Церковь санто спирито во флоренции. Церковь Санто-Спирито

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1436 - 1487 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре . Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо , но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии . Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.
Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.


    Фиренце (Firenze), город в Центральной Италии, центр исторической области Тоскана. Живописно расположен в просторной межгорной котловине на реке Арно. Один из крупнейших и красивейших городов музеев мира, сохранивший исторический облик.… … Художественная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Флоренция (значения). Город Флоренция итал. Firenze … Википедия

    - (Firenze) город в Центральной Италии, один из важнейших экономических и культурных центров страны. Административный центр провинции Флоренция и области Тоскана. Расположен на р. Арно, в центре межгорной котловины. 464,9 тыс. жителей… … Большая советская энциклопедия

    Католический собор Санта Мария дель Фьоре Cattedrale di Santa Maria del Fiore Вид на собор … Википедия

    Микеланджело … Википедия

    Полиптих из ц. Санто Спирито, деталь: Апостол Андрей, Мад … Википедия

    Мастерская Верроккьо. Мадонна с младенцем. 1460е гг. Музей Метрополитен, Нью Йорк. Современные исследователи склоняются к тому, что это одна из наиболее ранних работ Боттичини. Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botti … Википедия

    В тираны, в боги вымысел дало Искусство мне, и я внимал, не споря … Википедия

Как известно, итальянский город Флоренция славится многочисленными достопримечательностями, основными из которых являются различные церкви и соборы. Одной из красивейших и важнейших из них считается церковь святого духа. Стоит базилика на площади в Ольтарно, недалеко от нее находится мост Санта-Тринита. В давние времена она входила в комплекс августинского монастыря 13-го столетия (1252 - 1292), который считался центром религиозной, культурной и социальной жизни жителей Флоренции. Кроме того монастырь славился богатой библиотекой, в которой уже в 1450 году хранилось свыше 500 очень ценных манускриптов. Среди гостей августинского монастыря были такие знаменитые писатели как Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка.

Решение о необходимости строительства церкви святого духа приняли в 1396 году, к 1434 году архитектор Филиппо Брунеллески закончил работу над проектом, а в 1443 году было начато строительство. Спустя три года Брунеллески скончался и воплощением его проекта занялись его ученики Сальви д Андреа и Джованни да Гайола. В 1481 году работа по возведению церкви закончилась, и здание было освящено. В 1503 году по проекту, разработанному Баччо д Аньоло, построили колокольню.

Во время строительства церкви использовался проект, принадлежащий Филиппо Брунеллески, но некоторые идеи архитектора, к сожалению, не были воплощены в жизнь, поскольку новые архитекторы приняли решение соблюсти традиции. Так, к примеру, изначально проектом предполагалось строительство 4-х порталов на фасаде из которых было реализовано лишь 3, и кроме того на месте задуманных трансепта и бочарного свода над нефом был сделан обычный плоский потолок.

Несмотря на то, что фасад церкви не был полностью закончен во время строительства и его оштукатурили лишь в 18 веке, он имеет довольно элегантные линии, которые очень впечатляют всех посетителей этого святого места. Базилика имеет строгую форму латинского креста, великолепную колоннаду коринфского ордера с арками, каждой из которых соответствует одна из 38 полукруглых боковых капелл. Внутри церкви святого духа очень светло и просторно благодаря светлому центральному и двум темным боковым нефам.

Слева от базилики святого духа находится вход в необычайно красивую восьмиугольную ризницу (Sagrestia di Santo Spirito) стоящую на 12 колоннах коринфского ордера, которая была построена по проекту архитектора Джулиано да Сангало, а в конце 15-начале 16 столетия украшена.

Особое внимание следует обратить на кессонный потолок вестибюля церкви, над созданием которого трудился Андреа Сансовино (1491). Кроме того восхищение туристов вызывает алтарная картина «Святой Фиакр, исцеляющий больных», работы Бронзино, а также «Распятие», созданное руками юного Микеланджело (1492). Не менее интересна фреска, находящаяся над дверью люнета. На ней, вероятно, изображен Иисус, который стоит на море и объясняет святому Августину тайны Создания.

В монастырский комплекс также входили два клуатра. Первый - «Большой клуатр», выполненный в классическом стиле, был построен по проекту, разработанному Бартоломео Амманати в 1564-1569 годах. Второй - «Клуатр мертвых», построенный архитектором Альфонсо Париджи примерно в 1600 году. Дворик монастыря с четырех сторон окружен аркадами, каждой из которых соответствует свой люнет. Все люнеты украшены изображениями, нарисованными художником Козимо Уливели и показывающими сцены из жизни святого Иоанна, святого Николая Толетинского, а также святого Фомы.

