Значение иконы елизавета. Икона Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны

Эта икона до сих пор напоминает нам о трагичной жизни Святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. Мученический крест в правой руке Святой и собор Марфо-Мариинской обители – так изображена икона Елизаветы Федоровны.

Дни памяти:

  • 5 февраля – Собор Костромских святых
  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 18 июля
  • 11 октября – Обре́тение мощей

Подобно католической Святой Елизавете Венгерской, которая основала Эйзенахскую больницу для бедных, она прославилась благодаря следованиям идеалам церкви Христовой.

История Святой Елизаветы Федоровны

Святая Елисавета Федоровна была рождена в немецком Дармштадте 20 октября (ныне – 1 ноября) 1864 года. Она стала вторым ребенком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской Королевы Виктории — принцессы Алисы. Благодаря традициям старой Англии, дети воспитывались в строгости – они носили простую одежду и вкушали обычную еду. Их мать воспитывала их на основе христианских заповедей и вкладывала в их сердца сострадание и любовь к своим ближним. Оттого, Елизавета с детства отличалась своей религиозностью и отдавала свое почтение ее дальней родственнице – Елизавете Тюрингенской.

К сожалению, семья Елизаветы потеряла ребенка – в 1873 году их покинул ее трехлетний брат – Фридрих. А в 1876 году дифтерит унес из жизни одну из сестер Елизаветы, а после – ее мать Алису. Тогда Святая Елисавета стала поддержкой своему отцу и оставшимся в живых брату и сестрам.

В свои 20 лет, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. Они оба жили духовным браком, так как оба дали тайный обет хранить девственность всю жизнь.

Супруг являлся очень религиозным человеком, а княгиня поддерживала его в этом. Являясь протестанткой, Елизавета твердо решила принять православие, и отправила телеграмму своему отцу с надеждой на его благословение. Однако отец отправил дочери ответное письмо со строками о боли и страдании о ее мыслях. Несмотря на отказ отца, Елизавета, проявив мужество, тайно приняла православие.

13 (25) апреля, в Лазареву субботу, было совершено таинство миропомазания великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы - матери святого Иоанна Предтечи

Во время русско-японской войны, Елизавета Федоровна организовала помощь фронту.

В 1905 году, похоронив мужа от бомбы террориста, Святая наведала убийцу супруга в тюрьме, где простила его. Евангелие – вот что оставила Праведная Елисавета. Икона и образ которой, отражены в центре рядом с Царственными страстотерпцами.

Вскоре Елизавета, собрав свои драгоценности, использовала их в создании обители милосердия. А в 1909 году сама была облачена в монашеское одеяние. Елизавета и ее сестры воспитали множество приемных детей в своей обители.

После Первой Мировой войны и Революции 1917 года вся царская семья была арестована, а вскоре – сброшена в шахту железного рудника. Местные крестьяне несколько дней слышали пение молитв, доносившихся из шахты. Ее нетронутое тлением тело перенесли в Иерусалимскую церковь Марии Магдалины спустя несколько лет.

Русская Православная Церковь канонизировала Святую Елизавету и сестру Варвару в 1992 году, а царственных страстотерпцев в 2000 году.

Молитва преподобномученице и празднование

Покровительница отделения сестер милосердия при Нижегородском мединституте – Елисавета. Икона Великой Святой оказывает благодатную помощь всем нуждающимся верующим.

К Великой Святой обращаются со следующими словами:

О, святая преподобномученице Елисавето, избранная от рода державнаго красото Церкве Российския, любовию изобильною Богу и милосердием ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая, венцем славы Христовы украшенная и невестою Христовою быти удостоенная!

Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая преподобномученице Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси любовь и велие милосердие.

Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи твои, святая преподобномученица Елисавето, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие во святый град Иерусалим принесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже припадающии облегчение, отраду и исцеления обретают.

Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари. Умоли, о мати наша, да сподобит нам Господь стяжати исцеление страстей, немощи наши да претворит в силу ко спасению, да не погибнем в пучине попечений житейских, но да возможем вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века Богу угодившими.

О великая княгине Елисавето, жен российских украшение и радосте наша, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии святой храм наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми славить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!

Аминь!

Ниже мы видим один из образов великой княгиниЕлизавета Чудотворица – икона Святой преподобномученицы.

