О ком церковь не молится. О чем говорят мифы

Храм Ком-Омбо, расположенный прямо на берегу Нила между Эдфу и Асуан, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Одна часть - Себеку в образе крокодила (бог разлива Нила и изобилия), его жене Хатхор и сыну Хонсу, вторая часть - Хоруру в образе сокола (Хор Старший, бог неба), его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Мифы и факты

Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.

Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.

Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.

Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие , Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.

Что посмотреть

Главная достопримечательность храма Ком-Омбо - красивый космический гипостильный зал с 15 толстенными колоннами и карнизом с двумя резными крылатыми солнечными дисками. Колонны венчают геральдические лилии Верхнего Египта и папирус - символ дельты Нила. Сохранилась значительная часть крыши, украшенная астрономическими изображениями.

На внешней стене слева от ворот Неоса Диониса изображено исцеление Хора Тотом, справа - сцена с Себеком, покровителем храма. Образ Себека также вырезан на внутренней стене справа (на востоке). В западной части внутренней стены представлена Исида и Хор Старший, возглавляемые Львом (в Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов). В глубине зала фараон делает подношения божествам.

Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).

Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).

Широкая дверь зала ведет в параллельные . На стене - рельеф Птолемея, одетого в македонский плащ, его жена держит стебель, представляющий годы его царствования. На рельефе присутствуют Себек, его сын Хонсу и Хорур. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм, с отверстиями для "слушанья" и "священными глазами". Считается, что отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Внешний коридор между храмом Птолемеев и стены римского корпуса содержит рельефы Марка Аврелия и изображения довольно сложных хирургических инструментов. Стоит посмотреть также священный колодец к западу от гипостильного зала. Ступени внутренней лестницы уменьшаются соответственно глубине - их использовали для измерения глубины Нила, чтобы рассчитать размер налога на текущий год.

Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.

Удивительный храм находится прямо на берегу реки Нил. По одну сторону дворца расположен город Асуан, а с другой стороны – Эдфу. Удивителен Храм Ком Омбо тем, что он двойной, и создан сразу двум разным триадам божеств. Первая половина вам может напомнить Крокодила. Она создана в честь бога розлива Нила Себеку, жене Хатхор и сыну Хонсу. Вторая половина храма выполнена в виде птицы Сокола. Это бог Неба Хоруру со своей женой Тасенетнофретой и сыном Панебтауи.

Храм Ком Омбо. Мифы и реалии

Через весь храм можно наблюдать два прохода, соединяющие одну часть с другой. Начало и конец этих туннелей ознаменованы святилищами двух божеств.

В древние времена Нил был переполнен крокодилами. Именно это животное стало одним из символов Египта. Тогда люди поклонялись этим земноводным, и дабы услужить им, они держали их в храмах, а по окончании жизни хоронили их мумии на кладбищах. В храме Ком Омбо тоже были обнаружены останки мумифицированных крокодилов.

Храм строился на протяжении нескольких веков. Каждый правитель добавлял, что то своё. Так, Птолемей 6 начал строить это «чудо света» в период с 191 г. до 146 г. до н.э. Спустя век, Птолемей 13 построил в храме гипостильные залы, а через много лет император Траян возвёл необычные стены, и обустроил двор. Приложил к древнему комплексу руку и отец самой Клеопатры. Он возвёл центральные ворота храма. Несмотря на все старания древнейших египетских правителей, до наших дней дожила лишь часть дворца. И та, выглядит словно руины. Всему виной, протекающий Нил, который на протяжении многих веком размывал конструкцию строения своими водами.

Храм Ком Омбо сегодня

На сегодняшний день туристы со всего мира регулярно посещают этот памятник древности. Особый интерес у них вызывает необыкновенный гипостильный зал с множеством колонн, а также с карнизом и резными солнечными дисками. Небольшая часть крыши, сохранившаяся до нас, полностью исписана древними надписями. Возможно, люди пытались, что-то донести до нас, но у них это не вышло, т.к. учёные до сих пор не смогли расшифровать рукописи.

Однако некоторые моменты из художеств египтян более чем ясны. На стенах, всюду изображены правители, звери и фараоны. В разных частях храма имеются тематические рисунки с подношениями богам и противоборствами двух богов.

Если пройти ещё глубже внутрь, то можно попасть в прямоугольные вестибюли, каких здесь три.

  1. Стены в первой комнате тоже исписаны и имеют выгравированные рисунки;
  2. Второй зал был создан только для священнослужителей. Здесь люди хранили свою одежду и святые письмена. Стены также рассказывают о легендах прошлого;
  3. Третья комната, по-видимому, была часто посещаема Птолемеем. Здесь имеется его изображение на стене. Помимо этого, на других стенах нарисован Себек со своим Сыном и Женой. Данная комната очень плохо сохранилась, но здесь можно разглядеть тайный проход в центральную часть храма. Туннель ведёт через склеп. Повсюду в стенах отверстия для глаз и ушей. Согласно легенде, именно отсюда древние оракулы вели беседу с людьми, находившимися за пределами стен дворца.

