Роль религиозного образования. Религиозное образование в европе и перспективы преподавания религиозных знаний в россии

Этой главе я хотел бы обратиться к тем, кто уже пересек границу совершеннолетия, но еще не вступил в брак. Я не намерен что-то советовать тем, кто холост или не замужем и доволен своим положением, потому что знает, что это воля Божья для них. Они уверены, что для них это наилучшее, потому что таким образом могут лучше служить Богу. Да благословит вас Господь, если вы относитесь к этой категории!

Возможно, вы предпочли бы вступить в брак и желаете иметь семью, но по разным причинам добровольно решили пока не предпринимать этот шаг, потому что еще не готовы к супружеской жизни или просто не видите подходящей кандидатуры.

В нашей небольшой церкви довольно высокий процент незамужних и неженатых. Для одних это не проблема, они уверены, что это воля Божья и даже дар Божий. Но для других отсутствие семьи является большим бременем; такие люди предпочли бы вступить в брак. Они чувствуют себя ущемленными, и жизнь свою считают неполноценной.

Как-то мы обсуждали вопрос о браке и безбрачии в нашем кружке по разбору Библии. Каждому участнику была предоставлена возможность высказать свое мнение. Имеющие семьи одобряли тех, кто не состоял в браке. Некоторые из холостяков свидетельствовали о том, как Бог благословил их и совершил через них великие дела, отчасти благодаря тому, что они не имели семьи. Другие пытались убедить себя и окружающих в том, что они довольны своим положением, однако, на самом деле все равно чувствовалось, что они не до конца удовлетворены своей жизнью. Затем Анна-Мария, девушка, которой было около тридцати, интеллигентная, привлекательная и искренняя христианка, заговорила с присущей ей откровенностью: «Я очень рада за тех из вас, кто доволен своей холостяцкой жизнью, но что касается меня, я бы предпочла иметь семью. Я хотела бы выйти замуж, но решила не делать этого, по крайней мере, теперь. Вы понимаете, Господь просто не послал мне подходящего мужа, за которого я могла бы выйти замуж. И я предпочитаю лучше оставаться незамужней, чем вступить в брак с первым попавшимся человеком без Божьей на то воли».

Спокойная откровенность сестры послужила добрым примером для всех присутствующих. У этой девушки были особые стандарты, Божьи стандарты, и она готова была строить свою жизнь соответственно этим стандартам, даже если бы это значило остаться незамужней до конца жизни. Она поняла, что жить по Божьей воле и по Божьим стандартам порой может означать необходимость совершения нелегкого выбора.

Апостол Павел называет Божьими дарами как супружество, так и безбрачие. Наверняка, немногие из нас подвергли бы сомнению его слова, если бы Апостол назвал даром лишь супружество. Но когда речь заходит о безбрачии и о нем говорится, как о даре, то многие из нас склонны реагировать словами того же библейского автора: «Блаженнее давать, нежели принимать!»

Безбрачие - это дар, который никто не хочет принять и охотно бы отдал другому. Тем не менее факт остается фактом, и жизнь вне брака является даром Божьим.

Говоря о подарках вообще, важно помнить, что чем лучше знает вас человек, приготовивший подарок, тем больше вероятности, что он подарит именно то, что более всего вам необходимо. Я вспоминаю, как много раз в день своего рождения, получив подарок от человека, который знал меня не очень хорошо, я находил в пакете очень красивый, но совершенно непрактичный подарок. Мне дарили книги на незнакомых языках, одежду, не подходящую по размеру и т.д.

Я уверен, что вам также приходилось получать такие подарки. У человека были только добрые намерения и сам по себе подарок отличный, но предназначенный для кого-то другого. Если человек, преподнесший вам подарок, знает вас недостаточно хорошо, то, по всей видимости, подарок будет малоподходящим.

Но наш Бог всегда знает, что является лучшим для нас. Псалмопевец (138:1-4) пишет: «Господи! Ты испытал меня и знаешь... Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» . Бог, так хорошо знающий нас, намного больше заинтересован в том, чтобы одарить нас хорошими дарами, чем наши лучшие друзья или даже родственники. Небесный Отец желает для Своих детей самого лучшего, а не просто чего-то посредственного.

Говоря о даре безбрачия и о даре супружества, постараемся искренне возблагодарить Господа, каким бы ни было наше положение и каким бы тяжелым и непонятным ни казалось оно нам.

В Послании Иакова (1:17) сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» . А во второй главе Послания к Ефесянам говорится о даре спасения: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Бог дает дары, а мы принимаем их. Это касается дара вечной жизни, даров Духа Святого, которые мы используем в христианском служении, а также дара безбрачия и супружества. Возможно, что это не тот дар, который бы вы выбрали для себя. Однако помните, что это не наше дело, выбирать дары. Действительно ли мы верим этому? Если так, то в нашей жизни не должно быть места для предварительных планов, интриг, обмана, предпринимаемых с целью найти супруга. Если супружество есть Божий дар, то Бог имеет право дать его именно в такое время, когда Он хочет.

У людей мира сего принято составлять планы на будущее, заниматься интригами, тратить время, средства и энергию, пытаясь найти супруга. Сколько раз бывало, что и меня спрашивали: «Чего же ты ждешь от Бога? Хочешь, чтобы жена для тебя свалилась с неба? » В то время на этот вопрос я отвечал молчанием, но сегодня, оглядываясь на прошлое, я могу с уверенностью сказать: «Да!».

Я не хочу сказать этим, что нам следует ходить с закрытыми глазами и вслепую нащупывать свой жизненный путь. Нет! Но нам не следует также всецело предаваться мыслям о том, как бы найти супруга или супругу. Иногда создается такое впечатление, что некоторые люди постоянно заняты охотой, дичью в которой является существо противоположного пола. Мы, христиане, не должны сосредоточиваться исключительно на мыслях о браке. Предполагаемый, потенциальный объект брака не должен становиться причиной переезда на другое место жительства, перемены работы или еще каких-то других действий.

Будьте откровенны и скажите, сколько раз вы, будучи молодыми, отправлялись в церковь или на молодежное собрание, где самый большой интерес для вас представляли парни или девушки, которых вы надеялись встретить там? Мы привыкли называть это общением, но не обманываем ли мы себя? Ведь порой мы приходим туда, в первую очередь, из-за кого-то, кто может стать потенциальным объектом для будущего брака.

Если супружество и безбрачие являются дарами от Бога, как об этом говорит Библия, тогда нам следует обращаться с ними, как с дарами. Но как часто молодые люди планируют свою жизнь в отношении своего супружества еще до брака, то есть до того, как они получат этот дар от Бога! Они ходят в церковь, думая о браке, ведут разговоры о супружестве, планируют и строят предположения. Это трагическая ошибка, дорогие друзья! К тому же это напрасная трата драгоценного времени и энергии. Не стройте планов в отношении брака. Посмотрите в лицо фактам. Возможно, что вы никогда не женитесь или не выйдете замуж!

На протяжении всей истории церкви существовали ложные представления о безбрачии. Одни учат, что безбрачие - это странность, причуда, недостойное положение. Возможно, что такое мнение не всегда выражается словесно, но расхожее отношение людей к неженатым или незамужним говорит громче всяких слов. Другие, наоборот, считают, что безбрачие само по себе имеет особую духовную ценность и достоинство. Что, мол, те, кто остается в безбрачии, более духовны, чем семейные люди. Согласно учению Иисуса, оба этих взгляда ошибочны. Иисус Христос учил, что безбрачие - это дар Божий. И если он от Бога, то не может быть странностью, а с другой стороны, если это дар, то он не может быть знаком особого достоинства. Мы не можем заслужить дар Божий. Мы можем просто принять его!

В 19 главе Евангелия от Матфея Иисус указывает на факторы, которые определяют безбрачие. «Есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».

Здесь перечислены три группы людей. Во-первых, Иисус говорит, что безбрачие может быть неизбежным из-за врожденных обстоятельств. «Есть скопцы, которые родились так». Слово «скопец» означает - кастрированный человек. Но Христос использует это слово в более широком значении. Он включает в это понятие тех, кто по какой-либо причине считают невозможным или неблагоразумным вступать в брак. Есть такие, кто из-за того или иного физического недостатка или по причине умственной отсталости не могут вступить в брак. Эти люди не забыты Богом, и они имеют место в плане Божьем.

