Церкви с фарфоровым иконостасом. Удивительный фаянсовый иконостас

История Преображенского храма в Саввино уходит в глубокую древность.
По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой
монастырь. Основали его иноки Симонова монастыря, которым приглянулось это тихое место.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину
в Переславском уезде Святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение
земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от этого
древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли
села Саввино и деревня Пестово издревле считались церковными.
Первое упоминание о церкви Преображения Господня в Саввино относится к 1623 году.
В Писцовых книгах того времени, составленных писцом Семёном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: Церковь Преображения Господня деревянная клетци, стояла
изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Чёрной, ветхая,
стояла без пения и образов в церкви не было
.
Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения
местных прихожан, а исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой
деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же
причине сама вотчина нередко меняла владельцев.

В 1637 году по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля
на погосте у реки Чёрной была отдана на оброк дьяку Василию Пустынникову, а деревня Саввино меняла хозяев от князя Кашина, до стольника Нагово и боярина Стрешнева в 1641 году.
Возрождение местной церкви относится к 1665 году. Событие это даже попало в историю:
в деревню Саввино по челобитию сына нового владельца имения, Ивана Фёдоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения
Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".
В 1681 году Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю,
влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи, князю Василию Голицыну. Последний
владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 году братом Петром I
привело к опале её фаворита. Князь Василий Голицын был лишён боярства, всего имущества,
в том числе и Саввино, и сослан с семьёй в Каргополь.
Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано
в пожизненное владение жене Ивана С трешнева - боярыне Настасье Ивановне.
Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 году его очередным
владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын, и в дальнейшем
долго переходило к его потомкам.
Построенная Стрешневыми вторая деревянная церковь простояла около ста лет.
В 1777 году иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан была
возведена новая, третья по счёту, деревянная церковь на каменном высоком фундаменте с
деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан, а снаружи обит тёсом.
Богослужения здесь совершались до 1880 года, когда и эта церковь пришла в ветхость.
Через пару лет разобрали колокольню, а сам храм стоял до уничтожившего его пожара.


В середине XIX века было решено строить новую каменную церковь, с этого дня и ведёт свой отсчёт ныне существующий храм Преображения Господня в Саввино.
Храм был заложен в 1870 году и строился на добровольные пожертвования прихожан и средств
князя С. Ухтомского, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство церкви продолжалось долго - 42 года.

Свой окончательный вид храм приобрёл только вначале ХХ века. По пректу Н. Потапова в 1905
году здание было перестроено с увеличением габаритов и возведены ещё два придела.
В результате архитектурный облик постройки приобрёл несколько эклектичный характер:
элементы нео-ампира сочетаются с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный
храм завершён световой ротондой. Трёхъярусную колокольню покрывает нарядное кирпичное
узорочье.
Участие в благоукрашении церкви приняла "Мануфактура Викулы Морозова и сыновей".
В новый храм перешли иконы и утварь из разобранного, которые хранились не одно столетие.
Также были перенесены 7 колоколов: самый крупный - Гром, весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрёл и главное своё украшение - удивительной красоты фаянсовый
иконостас, выполненный в Твери на фабрике товарищества М.С. Кузнецова (ныне Конаковский
фаянсовый завод).
Проектировали этот шедевр профессор архитектуры В.А. Косяков и скульптор Н.В. Анненский.
История сохранила имена художника С.В. Краснощёкова,мастера по цветным глазурям Павла
Панкратова и точильщика С.И.Иванова.


Всего в храме три иконостаса: центральный и два боковых. Справа в приделе во имя Сергия
Радонежского, и слева - прп. Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, а боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по разным городам России: Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, Царицыне,
Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске и др.
Святая Русь. Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, был приобретён для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов,
украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и
фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и
благолепие. Причём краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.

Иконостас состоит из трёх ярусов, в которых находятся 33 иконы.
Удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались в печах при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.
Купец Викула Морозов был дружен с фарфоровым королём М.С. Кузнецовым. Не секрет, что
друзья любили благоустраивать и украшать храмы, хотя, как и подобает благочестивым
христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.


В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу
многих православных храмов. В 1921 году было произведено изъятие церковных ценностей -
попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались,
и только чудом уникальная церковь избежала разрушения.

