Количество православных храмов. Расследование РБК: на что живет церковь

Статистика храмов и духовенства Русской Православной Церкви на 2016 год. larionov_d wrote in March 1st, 2016

https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_С вятой_Троицы_(Антарктика )

Учитывая, что ранее РПЦ имела не всегда корректные сведения по своей же базе данных, очень отрадно было читать следующее:

"За последний год проведена кропотливая и непростая работа по уточнению этой статистики. Была создана новая форма отчётности, которая предполагает сообщение в Московскую Патриархию полных перечней храмов, часовен, монастырей, включая много сопутствующих сведений: это, к примеру, частота совершения Литургии, количество совершённых за год крещений, в отношении каждого храма - наличие или нет воскресной школы, и многое другое. Благодаря этому у нас впервые появилась единая комплексная база данных всех храмов Русской Православной Церкви на территории России. В дальнейшем эта база данных будет по возможности постепенно расширена на епархии других стран. Новая методология позволила выявить некоторые ошибки в прежних подсчётах."

Храмы:

34 764 храма или иного вида помещения, где совершается Божественная литургия. Рост по сравнению с 2013 годом на 9.7%, на 3 379.

При этом более 6 000 храмов или часовен, не входящих в цифру выше, на данный момент строятся, восстанавливаются или законсервированы т.к. находятся в руинах, но уже официально переданы РПЦ. Не забываем и о множестве других заброшенных храмов, которые ещё не переданы.

455 мужских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 5.7%, на 26.

471 женских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 6.1%, на 29.

891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата действуют в странах дальнего зарубежья, включая Русскую Зарубежную Церковь.

Духовенство:

35 171 пресвитера. Рост по сравнению с 2013 годом на 13.4%, на 4 741.

4 816 диаконов. Рост по сравнению с 2013 годом на 21.8%, на 1 051.

354 архиерея. Рост по сравнению с 2013 годом на 18%, на 64.

Административное деление:

293 епархии. Рост по сравнению с 2013 годом на 15.6%, на 46.

57 митрополии. Рост по сравнению с 2013 годом на 42.1%, на 24.

В Москве, с конца 2010 года, по конец 2015 года число реальных приходов, то есть храмов, при которых есть община и где регулярно совершается Божественная литургия выросло на 57%, с 271 до 475.

Также отдельно выделю важный момент в документе (стр. 26-28):

Готов проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Как говорится в докладе Патриарха:

"Серьезного обсуждения требует епархиальная миссионерская деятельность в нашей Церкви. Архиерейский Собор 2013 года следующим образом описал это направление церковной работы:

«В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви развивается в нескольких основных направлениях, хотя ими не исчерпывается. Это — миссия среди коренных народов, в том числе малочисленных, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение тех, кто уже крещен, но не воцерковлен, а также тех, кто, будучи некрещеным, относится к народу, исторически исповедующему православную веру».

К сожалению, выборочный анализ работы епархиальных миссионерских отделов показал, что большинство из них не имеют собственной повестки дня".

До 1 сентября будут собираться отзывы и внеся определённые поправки, Синодальная библейско-богословская комиссия представит готовый проект Священному Синоду.

Вполне может быть, что благодаря Катехизису и как сказано там же "дорожной карте" миссионерство РПЦ выйдет на более высокий уровень, дай-то Бог.

А вообще, с 1987 года, за 29 лет, рост составил более 500%, ну или чуть более, чем в пять раз, с 6 893 храмов до 34 764. Действующих монастырей тогда было вообще полтора десятка на весь Союз, а теперь их - 926. И это, надо заметить, при сложной экономической ситуации, при далеко не богатом населении, особенно в первые 15 лет и при отсутсвующих в необходимых количествах священников, не говоря уже о фактически создания с нуля структуры Церкви как организации, её служении на благо народа и государства.

Демьян, если люди будут строить на свои деньги школы и больницы, то сразу возникает резонный вопрос — куда идут их миллиардные суммы налогов, частично из которых, по идее, должны строиться школы и больницы?
И куда деваются сверхдоходы от продажи углеводородов за границу, из которых тоже, вроде бы, должны строиться эти учебно-лечебные учреждения?

