Авраам. Ветхий Завет

Свт. Амвросий Медиоланский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

…Обратимся к тому, что Бог решил: зло нужно не уничтожить, а временно покарать. Поэтому Он сказал змею: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту . Где вражда, там и раздор, и стремление вредить, а где стремление вредить, там и зло. Итак, положен раздор между змеем и женой. Зло подчинено раздору; следовательно, оно не устранено. Затем, было решено, что змей станет жалить жену и семя ее в пяту и через это вредить им и впрыскивать им яд свой. Так не будем припадать к земле - и змей не сможет нанести нам вреда. Укроем наши ступни Евангелием от яда змея, от его укусов; пусть Евангелие будет нам защитой.

О бегстве от мира.

Свт. Филарет (Дроздов)

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Змий, наконец, из кроткого и покорного человеку животного делается враждебным ему . Образ сей вражды, в описании Моисея, соответствует нынешнему состоянию обоих животных.

…В образе вражды между змием и человеком с особенною ясностью описывается восстановление царства Благодати на развалинах владычества греха и смерти. Вражда знаменует не только разделение, но и желание вредить и предполагает предшествовавший мир или согласие. Посредством греха человек вошел в согласие с диаволом. После сего союза Бог угрожает враждою диаволу; из сего видно, что разрушение оного союза последует со стороны человека; и вражда сего последнего будет состоять в удалении от греха и в старании победить диавола. Вражду положить обещает Сам Бог. Человек, сотворив грех, есть уже раб греха (Ин. 8:34) и не имеет сил расторгнуть узы его, - дабы противостать диаволу. Итак, Бог для сего дарует ему свою силу, которая есть Благодать. Вражда полагается между змеем и женою . Сим не исключается муж, но показывается то, что для противоборства змию не мужеская будет потребна крепость; что та самая жена, которую он низложил коварством, восстанет против него в силе; что сила Божия в немощи совершаться будет (2 Кор. 12:9) . Вражда долженствует продолжаться между семенем змия и между семенем жены . Имя семени , пронесенное от растений к высшим родам существ, в Св. Писании означает потомство вообще (Быт. 9:9 , ), одно лице в потомстве (Быт. 4:25) , чад обетования (Рим. 9:7-8) , обетованного Избавителя (Гал. 3:16) ; иногда также рождение нравственное, то есть преемственно сохраняемое расположение духа и образ жизни (Ис. 1:4) . Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3:7) и чадами диавола (1 Ин. 3:10) , так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3:12) . И, наконец, преимущественно таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2:3) . Семя жены не означает просто и вообще рода человеческого; сие открывается как понятие о семени змия, так равно из самого наименования семени жены, поскольку в обыкновенном разумении семя или потомство присвояется мужу. Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13) ; по превосходству же - чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4:4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8) . Обетованием постоянной вражды между семенем змия и жены возвещается утверждение и непрерывное сохранение Церкви воинствующей. Величайшая казнь змия и величайшая тайна семени жены заключается в словах: оно будет поражать тебя в голову . К изъяснению сих слов пролагает путь перевода семидесяти толковников: αυτος σου τηρησει κεφαλήν, Он будет метить тебе в голову . Слово αυτος, Он , не согласное со словом σπέρμα, семя , показывает, что переводчик имел в мыслях не столько слово семя , сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый; и что семя жены принимал он за одно лицо. В самом деле, семя жены противополагается здесь не множеству семени змия , но одному змию и потому преимущественно долженствует означать единого Вождя и Главу верующих; ко множеству же верующих сказанное в сем месте потолику только быть может отнесено, поколику они составляют с оным единое тело (Рим. 16:20) . Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак, сим возвещается победа над диаволом, совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия и самой плоти от тления. Сия величественная победа снова объясняет и возвышает понятие о победоносном семени жены . Если Сам Бог полагает, или начинает, вражду между змием и женою, то кто, кроме Бога, может окончить оную торжеством и славою? Впрочем, до торжественного прекращения вражды оставляется некоторая часть власти и змию: ты будешь жалить его в пяту . Сие попускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу. Змий уязвляет в пяту , которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого; в пяту, которая, и быв уязвлена в падение , оставляет еще для человека другую пяту на восстание . Так уязвляются верующие соблазнами, бедствиями, смертью телесною. От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное и божественное семя жены , или Глава и Избавитель верующих. Но как Он не мог быть подвержен уязвлению сему по собственной вине или по собственной слабости, то должно заключить, что Он подвергается уязвлению для понесения болезней других и для сокрушения чрез сие главы змия. Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53:5) . Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия.

Толкование на Книгу Бытия.

169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?

Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение.

170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?

Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя Жены сотрет (поразит, сокрушит) главу змия (Быт. 3:15) .

171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?

Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.

172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»?

Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.

173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?

Польза от этого обещания была такова, что люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть вторая. О вере. О третьем члене Символа веры.

Сщмч. Ириней Лионский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Итак, Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага, и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его. Ты можешь прочитать в Бытии, что Бог сказал змею: и положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее, он будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти его пяту (Быт. 3:15) . Ибо с этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени, о Котором апостол говорит в Послании к Галатам: закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование (Гал. 3:19) , а еще яснее показывает в том же послании, говоря: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены (Гал. 4:4) . Ибо враг не был бы справедливо побежден, если бы победивший его не был человек от жены. Потому что через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена; чтобы так же как через человека побежденного [Адама] род наш нисшел в смерть, через человека-победителя [Христа] мы бы опять взошли в жизнь, и так же как через человека [Адама] смерть одержала победу над нами, через человека [Христа] мы бы опять получили победу над смертью.

Против ересей.

Прп. Исидор Пелусиот

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту

На слова, сказанные змию: вражду положу между вами и проч.

Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус. Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужеского и без умаления Ее чистоты.

Прп. Ефрем Сирин

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Между Царством Божиим на земле и царством сатаны – постоянная борьба. Царство Божие на земле – Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24–27) . Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их… Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога!

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блаж. Августин

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Вражда полагается не между змеем и мужем, но между змеем и женою. Может быть, потому, что он не обманывает и не соблазняет мужей? Но ведь очевидно, что обманывает. Или потому, что он искусил не Адама, но его жену? Но разве из-за этого он не стал врагом Адама, которого обман достиг через жену, тем более что о будущем уже сказано: вражду положу между тобою и между женою ? Если причина в том, что змей не сразу соблазнил Адама, так он и Еву соблазнил не сразу. Почему же так сказано? Не потому ли, что тем самым нам дается понять: дьявол может соблазнить нас лишь через посредство животной части, являющей в едином и цельном человеке женский образ, о чем мы уже немало говорили выше?

О Книге Бытия против манихеев.

Блж. Иероним Стридонский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

В еврейском тексте сказано лучше: «Он будет попирать твою голову, а ты будешь попирать его пяту». Ведь и нашему шествию препятствует змей, и «Господь скоро покорит сатану под ноги наши».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Первообетование Мессии

«и вражду положу…» Данный раздел - величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин. 3:19-20 ; Ин. 7:7 ; 1Ин. 2:15), - эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр. 12:7-9).

«Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).

Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Мф. 3:7 Гал. 4:4 ; Быт. 17:7 , ), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.

«оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» . Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим. 16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту - все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «все во всем» (1 Кор. 15:28 ; ср. Ин. 12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (αυτος - местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием - антихристом и поразит последнего на голову (2 Фес. 2:8-9 ; Откр. 20:10) .

Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст Самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.

Сказав о наготе прародителей, которая при небесной одежде была благообразна и не служила поводом к стыду, Моисей обращается к повествованию о хитрости змия и говорит: «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог» (). Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек, но если и превосходил хитростью ту степень, на какой поставлены звери, то не следует отсюда, что он возвышался до степени человека. Змия Бог сотворил хитрее бессловесных скотов и лукавее неразумных животных, но поскольку не было у него разума, то явно, что он не имел и мудрости человеческой. Адам превосходил змия и по самому образу сотворения, и по душе, и по уму, и по славе, какой был облечен, и по месту жительства своего, а потому видно, что он безмерно выше змия и по хитрости. Адам превосходил мудростью всех зверей, потому что Бог поставил его владыкой и правителем их; он был хитрее всех, потому что всем нарек имена. Как Израильтяне не могли без покрывала взирать на лицо Моисеево, так животные не могли взирать на светлый зрак Адамов. Потупив очи, проходили они перед ним, когда нарекал им имена, потому что очи их не могли взирать на славу его. Итак, хотя змий был хитрее зверей, однако же неразумен пред и Евой, владыками зверей.

Сказав о хитрости змия, Моисей обращается к повествованию о злокозненном приближении его к Еве и говорит: «и рече змий жене: подлинно ли сказал Бог : да не ясте от всякаго древа райскаго?» (). Змий говорил, и то было или свойственное змию шипение, которое понимал Адам, или в змие говорил сатана, или змий по собственному умышлению испросил себе дар слова, или сатана испросил Бога дать этот дар слова змию на время. Но искусительное слово не вело бы во искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель, то само древо красотой своей ввело бы их в борьбу. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им собственное желание. Ибо сказано: «И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети..., и вожделенно по виду: и вземши от плода его яде» (). А если жена побеждена красотой дерева и приятностью плодов его, то не советом, вошедшим в слух ее, побеждена. Введена же в преступление пожеланием, обнаружившимся в ней самой. Но поскольку заповедь была дана для испытания, то получился удобный случай прийти искусителю.