Интерьер храма завораживает, чувствуется особая аура намоленного места. Служба кончилась,
и я, мысленно спросив разрешения, достала фотоаппарат, чтобы снять пару кадров иконостаса.
Мою "партизанщину" прервала трудница храма, которую я приняла за прихожанку.
Мы разговорились с этой милой женщиной по имени Ольга. Она сказала, что "прибилась сердцем" к этому храму, и хотя живёт далеко, ездит сюда уже более 20 лет. Это ёмкое слово -
- "прибилась" я ещё услышу от батюшки церкви в Липицах, но это уже другая история...

P.S. Кроме могилы князя С. Ухтомского, у стены храма покоится протоиерей Иоанн Мухин,
трагически погибший от рук налётчиков, но храбро защитивший свой храм от грабителей.

Любопытно, как со временем меняются вкусы и предпочтения человечества. В наши дни едва ли кого заинтересует выставка, скажем, чугунной промышленности: современные люди жаждут другого и, в попытках убежать от жерновов цивилизации, атакуют художественные выставки и галереи. А вот сто с небольшим лет назад всё было иначе. Промышленный бум, сопровождавшийся сломом старого уклада, вызывал повсеместный интерес к технике, художники искали вдохновение в новых удивительных механизмах, а народ толпился на входе промышленных выставок. Память об одной из них, а именно о промышленной выставке в Париже 1889 года, приуроченной к столетию взятия Бастилии, до сих пор радует глаз туриста и самих парижан: речь идет о знаменитой Эйфелевой башне и так называемой Галерее машин (парижском аналоге нашего павильона «Машиностроение» на ВДНХ), открытых специально к этой дате.

Успех выставки 1889 года был столь огромен, что опыт решили повторить. Новая промышленная выставка в Париже открылась 15 апреля 1900 года в Париже, и за время работы (выставка продолжалась более полугода) её посетило свыше 50 миллионов человек! Всё новое, что возникло в мире, любые идеи и технологии, полёт творческой мысли, прогресс фактический и мнимый — всё нашло отражение на этой выставке века. Да и список участников был более чем солидным: 35 государств, отправивших в Париж почти 76 тысяч своих представителей!

План Парижский выставки 1900 года. Кликните на рисунок, чтобы раскрыть его полностью.

Стоит ли удивляться тому, что парижане вновь весьма ответственно подошли к открытию выставки. К приезду гостей Париж ещё более преобразился: в городе был построен Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, знаменитый сквот Улей на Монпарнасе (здание строилось как винная ротонда временного пользования). Уже во время работы выставки, 19 июля 1900 года, открылась и первая линия парижского метро c шестью станциями. Помимо этого, во время выставки в городе действовала троллейбусная сеть. Да что там троллейбусы — частью выставки стали даже проходившие в том году в Париже Вторые Олимпийские игры, длившиеся целых пять месяцев - с мая по октябрь. К слову, это были первые игры с участием женщин.

Олимпийские соревнования по теннису. Париж, 1900 г.

Тогда же впервые в истории подобных выставок каждое государство устроило свой национальный павильон, в котором было сосредоточено всё, что характеризует страну и отличает её от других: исторические памятники, предметы искусства и т.д.. А поскольку на предыдущих всемирных выставках Россия была слабо представлена, в 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

Главный павильон России был построен в средневековом русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Памятная тарелка Парижской выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Забегая вперед, отметим, что российская выставка полностью оправдала ожидания правительства. Она пользовалась большим успехом у зрителей, что нашло отражение в наградах: по итогам выставки российская экспозиция получила 212 высших наград, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Как всегда, русские поражали европейцев не только размахом строительства, диковинными для западного зрителя товарами народных промыслов и удивительными ароматами своей парфюмерной промышленности (заметим, что именно Россия в те годы была одним из мировых лидеров в области парфюмерии — читай заметку «От Бутырки до Шанели»), но и всевозможными техническими «чудесами», многие из которых были тем более удивительными, что выпускались промышленным способом и даже серийно. Одним из таких чудес стал впоследствии знаменитый фарфоровый иконостас, изготовленный в далёком от Парижа тверском селе Кузнецово и привезённый на выставку известным промышленником Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, чей павильон на выставке был сооружён по проекту одного из самых известных российских архитекторов того времени Ф.О.Шехтеля. На экспозиции М.С. Кузнецов представил изделия своего детища: «фаянсово –эмалированные изделия: иконостас, чайные и кофейные чашки, тарелки, фигуры и пр.», которые по итогам выставки были удостоены высшей награды в разделе «Керамика».

