Можно ли отпевать покойника дважды. Что такое отпевание? Очень важная информация для тех, кто провожает в последний земной путь дорогого человека

Х ристианский писатель, спикер Фрэнк Пауэлл в своей статье на Relevant Magazine рассказал о человеческих «добродетелях», которые люди ошибочно считают христианскими, и их влиянии на нашу жизнь, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .

В своей статье Пауэлл отметил, что часто культура формирует наше представление о Христе и христианах. Именно под влиянием культуры, а не истины мы начинаем приписывать христианам некоторые добродетели, с которыми Иисус не имеет ничего общего. Фрэнк Пауэлл указал восемь таких черт характера, которые люди ошибочно приписывают христианам.

1. Любезность

Был ли Иисус добрым? Без сомнения. Доброта - это плод Духа. Но доброта и любезность не одно и то же. Любезность помогает избегать напряженности и всегда тешит эго человека, даже когда он неправ. Но любезность не имеет ничего общего с благочестием. Доброта же, как плод Духа, всегда говорит вам именно то, что вам нужно услышать, даже если оно не всегда для вас приятно.

2. Всегда говорить «да»

Пауэлл рассказал, что после окончания колледжа они с женой присоединились к служению церкви и первые два года они говорили «да» всему. Автор признался, что в то время он считал, что настоящие христиане - это рабы, которые никогда не говорят «нет». «Вы проведете молитву в воскресенье?» — «Да». «Нам не хватает нескольких добровольцев. Сможете помочь на складе продуктов?» — «Да». «Вы сможете заняться нашими котами?»

Мы часто говорим «да», потому что хотим чувствовать себя нужными. Но нам нужно научиться говорить «нет». Говорить «нет» токсичным взаимоотношениям, «нет» давлению со стороны окружающих, «нет» искушениям и оскорблениям. И говорить «нет» некоторым своим волонтерским занятиям, даже в церкви, тоже. Это может быть сложно, но необходимо. А то, что вы всегда говорите «да» не делает вас лучшим христианином.

3. Идеальное посещение церкви

Бытует мнение, что настоящие христиане не пропускают богослужения. Никогда. Но это не соответствует действительности. Можно быть на всех служениях, посещать все домашние группы и быть занятым в различных церковных мероприятиях, но при этом не знать Бога. Подобно тому, что идеальная посещаемость школы на гарантирует идеальных знаний.

На самом деле Бога больше заботит состояние нашего сердца, а не то сколько каких служений мы посетили.

4. Четкое следование правилам

«Хорошие христиане не нарушают правила. Они не нарушают комендантский час, не жульничают на экзаменах и не пьют алкоголь. О, и они не ругаются и не делают тату», — процитировал Пауэлл некоторый свод правил. Но исполнение этих правил не делает человека христианином. Мы должны смотреть не на свод правил, а на праведность Христа.

5. Никогда не сомневаться в Боге и не задавать Ему лишних вопросов

Часто бытует мнение, что настоящие христиане не сомневаются. И когда у человека случаются проблемы, ему сложно об этом с кем-то открыто поговорить. В лучшем случае ему посоветуют больше молиться.

Но если мы посмотрим на книгу Псалмов, мы увидим там прямой разговор человека с Богом. Когда человек открывал пред Богом всем свои страхи и сомнения, свою боль и свою печаль. И Бог не отворачивается, но идет с человеком, отвечая и наставляя, защищая и ободряя.

6. Хорошо знать Библию

Христиане должны хорошо знать Писание. Но еще апостол Павел сказал, что знание надмевает, а любовь назидает. Знания сами по себе опасны, потому что могут привести к гордости. Христианам нужно знать Библию. Но если это знание не помогает вам служить вашему соседу, то что-то вы упустили. Настоящие великие ученики становятся великими служителями, которые именно служат.

7. Оперативность и организованность

Говоря об этих добродетелях, Пауэлл напомнил, что Иисусу они не были свойственны. Он не прибыл оперативно, когда пришло сообщение о том, что Лазарь заболел. Он пришел уже через три дня после его смерти.

«Если бы Иисус жил в наши дни в Америке, я не уверен, что Он оценил бы наше увлечение списками того, что нужно сделать, и расписанием», — отметил Пауэлл.

Иисус менял Свои планы и отвлекался, когда нужно было кому-то помочь. Пунктуальность - это хорошая черта характера, но она не является мерилом нашего благочестия и преданности Богу.

Подписывайтесь:

8. Выразительность и эмоциональность

Христиане могут быть эмоциональными, поднимать свои руки в молитве и плакать во время поклонения. Но это не означает, что все христиане должны быть такими. Есть те, кто глубоко переживает любовь Божью, но при этом внешне это почти не выражается. И есть те, кто много напоказ эмоционально и громко поклоняются и молятся, но на самом деле они это делают просто по плоти, их сердце в этом не участвует.