Неподалёку от гипостильного зала расположен странный колодец. С каждым шагом вниз его ступени становятся всё меньше и меньше. Создан он был для изучения глубины Нила, и чего рассчитывался налог на год.

Время работы

Храм Храм Ком Омбо может посетить каждый желающий. Он работает ежедневно с 7 часов и до 17:00. Цена входа: чуть более 4 евро.

Чтобы добраться до храма, вам потребуется ехать на поезде Асуан-Луксор. Он останавливается на станции города Ком Омбо. Сам храм расположен всего в 4 километрах от города. Если вы находитесь в городе Асуан, то от него до храма 45 километров. Также можно воспользоваться услугами такси или доплыть до Ком Омбо по Нилу.

Тяжёлые пески, парящее зноем бесцветное небо, лениво тянущий свои тёмные воды Нил – и среди этой недружелюбной красоты стоит храм Ком Омбо, посвящённый давно утерявшим своё могущество, древним богам. Одна часть храма отдана памяти богу водной пучины и изобилия Себеку, имеющему образ крокодила, что неудивительно, так как он олицетворял разлив Нила. В этой, южной, части храма находятся святилища богини любви и неба, супруги бога-крокодила Хатхор и их сына Хонсу – бога Луны. Северная часть Ком Омбо пронизана почитанием древних египтян предстающему в образе сокола богу Хор, его жене богине Тасенетнофрет и их сыну Панебтави. Два расположенных симметрично святилища храма, посвящённые некогда враждовавшим между собой триадам богов, соединяют параллельные проходы, пронизывающие наружную территорию Ком Омбо.

Разделение храма на части неслучайно, древние египтяне старались не выказывать более рьяного поклонения кому-нибудь из своих богов, ведь Хор и Себек, который являлся ярым сторонником вечно недовольного миром бога Сета, беспрестанно враждовали, да и Себек в качестве крокодила оставался грозной силой. В древние времена крокодилами Нил кишел, их почитали священными, всячески задабривали и, в присущей древним египтянам манере, почтительно мумифицировали. Во время экскурсий по храму любознательные туристы могут осмотреть древние мумии крокодилов.

Дошедшая до нас история строительства храма

В период, когда торговля между долиной Нила и Красным морем достигла своего расцвета, Птолемей VI Филометор на территории, где когда-то возвышались храмы и святилища Тутмоса III, Рамсеса II и Аменхотепа I, заложил Ком Омбо. Храм строился несколько веков, и Птолемей до окончания строительства не дожил, его начинание подхватил Птолемей XIII, добавив к храму гипостильные залы, а уж обустраивал дворовую территорию и ставил внешние стены уже римский император Троян. Ворота храмового комплекса были возведены Птолемеем XII и до сегодняшнего дня они сохранились не полностью. А массивные, величественные трапециевидные башни у входа Ком Омбо давно уже смыты разливами Нила.

Строительство храма было полностью закончено в третьем веке нашей эры, но в былом величии его уже не увидеть: разливы Нила, землетрясения, и устроенная в стенах храма каменоломня существенно разрушили Ком Омбо, но то, что сохранилось поражает воображение, особенно интересны потрясающие рельефные рисунки.

Что посмотреть в храме в Ком Омбо

Практически всех туристов ошеломляет своим «космическим» видом гипостильный зал, где стоят плотным рядом пятнадцать толстенных колонн, и украшенный резными солнечными дисками карниз здания. Колонны увенчаны геральдическими лилиями Верхнего Египта и символами дельты Нила – папирусами, а значительная часть сохранившейся до нас крыши завораживает изображениями на астрономическую тему.

В храме в Ком-Омбо спрятаны загадочные помещения, к которым ведут узкие и тёмные проходы, высятся в святилищах каменные пьедесталы, на которых когда-то стояли священные ладьи великих богов.

Восточные стены святилищ украшены обликом покровителя храма Себека, а рисунки и рельефы, посвящённые Хору, Исиде и фараону, приносящего дары богам, красуются на противоположной стене. Так же на стенах и колоннах можно увидеть сцены из божественной жизни не только Хора и Себека, но и других богов, в которых без пояснений экскурсовода разобраться сможет только египтолог, например, тема основания храма богиней письменности Сешат отражены в рельефах в просторном прямоугольном фойе. Есть в храме и изображение с одетым в македонский плащ Птолемея и его супруги, которая держит в руках стебель растения.