Тарелка Кузнецовского фарфора (Рижская фабрика) — участница выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Особого внимания заслуживает судьба фаянсового иконостаса, представленного на выставке. Сделан иконостас был на фаянсовом заводе села Кузнецово, где с 1895 года было налажено их массовое производство. Кузнецовские иконостасы были установлены в храмах разных городов России — Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске, с. Саввино в Подмосковье, погосте Голенково Тверской губ. и др. Всего было произведено 38 иконостасов, из которых в настоящее время сохранилось лишь пять. Однако наиболее известным и по сей день считается тот самый фарфоровый иконостас, что в 1900 году стал центральной частью построенного Кузнецовым павильона «Керамика» на Парижской выставке.

Иконостас для выставки был создан совместными усилиями иконописца Пашкова из Москвы, художника С.В.Краснощекова, скульптора Н.В.Анненского (по другим источникам Анесенко) и точильщика С.И.Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса было использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.
Как писал в те годы церковно-строительный отдел Товарищества М. С. Кузнецова, «фаянсовые иконостасы, киоты, подсвечники отличаются прочностью, красотой и изяществом и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200 град.), поэтому прочность гарантируется …»

По окончании выставки иконостас приобрёл угольный магнат из Донецка, владелец Григорьевского, Макарьевского и Кальмиусского рудников, член Совета Cъезда горнопромышленников юга России, полковник (позднее – генерал) в отставке Пётр Петрович Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св.Владимира в чешском городе Марианские Лазни (Мариенбаде). В этом городе Рыковский провёл последние годы своей жизни. Идея соорудить православный храм в Марианских Лазнях появилась в 20-х годах XIX века среди представителей русской знати, часто посещающей город. Как и Карловы Вары, Мариански Лазни в Чехии всегда были популярны среди русских, а современный санаторий «Манес», сооруженный в 1811 году, назывался «Русским домом». Наряду с иконостасом в Мариански Лазни, другим известным фарфоровым иконостасом производства Кузнецовской фабрики в Твери (бывший Конаковский фаянсовый завод, ныне разрушенный криминальными предпринимателями при полном попустительстве областной администрации — см.) является сохранившийся иконостас в храме Преображения Господня в деревне Саввино около г.Железнодорожный (Московская область). Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся 33 иконы. Их краски и состояние и по сей день вызывают восхищение посетителей.

Тот факт, что те или иные экспонаты выставки приобретались кем-то из посетителей, был в порядке вещей. Выставка для того и проводилась, чтобы заключать контракты, а уникальные изделия — продавать на месте. Сегодня мало кто помнит, что именно Парижской выставке 1900 года Россия обязана своим главным оргáном, установленным в Большой зале Московской консерватории. Этот уникальный музыкальный инструмент был изготовлен самым известным оргáнных дел мастером того времени Аристидом Кавайе-Коллем специально для строящейся Московской консерватории. Идея построить этот инструмент для России возникла у одного из известнейших французских органистов того времени Шарля-Мари Видора, большого друга П.И.Чайковского. В 1896 году Видор выступал в России, где и предложил дирекции Московской консерватории оборудовать Большой зал столь популярным в Европе (в России органная музыка была известна хуже) инструментом. Почти три ода потребовалось знаменитому Кавайе-Коллю на конструирование большого оргáна. Весной 1899 г. инструмент был готов. По традиции его первая сборка состоялась в специальном зале фирмы. Но Кавайе-Колль так и не успел увидеть своё творение в действии — он умер в том же году.

