Что делать если оскорбил бога. Как терпеть обиды и оскорбления

Мария Савина и ее муж Дмитрий Макаров – молодая пара. Маша гимнастка, окончила спортивный институт. Дима отслужил в армии, отучился в колледже и устроился на работу. Вместе с годовалым сыном Лешей они приехали на День Матери в поселок Томилино, расположенный в Люберецком районе Московской области. Приехали, чтобы поздравить своих мам с праздником.

Их мамы - из Детской деревни-SOS. Это альтернатива государственным детским домам, уникальная модель воспитания детей, потерявших семью. Маша и Дима выросли в такой деревне – в соседних домах, и теперь регулярно возвращаются сюда, чтобы навестить своих приемных мам, пообщаться с друзьями, встретить Новый год.

Кандалакша.jpg

Детские деревни-SOS существуют по всему миру, их придумали в Австрии в 1949 году для решения проблемы послевоенного сиротства. SOS – сокращение от social society или social support, и одновременно символическое обозначение острой проблемы, просьба о помощи. Финансирует строительство и поддержку таких деревень крупнейшая международная благотворительная организация SOS Children"s Villages International.

В России первая Детская деревня-SOS была построена в поселке Томилино в 1996 году. Сейчас их в России шесть – для детей в возрасте от 3 до 16 лет.

Томилино.JPG

В Томилино найти деревню очень просто – до нее от железнодорожной станции по указателю всего 500 метров. Название улицы – Гмайнера – произошло от фамилии социального педагога, который и придумал альтернативу казенным сиротским учреждениям. Деньги на первую Детскую деревню-SOS Герман Гмайнер собирал буквально мелочью, обходя все дома в своей общине.

Когда попадаешь на территорию томилинской деревни – просто глазам своим не веришь. Современные коттеджного типа домики в лесном массиве, несколько собственных автомобилей и автобус с логотипом деревни, детские и спортивные площадки, цветники… В каждом доме живут 5-8 детей и женщина, которая работает мамой. Еще приходит тетя, которая помогает по хозяйству.

Дети живут, как в нормальной семье – ходят в обычные детские сады и школы, мама готовит еду, стирает, делает с детьми уроки, отводит их в кружки и секции, вместе ездят в магазины за покупками. Каждый дом производит впечатление именно дома – со своим укладом, традициями, характером. На первом этаже – прихожая с обувью разных размеров, большая кухня с большим столом, просторная гостиная, где стоят мягкая мебель, телевизор, у кого-то пианино, у кого-то хомячок в клетке. На втором этаже – четыре детские спальни, мамина комната, туалет, душевая.

SOS-мама Елена с семьей.JPG

Мама проживает в доме круглосуточно, занимается хозяйством и учит детей всему, что может им понадобиться во взрослой жизни: от приготовления еды и уборки по дому до планирования бюджета и совершения покупок. Это кажется само собой разумеющимся, если не знать, что большинство выпускников государственных детских домов, живя до этого «на всем готовом» и попадая во взрослую жизнь, не имеют представления о быте, правилах поведения в обществе и обращении с деньгами. Сколько случаев, когда предоставленные государством квартиры они обменивали на красивые вещи, и заканчивали свои дни плачевно, так и не сумев приспособиться к реалиям действительности. У Томилинской деревни за 16 лет – 73 выпускника. Все ребята смогли устроиться в жизни, получили образование, профессии, 20 из них создали семьи, растят своих малышей. У мам из Томилино уже 15 внуков, которые периодически наведываются к ним в гости.

Кроме 11 семейных домов на территории Детской деревни-SOS Томилино находятся административные здания, где работают директор, бухгалтер, педагоги, приходящие работники, охрана и т.п. Штат, по сравнению с обычным детским домом, маленький.

Мамы

Детские деревни-SOS – это не приемные семьи, а мамы не являются приемными родителями. Юридически – это опека, оформленная на директора. А мамами здесь работают, имея, как и в любой другой работе, заслуженный один выходной в неделю и отпуск – во время летних каникул, когда дети уезжают в лагеря.