Между римскими сооружениями и храмом, возведённым Птолемеем, находится уникальнейший рельеф, на котором изображены сложнейшие хирургические инструменты. Археологи и историки относят набор медицинских инструментов к собственности Хароэриса, исцелявшего глаза врачевателя.

Очень интересен находящийся к западу от зала колонн священный колодец, ступени которого позволяли древним вычислить глубину Нила и рассчитать налог, который нужно будет заплатить за год.

Следы от выцарапывания зубилом камня, оставшиеся на полу и стенах храма, были оставлены туристами древнего мира, желающих унести с собой кусочек этого священного места.

Режим работы и как добраться до Ком Омбо

Храм можно осмотреть в любой день с семи утра и до пяти часов вечера. Билет стоит около четырёх евро.

Храм находится в четырёх километрах от города Ком-Омбо и в пятидесяти километрах от города Асуан. До храма Ком Омбо из Асуана ходят поезда, путь составит около 30 минут. На такси получится быстрее – 10 минут, но самой интересным способом добраться до храма будет путешествие на лодке-фелюке по Нилу.

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек - бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор - богиня любви и красоты, а сыном - Хонсу - бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек - братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной - слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма - храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо - это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги - засуха - меньше, разлив - больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь - смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета - 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут - 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов - макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему - 80 фунтов - 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле

Название Омбо, или Омбос, произошло от греческой формы египетского слова Нби или Нуби через коптское Эмбо. Когда-то эту деревню отождествляли с местностью Омбос в «Сатирах» Ювенала, где поэт описывает битву между жителями Омба и Тентиры (Дендеры).

Между соседней Тентирой и Омбом доселе пылает
Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна,
Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной веру в своих лишь богов.
При наступлении тех, что в Тентире живут, по соседству
С пальмовой тенью, бежать пустились поспешно омбиты.
Падает кто-то из них, убегающий в крайнем испуге,
Пал кувырком – и в плену! Тут его разрубают на части:
Много кусков, чтоб его одного хватило на многих, -
И победители съели его, обглодали все кости…
Но кто уже смог человечьего мяса отведать,
Тот никогда не едал никакого охотней, чем это,
Ибо при зверстве таком не допрашивай, не сомневайся,
Первая глотка познала ли вкус, и последний познал ли,
Тот, что руками водил по земле, – попробовать крови,
После того как все тело уже уничтожено было.
(Сатира XV, 33–92 )

Междоусобные войны между деревнями, хотя не такие свирепые, как в римские времена, до сих пор нередко происходят в сельском Египте. Страбон также отмечает ненависть жителей Дендеры к священному животному Ком-Омбо: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных. Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов… у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».

Культу крокодила присущи интересные особенности. Видимо, он был изначальным верованием всего Египта, кроме, может быть, Файюма, куда культ мог прийти из Дельты, поскольку Себек, файюмский бог-крокодил, звался сыном дельтской богини Нейт. В исторические времена Себек был верховным божеством Файюма, исключавшим всех других местных богов. В Верхнем Египте крокодила отождествляли с первобытным богом Сетом, и, когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию. Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх. Умение лежать притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников. Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что, испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что, став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных. Участок реки между Сильсилем и Ком-Омбо был излюбленным местом этих тварей, и Фэрхолт говорит об «изобилии крокодилов, которыми здесь кишит река, так что можно увидеть, как они целыми выводками всех возрастов и размеров греются на солнечных песочных островках в середине реки». В Сильсиле до сих пор, как и в давние времена, протягивают цепь между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, говорят, что благодаря этой цепи задерживают крокодилов, не давая им пройти узкий пролив.

В мифе о Хоре Эдфу союзники Сета превратились в крокодилов, чтобы скрыться от ярости крылатого диска. В основе этой легенды лежат древние племенные войны, в результате которых местных крокодилопоклонников (Сет) победили племена соколопоклонников (Хор) Эдфу. Современный Ком-Омбо, хотя и был центром крокодилопоклонства в римские времена, это все же не Омб Ювенала. Город, о котором рассказывал Ювенал, находился у современной Накады, которая соседствует с Дендерой на севере и с древнейших времен была центром культа Сета.

Храм Ком-Омбо необычен – он двойной; восточная половина посвящена Себеку, западная Хору, и каждая сторона является как бы отражением противоположной, причем обе эти половины ничем не разделены. Большая часть храма лежит в руинах, но и по тому, что осталось, можно оценить красоту архитектуры Птолемеев. Здание стоит на невысоком холме, глядящем на реку, где Нил поворачивает с юга на запад. Сбоку на храм наступает песок, с другого его подмывает вода, обе стихии вместе оставили от сооружения, когда-то бывшего размером с дендерский храм, не более чем «великолепный торс». Фэрхолт замечает, что «течение здесь очень быстрое и сильно бьет о восточный берег». Поэтому сейчас храм стоит у края воды, хотя строился на некотором расстоянии от нее; русло Нила явно несколько изменилось, и река залила равнинный участок ниже здания.

