Целитель среди православных святых. Святые врачи

СВЯТЫЕ ВРАЧИ ПРАВОСЛАВИЯ

Почти каждый человек имеет в своей жизни опыт обращения к святым. Некоторых из них - мучеников, святителей, преподобных, которые несли в своей земной жизни служение лекарей, называют "святыми врачами". Имея образование и врачебный дар, они практически всегда помогали людям бескорыстно, не только при помощи средств медицины, но и молитвы. И до сих пор эти прославленные подвижники продолжают быть помощниками и для нуждающихся в исцелении, и для тех, кто изо дня в день с верою исполняет свой врачебный долг. О наиболее известных душевных и телесных лекарях и повествует этот рассказ.

Целитель Пантелеимон

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного змеёй, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а змея разлетелась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам. Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову. Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его. Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305).

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука Войно-Ясенецкий (27 апреля 1877 – 11 июня 1961), в миру – Валентин Феликсович. Родился в г. Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича. В семье было еще два сына и две дочери. Отец исповедовал католичество, а его супруга Мария Дмитриевна воспитывалась в православии, творила дела милосердия. Как вспоминал в своих мемуарах Святитель Лука, религиозного воспитания он не получил, но религиозность унаследовал от отца. С юных лет в сердце мальчика главенствовали любовь к Богу и ближним.
В детстве Валентин проявлял художественные способности. В 1889 г. вся семья переехала в Киев. Одновременно с гимназией в Киеве он оканчивает художественное училище. Затем недолгое время обучался живописи в частной школе профессора Книрра в Мюнхене. После исканий и раздумий о дальнейшем жизненном пути в 1898 г. поступает на медицинский факультет Киевского университета имени святого Владимира. В подарок от директора гимназии как напутствие в жизнь Валентин получил Новый Завет и старался уяснить себе Христово учение, желая искренно поработать Богу и людям. Блестяще сдав государственные экзамены в университете в 1903 г., он неожиданно для всех объявил о решении стать земским врачом, чтобы помогать бедным.
Во время русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите. Женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской. Затем семья переехала в г. Ардатов Симбирской губернии, позже – в с. Верхний Любаж и г. Фатеж Фатежского уезда Курской области. В 1907 г. в семье родился первенец Михаил, в 1908 г. – дочь Елена. В 1909 г. Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в хирургическую клинику Дьяконова, затем в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию («Регионарная анестезия»). 13 лет он работал земским врачом, не имея воскресных и праздничных дней. В те годы ему пришла мысль изложить свой уникальный опыт в особой книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план и вдруг подумал: «А ведь когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так вел Господь своего угодника. Стать священником, монахом, епископом он и не помышлял. Как напишет впоследствии Святитель Лука: «Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери».
В 1915-1916 гг. он заведовал госпиталем для раненых. В начале 1917 г. его супруга Анна Васильевна заболела туберкулезом легких, и вся семья переехала в Ташкент (в семье в 1910 и 1914 гг. родились еще два сына). С марта 1917 г. он становится главным врачом городской больницы Ташкента. В октябре 1919 г. по ложному доносу Валентин Феликсович был арестован. Через несколько дней в возрасте 38 лет скончалась его супруга. После ее смерти Валентин Феликсович вручил попечение о своих детях операционной сестре – Софии Сергеевне Белецкой, которая заменила им мать во все долгие годы ссылок и тюрем их отца. В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Кто-то назовет это чудесным случаем, а кто-то промыслом Божиим. Однажды, в конце 1920 г., Валентин Феликсович выступил на епархиальном собрании с речью против "обновленцев". Присутствовавший там епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) неожиданно сказал ему: «Доктор, вам надо стать священником!» И знаменитый врач со всей простотой и глубиной веры ответил: «Буду священником, если это угодно Богу!»
Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть. В начале 1921 г. он был посвящен во диакона и рукоположен во иерея. Ташкент был взбудоражен: известный профессор медицины, основатель городского университета во времена воинствующего безбожия стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый, хирург его принимает. Его попытались оклеветать, но не смогли: он был всеми уважаем. В мае 1923 г. ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) совершил его тайный постриг с именем Лука. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. В этом же году он был арестован, и начались многолетние ссылки. Владыка был отправлен сначала в Енисейск, затем Туруханск и деревню Плахино. В январе 1926 г. он вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 г. Святитель Лука Войно-Ясенецкий снова был арестован и приговорен к ссылке в Архангельск, откуда был освобожден в мае 1933 г.
Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей. В 1934 г. вышла в свет его монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 г. его арестовали в третий раз. С марта 1940 г. он отбывал ссылку в Большой Мурте, где работал хирургом (в 110 километрах от Красноярска). С октября 1941 г. он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Ежедневно он делал несколько сложнейших операций, продолжал научную работу. В середине 1942 г. срок его ссылки закончился. Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В 1944 г. владыка возглавил Тамбовскую епархию. В 1945-1947 гг.
Святитель Лука пишет известный богословский труд «Дух, душа, тело». За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия 1 степени, большую часть которой владыка перечислил в помощь пострадавшим в войну детям. В 1946 г. архиепископ Лука стал главой Крымской епархии, продолжая свою врачебную и педагогическую деятельность. Ушел в мир иной в 1961 г. в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших. Десятки тысяч людей провожали его. Господь прославил Своего угодника обильными чудесами. В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.
День памяти - 11 июня.