Чтобы стать мамой в детской деревне, нужно пройти строгий отбор, собеседование, работу с психологами и другими специалистами и окончить школу мам. Главным критерием отбора являются человеческие качества претендентки, а не профильное педагогическое образование: среди SOS-мам есть и бывшие ядерные физики, и бизнеследи. Подготовка SOS-мам продолжается до 2 лет, во время учебы уделяется внимание всем аспектам воспитания детей – медицине, психологии – с особым вниманием к возрастным кризисам. Ведь все дети, которые попадают в детские деревни, с непростой судьбой, и задача SOS-мамы – помочь им преодолеть кризис и залечить душевные травмы, которые они получили после расставания с родной семьей.

SOS-мамы никогда не просят, чтобы их называли мамами, здесь нет сюсюканий, и все по-честному. Но, как правило, все дети – от самых маленьких до подростков – через какое-то время начинают говорить «мама». Так само собой получается.

Лариса Ивановна Мышетопова работает SOS-мамой в Томилино уже 16 лет – со времени основания Деревни. Когда она приехала сюда в первый раз, тут были только стены и мебель. Помнит, как закупали шторы, посуду, белье, чтобы обустроить быт… Помнит, как привезли из приюта первых детей. Вот, что она рассказывает:

– Мне сначала дали четверых детей – они все были родные братья и сестры. А потом еще троих – тоже из одной семьи. Если бы они попали в государственные учреждения, их бы разлучили, потому что разновозрастных детей распределяют в разные детские дома. А мы специально стараемся брать детей из одной семьи, чтобы они жили в одном месте, в одном доме. Мамой меня называли все мои дети, я никого не просила, потому что понимала, что просто так заставить ребенка говорить то, что он не чувствует, это преступление. Но все само происходило. Старшие мои уже все взрослые, самостоятельные. Мальчишки отслужили армию, девочки вышли замуж. Одна девочка из этой семерки заканчивает институт. Все остальные получили специальность, работают, у всех свое жилье, семьи, за исключением самого младшего – ему только 19 исполнилось. Звонят, приезжают. Один мальчик живет во Фрязино – у него недавно ребенок родился…

За этим конспективным рассказом – целая жизнь, с бессонными ночами, желанием все бросить и счастьем, которого было так много. Когда привезли малыша, который не умел улыбаться, и через полгода все увидели его улыбку. Когда трудный подросток впервые убрал свою комнату и буркнул маме: «Ладно, дай список, я схожу в магазин». Когда у дочери получилось сварить суп – пусть совсем простой, но такой вкусный…

– Меня Бог миловал – я никогда от детей не услышала, что я им никто, – говорит мама Лариса. – Бывали, конечно, и горькие моменты, когда чувствовала себя бессильной – и дети, и я потом переживали. Но главное в таких случаях – быть вместе с ребенком, пройти вместе с ним этот путь, даже если он негативный.

Мудрого человека невозможно оскорбить, потому что на

правду обижаться нельзя, а неправда не стоит внимания.

Роберт Хайнлайн. Гражданин Галактики

Оскорбление (Оскорбительность) как качество личности – склонность причинять душевную боль, моральный ущерб, тяжело обижать, умышленно, в неприличной форме унижать честь и достоинство личности.

Один человек стал публично оскорблять мудреца: – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор! В ответ на это мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шелковых шароварах спросил мудреца: – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной. Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал: – Примерь, это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. – Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления – это тоже самое, что примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Марк Аврелий писал: «Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами».

Оскорбление – лай возбужденного эго. Это речевая агрессия своей порочности, перенесенная на других. Можно оскорбить и поведением, но, как правило, пытаются «убить» словом. Алгоритм оскорбления достаточно прост. Кто-то обидел меня, появляется злость и желание вернуть обиду, нанеся обидчику моральный ущерб и причинив душевную боль, желательно попав в уязвимое место. Когда невозможно оскорбить обидчика, зачастую происходит замена объекта оскорбления. Зло срывается на первом встречном.

Диоген Лаэртский рассказывал о философе, который три года обучался бесстрастию, платя монету каждому оскорбившему его человеку. Когда его ученичество кончилось, философ перестал раздавать деньги, но навыки остались: однажды его оскорбил какой-то невежа, и он, вместо того чтобы наброситься на него с кулаками, захохотал: «Надо же, – сказал он, – сегодня я бесплатно получил то, за что платил целых три года!»