Тем временем, поскольку строительство Большого зала Московской консерватории ещё не было завершено, а длительное хранение инструмента могло сказаться на его качестве, новый глава фирмы-изготовителя принял решение установить инструмент на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Оргáн был установлен в Парадном зале Русской секции выставки, где на нем играли многие выдающиеся музыканты того времени, а сам инструмент был удостоен высшей награды выставки — «Гран при». По окончании Всемирной Парижской выставки орган был вновь разобран, перевезён и установлен на сцене Большого зала. Огромную по тем врменам сумму в 45 тысяч рублей, необходимую для демонажа, перевозки из Парижа в Москву и новой сборки инструмента пожертвовал известный меценат того времени Сергей Павлович фон Дервиз, чьё имя с тех пор выгравировано на фасаде инструмента.

Возвращаясь к продукции М.С.Кузнецова, заметим, что по итогам выставки 1900 года «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» получило высшую награду, а сам Кузнецов удостоился от Правительства Франции ордена Почётного легиона.
Кстати, помимо М.С. Кузнецова на выставке 1900 года Россию представлял ещё один тверской предприниматель — купец 2-й гильдии Сергей Павлович Суратов. Он родился в 1842 году в селе Новое Клинского уезда (ныне село Свердлово Конаковского района, где расположен отель «Дафна»), в семье крепостного крестьянина. После отмены крепостного права семья Суратовых основала в селе басонную фабрику.

Басо́н (от фр. passement - галун, тесьма) - текстильные изделия, предназначенные для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома и тому подобное. Часто - узорные плетёные, иногда - с металлическими нитями. Использовались для нашивания на погоны, на мебель и прочее.

Перебравшись в Санкт.- Петербург, Сергей Павлович Суратов основал подобное предприятие в столице, оставив сельскую фабрику в Новом своему родственнику Петру Селихову. В архивных документах ЦИАМ от 1883 г. говорится «Петр Селихов работает на купца Суратова». Вскоре Санкт-Петербургская фабрика Суратова становится поставщиком Двора Его Императорского Величества. Сам Суратов неоднократно представлял свою продукцию на международных выставках в Париже в 1889 г., Чикаго в 1893 г., в Нижнем Новгороде в 1896 г., и везде был награждён золотыми медалями.

Басонное производство

На выставке в Париже 1900 года С.П. Суратов был награждён золотой медалью в разделе «Кружева, вышивки, позументы» за представленные им «военные галуны всехъ формъ, для кавказскихъ же казачьихъ войскъ галуны и тесьмы спец i ально, а также мебельныя и модныя дамск i е отделки и все вообще басонные издел i я».

Страница наградного каталога Парижской выставки 1900 года с упоминанием Сергея Суратова.

Остаётся лишь добавить, что Парижская выставка 1900 года была далеко не последней, где выставлялись и были отмечены высшими наградами изделия Кузнецовского завода. Даже после революции Конаковский завод — к тому времени получивший им.М.И.Калинина — продолжал славиться на весь мир. На другой знаменитой выставке в Париже — теперь уже 1937 года — Конаковский фаянсовый завод вновь завоевал гран-при. Завод неоднократно побеждал и на других международных выставках. Что, впрочем, не спасло его от разрушения уже в наши дни. То, что годами выстраивал М.С.Кузнецов, за несколько лет превратилось в груду руин. Так что к новому владельцу Конаковского завода вполне подходят хлёсткие строчки из бессмертного стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы…».

Благодарим Ирину Топунову за неоценимую помощь в подготовке материала.

Районный центр, поселок Мордово мало чем отличается от сотен таких же райцентров, разбросанных по Центральной России. Замусоренные окраины, сменяют пыльные улицы с многочисленными торговыми и питейно-закусочными заведениями с экзотическими названиями и претензиями на евроотделку. А в самом центре - ухоженное каре административных зданий и культурно-просветительских учреждений, традиционно увенчанное фигурой Ленина. Но есть в Мордово достопримечательность мирового значения - церковь Архангела Михаила, расположенная на живописном берегу реки Битюг.

Построена она в 1909 году на средства прихожан под надзором известных тамбовских архитекторов А. Миролюбовым и Ф. Свирчевским. Автора же проекта историкам установить не удалось. Внутренним убранством церкви, росписью занимался известный московский иконописец Михаил Дикарев. И он же предположительно стал и создателем эскизов редчайшего в России фарфорового иконостаса, установленного в храме одного из самых отдаленных сел Тамбовской губернии.