Что сотворено в раю и вне рая, все это дал человеку по благости и ничего не требовал от него за то, что сотворил, но украсил и облек его славой. Что только ни было в раю, на земле, в воздухе и водах, – все то дано человеку по благости, но одно только древо отнято у него по правде.

"Глас Твой слышах... и убояхся» . Когда же слышал ты глас Его, как услышал теперь? Ибо вот, когда создал Он тебя, ввел в рай, навел на тебя сон, взял ребро твое, создал и привел к тебе жену, не слышал ты гласа Его. Если же слышать глас Его для тебя есть нечто совершенно новое, то уразумей хотя бы теперь, что глас Божественных стоп был для того, чтобы уста твои принесли моление. Скажи же Богу, пока не вопросил тебя, о приходе змия, о преступлении твоем и Евином. Исповедь уст твоих, может быть, очистит вас от греха, какой соделали руки ваши, сорвавшие плод. Но прародители не исповедали того, что сами сделали, а сказали же Всеведущему, что в них происходило.

«Адаме, где еси?» Стал ли ты Богом, как обещал тебе змий, или подпал под власть смерти, как угрожал тебе Я, если вкусишь плодов дерева? Рассуди, Адам: если бы вместо прошедшего к тебе змия, этой самой презренной твари, пришел к тебе Ангел или другое высшее существо, то справедливо ли было бы тебе презреть заповедь Того, Кто даровал тебе все, и внять обещанию того, кто дотоле не оказал тебе никакого добра? Справедливо ли было бы почитать тебе недобрым Того, Кто создал тебя из ничего, сделал тебя вторым богом над вселенной, но посчитать добрым того, кто на словах только обещал тебе доброе? Если бы в явлении силы пришло к тебе какое высшее существо и предложило свои обещания, то и тогда не надлежало бы тебе поступать так. Тем паче не надлежало, когда пришел к тебе змий, не явив ни знамений, ни чудес. Но ты, по одному сказанному им пустому слову, солгал Богу своему и поверил лжецу, почел лживым Того, Кто даровал тебе все блага и сделал тебя владыкой над всем; признал верным лжеца, который поступил с тобой злокозненно, чтобы лишить тебя всей власти.

Если бы змию воспрещено было прийти и искушать Адама, то жалующиеся теперь на то, что змий пришел, стали бы тогда жаловаться на то, что змию воспрещено было прийти. Они же стали бы утверждать, что змию воспрещалось прийти к из зависти, чтобы Адам после кратковременного искушения не приобрел бы вечной жизни; и те самые, которые теперь говорят, что если бы змий не пришел, то Адам не согрешил бы, стали бы утверждать, что если бы змий пришел, то Адам не согрешил бы. Как теперь уверены они в справедливости утверждаемого ими (что если бы змий не пришел, то Адам и Ева не согрешили бы), – так еще более стали бы уверять себя в справедливости того, что если бы змий (после Божия воспрещения) пришел, то они не согрешили бы. И что из этого было бы вероятнее, если бы самое дело не показало, что Адам послушался змия, и Ева повиновалась пресмыкающемуся?

"Глас Твой слышах... и убояхся... и скрыхся» , потому что умолчал о том, что следовало сказать, а вместо этого говорил о том, чего не нужно было. Вместо того, чтобы признаться, что сам сделал, что стало бы для него куда полезнее, пересказывает, что происходило в нем, то есть говорит о бесполезном для него. Бог говорит ему: «кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе... от него ял еси» (). Наготу свою увидел ты зрением, какое дано тебе древом, обещавшим тебе зрение божественное. Но не исповедует своей вины, обвиняет же подобную себе жену: «жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох» (), – не я приблизился к древу, но моя рука простерлась к запрещенному плоду. Потому и апостол говорит, что не согрешил, но Ева преступила заповедь (). Но если Бог дал тебе, Адам, жену, то дал для того, чтобы помогала тебе, а не вредила, находилась у тебя в подчинении, и не повелевала тобой.