Оскорбление – обмазывание другого грязноватой краской своего разболтанного, бесконтрольного ума. Это чувство крайней обиды. Оскорбление может быть намеренным или случайным (от недопонимания или несчастного случая). Качеством личности оно становится, когда человек в межличностном общении постоянно прибегает к оскорблению как средству оптимально решить, по его мнению, все возникшие в общении проблемы. Послал куда подальше и словно поставил точку. Всё, аргументы закончились. Теперь, если соперник не ретировался, можно драться молча.

Самое страшное оскорбление – это когда человек оскорбляет святого человека. Ответственность за это непотребство – огромная. Многие думают, что страшнее всего оскорбления Бога. Богу до лампочки оскорбительные фразы в его адрес. Он любит даже тех, кто его ненавидит. Когда человек отрицательно думает о Боге, он всё-таки о Нём думает. Значит, очищается. Бог говорит: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нуждается в защите земного правосудия. Любит человек или ненавидит Бога – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

Совершенно другой коленкор появляется, когда человек плохо думает и говорит о святых. Сам Бог во многих местах Бхагавад — гиты говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого. Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Законы мироздания тяжело наказывают за оскорбление родителей. Практически такое оскорбление приравнивается к оскорблению святых. Когда наносится оскорбление отцу, можешь забыть о высоком положении в обществе. Если твой отец падший из падших и ты оскорбил его, жди трудностей в карьерном росте. Вдобавок оскорбивший сын или дочь рискуют заболеть трудноизлечимыми недугами, у них будет плохое пищеварение и слабый иммунитет.

Если ты оскорбляешь мать, значит, лишаешься покоя, жизненных сил и спокойного сна. Оскорбляя мать, мужчина не сможет выбрать хорошую жену, так же, как, оскорбляя отца, женщина не сможет найти хорошего мужа. Знание, что мать тобою оскорблена, лишает умиротворения и привносит в жизнь постоянное беспокойство. Человек, оскорбивший родителей, практически ставит себя в безнадежную жизненную ситуацию.

Сильное наказание следует человеку за оскорбление своего учителя, своих бабушек и дедушек, а также людей, которые намного старше него. Оскорбления можно нивелировать, прося прощение. Даже если старшие, по вашему мнению, виноваты, всё равно нужно просить у них прощения – пусть не вслух, а в уме. Святого человека нужно просить о прощении вслух.

Когда человек оскорбляет равных себе, нужно просить прощения в уме и при встрече с ними вести себя приветливо, так, как будто ничего не произошло. Иными словами, оскорбление равных людей считается непотребством, но наказание за него не такое сильное, как за оскорбление святых, родителей и старших.

Для разрядки от этой информации прочитайте несколько оскорблений от поэта Владимира Вишневского:

— Лишь встречу Вас — растёт самооценка…
— Да, черноват порой у Бога юмор…
— Любовь конечно зла, но не настолько.
— За Вашу красоту! Но чокаться не будем.
— Когда б не вы — себя б считал уродом.
— Бьюсь об заклад, что вас зачали на спор!
— Сударыня, где взять мне столько водки?!
— Да, красотою мир вы не спасёте…
— Разделись вы, а мне почти не страшно!
— А с полом бы пора определиться…
— Бабайку вами в детстве не пугали?
— На вас природа славно отдохнула!
— Я б вас послал, да вижу — вы оттуда.
— Я с вами стал сторонником абортов.
-Эх, зря перевели сперматозоид…

Вы как укор порвавшимся кондомам!
-Сказал бы вам…, но очень жалко бисер!
-Вас зеркало, признайтесь, не пугает?
-На Вас собакам страшно помочиться
-Вам в ухо посвети — глаза зажгутся.
-В вас умер гений. Даже сгнить успел…

Петр Ковалев 2014 год

Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония» во многих уже охладела любовь (Мф. 24, 12).

Святитель Тихон Задонский

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай - зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). - В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

Преподобный Амвросий Оптинский

Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что... терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога?