Святые Косма и Дамиан Асийские


Святые бессеребреники Косма и Дамиан были родные братья. Чудотворцев называют Асийскими, потому что родились они в Асии - части современной Малой Азии. Их отец был греком и язычником, он скончался когда братья Косма и Дамиан были еще маленькими детьми. Когда дети подросли, мать братьев, христианка по имени Феодотия, нашла им наставника из числа христиан, который обучил их врачебному искусству. За усердие Господь даровал братьям особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Молитвой и отварами трав святые Косма и Дамиан исцеляли даже самые тяжелые недуги, слава о них распространялась в народе, и к целителям приходило великое множество больных. Святые были убеждены, что раз они даром получили благодать от Бога, то даром должны и раздавать ее. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, даже самой незначительной. Косма и Дамиан просили исцеленных только об одном: чтобы те твердо верили во Христа. За это бескорыстное служение страждущим людям Церковь назвала их бессребрениками и чудотворцами. Святые Косма и Дамиан исцеляли не только людей, но и животных. Благодарные животные бродили за безмездными врачами целыми стаями. Однажды в пустынном месте странствующие братья обнаружили едва живого верблюда. Святые сжалились над животным и исцелили его.
Как повествует житие святых, в те времена жила некоторая жена именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкой болезнью, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. С верой в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и больная, как только они вошли в ее дом, получила исцеление и стала совершенно здоровой. В благодарность за исцеление она готова была отдать им всё свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство, хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к св. Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.
Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы по преставлении их не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу - взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь к Косме и сказал: "Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…" Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после этого еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.
Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд, которого они когда-то исцелили. "Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только Вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их".
Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман. Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь "чудная и преславная", как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.
В Римско-Католической Церкви святые Косма и Дамиан также пользуются большим почитанием как покровители врачей и врачебного искусства. Врачи-бессребреники стали героями произведений великих итальянских художников Джотто и Фра Анжелико. На росписи, выполненной Фра Анжелико в церкви свв. Космы и Дамиана в монастыре Сан-Марко, братья-целители ампутируют больному пораженную язвами ногу и чудесным образом приживляют на ее место ногу умершего мавра. В том же храме изображена сцена, на которой говорящий верблюд призывает Косму простить Дамиана.
День памяти - 14 ноября.

Святые чудотворцы и бессеребреники Кир и Иоанн


Святой бессеребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна (+ 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
День памяти - 13 февраля.

Преподобный Агапит Печерский

Преподобный Агапит Печерский, врач ("лечец") безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.
Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 - 1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.
Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.
Святой Агапит почил через 3 месяца (не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. "Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца". Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.
День памяти - 14 июня.

Мученик Орест врач


Святой мученик Орест жил в конце III века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклетиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был добрым христианином.
По приказу императора, в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: "Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся". И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.
Разъяренный Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошел ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.
Когда много веков спустя, в 1685 году, в Киево-Печерской Лавре один инок (Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, память 28 октября) переписывал с древней рукописи житие святого Ореста и, утомленный, уснул, ему в сонном видении предстал святой мученик и, показав глубокую рану в груди, перерезанные у локтей жилы и перебитые голени, велел дополнить свое житие, так как в древней рукописи были описаны не все муки, которые претерпел святой. Смиренный инок выполнил желание святого мученика Ореста и восславил Бога, Дивного во святых Его.
День памяти - 23 ноября.

Святой Ипатий Целебник


Преподобный Ипатий Целебник подвизался в Киево-Печерской лавре в XIV веке. Преподобный Ипатий Целебник непрестанно весь день трудился в послу­шании монастырском, ему было поручено ухаживать за больными, а ночи он стоял на молитве, мало когда принимая сна. Вкушал он только хлеб и воду, и то в малом количестве. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению боль­ным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений возложением рук на болящих. Страдавшие от разных недугов получали исцеление, прибегая к молитвенному заступничеству преподоб­ного Ипатия. На нем исполни­лись слова преподобного Пимена Многоболезнен­ного: «Равную награду будут иметь болящий и служащий тому». Нетленные мощи преподобного Ипатия, врача и целебника, почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах. И теперь, кто прибе­гает с верою в своих болезнях к его мощам, полу­чает исцеление.
День памяти - 13 апреля.

Человек — создание хрупкое и уязвимое. Вирусы и бактерии, травмы и их последствия — опасность поджидает повсюду, и в любой момент жизнь может оказаться под угрозой. Вот почему к людям, которые способны облегчить чужие страдания, прогнать недуг, исцелить от ран, всегда было особое отношение. Их уважали, им поклонялись, а порой даже обожествляли.

СЫН АПОЛЛОНА

Так, например, произошло с легендарным Асклепием — царем Фессалии, знаменитым целителем, который жил в XII веке до нашей эры. Асклепий и его сыновья — Махаон и Подалирий — упоминаются в «Илиаде» Гомера. Впрочем, согласно преданиям, все дети Асклепия занимались врачеванием. Дочь Панакея — лекарственным лечением, Махаон был выдающимся военным хирургом, Подалирий специализировался на внутренних болезнях и, кроме того, именно он поставил верный диагноз обезумевшему Аяксу.

Сын Асклепия Телесфор лечил людей при помощи магии, дочь Гигиея занималась профилактикой заболеваний. Все они переняли целительский дар у отца, который, как гласят легенды, был сыном самого Аполлона! Что, в принципе, понятно: разве мог простой смертный обладать столь невероятными способностями? Аполлон, бог мудрости, музыки и красоты, привез сына к знатоку целебных трав кентавру Хирону.

Асклепий научился готовить целебные мази и напитки. При помощи внушения и священных мелодий он вводил пациентов в транс, так что лечение проходило безболезненно. Люди считали это чудом: они погружались в сон, терзаемые страшными недугами, а просыпались бодрыми и здоровыми. Асклепию удавалось исцелять воинов от ран, избавлять людей от болей в мышцах и суставах, лечить заболевания сердца, печени, желудка, побеждать бесплодие и мужское бессилие.