во время посещения монастыря весьма любопытно было бы посетить большую трапезную (Cenacolo di Santo Spirito), украшенную великолепной, но, к сожалению, плохо сохранившейся фреской Андреа Орканья (1360 - 1365) - «Тайная вечеря». Кроме того в трапезной установлена замечательная коллекция скульптур 11 - 15 столетия, в которую также входят два барельефа, созданных знаменитым Донателло.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di Santo Spirito
  • Адрес : St Spirito Basilica, Piazza Santo Spirito, 30, 50125 Firenze, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 43.767104 , 11.24808
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1962.jpg

Одна из самых поздних работ Брунеллески -- церковь Санто - Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции - трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. (рис.9) Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были законченные после его смерти.

В 1434 году Богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто Спирито. Архитектор Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы сторительство церкви финансировалось продажей соли: по три сольди с каждой четверки проданной коммуной соли. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна (за 12 дней до смерти Брунеллески). Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, так как первая колонна была установлена только в 1454 году - спустя 18 лет после начала строительства.

Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад - три или четыре, как планировал самого Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами, что наряду с другими изменениями в немалой степени исказило первоначальный замысел мастера.

При жизни великого архитектора Брунеллески проходила эволюция городского палаццо. По представлению Брунеллески настоящий ренессансный дворец должен быть трехэтажный, квадратный в плане, с кладкой из флорентийского тесаного камня, с тремя огромными входными дверями на первом этаже. На двух верхних этажах располагаются семь окон на каждой стороне, по всей длине фасада проходит линия балконов.

В 1440 году Брунеллески начал строительство дворца для богача Луки Питти, соревнующегося с семейством Медичи богатством и властью. Чтобы показать свое превосходство над конкурентами, Питти заказал дворец «такого размера, чтоб окна были, как двери во дворце Козимо Медичи, а внутренний двор вмещал бы весь его дворец».. Возможно, именно постройка такого грандиозного сооружения и привела к банкротству заказчика в 1465 году, еще до завершения строительства. По иронии судьбы сто лет спустя, в 1549 году резиденцию выкупили Медичи, достроили его и сделали своей новой резиденцией.(рис.8)

Все интерьеры дворца были сохранены. Окна высотой 8 м и шириной 3 м. Дворец напоминает средневековый замок, рустовка оживляет плоскость стены игрой светотени, создает впечатление мощи, массивности здания. Мощный, выложенный из грубо отесанных блоков этот дворец был в 1558-1570 годах перестроен и расширен архитектором Бартоломео Амманнати, а также был разбит великолепный парк (Сады Боболи). В 1783-1820 годах Джузеппе Руджери, Гаспаре Мария Паолетти и Паскуале Поччианти добавили два полукруглых крыла-«рондо».

Вилла в Рушано 30-е годы была перестроена Брунеллески для Луки Питти, в дальнейшем была так сильно перестроена, что следы работы Брунеллески прослеживаются лишь по отдельным фрагментам.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Церковь Санто-Спирито , расположенная на одноимённой площади во , является символом раннего ренессанса и воплощает в себе эпоху архитектурного творчества Филиппо Брунеллески. Храм появился на месте старого августинского монастыря, построенного в этом месте в 1250 году. После грандиозного пожара, уничтожившего обитель, местными властями было принято решение о строительстве новой церкви под руководством Брунеллески, взявшегося за реализацию проекта в 1436 году.

Первоначально, архитектор предполагал расположить храм таким образом, чтобы его фасад смотрел на водную гладь реки Арно, но в силу обстоятельств и ограниченности пространства, отказался от этой затеи. Главными достоинствами детища великого мастера стали оригинальные цветовые решения, в виде светлой штукатурки фасада, которую изящно оттеняет камень «пьетра серена». Внешне, здание не отличается роскошью или величием архитектурных изысков, зато прекрасно вписывается в окружающие ландшафты, гармонично дополняя их. Фасад, так и оставшийся необлицованным, на первый взгляд весьма прост и в какой-то степени даже аскетичен, но именно благодаря этому обстоятельству, церковь Святого Духа не похожа на другие городские храмы.

С левой стороны от входа в обитель, там, где раньше находилась монашеская трапезная, сейчас размещается музей средневекового искусства. В его залах можно увидеть уникальные коллекции живописи неаполитанского антиквара Сальваторе Романо, названные его именем. Среди редчайших экспонатов церкви, символизирующих величие средневековой культуры в её художественном отображении, хранятся такие картины как «Распятие» Микеланджело и «Воскресение господне» Пьера Франческо Фоски, «Мадонна с Младенцем и Святыми» работы Филиппино Липпи и «Изгнание торгующих из храма» кисти Джованни Страдано. Также, к церкви Санто-Спирито относятся два клуатра, восьмигранная ризница знаменитого флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и притвор Кронаки, известного под именем Симоне дель Поллайоло.

Как и остальные религиозные сооружения города, церковь производит яркое впечатление своим внутренним убранством и изысканностью интерьера, который заметно отличается от довольно обыденного внешнего облика. Входя в число наиболее известных церквей , Санто-Спирито пользуется большой популярностью не только среди верующих, но и у туристов, с интересом изучающих многочисленные картины и великолепные фрески, красующиеся внутри здания. Посетить храм стоит непременно хотя бы потому, что это одно из самых известных сооружений гения флорентийского зодчества – Филиппо Брунеллески.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...