Святитель Иоанн Златоуст

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое - если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение - когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть.

Святитель Тихон Задонский

Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Святитель Феофан Затворник

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.

Преподобный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе.

Преподобный Максим Исповедник

Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим - значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение.

Преподобный Ефрем Сирин

Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами Своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но о всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость Свою.

Старец Георгий Затворник

Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном - нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, - диаволу. Вот две противоположные стороны.

Святитель Иоанн Златоуст

Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют - не оскорбляется и когда обижают - не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы.

Преподобный Исидор Пелусиот

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних - помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд.

Святитель Иоанн Златоуст

Подлинно великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения (Лк. 6, 22).

Преподобный Ефрем Сирин

Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения.

Преподобный Марк Подвижник

С помыслами (скверными мыслями) мы сталкиваемся часто и порой считаем их обычным проявлением нашего собственного мышления. Хорошие ли мысли пришли нам в голову, плохие ли, считаем их по незнанию или недостатку опыта своими. Но помыслы – это не просто плохие мысли. Это не наши мысли, таящие в себе угрозу для нас. Оптинские старцы глубоко и всесторонне осветили важнейшие вопросы, касающиеся помыслов.

6.1. КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БЕЗГРЕШИЕ»

Появление мыслей (помыслов, помышлений) далеко не всегда подконтрольно человеку. Поэтому плохие мысли, если они не задерживаются в сознании человека и не действуют негативно на его поведение, не ставятся в грех.

Преп. Антоний говорит:

О помышлениях же ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так «: весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна» (). А посему и за не ставьте их, о чем я лично вам говаривал, но вы привыкли безпокоиться по-пустому .

Мимолетный помысел не создает вины, так как его возможность вытекает из обычных условий нашего мышления. Мы опытно знаем, что не способны заранее оградить себя от нежелательных мыслей, но и не связаны необходимостью одобрять и принимать любую мысль. Скоротечные и быстро забываемые плохие мысли, не повлекшие никаких последствий – суетны. Они безрезультатны, и потому беспокоиться о них означает беспокоиться попусту.

Тем не менее, было бы серьезной ошибкой полагать, что помыслы вообще не несут никакой угрозы человеку. Опасность – в поддержке помысла своей волей, которая дает возможность помыслу укорениться в сознании, набрать силу желания и превратиться в действия.

Поэтому старцы четко различают две ситуации. Первая – когда человек безгрешен, хотя бы и ему пришла на ум плохая мысль, но не укоренилась и миновала без последствий для самого человека или для другого. Вторая – когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и влечь человека к дурным поступкам. Здесь уже наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним. Соответственно, возникает задача охранения своей души от таких помыслов.

Сопротивляйтесь первому прилогу мысленному, сокрушайте младенцы вавилонские, пока они еще младенцы, – молитвою и смирением, а когда возрастут, то уже будут исполинами и трудно им сопротивляться .

Совет старца прост и логичен. Не стоит ждать, когда прилог произведет сочетание и сосложение, и набрав в этих последних силу создаст для нас сложную ситуацию. Ведь тогда придется уделять особое внимание борьбе с злой силой, которая уже начала действовать в нас, а сама эта борьба может оказаться трудной и длительной.

Гораздо разумнее отвергнуть помысл, когда он еще не пустил корни в душе человека, не начал забирать из нее соки, не окреп и может быть отброшен сравнительно легко. Лучшее средство борьбы в этом случае – и смирение. По молитве мы можем получить помощь свыше для противодействия (отбрасывания) прилога, а смирением не позволить врагу зацепиться за гордость или иной наш грех, которые предательски вводят врага в наши души.

Простое правило, которым прежде всего надлежит руководствоваться, преп. Макарий сформулировал так:

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложению с ними возжигают сласть в теле .

Как только прилог обнаружен, т.е. появившаяся мысль идентифицирована нами как плохая и вредная, так сразу же мы должны употребить свою волю для отказа иметь какое-либо дело с этим прилогом. Его нужно игнорировать, «пропускать мимо ушей» и т.д. Уловка врага заключается в том, чтобы мы все же втянулись, по неосторожности ли, из любопытства ли, или из приобретенной ранее (увы) склонности к греху в рассматривание прилога. И хотя субъективно мы можем иметь и благие намерения в этом случае, например намерение разобраться в содержании прилога и дать ему надлежащую оценку, все же это будет промахом с нашей стороны.