Еще вопрос. Если все люди, а они в большинстве сейчас — бедные, будут отдавать свои последние гроши на лечение больных людей, а приближенные к президенту господа будут на свои «»честно заработанные» миллиарды продолжать строить за границей (именно — за границей) роскошные виллы с огромными бассейнами и вертолетными площадками — зачем простым людям такое государство? То, которое обслуживает интересы богатых воров, а не народ и больных детишек этого государства.
Про увеличение количества баров и ресторанов — вообще написана полная глупость. Это родители больных детей их построили, Демьян, или те же воры во власти и около неё? Почему претензия предъявляется не по адресу?

Вы профессионально умеете выстраивать смысловые подлоги. Один из них, например, состоит в вашем указании, что храмы, как бы строятся на пожертвования верующих. С намеком, что государственный бюджет на это не тратится. Откровенная ложь, хоть не высказанная явно.

По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Я не против веры, и не против строительства храмов. Но не за счет моих налогов. Вера и места ее отправления — дело личное и понуждать всех оплачивать ее развитие и содержание — как бы это мягче сказать — неправильно.

И я против неоднократных попыток захвата РПЦ, например, высокодоходного объекта — Исакиевского Собора в Питере, всемирно известного музея, под предлогом, что он принадлежит РПЦ. Он никогда ей не принадлежал, а денежки, как вы пишете, попам «захапать» хочется. Еще бы — около 800 000 рублей чистого дохода в год! А содержать этот памятник культуры по прежнему будем мы, на свои налоги, но не церковь в лице своих торговцев, чьих предшественников еще Иисус Христос бичом выгонял из храма.

Про патриарха Кирилла и говорить не хочется. Или вы уже забыли, как он истребовал через суд с Юрия Шевченко — врача, священника 19,7 миллионов за удаление мифической «»нанопыли» в своей квартире? И как он наотрез отказался отдать Ю. Шевченко свою якобы безнадежно «испорченную пылью» мебель, стоимость которой Ю. Шевченко ему полностью возместил?

Как заявил позже Кирилл,простить Шевченко было бы «некорректно». А корректно было отказать Ю. Шевченко в передаче ему фактически купленной им у патриарха мебели? А ведь Ю. Шевченко хотел просто продать эту мебель, и хоть частично компенсировать свои огромные траты по этому очень некрасивому делу..

Я, как написал ваш админ — сторонник разума. И для меня то, что сделал в этой ситуации Кирилл — поступок, недостойный порядочного человека. Хотел бы написать жестче, но не буду — не хочу давать повод модератору для удаления этой записи.

Резюме. Выражаясь вашим сленгом, Демьян, «подловатенько » писать такие статьи, в которых вина за что-то перекладывается с больной головы на здоровую, и в которой фактам дается совершенно ложная и оскорбительная для простых людей интерпретация.
Типа вот этой вашей инсинуации «Или быть может количество школ уменьшается потому что светские россияне больше думают о том, где бы пополоскать свои телеса летом, чем о больницах для бедных нищих детей?»
Вам самим-то, Демьян, не стыдно за такую подловатенькую статейку?

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

патриарх Кирилл . По словам иерарха РПЦ, храмы должны быть в шаговой доступности — как сигаретный ларёк или булочная. О необходимости строить места поклонения говорят и мусульмане — по их мнению, в столице должно быть не менее 100 мечетей, иначе верующие, чтобы не молиться на улице, пойдут «в православные храмы».

«Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений (приблизительно 80% от численности этнически православного населения), то тогда для того, чтобы дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм плюс», — говорил патриарх Кирилл в конце лета.

С тех пор Москва пережила смену мэра и частичное обновление правительства, в том числе и стройкомплекса. Однако, церковь от своих планов не отступилась. «600 быстровозводимых храмов» — это программа-максимум, как правило, осторожные представители РПЦ ведут речь о 200 строениях.

«Свободная пресса» решила выяснить, насколько обеспечены в отправлении своих духовных потребностей жители столиц других стран. Оказалось, что мировая практика, пожалуй, не знает прецедентов таких публичных высказываний. Вообще скурпулёзной статистики «сколько на душу верующего приходится храмов», похоже, никто не ведёт. Даже обязательной регистрацией храмов, мечетей и синагог мало кто занимается.

