Православные святыни стамбула на карте. Софийский собор в Стамбуле: многолетнее прошлое и красота исполнения

Вселенский Фанар

Храм в Патриархии. Двуглавый орел на Царских вратах - герб Византии

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа - останки святых жен, а слева - мужей

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.

Икона святой мученицы Евфимии
В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Эта удивительная церковь появилась в Константинополе в грозную эпоху монгольских завоеваний. Дикий кочевой народ, о котором Европа тех лет понятия не имела, в считанные годы сокрушил полмира. Монголы захватили Китай, Персию, Русь, половину Европы. Отряды кочевников зимовали у Парижа! Византийские императоры, непревзойденные мастера в деле управления территориями, сразу поняли, что нет смысла воевать с монголами. Те были чересчур сильны, а Византия в то время - очень ослаблена. Решение было принято сразу. Династический брак! И уже в середине 13 века из Константинополя в Сарай-Бату (столицу Орды, государственного образования кочевников) отбывает гигантское посольство. Несколько тысяч всадников, пешие носильщики, придворные... Все они сопровождали незаконнорожденную, но признанную отцом дочь императора Михаила Восьмого Палеолога. Звали девушку Мария, и ей суждено было стать супругой монгольского хана Хулагу... Но тот, покорив Багдад, заболел и скончался от лихорадки. Не растерявшись, монгольская знать выдала девушку замуж за ханского сына, Абага.Сохранилось несколько интересных описаний пребывания Марии в стане кочевников. Девушка, привыкшая к морю и городу, поначалу очень тосковала по дому, но потом нашла себя в вере. Царица Мария - вторая жена хана (те практиковали многоженство) - защищала христиан при дворе и построила несколько православных церквей в Сарае. Правда, как и все здания того времени у монголов, они были из дерева и по сей день не сохранились. После того, как погиб муж Марии, ее с почестями отправили домой, в Константинополь. Здесь Мария решила посвятить свою жизнь религии без остатка и приняла монашеский постриг. Под новым именем монахини Мелании монгольская царица прожила в городе на Босфоре еще несколько лет и умерла, успев основать в год своей смерти (1282) церковь. Это и есть храм Марии Монгольской. Храм, отлично сохранившийся по сей день, был открыт и после османского завоевания Константинополя. Говорят, указ о том, что здесь нельзя открывать мечеть, подписал сам султан Мехмет Завоеватель. И бумагу с его подписью держали в храме на самом почетном месте. Поэтому стамбульская церковь Святой Марии Монгольской - единственный православный храм города, который не был закрыт ни одного дня. Кстати, у храма есть еще одно название - Кровавый. И назван он так вовсе не из-за крови, как многие думают, а из-за красного цвета кирпичей, которые были подобраны для строительства. Среди достопримечательностей церкви - ее уникальные мозаики, на которых изображены евангельские сцены. Сама большая и красивая - мозаичный портрет Богородицы.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Живоносный Источник

Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количеств

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор.

Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

В церкви находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Храм располагается на шестом этаже старинного монументального здания, построенного в 1873 году специально для подворья афонского Пантелеимоновского монастыря. Подворье создавалось с целью помощи русским паломникам, следующим через Стамбул к святым местам – в Иерусалим и на Святую Гору Афон.
Чин освящения церкви 2 февраля 1879 года совершил греческий Патриарх Иоаким III. Внутреннее убранство церкви поражает яркостью красок. Дело в том, что несколько лет назад в храме провели реставрацию, и все фрески на стенах и потолке были написаны заново на пожертвование одного из прихожан.
Вокруг дома – терраса. Здесь после службы прихожане проводят чаепития.
В храме находятся уникальные иконы-чудотворный образ священномученика Пантелеимона, написанный в 1898 году в Пантелеимоновском монастыре на Афоне специально для этого храма, и чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Последняя появилась здесь вскоре после постройки церкви. По преданию, ее подарила храму монахиня из России, насельница Вознесенского женского монастыря Митрофания. В 1879 году, отправляясь поклониться Гробу Господню, она остановилась на Пантелеимоновском подворье. Икону, с которой она никогда не расставалась, – таково было родительское благословение, – она разрешила временно размес-тить в здешнем храме. Поскольку в недавно основанном храме было еще мало образов, монахи уговорили Митрофанию оставить свою икону хотя бы на время путешествия. Через девять лет монахиня вернулась обратно и забрала свою икону. Однако вскоре по возвращении домой она тяжело заболела: ее лицо начало буквально «гнить заживо». Доктора не находили средств, чтобы ее вылечить и сулили ей скорую кончину. На праздник Успения Божией Матери Митрофания закутала свое лицо и пошла в Успенский Собор, где горько плакала и просила помощи у Богородицы. Неожиданно к ней подошла незнакомая женщина, спросила: «Вы из Константинополя икону взяли?» и приказала вернуть образ в храм Пантелеимоновского подворья. Женщина тут же отошла и исчезла. Сколько ни искала ее монахиня, найти не могла. Но запомнила слова незнакомки: «Верни икону на место, и ты поправишься». Как только Митрофания подготовила икону к отправке в Константинополь, ее болезнь прекратилась. Прожив длинную жизнь, матушка Митрофания больше никогда не болела. А икона и по сей день хранится в Стамбуле...