Во-вторых, «есть скопцы, которые оскоплены от людей». Такие случаи были нередкими в истории Римской империи. Это те, которых физически оскопили, - рабы (евнухи) или священники при храме. Но встречаются и другие обстоятельства, обуславливающие безбрачие, - несчастные случаи, длительные сроки тюремного заключения и др. К этой категории можно отнести и тех, кто никогда не получал предложения на вступление в брак. И этих людей Бог не обошел Своей заботой.

Третья группа состоит из тех, кто избрал безбрачие. Это «скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Есть люди, которые решили не вступать в брак из-за преданности служению Господу.

При определенных видах служения супружеская жизнь является помощью и поддержкой. Но в служении существуют и такие сферы, когда лучше не вступать в брак. Вне всякого сомнения, безбрачие - это нормальный образ жизни. Но из последних слов Иисуса очевидно, что не все могут иметь этот дар. Господь говорит: «Кто может вместить это, да вместит».

Если вы принадлежите к одной из перечисленных трех категорий, не ропщите, не сетуйте и не ожесточайтесь. Примите этот факт, как особый Божий дар для вас.

По мере того, как вы научитесь жить, день за днем полагаясь на Божью милость, вы начнете испытывать совершенно неведомую ранее свободу, о существовании которой даже не мечтали. Вы будете свободно строить нормальные и здоровые взаимоотношения с людьми всех возрастов и не будете испытывать необходимости производить впечатления на кого-либо. Вы будете свободными, вы будете людьми, соответствующими Божьему замыслу, и с благодарностью сможете принимать те дары, которые хочет дать вам Господь.

В современном обществе молодые люди находятся под постоянным давлением со стороны окружающих их друзей и родных, которые из самых лучших побуждений считают, что им необходимо вступить в брак. Такое постоянное подталкивание вынуждает христианскую молодежь прибегать к порочным способам, а это никогда не может быть согласно с волей Божьей.

Слово Божье говорит нам, чтобы мы были мудрыми и познавали, что есть воля Божья. Когда человек влюблен, трудно трезво мыслить и быть объективным, что касается воли Божьей для его жизни. Начать искать волю Божью нужно, прежде чем придет любовь; если вы влюблены, ваше сердце может вас обмануть. Имея в виду то, что вы можете влюбиться только в человека, которого знаете, проявите мудрость в выборе друзей.

Какие же Божьи стандарты мы должны иметь в виду, например, при выборе мужа? Хотя обычно предложение делает парень, но за девушкой остается право согласиться или отвергнуть его предложение. И не может быть брака без согласия женщины, так что обе стороны участвуют в принятии этого решения. Вы никогда не можете начать оправдываться, что, мол, «он заставил меня решиться на этот шаг». Итак, каким должен быть человек, за которого вы согласились бы выйти замуж?

Искать стройного, смуглого молодого человека спортивного телосложения недостаточно. Погрузившись в будни семейной жизни, вы обнаружите, что эти качества недолговечны. Внешний вид очень мало говорит о том, насколько тот или иной молодой человек может быть хорошим мужем. Смотрите глубже, не на его внешность, а принимайте во внимание, прежде всего, его сердце. Вот, например, несколько вопросов, которые вы могли бы себе задать:

Можно ли сказать, что он человек с честным и хорошим характером?

Каково его отношение к Иисусу Христу?

Активен ли он в церкви?

Проявляет ли он доброту и внимание к другим?

Говорит ли он только о самом себе?

Проявляет ли он интерес к твоим нуждам и интересам?

Способен ли он контролировать физическое влечение к тебе?

Уважает ли он твои взгляды и убеждения?

Обращается ли он с тобой с нежностью и с уважением?

Готов ли он любить тебя так, как Христос любит Церковь?

Очень полезно было бы задать себе эти вопросы.

Бог предъявляет к мужьям высокие требования, и женам следует поступать так же. Не позволяйте себе попасться на приманку рационализма, что, мол, «не существует идеальных мужей». Поверьте, когда Бог пошлет вам человека по Своему выбору, он или она будут идеальными для вас. Не соглашайтесь на меньшее, чем самое лучшее, приготовленное для вас Богом.

Но как узнать, кто является Божьим избранником для вас? Избранный Богом супруг должен быть не только верующим, что, безусловно, важно, но и духовно возрастающим христианином, богобоязненным человеком, а не только называющим себя таковым или доступным в данный момент кандидатом.

Вполне возможно, что какое-то время вам придется жить в безбрачии, просто из-за отсутствия богобоязненного человека, могущего стать вашим спутником жизни. Даже среди самых глубоко верующих людей встречаются мужчины и женщины, живущие в безбрачии. И это не потому, что не было желающих вступить с ними в брак, а просто потому, что они не встретили еще действительно богобоязненного и подходящего для себя супруга.

Воля Божья состоит в том, чтобы, в первую очередь, мы были богобоязненными людьми, а не женатыми или замужними. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей 6:33).

Воля Божья состоит также и в том, чтобы мы не ограничивали Бога временем. Не наше дело подсказывать Богу, когда Ему следует свершать планы в нашей жизни. Ведь дорогие золотые часы - это отличный подарок для взрослого человека, но вряд ли он подойдет четырехлетнему ребенку. Дар хороший, но время выбрано неправильное, поэтому он становится бесполезным.

Этот принцип относится и к Божьим дарам. Дорогие друзья, мы слишком часто попадаем в затруднительное положение из-за того, что стараемся присвоить себе дар, прежде чем мы в состоянии правильно обращаться с ним. Нет ничего плохого в замужестве, это хороший дар, и Бог не только учредил, но и одобрил его. Но мы должны предоставить возможность Самому Господу преподнести хорошие дары в Им же назначенное время. Не нужно устанавливать сроки вроде того, что, мол, 23-летний возраст - это наиболее подходящее время для вступления в брак. Не надо заявлять: «До того, как мне исполнится 24 года, я обязательно женюсь!» Вполне возможно, что вы и на самом деле женитесь, ведь каждый может жениться! Но вы совершите непоправимую ошибку, если не дождетесь проявления Божьего выбора и Богом назначенного времени.

Дорогие читатели, если кто-либо из вас не женат или не замужем, то вот несколько советов, которые неплохо было бы принять вам во внимание.

Во-первых, учтите, что каждый человек нуждается в добрых товарищеских отношениях, все мы нуждаемся в настоящих друзьях. Если человек не имеет собственной семьи, то это не значит, что он должен избегать общения с братьями и сестрами по вере с тем, чтобы жениться или выйти замуж. Мы должны наслаждаться общением друг с другом независимо от нашего семейного положения, оказывая помощь и поддержку всем, кто в ней нуждается.

Во-вторых, не забывайте, что брак строится на уже сформированных характерах обоих супругов. Удачный или неудачный брак не обусловлен кулинарным мастерством жены или величиной заработка мужа. Счастливому браку сопутствуют такие качества, как щедрость, проявление взаимного внимания и доверия в супружеской жизни. Поэтому неплохо было бы развивать эти качества еще до вступления в брак. У Бога нет разных стандартов - один для брака, а другой для безбрачия. Во всех случаях мы должны отражать в себе образ Христа.

Для обозначения образовательной деятельности, связанной с изучением религии, чаще всего употребляются два понятия: «религиозное образование» и «религиоведческое образование». Их объединяет предмет изучения – религия как тип мировоззрения личности, особая сфера культуры и социальной жизни. Но в чем их отличия? Представляют ли они два взаимодополняющих вида изучения религии в обществе или это две принципиально разные образовательные практики, не имеющие точек соприкосновения?

Религиоведческое образование стало активно развиваться в нашей стране только в последнее десятилетие, отталкиваясь от своей основы в прошлом – системы атеистического воспитания. Это обусловило наличие ряда подходов к изучению религии разной мировоззренческой направленности. В педагогической вузовской и школьной практике ныне активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий.

С религиозным образованием все еще сложнее. В советский период изучение религии осуществлялось лишь в духовных семинариях и академиях. Для советского человека учащиеся и преподаватели духовных школ, как правило, представляли собой феномен безжизненной архаики, который мог разве что только удивлять, но никак не интересовать. Тем более на что-то влиять в общественной жизни, в национальной системе образования.

