9 сентября православный календарь. Православные церковные праздники сентября

Муниципальное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

х.Северокавказского Новокубанский район

беседы по нравственному воспитанию

пОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

люст наталья владимировна

2014 ГОД

БЕСЕДА№1-«Что значит «воспитанный человек»?»

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

– Как вы ответите на этот вопрос?

В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминание народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример.

В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

В ы в о д: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример.

«Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

БЕСЕДА№2-«Поведение человека как образ жизни»

Освобождать себя от соблюдения правил приличия –

значит искать средства для свободных проявлений

своих недостатков.

Ш. Монтескье

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Никакая причина не извиняет невежливости.

Т. Шевченко

Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что отношения между людьми продолжают волновать очень многих, так как являются главными в человеческом бытии, ведь «человек немыслим без общества».

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных, в кругу друзей, хороших знакомых или малознакомых – на работе, во время учебы, в гостях, клубах, кружках, театре, кино, музее, магазине, в столовой, ресторане, поезде, самолете, на пляже – везде и всегда.

Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. Марк Аврелий: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».

Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным, длящимся иногда почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?

Поведение человека... Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое. Вместе со всеми мы негодуем и повторяем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми, очень низкая культура поведения. Люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы; многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить...

А мы сами? Задумываемся ли о том, как ведем себя с разными людьми, в разных ситуациях? Умеем ли уважать, сочувствовать или сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают и истолковывают наше поведение окружающие?

А. Моруа весьма тонко заметил: что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других.

А так ли уж это важно – думать о своем поведении, когда в современном мире существует столько интересных и сложных проблем? Ведем себя, как все – и ладно. А ладно ли?

Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. А определяется поведение всей системой отношений человека к действительности, прежде всего, его отношением к окружающим людям.

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, семейных, личных.

Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры как таковой очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток (или, еще хуже, ответить грубостью, нахамить – вставать на одну ступень). Этот кто-то – малокультурный и невоспитанный человек. Про таких людей Д. Локк писал: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости (хамства); ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие – лестью.

Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас. Обычно бывает так, что в тот или иной период времени одному человеку живется легче, другому – труднее; одному выпадет больше радости, другому меньше; у одного на душе спокойно, у другого тревожно. Важно уметь видеть и понимать, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, а от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. Это – основа тончайших человеческих взаимоотношений, которая определяет суть наших поступков от самых незначительных в повседневной жизни (уступил дорогу, пропустил в лифт, не заметил раздраженный тон расстроенного человека, похвалил покупку друга, поздравил с удачей) до весьма ответственных за жизнь, судьбу, будущее другого человека – того, кто находится рядом с тобой.

Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

БЕСЕДА №3-«ДУХОВНОСТЬ – НОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Триединство человека:

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

1. Материальные (способствуют жизни):

Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);

Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).

2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».

И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

БЕСЕДА №4 - «О ЗАКОНАХ НРАВСТВЕННОСТИ»

Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Ежедневное общение дома, в школе, в транспорте, на улице, со своими, с чужими – это та реальность, о которой мы редко задумываемся. Это наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы этого или не хотим, но все мы подчас испытываем одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)

– Волнует ли вас отношение окружающих людей?

Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.

Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим отношениями всех окружающих – и знакомых, и незнакомых.

– Почему? Может быть, этого и не надо?

Причин много, но одна из них, пожалуй, главная (Какая? Привести пример. ) – это эгоизм, желание, а вернее, нежелание в чем-то ущемить и ограничить себя, любимого, неумение поставить себя на место другого человека и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно. А еще? (Пример.) Трусость. Да-да, элементарная трусость, ведь хамство по отношению к совсем не знакомым чаще всего остается безнаказанным.

– Существуют ли некие общечеловеческие правила, используемые людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Таких единых, общечеловеческих правил, наверное, нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – так называемое «золотое правило нравственности», которое в той или иной степени является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. Существует это правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

Примеры:

1. В древнеиндийском эпосе V в. до н. э. есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».

2. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

3. Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

– Обобщите все сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?

Что людям желаешь, то и сам получишь.

Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.

– Какие же поступки можно назвать нравственными?

Нравственные поступки имеют хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Как важно всегда помнить, что любой поступок имеет последствия и результат!

– Чем человек оправдывает свое безнравственное поведение?

Обстоятельствами. Дескать, они (обстоятельства) вынудили его сделать так. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

– От чего это зависит?

От нравственной позиции. Так, например, австрийский психолог Виктор Франклин, прошедший в годы Второй мировой войны через все ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: « В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет реализована, зависит от его решения, а не от условий».

– Итак, давайте более подробно представим, что же включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Вернемся к началу нашего разговора. Для каждого человека, и мы это уже выяснили, всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

На доске нарисован «скелет» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.

В итоге н а д о с к е

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

– А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?

В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлебку». Как его понять?

Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем?

Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

– По каким поступкам определяют честь человека?

Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека (чему?) всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать его, ввести других в заблуждение относительно своей личности. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство.

Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава

– Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?

Это наша совесть.

– Что такое совесть и зачем она нужна?

Совесть – это наш внутренний судья. Совесть часто проявляется как неосознанный инстинкт, импульс, не оставляющий времени на размышления о личной выгоде.

Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в самокритике, в желании соответствовать нравственным требованиям.

– Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда.

В народе издавна, как вы знаете, совесть разделяют на... (какую?) чистую и нечистую .

– С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

«Жалок тот человек, в ком совесть нечиста» (А. Пушкин) .

– Почему?

П р о д о л ж и т е ф р а з у:

Если большинство людей в обществе

бессовестны е – это общество... (обывательское, беспокойное, нетерпимое, опасное, криминальное, бандитское, конфликтное);

совестливые – это общество... (спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое).

Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каемочкой», обязаны обеспечить «нормальную жизнь».

– О каком чувстве идет речь?

Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг . Да, так уж устроена наша жизнь, что живет свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.

– В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

Итак, чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.

Продолжите и объясните смысл следующего высказывания:

«Исполни свой долг, и ты узнаешь, чего ты... (стоишь).

– От чего же зависят действия человека?

От желания и, конечно же, решения действовать.

– А воплощение в действие решения человека зависит от чего?

От прилагаемых усилий, то есть от человеческой силы воли.

– Как вы определяете для себя понятие силы воли?

Это сознательное усилие человека, направленное на достижение цели, на решение поставленной задачи. Иными словами, это мое убеждение, воплощенное в решение и действие.

– Какого человека можно назвать волевым?

Который занимается самовоспитанием, самостроительством, самосовершенствованием, ежедневно вырабатывая в себе столь необходимое качество. Волевой человек стремится стать лучше, накапливая в себе положительные качества.

Все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека.

– В чем, по-вашему, выражается способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах. В духовности.

– Что вы вкладываете в понятие «духовность»?

– Зачем она человеку?

По тому, как человек судит о прекрасном (если вообще эта способность присутствует в нем), можно судить и о его отношении к людям. Прокомментируйте следующее стихотворение:

«...Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Р. Гамзатов

– Позицию какого человека можно назвать нравственной? Почему? Какая позиция из этих двух близка вам? Как развивать в себе стремление к прекрасному?

Духовность развивается в стремлении человека к доброму, правдивому, прекрасному и красивому, что является опорой для человеческой души. Без такой опоры человек превращается в обывателя, для которого самое главное – быть сытым.

Каждый решает и определяет для себя (возврат к эпиграфу): насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком?

9 сентября (29 августа по "старому стилю", церковному юлианскому календарю). Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восемнадцати известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Пимен Великий, Египетский . Святой второй половины IV - первой половины V столетий от Рождества Христова. В молодости он ушел в пустынный монастырь и всю свою 110-летнюю жизнь вел очень строгий, аскетический образ жизни, был глубоко почитаем в округе, и многих людей привел ко Христу.

Особенно прославился преподобный Пимен Великий своими духовными наставлениями, сборник которых получил название "Афоризмы". Все изречения этого святого более чем актуальны и сегодня, спустя полтора тысячелетия. Приведем несколько из них:

"Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами...

Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой...

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем - молчание..."

Подробнее о преподобном Пимене Великом, а также о посвященном ему московском храме вы можете узнать из нашего материала , опубликованного на страницах "Царьграда".

Святитель Осия, епископ Кордувийский, исповедник . Святой IV века от Рождества Христова, занимавший на протяжении более 60 лет архиерейскую кафедру города Кордува (современная испанская Кордова). Из жития святителя Осии известно, что сам равноапостольный император Константин Великий , царствовавший в Римской империи в 306-337 годах от Рождества Христова, глубоко почитал этого архиерея и даже сделал его своим советником.

Именно святитель Осия был инициатором того, чтобы император Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году . Два десятилетия спустя, в 347 году , владыка председательствовал на поместном Сардикийском соборе, который поддержал святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, в его противостоянии с еретиками-арианами. За это ариане сослали святого Осию в Сирмию, откуда он вернулся в Кордову уже незадолго до своей блаженной кончины. Упокоился святитель в 359 году от Рождества Христова.

Святитель Ливерий исповедник, Папа Римский . Как и святитель Осия Кордувийский, святитель Ливерий, возглавлявший Римскую Церковь в 352-366 годах от Рождества Христова, отстаивал истинную христианскую веру в противостоянии с еретиками-арианами. Одно время под давлением (некоторое время владыка даже провел в заключении) он склонился к компромиссу с арианством, но вскоре глубоко покаялся и продолжил борьбу с еретиками. Почил папа Ливерий в 366 году .

