Храм Артемиды Эфесской: интересные факты. Статуя Зевса в Олимпии


Классический список семи чудес света известен нам еще со школьных времен, когда мы изучали Древнюю историю. До наших времен дошли только пирамиды Египта, которые может увидеть каждый, кто посетит эту страну. Пирамида Хеопса в Гизе является единственным сохранившимся чудом света. Остальные чудеса – Колосс Родосский, висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк – разрушились в течение веков, одни при пожарах и землетрясениях, другие из-за наводнения.

В классический список чудес света входят:

  1. Пирамида Хеопса (место захоронения фараона Египта) — создали египтяне в 2540 г. до н. э. ;
  2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне — создали вавилоняне в 605 г. до н. э. ;
  3. Статуя Зевса в Олимпии — создали греки в 435 г. до н. э.;
  4. Храм Артемиды в Эфесе (построен в честь богини Артемиды в Турции) — создали греки и персы в 550 г. до н. э.;
  5. Мавзолей в Галикарнасе — создавали карийцы, греки и персы в 351 г. до н. э.;
  6. Колосс Родосский — был установлен греками между 292 и 280 гг. до н. э.;
  7. Александрийский маяк — построенный в IV веке до н. э. греками маяк, и названный в честь Александра Македонского.

Все ниже представленные фотографии с чудесами света, это либо макеты того, как раньше выглядели величественные сооружения, либо то, что от них осталось в настоящее время. Жаль, что они не выдержали природных катаклизмов.

Некоторое время спустя деятели культуры стали добавлять в этому списку дополнительные достопримечательности, «чудеса», которые до сих пор удивляют и вдохновляют. Так, в в конце I века римский поэт Марциал добавил в список только отстроенный Колизей. Спустя время, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.

В разных источниках упоминаются разные комбинации чудес света, к примеру, английские и французские писатели и историки приравняли к чудесам света Александрийские катакомбы, Наклонную башню в Пизе, фарфоровую башню в Нанкине, мечеть святой Софии в Стамбуле.

Новый список чудес света

В 2007 году одна из организаций ООН организовала голосование, чтобы утвердить новый список современных чудес света. Голосовали по телефону, Интернету и смс-сообщениями. И вот какой список получился в итоге:

Колизей в Италии;
Великая Китайская Стена;
Мачу-Пикчу – древний город инков в Перу;
Тадж-Махал в Индии – великолепный мавзолей-мечеть в Индии;
Петра – древний город, столица Набатейского царства, находится в современной Иордании;
статуя Христа Искупителя, летящая над Рио-де-Жанейро в Бразилии;
пирамиды Гизы в Египте;
Чичен-Ица в Мексике, древний город цивилизации майя.

Все они сохранились с древних времен, кроме статуи Христа Искупителя, которая была окончательно построена в 1931 году прошлого века и с тех пор стала символом Бразилии и одного из самых крупных ее городов – Рио-де-Жанейро.

Как их увидеть?

Новый список чудес официально утвержден ООН, и теперь увидеть их может каждый, кто поедет в страну. Ни один экскурсионный маршрут не избежит посещения этих достопримечательностей. Их стараются тщательно сохранить для будущих поколений, но и используют для современных нужд.

Например, Колизей известен своей великолепной акустикой. Там часто выступают знаменитые певцы и музыканты со всего мира, ставятся оперы прямо на открытом воздухе.

Тадж-Махал также открыт для туристов, но это усыпальница любимой жены падишаха, поэтому его только осматривают и восхищаются красотой его архитектурных форм и внутренней росписью.

Быть в Китае и не посетить Великую Стену считается просто неприличным. К ней водят множество экскурсий, однако залезть на нее нельзя: она представляет собой огромную полосу препятствий и ходить по ней опасно. Поэтому все фотографируются у ее участков в самых живописных местах.

Пирамиды Гизы можно осмотреть снаружи и внутри, а рядом увидеть грандиозные статуи древних сфинксов.

Экскурсии в древние города Мачу-Пикчу, Петру и Чичен-Ица необычайно интересны, но физически нелегки – придется долго шагать по развалинам. Впрочем, отдых туристов в этих странах отлично организован, и вы не пожалеете, если потратите день-два на посещение этих великолепных мест.

Чичен-Ица — древний город индейцев Майя

Почему именно 7 чудес света, а не 10 или 15?

Как вы уже, наверное, заметили, раньше люди с особым отношением относились к магическому числу семь. Всем известно, что на голове человека 7 отверстий -2 глаза, 2 ноздри, 2 уха и рот. Когда человек видит одновременно семь предметов, он может их сразу пересчитать взглядом, даже не задумываясь, однако же, если их будет больше, то придется пересчитывать в уме.