Ликвидация идеологических запретов привела к развитию сферы негосударственного образования: появились частные учебные заведения, школы религиозных организаций. Ныне открыты и религиозные вузы, т.е. учреждения высшего профессионального образования. Несмотря на то, что их учредителями выступают религиозные организации, в них ведется подготовка по ряду вполне светских специальностей (пока, главным образом, гуманитарных).

Возникают вопросы: в данном случае это религиозное или светское образование? Если религиозное, то почему при этом изучаются еще и литература, история, языки и даже экономика или естествознание? Если светское, то почему преподавание ведется на религиозной мировоззренческой основе и с участием представителей или организаций религиозных конфессий? Здесь обнажается суть проблемы: налицо кризис прежнего идеологического понимания светскости государства, государственной системы образования и самой школы. Актуализировалась проблема научного осмысления изучения религии в обществе во всей ее полноте, системного анализа содержания, особенностей и взаимосвязей всех видов и форм религиозного и религиоведческого образования. Такое осмысление, по нашему мнению, позволит проводить государственную политику в области образования более эффективно.

Светскость государства и государственной школы, согласно российскому законодательству, предполагает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14 Конституции РФ) и что, соответственно, образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях имеет светский характер (п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» и п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Но каким образом требование светского характера должно реализовываться на региональном или местном уровне, в образовательном учреждении, в конкретной образовательной программе? Например, в содержании и структуре образовательной деятельности средней школы?

Принцип светскости раскрыт в отрицательной формулировке: «не может устанавливаться в качестве... обязательной». В буквальном смысле это означает только то, что в российской государственной системе образования не может быть обязательного для всех учащихся изучения какой-то определенной религии (скажем, православного христианства). Тем не менее, иногда это требование толкуется как запрет на изучение в государственной школе любой религии даже по свободному выбору учащихся, а также как запрет на любое взаимодействие государства и Церкви, на участие религиозных организаций в деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Жизнь нашего общества в прошедшее десятилетие кардинально изменилась, но существенной частью граждан светскость до сих пор продолжает восприниматься как синоним если не антирелигиозности, то уж, во всяком случае, полной безрелигиозности, внерелигиозности не только государства, но и светской школы. Однако можно насильственно отделять социальные институты один от другого и тем самым разрушать целостность общественной жизни, а можно разграничивать их функции в целях обеспечения оптимальной деятельности каждого социального института в интересах всего общества.

Большинство государств в современном мире - светские, и при этом практически везде государственная система образования предусматривает возможность изучения той или иной религии по выбору. Что касается различий в содержании и формах религиозного образования, то соответствующие проблемы решаются нормативно-правовыми средствами (договоры, соглашения и т.п.), устанавливающими сферу взаимодействия, разделения функций и полномочий в государственной системе образования органов власти (на центральном, региональном и местном уровнях) с органами управления религиозных организаций. В сфере совместной компетенции государства и религиозных организаций в практике изучения религии соблюдаются все частные интересы участников образовательного процесса, но приоритет отдается общегосударственным, общенациональным.

Не отвлекаясь на подробное раскрытие исторических, научно-философских и религиозно-богословских аспектов светскости государства и государственной системы образования, предложим определение светского образования, позволяющее, по нашему мнению, достаточно корректно обозначить содержание всех основных видов и форм изучения религии.

Итак, светским является любое образование, направленное на решение различных общесоциальных задач, организуемое и поддерживаемое обществом через органы государственной власти и местного самоуправления. Светское образование организуется и проводится в соответствии с нормами и требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом разнообразия мировоззренческих подходов (п. 4 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании»), и сопровождается констатацией достижения обучаемым установленных образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом.

Основные типы современного светского образования - дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование по различным направлениям и специальностям, востребованным в обществе. Учредителями образовательных учреждений, реализующих одну или несколько светских образовательных про грамм и (или) обеспечивающих обучение, воспитание учащихся, выступают органы государственной власти и местного самоуправления (государственное и муниципальное образование), организации всех форм собственности и их объединения, частные лица, общественные и религиозные организации - Русской Православной Церкви, мусульманских, буддийских, иудаистских и других зарегистрированных в официальном порядке религиозных объединений.

Организации религиозных конфессий в учрежденных или созданных с их участием образовательных учреждениях реализуют светские образовательные программы различного типа, уровня и направленности в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также программы религиозного образования в соответствии с принятыми в этих учреждениях образовательными программами в той их части, которая относится к компетенции образовательного учреждения. Реализация в таких образовательных учреждениях светского содержания образования в соответствии с государственными образовательными стандартами обеспечивается государством и соответствующим образом проверяется, контролируется (лицензирование, аккредитация).

Наряду с такими образовательными учреждениями существуют особые образовательные учреждения религиозных конфессий – духовные школы в Русской Православной Церкви (духовные академии, семинарии, училища), училища служителей культа в других религиозных конфессиях, где осуществляется профессиональная подготовка лиц, необходимых для отправления данного религиозного культа. Профессиональное религиозное (духовное) образование включает специальную подготовку, которая, будучи значимой для членов данной религиозной организации, последователей данной религии, не имеет общесоциальной значимости. Эта подготовка ориентирована на внутреннюю духовную жизнь религиозной общины, связанную с получением, как считают, например, православные верующие, особой поддержкой от Бога, особых духовных даров в Таинствах и обрядах, принятых в Церкви. В исламе или иудаизме эта специфика профессионального религиозного образования выражена в меньшей степени, но и там имеется некоторая область внутреннего религиозного опыта, культовой практики, наставничества, особых взаимоотношений религиозного руководителя и рядовых последователей и т.п., которая осваивается учащимися в иных условиях, нежели светские образовательные программы, и не регулируется государственными образовательными стандартами по ряду пара метров. Прежде всего - в отношении содержания образования и условий его получения (порядок зачисления учащихся, выбор форм обучения, права участников образовательного процесса и т.д.). В тоже время образование в духовных школах не исчерпывается подготовкой, необходимой исключительно для отправления религиозного культа, о чем будет специально сказано ниже.

Таким образом, очевидно, что религиозное образование в целом шире собственно профессионального религиозного (духовного) образования. Но как оно соотносится со светским образованием? Выделим три качественных признака образовательной деятельности в обществе в связи с изучением религии, которые помогут нам уяснить содержание понятия «религиозное образование»:

1) организационно-правовая принадлежность образовательной деятельности - образовательного учреждения, образовательной практики в любой другой форме к той или иной религиозной организации (конфессии);

3) мировоззренческая религиозная основа образовательной деятельности, учебного или воспитательного процесса.

Религиозное образование по организационной принадлежности осуществляется в организациях и учреждениях Русской Православной Церкви (церковное образование), в исламских, буддийских, иудаистских и др. религиозных организациях и учреждениях, т.е. тех, которые учреждены религиозными организациями самостоятельно либо совместно с другими учредителями, признаны или контролируются ими каким-либо образом. Религиозное образование по содержанию осуществляется с целью повышения объема, уровня и качества знаний человека о той или иной религии, религиозной культуре. Оно реализуется в обществе в организациях и учреждениях системы образования религиозных конфессий, в семье, в средствах массовой информации, учреждениях культуры, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц, в том числе и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с их образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин.

Религиозное образование по мировоззренческому основанию осуществляется на мировоззренческой, духовно-нравственной основе той или иной религии, опирается на сложившееся в данной религиозной традиции мировоззрение и уклад жизни. Оно реалиизуется в организациях и учреждениях системы Образования религиозных конфессий при изучении всех учебных дисциплин, в семье, в средствах массовой информации, учреждениях культуры, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц, в том числе и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Определяющий фактор - право свободного выбора, предоставляемое учащимся и (или) их родителям (законным представителям) при условии выполнения основной образовательной программы учреждения и соблюдения законных прав и интересов всех участников образовательного процесса. Право на получение светского образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, в том числе и религиозными, зафиксировано как в признанном нашим государством международном законодательстве, так и в российском. Например, в Законе РФ «Об образовании» оно оговаривается необходимостью учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов и способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений в обучении (п. 4 ст. 14).