Православная церковь чтит память Святой великомученице Елизаветы Федоровны Романовой 18 июля – единственной из четы Романовых, чья святость совершенна.

Детство и замужество великой княгини Елизаветы

Великая российская княгиня Елизавета Феодоровна родилась в семье герцога Гессен-Дармштадтского (территория современной Германии) Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Младшая сестра Эллы (так Елизавету звали в семье) – Алиса – впоследствии стала российской императрицей Александрой Федоровной.

Мать воспитывала своих семерых детей на твердой основе христианских заповедей и старалась вложить в детские сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Несмотря на состоятельность, одежда и еда детей были самыми простыми, старшие дочери сами выполняли домашнюю работу. Родители Елизаветы Феодоровны потратили большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов. Елизавета с детства отличалась любовью к ближним.

В год, когда погиб младший брат Фридрих, а от эпидемии дифтерита умерли младшая сестренка Мария и мать, для Елизаветы закончилось детство. Она, как могла, старалась утешить отца, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

В двадцать лет она была помолвлена с великим князем Сергеем Александровичем, братом императора Александра III. Вся семья сопровождала принцессу Елизавету в Россию на ее свадьбу, именно в этой поездке ее двенадцатилетняя сестра Алиса встретила своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича.

Великая княгиня Елизавета много времени посвящала изучению русского языка, желая глубже постичь культуру и, особенно, веру своей новой родины. Она всем сердцем полюбила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, жил по уставам Святой Церкви, строго соблюдал посты, часто посещал богослужения, ездил в монастыри, а великая княгиня везде следовала за своим мужем.

В православных храмах Елизавета Феодоровна, несмотря на то что была протестантской веры, испытывала удивительное чувство, таинственное и благодатное. Она стала просить мужа достать ей книги православного духовного содержания и толкование Писания, чтобы умом и сердцем понять, какая же вера истинна.

В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма Святой Марии Магдалины, построенного в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы в память их матери, императрицы Марии Александровны. Узнав о возможности посетить Святую землю, Елизавета Феодоровна восприняла это как указание Божие и молилась о том, чтобы там, у Гроба Господня, Спаситель Сам открыл ей Свою волю.

Почувствовав присутствие на Елеонской горе Божией благодати, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться. После этой поездки княгиня Елизавета твердо решила перейти в православие, но все откладывала этот шаг из-за страха причинить боль своим родным и, прежде всего, отцу.

Наконец, в 1891 году, она решилась написать отцу о своем решении. В своем письме к отцу она подробно рассказала свой путь к этому решению и просила благословить ее на этот шаг. Среди прочего она писала отцу: «Как было бы просто – оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это было бы, и как я могу лгать всем – притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии Православной. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия ″найдена″».

Отец написал ей в ответ, что решение ее приносит ему боль и страдания и что он не может дать благословения, но Елизавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания, не изменила своего решения перейти в православие. Над ней было совершено таинство Святого крещения с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы – матери святого Иоанна Предтечи.

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Московским жителям не потребовалось много времени, чтобы оценить милосердие великой княгини, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей. Княгиня Елизавета Феодоровна, воспитанная в любви к ближнему, укрепившая эту любовь новой религией, всем сердцем сострадала нуждающимся.

В 1894 году великая княгиня Алиса, младшая сестра Елизаветы, была помолвлена с наследником российского престола Николаем Александровичем. Елизавета Феодоровна радовалась тому, что любящие друг друга люди смогут стать супругами, и ее сестра будет жить в дорогой сердцу Елизаветы России. Принцесса Алиса, по примеру сестры, перешла в православие и была наречена именем Александра. Царствование Александры и Николая, начавшись с несчастья, оказалось трагическим. Сразу же после их помолвки скончался император Александр III, а в момент коронования Николая на Ходынском поле, где раздавались подарки, началась давка – несколько тысяч людей были ранены или задавлены. Начало царствования сопровождалось панихидами и погребальными песнопениями.

Во время Русско-японской войны Елизавета Феодоровна занималась организацией помощи фронту. Она организовала сбор пожертвований в Москве и провинции, мастерские для помощи солдатам, где тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами, из Москвы на фронт отправлялись продовольствие, медикаменты, обмундирование и походные церкви. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте солдат и офицеров.