Когда же не захотел исповедать своей вины, тогда Бог обращается с вопросом к Еве и говорит: «что сие сотворила еси» (). И Ева , вместо того, чтобы умолять со слезами и принять на себя вину, как бы не желая исходатайствовать прощения себе и мужу, не говорит, какое обещание дал ей змий и чем убедил ее, а говорит же просто: «змий прельсти мя, и ядох» (). Когда оба были спрошены, и открылось, что не имеют они ни покаяния, ни истинного оправдания, тогда обращается к змию, но не с вопросом, а с определением наказания. Ибо где было место покаянию, там поставлен вопрос, а кто чужд покаянию, тому изречен прямо приговор суда. А что змий не мог принести покаяния, то уразумеваем из слов Бога: «яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов» (), – причем тут змий не говорит, что не сделал этого (искушения), ибо боится солгать, но не говорит также, что сделал, потому что ему чуждо покаяние.

«Проклят ты от всех скотов» , – потому что ввел в обман поставленных владыками над всеми скотами. И поскольку ты хитрее всех зверей, то будешь проклят «и от всех зверей земных... и на чреве твоем ходити будеши» (), – ибо жену подверг ты болезням рождения. «Землю снеси вся дни живота твоего» , – потому что и Еву лишил плодов древа жизни. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем тоя» (), – потому что жену и рождаемых ею ввел ты в обман и поработил смерти своей коварной любовью. Объясняя вражду, которая полагается между змием и женой, между семенем змия и Семенем жены, говорит: "Той твою сотрет главу» (), – ту главу, которую желал ты освободить от рабства Семени ее, а ты будешь поражать его (змия) не в слух, но в пяту.

Хотя и по самой справедливости определение суда надлежало прежде изречь змию, ибо где начало преступления, там должно начаться и наказанию, но Бог начал с этого презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращен был гнев правосудия, Адам и Ева пришли бы в страх и покаялись, и так открылась возможность Его благости освободить их от проклятий правосудия. Когда же змий был проклят, а Адам и Ева не прибегли к молениям, тогда Бог изрекает наказание им. Обращается же к Еве, потому что ее рукой дан грех, и произносит ей приговор суда, говоря: «умножая умножу печали твоя и зачатие твое, и в болезнех родиши чада» (). Хотя Ева и рождала бы по благословению чадородия, какое дано ей вместе со всеми живыми тварями, однако же рождала бы немногих, потому что рожденные ей были бы бессмертны. Притом она стала бы свободна от болезней рождения, от забот при воспитании рожденных и от скорбей о смерти их. «И к мужу твоему обращение твое» , – чтобы быть тебе под его властью, а не самой властвовать, – «и той тобою обладати будет» (), потому что ты надеялась после вкушения плодов древа сама возобладать над ним.

Когда Бог изрек определение Еве, в не обнаружилось покаяния; тогда и на него налагает наказание и говорит: «яко послушал еси гласа жены твоея , и согласился вкусить от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти... проклята земля ради тебя" (). Хотя за виновного наказывается неповинная земля, но проклятием земли, которая не может страдать, подвергался страданию Адам, который мог страдать. Поскольку проклята стала земля, то подпал проклятию и тот, кто не был проклят. Не сказал же Бог, что в наказание человеку обратится проклятие, какому подпадает земля, ибо и ему самому произнес приговор, сказав: «в печалех снеси тую вся дни живота твоего» (), по преступлении заповеди. Как при соблюдении заповеди вкушал бы ты плоды ее беспечально, так теперь, после греха, земля «терния и волчцы возрастит тебе» , которых не произращивала, если бы не согрешил ты. «Снеси траву селную» , – ибо, вняв пустому обольщению жены, презрел ты вожделенные плоды райские: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» , – потому что не угодно тебе было без всякого труда наслаждаться утешениями Едемского сада. И так продолжится для тебя, «дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» , – ибо презрел ты заповедь, которая вскоре даровала бы тебе вечную жизнь, пока тебе не дозволялось вкусить плодов древа жизни. И поскольку ты – от земли, но забыл сие, то «возвратишися в землю» (), – и через это уничижение познаешь, что ты такое.

И сатана, сотворенный в те же шесть дней, когда сотворен и змий, в которого и вошел он, до того шестого дня был так же прекрасен, как прекрасны были и Ева до преступления заповеди. Но сатана, соделавшийся в тот же день уже втайне сатаной, был обвинен и осужден тогда же тайно, потому что Бог не восхотел открыть прародителям Своего суда над ним, чтобы не смогли они предузнать его искушения. Потому-то и сказала жена: «змий прельсти мя» (), – а не сатана.

Итак, сатана осужден был тайно, а с ним осуждены и все воинства его. Грех великий, но наказание казалось бы мало, если бы постигло только одного или некоторых. Однако теперь как Еве и всем дщерям ее определены болезни рождения, как и всем чадам его определены печали и смерть, как змию и всему семени его определено быть в попрании, – так и бывшему в змие со всеми воинствами его определено идти в огонь. Но это сокрыто в Ветхом Завете и открыто в Новом Завете Господом нашим, Который говорит: «О суде же, яко князь мира сего осужден бысть» (), – то есть он (сатана) был тогда обвинен.