Все перечисленные добродетели не зло, это хорошие черты характера. Но Пауэлл подчеркнул, что не они определяют наше следование за Христом.

Октябрь 19, 2018 4:14

Михаил, для Вас слова свт. Игнатия Брянчанинова о Антонии Великом из “Отечника”.

196. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям.

Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставившие неумеренный подвиг, обыкновенно оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. “Безмерному деланию, говорит святой Исаак Сирский, последует уныние; унынию - исступление”, т.е. расстройство! - Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды - это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, - это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач - жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его - в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву ветхость ветхого Адама , которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (Ис.1 :6 ) . Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвалсмертью , когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2 :17 ) . Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть ; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим.7 :23–24 ) , потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт.6 :3 ) . Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1Кор.15 :50 ) . Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама , который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс.50 :6 ) .

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех , вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы , уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк.16 :15 ) . Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении . Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.

Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен!

Дополнения из разных источников

Кратчайшая исповедь

Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь , долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.

Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.

Грехи смертные , то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели:

О познании Бога : сколько бы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хоть и веруют. Одно дело веровать, что Бог есть, и иное – познать Бога (Старец Силуан).

О молитве : если не тотчас услышаны молитвы наши, значит, Господь не желает, чтобы с нами было то, чего мы хотим, но то, чего Он хочет. В этом случае Он желает нам и приготовляет нечто большее и лучшее, чем то, о чем у Него в молитве мы просим. Поэтому всякую молитву сокрушенно надо оканчивать: Да будет воля Твоя.

О важности чтения : Слово Божие – пища для души и тела. В обязанность христианина входит каждый день – не лягу спать, если не прочитаю:

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Св. Исаак Сирский. Слово 44

Игнатий (Брянчанинов), свт.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) - известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.
[ Главная | Новые | Что читают | Авторы | Программы ]
  • Речь, произнесенная по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года
  • Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея
  • Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии
  • Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом
  • Поучение в неделю сыропустную. Условие при вступлении в святую Четыредесятницу
  • Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к таинству исповеди
  • Поучение в среду 1-й недели Великого поста. О вреде лицемерства
  • Поучение в пяток 1-й недели Великого поста. О теле человеческом
  • Речь к братии по приобщении святых Христовых таин, в субботу 1-й недели Великого поста
  • Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека
  • Поучение в третью неделю Великого поста. О крестоношении
  • Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам
  • Поучение в пятую неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою
  • Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых тайнах
  • Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого
  • Поучение в неделю о самарянине. О поклонении Богу Духом и Истиною
  • Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии
  • Поучение в неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих
  • Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу
  • Поучение в девятую неделю. Бог - помощник человека в скорбях его
  • Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя Вящшая закона: суд и милость и вера
  • Поучение на слова: Вопль Содомский и Гоморский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются
  • Беседа в тринадцатую неделю. О причине отступления человеков от Бога
  • Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш
  • Поучение в понедельник двадцать шестой недели. О царстве Божием
  • Поучение в двадцать седьмую неделю. Объяснение дневного Евангелия: Иисус бе уча на едином от сонмищ в субботу
  • Поучение в двадцать восьмую неделю. Объяснение дневного Евангелия. Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи
  • Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога
  • Беседа в понедельник двадцать девятой недели. О чудесах и знамениях
  • Поучение в тридцать первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести
  • Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое в праздники Божией Матери. О телесном и душевном подвигах
  • Слово на открытие Иоанно-Предтечева женского монастыря близ города Ставрополя кавказского
  • Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении
  • Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения

Краткий перечень самых распространенных в наше время грехов, из которых нужно вспомнить и выбрать те, к которым вы причастны. Далее необходимо покаяться в них, перед священником, Богу в Таинстве Исповеди. Исповедь совершается во время вечернего богослужения. Рекомендуется приобрести в иконных лавках литературу «В помощь кающимся», «Опыт построения исповеди». Готовиться к исповеди можно по разным источникам, как вам удобно. Либо по 10 заповедям, либо по 8 главным страстям, либо по 20-ти мытарствам.

Чревоугодием:
Объядение. Пьянство. Нарушением постов, а также среды и пятницы (они по важности приравниваются к Великому посту, как дни воспоминания страданий Христовых). Тайноядение (бывает тайноядение и невинное, используемое для того, чтобы не соблазнить других). Греховным тайноядение бывает, когда едят и пьют тайком от хозяев пищу или питие – этот вид греха является воровством; нежелание делиться пищей с ближним по жадности и скупости; тайнопитие алкоголя, которое часто приводит к запоям. Лакомство (излишнее пристрастие к изысканным яствам). Вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. Курение. Наркомания (токсикомания и т.п.)

Любодеянием:
Блудное разжение. Блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение им, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд (сожительство до брака) и прелюбодеяние (измена в браке). Грехи блудные противоестественные (гомосексуализм, половые извращения, оральный и анальный секс, рукоблудие и т.п.). Смотрение порнографии. Соблазнение на грех. Предоставление места для блуда.