Надвигалась революция, государственный и общественный порядок в стране начал разваливаться. Сергей Александрович жестко выступал против революционного движения, что поставило его жизнь под угрозу. Несмотря на то что он подал в отставку с должности генерал-губернатора Москвы, не желая мириться с положением дел в стране, в феврале 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной в него революционным террористом. Елизавета Феодоровна посетила убийцу своего мужа в тюрьме, передав ему прощение от Сергея Александровича, Евангелие и икону, надеясь на чудо раскаяния. И даже просила императора Николая II о помиловании, но это прошение было отклонено. После смерти мужа в сердце великой княгини пробудилось горячее желание посвятить Богу всю свою оставшуюся жизнь.

События из истории Марфо-Мариинской обители

На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник – крест, на котором были написаны слова Спасителя, сказанные Им на Кресте: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Великая княгиня Елизавета попросила вынести всю роскошную мебель из своей спальни в Никольском дворце, стены перекрасить в белый цвет, на стенах она оставила только иконы и картины духовного содержания, таким образом, ее спальня стала напоминать монашескую келью. Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности и часть, принадлежащую семье Романовых, передала в казну, а на оставшуюся сумму основала обитель Милосердия в Москве на Большой Ордынке.

Помимо хозяйственных помещений для сестер обители, в комплекс входили церковь, больница, аптека, амбулатория для приходящих больных, школа и библиотека. Четыре года понадобилось на устройство обители, создание и утверждение устава. В феврале 1909 года великая княгиня сняла траурное платье, облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать сестер основанной ею обители, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». В апреле 1910 года в церкви Святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) официально посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия семнадцать сестер обители во главе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной.

Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьезную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, а беседы проводили лучшие духовники.

По плану Елизаветы Феодоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание, отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

Великая княгиня, вместе с духовником обители – отцом Митрофаном, учила сестер, что их задача - не только медицинская помощь, но и духовное наставление опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа с общим пением молитв. Все, чего прикасалась рука великой княгини, имело печать изящества и культурности, так и созданная ею обитель была единым ансамблем, соединявшим гармонично внешнюю и внутреннюю красоту.

Современница великой княгини Нонна Грейтон, фрейлина ее родственницы, принцессы Виктории, свидетельствует о Елизавете Феодоровне: «Она обладала замечательным качеством – видеть хорошее и настоящее в людях, и старалась это выявлять. Она также совсем не имела высокого мнения о своих качествах... У нее никогда не было слова «не могу», и никогда ничего не было унылого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все было там современно, как внутри, так и снаружи. И кто бывал там, уносил прекрасное чувство».

Великая княгиня Елизавета Феодоровна вела жизнь подвижницы, она, подавая пример остальным, участвовала во всех делах обители как рядовая сестра. Соблюдала пост, утром вставала на молитву, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения. Ее вечерний обход больных зачастую заканчивался заполночь, с особенно тяжелобольными людьми она иногда просиживала всю ночь. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «Великой Матушкой», как они называли настоятельницу. Все операции в обители проводились бесплатно.

Хитров рынок в Москве того времени был одним из самых бедных мест города, здесь буйным цветом расцветали разгул, нищета и преступность. Елизавета Феодоровна, в сопровождении своей келейницы Варвары или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитровки уважало ее, называя «сестрой Елизаветой» или «Матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, вид людей, потерявших человеческий облик. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

Великая Матушка надеялась, что созданная ею Марфо-Мариинская обитель Милосердия расцветет и станет большим плодоносным древом. Со временем она собиралась устроить отделения обители и в других городах России. Революционный переворот в России помешал ей осуществить эти планы.

В конце 2008 года ко дню своего 100-летия обитель, основанная великой княгиней Елизаветой, вновь открыла свои двери после реконструкции. Алексий II призвал сестер обители возродить в предстоящем служении помощь ближним, «невзирая на лица и политическую принадлежность», как и ранее обитель заботилась «и о белых, и о красных». Особенно призывал Патриарх заботиться о поддержке детей, оказавшихся сиротами или брошенными родителями.