Знаток истории тамбовских храмов Валентина Кученкова полагает, что иконостас предназначался для подмосковного собора Ново-Иерусалимского монастыря, но затем по неизвестным причинам попал в храм в Мордово. По одной версии иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма, по другой – на фарфоровой фабрике М. Кузнецова, которая ныне именуется Дулевским фарфоровым заводом.

– Пока, к сожалению, не найдено документальных свидетельств об авторах иконостаса, – говорит Валентина Андреевна, – поэтому каждая из версий имеет право на существование…

Даже в лихие безбожные 20-е годы в храме проходили службы, и лишь в 1939 году решением Тамбовского облисполкома храм был закрыт. Судьбой ему было предназначено стать зернохранилищем. Однако иконостас, засыпанный зерном, мало пострадал.

В начале 1945 года благодаря хлопотам верующих и стараниями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (известного хирурга Войно-Ясенецкого) храм был открыт.

В 1993 году в дни пастырского визита в Тамбовскую епархию церковь Архангела Михаила посетил и отслужил в ней Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. А в 1999 году, когда в Мордово праздновали 90-летие основания храма, Святейший обратился к прихожанам с посланием, в котором, в частности, говорится: «Храм действительно производит сильное впечатление. Находясь в глубинке России в отдаленном уголке Тамбовской земли, он поражает своей монументальностью и величием, прекрасной архитектурой и благолепием. Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениями ума, рук и сердец нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках. Этот сельский храм с установленным в нем фарфоровым иконостасом мог бы стать кафедральным собором и украшением любого города».

Убранству православных храмов всегда уделялось особое внимание, и в этой красоте эстетическая и философская составляющие были неразделимы. Богословы придавали церковному убранству апостольское значение, а писатель-агиограф Пахомий Логофет считал, что предметами церковь «разговаривает» с приходящими в нее людьми: «Аще и не гласом, вещми же паче проповедует и свое благолепие зрящим являет » . В этом предметном ряду особое место занимает керамика. Художники-керамисты создавали неповторимые по красоте печи, изразцами украшали фасады храмов, а фарфоровые иконостасы были главным украшением и гордостью соборов и монастырей.

С принятием христианства на Руси церкви и наиболее значимые светские сооружения стали украшать многоцветными керамическими плитками. Русичи брали пример с Византии, а от этих глиняных изделий и произошли впоследствии изразцы. Нарядные керамические плитки применялись не только с целью украшения фасадов, они соответствовали и богословским понятиям христианства. Одной из главных целей христианского искусства с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одного из проявлений Бога. Сам Христос говорит в Евангелии: «Аз есмь свет». Поэтому храмы всегда украшались многоцветной мозаикой, золотыми и серебряными сосудами и цветными стеклами в окнах. Этой же цели служила и керамика. В состав пигментов, употребляемых древними мастерами, подмешивали пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, которые имели блестящую поверхность и отражали свет.

В XIII-XIV столетиях в Пскове была распространена муравленая черепица, которая применялась для кровли православных храмов. Она, вероятно, и породила простые облицовочные плитки. С конца XV века на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса-надписи, содержащие сведения о времени и строителях данного здания. В 1476 году псковские мастера построили в Троице-Сергиевой Лавре кирпичную Духовскую церковь с декоративным фризом у основания закомар, состоящим из терракотовых глиняных обожженных плиток с тисненным растительным орнаментом.

Изразцовые иконы Дмитрова и Старицы - единственные найденные на территории Древней Руси

В 1558-1561 годах Старицким князем Владимиром Андреевичем был построен шатровый собор Бориса и Глеба, имеющий несколько керамических икон. Известно также, что после разборки храма в XIX веке две из них, Распятие и Нерукотворный Спас, были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора.

В начале ХХ века среди фундаментов Борисоглебского собора проходили археологические раскопки, при которых было найдены обломки поливной рельефной керамики. Характер орнаментов найденных изразцовых фрагментов - западноевропейский, близкий орнаментам итальянского Возрождения. Мастерство исполнения и прежде всего сам тип изделий - рельефная поливная керамика - представляются для Древней Руси явлением совершенно уникальным. Все найденные фрагменты были монохромно окрашены зелеными и желтыми глазурями.