Церковь желания.

В Стамбуле есть одна древняя греческая церковь. Местные ее называют церковью одного дня (поскольку она открыта только в первый день каждого нового месяца) или церковью исполнения желаний. Находится она в районе Unkapani и называется Ay Bir Kilisesi или Meryem Ana Ayazmasi или Vefa Kilisesi. Сюда приходят молиться не только христиане - православные, католики, протестанты.. Во внутреннем храме огромное количество старинных, невероятно "сильных" икон, датирующихся 9-11 веками. На входе, каждый желающий, приобретает специальные ключики. "Замыкая" оклады икон, нужно загадать желание. Говорят, что нет таких желаний, которые бы не исполнились.е Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Со всеми этими и другими храмами вы сможете подробнее ознакомится на экскурсии по Святым местам Стамбула. экскурсии

Не смотря на то, что сегодня Стамбул является одним из оживлённых центров мусульманского мира, для всех православных христиан он был и остается колыбелью православия, городом, от которого пришло на Русь православие, а после падения Византии именно Русь стала правопреемником центра православия в мире.

Именно поэтому в Стамбуле с уважением чтят православные святыни, бережно относятся к их истории. Мы с удовольствием приглашаем Вас на экскурсию по православным святыням Стамбула.

Множество церквей, которыми славилась Византийская империя, украшают землю и сегодня, хотя многие из них стали с тех пор мечетями.

Яркий тому пример – Собор Святой Софии в Стамбуле, который изначально был построен как православный храм, а после стал мечетью сегодня Собор Святой Софии – это музей, который входит в число самых потрясающих шедевров средневекового зодчества. Софийские храмы в Новгороде и Киеве строились по образцу этого величественного собора.

После того, как Константинополь пал перед султаном Мехмедом Вторым, Святая София стала мечетью, и в эту главную мечеть Османской столицы почти пять веков подряд стекались со всех уголков государства верующие.

Еще одна православная святыня Стамбула – это церковь Святой Ирины, которая была построена еще в четвертом веке на месте храма Афродиты. Примечательно это место тем, что Первый в истории мира Вселенский Собор прошел именно здесь. Здание церкви сохранилось до сих пор, причём практически в том же самом виде, в каком и было построено. Это уникальное архитектурное сооружение, аналогов которому в мире нет.

В современном Стамбуле действует церковь Влахернской Богородицы, построенная в пятом веке – знаковое для всех православных христиан сооружение. Дело в том, что церковь была возведена над источником, который обладал уникальными целебными свойствами. Кроме того, именно в этой церкви хранились часть пояса Пресвятой Богородицы, риза и головное покрывало.

Это всего лишь часть того православного наследия, которое досталось Стамбулу от Константинополя. Приглашаем Вас увидеть воочию эти святые места.