Сейчас в комплекс обители включены: храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Марфы и Марии при лазарете, Голгофа, общежитие сестер милосердия, покои великой княгини Елизаветы Федоровны, воскресная школа с квартирой священника, жилой дом (также воскресная школа), сторожка, часовня, домик садовника, павильон в парке, гараж. При обители возрожден приют для девочек. Они учатся в расположенной поблизости гимназии, занимаются музыкой и балетом. Вместе с несколькими взрослыми работницами обители девочки уже заботятся о нуждающихся в уходе пожилых людях.

В стенах обители сегодня могут проживать около 50 сестер – и обитель готова принять женщин, которые станут без монашеского пострига вести аскетическую жизнь, посвятив себя служению ближнему.

Как погибла великая княгиня Елизавета

Помимо Марфо-Мариинской обители Елизавета Феодоровна создавала и другие дома для сирот, инвалидов, тяжелобольных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Активно занималась паломничеством сама и помогала финансово и морально другим. Не раз ездила она в Саров и там с радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима. Ездила в Псков, Киев, Оптину пустынь, Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Посетила и монастырь в Алапаевске – городе, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти.


Во время Первой мировой войны, как и во время Руско-японской, великая княгиня ухаживала за ранеными в лазаретах. Первое время Елизавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.

Вскоре после Февральской революции к дверям обители подошла толпа с винтовками, красными флагами и бантами, настоятельница сама открыла дверь – ей объявили, что приехали за ней, чтобы предать суду как немецкую шпионку, к тому же хранящую в монастыре оружие. Елизавета Феодоровна спокойно попросила их оставить оружие у входа в храм и осмотреть все, что они считают необходимым. Конечно, революционеры никакого оружия в обители не нашли, и были вынуждены покинуть храм. «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца», – сказала на это настоятельница своим сестрам. У нее не было никакого озлобления или осуждения обезумевшей толпы, она говорила: «Народ – дитя, он неповинен в происходящем... он введен в заблуждение врагами России». К аресту и страданиям царской семьи относилась как к нравственному их очищению и возможности приблизиться к Богу.

Она отказалась от переезда за границу, решив разделить судьбу страны, которую считала своей новой родиной, она не могла оставить сестер обители в это трудное время. Прямо перед Октябрьским переворотом гораздо больше людей, чем обычно, шли в обитель, причем не столько за тарелкой супа, сколько за утешением и ободрением «Великой Матушки». Первое время после Октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали, напротив, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием. Это было очень кстати, так как покровители и состоятельные дарители обители были испуганы и боялись оказывать ей помощь.

Еще дважды великая княгиня категорически отказывалась покинуть Россию, она писала родственникам: «...Полностью разрушена Великая Россия, но Святая Россия и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют» существует и существует более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и не сомневается ни на мгновение, увидят «внутреннее солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури... Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит. Я много читала Евангелие, и, если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святаго Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной, даже если наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными... Мы работаем, молимся, надеемся и каждый день чувствуем милость Божию. Каждый день мы испытываем постоянное чудо. И другие начинают это чувствовать и приходят в нашу церковь, чтобы отдохнуть душой».

Спокойствие обители было затишьем перед бурей. В апреле 1918 года Елизавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот день, когда Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и молебен. После службы Патриарх до четырех часов дня находился в обители и беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословение и напутствие главы Русской Православной Церкви Елизавете Феодоровне перед ее крестным путем на Голгофу. Узнав об аресте великой княгини, Патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться ее освобождения, но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.

По пути в ссылку княгиня Елизавета Феодоровна написала письма отцу Митрофану и каждой сестре обители, она знала все их характеры, и кому отправила высказывания из Писания, кому что-то от себя, стараясь утешить, укрепить и умиротворить своих «детей», просила их не падать духом и не ослабевать в светлых намерениях. В обители все плакали, зная, что не увидят больше свою «Матушку».

Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении в школе на окраине города Алапаевска вместе с другими, еще остававшимися членами царской семьи. С великой княгиней находились две сестры обители - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева, областной совет предложил им выйти на свободу, рассказав, что всех, кто останется с княгиней, ждут пытки и мучения. Варвара Яковлева осталась со своей настоятельницей до конца, разделив с ней мучения.

В день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля) великую княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома живыми бросили в шахту заброшенного рудника. Во все время «казни» княгиня твердила молитву: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Крестьяне из близлежащих селений свидетельствуют о том, что некоторое время из шахты доносилось пение молитв.