Греки были настолько потрясены его успехами в лечебном искусстве, что стали приписывать целителю поистине фантастические возможности—к примеру, воскрешение умерших. Мифы повествуют о том, что Афина преподнесла в дар Асклепию особое лекарство — кровь горгоны Медузы: кровь из вен левой стороны имела оживляющий эффект, из правой — губительный.

И тогда Асклепий стал похищать мертвых из царства Аида и возрождать их к жизни. Бог подземного мира пожаловался на дерзкого лекаря Зевсу, и тот в гневе поразил Асклепия молнией. Но потом, прислушавшись к сожалениям людей и богов, воскресил сына Аполлона, взяв с него клятву больше никогда не оживлять покойников. Так Асклепий вернулся к жизни, достиг невероятных успехов в своем деле и стал богом врачевания.

В VI-V веках до нашей эры в Греции были воздвигнуты храмы в его честь — асклепийоны. Это были не просто святилища, но целые оздоровительные комплексы с банями, бассейнами с минеральной водой, стадионами, рощами. А в самых крупных имелись даже библиотеки и театры!

Лечение сопровождалось ритуальными церемониями и жертвоприношениями животных. Особое значение жрецы-целители придавали сну. В том, что это лучшее лекарство, в храмах Асклепия никто не сомневал -ся. Больные засыпали прямо на полу, на шкурах жертвенных животных. Во сне им должен был явиться Асклепий, чтобы рассказать, как победить недуг.

Исследователи полагают, что жрецы усыпляли пациентов при помощи гипноза и специальных настоев, а затем проводили операции и лечебные процедуры. Во время раскопок было найдено огромное количество табличек с кратким описанием «историй болезни». На одной из них значилось: «Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, ища помощи у бога; проходя по святилищу, она насмехалась над рассказами об исцелениях.

Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исцелиться при помощи одних только сновидений. Однако и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обещал исцелить ее, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об ее глупости. После такой речи бог вынул ее больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой».

В святилищах Асклепия археологи обнаружили множество изображений человеческих органов и частей тела, сделанных из мрамора, слоновой кости, дерева, золота и серебра. Вероятно, их приносили в храмы в благодарность за исцеление. Аналогичная традиция существовала и у других народов. В России, например, вплоть до XIX века в православных храмах можно было встретить подвешенные к иконе Святого Антипия серебряные зубки: люди верили, что этот великомученик помогает избавиться от зубной боли.

КРЕСТ И МЕЧ

Другой признанный церковью целитель — святой Пантелеймон — считается покровителем воинов и врачей. Родился он в Никомидии в семье знатного язычника и христианки. Мать мечтала обратить сына в христианство, но умерла, когда тот был еще очень юн. Отец отдал мальчика в языческую школу, а затем отправил учиться лечебному делу к известному в те годы врачу Ефросину.

Впрочем, через несколько лет Пантолеон (это имя, означающее «лев во всем», он получил при рождении) сам пришел к Богу. Случилось это после того, как юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной. Пантолеон стал молиться Христу о воскрешении невинного и умерщвлении ядовитого животного, решив про себя: если Господь услышит его мольбы, он примет Крещение. И через мгновение ребенок ожил, а ехидна на глазах Пантолеона разлетелась на куски!

Юноша крестился именем Пантелеймон («всемилостивый») и вскоре принялся лечить людей. Весть о талантливом юноше, способном исцелять практически все недуги, быстро разлетелась по стране. Истории о том, как Пантелеймон дарит людям силы и здоровье, передавались из уста в уста. Он поднимал на ноги даже безнадежных больных, побеждал вирусные и хронические заболевания, заживлял язвы и даже возвращал зрение.

Естественно, врачам-язычникам такой конкурент был не нужен, и они донесли императору Максимилиану, что Пантелеймон бесплатно лечит узников-христиан. Император уговаривал талантливого целителя отречься от веры, опровергнуть донос и поклониться идолам, но Пантелеймон не соглашался. Он предложил Максимилиану устроить испытание: привести смертельно больного человека и посмотреть, кто исцелит его — он или языческие жрецы.

Императорские лекари ничем не смогли помочь умирающему, но Пантелеймон вернул его к жизни. Тогда Максимилиан разозлился и велел предать христианского целителя жестоким мукам. Пантелеймона жгли свечами, колесовали, обливали раскаленным оловом, бросали в море с камнем на шее — но он оставался невредимым и не отступался от веры. Император приказал бросить его на растерзание диким зверям, но те не тронули святого и стали лизать его ноги.

В качестве последнего аргумента Максимилиан приказал обезглавить Пантелеймона. Его привели к месту казни и привязали к масличному дереву. Согласно преданию, когда мученику отрубили голову, из раны потекло молоко, и дерево тут же покрылось плодами. Брошенное в костер тело Пантелеймона не было тронуто огнем, и верующие смогли похоронить его по христианскому обычаю.

ДАР БОГОМАТЕРИ

Божией милостью объяснял свой целительский дар преподобный Серафим Саровский, который и сам не раз оказывался на грани жизни и смерти. В детстве маленький Прохор Мошнин (так звали будущего подвижника в миру) упал с колокольни, но каким-то чудом уцелел. Когда мальчику было десять, он тяжело заболел. Родные почти потеряли надежду, но мать, продолжая верить в чудо, приложила сына к иконе Божией Матери «Знамение» — и вскоре, к всеобщему удивлению, он полностью выздоровел!

Став взрослым, Прохор решил посвятить себя служению Богу и поступил в монастырь. Спустя два года он вновь тяжело заболел. Врачи диагностировали водянку: все тело будущего святого распухло, он не мог передвигаться без посторонней помощи, день ото дня ему становилось все хуже. И вот, когда его состояние достигло критической точки, Прохор неожиданно отказался от лечения и какой бы то ни было помощи, сказав, что целиком полагается на милость Божию.