Ибо враг начнет убеждать нас в правильности прилога, искусно подбрасывая ложные, но не выявляемые нами немедленно как ложные, аргументы. А это значит что нам нужно будет рассматривать и эти аргументы, а потом и следующие – и все это время прилог будет внедряться в наше сознание, а враг искать наши слабые стороны чтобы добиться своего. Это «свое» заключается в том, чтобы мы в том или ином виде приняли бы прилог («сложились» с ним), в результате чего у врага появилось бы уже и орудие телесного воздействия на нас – сласть в нашем теле.

Преп. Антоний закрепляет это правило, указывая границу между тем, что мы не в состоянии предотвратить, и тем, чего мы уже можем избежать:

А что вы в домашней молитве своей, а иногда даже и в церковной, ощущаете разные мысли и разсеяние, то это бывает так иногда невольно, а иногда произвольно. Например, в Москве и Санкт-Петербурге почти безпрерывно проходят мимо окошек разносчики с разными мелочами и кричат: «купите, купите! продаю очень дешево». Чтобы не проходить им и не кричать, это не в нашей воле, а остановить их и вступить в разговор с ними и в разсматривание разносимых мелочей, это в нашей воле, и мы не без убытка бываем, когда купим у них что. Так должно разуметь и об мыслях. Чтобы они не приходили, это не в нашей воле, а разговаривать с ними в нашей, т.е. если усладимся нечистым воображением, от чего да сохранит нас Господь! .

Ненужные мысли часто появляются без нашего согласия на них. Но это несогласие должно сохраняться, т.е. мы не должны «разговаривать с ними». Если же такой разговор все же происходит, то это означает, что нечистое содержание ненужных мыслей привлекло нас и мы услаждаемся таким содержанием и влечемся нечистым воображением. Но это и указывает на то, что наше несогласие сменилось на согласие, хотя бы мы и внутренне противились и укоряли себя за это. Старцы предлагают не давать врагу подобных лазеек и призывать Господа в помощь ради сохранения от этого соблазна.

…Сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим и отвергай гордые и всякие другие Богу противные помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землею и пеплом, значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами .

Высокоумие – плод гордости человека, такое состояние ума, в котором ум постоянно упражняется в доказательствах превосходства над другими. Обычные проявления высокоумия: убежденность в собственной непогрешимости, вера в собственную исключительность, пренебрежительное отношение к способностям других и т.д. Святые противопоставляли высокоумию смиренномудрие, т.е. мышление, основанное на смирении. И если человек затруднялся следовать смиренномудрию, то это говорило и о его неспособности иди путем, указанным святыми отцами.

Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека .

Насильное внедрение зла в человека и объявление его принадлежащим человеку – таков почерк врага. Делает он это ради обвинения человека на Страшном Суде Божием. Поэтому несогласие с греховными мыслями, неприятие их есть свидетельство неправоты врага, которая человеческая душа производит своим отвержением помыслов. И здесь надо быть осторожным, ибо бесы прибегают к маскировке.

Согласие с помыслами греха есть общение с врагом, отсюда отступление от нас силы Божией и помощи .

Как видно из поучения, не наблюдает безучастно за мысленной бранью. В одних случаях Он использует Свою силу и помогает человеку, в других – оставляет человека. Знание почему так происходит важно, и преп. Никон поясняет:

Господь ждет: куда склонится наше сердце – сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной слабости греха .

Сказали святые отцы: «отсеки помысл – отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью – необходимы .

Отсечение помысла – вот цель, которую человеку необходимо ставить в мысленной брани. Отсекается помысл – отсекается все, в том числе делается невозможным согласие с грехом. Сопротивление бесов, насаждающих помыслы, должно преодолеваться усилием, борьбой, в которых главную роль играют и исповедь. В этом случае человек сохраняет верность Господу и получает от Него помощь.