Сребролюбием:
Любление денег. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие (удержание чужих вещей с последующим присвоением). Неверие Богу, не упование на Его промысел. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Лихва (взяточничество). Жестокосердие ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой. Жадность. Грабеж. Мошенничество. Ростовщичество (давание денег в долг с процентами). Недовольство своим положением, ропот.

Гневом:
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов (мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума). Непристойный крик. Спор. Бранные, жестокие и колкие слова. Рукоприкладство (избиение), толкание. Убийство, аборты и склонение к аборту (мужья, дававшие согласие на аборт, тоже причастны к этому греху). Памятозлобие. Ненависть. Вражда. Мщение. Оклеветание. Осуждение. Возмущение. Обида ближнего. Укорение.

Печалью:
Огорчение. Тоска. Сомнение в обетованиях Божиих. Неблагодарение Богу за все случающееся. Малодушие (боязнь за свою участь, кривить душой и поступить против совести; малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней). Нетерпеливость. Несамоукорение. Скорбь на ближнего. Ропот. Отречение от креста, покушение сойти с него (самоубийство и мысли о нем).

Унынием:
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием. Всякого рода негою. Празднословие (пустые разговоры о житейской суете). Шутки. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Тщеславием:
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных суетных почестей. Любление красивых одежд, стремление к роскоши. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Любоначалие (страсть повелевать, тщеславное желание господствовать над другими). Стыд исповедовать грехи свои, скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство (хитрость, коварство). Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума (упование лишь на свое мнение, доверие лишь к себе, пренебрежение советами и т.п., когда без рассуждения отвергаются советы, заранее определяя во всем свою правоту). Лицемерие. Ложь. Лесть. Духовная прелесть (состояние духовного заблуждения сопровождающаяся тонкой формой лести самому себе, мечтательностью, гордыней, мнение о своем достоинстве и совершенстве). Человекоугодие (грех против первой заповеди, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу). Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство (поощрение, содействие чему-то предосудительному, неодобряемому, например потворство лентяям). Бессовестность. Кичение.

Гордостью:

Гордыня. Магия. Хождение к бабкам и целителям. Астрология (в том числе и чтение гороскопов). Вера в сны. Самонадеянность. Самомнение. Своеволие. Высокомерие. Идолопоклонство. Гадание. Кощунство (издевательство, надругание над святыней). Сквернословие. Божба (клятва именем Бога). Нарушение обещания данного Богу. Чертыханье (употребление слов связанных с бесами). Неуважительное отношение к Священному Писанию. Пропуск без уважительной причины и по лености воскресного богослужения. Работа в церковные праздники. Тунеядство. Оскорбление родителей, не почитание их. Не молился за своих умерших родителей и свой род. Непочтение к старшим и учителям. Не пригласил священника к родным перед смертью по небрежению и неверию. Не воспитание детей в вере православной. Своими грехами соблазнял ближних. Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Превозношение. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца (грубое, плотское их состояние), пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум (трата ума направленная не на спасение, а на ложь и всякую неправду). Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Жестокосердие ко всему живому. Ненависть. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Безбожие. Лжеучение. Ложная философия. Ересь. Невежество. Смерть души.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ.

С ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ 1).

1. Чревообъядение.

Объедение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого не хранение верности к Богу. Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние.

Блудное равнение, блудные ощущения и пожелание тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Не хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие.

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к равным тленным предметам, лишающая

1) Заимствовано из святых отеческих писаний.

душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев.

Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жесткие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль.

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности в молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие.

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание венных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-

ности голоса, и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сею века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедывать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовных. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость.

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их в земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть дуга.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости : ни струн , ни язва,ни рана палящаяся : несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания 2). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва 2)— грех—не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа незнания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертью умрете 3). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отравилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святой. Действует

1) Исаия 1, 6. 2) Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1-е. 3) Быт. II , 17.

в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором, совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва—смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти 1), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно-тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами создались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! 2) Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! 3). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась, достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать?—Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешил скрыться от Бога? Стану ли, подобно ему, оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно—скрываться от Всевидящего! напрасно—оправдываться пред Тем, Кто всегда побеждает , внегда судити Ему 4).

Облекусь-же вместо смоковничных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ля? Я изгнан оттуда,—и херувим, стоящий при входе, не впустить меня! Самою тягостью плоти моей я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, но телу подобным скотам и зверям: Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, яд, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачевство на весь путь твоей земной

1) Рим. VII, 23, 24. 2) Быт. VI, 3. 3) 1 Кор. XV, 50. 4) Ис. L , 6.

жизни, для исцеления от греха, сколько бы раз ты ни заразился ин, по немощи твоей. Это врачество—исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживит в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность?—погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным, и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я его в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто пред собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...