Преподобный Пимен Палестинский . Святой старец VI столетия от Рождества Христова, совершавший свои монашеские духовные подвиги в пещере палестинской пустыни Рува. В книге "Луг духовный" ("Лимонарь") есть эпизод, как старец Пимен предсказал свою гибель от диких зверей.

Преподобный священномученик Кукша, его ученик мученик Никон и преподобный Пимен Постник, Печерские . Русские святые первой половины XII века от Рождества Христова, подвизавшиеся в первой монашеской обители Древней Руси - Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Святые Кукша и Никон отправились проповедовать Слово Божие среди язычников-вятичей, и были ими убиты, а старец Пимен, находясь в Киеве, прозрел их гибель. Он стал среди Великой Печерской церкви и громко возгласил: "Брат наш Кукша убит на рассвете!"

Преподобный Савва Венефальский и мученица Анфиса (Анфуса) Новая . Об этих святых, еще в древности включенных в святцы Русской Православной Церкви, подробные житийные сведения не сохранились.

Священномученик Михаил Воскресенский, пресвитер, и с ним 28 мучеников (1918), священномученик Стефан Немков, пресвитера, и с ним 18 мучеников (1918), священномученик Павел Фокин, пресвитер (1918), священномученики Иоанн Смирнов, Иоанн Лебедев пресвитеров и преподобномученик Мефодий (Иванов), иеромонах (1937), священномученик Александр Цицеров, пресвитер (1939), священномученик Владимир Соколов, пресвитер (1940), священноисповедник Димитрий Крючков, пресвитер (1952) . Эти многочисленные русские святые XX столетия пострадали за Христа в годы советских богоборческих гонений. Все они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих - сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

8 сентября (27 августа по старому стилю)

Неделя 15-я по Пятидесятнице. Глас шестый.

Собор Нижнегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа).

Прп. Пимена Великого (ок. 450).

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: "Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!" Мать смирилась и возвратилась домой.
Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: "Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией". И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: "Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?" Старец отвечал: "Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн". Другой инок обратился к преподобному, сказав: "Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?" Старец отвечал: "Этого много". Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным - год или сорок дней? Старец сказал: "Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние". На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: "Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу".
Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: "Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день". На вопрос, что лучше - говорить или молчать, старец сказал: "Кто говорит Бога ради - хорошо делает, и кто молчит Бога ради - тоже хорошо поступает". И еще: "Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого".
Преподобный говорил: "Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям". "Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу". Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: "Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу", - и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: "Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие". Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: "Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!"
Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: "Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать", - и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.
Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий - в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.


Новосщмч. Михаила (Воскресенского), Стефана (Немкова) и иже с ними в Н. Новгороде
(1918).
Сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия
(1937).
Сщмчч. Александра пресвитера
(1939).
Сщмчч. Владимира пресвитера
(1940).
Св. Димитрия исп., пресвитера
(1952).
Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах
(после 1114).
Свт. Осии исп., еп. Кордубского
(359).
Свт. Ливерия исп., папы Римского
(366).
Прп. Пимена Палестинского
(ок. 602).
Мц. Анфисы.
Прп. Саввы, иже в Венефалех.
Вмч. Фанурия, в Родесе
(Греч.).
Перенес. мощей свтт. Феогноста, Киприана и Фотия, митропп. Московских.
Пустынника Декумана Ватчетского.
Мч. Джана Дарады, ефиопского евнуха царицы Кандакии.

|

9 сентября (27 августа по старому стилю)

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас четвертый.

Прп. Пимена Великого (ок. 450).

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: "Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!" Мать смирилась и возвратилась домой.
Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: "Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией". И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: "Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?" Старец отвечал: "Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн". Другой инок обратился к преподобному, сказав: "Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?" Старец отвечал: "Этого много". Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным - год или сорок дней? Старец сказал: "Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние". На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: "Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу".
Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: "Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день". На вопрос, что лучше - говорить или молчать, старец сказал: "Кто говорит Бога ради - хорошо делает, и кто молчит Бога ради - тоже хорошо поступает". И еще: "Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого".
Преподобный говорил: "Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям". "Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу". Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: "Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу", - и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: "Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие". Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: "Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!"
Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: "Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать", - и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.
Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий - в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.


Новосщмч. Михаила (Воскресенского), Стефана (Немкова) и иже с ними в Н. Новгороде
(1918).
Сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия
(1937).
Сщмчч. Александра пресвитера
(1939).
Сщмчч. Владимира пресвитера
(1940).
Св. Димитрия исп., пресвитера
(1952).
Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах
(после 1114).
Свт. Осии исп., еп. Кордубского
(359).
Свт. Ливерия исп., папы Римского
(366).
Прп. Пимена Палестинского
(ок. 602).
Мц. Анфисы.
Прп. Саввы, иже в Венефалех.
Вмч. Фанурия, в Родесе
(Греч.).
Перенес. мощей свтт. Феогноста, Киприана и Фотия, митропп. Московских.
Пустынника Декумана Ватчетского.
Мч. Джана Дарады, ефиопского евнуха царицы Кандакии.

|

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...