Важно отметить, что любое религиозное образование, в том числе и духовное (профессиональное религиозное образование), по существу не является частью религиозного культа, не предусматривает обязательного проведения религиозных ритуалов, обрядов в образовательных учреждениях или в процессе обучения. Даже так называемое «обучение религии» (неудачный термин, использованный в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»), т.е. обучение участию в культовой деятельности, церковной жизни, остается именно обучением, а не собственно религиозной жизнью личности.

Систематизация всех этих разновидностей религиозного образования с учетом реальной практики позволяет выделить две основные области религиозного образования

1. Связанная с изучением религии, не имеющим общесоциальной значимости и поэтому не требующим государственной стандартизации.

Сюда относятся:

а) специальная подготовка в учреждениях профессионального религиозного образования {духовных школах и т.п.) служителей религиозного культа - священнослужителей, церковнослужителей, мулл, раввинов и др., в части знаний, необходимых для отправления религиозного культа;

б) образовательная подготовка в области знаний о религии любых лиц по их свободному желанию для:

приобщения к религиозной организации (в православии - катехизация лиц, ищущих воцерковления, стремящихся приобщиться к Церкви);

расширения и углубления человеком своих знаний о религии в связи с религиозными целями в жизни личности (достижение спасения души, «чистоты», приобретение божественных свойств и качеств и т.п.).

2. Связанная с изучением религии, имеющим общесоциальную значимость и потому требующим государственной стандартизации, регламентации и контроля. В соответствии с выделенными выше тремя качественными признаками образовательной деятельности в обществе в связи с изучением религии, это:

а) изучение религии в образовательных учреждениях разных типов и организационно-правовых форм (ст. 12 «Образовательные учреждения» Закона РФ «Об образовании»), в том числе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с государственными образовательными стандартами, образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин; например - изучение религии в курсах по выбору учащихся и (или) их родителей в дошкольных учреждениях, средней школе, учреждениях дополнительного образования, а также в учреждениях профессионального образования (специальность «Теология»);

б) реализация в образовательных учреждениях разных типов и организационно правовых форм образовательных программ разного типа, уровня и направленности (ст. 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании») в соответствии с государственными образовательными стандартами на религиозно-мировоззренческой основе по свободному выбору учащихся и (или) их родителей с учетом законных прав и интересов всех участников образовательного процесса;

в) реализация в образовательных учреждениях разных типов и организационно правовых форм образовательных программ разного типа, уровня и направленности в соответствии с государственными образовательными стандартами при участии религиозной организации в любой форме: учредительство образовательного учреждения, совместное учредительство (ст. 1 «Учредитель (учредители) образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») контроль над содержанием и методикой преподавания, участие в подготовке и аттестации педагогических кадров, конфессиональная экспертиза содержания образования и др.

Все это образование, являясь религиозным по тому или иному из выделенных выше трех признаков (содержание образования, мировоззренческая основа, организационная принадлежность), одновременно является светским образованием, регламентируется (полностью или совместно с религиозными организациями) государственными и муниципальными органами управления образованием, обеспечивается (полностью или частично) из государственных источников, бюджетов разного уровня - федерального, регионального, местного, К этой же области религиозного образования можно отнести и большую часть содержания образования в духовных школах (учреждениях профессионального религиозного образования), за исключением образовательной подготовки учащихся части знаний, необходимых собственно для отправления религиозного культа. Все остальное - изучение истории, этики, материальной культуры, религиозных традиций, языков, религиозной, исторической и научной литературы и т.п., представляет ценность для всего общества и может регулироваться государственными стандартами общего иди профессионального образования.

Очевидно, что любое религиозное образование должно осуществляться при участии (непосредственном или опосредованном) соответствующей религиозной организации. Это необходимо для обеспечения идентичности как в части собственно содержания знаний о конкретной религии, соответствии их первоисточнику, неискаженного и полного представления всех сторон истории, культуры, образа жизни в данной религиозной традиции, так и для обеспечения преподавания любых знании на определенной религиозной мировоззренческой основе. Такое участие может заключаться в прямом контроле религиозных организаций за содержанием образования в школах, вузах и т.д., учрежденных ими непосредственно или совместно с другими учредителями или в форме конфессиональной экспертизы квалификации педагогических кадров, учебных программ, учебников, пособий и др., используемых в любых других образовательных учреждениях. Например, в Русской Православной Церкви такая конфессиональная экспертиза проводится в уполномоченных на то организациях (Учебный комитет, синодальный Отдел религиозного образования и катехизации, епархиальные Отделы религиозного о6разования и др.).

Таким образом, ведущим критерием принадлежности образовательной деятельности по изучению религии к области религиозного образования является взаимодействие с соответствующей религиозной организацией . Если такое взаимодействие установлено и зафиксировано в нормативно-правовых документах, то изучение религии в любом образовательном учреждении, в том числе в государственном и муниципальном, можно считать формой религиозного образования. Это соответствует и мировой практике.

Религиоведением можно было бы назвать любое изучение религии, с любых позиций, но в настоящее время дело обстоит так, что у нас религиоведческое образование составляет изучение религии с позиций науки и различных направлений в философии, проводимое без связи и взаимодействия с религиозными организациями. Именно такое религиоведческое образование является у нас на сегодняшний день основным, наиболее развитым светским образованием в области изучения религии, религиозной культуры, ориентированным на все общество.

Его основные формы составляют:

1) изучение религии в высших учебных заведениях всех организационно-правовых форм в соответствии с государственными образовательными стандартами профессионального образования (специальность «Религиоведение»);

2) изучение религии в общеобразовательной школе в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования, образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин, в том числе преподавание религиоведческих учебных курсов по выбору учащихся и (или) родителей типа «Религиоведение», «История религии», «Религии мира» и т.п.

Современное российское религиоведение и соответствующее религиоведческое образование отличает мировоззренческое разнообразие. Но важно уточнить: все религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь, в настоящее время не имеют какой-либо реальной возможности влиять на его содержание и практику преподавания. В результате это содержание формируется, в основном, неверующими людьми, придерживающимися того или иного мировоззрения нерелигиозного типа и даже атеистами, что зачастую превращает современное религиоведческое образование в форму пропаганды религиозного индифферентизма или атеизма. Атеистическое также можно считать вполне законным, если не допускаются оскорбления религиозных чувств верующих и пропаганда неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Общей методологической основой религиоведческого образования и, соответственно, главным отличием от религиозного образования и, соответственно, главным отличием от религиозного образования, как правило, декларируются: научность (объективность) и мировоззренческая беспристрастность. Говорится о том, что в изложении сведений о религии и религиозных объединениях религиоведческое образование опирается исключительно на принципы научности и не преследует цели выработки у учащихся определенного отношения к религии (в целом к любой конкретной конфессии).

В реальной действительности эти условия соблюдаются далеко не всегда, нуждаются в уточнении, а то и не могут быть соблюдены в принципе. Так, научность, понимаемая как учет научных данных о религии, не может служить критерием отличия религиоведческого образования от религиозного образования, поскольку не является исключительной прерогативой философского религиоведения. В религиозном образовании тоже учитываются научно доказанные факты, бесспорные выводы научных исследований религии. Конечно, в той мере, в какой научные методы вообще применимы к изучению религиозной стороны в жизни личности и общества и не противоречат мировоззренческим принципам той или иной религии. Точно так рассмотрение религий с позиций того или иного направления в философии не исчерпывается изложением научных фактов, но включает их теоретические интерпретации и обобщения с позиций данного философского направления.

Таким образом, вторая часть в слове «религиоведение» - «ведение» - указывает не только на изучение, знакомство с фактическими данными о религии в целом и конкретных религиозных традициях, организациях, но и на разные мировоззренческие установки, различное аксиологическое происхождение того или иного взгляда на религию. В современной российской практике это преимущественно философские «объяснения» религии, оценка истории и культуры религий с позиций разных направлений и школ в философии, социологии, исторической науке. Но если вспомнить и о религиозном образовании, то можно утверждать, что в целом практику изучения религии в обществе, прежде всего в системе образования, составляют:

1) изучение религии методами науки и соответствующее образование - собственно научное религиоведение как совокупность фактов, наблюдений, научных обобщений, относимых к религии в целом, отдельным религиям, религиозным объединениям в прошлом и современности в социологии, истории, археологии, этнографии, социальной географии и т.д. (часть образования в области соответствующих научных дисциплин);

2) философское религиоведение , философская критика религии (философии религии) - объяснение происхождения, раз вития и особенностей религии в целом и разных религиозных традиций с позиций философских мировоззрений, концепций, теорий с целью обоснования этих мировоззрений, концепций, теорий и распространения их в обществе (часть философского образования);

3) «религиозное религиоведение» , религиозное образование разной конфессиональной принадлежности - изучение религии, религиозной культуры с целью повышения уровня знаний о религиозном мировоззрении и культуре данного типа или приобщения к данной религиозной традиции в той или иной форме, включая апологетические объяснения всех других религий с позиций мировоззрения и культуры данной религиозной конфессии, проводимое с участием организаций религиозных конфессий.