Подобные изразцовые керамические иконы, достигающие весьма внушительной - трехметровой - высоты, на территории Московского государства встречаются еще только на одном памятнике - на Успенском соборе в Дмитрове, сооруженном в первой четверти XVI века. Это круглая икона Георгия Победоносца под сводами южной паперти собора и два Распятия с предстоящими в центральных закомарах его северного и южного фасадов. Происхождение икон Успенского собора в Дмитрове до сего дня остается невыясненным. Три дмитровские иконы тождественны по стилю и технике исполнения трем старицким.

Впервые находившийся на паперти «образ великомученика Георгия из плит финифтяных… древней работы» упоминается в описании городов Московской губернии 1787 года. Керамические распятия на южном и северном фасадах собора ошибочно охарактеризованы в Описи 1813 года как «штучные из лебастра», что и повторялось в последующих описях. В углублениях рельефов изразцов сохранились следы известковой покраски. Вероятно, покраска была сделана с целью придать изразцам более «классический» облик согласно вкусам начала XIX века. Многие исследователи датируют иконы Успенского собора серединой XVI века и сравнивают их с изразцами Борисоглебского собора города Старицы, отмечая, что иконы являются местной работой, характерной для центральнорусской скульптуры до новгородских традиций.

Кроме этих двух старых уездных городов - Дмитрова и Старицы, изразцовые иконы на территории Древней Руси нигде больше не встречены. Изразцовых икон не знает ни XV, ни XVI, ни - за ничтожным исключением - даже XVII век.

Керамические иконостасы Новоиерусалимского монастыря - самые известные отечественные памятники

Самым известным и крупным отечественным памятником является ансамбль Новоиерусалимского монастыря с обилием керамических иконостасов и архитектурных деталей. Как известно, патриарх Никон хотел воспроизвести в монастырском Воскресенском соборе архитектурный декор иерусалимского храма Гроба Господня, выполненный из мозаики и цветного мрамора. В России природный мрамор был слишком дорогостоящим, поэтому решили применить традиционные для Руси изразцы - плитки из обожженной глины. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Над керамическим убранством работали известные белорусские мастера: Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.

Кроме того, собор украшали изразцовые наличники икон, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Это изображение представляло собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина, и было достаточно широко распространено в декоре храмов Московской земли в XVII веке. Изразцы, изготовленные в Новоиерусалимском монастыре, представляют собой уникальную керамику, которая не имеет себе подобной в русском зодчестве .

После керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей » .

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Возобновил их производство Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме. Николай Владимирович проектировал иконостас для Благовещенской церкви села Новотомниково Тамбовской губернии, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Фаянсовые иконостасы товарищества М.С. Кузнецова

Однако изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. На рубеже XIX-XX веков в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». В старообрядческом журнале «Церковь» в статье «Новость в церковно-иконостасном строительстве» о свойствах и качествах фаянсового иконостаса написано так: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре, поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Фаянсово-эмалевые (керамические) иконостасы являются конкурентами деревянным и мраморным иконостасам. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается. А золото скоро тускнеет, а поэтому и требует скорого и дорогого ремонта и новой позолоты. Мраморные иконостасы тяжелые и не так красивы без резного рельефа, который слишком дорогостоящ в изготовлении. Если фаянсовый иконостас стоит при первоначальном устройстве, против иконостаса деревянного, несколько дороже, то впоследствии он, не требуя ремонта, обойдется несравненно дешевле деревянного» .

Первые иконостасы из фаянса были изготовлены в 1895 году на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод). Производились и монтировались фаянсовые иконостасы довольно быстро и выглядели гораздо наряднее деревянных. Кроме того, при установке иконостаса было замечено очень ценное свойство: керамика не поглощает звуки, что благотворно сказывается на акустике, и поющий за богослужением хор звучит намного торжественнее.

Разработку проектов иконостасов и их деталей Товарищество М.С. Кузнецова поручало ведущим художникам Москвы. Недаром в 1900 году на Всемирной выставке в Париже один из представленных иконостасов удостоился награды «Гран-При-де-Франс». Иконостас был создан совместными усилиями художника С.В. Краснощекова, скульптора Н.В. Аненского и точильщика С.И. Иванова. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы. Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь по нескольку раз. В том же 1900 году это замечательное произведение, расписанное эмалью и майоликой, было куплено для православной церкви в городе Марианске-Лазне, близ Карловых Вар в Чехии. Этот иконостас сохранился поныне и привлекает большое количество туристов. Иконостас долгое время считался изделием немецких мастеров, и только исследования показали, что иконостас этот был выпущен в России.