Позиция Бога – ключевой элемент учения старцев о помыслах. Хотя помыслы инициируются врагом, а человек вынужден от них защищаться, попускает помыслы в наказание нам за гордость и ее плоды: высокоумие и т.д.

Преп. Лев показывает это соотношение между действием врага, нашей гордостью и попущением Божиим:

…Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился против вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколебать основание, на коем вы, при помощи Божией, желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу. Вторая причина, что вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чем вы и сами себя сознаете), что, не находя деятельных плодов добра, которыми могли похвалиться, самое редкое желание добра служит ей (гордости) пищею. Эта причина доставляет удобный приступ врагу к сильному на вас нападению попущением Божиим. Вот вам две главные причины вашего смущения и безпокойства… .

Старец говорит о том, что завистливый враг, не переносящий в нас спокойствия и намерения быть добродетельными, приступает к мысленной атаке, чтобы лишить нас всего этого. Казалось бы, Господь должен защитить нас в этот момент. Но вместо защиты попускает атаку врага… почему? Для того, чтобы мы увидели уязвимое место в устроении наших душ. Бесы горды и противны Господу, но и мы горды, если мним возможным для себя взойти на высоту добродетелей и услаждаемся мыслью об этом. Эта печальная смычка с врагом через гордость и приводит к тому, что Бог через попущение мысленной брани дает возможность нам понять, с кем мы общаемся и солидаризируемся… .

Попираемые врагами, мы каемся и просим Господа о помощи. В покаянии гордость отвергается, за основу поведения избирается смирение, и Бог, видя эту угодную Ему перемену в нас, посылает нам избавление от помыслов.

Преп. Макарий исчерпывающе раскрывает данную ситуацию:

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него возстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет святитель Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве» .

Но помыслы сии хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… .

Два аспекта борьбы с помыслами называет старец. Во-первых, не поддаваться уловкам врага, не смущаться и его грехи не принимать за свои. Во-вторых, исправлять свои недостатки, особенно гордость, заменяя их на смирение, от чего человек получает избавление от помыслов. Без второго первое не дает полного решения. Если только преуспеваем в том, что не смущаемся помыслами, но не смиряемся, помыслы регулярно возникают. Правда, они часто не вызывают тех неприятных последствий, бываемых при смущении, но своим фактом все же сигнализируют нам о наших нерешенных проблемах.

В общем, надо хорошо понимать возникающую в мысленной брани ситуацию и следовать советам старцев, в частности, советам преп. Амвросия:

Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: «иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце» .

Сразу и решительно браться за основное – собственные грехи горделивого самомнения или осуждения других. Таково оптимальное поведение при нашествии помыслов. Через самоукорение и неосуждение других, через смирение устраняется повод для помыслов. А что говорит враг, тем смущаться или беспокоиться не надо вообще. И если говорить ему что в ответ, то слова святого Иоанна Лествичника.

Простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

Неправильное понимание короткого слова из трех букв может превратить искренний акт поклонения в самое настоящее оскорбление.

Возможно вы уже слышали песню Мэта Редмана «Здесь для Тебя». Слова первого куплета звучат так.

Своей хвалой приветствую любя,
И песня наша - это знак,
Что здесь мы, Боже, для Тебя&
Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.

Маленькие слова очень много могут значит. В них может проходить та самая точка разделения между добром и злом, между раем и адом. В этом конкретном случае понимание одного маленького слова может предотвратить скатывание поклонения к настоящему акту оскорбления Бога. И слово это - «для».

Здесь, чтобы помочь?

Представьте на минутку, что кто-нибудь их вашей церкви заболел и прикован к постели. И вот, пока он беззащитно лежит, его дом приходит в запустение и требует ремонта. И не только дом - прилегающий к дому сад тоже требует ухода. И вот группа энтузиастов из церкви во главе вас самих появляется на пороге его дома, чтобы помочь с теми делами, которые хозяин дома сделать не в состоянии.

Хозяин дома спрашивает: «А что вы здесь делаете? Что все это значит?»