Сказав о наказании, какое понесли искуситель и искушаемые, Моисей пишет о том, как «сотвори Господь Бог и жене его ризы кожаны, и облече их» (). Ризы те или были сделаны из кож животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясании своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, а в самой смерти животных увидели собственного своего тела. После этого «рече Бог: се, бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (). В словах: «бысть яко един от Нас» , – открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмевается Адаму, напоминая сказанное змием: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» .

Конечно, и Ева по вкушении плодов древа узнали доброе и лукавое, но и до вкушения знали они добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их. «И ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век» (). Если дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то тем более устремится ли он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку Бог уже определил прародителям проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы вкусив плода с древа жизни и получив вечную жизнь, они не стали бы вечно мучиться в этой жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое уготовлял (для их бессмертия), чтобы дать им их, когда будут они свободны от проклятий и облечены славой. Сделал так потому, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесло им древо познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Потому Бог отъял у них древо жизни. Притом и несообразно было жизнь блаженную иметь на земле проклятий, а жизнь вечную обрести в мире преходящем.

Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Потому, чтобы не нарушить смертный приговор суда, и древо жизни не оказалось бы недействительным и неживотворным, Бог изгнал из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его «делати землю, от неяже взят бысть» (), – чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне «рая сладости... пристави Херувима и... острие меча обращаем аго, хранити путь древа жизни» (). Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.

§ 1. Божественное предопределение и предвозвещение о Семени Жены - о Приснодевстве Богоматери

Семя Жены сотрет главу змия.

Дело спасительного для человеков воплощения Сына Божия начинается не с Архангельского благовещения Пресвятой Деве Марии. По малой мере человеческой, несколько тысяч лет ожидало это дело согласия Девы, чтобы могло совершиться.

Говорим: по малой мере человеческой; потому что по великой мере Божией дело это идет от самой вечности. Апостол свидетельствует, что Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным, в небесных о Христе, избра нас в Нем прежде сложения мира (Еф 1,3-4).

Но не нам восходить до такой пренебесной высоты созерцания. Довольно для нас взойти к началу тайны Христовой, открывшемуся в земном раю.

Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков и тем разрушить их райское блаженство; когда смерть, прежде возвещенная предохранительно, а потом уполномоченная правосудием, наступала на человека по следам греха: тогда милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения. Чудным образом, в слове осуждения, частию скрыл Он, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю сказал: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу (Быт 3,15).

То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков возстанет против тебя вражда, противоборство, брань; она продолжится в их потомстве; наконец Тот, Который до времени скрывается под таинственным наименованием Семени жены, - Той твою сотрет главу , победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и следственно возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь безопасную от смерти.

К уразумению таинственного наименования Семени Жены пролагает путь самая необычайность этого наименования. Семя , без сомнения, означает потомство, или определенное лице в потомстве. Но что значит Семя Жены ? В обычае всего рода человеческого, и особенно в древних родословиях видим, что семя или потомство всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери или праматери. На что же указывается необычайным наименованием Семени Жены ? - Или ни на что, в порядке природы; или на таинство, которое выше природы; - на рождение, о котором природа спрашивает: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк 1,34), и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (35); - на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы.

Что Адам уразумел тайну изречения Господня о Семени Жены, это можно примечать из того, что вслед за сим он дал жене своей новое имя, которое было бы совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к этой именно тайне: и нарече Адама имя жене своей: жизнь, яко та мати всех живущих (Быт 3,20). Жизнь, мати живущих - эти имена были бы приличны праматери в состоянии непорочности, потому что тогда она точно рождала бы всех живущих и никого не рождала бы умирающего; но тогда не дано ей этих имен, а названа она была просто женою. К чему же после грехопадения, когда она будет рождать умирающих, будучи притом сама причиною, что смерть будет общим наследием ее потомства, к чему нарече Адам имя жене своей: жизнь ? Разве в поругание? - Нет, конечно, не в поругание, а вероятнее в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о Семени Жены , сокрушающем главу змия. Отцем, думал он, буду и я; но не буду отцем истинной Жизни; Ея матерью предназначено быть жене без мужа; итак, да наречется ей имя: Жизнь, яко та мати всех живущих , хотя не сама по себе, но потому что некогда от Евы будет Дева, и от Девы родится Тот, Который есть Истина и Жизнь (Ин 14,6), и Который имеет силу всех умирающих перерождать в присноживущих.