При изготовлении деталей иконостаса использовалась современная для того времени технология и оборудование. Свидетельством тому служит факт приобретения в 1898 г. у Товарищества Винцер Кильн патента на изготовление и установку муфельных печей, которые были изобретены немецким живописцем И. Фюрбингером. В определенной мере это способствовало изготовлению уникальных фаянсово-эмалевых иконостасов.

Как правило, заказчиками фаянсовых иконостасов являлись частные лица, которые жертвовали их храмам. Так, купец Викула Морозов пожертвовал иконостас для Преображенского храма в селе Савино (ныне - город Железнодорожный Московской области). Иконостас церкви в Савино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. Его украшают букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны.

Очевидно, частными лицами был заказан иконостас и для храма Архангела Михаила в Талдоме. Храм в Талдоме был построен на средства государственных крестьян в 1800 году в стиле классицизма, а в конце XIX - начале ХХ вв. храм был перестроен и оформлен в русском стиле. Вероятно, именно тогда в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас. Талдомский иконостас был окрашен в сочетании белого и нежно-голубого цветов до синевы с позолотой. Композиционным центром иконостаса являлись царские врата с возвышающейся над ними аркой, а по обе стороны царских врат симметрично располагались прясла. В богатых пластикой и вычурностью форм элементах очевидны черты русско-византийского стиля, где наряду с растительным орнаментом применялся геометрический рисунок. В иконостасе было более 40 различных по форме деталей: колонки, гирьки, розетки, виньетки, карнизы, детали обрамления икон и другие.

Если обыкновенно иконы писались на металле или на дереве и вставлялись в иконостас, то в Талдоме, по легенде, иконы были фарфоровыми. Они хранятся в фондах Талдомского историко-литературного музея и датируются 1880 годом, то есть это на полтора десятка лет раньше появления фаянсовых иконостасов. Следовательно, вряд ли они могли быть помещены в царские врата иконостаса, проемы для икон которых были совсем иной конфигурации. Фарфоровые иконы написаны Павлом Зваевым на фарфоровой фабрике Гарднера в Вербилках. Об этом живописце владелец завода писал так: «Из числа находящихся на заводе мастеров отличается поведением и знанием своего дела крестьянин Павел Васильевич Зваев, который, обучившись на заводе живописи на фарфоре, ныне сам занимается обучением этому искусству способных к тому мальчиков» . Несмотря на то, что Павел Зваев нигде, кроме завода, не учился живописи, он являлся очень талантливым художником. Его работы отличались интересной композицией, свежестью и яркостью красок. Он любил расписывать не только вазы и сервизы, но и писать на фарфоровых пластах жанровые сцены. Это и побудило живописца заняться писанием икон на фарфоре.

Иконостас храма Архангела Михаила был уничтожен в годы Советской власти, когда при ликвидации церкви он был разобран и выброшен на улицу. Но сотрудники Талдомского музея с большой опасностью для себя спрятали фрагменты иконостаса в подвале музея, засыпав его слоем песка. При хранении в сыром подвале значительная часть изразцов была утрачена, при этом в первую очередь исчезли наиболее крупные и эффектные детали иконостаса. На сегодняшний день фрагменты уникального произведения искусства представлены в экспозиции Талдомского историко-литературного музея.

Один из уникальных иконостасов стоит в Свято-Троицком храме Буэнос-Айроса, ошибочно его считали изделием фирмы М.С. Кузнецова. Однако так называемый американский заказ был выполнен Миргородской художественно-промышленной школой. В 1904 году иконостас был освящен вместе с придельным престолом во имя святителя Николы и святой Марии Магдалины - небесных покровителей императора Николая II и его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Иконостас, предназначенный для далекой Аргентины, так очаровал членов общины Успенского собора в Миргороде, что они заказали копию. В середине 1930-х годов храм был закрыт, а иконостас демонтирован и перевезен в подвал керамического техникума. В настоящее время он является экспонатом музея Миргородского керамического техникума им. Н.В. Гоголя.