Москва

В Москве эти цифры упоминаются в правительственном справочнике «Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2009/2010 ». Согласно этому документу, на данный момент на территории столицы действует 840 религиозных объединений и организаций, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. У РПЦ богослужения совершаются в 670 храмах и 26 часовнях, ещё 9 храмов и часовен принадлежат старообрядцам. У мусульманской общины есть 6 мечетей, плюс неизвестное количество «молельных домов». У евреев — 38 культурных центров и 7 синагог.

Кроме того, на территории Москвы присутствуют буддисты (5 культовых сооружений), 2 действующих храма есть у Армянской Апостольской церкви, 3 — у католиков и 3 — у лютеран. Прочие протестантские конфессии отправляют богослужения в 37 молельных домах.

Осталось посчитать общий итог по количеству мест отправления культа на душу населения: в Москве, согласно итогам последней переписи, живёт 11,7 млн человек. Согласно опросу ВЦИОМа , проведённому в марте 2010 года, среди жителей России 75% исповедуют православие, 5% — ислам, приверженцами остальных конфессий назвали себя менее процента опрошенных, поэтому относительное число верующих посчитать затруднительно. Выделим основные «традиционные религии» — христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Подчеркнём, что эти цифры весьма приблизительны, так как статистика по вероисповеданиям доступна только в целом по стране — так, например, исламские общины заявляют, что мусульман в Москве не менее миллиона, а то и вдвое больше. Больше в Москве концентрация армян, католиков и евреев. Зато буддистов в столице должно быть меньше — из регионов, где эта вера является традиционной (Бурятия, Тува, Калмыкия), массовой миграции пока не зарегистрировано.

Впрочем верующий — не обязательно прихожанин. Согласно тому же опросу ВЦИОМа, только 55% из признавшихся в том, что исповедуют ту или иную религию, участвуют в обрядах. Из них подавляющее большинство — 83% — делают это «только по праздникам» или «от случая к случаю».

Согласно цифрам, наиболее острую нехватку «молельных площадей» испытывают мусульмане. Впрочем, Москва и москвичи относятся к исламу настороженно — и любая попытка построить мечеть заканчивается скандалом.

Но в целом 1 молельное учреждение приходится на 15,2 тысячи москвичей.

Нью-Йорк

Деловая столица США — самый разноязыкий и религиозно богатый город планеты. В нём живёт 8,4 млн человек, разговаривающих на 800 языках. Нью-Йорк — очень религиозный город. Считается, что какой-либо конфессии там принадлежит 83% населения. Это больше, чем в целом по штату (75%) и один из самых высоких показателей по США.

Христианство исповедует 70% населения (цифра очень близка к российской) — 40% католиков и 30% протестантов, с небольшими вкраплениями православных и прочих ветвей христианства. Точное число храмов определить невозможно: называются цифры 1766 протестантских церквей, 437 католических и 66 православных. Есть и большая цифра — 6478 храмов и прочих мест отправления культа.

В Нью-Йорке живёт одна из самых крупных еврейских общин — 12% населения города исповедует иудаизм. По разным данным, в мегаполисе действует от 1000 до 1256 синагог.

Что касается мусульман, то при количестве минимум в 800 тысяч человек (звучат цифры и в 1,4 млн) в городе открыто всего 100 мечетей, плюс «неизвестное количество молельных домов, которые организуются в квартирах или в местах, не видных с улицы».

Если исходить из максимальной цифры (6478), то в Нью-Йорке 1 зарегистрированный храм приходится примерно на 1300 человек — максимальная цифра по миру, которую нам удалось обнаружить. Однако надо понимать, что значительная часть нью-йоркских молелен представляет собой небольшие помещения, вплоть до комнаты в несколько квадратных метров.

Дублин

Ирландия — одна из самых религиозных стран мира. Достаточно упомянуть, что там до сих пор запрещены аборты, а опросы показывают 90−92% верующих.

Эта «повышенная» (в сравнении с остальной Европой) религиозность отразилась и на концентрации храмов в Дублине. На 1 млн 50 тысяч человек в городе — 368 храмов всех конфессий. Таким образом, 1 храм приходится на 2 тысячи 850 человек, приблизительно как и в Нью-Йорке.