Во многих местах со стороны берега до сих пор сохранилась кирпичная ограда. Ее прерывают каменные ворота, на восточной стороне которых находятся картуши Хатшепсут и Тутмоса III, сообщая, что большой храм стоял на этом месте уже во времена XVIII династии.

Так как входной пилон практически исчез, снесенный рекой, посетитель попадает прямо во внешний двор (А). Двор сильно разрушен; от крытой колоннады с трех сторон остались только фрагменты. Когда-то в середине двора стоял алтарь, теперь на его место указывает квадратное основание с гранитными желобами для стока крови жертвенных животных. От двора начинается внешняя галерея (В), окружающая часть храма, предназначавшуюся для совершения таинств.

В гипостильный зал (С) с десятью колоннами с внешнего двора ведут четыре двери (илл. XL, 1, XLI). Четыре колонны на востоке посвящены Себеку, четыре на западе Хору, а две в середине поровну обоим богам. Капители являются прекрасными образцами лиственных капителей эпохи Птолемеев. Кроме того, они интересны тем, что орнамент на них не завершен; сам этот факт указывает на то, что художники этого позднего времени следовали обычаю своих далеких предков: они устанавливали необработанный камень в нужное место и там уже покрывали его резьбой. Этот метод известен еще со времен пирамиды Джосера, где найдены незаконченные капители. Подобное можно увидеть и в скальных гробницах Тель-эль-Амарны и на Филэ. Потолок зала украшен летящими коршунами, которые защищают раскрытыми крыльями царя – основателя храма, архитравы покрыты орнаментом, изображающим звезды. Сцены на стенах носят исключительно религиозный характер и изображают Эвергета II и царицу Клеопатру во время приношения даров богам. От этого зала начинается внутренняя галерея (D), окружающая второй гипостильный зал (Е), три передние комнаты (F, G, Н) и две святая святых (I). Внутренний гипостильный зал ниже, чем внешний; в нем тоже десять колонн с лиственными капителями, а стены покрыты рельефами. Во всем храме скульптуры и надписи покрыты яркими красками, что говорит о том, что художники эпохи Птолемеев, подобно своим предшественникам эпохи фараонов, считали цвет одним из главных средств декорирования. Внутренний гипостильный зал сильно разрушен, крыши больше нет, а внешние стены рухнули. От былого великолепия трех передних комнат и двух святилищ осталось немногим более фундамента.

Внешняя галерея украшена обычными сценами приношений, единственная интересная особенность – это изображение нескольких хирургических инструментов, что наводит на мысль, что когда-то храм был центром врачевания. Внутренняя галерея имеет особое значение, в северном ее конце находятся шесть комнат, являвшихся, возможно, малыми святилищами, которые предполагалось украсить расписанной скульптурой, что так и не было завершено, так что рельефы находятся здесь на разных стадиях проработки. Особенно интересна центральная камера, расположенная на оси здания, в ее полу проделан обычно закрытый камнем лаз, ведущий в разделяющий два святилища подземный коридор под стеной. Коридор через отверстие в потолке соединен с другим коридором в толще той же стены, а отверстие в потолке второго коридора ведет в третий коридор, находящийся на еще более высоком уровне; другими словами, в одной стене есть коридоры трех уровней, один над другим, совершенно скрытые от посторонних глаз и тайный вход в которые могли знать только жрецы. Эти факты указывают, что коридоры использовались для того, чтобы поразить невежественных крестьян, приходивших поклониться в храм, и заставить их поверить в чудесные голоса и видения. Жрец мог войти в комнату позади святилища и затем неожиданно появиться над третьей передней комнатой, как бы пройдя сквозь толщу крыши и стен; еще он мог говорить в одном из святилищ, оставаясь невидимым, и таким образом пророчествовать от имени бога. Это простое объяснение тайны, окружавшей богов Ком-Омбо, скорее всего, имеет отношение к так называемым чудесам в священных местах многих религий.

На террасе, через которую когда-то входили в большой храм, в юго-западном ее углу, стоит небольшой храм Рождения. Он настолько разрушен, что от стен и орнамента практически ничего не осталось. По остаткам видно, что основателем храма был Эвергет II. Так как большой храм посвящен сразу двум равноправным богам, их супруги тоже считались равными, так что божествами храма Рождения могли быть Хатор и Хонс-Хор, которого связывали с Себеком, или же они могли быть Доброй Сестрой и Господином Обеих Земель – супругой и сыном Хора. К сожалению, неизвестно, кому посвящен храм Рождения, хотя это могло бы пролить свет на связь двух богов в храме и открыть причину такого двойного культа.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...