  • Стоимость сопровождения гида во время экскурсии для группы до 4-х человек — 150$
  • Входные билеты, еда и напитки оплачиваются ОТДЕЛЬНО
  • Стоимость для групп побольше(поменьше) просим уточнять отдельно

Стамбул – это место, откуда берет свои истоки мировое христианство. Более того, именно отсюда пошло по земле православие, и на территории Стамбула есть очень много святых для любого православного христианина мест. Одной из таких святынь можно назвать и церковь Балыклы,…

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Стамбул – город многонациональный, где мирно уживаются многочисленные представители различных концессий и национальностей. Почти половина всех приезжающих в Стамбул – люди православной веры, реже посещают город католики. Тем интереснее будет совершить экскурсии по православным местам Стамбула.

Вконтакте

Одна из известных достопримечательностей Стамбула, включенная во многие экскурсии по городу, находится на территории Дворца Топкапы. Является самой древней церковью на территории города – ее основание относится к времени правления императора Константина. В 4 веке была сожжена дотла, но по велению Юстиниана отстроена заново почти с нуля.

После падения Константинополя в здании находился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Сегодня храм Святой Ирины открыта для экскурсий, здесь часто проводятся культурные мероприятия и выставки различной направленности.

Адрес: Турция, Стамбул, Fındıklı Mah.Hancıoğlu cad. Yalcın Sokak.21.7. Время работы: все дни (кроме понедельника). Только для групповых экскурсий, по предварительной записи.

Когда-то в древние времена именно она, известная всему христианскому миру, стояла в Константинополе у самого императорского дворца, в поместье Влахерны. Инициатор строительства – императрица Пульхерия. Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала многочисленных паломников. К сожалению, сегодня от уникального строения остались лишь руины.

Здесь была икона Пресвятой Богородицы, с которой связывают немало чудес. Одно предание гласит, что однажды местный юродивый по имени Андрей увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя легкое покрывало и распростерла его над городом, словно укрывая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в 17 веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне икона хранится в Третьяковской галерее).

Адрес: Bostan sok., 47. Время работы: ежедневно с 10 до 17 часов. Вход свободный.

Святых Сергия и Бахуса

Будучи очень древней, она была построенна еще в далекие времена, когда правил император Юстиниан (в 527 году). У этого религиозного сооружения тоже имеется свое название – «малая Святая София». По форме здание тоже не напоминает традиционную церковь – восьмиугольник вписан в прямоугольник.

Когда-то она была щедро украшена мозаикой, но от многочисленных войн и землетрясений от мозаики практически ничего не осталось. В 16 веке после завоевания Константинополя ей был присвоен статус мечети, сегодня она открыта для своих прихожан ежедневно.

Адрес: Турция, Стамбул, Demirci Reşit Sokak 28. Вход бесплатный.

Сегодня она носит иное название — Kariye Cami. В переводе с греческого «хора» (как и «карие» с турецкого) означает «пригород». Ранее она находилась за пределами города, сейчас входит в стамбульский район Эдирнекапы. Мировую известность Хора (как ее еще называют) приобрела благодаря искусно выполненным мозаикам и фрескам.

К сожалению, не все из них сохранились до наших дней, но уцелевшие образцы имеют глубокое религиозное значение (сцены из христианской жизни, а также изображение Иисуса Христа и Марии с младенцем). Помимо фресок она примечательна уникальной резьбой по камню.

Адрес: Стамбул, Kariye Mh., Kariye Cami Sk 6. Время работы: ежедневно (кроме среды) с 9 до 19 часов, зимой с 9 до 16.30 часов. Стоимость билетов: 10-12 турецких лир.

Святого Иоанна Крестителя

Была основана римлянином по имени Студиус в 5 веке. Имела очень большую ремесленную мастерскую: здесь писались иконы, более 700 монахов занимались древними манускриптами текстами, переводами с древних языков.

В начале 15 века в здании разместился университет, но спустя столетие она была превращена в мечеть. Сегодня от церкви осталась только базилика – сказалось разрушительное землетрясение, которое случилось в этих краях в 1894 году.

Адрес: Balat Mh., Koltukçu Sokak No:3, 34200 Fatih. Время работы: ежедневно (кроме понедельника и вторника), с 10 до 18 часов.

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя-Триада» . Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. На сегодняшний день является самой большой в Стамбуле. Некоторые иконы внутри храма датируются византийским периодом, фрески на пололке более позднего периода.