Очевидно, что все эти виды изучения религии и соответствующей образовательной деятельности преследуют особенные цели, каждая из которых значима для общества в целом или какой-то его части и потому все они имеют право на существование. Но, по понятным причинам, в начале 1990-х гг. в нашей стране не было и не могло быть достаточного числа кадров специалистов в области религиозного образования (богословия, теологии). Объективные, идеологически не обусловленные научные исследования религии в советское время также практически не велись. Поэтому именно философское религиоведение стало претендовать на то, чтобы давать знания о религии не только от имени науки, но и от имени религиозных конфессий, зачастую препятствуя при этом выходу религиозного образования в общество из установленной ему некогда атеистическим государством жесткой социальной «резервации».

В прошедшие годы эта ситуация постепенно менялась, с трудом преодолевая не только вполне понятную социально-историческую инерцию, но и прямое сопротивление конкурентов на мировоззренческом поле. В государственных вузах появилась специальность «Теология», религиоведческие учебные пособия для массовой школы постепенно все более освобождались от философской критики религии и наполнялись научным содержанием, материалами культурологического характера. Но процесс восстановления необходимой полноты в мировоззренческом разнообразии подходов к изучению религии в системе образования еще не завершен.

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. общество консерватизм религия образование

В значительной степени сложность новой социальной ситуации на постсоветском пространстве была обусловлена противоречиями разных культур, не ощутимыми в такой мере в советский период. Ломка существовавших традиций и образцов привела к кризису социальной идентичности, связанному с невозможностью использования прежних образцов и моделей поведения. Старые идеалы утратили свое влияние и исчезли, но новые так и не возникли. Вероятно, потребностью в них был обусловлен поспешный поиск «национальной идеи» на постсоветском пространстве. В данном вопросе особую роль получила религия,

как объединяющий фактор в духовной сфере жизни общества. Сразу после распада СССР возрождение России репрезентировалось как возврат к России до 1917 г. Апелляция к прошлому стала катализатором, позволившим политическим лидерам мобилизовать широкие социальные слои и получить значительную поддержку общества, обернуть в свою пользу растущее недовольство существующим положением вещей. М. Феретти утверждает, что подобное общественное использование прошлого не смогло бы сыграть такую роль, если бы данный образ истории не соответствовал потребностям памяти именно в таких идентификационных опорах . Действительно, в период трансформации в обществе оказываются востребованными ценности консерватизма: уважение традиций, признание религиозных ценностей, семейной морали. Современный консерватизм российского общества характеризуется антииндивидуализмом, антизападничеством, пониманием мощного централизованного государства как ценности, ориентацией на идеалы православия. В результате формирование религиозного аспекта самоидентичности в России и Беларуси, странах, имеющих общие исторические корни, имеет свои особенности. Во многом они связаны с возрождением религиозности и возрастанием роли церкви как института гражданского общества, занимающегося нравственным воспитанием человека . Консервативно настроенные представители общественной мысли видят в усилении роли православной церкви в жизни страны, возможность восстановления правильного социального порядка.

Таким образом, для преодоления кризиса социальной идентичности, характерного для постсоветского пространства, необходимо ставить задачу преодоления парадоксов в общественном сознании, связанных с религией, в результате чего религиозный аспект самоидентичности в полной мере проявит свою позитивную роль. Кроме того, в вопросах воспитания и становления гармоничной личности необходимо ориентироваться на развитие системы образования. В условиях глобализации духовное и культурное развитие современного общества зависит от степени эффективности диалога культур. Поэтому философия в целом и теоретическое осмысление процессов трансформации и глобализации современного мира играют ключевую роль в преодолении кризиса социальной идентичности.

И у церкви, и у школы есть задача: формировать сознание людей с целью привить им определенные социальные и интеллектуальные навыки. Это близкие задачи, но в одном случае инициируется ритуализованная связь с трансцендентным, в другом -- формализованная связь с багажом знаний, накопленных человечеством, и с определенным миропониманием. За десятилетия советского эксперимента связь двух инициаций окончательно распалась, и церковь решает теперь свои задачи отдельно от школы. С этим можно не соглашаться (именно так поступают православные педагоги), но этот факт нельзя игнорировать. Школа в современной конструкции инициирует знание, церковь -- веру. Но есть и общая цель обоих институтов -- прививать этические представления, программировать общественную нравственность.

В философско-методологическом плане одной из ключевых категорий, позволяющих проникнуть в суть морального фактора является категория «культуры». Мировоззренческие основания культуры, как особо подчеркивает академик В. С. Ст?пин, позволяют «не только понять, каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и показать, каким он может и должен быть» . Следует заметить, что этот взгляд в будущее, определение социально-гуманитарных перспектив, осмысление гуманистических приоритетов и является неотъемлемой частью морали как формы общественного сознания, этики как практической философии. «Своеобразие морали и ее особая роль в культуре 103 связаны с потенциально неисчерпаемой многозначностью ее содержания. Без этого она не была бы тем, чем она на самом деле является - синонимом гуманности, последней и высшей апелляционной инстанции в человеческих делах» . Транзитивное состояние современного общества, обусловленное прежде всего необходимостью перехода на информационный путь развития, отчетливо выводит на передний план проблему формирования культуры личности, решение которой позволит, с одной стороны, искать наиболее эффективные способы преодоления негативных морально-психологических последствий индустриализма, с другой - оптимизировать возможности для раскрытия и совершенствования духовно-нравственного потенциала человека как реальной силы грядущих социокультурных преобразований. Разрастающаяся материально- техническая база общественного производства, увеличивающийся его научно- технологический потенциал не должны отодвинуть на задний план самого человека, тем самым превратив его в своеобразный придаток к «умным машинам» и существенно обострив характер социальных отношений. Как метко подчеркнул в связи с этим Э. Фромм, «человеческий диалог - более надежный путь к предотвращению опасных столкновений, чем шаги, продиктованные компьютером».

Известно, что для нормального функционирования общества необходимо наличие системы общепризнанных духовных ценностей, которые являются своего рода скрепами этого общества, обеспечивающими его целостность, устойчивость и жизнеспособность. В современном обществе остро ощущается ценностный кризис, что свидетельствует прежде всего о том, что потеряли свою значимость и эффективность для большинства населения общепринятые, официально закрепленные ценности предыдущей социально-исторической эпохи. Новые же ценности, в которых бы отражался дух времени, перспективные социально значимые цели, еще не оформились должным образом и не достигли уровня общественного признания. Это не означает вовсе, что механизм моральной регуляции прекратил свое функционирование. Просто произошло очень серьезное рассогласование во взаимодействии его составных частей. Ранее действующая ценностная структура утратила свой доминирующий характер, иерархическую упорядоченность. Но в то же время, несмотря на духовный кризис, заметно активизируются креативные процессы на тех или иных участках системы моральной регуляции. Это происходит прежде всего на уровне личностного сознания, а также на уровне определенных социальных групп и даже общественных институтов, активно включившихся в процесс кардинальных социокультурных преобразований. Здесь набирает силу «самодеятельное» творчество новых ценностных представлений и моральных оценок. В основе этого процесса лежат общечеловеческие гуманистические по своей природе ценности, которые сохраняются в исторической культурной памяти человечества и жизненном духовном опыте личности и которые переосмысливаются через призму новых социальных условий и отношений. И отсюда, с так называемой «периферии» начинают поступать сигналы на государственно-национальный уровень, способствуя постепенной «кристаллизации» духовно-нравственных ценностей, отвечающих духу времени и актуальным социальным и личностным интересам. Такой процесс постепенного, осторожного «собирания» нравственных 104 ценностей мы можем наблюдать сегодня. Именно в этом процессе отчетливо может проявить себя и уже проявляет духовно-нравственный потенциал личности. Целенаправленная и последовательная актуализация этого потенциала в различных видах человеческой деятельности обязательным образом скажется и в целом на системе социальных отношений, способствуя ее моральному оздоровлению и духовному возвышению.