Спустя некоторое время город заняли войска под командованием А.В. Колчака, и тела членов императорского дома были извлечены из шахты и помещены для отпевания в кладбищенскую церковь. Свидетели, присутствующие при извлечении тел, рассказывают, что у великой княгини и у сестры Варвары пальцы были сложены для крестного знамения. Елизавета Феодоровна вместе с Иоанном Константиновичем упали не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров, Иоанн Константинович был перевязан частью одеяния великой княгини. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего.

В связи с наступлением Красной армии тела членов императорского дома несколько раз перевозили все дальше на Восток, и в конце концов были вынуждены переправить за границу в Китай.

Зная желание великой княгини Елизаветы Феодоровны быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены из Пекина в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой равноапостольной Марии Магдалины. Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Храм Святой Марии Магдалины у подножия Елеонской горы – красивейший пятиглавый храм с золотыми куполами, где и по сей день хранятся мощи преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни Спасителя Иисуса Христа соединено с этой горой для каждого христианина!

Народный голос не случайно еще при жизни назвал великую княгиню святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мире. Она перешла в православие в Лазареву субботу – и это пророчески указывало на ее последующий путь. Вслед за Лазаревой субботой следует Вход Господа в Иерусалим и начинается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы Федоровны вместе со скорбями и утратами была и великая радость – создание обители Милосердия – дома Лазаря, была всеобщая любовь народа, которому она служила. Но вслед за тем последовали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла Голгофу с молитвой о своих «распинателях», до последнего мгновения исполняя то, что заповедал Сам Господь. Покрывать все любовью – это ее завет нам.

По материалам книги
Л. Миллер «Святая мученица российская великая
княгиня Елизавета Феодоровна»


Значение иконы

Святая великомученица благоверная княгиня Елисавета (Елизавета) изображается на иконе с мученическим крестом в правой руке и собором Марфо-Мариинской обители – в другой. Эти два атрибута указывают на главные вехи ее подвига. Но не забудем и про подвиг другой, по Промыслу Божию – человеческий, когда душа, открытая Богу, так внимательна к Его тихому голосу, что с иноземной принцессой, родовитой красавицей происходит уникальная трансформация – она становится не только членом царского дома, верной супругой великого князя и душой разделяет все его попечение о государстве. Входя в дом Романовых, в семью монарха – помазанника Божия, она принимает веру его и всего народа – православие – не формально, не как действие, необходимое для совершения государственного протокола, но исповедует ее всем сердцем глубоко, искренне, совсем по-русски. Даже гибель любимого и чтимого ею супруга не ожесточает княгиню, не ведет по пути ненависти – для нее естественно всепрощение тех, кто «не ведает, что творит», которым славятся подвиги святых, чтимых на Руси. Она могла остаться в миру и, пережив вдовство, вести прежний, более чем комфортный образ жизни. Однако эта чудесная женщина принимает решение, достойное и православного человека, и княгини: отдав жизнь и судьбу свою Богу, она вкладывает все силы и возможности, а их у нее немало, в образование обители, которая становится одним из духовных центров России. Это ли не пример силы и славы Божией и истинности православной веры, ибо по плодам мы узнаем дела Его. И глядя на икону Святой великомученицы благоверной княгини Елизаветы, а затем – и на сохранившиеся фотоизображения княгини до пострига и после, можно видеть, как воля Божия, послушание Ему способны изменить человека. До принятия сана княгиня была изумительно хороша. После – стала прекрасна, ибо изнутри в чертах ее засиял «Свете тихий Святыя славы», ибо дивен Бог во своих святых!

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

И конография великой княгини Елизаветы Федоровны представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, современных икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христианском мире. Многие из них основаны на ее фотографиях.

В 1880 г. в Лондоне Александр Бассано выполнил фотопортрет Елизаветы Федоровны.

В Германии семья герцога снималась в ателье Карла Бакхофена в Дармштадте.

В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога.


В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Федоровны фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и германский подданный К. А. Фишер (с 1910, см.: Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49).

Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте, д. 12, в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Федоровны и фо тографию ее с супругом.

В 1890 г. Елизавета Федоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско.

Известны две фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль.