Найти ее легко. Достаточно с площади Таксим пройти по улице Истикляль и сразу можно увидеть Айя-Триада. Адрес: İstiklal Caddesi, Стамбул, Турция. Время работы: ежедневно с 9 до 17 часов.

Святого Димитрия

Греческая православная церковь, которую можно найти в районе Куручешме. Она знаменита своим целебным источником. Чтобы добраться до источника, нужно пройти под темными сводами пещеры, причем чем ближе к источнику, тем идти становится все труднее, приходится пробираться практически согнувшись. Но терпение будет вознаграждено – вода источника обладает целебными свойствами и дарует излечение от многих недугов.

Небольшая по размеру и напоминает, скорее, жилой дом, нежели религиозное строение. Службы проходит только по субботам, в утреннее время, но на стук откроют в любое время и примут, словно самых желанных гостей.

Находится по адресу: Kırbas sok., No 52, Kuruсesme. Открыта ежедневно (кроме среды) с 9 до 17 часов.

Ее называют также Болгарской церковью. Находится в бухте Золотой Рог, на улице Мюрсель паша. Отличается от других тем, что обита листовым железом .

Причем вся конструкция выполнена таким образом, чтобы в случае необходимости ее можно было быстро собрать и перевезти на другое место. Построена она была для болгарского меньшинства, проживающего в Стамбуле – да и сегодня среди прихожан в основном болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены первые болгарские Патриархи.

Адрес: Balat Mh., Ayvansaray Caddesi, 34200 Fatih, Стамбул. Время работы: ежедневно, с 10 до 01.00 часов.

Святой Марии Монгольской (Кровавая)

Ее называют еще церковью Богоматери Панагиотоссы. А прозвище Кровавая она получила за кроваво-красный цвет здания, сложенного из красного кирпича.

Построена она была по инициативе Марии, дочери императора Михаила XVIII Палеолога. Марию выдали замуж за знатного монгольского хана, но и после замужества она не утратила связи с домом и пожертвовала средства на строительство.

Находится она в стороне от стандартных экскурсионных маршрутов, в туристических проспектах тоже не обозначена, так что нужно заказывать специальную экскурсию, чтобы попасть в это место. Примечательна тем, что никогда не была мечетью.

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника), с 10 до 17 часов.

Святого Пантелеймона

Была построена в 19 веке в честь святого целителя Пантелеймона. Пережила не один пожар, но каждый раз возрождалась вновь. Находится в портовом районе Каракёй. Правда, месторасположение имеет необычное – на крыше многоквартирного дома. Турки так ее и называют – «храм на крыше».

Дом этот был построен специально для христиан-паломников, совершающих путешествие по святым местам. В начале 20 века здесь размещались русские эмигранты. Церковь действующая, службы здесь совершаются регулярно, начиная с 1999 года. Адрес: Адрес: Hoca Tahsin Sоk. N:19, Karaköy, İstanbul.

Церковь ключей

Она же носит названия – Церковь исполнения желаний, или одного дня. Есть одна особенность, присущая ей – посетить ее можно только лишь первого числа каждого месяца, в любой другой день она закрыта для посещений. Несмотря на то, что она христианская, более 80% посетителей – мусульмане.

При посещении проводится любопытный ритуал. Если кто–то решит загадать желание, нужно взять небольшой ключик со столика (стоимость ключика – 1 турецкая лира) и символически закрыть им коробки, стоящие перед иконой Девы Марии, загадать желание и зажечь свечу. Говорят – все сбывается.

Адрес: Katip çelebi cad., Hacıkadın Bostanı sok No 13/15, Unkapanı, istanbul. Время работы – 1-е число каждого месяца. Стоимость билета – 5 лир, ключ и свечи – по 1 турецкой лире.

Немало любопытных фактов можно узнать из экскурсий по православным святыням, каждая церковь в состоянии поведать об истории древнего Константинополя, истории городской архитектуры. А сохранившиеся до наших дней древние фрески и мозаики доставят эстетическое наслаждение.

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала « » диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.


В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чу дная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...