения на Городище в Новгороде, откуда после пожара в XVI веке и была перенесена в церковь Бориса и Глеба. В Новгородский музей поступила в 1928–30 гг.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Конец XIV в. 43 × 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне.


Благовещение
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа (?) Конец XIV - начало XV вв.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 76 × 60 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия


Благовещение Из праздничного чина
Школа или худ. центр: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?) 81 × 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1408 г 125 × 94 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг. 88 × 63 см
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия


Архангел Гавриил. Деталь царских врат.Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Богоматерь. Деталь царских врат. Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Благовещение Двусторонняя икона-таблетка
Вторая четверть XV в. Холст, левкас, темпера. 23 × 18 см
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из комплекта так называемых «Троицких таблеток». Оборот - «Рождество Христово».


Деталь царских врат. ГТГ Середина XV в.


Благовещение Школа или худ. центр: Новгород Конец XV в. 56.5 × 43 см
Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Приобретена в 1955 году из собрания проф. Винклера.

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах - например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места - на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...