Спрашивает Игорь
Отвечает Александра Ланц, 20.04.2011


Здравствовать вам в правде Божией, Игорь!

Вы спрашиваете о заключительной части пророчества Бога относительно змея, но чтобы понять заинтересовавшие вас слова, мы должны рассматривать всё пророчество в целом:

"И сказал Господь Бог змею:

за то, что ты сделал это,

проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;

ты будешь ходить на чреве твоем,

и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою,

и между семенем твоим и между семенем ее;

оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" ().

Чем отличается пятка (пята) от головы?

1) она всегда находится в прахе, там, где ползает ядовитый змей. Значит, человечеству всё же не удастся избежать боли, которую змей желает причинить ему. Болезни, депрессии, разочарования, несчастные случаи, смерть - это всё результат того, что ноги человечества находятся там, где ползает змей, жалящий нас.

2) даже если пятке больно, то это всё же не смертельно. Даже если змею удастся ужалить человека в пятку, причинив ему сильную душевную и физическую боль, то у человека всё равно будет возможность принять противоядие прежде, чем яд поразит центральную систему жизнеобеспечения.

3) голова, а не пятка управляют жизнью существа, поэтому если рана, нанесённая в голову, всегда серьёзнее, раны, нанесённой в пятку. Иметь возможность ранить врага в голову - значит, иметь возможность убить его. Тогда как ранения, нанесённые в пятку, никогда не принесут смерть для всего тела. Страдания - да. Но не смерть.

Таким образом, Бог обещает человечеству , что оно, хотя и будет страдать от сатаны, всё же не погибнет. Но при этом Бог обещает сатане, что хотя ему будет позволено мучить человечество , сатана всё же погибнет -- от руки самого человечества.

Я хочу обратить ваше внимание на одну абсолютно важную для нашего спасения истину этого пророчества. Истина заключается в том, что если мы, как отдельные личности, связанные в одно тело человечества, решимся встать на путь войны с жалящим нас змеем, мы будем поражать змея в голову не своею силою.

Обратите внимание на то, что когда Бог обещает положить в сердце человечества вражду между добром и злом, Он говорит о семени жены, хотя по Библейской логике важно именно семя отца (мужчины). Однако пророчество ясно утверждает, что хотя победитель родится от жены, семя мужа не примет в этом участия.

Это бесконечно важный момент! Семя мужчины, соединённое с семенем жены, не может быть победителем, потому что падший человек бессилен перед тем, кто победил его (перед змеем), падший человек (муж) может передавать своим детям только свою падшую бессильную против змея природу, но никак не природу победителя над змеем. А вот семя Бога, соединённое с семенем жены, может .

Поэтому перед нами пророчество о рождении Человека, в котором каждый из нас может стать победителем над змеем. Это пророчество сбылось две тысячи лет назад:

"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария , ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего , и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " ().
Иисус был Единственным на земле Человеком, Котороый был реально рождён не от земного отца, а от Небесного Отца, т.е. реально во всех деталях принял на Себя нашу человеческую плоть, при этом был Сыном Бога, а не человека (мужа).

Именно Иисус был ужален змеем в пяту так сильно, что Ему пришлось умереть второй навечной смертью. Змей вложил весь свой яд, всю свою ненависть, все свои силы в то, чтобы Иисус пострадал навечно.

Да, от боли, которая вонзилась в пяту Иисуса (в Его плоть), Его сердце разорвалось и Его жизнь остановилась, но змею так и не удалось дотянуться до головы Иисуса, до того "управляющего центра» Его жизни, в котором и была сосредоточена Вечность. Поэтому смерть, НАВЕЧНАЯ смерть, не смогла удержать Его ().

Так вот Иисус и есть то самое семя, которое от жены и которое поражает змея в голову. Если мы находимся в Иисусе, то мы живём Его победоностной жизнью, жизнью победителей... и хотя змею удаётся-таки удаётся жалить нас в пяту (мучить нашу плоть даже до физической смерти), мы, если находимся во Христе, можем сохранять свой мозг недосягаемым для его яда, а значит --

Постоянно побеждать всё, что змей воздвигает на нашем пути,
-- тем самым нанося удары по его голове.

И всё это силою Самого Бога ().

С любовью в Победителе,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

"Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" (Лк. 1, 35).

Светом неизреченным озарился мир в сей благословенный день, день открытия глубочайшей тайны, в начале веков возвещенной первозданным людям Самим Богом при изгнании их из рая: "Семя жены сотрет главу змия" . К этой благодатной Жене, семя Которой должно было стереть главу змия, послан был с неба святой Архангел Гавриил; послан был для того, чтобы возвестить Ей, что пришло время исполнения глубочайшего, таинственного пророчества Исайи: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог" (7, 14) .