«Мы здесь для вас, ради вас», - в унисон отвечают церковные «тимуровцы». Подумайте, что значит слово «для» в этом конкретном случае. Вы говорите своему другу, что вы пришли, чтобы послужить ему, вы здесь «для» служения ему. Он слаб и болен, ему нужна помощь, а вы с друзьями пришли что-то сделать для него, что он сам сделать не в состоянии, не в силах.

И вот дело сделано: дом чист, сад убран, газон подстрижен, мусор вывезен. Хозяин дома произносит: «Я поверить не могу, как вы все добры ко мне. Вы так круто послужили для меня. У меня не было сил и энергии сделать то, что вы сделали для меня. Спасибо огромное».

Когда мы всей церковью собираемся и поем песни прославления Богу, что мы делаем? Какие у нас намерения? Что именно мы пытаемся достичь своими действиями?

Когда мы поем слова «здесь мы, Боже, для Тебя», что мы подразумеваем под словом «для»?

Бог в вас не нуждается

Если ваши песни, молитвы, ваше поклонение, ваши проповеди сродни помощи друзей своему заболевшему приятелю, вы оскорбляете Бога. Почему я так говорю? А вы представьте, как апостол Павел пришел в вашу церковь и произнес речь:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»
(Деяния 17:24-25).

Если говорить простым языком, то ни вы, ни я Богу не нужны. Он самодостаточен, не зависит ни от кого. Фактически, Он как раз ответственен за возникновение на земле всякой жизни, в том числе нас с вами. Именно поэтому невозможно служить Ему так, будто Ему нужна помощь, будто Он устал, будто Ему чего-нибудь не хватает, а мы всей церковью можем восполнить этот недостаток.

Если приходить в воскресенье в церковь и заявлять перед Богом, что мы, дескать, «здесь для Тебя», имея ввиду, что мы хотим восполнить то, чего Богу недостает - это оскорбление Бога на самом основополагающем уровне.

Именно поэтому нам следует очень внимательно следить за тем, чтобы мы не приходили к Богу так, как мы могли бы приходить к нашему «больному» или страдающему приятелю, который не может о себе позаботиться.

Здесь для обновления

Но давайте вернемся к нашему заболевшему другу и помощи, которую мы сделали «для» него. Представьте, что за окном жара за сорок, и вы отправились помогать своему другу после долгого, изнурительного рабочего дня. Вас мучает жажда.

Вдруг по дороге вы видите ларек, в котором можно попросить холодной, освежающей водички. Вы подходите к хозяину ларька и говорите: «А вас-то мне и нужно! Я привел себя для вас!» Здесь это «для» совсем не подразумевает, что у вас есть что-нибудь, что можно предложить хозяину ларька. Ничего, кроме вашей жажды. А у хозяина как раз есть то, что нужно вам. Вам очень нужно утолить жажду. Если не попить, можно и в обморок упасть. И вы смиренно просите у него то, что только он может вам дать: освежающей, оживляющей в жару воды.

Именно таким образом мы «здесь для Бога» во время поклонения. Мы не можем ничего Ему предложить, потому что у Него есть все. Он безграничный и самодостаточный. Ему от нас ничего не нужно. Напротив, мы приходим к Нему, как жаждущий приходит к источнику, как голодный к еде, как бедный за податью, как виноватый приходит ради прощения, как грешник приходит за спасением.

Именно поэтому «мы здесь для Бога». Только Он может дать нам то, что нам нужно.

Если мы «здесь для Бога», думая, что Ему это нужно, мы оскорбляем Его. Но если мы приходим к Нему, чтобы утолить жажду и голод в Нем через Иисуса Христа, мы поклоняемся Ему.

Надо отдать должное Мэтту Редману за то, что в своей песне он отвечает на вопрос, что значит быть «здесь для Бога»

Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.
Твоей наполнен будет жизнью…

Настоящий поклонник приходит к Богу не дополните Его дыхание, но получить дыхание от Него. Поклоняющийся не помышляет о том, что будто у Него есть, что дать Богу, он умоляет Бога наполнить поклоняющееся сердце сверхъестественной жизнью Бога.

Вот так простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

И когда мы поем: «Здесь мы, Боже, для Тебя», пусть это будет все-таки хвала, а не оскорбление.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...