Фотопортрет с подписью Елизаветы Федоровны 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.).
Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (Государственный исторический музей, см.: Моск. немцы: четыре века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Федоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия».

В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Федоровны английского мастера Х. Мендельсона.


Сохранились фототипии Фишера, которые Елизавета Федоровна дарила на рождественскую елку 1905 г.


Один из ранних портретов Елизаветы Федоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Подборка иллюстраций - редакция сайта « ».

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета

Великая княгиня Елисавета (Елизавета Александра Луиза Алиса), родилась 1 ноября 1864 года . Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. В семье её звали Элла.

Мать Эллы Принцесса Алиса раздала большую часть имения на благотворительные нужды. У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елисавета (Элла), Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (Аликс) - будущая Императрица Российская Александра Федоровна, и Мария. Старшие дети все делали за себя сами, были обучены хозяйству и рукоделию. Но главное, их учили сострадать. Вместе с матерью они ездили в больницы, приюты, дома инвалидов. Приносили охапки цветов, делили на всех, букеты ставили у каждой кровати.

Принцесса Елисавета росла очень красивой девушкой, высокой, стройной, с прекрасными чертами лица. Ее красота соответствовала и ее духовным качествам. У нее отсутствовали всякие признаки эгоизма. Она была жизнерадостной и отличалась тонким чувством юмора. Бог наградил ее даром живописи и чувством музыки. С ее появлением прекращались детские ссоры. Все начинали уступать и прощать друг другу.

Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, королевы Венгерской в честь которой она носила свое имя. Эта католическая святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия и даром чудотворений. Муж запрещал ей заботиться о несчастных и был жесток в обращении с ней. Однажды она шла в тюрьму навестить узников и несла в корзинке хлеб, сверху прикрытый мантильей. Навстречу муж: «Это у тебя что?!» Отвечает: «Розы…» Он сдернул прозрачный покров, а под ним - розы! Она похоронила мужа, скиталась, бедствовала, жила в нищете, но Божьему призванию не изменила. Уже в преклонные лета организовала лепрозорий и сама ухаживала за прокаженными.

В родительском доме в Дармштадте всегда было много музыкантов, артистов, художников, композиторов, профессоров. Одним словом, одаренных людей самых разных специальностей. Здесь собиралось уникальное по духовной и культурной глубине общество.

Когда Елизавете было 11 лет, заигравшись, упал с балкона на каменные плиты ее трехлетний брат Фридрих. Он был болен гемофилией и умер в мучениях от полученных ушибов. Она первая его окровавленного подняла и внесла в дом. В этот день она дала обет Богу - не выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В 14 лет она похоронила мать, безвременно ушедшую в 35 лет от дифтерита. В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Великий князь, вступая на пост генерал-губернатора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение Элле, которую знал еще с детства, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Однако к русскому князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю, она сразу почувствовала расположение. Он был высококультурным человеком, любил чтение и музыку, очень многим помогал, не афишируя этого. Она сказала ему о своем обете, а он: «Вот и хорошо. Я и сам решил не жениться». Так состоялся этот (нужный России из политических соображений) брак, в котором супруги обещали Богу хранить девство.

Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Елисавета Феодоровна в первый раз вступила на Русскую землю в день Пресвятой Троицы.

Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая княгиня сразу же очаровала всех своей сердечностью, простотой обращения и тонким чувством юмора. Она умела создать вокруг себя уют, атмосферу легкости и непринужденности, хорошо танцевала и, имея прекрасный вкус, умела красиво и изящно одеваться. Она была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна.

Художники, пытавшиеся нарисовать ее портрет, не смогли передать ее действительную красоту; один художник сказал, что совершенство изобразить невозможно. Также и ни одна из сохранившихся фотографий не передает полностью красоты Великой Княгини. Великий князь Константин Константинович Романов в 1884 г. написал стихотворение в честь св. Елисаветы.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!


Овчинников П.Я. Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны, 1902

Несмотря на свой успех в обществе и частые выезды, св. Елисавета чувствовала в себе стремление к уединению и размышлениям. Она любила гулять в одиночестве на природе, предаваясь созерцанию ее красоты и размышляя о Боге. Великая княгиня также начала втайне творить дела благотворительности, о чем знали только ее муж и немногие близкие люди.