Необходимость присутствия религии в образовании, как полагают многие исследователи, политические деятели, а также учителя, непосредственно вытекает из реальной социально-политической ситуации: из противоречий политики мультикультурализма, из неоднозначного отношения к мигрантам, из проблем, связанных с возможностью и необходимостью интеграции мигрантов в окружающую социальную среду, из имеющихся конфликтов на национальной и религиозной почве, из непростых отношений между христианами и мусульманами и т.д. Кроме того, проблемы религиозного образования обсуждается в тесной связи с воспитанием гражданственности, которое включает в себя образование в сфере прав человека, гражданских прав и свобод, мирного сосуществования, глобальных проблем и межкультурного диалога и в целом направлено на воспитание способности жить вместе у людей, представляющих разные культурные традиции.

Еще с давних времен проблемой роли религии в обществе интересовались многие исследователи, рассматривая религию в качестве важного фактора социально-политического развития. Одним из примеров изменения отношения к религии служит немецкий философ Юрген Хабермас. В последние годы он отстаивает идею постсекулярного общества и полагает, что в современном государстве верующие и светские люди не имеют нужды противопоставлять себя друг другу, и в качестве граждан должны решать общие проблемы, придерживаясь при этом своей точки зрения, религиозной или светской.

В современном мире встает вопрос, какова должна быть стратегия образования, учитывая, что сегодня в различных странах вместе учатся дети, принадлежащие к различным культурным и религиозным традициям и нуждающиеся во взаимном признании, а не в углублении различий между ними. Так как в европейских странах данным вопросом занимаются давно, то в своих территориальных рамках был создан международный исследовательский проект «Религия и образование: вклад в диалог или фактор конфликта в изменяющихся обществах европейских стран» (2006-2009). Это один из важных этапов решения проблемы противостояния науки и образования.

Процесс глобализации затронул и Россию. Обнаружились сходства и параллели в культурном развитии человечества. Тем не менее следует принимать в расчет и своеобразие культурных традиций. Встает вопрос, как именно преподавать знания о религии младшим школьникам? Как объяснить младшим школьникам проблему отношений между разными религиями, ведь каждая из них претендует на исключительное право на истину?

21 июля 2009 президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с лидерами крупнейших религиозных объединений России заявил о поддержке сразу 2 идей: о введении института воинских священников и о преподавании в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение.

Тогда же президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов России.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет (младших подростков) представлений о нравственных ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Декларируемые принципы преподавания ОРКСЭ основаны на том, что каждая из религий является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, и все они имеют общие черты, характеризующие человека как homoreligiosus.

Следует также иметь в виду, что в российских школах учатся не только дети, исповедующие ту или иную религию, но и дети, выросшие в семьях, где отсутствует религиозное воспитание. Стратегия внимания к правам личности, в том числе и к правам ребенка, предполагает уважение не только к верующим, но и к тем, кто не исповедует никакой религии. Образование следует направить на обеспечение условий, при которых любой ребенок получит возможность осознать свою национальную или религиозную идентичность и выражать ее без страха быть осужденным за это. При этом у школьников будет формироваться представление об их общей российской идентичности. Целью преподавания курса ОРКСЭ, таким образом, является воспитание у представителя подрастающего поколения готовности уважать других и признавать за ними те же права, которые он хотел бы, чтобы признали за ним.

Условия, в которых живет нынешняя школа, формируют новые вызовы, требующие сохранения своеобразия отдельных национальных культур. Многонациональную российскую культуру можно будет сохранить, инициировав тесное взаимодействие представителей различных ее сегментов.

Заключение

В образовательном процессе религия может беспроблемно присутствовать и как личная идентичность учителя или ученика (учительница в хиджабе, ученик в кипе), и как объект изучения (религиозные войны в Германии в курсе истории). Вместе с тем религия как отдельный предмет возможна только в условиях выработанного общего понимания и согласия. Такое согласие будет означать изменение государственного строя и Конституции страны.

Литература

  • 1. Авиезер, Н. профессор физики университета Бар-Илан, книга «Вера в эпоху науки»,
  • 2. Павловская О. А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА, статья из международной научной конференции Республика Беларусь, г. Минск, 27-28 мая 2014 года
  • 3. Степанова Е.А. Статья «религия и образование в Европе: дебаты о взаимной совместимости»-24.01.11 г., Журнал «Трибуна ученого»
  • 4. Энциклопедия. Религии мира, т.6, «Аванта +», М. 1996