Предстал со страхом святой Архангел пред Той, Кого Бог избрал из всего рода человеческого, предстал с удивительным, необычайным приветствием: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!" (Лк. 1, 29.) Благодатной назвал... Кого из жен называли когда-либо благодатной, а Ее назвал святой Ангел полной благодати.

"Благословенна Ты в женах" (Лк. 1, 28) . Между всеми, всеми женами, которые когда-либо были, которые когда-либо будут, Она одна благословенна. Приветствие изумительное, поразительное. Как же отнеслась к нему Пресвятая Дева? Она смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как было не смутиться, слыша такие необыкновенные слова, слыша, что Она над всеми людьми на недосягаемую высоту поставлена, что с Нею Бог, что Она благодатная. Но Она молчала, как молчала всегда в жизни Своей, и было молчание Ее святым молчанием.

Ее уста всегда были запечатлены печатью благодатного и святого молчания. Когда родился от Нее в пещере вифлеемской Тот, о Котором теперь возвещал Архангел, когда исполнилось дивное пророчество, Она тоже молчала, не испускала криков радости и ликования, и когда пришли пастухи, а позже волхвы с Востока на поклонение родившемуся от Нее Младенцу, когда услышала Она, что Ангелы святые возвестили им о рождении Спасителя мира, Она молчала и только слагала эти удивительные слова в сердце Своем. Даже тогда, когда пришла Она со святым старцем Иосифом Обручником и Сыном Своим, двенадцатилетним Иисусом, в храм Иерусалимский для поклонения, и незаметно остался в храме Иисус, и не найдя Его, они должны были с пути возвратиться и 3 дня искали Его в городе; даже тогда, когда Она услышала слова, которые никто не мог произнести, кроме Сына Божия: "Зачем было Вам искать меня? Или Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк. 2, 49.) , — Она молчала, но эти удивительные слова слагала в сердце Своем. Даже тогда, когда стояла Она у Креста Голгофского, видя страшные мучения Сына Своего, Она не вопияла, не рыдала, как свойственно слабому сердцу женщины. Она молчала. В скорбном молчании взирала Она на Сына Своего, тогда как сердце Ее раздиралось таким ужасным страданием, какого не знают люди. Она молчала...

Она молчала и теперь, и только размышляла, что это за странное приветствие.

Сказал Ей Ангел Божий: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1, 30-33) .

Что может быть поразительнее предвозвещения, что должен родиться от Нее Тот, Который наречется Сыном Всевышнего, что Он будет царствовать над домом Израиля во веки веков? Но зачем эти слова свои он предварил успокоением Ее: "Не бойся, Мария "? Она его не боялась, как убоялся бы каждый смертный, увидя Ангела. Она его не боялась, ибо Сама была Святейшей святых. Она это в глубине сердца Своего сознавала. Может быть, Ей было открыто от Бога, что Она будет Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов. Она его не боялась, Она только со смирением, с удивлением слушала слова его. Зачем же сказал он: "Не бойся" ? Затем, что то, что он предвозвещал, должно было наполнить страхом сердце Ее.

"Как Я буду Матерью Того, Кто наречется Сыном Всевышнего? Как Я буду Матерью Того, Кто унаследует престол отца Своего Давида?" Разве это не страшно, разве не должно было вострепетать Ее сердце, когда услышала Она такие слова?

Вот зачем сказал Архангел: "Не бойся, Мария" . Как ни велико, как ни страшно то, что произойдет с Тобою, не бойся. И сердце Марии успокоилось, но Она спросила: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк. 1, 34.)

Это естественный, совершенно естественный вопрос: "Как же Я, Дева Чистая и Непорочная, как буду Матерью? Скажи, объясни Мне" . Этот вопрос Святой Девы служит величайшим доказательством Ее непорочности, Ее приснодевства, ибо Она Сама свидетельствовала о том, что хотя живет в доме Иосифа, нареченного мужем Ее, но мужа не знает, не муж он Ей, а хранитель Ее девства. Она давно, давно дала Богу обет всегдашнего девства, и этого не мог не знать Иосиф Обручник. По закону Моисееву никакой обет женщины незамужней не имел силы, если не был подтвержден ее отцом, и никакой обет женщины замужней не имел силы, если не был подтвержден и утвержден мужем ее. Этот закон знал Иосиф, он не мог не знать об обете Девы Марии и утвердил его. Запомните же это те, кто дерзает сомневаться в приснодевстве Матери Христа, запомните.