Таким образом, из-за вроде бы таких примитивных умозаключений, люди стали стремиться свети количество чего-либо к семи. Например, выделить 7 дней в неделе, семь цветов в радуге, 7 тонов в звуковом ряде и так далее.

Совсем не удивляет, что древние греки выделили именно Семь Чудес Света, ведь цифра 7 была священным числом Аполлона, бога, который покровительствовал искусству.

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.

Строительство святыни

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн. При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время. Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие - не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили. Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки. Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом. В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы. Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света.

Судьба Храма

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после - архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды. Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э. Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э. он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой. И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий.

Семь чудес света.
Наш мир полон необычных и чудесных мест, которые желательно посетить всем! Подумайте сами, ради чего мы живём, ради новых гаджетов и финансового благополучия? Не лучше ли посмотреть мир, путешествовать и открывать для себя всё новые и новые горизонты неопознанного? Мы начинаем обзор лучших и самых красивых мест нашей планеты!
Несомненно наибольший интерес у всего мира вызывают семь чудес света, о которых должен знать каждый человек, от мала до велика! В этой статье мы кратко опишем каждое из 7-ми чудес света, а кликнув по заголовку и перейдя по ссылке, вы сможете более подробно ознакомиться с наиболее заинтересовавшим Вас местом.

После победы над Македонским царем Деметрием вторым, жители о-ва Родос решили увековечить знаменательное событие гигантской статуей бога Солнца — Гелиоса, который считался покровителем острова. За строительство взялся скульптор Харес, ученик Лисиппа из города Линд. Из бронзы, путём отливки была создана сорока метровая статуя. Для этого потребовалось более тринадцати тонн бронзы и восьми тонн железа. Гелиос изображенный в полный рост, стоял на постаменте из каменных блоков скрепленных железом. Строительство длилось двенадцать лет и как же обидно было жителям острова спустя примерно 60 лет, когда статуя была разрушена мощным землетрясением. Узнайте больше о великолепной статуе на о.Родос, прочитав развернутый материал — .

Архитектор Либон из города Элид воздвиг храм, который был полностью посвящен богу неба Зевсу. Сложенный из известняковых блоков, размерами 30х65 метров, храм был украшен фронтонами с изображением битв и метопами с картинами отображающими подвиги Геракла. Внутри строения располагалась огромная статуя Зевса восседавшего на троне, высотой около пятнадцати метров. К скульптуре выполненной из дерева, крепились пластины из слоновой кости и золота. Полностью золотыми были сандали, одежда и венок на голове. В 476 году, статуя была перевезена в Константинополь, где и сгорела при пожаре. Читайте подробнее о строительстве и судьбе статую в материале —

Александрия основанная в 332 году до нашей эры была своеобразным культурным центром. Здесь находились великие архитекторы, математики, учёные, поэты, астрономы. Для обеспечения безопасности судов, подходящих с моря, был воздвигнут маяк высотой 125 метров! Первый этаж был выполнен в форме прямоугольника ориентированного по сторонам света. Длина каждой из сторон составляла более тридцати метров. Второй этаж облицованный мрамором имел восемь граней и был ориентирован по направлению восьми ветров. Так же тут располагались статуи из бронзы, некоторые из которых служили флюгером, для определения направления ветра. Третий этаж был круглый и нёс на себе огромный фонарь, над которым располагался купол с семи метровой фигурой Посейдона. Огонь Александрийского маяка поддерживался практически 1000 лет, пока маяк не был разрушен землетрясением в 797 году. Сейчас на останках маяка располагается крепость, построенная Кайт-бейем в конце пятнадцатого века. Вы можете узнать ещё больше об этом грандиозном сооружении, прочитав развернутый материал —

Работа с железом в древности считалась колдовской и поэтому опасной. Даже сегодня некоторые племена, живущие в Сахаре, считают кузнецов людьми , продавшими душу дьяволу, так что в этих местах кузнец профессия исключительно потомственная. Древние греки , хотя и были самыми цивилизованными представителями своего времени и великими изобретателями (ученые мужи этого народа еще на заре человечества изобрели массу полезных предметов - от топора и клея, до гидравлических роботов) однако, и им кузнечное дело внушало ужас. Кузница бога огня Гефеста находилась по их убеждению в недрах вулкана Этна, а отголоски особенно сильных ударов молота о наковальню, доносившихся оттуда, отзывались на простых смертных страшнейшими землетрясениями. Поэтому то, на что решились жители острова Родос , заставляет относиться к ним с большим почтением. Они решили построить на своей родине гигантскую статую бога солнца Гелиоса в благодарность за то, что "в давние времена, когда Родос был еще погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя" и сделать ее не из камня, а из металла.