Расширение сферы влияния религиозного образования порождает ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них - поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного содержания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. К сожалению, наиболее рьяные сторонники воспитания через религию предпочитают не просто внедрить систему православного воспитания, но и позиционируют религиозное воспитание как обязательный элемент образовательного процесса.
Проблема «религия, церковь и школа» решается в разных странах в соответствии с национальными историко-культурными традициями, спецификой государственного строя и общественной жизни.
На Западе в ряде стран конституционно провозглашен светский характер образования в государственных учебных заведениях. Во Франции сто лет назад был принят закон об отделении школы от церкви. Место религии занимают уроки «светской морали»; не пропагандируя атеизма, они вместе с тем дистанцируются от религиозной проблематики. В США государственная школа также отделена от церкви, религиозные занятия не включены в ее учебные планы, но функционируют негосударственные протестантские, католические, иудейские школы, где изучаются основы того или иного вероучения. В Германии, Дании, Бельгии учебные планы содержат два альтернативных предмета - «религия» и «этика»: учащийся вправе выбрать один из них. Но в ряде европейских стран - Великобритании, Ирландии, Испании, Греции - религиозные занятия обязательны во всех школах.
Вопрос взаимодействия церкви и школы долгое время являлся на Западе одним из самых трудно разрешимых, а в некоторых странах играл важную роль во внутриполитической жизни.
Но в последние десятилетия преобладающей тенденцией стало достижение определенного консенсуса между верующими и атеистами: свобода совести рассматривается как одна из основополагающих ценностей демократического общества.
В современной российской практике религиоведение представляет собой преимущественно философские «объяснения» религии, оценка истории и культуры религий с позиций разных направлений и школ в философии, социологии, исторической науке. Таким образом, религиозное образование проявляется в особых абстрагированных формах:
  1. изучение религии методами науки и соответствующее образование - собственно научное религиоведение как совокупность фактов, наблюдений, научных обобщений, относимых к религии в целом, отдельным религиям, религиозным объединениям в прошлом и современности в социологии, истории, археологии, этнографии, социальной географии и т. д. (часть образования в области соответствующих научных дисциплин);
  2. философское религиоведение, философская критика религии (философии религии) - объяснение происхождения, развития и особенностей религии в целом и разных религиозных традиций с позиций философских мировоззрений, концепций, теорий с целью обоснования этих мировоззрений, концепций, теорий и распространения их в обществе (часть философского образования);
  3. «религиозное религиоведение», религиозное образование разной конфессиональной принадлежности - изучение религии, религиозной культуры с целью повышения уровня знаний о религиозном мировоззрении и культуре данного типа или приобщения к данной религиозной традиции в той или иной форме, включая апологетические объяснения всех других религий с позиций мировоззрения и культуры данной религиозной конфессии, проводимое с участием организаций религиозных конфессий.
Не случайно, что именно философское религиоведение стало главенствующим направлением не только в условиях нашей страны, но и в странах Запада и США. Оно предстает как наиболее нейтральное направление, не выделяющее какое-либо направление как главенствующее и в то же время не устанавливающее перед слушателями канонических запретов и догм.
Говоря о нашей стране, к общим проблемам добавляется и абсолютная неготовность населения усваивать религиозные нормы. Ярким примером тому могут послужить попытки внедрения основ православной культуры в программу общеобразовательных школ. В 2007 г. в Тюменской области был проведен опрос среди жителей гг. Тюмени, Тобольска, Заводоуковска, Ялуторовска и Ишима (выборка составила 725 человек) о преподавании в школе основ православной культуры, основ религиозной культуры и введения канонического образования. Большинство населения (93%) предпочло основы религиозной культуры и только по желанию.
В соответствии с планом эксперимента по введению «Основ религиозных культур и светской этики» школы Свердловской области предоставили списки четвероклассников, которые будут изучать этот курс. Из 1793 четвертых классов (35 154 ученика) большинство (54,6%) выбрали блок «Основы светской этики» (более 19 тыс. учащихся). «Основы мировых религиозных культур» предпочли 23%, т. е. свыше 8 тыс. человек. 20,6% (более 7 тыс.) отдали предпочтение «Основам православной культуры». Основы исламской, буддийской и иудейской культуры выбрали 459, 116 и 99 четвероклассников соответственно (данные получены в декабре 2009).
В январе 2010 г. были опубликованы данные о выборе школьников г. Каменска-Уральского. «Основам светской этики» отдали предпочтение 93% городских четвероклассников (1331 человек). 93 ученика выбрали «Основы православной культуры». Основы ислама и иудаизма захотели изучать лишь несколько человек. По сообщению городской администрации, четвероклассникам предложат еще раз выбрать между «Основами светской этики» и основами культуры одной из религий. Та же ситуация повторяется и в Красноярском крае. На взгляд автора статьи, причина отторжения внедрения религиозного воспитания в образовательной системе заключается в существовании нескольких основных проблем:
  1. Основы веры и религиозных ценностей могут быть привиты лишь с самого раннего возраста, и их основанием должен быть пример родственных людей.
  2. Религия по своей природе догматична. Естественное стремление уйти от церкви как оплота веры объясняется огромным количеством запретов и условностей, которые подчас создают серьезные трудности для выживания человека в современном обществе. Особенно сильно это сказывается на молодых людях, чей максимализм вступает в противоречие даже с основной линией общества, которое в настоящее время достаточно лояльно.
  3. Вера - осознанный выбор человека. О выборе как неотъемлемом факторе принадлежности к той или иной религиозной группе предпочитают не упоминать, пытаясь ввести в школы предмет «Основы православной культуры». Таким образом, отчаянные попытки православия вовлечь людей в веру не только приобретают вид PR, но и противоречат конституции, ограничивая свободу вероисповедания. факты апробации на примере европейской части России не являются исчерпывающими, так как не учитывается то, что многие районы России населены сторонниками других религиозных направлений, а в некоторых частях страны они преобладают над православным населением. Таким образом, ущемляется их право на исповедование и ознакомление с их религиозным течением.
  4. Проблема авторитета церкви кажется незначительной лишь на первый взгляд. Возможно, она не была бы столь неразрешимой, если бы дело заключалось только в советской пропаганде атеизма. Во-первых, до сих пор в отношении некоторых научных достижений вера по-прежнему выступает антагонистом ученым. Это заставляет людей вспоминать те времена, когда церковь противилась любому прогрессу, сделавшему современную жизнь намного комфортней и безопасней. Во-вторых, оказывает свое негативное влияние и действие некоторых экстремистских группировок и сект. Населению широко известна поддержка исламскими государствами боевиков как воплощений борцов с иноверцами. Также известны последствия действий сект, которые упорно настаивают на своей связи с той или иной религией. Известны случаи занятий священниками коммерцией, никак не связанной с божественными делами (торговля золотом и т. п.).
  5. Не менее серьезной проблемой остается вопрос интеграции людей в рамках многонациональной страны. Например, католическое епископство в Оснабрюке на западе ФРГ планирует в сотрудничестве с иудейской и мусульманской общинами открыть в этом городе межконфессиональную школу, в которой будет вестись преподавание основ трех религий - христианства, иудаизма и ислама.
За рубежом уже давно поняли несостоятельность отдельных канонов и догм применительно к нашей жизни, ведь когда они писались, в странах жили люди преимущественно одной веры, в то время как сейчас в условиях глобализации трудно найти страну, где бы не нашлось представителей разных религиозных направлений. Во всех видах веры, как бы то ни было, есть много общего, но мы должны помнить, что крайне опасно группировать население по признаку веры с раннего возраста. Дети должны усваивать прежде всего основы межличностной, межнациональной и межрелигиозной толерантности, именно это должно стать основой стабильности будущего общества.

Транскрипт

1 ках всеобщего содержания можно осуществить творческий синтез тех противоположностей, которые ранее представлялись непримиримыми. Толерантность предполагает понимание многомерности человека и общества, ограниченность всякой позиции уже потому, что каждая позиция, будучи определенной, имеет свои пределы, за которыми она ошибочна и не исчерпывает всей полноты того целого, по поводу которого складывается общение. Толерантность в ее рациональном понимании не есть одна терпимость со стиснутыми зубами или кулаками. Такое терпение быстро лопается. Толерантность не отрицает ни поиска истины, ни принципиальности, ни самостоятельности и последовательности. Она есть разумная позиция, позволяющая избегать узколобой субъективности и односторонних крайностей. Однако толерантность не является тем фактором, который гасит экстремизм. Причина экстремизма - не в отсутствии толерантности, а в определенных социально-политических и социально-экономических факторах, провоцирующих на экстремизм потому, что он в крайних обстоятельствах становится деструктивной формой протеста против лиц и условий, которые унижают человеческое достоинство. Для педагогов толерантность является важным общекультурным качеством, необходимым для их профессионального роста и совершенства. Такое качество образуется на основе развитого духовного опыта, широкого общекультурного кругозора, определенного смирения перед истиной, а не гордыни, уважения достоинства человека и народа. В целом, толерантность - это категория общения на межличностном, межнациональном, межкультурном, межконфессиональном и гражданском уровнях. О РОЛИ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАНИИ М. Жиделева Актуальность изучения религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена социальнопедагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Процесс свободного религиозно-нравственного просвещения

2 направлен на создание условий, в которых подрастающий человек сможет полностью реализовать свое право на выбор между верой и неверием. Одним из таких условий является определенный уровень информированности об истории религиозных учений, их содержании, формах существования, собственных правах в этой сфере. Эффективное религиозно-нравственное просвещение осуществимо лишь в атмосфере взаимной терпимости между верующими и неверующими, последователями различных конфессий. Работа здесь должна основываться на принципе свободы совести, согласно которому отношение к какой-либо религии является исключительно личным делом каждого, и принципе, предписывающем светский, нейтральный по отношению к любой религии и религиозной организации характер деятельности государства и его учреждений. Введение религиозного обучения в общеобразовательных учреждениях - идея сложная и спорная. По мнению В. Филлипова, религию в школах преподавать нельзя, но с основами ряда конфессий страны - православия, мусульманства, буддизма, иудаизма - знакомить учащихся надо. Президент Российской академии образовании Н. Д. Никандров предлагает, осуществлять религиозное обучение на всех ступенях образования, от детсада до вуза . По данным справочно-информационного портала «Религия и СМИ», на вопрос «Надо ли преподавать религию и как?» получены следующие ответы: 1) нужно преподавать науку о религии - 42%; 2) да, обязательно православие - 13%; 3) да, вместе с другими конфессиями по выбору родителей - 10%; 4) затруднялись ответить - 20%; 5) нет - 15%. Таким образом, 65% респондентов выступают за непременное использование в образовательном процессе воспитательного потенциала религии. Теперь попытаемся ответить на вопросы: что представляет собой урок религии в образовательном учреждении и чем он отличается от урока религиоведения? Итак, урок религии предполагает в первую очередь изучение только той религии, представитель которой проводит данный урок, т. е. узконаправленное изучение религии. Содержание урока сильно зависит от того, кто преподает данный предмет. В результате ученики рискуют получить множество как полезных, так и совершенно абсурдных советов и вообще могут познакомиться не столько с конкретной религией, сколько с пониманием ее конкретным учителем.