В 1888 году Великой Княгине представилась возможность поехать на Святую Землю. Император Александр III поручил В.К. Сергею Александровичу присутствовать при освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного в память их матери, императрицы Марии Александровны. Там, у подножья Елеонской горы, Великая княгиня произнесла пророческие слова: «Я бы хотела быть похороненной здесь» . У Гроба Господня Спаситель открыл ей Свою волю, и у неё окончательно созрело решение перейти в православие.

Вид на русский участок в Гефсимании 1882 года. Фото отца Тимона

Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона.

Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона


Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г. Фото отца Тимона


Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна
в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Слева начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Антоний (Капустин)
Фото отца Тимона. 1888 год

Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года

Интерьер церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Фото отца Тимона 1888 г.

Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг: «Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня… Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». Из всех родственников только бабушка Великой княгини королева Виктория поняла ее душевное состояние и написала ласковое ободряющее письмо, чем несказанно обрадовала св. Елисавету.

В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.


Члены императорской фамилии (в Ильинском в дни коронационных торжеств). Фото 1896 г.
Стоят слева направо:
- наследный принц румынский Фердинанд;
- император Николай II;
- великий князь Сергей Александрович;
- Виктория Федоровна (Виктория-Мелита), принцесса Саксен-Кобург-Готская, герцогиня Саксонская;
- ее первый муж Эрнст-Людвиг (Альберт-Карл-Вильгельм), великий герцог Гессенский и Рейнский.
Сидят слева направо:
- сын великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Дмитрий;
- наследная принцесса румынская Мария;
- императрица Александра Федоровна с дочерью великой княжной Ольгой;
у ее ног:
- дочь великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Мария;
далее по порядку:
- великий князь Павел Александрович;
- великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская;
- сестра императрицы Александры Федоровны Виктория;
- великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество обязанностей — шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.


Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала.

Однако государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Великий князь Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам. Посчитав, что при сложившейся ситуации он не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы, подал в отставку.

Тем временем боевая организация эсеров приговорила Великого Князя Сергея Александровича к смерти. Великая княгиня Елисавета получала анонимные письма, где ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Она тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала мужа.

Убийца Великого князя Сергея Александровича, террорист Иван Калаев

18 февраля 1905 г. Сергей Александрович, выехав из дома, был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В течение нескольких дней после взрыва, люди находили еще куски тела Великого князя, которые силою взрыва разбросало везде. Одну руку нашли по ту сторону Кремлевской стены на крыше маленькой часовни Спасителя, сердце - на крыше какого-то здания.


Панихида по в Бозе почившем Великом Князе Сергее Александровиче в Чудовом монастыре, в Кремле, в 1905 г.

После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, время от времени справляясь о состоянии раненого кучера Сергея Александровича, прослужившего у Великого князя 25 лет. Ей сказали, что положение кучера безнадежно, и он может скоро умереть (тело его было пробито гвоздями и осколками от экипажа, он имел 70 ран в спине). Чтобы не огорчать умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она уловила его вопрос о Сергее Александровиче и, чтобы успокоить его, пересилила себя, улыбнулась ему ласково и сказала: "Он направил меня к Вам". И успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Андрей скончался в ту же ночь.

На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал:

- Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть.

- И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним? — ответила она.

Великая княгиня передала убийце прощение от Сергея Александровича, Евангелие и икону, надеясь на чудо раскаяния, а также просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.


Памятник-крест, сооружённый на месте убиения Великаго Князя Сергея Александровича (по проекту В.Васнецова), на Сенатской площади, в Кремле, освящённый 2 апреля 1908 г. Памятник-крест - это было первое, что снесли большевики в Кремле. Они устроили такой Субботник на 1 мая 1918 г. под непосредственным руководством Ленина...

Похоронили Сергея Александровича в маленькой церкви Чудова монастыря. Здесь Великая княгиня почувствовала особую помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.
На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник — крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят». Ныне этот Крест находится на территории Новоспасского монастыря в Москве, где также покоится тело великого князя Сергея Александровича в родовой усыпальнице Романовых.