Что же отвечал Ей Ангел на этот столь понятный, столь естественный вопрос? Ответил словами, повергающими нас в изумление и трепет: "Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя" (Лк. 1, 35) . Пусть запомнят это все те, кто в гордости ума своего, в приверженности своей к обычному, к естественному, не хочет верить в Непорочное Зачатие Спасителя Пресвятой Девой Марией, пусть запомнят, что сам Ангел это сказал.

Это непонятно. Ну что же, разве мало есть таинственного и непонятного в природе и в жизни нашей? Бесконечно, бесконечно много непонятного, без конца много таинственного, неведомого нам, того, что никогда нами не может быть разгадано и никогда не будет узнано по самому свойству таинственного и по ограниченности ума нашего. Блаженной памяти митрополит Московский Филарет сказал глубокие слова о том, как должно относиться к таинственному и непонятному: "Встречаешь ли непонятное в вере? Не спеши любопытствовать или прекословить, но в молчании внимай глаголу веры и терпеливо жди времени, когда глаголющий в притчах удостоит тебя изъяснения оных словом и опытом" .

Благоговение и смирение требуется для того, чтобы склонить свою гордую голову пред непостижимым, пред таинственным. Говорят: "Что это за чудо такое Непорочное Зачатие? Чудес не бывает" . А древний великий святитель и глубокий мыслитель блаженный Августин сказал весьма мудрые слова: "Чудо находится в противоречии не с природой, а с нашими знаниями о природе" . А наши знания о природе чрезвычайно малы, как ни великими кажутся они нам. И если мы находим что-либо, что кажется противоречащим законам природы, то не должны дерзко объявлять это невозможным.

Итак, смиренно опустив голову, внимала Пресвятая Архангелу Гавриилу.

Что скажу я тем, кто не желает быть смиренным, тем, кто верит только в науку; что скажу тем из вас, которые получили естественнонаучное образование и не хотят верить тому, что противоречит фактам, установленным естествознанием? Я скажу им: "Когда вы впервые познакомились с учением о партеногенезе — о размножении однополых растений и низших животных, — разве вас не поразило столь необычное и резкое исключение из законов природы, по которым все твари размножаются двуполо?"

Но скоро изумление прошло. Наука говорит: "Это факт, значит, это верно" , — и успокоилось удивление, и улеглось сомнение. Спросите тех, кто знаком с наукой эмбриологией, изучающей, как развивается зародыш во чреве матери: разве им ясно, какими силами происходят изумительные процессы превращения яйцеклетки в живой организм? Разве ученые могут сказать, что эмбриология способна объяснить те тайны, которые производятся силой Божественной — в утробе матери, когда зарождается новое живое существо? Пусть объяснят, каким образом возникает дух человеческий в утробе матери. Они этого не умеют объяснить и никогда не объяснят.

Вы знаете, что зачатие происходит путем соединения двух половых клеток: семенной и яйцевой. Знаете, что эти клеточки микроскопически малы. Объясните, как же слившиеся воедино микроскопические половые клетки могут содержать всё безмерное, неисчислимое богатство тех физических и душевных свойств, которые наследуются тем существом, которое развивается из одной оплодотворенной яйцевой клетки. Пусть объяснят, как в этой малой клетке может вместиться всё: и все физические, телесные свойства, и все привычки, манеры отца или матери, передаваемые их детям. Как и где в этой клетке могут вместиться душевные свойства, которые наследуют дети от родителей своих?

Я скажу, что и в этом непостижимая тайна. Для нас, верующих в Бога, ясно и понятно, что всё создано Богом и управляется законами, данными Им. Над всем царит Святой Дух: всё в мире творится, всё происходит, всё живет только действием Святого Духа. И если Дух Святой установил те законы, которые изучает наука, то почему не должны мы верить в то, что силою Духа Святого может совершиться и неизмеримо большее того, что знает наука? Творец мира не волен ли, не властен ли изменить и самые законы природы? О, конечно, может, конечно, властен!

Склонимся же с глубокой верой пред словами Архангела Гавриила Деве Святой: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и раждаемое Свято наречется Сын Божий" . Именно потому, что это было рождение силой и наитием Святого Духа, именно потому рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот, что слышал мир в сей благословенный день. Вот, что возвещено святым Архангелом. Вот, как началось величайшее дело спасения рода человеческого. Вот, как произошло Зачатие Господа Иисуса Христа в непорочной утробе Девы Марии.

Будем же и мы подражать Ее святому молчанию; заключим уста свои, когда будут проситься с уст слова неверия, слова сомнения; замолчим так, как умела молчать Пресвятая Дева. Всем сердцем поверим в Непорочное Зачатие Господа Иисуса и всем сердцем прославим Деву Святую, Матерь Пречистую Господа нашего Иисуса Христа.

1948 г.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...