Гамбург

Полная противоположность Дублину — атеистический немецкий Гамбург. На 1,8 млн его жителей приходится всего 21 действующий храм . То есть 1 молельное заведение на 85 тысяч 700 человек.

В Германии вообще довольно быстро падает религиозность христианского населения. Так, за один только 2007-й, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов Евангельской церкви Германии (ЕЦГ) уменьшилось приблизительно на 268 тысяч человек (в конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24,83 млн верующих при общем населении Германии 82 млн человек). Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало — на 224 тысячи, до 25,46 млн.

Сейчас в Германии 61,2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви . Однако страна очень неоднородна в своей религиозности. Так, в самой западной земле ФРГ Саарланд наивысшая религиозность — около 85%. На другом полюсе — восточные земли бывшей ГДР, где верующих всего около 24%, а в Саксонии-Анхальт — и вовсе чуть более 18%.

Берлин

Интересно будет посмотреть на самый крупный город Германии, но одновременно и самый космополитичный, и «восточногерманский» по менталитету.

На 3,5 млн берлинцев приходится 104 христианских храма, 76 мечетей, 11 синагог и 2 буддийских храма. Итого 193 молельных заведения, по одному на 18 тысяч берлинцев (уже ближе к московскому показателю). Несложно, кстати, заметить, что такая повышенная, по сравнению с тем же Гамбургом, концентрация религиозности в основном связана с присутствием мусульманской общины.

Варшава

Польша считается одной из самых религиозных стран Восточной Европы — тут, как и Ирландии, запрещены аборты, максимально усложнена процедура развода, а католическая церковь среди всех общественных объединений (партий, профсоюзов) пользуется наивысшей поддержкой населения. В столице страны действует 146 католических храмов, 4 православных, 28 протестантских, и 1 англиканская церковь. Кроме того, богослужения проводятся в трёх синагогах.

Историки отмечают, что до начала Второй мировой войны в Варшаве была наибольшая концентрация евреев в Европе, существовало более 440 синагог и молитвенных домов. В городе до сих пор сохранилось 20 зданий, ранее бывших синагогами, однако службы проводятся только в одном из них.

Что касается мусульманских сооружений, то в Варшаве функционирует только одна мечеть. Планы мусульман по строительству второго молельного сооружения вызывают бурные протесты общественности. Сообщается, что приверженцев ислама в Варшаве не так уж и много — около 10 тысяч человек.

Кроме того, часть организаций существует полулегально, скажем, упоминаются «десятки молельных домов Свидетелей Иеговы», а так же языческое капище. Буддисты имеют 3 храма.

Таким образом, на 1 млн 710 тысяч человек приходится 190 культовых сооружений , или по 9000 тысяч человек на храм.

Тегеран

Уж в столице страны победившей исламской революции и редкой для нынешнего мира теократической диктатуры, лидер которой не устаёт изрыгать проклятия «мировому сионизму» мечети точно должны быть «в шаговой доступности». Однако, это не совсем так. На почти 8,5 млн населения приходится 57 мечетей, 37 христианских церквей всех конфессий, 29 синагог (!) и 6 зороастрийских храмов.

Таким образом получается, что одно культовое сооружение приходится на 66 тысяч человек. При этом надо понимать, что при учёте подавляющего большинства мусульман дефицит сказывается ещё сильнее — на одну мечеть приходится почти 133 тысяч верующих!

При этом 89% населения Ирана исповедуют мусульманство. Есть в стране и свои «гонимые» — так называемая «Вера Бахаи» по числу приверженцев считается второй после ислама, однако, не имеет своих официально разрешённых мест моления, а её священнослужители подвергаются репрессиям.

Каир

При схожей с Тегераном по численности населения Каир имеет похожую религиозную картину — на 7,8 млн. человек приходится 53 мечети, 16 церквей и 10 синагог. Подавляющее большинство населения Египта, как и в Иране, исповедует ислам — от 80 до 95%. На одно культовое сооружение приходится почти 100 тысяч верующих, причём, как и в случае с Тегераном, мечети — в особом дефиците.

Китай

«Свободной прессе» удалось обнаружить и самый «атеистический мегаполис» в мире — Шанхай. Там располагается всего… 13 храмов различных конфессий (в том числе христианских) — на 19,8 млн. человек. То есть 1 действующий храм приходится на полтора миллиона человек. Этот результат настолько выбивается из общей картины, что мы решили не включать его в общий график.

Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».

Когда стартовала Программа «200 храмов»?

Впервые о программе заговорили после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с мэром Москвы Юрием Лужковым, которая состоялась в московской мэрии 6 февраля 2009 года, через 5 дней после патриаршей интронизации. "Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей", - сказал тогда Лужков.

Фонд Поддержки строительства храмов города Москвы был создан 26 января 2010 года по благословению Святейшего Патриарха.

При Юрии Лужкове распоряжение, регулирующее выделение участков под строительство храмов, было подготовлено, но так и не было подписано из-за его отставки. 20 октября 2010 года, за день до вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал Распоряжение № 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы" . Оно и регулирует выделение участков под храмы.

Официальной датой начала программы считается 29 апреля 2011 года. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви и мэр Москвы Сергей Собянин заложили первый камень в основание церкви около театрального центра на Дубровке. В тот же день в Храме Христа Спасителя прошло первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы.

Где строятся храмы?

Храмы строятся во всех административных округах Москвы, кроме Центрального. На официальном сайте программы можно посмотреть карту с адресами храмов.

Сколько храмов в Москве сейчас?

894 храма открыто в Москве сейчас, регулярное богослужение совершается в 383.

«Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы - 894. Из них: Кремлевских соборов - 6, кафедральных соборов - 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях - 18, храмов при представительствах Православных Церквей - 8, крестильных храмов - 22, часовен - 79, храмов Патриарших подворий - 82, монастырских храмов - 84, монастырских часовен - 2, приходских храмов - 475, храмов в стадии строительства - 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» - 26. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, - 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами» (Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы , 28 декабря 2012 года).

Сколько храмов действовало в 1990-2000-х гг.?

872 храма и часовни было в Москве на конец 2008 года, т.е. ко времени смерти Патриарха Алексия II (в список включены 108 монастырских подворий, не все из которых находятся в черте Москвы).

«Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов; 2 Кафедральных собора; 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях; 335 приходских храмов; 140 Патриарших подворий; 108 монастырских подворий; 88 монастырских храмов; 17 крестильных храмов; 88 часовен; 82 храма и часовен в состоянии строительства. Не возобновлено богослужение в 22 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов». (Протокол Епархиального собрания города Москвы , 12 декабря 2008 года)

В 2000 году было 519 храмов и часовен. «В Москве 519 православных храмов и часовен. Богослужения совершаются в 410 храмах, не считая 45 часовен и 18 монастырских храмов; в 39 храмах богослужения еще не возобновлены; 35 храмов не освобождены от прежних арендаторов.» (из Доклада Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2000 года).

В 1992 году в Москве было 254 храма и часовни. «На сегодняшний день в Москве в ведении Московской Патриархии имеются 197 православных приходов, многие из которых имеют приписные храмы. Всего приходских православных храмов на сегодняшний день 222. Богослужения совершаются в 132 храмах, остальные или не имеют крыши, находясь в руинированном состоянии, или не освобождены еще прежними арендаторами. В это число не входят 7 кремлевских храмов, 7 храмов патриаршего подворья в Китай-городе, 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 10 храмов при государственных учреждениях - больницах и тюрьмах, 4 строящихся храма, 2 колокольни и одна часовня. Не входят в это число и храмы четырех мужских монастырей - Данилова, Донского, Новоспасского и Николо-Угрешского с 23 храмами» (из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 11 декабря 1992 года).

Таким образом темп роста числа храмов в 1990-2000-х годах был примерно 250 храмов за 10 лет. Нужно учесть, что в 1990е гг. храмы в основном не строились, а восстанавливались. Правда, зачастую восстановление храма в 1990-е по степени сложности выполнения задачи вполне можно сопоставить со строительством нового храма в 2000-е. Государство возвращало здания церквей, закрытых при советской власти, порой в состоянии руины, без кровли, со снесенной колокольней, с провалившимся полом. У приходов редко сразу находилась необходимая сумма на восстановление. Поэтому многие церкви приходилось отстраивать дважды: вначале строились временные конструкции, копились деньги, конструкции сносились, и храм отстраивался.

Сколько храмов построено по Программе «200 храмов»?

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...