Крест-памятник в Новоспасском монастыре

Великая княгиня Елизавета попросила вынести всю роскошную мебель из своей спальни в Никольском дворце, стены перекрасить в белый цвет, на стенах она оставила только иконы и картины духовного содержания, таким образом, ее спальня стала напоминать монашескую келью. Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности и часть, принадлежащую семье Романовых, передала в казну, а на оставшуюся сумму основала обитель Милосердия в Москве на Большой Ордынке. Не сохранила себе на память и обручального кольца.


Марфо-Мариинская обитель милосердия - это монастырь в Москве, расположенный на Большой Ордынке. Основательницей, а также первой настоятельницей обители являлась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в белое монашеское одеяние и взошла в мир бедных и страдающих: «Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея».
Обитель была создана в честь святых сестер Марфы и Марии. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.

Были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова), а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.


Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня прочитала книгу "Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-японской войны", написанную священником Митрофаном Серебрянским. Она пожелала познакомиться с автором и вызвала его в Москву. В результате их встреч и бесед появился проект Устава будущей обители, подготовленный отцом Митрофаном, который св. Елисавета приняла за основу.

Для совершения богослужений и духовного окормления сестер согласно проекту Устава нужен был священник женатый, но который жил бы со своей матушкой как брат с сестрой и постоянно находился бы на территории обители. Св. Елисавета настойчиво просила отца Митрофана стать духовником будущей обители, так как он соответствовал всем требованиям Устава. Он, было, согласился, но вскоре отказался, боясь огорчить прихожан своим уходом. И вдруг почти сразу пальцы на руке стали неметь и рука отнялась. Отец Митрофан пришел в ужас от того, что теперь не сможет служить в церкви, и понял совершившееся как вразумление. Он стал горячо молиться и обещал Богу, что даст согласие на переезд в Москву — и через два часа рука снова стала действовать. Отец Митрофан стал подлинным духовником обители, наставником и помощником настоятельницы, которая его высоко ценила (Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских).


В Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня вела жизнь подвижницы, спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги. Привыкшая с детства к труду, Великая Княгиня все делала сама и лично для себя не требовала никаких услуг от сестер. Она участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, всегда подавая пример остальным. Как-то к настоятельнице подошла одна из послушниц с просьбой послать кого-нибудь из сестер перебирать картошку, так как никто не хочет помочь. Великая Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама. Увидев настоятельницу, перебирающую картошку, устыженные сестры прибежали и принялись за дело.

В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы. Все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с "Великой Матушкой", как они называли настоятельницу. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок, где буйным цветом расцветали разгул, нищета и преступность. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Если Елисавета Феодоровна куда-нибудь выезжала, народ узнавал ее, восторженно встречал и следовал за ней. Ее уже тогда любили по всей России и называли святой.

Она никогда не вмешивалась в политику, но очень страдала, видя, что политическая ситуация в России ухудшается. В годы Первой мировой войны трудов у св.Елисаветы прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители, как о центре немецкого шпионажа.

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой Княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: "Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!"

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. Это было последнее благословение и напутствие патриарха перед крестным путем Великой Княгини на Голгофу. С ней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Одна из сестер обители вспоминала: "... Потом она письмо нам прислала, батюшке и каждой сестре. Сто пять записочек было вложено, и каждой но ее характеру. Из Евангелия, из Библии изречения, а кому от себя. Она всех сестер, всех своих детей знала..."

Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.

Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем — Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили отпустить на свободу. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так она сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г . , в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. Мощи новомучениц оказались частично нетленными.


Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании

Церковь Марии Магдалины (современный вид)



Интерьер храма Марии Магдалины

Рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны

А рхиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару , установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.

Тропарь, глас 1:
Смирением достоинство княжеское сокрывши, / богомудрая Елисавето, / сугубым служением Марфы и Марии / Христа почтила еси. / Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, / яко жертва праведная Богу принеслася еси. / Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, / яко истинную наставницу усердно просим тя:/ святая мученице великая княгине Елисавето, / моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 2:
Величие подвига веры кто повесть: / во глубине земли, яко в раи светлости,/ страстотерпица великая княгиня Елисавета / со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся / и, убиение претерпевающи, / о безбожных мучителех взываше: / Господи, прости им грех сей, / не ведят бо, что творят. / Тоя молитвами, Христе Боже, / помилуй и спаси души наша.

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна

  1. До замужества - Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.
На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Икона Святой Елизаветы

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Икона преподобномученицы Елизаветы Федоровны

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...