В годы Советской власти мастерство изготовления керамических иконостасов было утрачено. Но в конце ХХ века это искусство было возрождено. Идея возрождения производства фаянсовых иконостасов является весьма актуальной, поскольку в настоящее время множество храмов нуждаются в воссоздании иконостасов или возведении новых.

Цит. по кн.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI – XVII века). М., 1992.
Климкова М.А. История керамики русского православного храма. В кн.: Хоругвь: Сб. статей. Вып. 8. М., 2003
Кавелин Л., архимандрит . Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11–12.
Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31.
Цит.по: Юрий Арбат . Фарфоровый городок. «Московский рабочий», 1957

Иконы святых и великомучеников позволяют верующему абстрагироваться от окружающей реальности и полностью погрузиться в свои молитвы. Не менее важен и молитвенный уголок в доме, где можно уединиться и обратиться к почитаемым святым со всей душой.

В ряду икон, написанных художниками, отдельное место занимают иконы из керамики. Их древнерусские корни уходят в 16-й век. Найденные в Пскове старицкие рельефные глазурованные керамические иконы украшали Борисоглебский собор в Старице.

Купить иконы можно в любом соборе или церкви. Но изготовленная из керамики на заказ икона с изображением почитаемых вами святых, имеет особое значение.

Керамические иконы можно смело размещать не только внутри собственного дома, но и снаружи на фасаде здания. Икона с ликом святого будет оберегать покой вашего дома и всей семьи, станет украшением внутреннего убранства и принесет особую атмосферу единения с Богом.

Иконы с ликами святых для православных христиан на протяжении веков символизируют надежду, чистоту веры и силу духа. Как и другие почитаемые в христианстве предметы, икона требует к себе и уважительного отношения, и соответствующего хранение. Для этих целей издавна используются киоты.

Предназначение киота - не только красивое обрамление иконы, придание ей особого значения. Киоты имеют древнюю историю и использовались для защиты икон, свитков и рукописей от загрязнений и - главное - от разрушающей влаги. Сейчас большинство икон, особенно старинных, расположенных в храмах, обрамлено в киоты. Эти изделия, в зависимости от места их расположения и размеров иконы, могут быть как настенными, так и напольными.

Одного взгляда на киот достаточно, чтобы понять, насколько почтительно вы относитесь к вере и к ликам святых, помещенных в киоты. Кроме того, сам по себе как произведение искусства, фарфоровый киот вызывает уважение к рукам мастера, сотворившим его.

Иконостас - главный атрибут внутреннего убранства христианских храмов. Именно он, торжественный и видимый из любой точки храма, создает важную для всех прихожан атмосферу духовного единства с Богом. Главное назначение иконостаса - разделение алтаря и остальной части храма. Принятый сегодня вид иконостаса сложился к 15-му веку, а истоками своими он уходит к ранневизантийским иконостасам. Русский иконостас состоит из пяти рядов икон, каждая из которых занимает определенное место и соответствует своему «чину».

Духовность, нравственные ценности и почитание традиций христианства - это те принципы, на которые основываются мастера компании при создании этих эксклюзивных изделий.

Источающий положительную энергию иконостас - залог того, что прихожане в храме получат возможность полностью абстрагироваться от мирских забот и смогут со всей силой своего сердца обратиться к Богу в молитвах.

Православный храм - то место, куда стремятся христиане, чтобы обрести душевный покой. И каждый атрибут как внутреннего, так и внешнего убранства церкви или собора имеет особое значение. Это относится и к куполам. Именно благодаря им - величественным и сияющим - любой путник издалека видел главное место в городе или маленьком населенном пункте. Место покоя и умиротворения.

Именно поэтому купола храма - главная его гордость. На протяжении последних десятилетий не только строятся новые церкви, но и реставрируются старинные, обретая новые купола.

Немаловажное значение имеет и само отношение ремесленников, ведь именно руки мастера, который вкладывает свою душу в работу, заряжают положительной энергетикой и духовностью каждый купол будущего храма - места, где ежедневно находят душевный покой сотни прихожан.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...