Много лет спустя он объяснил, почему принял такое решение. В тот день ему было видение Божией Матери в сопровождении апостолов Иоанна и Петра. «Сей нашего рода!» — велела Богородица и коснулась своим жезлом правого бедра больного юноши. Наутро у него открылась рана (на том самом месте!), из которой вытекло много жидкости. След от нее остался на всю жизнь, но это избавило молодого человека от тяжелого недуга. Вскоре он окончательно поправился, а через некоторое время окреп настолько, что смог стать отшельником, жить в лесу, соблюдая аскезу и занимаясь тяжелым физическим трудом.

Однажды, когда Серафим рубил дрова, на него напали разбойники. Они требовали денег, которых у него не было. Они не поверили и стали его избивать. Серафим мог дать им отпор, но лишь сложил на груди руки и сказал: «Делайте, что вам надобно».

Через семь дней подвижник выбрался из леса. Врачи сочли, что его шансы на выздоровление ничтожно малы: «Голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов».

И все же старцу пытались помочь, но и на сей раз он отказался. Ему вновь явилась Богородица. Сперва она обратилась к лекарям со словами: «Что вы трудитесь?» А затем, глядя на Серафима, произнесла уже знакомое: «Сей нашего рода!» К вечеру Серафиму стало значительно лучше.

В 1823 году, за десять лет до смерти, преподобный начал исцелять больных. «Не по своей воле, а по милости Божией Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия». Никто не мог понять, как старцу удается одним лишь прикосновением и молитвой исцелять безнадежно больных. Однажды к нему принесли девочку, которая уже два года не могла ходить. Старец прочитал над ней молитву, помазал ей ножки елеем — и девочка поднялась и пошла, как ни в чем не бывало!

У людей, которые обращались к старцу, исчезали грыжи и миомы, проходили болезни ног и внутренних органов, язвы и нервные недуги. Бесплодные женщины рожали здоровых детей, страдающие эпилепсией навсегда избавлялись от припадков. Но Серафим ничему не удивлялся, поскольку был уверен: дар целительский был дарован ему Богоматерью. И еще говорил: «Отведи грех — и болезни отойдут, ибо даются они нам за грехи». Иными словами, лечить нужно не тело, а душу.

Маргарита ИОНОВА

Во все времена существования Церкви Христовой, были святые врачи и целители — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом. Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.

Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да поможет вам, уважаемые доктора, в современном лечебном процессе и обретении своей дороги ко Христу.

  • Антипа священномученик (I в., 24 апреля) просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли .
  • (XIV в., 23 февраля) еще при жизни исцелял от глазных болезней . Ему молятся для избавления от этого недуга.
  • отрок (IV в., 6 июля, 4 ноября). Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.
  • (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.
  • преподобному (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.
  • Алипий Печерский преподобный (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы .
  • Аниките мученику (IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов вообще.
  • , много чудес совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные исцелялись.
  • (X в., 23 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.
  • Антоний преподобный (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным .
  • Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) мученики (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног .
  • великомученица (IV в., 4 января), христианка-римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.
  • (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики-страстотерпцы, постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.
  • XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.
  • (XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел.Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.
  • Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии сибирской язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Пскову спокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы .
  • Василию Новому преподобному (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки .
  • Василию-исповеднику преподобному (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.
  • (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии) .
  • (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней .
  • (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.
  • (XVI в., 3 июля, 18 декабря) молятся для избавления от упорных головных болей.
  • (IV в., 8 ноября) молятся о прозрении от слепоты.
  • (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты .
  • (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни.
  • (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии.
  • (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей.
  • (V в., 2 февраля) молитвою исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности.
  • (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой.
  • Захария и Елизавета праведные , родители святого Иоанна Предтечи(I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах.
  • Иона, митрополит Московский и всея Руси , святитель, чудотворец (XV в., 28 июня) при жизни имел дар исцелять зубную боль . Ему молятся для избавления от этой напасти.
  • (I в., 20 января, 7 июля) помогает при невыносимой головной боли.
  • Иаков Железноборовский (XVI в., 24 апреля и 18 мая) молятся об исцелении болезней ног и паралича.
  • (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название « ». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук.
  • Иулиан Кеоманийский святитель (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца.
  • Ипатий Печерский преподобный (XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев.
  • (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты и помощи детям, страдающим слабостью ума .
  • (XVII в., 26 января). В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице.
  • , родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок - посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок - Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском бесплодии следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне.
  • (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) - даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак - чтобы брак был счастливым.
  • Кир и Иоанн бессребреники мученики (IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще.
  • (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни как целительница.
  • Лаврентий Римский мученик (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз.
  • (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных.
  • почитается как прославленный чудотворец. По молитвам к нему люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
  • Никита, епископ Новгородский, святитель (XII в., 13 февраля). Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.
  • Пантелеймон великомученик и целитель (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял
  • Пимен Печерский Многоболезненный, преподобный (XII в., 20 августа), с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния.
  • Прокл мученик (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор.
  • (III в., 10 ноября) считается целительницей разных недугов, особенно болезней глаз. Также излечивает болезни головы, мигрени.
  • (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях но г - сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах.
  • (16 февраля) на сороковой день от Рождества Христова принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым.

СВЯТЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ Во все времена существования Святой Православной Церкви, жили святые врачи и целители - люди, лечившие призыванием имени Господа Иисуса Христа и Его благодатью через Духа Святаго. Святые целители лечили людей простым обращением ко Господу нашему Иисусу Христу от сердца исходящему. Иными словами, молитва спонтанная, Духом Святым вдохновенная. Святые целители никогда не пользовались для исцеления людей какой-то готовой молитвенной формулой, как это делают знахари, бабки и прочие народные псевдоправославные целители. Для лечения человека необходимо особое вдохновение для каждого частного случая. Когда же приходит благодать Духа Святаго, тогда сердце начинает изрыгать слова необходимые устами святого, минуя умственный анализ. Мы же, не достигшие духовного возраста святых целителей, можем обращаться к ним за помощью готовыми молитвами. Однако, лучше всего дополнять эти молитвы, молитвою своими словами от сердца исходящими. Молитва сердечная несравненно сильнее молитвы умом. Вот список святых целителей с пояснением, при каких болезнях к ним нужно обращаться (Даты указаны по новому стилю). Святые угодники-целители Антипа священномученик (I в., 24 апреля). Когда был брошен мучителями в раскаленного медного быка, просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли. Упоминание об этом святом есть в Апокалипсисе. Алексий, Митрополит Московский (XIV в., 23 февраля). Митрополит Московский Алексий еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга. Артемий праведный отрок (IV в., 6 июля, 2 ноября) был придавлен гонителями веры огромным камнем, потеснившим внутренности. Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях. Агапит Печерский (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным. Александру Свирскому преподобному (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков. Алипий Печерский преподобный (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы. Аниките мученику (IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов вообще. Андрей Первозванный, святой апостол из Вифсаиды (I в., 13 декабря). Он был рыбаком и первым апостолом, последовавшим за Христом. Апостол отправился проповедовать Христову веру в Восточные страны. Прошел он места, где позже возникли города Киев, Новгород, и через земли варягов в Рим и Фракию. Много чудес он совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные (в том числе жена и брат правителя города) исцелялись. Тем не менее правитель города приказал распять святого Андрея, и он принял мученическую смерть. При Константине Великом мощи были перенесены в Константинополь. Андрей блаженный (X в., 15 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума. Антоний преподобный (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным. Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) мученики (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног. Анастасия Узорешительница великомученица (IV в., 4 января), христианка-римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени. Агриппина мученица (6 июля), римлянка, жившая в III веке. Святые мощи Агриппины были перенесены из Рима на о. Сицилию по откровению свыше. От святых мощей многие больные получили чудесное исцеление. Афанасия-игуменья преподобная (IX в., 25 апреля) в миру замуж выходить не хотела, желая посвятить себя Богу. Однако по воле родителей она вступила в брак дважды и только после второго брака удалилась в пустыню. Жила она свято, и ей надо молиться о благополучии второго брака. Борис и Глеб благоверные князья (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики-страстотерпцы, постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног. Василий блаженный, Московский чудотворец (XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней. Владимир равноапостольный князь (в святом крещении Василий, XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел. В Киеве он прежде всего крестил своих детей в месте, которое называется Крещатиком. Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней. Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Псков успокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы. Василию Новому преподобному (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки. Святой Василий еще при жизни имел дар исцелять больных лихорадкой, для чего больному надо было сесть рядом с Василием. После этого больному становилось легче, и он выздоравливал. Василию-исповеднику преподобному (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота. Василий Севастийский священномученик (IV в., 24 февраля) молил Бога о возможности исцеления больных горлом. Ему следует молиться при болезнях горла и в опасности удушения костью. Виталий преподобный (VI-VII вв., 5 мая) при жизни занимался обращением блудниц. Ему приносят молитву для искупления от плотской страсти. Вит мученик (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии). Варваре великомученице (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней. Отец Варвары был знатным человеком в Финикии. Узнав, что его дочь приняла христианство, он ее жестоко избил и заключил под стражу, а затем передал властителю города Илиополя Мартиниану. Девушку жестоко пытали, но ночью после пыток в темницу явился сам Спаситель, и раны зажили. После этого святую подвергли еще более жестоким пыткам, обнаженную водили по городу, а затем обезглавили. Святая Варвара помогает преодолеть жестокие душевные мучения. Вонифатий мученик (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам и был удостоен мученической смерти. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев. Георгий Победоносец великомученик (IV в., 6 мая) родился в христианской семье в Каппадокии, исповедовал христианство и призывал всех принять христианскую веру. Император Диоклетиан повелел подвергнуть святого страшным пыткам и казнить. Великомученик Георгий погиб, не доживши до тридцати лет. Одним из чудес, совершенных святым Георгием, было уничтожения змия-людоеда, жившего в озере близ Бейрута. Георгию Победоносцу молятся как помощнику в скорби. Гурий Казанский святитель (XVI в., 3 июля, 18 декабря) был невинно осужден и заключен в темницу. По прошествии двух лет двери темницы свободно растворились. Гурию Казанскому молятся для избавления от упорных головных болей. Димитрий Солунский великомученик (IV в., 8 ноября) в возрасте 20 лет был назначен проконсулом Фессалоникий-ской области. Вместо притеснения христиан святой стал учить жителей области христианской вере. Ему молятся о прозрении от слепоты. Дмитрию царевичу Угличскому и Московскому (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты. Димитрий Ростовский святитель (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни. Диомид мученик (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии. Дамиан преподобный, пресвитер и целебник Печерского монастыря (XI в., 11 и 18 октября), был позван целебником еще при жизни «и те исцеляше больных молитвою и святым елеем». Мощи этого святого обладают благодатью исцелять больных. Домнина, Виринея и Проскудия мученицы (IV в., 17 октября) помогают в опасении постороннего насилия. Дочерей Домнины Виринею и Проскудию гонители христианской веры вели на суд, то есть на смерть. Чтобы спасти дочерей от насилия со стороны пьяных воинов, мать во время трапезы воинов вошла с дочерьми в реку как в могилу. Мученицам Домнине, Виринее и Проскудии молятся для помощи в предотвращении насилия. Евдокия, княгиня Московская, преподобная (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Тело свое она изнуряла постами, но злословие не щадило ее из-за того, что лицо ее оставалось приветливым и веселым. Молва о сомнительности ее подвига дошла до сыновей. Тогда Евдокия сняла перед сыновьями часть одежд, и они были поражены ее худобой и иссохшей кожей. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей. Евфимий Великий преподобный (V в., 2 февраля) жил в пустынном месте, время проводил в трудах, молитвах и воздержании - пищу принимал только в субботу и воскресенье, спал только сидя или стоя. Господь даровал угодника способностью совершать чудеса и прозорливостью. Молитвою он вызывал необходимый дождь, исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности. Евдокия первомученица (II в., 14 марта) приняла крещение и отреклась от своего богатства. За строгую постническую жизнь получила от Бога дар чудотворения. Ей молятся женщины, которые не могут забеременеть. Екатерина великомученица (IV в., 7 декабря) обладала необыкновенной красотой и умом. Она объявила о желании выйти замуж за того, кто превзойдет ее в богатстве, знатности и мудрости. Духовный отец Екатерины поставил ее на путь служения жениху небесному - Иисусу Христу. Приняв крещение, Екатерина удостоилась видеть Богоматерь с младенцем-Христом. Пострадала за Христа в Александрии, была колесована и обезглавлена. Святой Екатерине молятся о разрешении в трудных родах. Зотик Сиротопитатель преподобный (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой. Захария и Елизавета праведные, родители святого Иоанна Предтечи (I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах. Праведный Захария был священником. Супруги жили праведно, но детей у них не было, так как Елизавета была бесплодна. Однажды к Захарии в храме явился ангел, который предсказал рождение сына Иоанна. Захария не поверил - и он, и его жена были уже в преклонном возрасте. За неверие на него напала немота, которая прошла только на восьмой день после рождения сына - Иоанна Крестителя, и он смог говорить и прославлять Бога. Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель, чудотворец (XV в., 28 июня) - первый из митрополитов в России, избранный собором русских епископов. Святой и при жизни имел дар исцелять зубную боль. Ему молятся для избавления от этой напасти. Иоанн Предтеча (I в., 20 января, 7 июля). Креститель рожден от святых Захария и Елизаветы. После рождества Христова царь Ирод приказал перебить всех младенцев, и потому Елизавета с младенцем укрылись в пустыне. Захария был убит прямо в храме, так как не выдал их убежища. После смерти Елизаветы Иоанн продолжал жить в пустыне, питался акридами, носил власяницу. В тридцать лет стал проповедовать на Иордане о пришествии Христа. Многие крестились у него, и этот день известен в народе как день Ивана Купалы. На рассвете этого дня принято было купаться, целебной считалась и роса, и лечебные травы, собранные в этот день. Креститель погиб мученической смертью через усекновение главы. Молитва этому святому может помочь при невыносимой головной боли. Иаков Железноборовский (XVI в., 24 апреля и 18 мая) был пострижен Сергием Радонежским и удалился в Костромские пустынные места близ селения Железный Борок. Он при жизни имел дар исцеления больных. Несмотря на изнеможение в ногах, он дважды пешком ходил в Москву. Дожил до глубокой старости. Святому Иакову молятся об исцелении болезней ног и паралича. Иоанн Дамаскин преподобный (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название «Троеручица». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук. Иулиан Кеоманийский святитель (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца. Ипатий Печерский преподобный (XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев. Иоанн Рыльский преподобный (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты. Иоанн Киево-Печерский (I в., 11 января), младенец-мученик, рассеченный пополам, принадлежит к числу Вифлеемских младенцев. Молитва перед его гробом помогает при супружеском неплодстве. (Киево-Печерская Лавра). Иоанн Богослов апостол и Евангелист (I в., 21 мая) - хранитель чистоты, целомудрия и помощник в писании икон. Иринарх, затворник Ростовский, преподобный (XVII в., 26 января), был в миру земледельцем, во время голода два года жил в Нижнем Новгороде. В тридцать лет отказался от мира и провел 38 лет в Борисоглебском монастыре. Погребен там же в выкопанной им самим могиле. В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице. Иоаким и Анна праведные, родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок - посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок - Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском неплодстве следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне. Ипатию Руфианскому преподобному (V в., 13 апреля) молятся о помощи при бесплодии. Косма и Дамиан бессребреники и чудотворцы (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) - даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак - чтобы брак был счастливым. Конон Исаврийский мученик (III в., 18 марта) еще при жизни лечил больных оспой. Особенно ценна была эта помощь для верующих в те времена, так как других средств еще не было известно. И после смерти молитва мученику Конону помогает в исцелении оспы. Кир и Иоанн бессребреники мученики (IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще. Ксения Петербургская блаженная (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни. Канонизирована в 1988 году. Лаврентий Римский мученик (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз. Лука апостол и евангелист (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных. Написал Евангелие и книгу Деяний Апостолов. Изучал также живопись и искусство. Лука Крымский (Симферопольский) (XX в.) является покровителем медицины и врачей, в первую очередь хирургов. Помогает больным и их близким при проведении сложных операций, для скорейшего выздоровления и для укрепления духа и веры. Известно не мало случаев чудесных исцелений в безнадежных, казалось бы, случаях. Лонгин Сотник мученик (I в., 29 октября) страдал глазами. Он находился на страже у Креста Спасителя, когда кровь из прободенного ребра Спасителя капнула ему на глаза - и он исцелился. Когда ему была усечена глава, ослепшая женщина прозрела - это было первое чудо от его усеченной главы. Лонгину Сотнику молятся для прозрения очей. Марон Сирийский преподобный (IV в., 27 февраля) еще при жизни помогал больным лихорадкой или горячкой. Матрона Московская святая блаженная. Неисчислимые чудеса матушки Матроны, многочисленные свидетельства об оказанной помощи и исцелений стали поводом к прославлению блаженной Матроны, к причислению в 1998 году к лику святых. Сейчас святые мощи матушки Матроны покоятся в Москве в Покровском монастыре, куда стекается нескончаемый людской поток. Мина мученик (IV в., 24 ноября) помогает в бедах, немощах, в том числе при глазных болезнях. Маруфу, епископу Месопотамскому, преподобному (V в., 1 марта-29 февраля) молятся для избавления от бессонницы. Моисей Мурин, преподобный, (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно - был разбойником и запойным пьяницей. Затем принял иночество и жил в монастыре в Египте. Скончался мученической смертью 75 лет отроду. Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю. Моисей Угрин, преподобный (XI в., 8 августа), венгр родом, «крепкий телом и прекрасный лицом», попал в плен к польскому королю Болеславу, но был выкуплен богатой польской молодой вдовой за тысячу гривен серебра. Эта женщина воспылала к Моисею плотской страстью и пыталась его соблазнить. Однако блаженный Моисей не изменил своей святой жизни, за что был брошен в яму, где его морили голодом и ежедневно били палками слуги госпожи. Поскольку и это не сломило святого, он был оскоплен. Когда король Болеслав умер, восставший народ побил притеснителей. В том числе была убита вдова. Святой Моисей же пришел в Печерский монастырь, где и прожил более 10 лет. Моисею Угрину молятся для укрепления духа в борьбе с плотской страстью. Мартиниану преподобному (V в., 26 февраля) блудница явилась в виде странницы, но он угасил свою плотскую похоть, ставши на раскаленные угли. В борьбе с плотской страстью святой Мартиниан проводил дни в изнурительных скитаниях. Мелания Римляныня преподобная (V в., 13 января) едва не умерла в мирской жизни от трудных родов. Ей молятся для благополучного разрешения от беремени. Николай Чудотворец святитель (IV в., 19 декабря и 22 мая) при жизни не только исцелял глазные болезни, но и возвращал зрение слепым. Его родители Феофан и Нонна дали обет посвятить родившегося у них ребенка Богу. С ранних лет святой Николай усердно постился и молился, и творя добро, старался, чтобы об этом никто не знал. Был избран архиепископом Мирликийским. Во время паломничества в Иерусалим остановил бурю на море и спас (воскресил) матроса, упавшего с мачты. Во время гонения на христиан при Диоклетиане был брошен в темницу, но остался невредим. Святитель совершил много чудес, на Руси почитался особо: считалось, что он помогает при путешествиях по водам. Николу называли «морским» или «мокрым». Нектарий Эгинский (XX в., 9 ноября) почитается как прославленный чудотворец. По молитвам к нему люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями. Никита великомученик (IV в., 28 сентября) жил на берегах Дуная, был крещен софийским епископом Феофилом и успешно распространял христианскую веру. Пострадал при гонениях от готтов-язычников, которые пытали святого, а затем бросили в огонь. Тело его ночью нашел его друг, христианин Марион - оно было озарено сиянием, огонь его не повредил. Тело мученика предали земле в Киликии, мощи впоследствии перенесли в Константинополь. Святому Никите молятся об исцелении младенцев, в том числе и от «родимчика». Никита, епископ Новгородский, святитель (XII в., 13 февраля). Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому. Пантелеймон великомученик и целитель (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей. Пимен Печерский Многоболезненный, преподобный (XII в., 20 августа), с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния. Петру и Февронии благоверным князю и княгине (XIII в., 8 июля), муромским чудотворцам, следует молиться о счастливом браке. При жизни муромский князь Петр, совершивши подвиг освобождения жены брата от змея, покрылся струпьями, но был исцелен рязанской простолюдинкой целительницей Февронией, на которой и женился. Супружеская жизнь Петра и Февронии была благочестивой и сопровождалась чудесами и добрыми делами. В конце жизни блаженные князь Петр и княгиня Феврония приняли иночество и были названы Давидом и Евфросинией. Умерли в один день. Верующие от раки их мощей получали исцеление от недугов. Прокл мученик (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор. Параскева Пятница мученица (III в., 10 ноября) свое имя получила от благочестивых родителей, потому что родилась в пятницу (по греч. «параскева») и в память о страстях Господних. В детстве Параскева лишилась родителей. Повзрослев, она дала обет безбрачия и посвятила себя христианству. За это она подвергалась гонениям, пыткам и умерла в мучениях. Параскева Пятница издавна особо почиталась в России, считалась покровительницей домашнего очага, це-лительницей детских болезней, помощницей в полевых работах. Ей же молятся о даровании дождя в засуху. Роман преподобный (V в., 10 декабря) при жизни отличался необыкновенным воздержанием, питаясь только хлебом с соленой водой. Он врачевал многие недуги весьма успешно, особенно прославился лечением супружеского бесплодия усердными молитвами. Ему молятся супруги при бесплодии. Симеон Верхотурский праведный (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях ног - сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах. Симеон Богоприимец праведный (16 февраля) на сороковой день от Рождества Христова принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым. Симеон Столпник преподобный (V в., 14 сентября) родился в Каппадокии в христианской семье. В монастыре с подросткового возраста. Затем поселился в каменной пещере, где посвятил себя посту и молитве. К месту его подвижничества стекались люди, желающие получить исцеление и назидание. Для уединения изобрел новый вид подвижничества - поселился на столпе высотой четыре метра. Из восьмидесяти лет жизни сорок семь простоял на столпе. Серафим Саровский преподобный (XIX в., 15 января и 1 августа) взял на себя подвиг стоянничества: каждую ночь он молился в лесу, стоя на огромном камне с воздетыми руками. Днем молился в келье или на небольшом камне. Питался скудной пищей, изнуряя плоть. После откровения Божьей Матери начал врачевать страждущих, особенно помогал людям с больными ногами. Сергий Радонежский преподобный (XIV в., 8 октября), боярский сын, по рождению Варфоломей. Удивлял всех с раннего возраста - по средам и пятницам не пил даже материнское молоко. После смерти родителей в 23 года принял монашеский постриг. С сорока лет - игумен Радонежского монастыря. Жизнь святого сопровождалась чудесами, особенно исцелением немощных и больных. Молитва к святому Сергию исцеляет от «сорока недугов». Сампсон преподобный, священник и целитель (VI в., 10 июля). Ему была дана способность исцелять людей при разных болезнях по его молитвам к Богу. Спиридон Тримифунтский чудотворец, епископ, святитель (IV в., 25 декабря), прославился многими чудесами, в том числе доказательством триединства на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Еще при жизни исцелял больных. Молитва этому святому может дать помощь в разных болезненных состояниях. Сисиний мученик (III в., 6 декабря) был епископом в городе Кизине. Подвергнут гонениям при Диоклетиане. Мученику Сисинию Бог даровал возможность исцелять больных лихорадкой. Тарасий, епископ Константинопольский, святитель (IX в., 9 марта), был защитником сирот, обиженных, несчастных и обладал даром исцеления больных. Трифон мученик (III в., 14 февраля) за свою светлую жизнь был удостоен еще в отрочестве благодатью исцеления больных. В числе прочих напастей святой Трифон избавлял страждущих от храпа. Посланные эпарха Анатолии привели Трифона в Никею, где он испытал страшные мучения, был приговорен к смерти и скончался на месте казни. Таисия преподобная (IV в., 21 октября) при светской жизни прославилась необыкновенной красотой, которая сводила с ума поклонников, которые соперничали между собой, ссорились - и разорялись. После того как преподобный Пафнутий обратил блудницу, она три года провела затворницей в женском монастыре, замаливая грех блуда. Святой Таисии молятся об избавлении от навязчивой плотской страсти. Феодор Студит, преподобный (IX в., 24 ноября), при жизни страдал болезнями желудка. После смерти от его иконы многие больные получили исцеление не только от болей в желудке, но и от других чревных болезней. Феодор Стратилат святой великомученик (IV в., 21 июня) стал всенародно известен, когда убил огромного змея, жившего в окрестностях города Евхаит и пожиравшего людей и скот. Во времена гонений на христиан при императоре Ликинии был подвергнут жестоким пыткам и распят, но Бог исцелил тело мученика и снял его с креста. Однако великомученик решил добровольно принять смерть за веру. По дороге на казнь больные, прикасавшиеся к его одеждам и телу, исцелялись и освобождались от бесов. Ферапонт Монзенский, преподобный (XVI в., 25 декабря). От этого святого получают исцеление при глазных болезнях. Известно, например, что старец Прокопий, с детства болевший глазами и почти слепой, прозрел у гроба Ферапонта. Флор и Лавр мученики (II в., 31 августа) жили в Иллирии. Братья-каменотесы были очень близки друг другу по духу. Вначале они страдали страстью пьянства и запоя, затем они приняли христианскую веру и избавились от недуга. За свою веру они приняли мученическую смерть: их бросили в колодец и заживо засыпали землей. Еще при жизни Бог даровал им способность к целительству от разных болезней и от запоев. Фомаида Египетская мученица (V в., 26 апреля) предпочла смерть супружеской неверности. Опасающиеся насилия молятся святой Фомаиде, и она помогает в сохранении целомудрия. Харлампий священномученик (III в., 23 февраля) считается целителем от всех болезней. Он пострадал за христианскую веру в 202 году. Ему было 115 лет, когда он исцелял не только обычные болезни, но и чуму. Перед смертью Харлампий молился о том, чтобы его мощи предотвращали чуму и исцеляли болящих. Хрисанф и Дария мученики (III в., 1 апреля) еще до вступления в брак договорились в супружестве вести жизнь достойную, посвященную Богу. Этим святым молятся о счастливом и прочном семейном союзе.

Апостол и евангелист Лука

Известно, что врачом был один из апостолов — евангелист Лука. «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный», — пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4 :14). Именно в честь этого евангелиста получил свое имя в монашестве архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Архиерей, постригавший его в иеромонахи, имел намерение дать знаменитому хирургу имя Пантелеимон — в честь покровителя врачей. Однако услышав проповедь будущего святителя, увидев его за Литургией, изменил свое решение. Так покровителем «святого хирурга» стал Лука, евангелист и врач.

Святые бессребреники Косма и Дамиан

Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет бевозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя Святой Троицы взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.

Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.)

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.

Святой великомученик Пантелеимон (III в.)

Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца — крестившегося в конце жизни — будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон издревле почитается покровителем врачей и ходатаем за болящих.

Мученик Орест (конец III — начало IV вв.)

Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.

Мученик Диомид (III в.)

Был врачом по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид не боялся проповедовать Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования).


Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские

Насельники Киево-Печерской лавры, были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма — Свенская икона Пресвятой Богородицы— хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...