3 Как альтернативу преподаванию религии можно предложить религиоведение - науку и дисциплину, которая изучает различные религиозные традиции, дает научную характеристику их развитию и влиянию на общество, при этом, не отвечая на вопрос, какая религия является истинной, а какая ложной. Религиоведению свойственен принцип мировоззренческого нейтралитета- единственный принцип, позволяющий говорить о религиях, не обижая чувств верующих. При этом можно давать нравственную оценку религиозным движениям исходя из общечеловеческих ценностей. Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются Законом РФ «Об образовании» и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В Конституции РФ говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений при согласовании с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей предметам по религии вне рамок образовательной программы. Итак, с одной стороны, по закону религиозные занятия (как факультативы) могут проводить религиозные организации, имеющие статус юридического лица (это препятствует проникновению в образовательные учреждения религиозных групп и религиозных организаций, существующих на условиях ежегодной перерегистрации), а с другой стороны, законом не устанавливаются порядок допуска учителей к преподаванию религиозных факультативов и требования к их квалификации . Также существует боязнь подмены в общеобразовательной школе религиозного просвещения религиозным воспитанием. А религиозное воспитание, по мнению

4 Н. Д. Никандрова, «предполагает и обязательное соблюдение обрядов, и определенный, предписываемый соответствующей религией образ жизни», религиозное же просвещение «необходимо во всех школах именно потому, что религия (точнее религии) - часть нашего общего и культурного достояния» . Одним из принципов государственной политики в области образования, провозглашенном в Законе РФ «Об образовании» является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому реализация принципа светского характера образования при изучении религиозной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается: 1) культурологическим содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения религиозной культуры; 2) правом свободного выбора изучения курсов религиозной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием; 3) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания религиозной культуры. Отдельными аспектами религиозной культуры (на примере православной культуры) являются история церкви, библейская история, церковнославянский язык, церковная музыка, традиционная русская культура, православное искусство, православная литература, история православия, православная этика. Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на такие образовательные области, как обществознание, философия, искусство, на региональный (национально-региональный) компонент образования, и компонент образовательного учреждения. Примером того, как преподается религия (в частности, православная) в школе, может служить курс «История православия в России», предлагаемый для изучения в школе «Возрождение» им. Андрея Первозванного в городе Владимир. Целью курса является формирование у учащихся нравст

5 венных знаний, чувств, поведения через православие как первичную форму проявления народной психологии . В Москве был создан Союз православных педагогов при обществе «Наследники Александра Невского», на сегодняшний день этот союз насчитывает более 800 человек. Главная цель союза - содействие возвращению системы образования к традиционным основам русской национальной духовной культуры с широким использованием духовно-просветительского опыта Русской православной церкви, а также приобщение детей и молодежи к духовным основам истории Родины, патриотическое воспитание, православное просвещение, противодействие тоталитарным религиозным организациям и культурам . На наш взгляд, в России в условиях многонационального и многоконфессионального государства, в котором определенная часть населения не исповедует никакой религии, факультативы по религиоведению могут сыграть существенную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности. Получение непредвзятой информации о разнообразии мировоззрений, религиозных верований, традиций и ритуалов способствует развитию толерантности, межкультурного и межрелигиозного диалога, стабильности в общественных отношениях. Для этого необходимо подготавливать педагогов, способных осмыслить и донести до учеников общечеловеческое содержание всех религий, которое будет приемлемо как для верующих, так и для неверующих. Библиографический список 1. Боброва О. В. Взаимодействие светского и религиозного образования в России: современная практика // Образование и наука. Изв. Урал, отд-ния Рос. акад. образования КутьеваЛ. В. Библия и светская школа (размышления учителя) // Педагогика Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., Сульманин Н. Душа ребенка ищет света: Размышление над программой курса «История православия в России» // Духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов через курс «Основы религиозных культур и светской этики» История вопроса - В целях подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 20» Принято: Школьным методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО Кларк Л.Е. Протокол

Основы религиозных культур и светской этики Нормативная база 2013 Конституция РФ ст.14 Отсутствие государственной или обязательной религии Отделение РО от государства Равенство РО перед законом Закон РФ

ОРКСЭ Сегодня приходит понимание того, что в жизни общества заметную, все усиливающую роль играет религия. Историческим фактом является то, что в социальном плане религии функционировали не только как

ПИСЬМО МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 04.06.99 14-53-28 ИН/14-04 в подведомственные образовательные учреждения и органы управления образования субъектов Российской Федерации О предоставлении религиозным организациям

2 1. Общие положения 1.1. Положение о введении комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа 36 с углубленным

4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развернутое тематическое планирование составлено на основе: -авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Департамент образования администрации Владимирской области в лице директора Корешкова Михаила Викторовича, действующего на основании Положения о департаменте, и Владимирская Епархия Русской Православной

Поручение президента РФ от 02.08.2009: Обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:. Приказа Минобразования и науки Российской Федерации 69 от 3.0.202г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных

Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы Религиозная организация Русская Православная Церковь (далее - Русская Православная Церковь) в лице

Родительское собрание: «Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в 2014 2015 учебном году» 20 февраля 2014 года в МАОУ «Колесниковская СОШ» в 3-ем классе состоялось

1. Пояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно,

Основы Религиозных Культур и Светской Этики Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включѐнный Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в

Вставка рисунка Институт развития образования Свердловской области Концепция и структура курса ОРКСЭ. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися Комплексный

Всего 34 часа; в неделю 1 час. Пояснительная записка КТП по «Основам мировых религиозных культур составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, основной

«Основы религиозных культур и светской этики» Нормативные документы 1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. 84-р 2) Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Пояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Класс Предмет Программа Учебник Дидактический материал 4 Основы А.Я. Данилюк «Основы Кураев А.В.: Учебник: религиозных духовно-нравственной 4 класс. - М.: 1. Основы духовно-нравственной

Основы религиозных КУЛЬТУР и светской этики Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального

Рабочая программа по ОРКСЭ «Светская этика» 4 класс По учебнику Г.М.Гогиберидзе 2014 2015 учебный год Пояснительная записка Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются: Конституция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для 4 класса по учебного предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ых классах общеобразовательных учреждений Московской области 1. Общие положения Нормативно-правовой основой разработки

Управление образования города Калуги Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 24» города Калуги Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования протокол от 29.08.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что

ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ИЗУЧАЮЩИМИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ИХ ДУХОВНОСТИ И ИДЕНТИЧНОСТИ Е.В. Попова Россия - светское государство, в то же время она удивляет сосуществованием

Приложение к Программе развития на 2013-2018 гг «Школа для всех» Основные направления организации воспитания и социализации п/п учащихся 1 1. Гражданско-патриотическое: - воспитание уважения к правам,

АННОТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «Основы религиозных культур и светской этики: Основы исламской культуры. 4 класс Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного

Правовые основы введения курса «Основы православной культуры» в учебную программу государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений Курс «Основы православной культуры» (далее - ОПК) занимает

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Родительское собрание в 3 классе МОУ Югыдъягской СОШ зам. директора по УР Шаталова И.В. «Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые

Воспитательная система школы. Реализация программы духовно-нравственного развития личности школьника «Ступени к успеху» 1.Концепция воспитательной работы. Пожалуй, ни одно учебное заведение на сегодняшний

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа Принята на педагогическом совете Протокол 12 от 30.08.2013 Утверждено приказом по МБОУ Ужовской СОШ 271 от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 17.06.2013 1369 Мурманск О внесении изменений в приказ Министерства образования области от 03.10.2012 2099 В целях организации деятельности,

Русской Православной Церкви Отдел религиозного образования и катехизации л с о в а р П а р у т ь л у авная к вс коле ш й о ветск Для чего нужно изучать основы православной культуры? Дети всего мира изучают

Е.А. Заречнова Закономерности формирования духовно-нравственных ценностей подростков (на примере преподавания ОРКСЭ) Современные государственные образовательные стандарты содержат положения, характеризующие

Рабочая программа к учебникам А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т.Студеникина «Основы светской этики». Количество часов за неделю 1 ч, за год 34час Планирование

Гукасян Давид Артемович аспирант второго года обучения ИСОиП (филиал ДГТУ) Харченко Дарья Андреевна студентка второго курса Шахтинского филиала гуманитарного института г. Москва (ШФГИ) АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ 31 января 2012 г. N 69 Москва О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель предмета Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и традиций многонационального народа России,

Протокол родительского собрания о выборе модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для изучения обучающимися 4-х классов в 2016/2017 учебном году Протокол 4 собрания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью (далее Программа) разработана на основе Конституции Республики Беларусь,

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация 1 Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана: в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...