Существовала легенда: когда воздвигли статую Колосса Родосского, случилось землетрясение, после которого она разрушилась. Статую восстановили, и опять случилось землетрясение. Мудрецы сказали, что, если народ снова воздвигнет статую, то остров Родос уйдет под воду.

Медь, олово и железо ценились в то время очень высоко. Но у родоссцев не было недостатка в любом из этих металлов, так как незадолго до этого, в 304 году до нашей эры, они отстояли свою независимость во время годовой осады острова армией Деметрия Полиоркета. Для покорения богатого острова Полиоркет не пожалел средств. Он привез на остров последнее слово военной технологии того времени - осадные машины, с таранами, катапультами, перекидным мостом и площадками для десанта. Гордостью осаждавшей армии была гигантская башня "гелеополида", то есть "берущая города". Гелеополида была вся окована бронзой и железом, и была настолько тяжела, что для движения требовала усилий трех с половиной тысяч человек.

Однако родосцы не покорились и Полиоркет, отступая, бросил на берегу огромную гелеополиду, тоже в своем роде чудо света, как не выполнившую свое предназначение. Этот военный трофей и пригодился родосцам. Статую своего бога-покровителя они решили сделать бронзовой. Такое важное дело можно было доверить только великому скульптору. Родосцы выбрали своего земляка Хареса из Линда, ученика прославленного Лисиппа. Главы городов заказали ему статую таких размеров, "чтобы она превосходила все остальные". Более того, сначала они хотели, чтобы статуя была отлита из бронзы (видимо её было настолько много). Потом от этой идеи отказались, указав, тем не менее, мастеру на то, что высота статуи должна быть не менее семидесяти локтей (около 36 метров).

По рассказу Плиния, на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн).

В процессе строительства Харесу пришлось помимо художественных решать и искать новейшие технические решения, ведь создание такой огромной и тяжелой статуи требовало использования самых высоких технологий античной науки. И они были применены, например, в качестве каркаса и для придания статуе эластичности (Родос часто страдал от землетрясений), были использованы не цельные, а собранные и склепанные железными обручами, каменные столбы, и вообще - каркас напоминал собой скелет человека. Потом пришла очередь кузнецов, их работа также требовала особой точности. Ведь бронзовый лист нужно было выковывать точно той формы, что требовал Харес, малейшая неточность и все нужно было переделывать.

Скульптор Харес не дожил до того дня, когда его работа была завершена. По одной из версий, когда статуя была почти готова, Харес заметил небольшую трещину в конструкции. Не в силах совладать со стыдом, скульптор покончил с собой.

По замыслу, в левой руке бог держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, словно вглядываясь в даль. Эта поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд в благословении. Рука обломилась бы под собственной тяжестью.

Когда был срыт, окружавший статую насыпной холм, по которому доставлялись наверх детали статуи, все увидели, что скульптор Харес изобразил Гелиоса прекрасным статным юношей, стоявшим на высоком мраморном пьедестале. Его голова была украшена лучезарным венцом. Пристально всматривается бог солнца Гелиос вдаль, приложив руку ко лбу, защищаясь от своего собственного яркого света. Или, как написал Филон Византийский в своей книге "О семи чудесах света": "Тут и стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям . Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до неба?"

Объявлено о намерении реконструировать Колосса в виде световой инсталляции. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые передадут международные спонсоры, а также немецкий деятель искусств Герт Хоф (Gert Hof).

Дальнейшая судьба этого чуда света печальна. Он простояла всего чуть больше полувека. Сначала эластичный каркас, во время сильнейшего землетрясения, не выдержал веса бронзовых листов. У статуи подломились колени - лучезарный Гелиос пал на землю. Но поверженный Колосс еще тысячу лет оставался чудом света, лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Последнее письменное свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавия, будущий халиф Дамаска, завоевал Родос и продал обломки Колосса какому-то торговцу, который вывез металл статуи на девятистах верблюдах.

Верблюдами тогда меряли объемы грузов. Если карту глянете, то увидите, что Родос рядом с материком. Загрузили на корабли и вывезли на материк, где и переплавили.
15.02.10 iouri

Спасибо,очень интересно.
21.02.05 , дима

Большое спасибо за очень интересную и захватывающую информацию. Очень хотелось бы видеть побольше картинок.
03.02.05 , [email protected] Анна

Очень благодарна за сведения о прошлом, Для молодого поколения это очень важно и интересно. Ещё раз спасибо.
04.01.05 , Еля

Cпасибо вам, это очень интересно и полезно.
Кстати, всем привет!!!
17.11.04 , [email protected] Ерлан

Действительно интересно, даже всплыло в памяти, что уже об этом где-то читала. И соответственно возник тот же вопрос, что у Эли про вывоз на верблюдах:)).
13.05.04 , Женя Цвинг

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...